Конспект внеурочного занятия Занимательная топомимика
план-конспект
Научить отличать ойконимы, гидронимы и оронимы; ознакомить с понятием «топонимика» и значением топонимики при изучении краеведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspektvneurochnogo_zanyatiya_zanimatelnaya_topomimika.doc | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметный урок.
По количеству уч-ся…………..….групповая
По месту учебы.………………..... внешкольная
Классический урок………………40 минут
Вид контроля.....……………….... тематический
Проверка знаний..………………. устная
Опрос..............………………….... фронтальный и индивидуальный
Методы обучения……………..... словесный, словесно-объяснительный, словесно-
информационный, наглядный
Методические приемы……….... иллюстрированный, организационный, технический, логический.
Тема урока: «Занимательная топонимика».
Цели: научить отличать ойконимы, гидронимы и оронимы; ознакомить с понятием «топонимика» и значением топонимики при изучении краеведения.
Задачи:
Обучающая: дать учащимся общие сведения о топонимике как развивающейся науке; объяснять термин «топонимика», знать роль топонимов в жизни человека, общества; иметь представление о разноязычности и разновременности топонимов; уметь отличать ойконимы, гидронимы и оронимы.
Развивающая: развивать образное мышление, речь воспитанников.
Воспитывающая: воспитывать познавательные интересы и чувство духовного родства с "краем древних праотцов".
Дидактический материал: физические карты Краснодарского края на каждой парте.
Оборудование: учебная доска, экран и проектор для показа презентации, ноутбук.
ТСО: презентация по закреплению урока – 8 слайдов.
Оформление класса.
Плакаты с высказываниями:
"Топонимы - язык земли, а земля есть книга, где история человечества записана в географической номенклатуре".
Н.И.Надеждин, ученый-топонимист 19 в.
"Топонимы - свидетели времен минувших".
В.Ф.Барашков, ученый 20 века
«Названия — это народное поэтическое оформление страны.
Они говорят о характере народа, его истории, его склонностях и особенностях быта».
Константин Паустовский, русский писатель.
Список использованной литературы:
- Административно-территориальное деление Краснодарского края. Краснодар 1988 г.
- Алмазов Ю., Имя на карте родного края. Краснодар 2001 г.
- Ковешников В.Н., Очерки по топонимике Кубани. Краснодар 2006 г.
- Интернет-ресурс.
План проведения урока.
Этапы урока | Работа учителя и учащихся | Содержание урока | Время в сек. мин |
1. Подготовительный этап | Организационный момент | 1. Сообщение темы и цели урока. - Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить об именах, но не о ваших именах, а об именах рек, морей, станиц, городов. Сегодня вы узнаете о том, что за наука топонимика, насколько она сложна и увлекательна, узнаем, чем отличается ойконим от гидронима или оронима. Откуда появилось то или иное название на карте нашего края, из какого языка пришло и что оно обозначает. | 1 мин. |
2. 0сновной этап | Работа учителя Самостоятельная работа учащихся Учитель Работа учащихся Учитель Самостоятельная работа учащихся Учитель Самостоятельная работа учащихся Учитель Самостоятельная работа учащихся Учитель Самостоятельная работа учащихся Учитель Работа учащихся | 2. Что изучает топонимика. Задайте себе вопрос, странный только на первый взгляд: в чем сходство между нашей станицей — и всей нашей планетой? Ответ будет необычайно прост: в наличии адресов! Только на Земле вместо почтовых отделений — материки и острова, вместо улиц и площадей — страны и географические области; роль отдельных домов могут играть горные хребты, реки, пустыни; ну, а в качестве квартир выступят населенные пункты... У всех перечисленных "адресов" есть координаты — долгота и широта; есть и названия. - Вообще географические названия делятся на 2 группы: географические термины и имена собственные. У вас на столах карты Краснодарского края. Найдите на них географические термины и имена собственные. Назовите. - Скажите, пожалуйста, для чего нужны географические названия? - Что произойдет, если они исчезнут с карты? Ответы ребят. - Учение о географических названиях именуется топонимикой, от греческих слов "топос" (место) и "онома" (имя); то есть, "наука об именах мест". А объект изучения топонимики называется топоним Топонимы можно разделить на 3 основные группы: Ойконимы – собственные названия любого поселения Гидронимы – собственные названия любых водных объектов рек, озер, морей, ручьев, рдников и т.п. Оронимы - собственные названия любых элементов рельефа вершин, хребтов, гор ущелий, балок, впадин, бугров и т.п. Итак, первое назначение топонимики —"адресное", т.е. обозначение конкретного географического объекта. -Только ли из-за адресного назначения изучаются топонимы? -У топонимов есть другие важные функции. Какие же? - Прочтите высказывания ученых. Каково, по их мнению, значение топонимов? Вывод. Топонимы - "язык земли", документ долгой и сложной человеческой истории. Они рассказывают нам, откуда пришли люди в какой-то определенный район земли, как осваивали новые места, как защищали свою землю. Случается, что открываются новые исторические факты, археологические находки, которые заставляют по-новому взглянуть на тот или иной топоним. Появляются новые географические объекты, новые топонимы. Значит - топонимика - наука развивающаяся. Топонимы рассказывают о том, каким был язык наших предков, как изменялось значение слов. Топонимы дают нам возможность установить родство одного народа (и его языка) с другим. Они расскажут нам о былой природе мест, о том, с какими легендами связывали люди окружающие их названия. Тут вам и история, и природоведение, и этнография, и языкознание, иначе говоря, все то, что изучает краеведение. Краеведы давно признали топонимику обязательным элементом. Изучая край, необходимо обращаться к географическим названиям, которые могут рассказать много интересного о прошлом и настоящем изучаемой местности и служить превосходным дополнением к сведениям, получаемым иным путем. Топонимика края - Кубань была зоной интенсивного взаимодействия коренных и пришлых народов на протяжении многих веков. Поэтому и названия географических объектов, иначе говоря, топонимы встречаются различного происхождения: абхазские, адыгейские, греко-римские, славянские, тюркско-монгольские, черкесские и другие. Давайте узнаем значение хорошо известных вам географических названий нашего района и края. Ойконимы – названия населенных пунктов - ст.Полтавская. Назовите год основания станицы. - Да, основана в 1794 году как куренное селение запорожских казаков. Курень получил название от г.Полтава (Украина) который упоминается в летописи ещё ХП века в формах Лтава, Олтава. Предположительно, в основе названия литовское слово, означающее место, где много родников-источников, глинистая лужа. Предлог «по» указывает на расположение поселения по реке Лтава. г.Славянск-на-Кубани. На его месте когда-то существовала генуэзская фактория Копа. В 1475 году турки захватили Копу и переименовали в Копыл. В 1774 г. Копыл стал русской крепостью. А в 1777 году русские войска, в составе которых был Славянский гусарский полк, строили для борьбы с кубанскими ногайцами военные укрепления, названные Славянскими. Укрепления были уничтожены, а название осталось, оно возрождается в 1865 году на месте Копыла основывается ст.Славянская. В 1958 году станица преобразована в город. При изменении статуса к названию добавили слово «на-Кубани» для отличия от уже существующего города Славянска в Донецкой области Украины. г.Анапа. Город-курорт, один из древнейших в крае. В У в. до н.э. на этом месте уже существовал город Синд, по имени синдов – народа, на землях которого он находился. С 1У в. до н.э. до У1 в н.э. уже встречается название Горгиппия. В средние века на месте города размещалась генуэзская крепость Мапа. Связь с современным названием ощущается: Мапа-Напа-Анапа. Существует несколько версий происхождения современного названия города:
Можно сделать вывод, что происхождение ойконимов может быть различным и иметь несколько версий. Проводится игра «Мы к вам заехали на час..» (см. приложение № 1) Гидронимы – названия водных объектов Кубань – главная водная артерия края, её протяженность составляет 870км. Современное название реки в течение времени видоизменялось: Къобхан – Кобан – Кубан – Губань – Кубань. Смысловое значение приведенных вариантов сохранялось и означает (из карачаево-балкарского) «быстрый, бурливый, беспокойный, разливающийся». Предполагают, что название возникло от половецкого Куман, от древне-тюрского означающего «река» или «поток». По другим данным название реки Кубань произошло от древне-греческого Гопанис (Гипанис) – «конская река», в смысле «буйная, сильная река». - Из языка каких народов название реки Кубань переводится как «быстрый», «разливающийся»? - Как переводится древне-тюрское слово Куман? Ответы ребят. - Река Кубань относится к бассейну двух морей, омывающих Краснодарский край: Азовского и Чёрного. Река Кубань дала имена многим географическим названиям. Назовите известные вам. Ответы ребят. - Кроме г.Славянска-на-Кубани, х.Прикубанского можно назвать ещё очень много насёленных пунктов: ст.Кубанская, г.Новокубанск, хутора Кубанская Степь, Кубанский, Северокубанский, Первокубанский, посёлки Кубанец, Кубаньстрой, Кубанский, Кубань, Закубанский, Малокубанский и т.д. Задание для самостоятельной работы. - Все вы, наверняка, разгадывали кроссворды. Поясните мне, как составляются кроссворды? - А теперь задание. Составьте и запишите вопрос о реке Кубань, учитывая её топонимику. Например, С древне-греческого языка название этой реки Краснодарского края переводится «конская река» (6 букв). Ребята составляют и читают свои задания. Отмечаются наиболее удачные. Следующая река, название которой вам знакомо – это Протока Протока – буквально означает «побочное русло», по которому проходит около 40% кубанской воды в Азовское море. Протоку называли по-разному: ногайцы – Кумузюн (от «кум» - песок, «узюн» (узун) – средний, среди); татары – Кара Кубань (чёрная Кубань); тюркские Кумли-Кубань – Песчаная Кубань. На картах она иногда ещё обозначалась, как чёрная Протока и с начала Х1Х века – просто Протока. Река находится на границе Славянского района с Красноармейским, Калининским и Приморско-Ахтарским районами. Найдите её на ваших картах. Название реки легло в основу названия станции Протока в г.Славянск-на-Кубани. - Какие ещё топонимы, образованные от названия реки Протока вы знаете? Ответы ребят. х. Протичка и х. Протоцкие - Продолжим составлять задания для кроссворда. Теперь ваш вопрос должен быть о реке Протока. Например, Название реки, которое буквально означает «побочное русло» (7 букв) Ещё одна река, протекающая в нашем районе – Ангелинский Ерик – правое ответвление р.Кубань, расположен восточнее и почти параллельно р.Протока. Ерик дал название хутору Ангелинскому и железнодорожной станции Ангелинская в станице Старонижестеблиевская. Название Ангелинский (Ангелик, Энгелик) возводят к тюркскому «ангалы», означающее – имеющий мать. По другим данным гидроним происходит от турецкого «энгелик», означающий – ширь, простор. Оронимы – собственные названия вершин, хребтов и т.д. г.Эльбрус Высочайшая вершина Большого Кавказа – представляет собой двухвершинный конус потухшего вулкана, с абсолютной высотой 5642 м. Название Эльбруса имеет древние корни, его видят в названии от персидского Аль-борджи – «вздымающийся», по другой версии «высокая гора». Есть и другой перевод этй версии названия – «блестящая, сверкающая гора». Предлагают ряд объяснений: от арабского Альбуруз – «выступ»; иранского Альборс (Эльборс) – «высокая гора»; тюркского Ялбуз – «ледяная грива». Балкарцы название вершины считают своим и произносят «Эльбрус-тау» - «гора, вокруг которой кружит ветер». - С какими языками связывают ороним Эльбрус? Ответы ребят. г. Баба (622м) Вершина расположена в 10 км на северо-восток от села Успенского (правый берег реки Кубань, западные отроги Ставропольской возвышенности). Предположительно на вершине стояло каменное изваяние, оставленное половцами (средневековая кочевая народность). Поэтому, вероятно, название изменено и по-ногайски будет выглядеть как «бабай» - «дед, старик», а это значит, что каменные фигуры являются изображением воинов-мужчин. г. Мезмай(1946м) Вершина расположена в системе Лагонакского хребта в междуречье Курджипса и Цеце. По этимологии названия существует два варианта перевода с адыгейского: - «кисличный лес» (дикая яблоня); - «земля лесов». С адыгейского мэзмей означает – яблоня восточная. - Давайте продолжим составлять задания для кроссворда. Теперь ваши вопросы должны быть о вершинах о которых вы только что услышали. Например вершина Ставропольской возвышенности высотой 622 метра название которой означает каменное изваяние половецких племен (4 буквы) Вершина Лагонакского хребта высотой 1946 метров, название которой в переводе с адыгейского переводится как «кисличный лес» (6 букв) Теперь давайте поиграем в игру «Чужой среди своих» (см. приложение № 2) А знаете ли вы, что: - в нашем крае по предварительным подсчетам существуют как минимум 100 тыс. топонимов, т.е. географических названий. - для названий станиц нашего края характерно наличие пар «старо» и «ново» или название без «старо» и его пара с «ново». Например: Старовеличковская – Нововеличковская; Старомышастовская – Новомышастовская; Старокорсунская – Новокорсунская или: Платнировская – Новоплатнировская; Пластуновская - Новопластуновская; Ивановская – Новоивановская. Это отражает особенности заселения и освоения края. Таких пар 20. «Пара» нашего района Старонижестеблиевская – Новостеблиевская была переименована в Гривенскую. - Самое длинное имя носит станица нашего района - это Старонижестеблиевская. Посчитайте сколько в названии букв и звуков. (21 буква 23 звука) - после окончания в 1864г. Кавказской войны многие станицы, именовались черкесскими названиями: рек, племен, аулов. Но вскоре по велению Великого князя Михаила получили новые имена – по названиям городов. Так, Фарская стала Ярославской, Псефирская – Костромской, Псекупская – Саратовской и т.д. - много закубанских станиц получило название по полкам с «закавказскими» наименованиями: Мингрельская, Апшеронская, Эриванская. Игра «Восстанови топоним» (см. приложение № 3) | 1 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 4 мин. 3 мин. 2 мин. 2 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 3 мин. 2 мин 3 мин |
3. Заключительный | Работа учителя и учащихся | ТСО. - Итак, сегодня мы с вами узнали очень много нового. Давайте вспомним (показ презентации). - А дома попробуйте составить кроссворд из топонимов нашего края. Можно использовать задания, которые мы сегодня с вами составили. Кроссворд должен состоять не менее чем из 10 слов. - Молодцы, спасибо. Сегодня самыми активными и старательными были…. - Урок окончен. До свидания. | 5 мин. |
Приложение № 1
Игра «Мы к вам заехали на час…»
Городов, станиц, сел, хуторов в нашем крае немало, но вот что интересно: почти все названия жителей населенных пунктов Кубани получены с помощью суффиксов и окончаний –«цы» или «ане» («чане») во множительном числе. Перед вами 14 наименований населенных пунктов Кубани. Представьте, что вы популярные артисты, которые будут выступать перед жителями этих городов и станиц. Ведь сначала они должны их поприветствовать «Дорогие Ростовчане». Распределите наименования населенных пунктов по 2 группам:
на «чане»(1) на «цы»(2)
и обратитесь к жителям. Вам достаточно проставить рядом с названием цифры 1 или 2 соответственно. На обдумывание дается 1 минута.
Список населённых пунктов: Анапа, Белая Глина, Крымск, Ейск, Сочи, Краснодар, Армавир, Каневская, Кореновск, Пашковская, Геленджик, Васюринская, Туапсе, Темрюк.
Анапчане Туапсинцы
Темрюкчане Краснодарцы
Геленджичане Белоглинцы
Крымчане Васюринцы
Ейчанне Армавирцы
Пашковчане Сочинцы
Каневчане Коревновцы
По истечении времени учащиеся по одному встают и обращаются к жителям: «Дорогие анапчане...». В случае, если ребенок допустил ошибку, товарищи его поправляют, а он «приезжает» в следующий населённый пункт.
Приложение № 2
Игра «Чужой среди своих»
Учащиеся получают карточки, в которых топонимы разделены на три группы. Необходимо определить тип каждой группы, вписать термин в верхнюю строку таблицы и вычеркнуть топонимы, не входящие в данную группу, если таковые имеются. Для выполнения задания рекомендовать использовать карту края. При проверке один учащийся у доски вычёркивает «чужого», другой с места зачитывает и определяет группу топонимов. Затем другая пара определяет следующую группу.
Апшеронск | Миска | Песчанка |
Хадыженск | Аюк | Убинка |
Новопокровская | Лысая | Кубань |
Усть-Лабинск | Папай | Афипс |
Отрадная | Фишт | Адыгейск |
Темрюк | Лаба | Протока |
Белая | Эльбрус | Каверзе |
Апшеронск | Миска | Песчанка |
Хадыженск | Аюк | Убинка |
Новопокровская | Лысая | Кубань |
Усть-Лабинск | Папай | Афипс |
Отрадная | Фишт | Адыгейск |
Темрюк | Лаба | Протока |
Белая | Эльбрус | Каверзе |
Апшеронск | Миска | Песчанка |
Хадыженск | Аюк | Убинка |
Новопокровская | Лысая | Кубань |
Усть-Лабинск | Папай | Афипс |
Отрадная | Фишт | Адыгейск |
Темрюк | Лаба | Протока |
Белая | Эльбрус | Каверзе |
Приложение № 3
Игра «Восстанови топоним»
Из беспорядочного набора букв собрать названия: города, станицы, горы, реки. В наборах букв может быть лишняя. Задание выполняется парами (как сидят за партами). Задание выполнено только когда все 4 топонима восстановлены.
Д Р А Т Н О Н А Я (Отрадная) К Р Ю К М Е Т (Темрюк)
Е Я Л А Б У (Белая) Ы А Л С Я (Лысая)
Игра «Разгадай головоломку»
Употребляя перечисленные на замках буквы, составьте названия рек Краснодарского края. Цифры показывают, сколько раз можно использовать букву.
Игра в слова
Задание по вариантам для 1 и 2. Предлагается название кубанской реки. Из слагающих его букв нужно составить как можно больше слов. Время выполнения 1 мин.
1 вариант: Протока (ток, рот, кот, карп, тропа, тропка, трап, трак, рак, кора, опора, пар, топор, прок, рок, око, капот, акр, ар)
2 вариант: Понура (пар, пан, руна, руно, урна, нора, ура, рано, пора)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеурочного занятия "Занимательная математика" + презентация + раздаточный материал
Конспект занятия для 4 класса...
План - конспект внеурочного занятия по программе "Занимательная математика"3 класс 21 век
Старинные русские единицы измерения длины и массы....
Конспект внеурочного занятия по математике " Занимательная геометрия" 4 класс
Конспект внеурочного занятия по математике. Форма проведения - деловая игра....
Конспект ВНЕУРОЧНОго ЗАНЯТИя « Занимательная математика в 3 классе».Тема: «Математический Фокус»
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ « Занимательная математика в 3 классе».Дата:30.09№занятия по ктп:4Тема занятия:Математические игрыЦели:формирование интереса к предмету математике.Задачи:...
Конспект внеурочного занятия по теме: Занимательный русский язык.
Внеурочное занятие для учащихся 4 классов "Путешествие в страну имен числительных"....
Конспект внеурочного занятия (мероприятия) по внеурочной работе в области научно-познавательной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: занимательная математика
Конспект внеурочного занятия (мероприятия) по внеурочной работе в области научно-познавательной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: занимательная математика...
План-конспект внеурочного занятия "Занимательная математика"
План-конспект внеурочного занятия "Занимательная математика"...