2. Культура России
классный час (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Шаблон для разработки конспекта воспитательного мероприятия
ФИО:
Класс: 3
Направление воспитательной работы: эстетическое воспитание
Целевые ориентиры: проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре
Тема воспитательного мероприятия: «Культура России»
Цель воспитательного мероприятия (для учителя): воспитание ценностного отношения к культуре русского народа и России посредством беседы, развитие умения анализировать работы отечественных авторов, описывающих русскую культуру, расширение представлений о культуре России и русского народа в картинах, музыке и стихотворениях отечественных авторов посредством беседы и выполнения заданий.
Задачи:
Образовательные: расширять представления о культуре России и русского народа в картинах В. Е. Маковского: «Рыбачки», «Кормление индюшек», «Крестьянский обед», «Девочка с гусями», русской народной песне «Во поле береза стояла» и танце «Березка», стихотворении отечественного автора А. П. Еремина «Русский народ» посредством беседы и выполнения заданий
Развивающие: развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение, творческие умения при выполнении заданий, развивать умение работать в парах для достижения общего результата, слушать друг друга и аргументировать собственную точку зрения, развивать умение планировать и оценивать работу, определять тему воспитательного мероприятия посредством беседы.
Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к культуре русского народа и России, стремление к ее изучению и сохранению посредством высказывания эмоционально-ценностных суждений.
Характеристика этапов воспитательного мероприятия
Этап воспитательного мероприятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы и приемы работы | Средства воспитания (включая указание слайдов презентации, интерактивное оборудование), средства воздействия | Форма организации деятельности (Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая) |
Вводный | -1 сл. Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на места! Не забывайте о правильной посадке! -Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в мир культуры нашей страны – России. А что же называют культурой 2 сл. Культура – это совокупность достижения людей в области искусства, промышленности, производства. -Какой же бывает культура? -По мнению известного литературоведа А. А. Сорокина культура бывает отечественной и мировой. Чем они отличаются? -Верно! Отечественная культура – это культура наших Российских художников, композиторов, поэтов … -А мировая? Верно! -3 сл. Что же относится к культуре нашей страны? -Верно! -Сегодня мы с вами и отправимся в путешествие в мир искусства, о чем мы будем говорить, определим тему нашего мероприятия? -Какие произведения известных авторов о культуре русского народа вы знаете? -Составим план урока, значит, что нам необходим узнать? -Чему научиться? -Что оценить? -Верно! Приступим к работе! | Приветствуют Высказывают предположения Высказывают предположения Высказывают предположения - те произведения, которые созданы зарубежными авторами Высказывают предположения - о культуре России - мы не знаем - узнать о произведениях известных авторов о культуре русского народа вы знаете - научиться анализировать и различать их - оценить свою работу | Дидактическая беседа, разъяснение, постановка проблемного вопроса, наглядный метод, демонстрация, словесный метод, беседа, здоровьесберегающая технология – напоминание о правильной посадке, игровая технология – форма игры-путешествия | Оборудование: компьютер, проектор, презентация Средства воспитания: речь учителя через убеждение Средства воздействия: убеждение (во время беседы с педагогом) | Ф |
Основной | 4 сл. Как же описывали нашу Родину и ее жителей в своих картинах отечественные авторы? -Ответим на этот вопрос! -Во многих своих картинах Владимир Егорович Маковский описывал жизнь простого народа, рассмотрим несколько его картин 5 сл. Что на них изображено? Какая общая тема их объединяет? 6 сл. Чем славится крестьянский народ и русская культура в целом? Трудишься ли ты? Расскажи об этом. -Важен ли труд в жизни человека? Почему? -Какие пословицы о труде вы знаете, расскажите о них, Что они означают? -Какое настроение у героев данных картин? Рады ли они трудиться? Почему? Как вы это определили? -С помощью чего автор передает это настроение? -Узнаем кто был самым внимательным, для этого выполним интерактивное задание на планшетах, какие правила работы с планшетами вы знаете? -Отсканируйте код с помощью камеры планшета. Установите соответствия между картиной В. Е. Маковского и ее названием, выполнив интерактивное задание, на кнопку «завершить» пока не нажимаем Проверим вашу работу (педагог открывает задание на интерактивной панели и устанавливает соответствия вместе с детьми) -Поднимите руки те, кто верно выполнил здание! Молодцы! Отложите планшет в сторону. Динамическая пауза для глаз -7 сл. А как же русский народ описывается в русских народных песнях и танцах. Ответим на этот вопрос! Вы наверняка не раз слышали русскую народную песню «Во поле береза стояла» Закройте глаза, представьте то, о чем поет русский народ, опишите то, что вы представили. -Попробуем пропеть данное музыкальное произведение еще раз все вместе -Какое настроение передают авторы песни? С помощью чего? -Любят ли они свою Родину? Почему? Чем восхищаются? Благодаря чему вы это определили? 8 сл. О чем поется в песне? А почему береза- это символ России? Оказывается Берёза является символом России потому, что среди многочисленных видов деревьев, растущих в нашей стране, берёза - это единственное дерево, имеющее кору белого цвета. Белый же цвет, символизирующий чистоту, очень хорошо сочетается с искренним и хлебосольным характером нашего народа. Попробуйте изобразить то, о чем поет русский народ на рисунке, используя краски. Какие правила при работе с акварелью вы знаете? Проверьте и оцените работы друг друга с помощью сигнальных карточек, поднимите карточку зеленого цвета, если рисунок выполнен аккуратно и он описывает то, о чем поется в песне, красный – если есть несоответствия. Молодцы! Вы справились с заданием! 9 сл. Я предлагаю вам немного отдохнуть, но в необычной форме. Какой самый известный русский народный танец вы знаете? Посмотрим как он исполняется Обратите внимание на костюмы русских красавиц, что их отличает от других народов? -Какие движения они используют в танце? 10 сл. Совместно с одноклассниками я предлагаю вам поучаствовать в этом танце -Что вам особенно понравилось в этом танце? Какие элементы запомнились? -Молодцы! Присаживайтесь на места и не забывайте оп правильной посадке! -Как же описана культура нашего народа в стихотворениях отечественных поэтов? 11 сл. Для ответа на этот вопрос предлагаю вам послушать выразительное чтение стихотворения (педагог читает выразительно стихотворение) -Затруднения в определении значения каких слов у вас возникли? -Для определения их значения предлагаю вам поработать в парах, какие правила работы в парах вы знаете? -Для этого продолжим работы с планшетом, отсканируйте код и попробуйте определить значения слов установив соответствия. -Самостоятельно проверьте свою работу (педагог открывает задание на интерактивной панели) -Что в своем стихотворении автор называет душой? - Что такое оплот? -Что означает слово ведать? -Какое значение имеет слово удел? -Что такое завет? - Нетление – это … -Поднимите руки те, кто верно определили значение всех слов. -Молодцы! Вы справились с заданием! 12 сл. Вернемся к тексту стихотворения и проанализируем его. Прочитайте его еще раз внимательно по себя. О чем рассказывает автор? -Чем он восхищается? -Как автор относится к русскому народу и Родине? Найдите строки, подтверждающее это в тексте -13 сл. Предлагаю вам продолжить работу в парах, не забывайте о правилах совместной работы. Попробуйте найти в тексте стихотворения прилагательные, которые характеризуют русский народ в стихотворении на карточке 1 (см. Приложение 1) подчеркните эти слова -Проверим, что у вас получилось, используя документ-камеру, какие правила работы с ней вы знаете? - … и … подойдите к документ-камере, проверим вашу работу, остальные поменяйтесь работами с соседними парами (учитель контролирует обмен карточками для взаимопроверки) -Какие слова вы подчеркнули? -Какие прилагательные вы бы могли добавить к этому стихотворению? Проверьте работы друг друга, напротив каждого верно выделенного прилагательного поставьте + Верните работы друг другу. Поднимите руки те, кто верно подчеркнул все прилагательные, а кто допустил 1, 2 ошибки. Молодцы! Какое настроение передает автор? Как вы это определили? -Молодцы! Наше путешествие подходит к концу, мы возвращаемся домой | - мы не знаем Перечисляют - тема русского труда - трудом Рассказывают Да, потому что труд украшает человека - без труда не выловишь и рыбку из пруда (для успеха нужно потрудиться) Человек рожден для труда (человек трудится всю жизнь) - воля и труд дивные всходы дают (хорошо влияют на человека) - радостное и веселое, потому что труд приносит им радость - с помощью ярких красок и эмоций, которые изображены на лицах людей Перечисляют правила работы с планшетами Выполняют задание Выполняют динамическую паузу для глаз - мы не знаем Слушают и описывают -поют - теплое, душевное, родное и любимое – они показывают, что любят свою родину с помощью ласковых слов, медленного мотива - да, потому что это место в котором они Родились, они восхищаются красотой природы России - благодаря словам из песни и ее темпу - о березе как символе России - мы не знаем Озвучивают правила работы Создают рисунки, демонстрируют и оценивают работы друг друга с помощью сигнальных карточек - березка - русские головные уборы - кокошник, платки, красные платья в пол и веточка березы в руках - русские хороводы, плавные поднятия рук с помощью которых они восхищаются символом России – березой Участвуют в танце повторяя движения по видео - хоровод и др. Высказывают предположения - мы не знаем Перечисляют Перечисляют правила совместной работы Выполняют задания - внутренний мир человека, его переживания и чувства - защита и опора - знать что-то - участь, судьба - наказ или наставление - отсутствие тления Проверяют и поднимают руки - про о, что русский народ и его культура – это часть России - силой, сплоченностью и душой русского народа - душа есть у Руси-России, душа ее – русский народ Озвучивают правила работы - сильный, угнетенный Проверяют - уверенный, родной и горделивый Поднимают руки - гордость за свою страну и готовность ее защищать - по строкам стихотворения, по главным прилагательным и глаголам, описывающим русских народ | Дидактическая беседа, разъяснение, решение проблемного вопроса, наглядный метод, демонстрация, словесный метод, беседа, здоровьесберегающая технология – напоминание о правильной посадке, правила т/б, динамическая пауза, игровая технология – форма игры-путешествия, практический метод при выполнении заданий, опора на жизненный опыт, методы развития творческих умений, прием «Ролевая маска» (дети пробуют себя в роди художников, танцовщиков, певцов), методы формирования мотивации, поощрение и создание ситуации успеха, методы контроля и оценки, самооценка и взаимооценка | Оборудование: компьютер, проектор, презентация, документ-камера, планшет, интерактивная доска, рефлексивные карточки, дидактический материал, ручка Средства воспитания: речь педагога, выразительное чтение, прослушивание, просмотр и анализ произведений искусства, музыкотерапия, организация совместной работы Средства воздействия: убеждение (через речь и выразительное чтение педагога), заражение (эмоциями, передаваемыми авторами), подражание (дети пробуют себя в роли творческих людей) | ФПИ |
Заключительный | 14 сл. Наше путешествие подходит к концу, мы возвращаемся домой. -Давайте вспомним, ответ на какой вопрос мы не смогли дать в начале занятия? -Сможем ли теперь мы ответить на этот вопрос? Как? - Смогли ли выполнить первый пункт плана? -Какие отличительные черты России и русского народа вы запомнили из данных произведений? -Чему научились? -С помощью чего авторы передают всю красоту России и русского народа? -Что нам осталось сделать? -Для этого воспользуйтесь рефлексивными карточками. Поднимите зеленую карточку, если вы узнали для себя что-то новое и у вас получилось выполнить все задания. Красную – если остались какие-то вопросы или возникли затруднения. -Отлично! Молодцы! Вы хорошо поработали. Приберите рабочие места, до свидания! | -Какие произведения известных авторов о культуре русского народа вы знаете? - да, мы узнали о культуре России и русского народа в картинах В. Е. Маковского: «Рыбачки», «Кормление индюшек», «Крестьянский обед», «Девочка с гусями», русской народной песне «Во поле береза стояла» и танце «Березка», стихотворении отечественного автора А. П. Еремина «Русский народ» -да - сила, стойкость, трудолюбие, забота, русские песни и танцы - анализировать и различать их - с помощью слов, красок, эмоций людей на фотографиях, темпа мелодии и ее мотива, движений в танцах - оценить свою работу Оценивают работу - до свидания | Дидактическая беседа, разъяснение, решение проблемного вопроса, наглядный метод, демонстрация, словесный метод, беседа игровая технология – форма игры-путешествия, методы контроля и оценки, самооценка | Оборудование: компьютер, проектор, презентация, рефлексивные карточки Средства воспитания: речь учителя через убеждение Средства воздействия: убеждение (во время беседы с педагогом) | ФИ |
Приложение 1
В парах попробуйте найти в тексте стихотворения прилагательные, которые характеризуют русский народ. Проверьте свой результат с помощью документ камеры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26
Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России. Урок изо во 2 классе
Любовь к нагрудным украшениям была велика в Древней Руси. Среди них особо жаловали бусы. Они выполнялись из цветного камня, стекла, золота. Золотые укр...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Основы православной культуры России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России» для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразов...
Культура России XVIII века(барокко в Петербурге)
Урок окружающего мира в 4 классе....
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России"
На уроке используются различные виды деятельности: словарная работа, беседа, комментированное чтение, выразительное чтение, устный рассказ, самостоятелная творческая работа учащихся. Урок сопровождает...
План-конспект урока по программе "Культура России и родного края" по теме "Народные танцы".
Данный материал содержит план-конспект урока по внеурочной деятельности по программе "Культура России и родного края" по теме: "Народные танцы". 2 классПлан-конспект открытого занятия по: КУЛЬТУ...
Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Культура России и родного края по теме:"Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России."
В разработке помещён материал о национальных костюмах и традициях культуры быта народов среднего Поволжья....