Культура России XVIII века(барокко в Петербурге)
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №383
Красносельского района
Разработка урока по предмету окружающий мир по теме:
«Культура России XVIII века»
(барокко в Петербурге)
Павлова Юлия Владимировна
учитель ГБОУ СОШ №383
Красносельского
района
Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2012 год
Содержание
Введение 3
Обоснование выбора темы 4
Конспект урока 5-8
Приложение 10
Список литературы 11
Введение
Урок «Русская культура XVIII века» в рамках предмета окружающий мир. Данная разработка предназначена для учащихся 4 класса по программе «Школа XXI века». В уроке использована многоканальная модель освоения художественного пространства.
Мы понимаем знакомство с культурой России или педагогику искусства как средство, стимулирующее творческое воображение, возможность реализации творческого потенциала личности через приобщение к мировой художественной культуре, шедеврам мирового искусства, культуре Санкт-Петербурга. Реализация этих идей заложена в программе по окружающему миру, созданных Н.Р. Виноградовой. В этом контексте предусматривается не просто изучение культур разных эпох, а активная познавательная деятельность школьников на основе эмоционального восприятия, в условиях погружения в атмосферу культуры Санкт-Петербурга XVIII века. Поэтому на первый план при освоении курса выносится задача раскрытия перед учащимися закономерностей развития мировой культуры, особенностей образного языка искусства, развития художественно-образного мышления.
Отсюда вытекает специфика целей, задач и методики преподавания предмета окружающий мир. Главным в методике становится не информативная основа подачи материала, а развитие способности к восприятию и пониманию языка искусства, его роли в жизни людей.
Обоснование выбора темы.
Целью преподавания предмета «Окружающий мир» в школе является воспитание человека, его нравственности, духовности, путём введения личности обучаемого в художественную культуру.
Предмет «Окружающий мир» - интегрирован по своей сути. Музыка, изобразительное искусство, литература, театр, архитектура …
Интегративное содержание курса (предмет предусматривает широчайшую интеграцию с историей, изобразительным искусством, историей и культурой Санкт-Петербурга и другими предметами) в контексте развития всей материальной и духовной культуры, требует пересмотра организации процесса обучения в пользу тех форм и методов, которые способствуют формированию у учащихся готовности и способности к самостоятельному освоению духовных ценностей. Не охват всевозможного материала, а освоение учащимися способов проникновения в мир художественных ценностей на основе понимания всеобщей взаимосвязи явлений – вот цель деятельности современного преподавателя.
По этой причине, в разработке данного урока, наиболее эффективной, для понимания общей картины «Русской культуры XVIII века», будет многоканальная модель освоения художественного пространства.
Окружающий мир – гуманитарный предмет. В центре любого гуманитарного предмета стоит человеческая личность. Использование подобных методов обучения даёт возможность каждому участнику осознать себя как личность, поверить в свои силы, взглянуть на мир другими глазами.
Конспект урока
Цель: выявить основной стиль, темы и проблемы, на которых основана большая часть произведений искусства культуры России XVIII века и их значение для Санкт-Петербурга.
Задачи:
- Познакомить учащихся с основными понятиями: барокко, декор, стиль, путём рассмотрения проблемных ситуаций, на примере культуры Санкт-Петербурга XVIII века;
- Выявить и рассмотреть предполагаемую тенденцию развития русского искусства XVIII века, используя несколько каналов знакомства с информацией.
- Развивать логическое, критическое и образно-ассоциативное мышление, с помощью проведения сравнительного анализа различных ситуаций, возникающих на пути создания произведений искусства.
Оборудование урока: маршрутные листы для работы групп, материалы для работы групп (литературные фрагменты текстов, фотографии архитектурных сооружений Санкт-Петербурга, шаблоны костюмов, вещи)
План урока.
- Мотивационный этап.
- Подготовительная работа:
- создание проблемной ситуации
- сообщение основных задач для работы групп;
- ознакомление групп с маршрутными листами
3. Практическая часть:
- работа творческих групп
4. Обобщение материала.
5. Итог урока.
6. Домашнее задание.
Ход урока
- Постановка проблемы.
На начало XVIII века наше государство называлось Россия. Столицей России в XVIII веке становится Санкт-Петербург, город, в котором мы с вами живём и учимся. И сегодня, мы прикоснемся к истории зарождения нового стиля, который появился во времена правления дочери Петра Великого - Елизаветы Петровны!
Сегодня вы будете работать в группах, по заданиям, которые находятся у вас в конвертах.
Ребята, а вам интересно узнать, что это был за стиль? (Да)
Задание №1
У вас на столах есть загадочные ларцы. Время, которое отводится вам для этого задания 2 минуты.
- рассмотрите, что находится в ларцах;
- обратите внимание на форму, цвет;
- что необычного вы заметили?
Свои размышления вы можете записать на рабочем листе под №1.
(5 минут на ответ каждой группы)
Учитель: Что же вы обнаружили в ларце и что необычного заметили?
Ученики: Бусинки, все одинаковые, но одна другой формы.
Учитель: На что похожи бусинки?
Ученики: На жемчужины.
Учитель: А как вы думаете, откуда берется жемчуг?
Ученики: Из раковин моллюсков.
Учитель: А что, на ваш взгляд, проще найти: жемчужины одинаковой формы или другой?
Ученики: Одинаковой.
Учитель: Оказывается, стиль, который появился в Санкт-Петербурге при Елизавете Петровне, в XVIII веке, тоже связан с жемчужиной. Этот стиль называется – барокко.
(термин выносится на доску)
Барокко (от фр. «жемчужина неправильной формы»)
Задание №2
Откройте конверт. Рассмотрите фотографии зданий:
- Зимний дворец
-Воскресенский Новодевичий монастырь
- Екатерининский дворец в Царском селе
Ответьте на вопросы:
-цвет
-украшения (скульптуры)
-что объединяет эти здания?
( 5 минут на выступление групп)
Учитель: Что вы можете сказать про цвет?
Ученики: Голубой, одинаковый.
Учитель: Как вы думаете. Эти здания похожи? Что же всё-таки их объединяет?
Ученики: Цвет, золото, украшения
Учитель: Украшения правильнее называть – декор.
(слово «декор» выносится на доску)
А ещё все эти здания объединяет один архитектор, и это Растрелли!
«Шли года. Менялся стиль за стилем.
Вот Елизаветы близок век.
И за Петропавловским уж шпилем
Заблистал барочный фейерверк.
Блеск зеркал, богатые одежды.
Итальянский музыкальный фон,
Взлёты, расставания, надежды.
Петербург барокко поглощен!
Засверкали золотом фасады
Городских и летних резиденций.
Век Растрелли был красив и сладок –
Век балов и импортных тенденций!»
Задание №3
Учитель: откройте конверт №3. Вам представлены фрагменты текстов о некоторых особенностях стиля барокко, о жизни людей этой эпохи, их занятиях, увлечениях. Прочитайте отрывок. Обсудите. Выпишите слова или словосочетания, которые на ваш взгляд, характеризуют это время.
(отрывки текстов см. в приложении)
Время для ответов групп 5 минут, результаты выносятся учителем на доску в таблицу.
Задание №4
Учитель: А сейчас мы попытаемся с вами оказаться на балу. Откройте конверт №4. Там вы найдете 2 шаблона костюмов эпохи барокко. Ваша задача: используя те цвета карандашей, которые есть на столах, раскрасить их.
(звучит итальянская музыка XVIII века)
Представители команд, закончив выполнение задания, выходят к доске и приклеивают фигурки в бальный зал.
Учитель: У нас с вами получился необычный бал-маскарад, мы узнали очень много новых слов, которые характеризуют эпоху барокко, культуру XVIII века. И сейчас, я предлагаю вам, используя новые слова и добавляя свои, составить небольшой рассказ: «Моё представление о барокко».
(Чтение текстов)
Итог: Таким образом, сегодня, мы с вами не только познакомились с культурой России XVIII века, с культурой Петербурга, но и выяснили, что изучать культуру можно и нужно, используя разные источники информации.
Приложение
Шаблоны костюмов эпохи барокко
Итоговая таблица
Городское пространство (архитектура) | Письменные источники | Быт, эпоха, люди |
Литература
- Андреев А. Л. Место искусства в познании мира. – Л., 1980
- Анисимов Женщины на Российском престоле
- Неменский Б. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. – М., 1981
- Рябцев Ю.С. История русской культуры. – М., 1997
- Юхвидин П. А. Мировая художественная культура. М., 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26
Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России. Урок изо во 2 классе
Любовь к нагрудным украшениям была велика в Древней Руси. Среди них особо жаловали бусы. Они выполнялись из цветного камня, стекла, золота. Золотые укр...
«Сближение культур в архитектуре и скульптурах Санкт-Петербурга» – виртуальное путешествие
2010 год объявлен Всемирной организацией ЮНЕСКО «Международным годом сближения культур». Наша раб...
Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Культура России и родного края по теме:"Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России."
В разработке помещён материал о национальных костюмах и традициях культуры быта народов среднего Поволжья....
Технологическая карта урока ОКМ 4 класс "Искусство России XVIII века"
Технологическая карта урока ОКМ 4 класс "Искусство России XVIII века"...
Рабочая программа По курсу ОРКСЭ (ДНКР Духовно-нравственная культура России) для 4-х классов по учебнику Кураева А.В "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а та...
Презентация к уроку по теме ОПК "Православный храм " - "История и культура Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге ".
Разработка презентации по теме ОПК"Православный храм " - "История и культура Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге ".Цели и задачи работы:-Разв...