Учебно - методический материал по окружающему миру и русскому языку
учебно-методический материал
Урок объяснение нового материала.Презентация к уроку может использоваться какнагялдное пособие в работе содержится практическая часть, которая позволяе значительно экономить время урока. На данном уроке закрепляются знания по данно теме и выявляются трудности детей в этой теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
13.03_okr_mir.docx | 785.51 КБ |
okr_mir_09.03.docx | 25.91 КБ |
metody_i_priyomy_izucheniya_pril.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Яцуценко Юлия Олеговна 2.1 кпз
Тема: Тундра
Цель: формирование у учащихся представлений о природной зоне- тундры.
Задачи
Образовательные: уметь определять географическое положение зоны тундры; знать климатические особенности тундры; знать объекты животного и растительного мира;
Развивающие:. развивать умение выстраивать цепи питания.
Воспитательные:. знать о жизни и особенностях трудовой деятельности человека в тундре;
Планируемые результаты:
Регулятивные – умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
Познавательные – умение выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объекта делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам;
Коммуникативные –. формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий;
Оборудование: презентация, учебник, видео о тундре
Этапы урока, время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание Методы, приемы, формы, планируемые результаты |
1. Мотивация к деятельности | Я рада этой новой встрече, Мне с вами интересно, друзья! Интересные ваши ответы С удовольствием слушаю я. Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! | Положительный настрой на работу. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация опорных знаний и пробного учебного действия | Повторим: Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь, называя географические объекты. Какой зверь является хозяином Арктики? Какая взаимосвязь между белым медведем и водорослями? Самостоятельное выполнение теста с последующей самопроверкой по эталону. Тест «Арктика» 1. Природная зона арктических пустынь расположена ... а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; в) на островах Северного Ледовитого океана. 2. Территория зоны... а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 3. В Арктике для растений и животных сложились ... а) суровые условия; б) комфортные условия. 4. В ледяной зоне растут ... а) кедры, березы, черемуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; в) бузина, орешник, айва. 5. В Арктике обитают животные: а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, рыси; в) моржи, тюлени, белые медведи. 6. Найдите верную цепь питания: а) водоросли — рачки — рыбы — гагарки — белый медведь; б) водоросли — рачки — сайки — тюлени. 7. Арктический заповедник расположен ... а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 8. Большое скопление птиц на скалах называют ... а) «птичьи рынки»; б) «птичьи базары». 9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары». Сегодня мы узнаем о новой для нас природной зоне, а как она называется, попробуйте отгадать: НТУРАД Молодцы! Что вы знаете о тундре? А где находится тундра? Кто может показать? | Работа с картой Белый медведь Это компоненты одной цепи питания Выполняют тест самостоятельно. Тундра! Что там холодно и есть олени Затрудняются ответить | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание |
3. Выявление места и причины затруднения | Почему мы не смогли ответить на вопрос? Какова будет цель нашего урока? | Мы еще не изучали тундру и мало знаем о ней Узнать, где расположена тундра | Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Что нам нужно узнать? На какие вопросы хотите получить ответ? Для этого составим план урока: 1. Географическое положение (просмотр фильма про Тундру) 2. Особенности климата 3.Растительный мир тундры 4. Животные тундры 5. Человек и тундра 6. Экологические проблемы | Какие в тундре животные, кроме оленей? Чем занимаются люди в тундре? Какой там климат? Есть ли растения? | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование; логические решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
5. Реализация построенного проекта | Формирование образного представления с помощью картины и фильма. Просмотр фильма «Тундра» — А как же выглядит тундра на самом деле? С помощью современной техники отправимся исследовать тундру. (Просмотр видеосюжетов из фильма «Тундра» сопровождается рассказом учителя.) Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом — замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10—50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую. — Что такое снежная часть года — это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения? (Снег и лед, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.) По этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная или просто мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия. Тундра: равнина, вечная мерзлота, суровая зима (температура до -50 °C), прохладное короткое лето. Посмотрите на слайд. Это тундра. Что вы можете сказать о ней? Все верно. Какой первый пункт нашего плана? Прежде чем работать с картой, давайте разберемся в происхождении слова «тундра». Где мы можем узнать значение слова? А происхождение слова? Что же значит слово «тундра»: Большая Советская энциклопедия: Тундра – произошло из финского языка - безлесная, голая возвышенность. Толковый словарь Ушакова: Безлесное пространство приполярных областей, в зоне вечной мерзлоты, обычно болотистое, мшистое, каменистое или покрытое мелкой растительностью. Одинаковое ли описание получилось у нас по фото и когда мы работали со значениями слова «тундра»? Какой можно сделать вывод? Молодцы. Прочитаем в учебнике, где располагается тундра. Найдем тундру на карте природных зон. Формирование пространственных представлений о тундре с помощью карты. На слайде: Где же расположена тундра? Что вы можете рассказать о ней? Если дети затрудняются, то рассказывают по опоре: Тундра протянулась с ………(запада) на ………(восток), почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится ………(южнее) зоны ……….(арктических) ……….(пустынь). Тундра расположена на материке …….. (Евразия). Определение температурных факторов в зависимости от уровня освещенности. Исходя из всего сказанного и опираясь на свои ранее полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону. Характеристика поверхности. Что собой представляет поверхность тундры? (Вернуть слайды с фото, карту природных зон). Все верно. Постепенно мы с вами перешли к характеристике особенностей климата. Вы уже верно отметили, что солнечные лучи скользят по поверхности земли и не прогревают её. Что зима должна быть холодная, суровая. Давайте посмотрим, что сказано об этом в учебнике. При помощи учебника, заполните таблицу с характеристикой погодных условий по сезонам: Зима Лето Долгая, 7-8 мес Суровая (мороз до -50) Пурга Сильные ветры круглый год Короткое, холодное Поверхность оттаивает на полметра в глубину Молодцы! В учебнике не сказано про температуру летом. Знаете сколько градусов летом в тундре? Нет, ребята, всего +10, +12 У нас в Белгородском крае, когда такая температура? Откройте карту природных зон Вы читали про многолетнюю мерзлоту, что это? Характеристика водоемов. Почвенного покрова. Куда девается дождевая и талая вода? Как вы представляете себе такие озера и болота? Молодцы! Найдите в учебнике, что же сказано про почву? Мы заговорили про почву, к какому пункту нашего плана мы можем перейти? Правильно. | Это разные времена года, т.к. на первом фото нет снега. Нет деревьев, кустарников, холодно, мало растительности, у жителей тундры особые жилища. Географическое положение В толковом словаре В этимологическом Безлесная, голая возвышенность, болотистая, каменистая, с мелкой растительностью. Да, одинаковое. Что значение, происхождение слова связано с тем, как тундра выглядит. Чтение учеником с.82 первый абзац. В учебнике с.74-75 Вдоль берегов СЛО Тундра находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе, значит, там холодно. Туда попадают косые солнечные лучи, которые скользят по поверхности и не прогревают землю (с.76), а это значит, что зима должна быть суровой, там должно быть много снега. Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть – на Западно-Сибирской. Чтение на с.82-83. Самостоятельно заполняют таблицу с последующей проверкой Варианты детей. Поздней осенью, в начале весны. Это такой ледяной слой почвы, который никогда не оттаивает и не пропускает дождевую и талую воду на глубину. Остается на поверхности, образуя болота и озера. Т.к. зона тундры располагается на равнине и многолетняя мерзлота не пропускает воду на глубину, то озера и болота неглубокие. Почва влажная, почва тундры бедна перегноем. К характеристике растительного мира. | Просмотр фильма ,презентация |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Комфортно растениям произрастать на влажной почве? Почему же в тундре так мало растительности? С чем это связано? Ответ вы найдете на с.84 учебника. Какие особенности у растений тундры? Как они приспособились к жизни? Это связано с географическим положением и особенностями климата, почвы? Объясните. На слайде: Кто питается ягелем? А какие еще животные обитают в тундре? Об этом вам расскажут ваши одноклассники (текст сообщений детей после конспекта). Характеристика животного мира. Показ фото животных и птиц по ходу рассказа в презентации. Как животные и птицы приспособились к таким условиям обитания? Как песец приспособился к жизни в такой суровой зоне? Правильно. Олень имеет подкожный слой жира. Что изучим дальше? Сообщение учащегося (текст сообщения после конспекта). О чем вы узнали? А какие же экологические проблемы в тундре? Коренные жители края веками вырабатывали правила поведения в окружающей природе, меры защиты и сохранения ее богатств. Однако сейчас взаимоотношения человека и природы резко изменились. В последние десятилетия зона тундр подвергается интенсивному хозяйственному освоению; затронуто уже более 50% ее территории. Здесь развивается разведка и добыча нефти, природного газа и других полезных ископаемых. Материал на слайде: В тундре возникли экологические проблемы: 1. нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения; 2. местность загрязняется нефтью во время ее добычи; 3. незаконная охота – браконьерство; 4. оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места. Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет. На слайде: Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? Обратить внимание на экологическое равновесие. Что будет, если исчезнет кречет? А чем питаются грызуны? Сделайте вывод. | Олени Открыт учебник на с.83(рисунок обитателей тундры) У птиц густое оперение, белое, чтобы прятаться от хищников зимой. Куропатка покрывается перьями даже на лапах, чтоб пережить зиму. У него лапы короткие и широкие. Олень имеет густой мех, слой жира, копыта особой формы, чтоб раскапывать мох и не проваливаться в снег. Жизнь человека в тундре. Тундра занимает большую площадь Чтобы жить в тундре, нужно быть сильным и выносливым. Народы тундры занимаются охотой, рыболовством и оленеводством. Их одежда шьется мехом внутрь, чтоб было теплее. Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам. Растительной пищей, семенами, мхом. Грызуны (лемминги и полевки) будут усиленно расти в своем количестве. Если грызунов будет слишком много, то они могут уничтожить корм, которым питаются также куропатки, олени. И этим животным станет не хватать корма, они могут оказаться на грани гибели. | презентация |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Когда ваши одноклассники выступали с сообщениями о животном мире, они рассказывали также, кто кем питается. Как называется такой вид взаимоотношений, при котором происходит перенос энергии и вещества? Если мы знаем, что белая куропатка питается растениями, а белая сова куропатками, что мы можем составить? Установление связей между компонентами природных сообществ. Пожалуйста, составьте. Что у вас получилось? Кто поможет? Почему нельзя писать растение? Исправьте. Теперь составьте самостоятельно цепи питания из данных компонентов: Песец, ягель, тундровый волк, морошка, лемминг, олень, тундровый волк. Проверка. Что общего у этих цепей питания? | Пищевые связи Цепь питания Растение -белая куропатка - белая сова Нужно написать конкретное растение. Например, морошка. Морошка -лемминг -песец - тундровый волк Ягель -олень -тундровый волк Заканчиваются тундровым волком. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
8. Включение знаний в систему и повторение | Обобщение полученных знаний о природном сообществе. Опираясь на план урока охарактеризовать изучаемую природную зону. | Опираясь на план урока, повторяют компоненты данной природной зоны. | Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
9.Рефлексия учебной деятельности | Что вы узнали сегодня на уроке? | Что представляет собой природная зона тундра. Где она расположена. Узнали, какой климат, почему он такой, как это влияет на растения и животных. Узнали о деятельности людей в тундре, об экологических проблемах этой зоны. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
Предварительный просмотр:
Яцуценко Юлия Олеговна 2.1 кпз
Тема: Органы чувств
Цель: создать условия для уточнения представления об органах чувств.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека; расширить знания о работе органов чувств, о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств.
Воспитательные: содействовать развитию творческих способностей личности; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету.
Развивающие: развивать исследовательские умения, речь, логическое мышление, познавательную активность учащихся. закреплять умение сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются; совершенствовать навыки контроля и самоконтроля;
Планируемые результаты:
Предметные: знать названия органов чувств; уметь сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются; использовать полученные знания в практической деятельности.
Метапредметные:
Коммуникаивные: уметь задавать вопросы; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своих действий.
Регулятивные: умение ставить цель урока, определять тему урока; умение планировать свою работу; умение проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач; осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений; оценивать успехи своего учебного труда и труда одноклассников.
Познавательные: ориентироваться в учебнике, выделять необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
личностные: положительное отношение и интерес к изучению человека ;познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность; способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда; желание вести здоровый образ жизни.
Оборудование:учебник,карточки
Предварительный просмотр:
Яцуценко Юлия Олеговна 2.1 кпз
Практическая работа
УМК: «Школа России»
Тему урока: «Что такое имя прилагательное?»
Цель урока: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока учебной информации об имени прилагательном как части речи, для формирования морфологических умений и понятий, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи:
- образовательная: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний об имени прилагательном как части речи, его связи с именем существительным и зависимости от него; обучению умению применять эти знания в практических упражнениях.
- развивающая: способствовать развитию умения применять ранее полученные знания, закреплению изученного материала, развитию речи, мышления, памяти, воображения, любознательности, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма при ознакомлении с именами прилагательными, развитию умения определять связь имени прилагательного с именем существительным; расширению кругозора обучающихся.
- воспитательная: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, положительную мотивацию к учебной деятельности; интерес к русскому языку, к родному слову, гордость за родной язык, бережное отношение к родному языку, слову; окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, силу воли, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной учебной деятельности.
Тип урока: открытие нового знания
Ход урока
Этапы урока | Содержание | Методы, приёмы |
Этап мотивации | - Улыбнитесь друг другу. Настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу: «Хочу много знать!» | Словесныйслово учителя |
Этап актуализации | - Открываем тетради, записываем число, классная работа. - Кто готов, руку на локоток. - Обратите внимание на доску, вам дана запись: МОЯГОДАРЫЗЕОАЛПКЮХВЕТЕРМЦАЕЬБЛОПАТАЛБЖЧАХСКОРО - Найдите в данной строчке слова выпишите их в тетрадь. - Подчеркните непроверяемую безударную гласную. Какие буквы подчеркнули? - Замечательно! А теперь вам необходимо вставить слоги ЖИ и ШИ так, чтобы получились слова: Дру..на, пру..на, ти..на, ма..на. - Кто желает поработать у доски? - Хорошо. Написание каких буквосочетаний мы повторили? Допишите еще два слова на это правило. - Молодцы! | Словесный слово учителя, бесед Практический словарный диктант |
Этап постановки учебной задачи | - Посмотрите на слайд. Разделите данные слова на два столбика: Белая, кресло, робкий, заяц, деревянное, улицы, широкие, краска. - На какие вопросы отвечают слова первого столбика? - Что обозначают слова первого столбика? - Как называется часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? Что? - Хорошо, верно. А что обозначают слова второго столбика? - А каким одним словом можно назвать эти слова? - Эти слова можно назвать одним словом – признаки. - На какие вопросы отвечают эти слова? - Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какая? какой? какое? какие? - Сегодня мы познакомимся с новой частью речи – имя прилагательное. Это и будет тема нашего урока. - Попробуйте сформулировать цель нашего урока. | Словесный беседа |
Этап открытия нового знания | - Откройте учебник. Давайте прочитаем правило, данное в рамочке. Кто прочитает нам? - Итак, что обозначают слова? - На какие вопросы отвечают? - как называются такие слова? - Хорошо! Теперь внимательно послушайте стихотворение: У существительных подчас Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить, Вот громкий стук, Вот желтый шар, Вот сокрушительный удар, Вот звонкий колокольчик, А вот и острый кончик. - О каких словах рассказывает поэт? - Верно, об именах прилагательных. Найдите в учебнике упр. 149 на стр. 8. Нам необходимо прочитать высказывание Алексея Николаевича Толстого. Кто прочитает? - Какой, по мнению автора, русский язык? Прочитайте эти слова. - С чем сравнивает автор яркость, меткость. Певучесть, задушевность русского языка? - Итак, записываем в тетради номер упражнения. Ваша задача списать данное высказывание в тетрадь. - На какой вопрос отвечают выделенные слова? - Какой частью речи они являются? - Подчеркните выделенные слова волнистой линией. Физминутка | Словесный слово учителя, беседа |
Этап первичного закрепления | - А теперь отгадайте загадку: Папа важный, краснолапый, Мама беленькая вся, Детки жёлтые у папы, - Чья ж гуляет тут семья? (С. Городецкий) - Верно, это семья гусей. - Посмотрите на выделенные слова, какими членами предложения они являются? - С какими именами существительными они связаны по смыслу? Поставьте вопрос от имен существительных к именам прилагательным. - Замечательно! -Запишите домашнее задание. | Словесный учебный диалог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал по окружающему миру
,Данный материал представляет собой отдельные моменты для различных тем по окружающему миру. Например, при прохождении темы :"круговорот воды в природе" сочинила сказку "Королева вода", в которой в ск...
Учебно-методический комплект по окружающему миру + раздаточный материал за 4 класс на тему "Страна городов" (Школа России)
Формирование универсальных учебных действий учащихся 4 класса в предметной области окружающий мир по теме «Страна городов» через включение учащихся в технологию проектной деятельности....
Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему «Растениеводство» (конспект + презентация + раздаточный материал)
Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему «Растениеводство» (конспект + презентация + раздаточный материал)...
Учебно-методический комплект по окружающему миру (технологическая карта урока «Пожар» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"
Предмет: окружающий мирКласс: 2а...
Учебно-методический комплект по окружающему миру (технологическая карта урока «Опасные незнакомцы» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"
Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Опасные незнакомцы»Цели деятельности учителя: познакомить с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми; учить правильно де...
Учебно - методический материал. Рабочая программа по предмету «Русский язык» УМК «Перспектива» 4 класс
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕПО РУССКОМУ ЯЗЫКУУМК «Перспектива» Рабочая программа по русскому для 4 класса беспечивает реализацию Федерального государственного образовательного станда...
Учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) на тему "Путешествие по карте"
Программа "Школа России", технологическая карта расчитана на 3 учебных часа...