речь и альтернативная коммуникация
рабочая программа (4 класс)

Пучкова Эльвира Александровна

речь и альтернативная коммуникация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

1.  Цель образования с учетом специфики учебного предмета.

Формирование умения обучающихся использовать доступные средства поддерживающей коммуникации в различных жизненных ситуациях, для объяснения своих потребностей, желаний и выражения себя.

Задачи:

-формирование умения сообщать о своих потребностях, желаниях, а также выражать себя с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации;

-формирование умений пользоваться мимикой, жестами, функциональными словами, изображениями, фотографиями, пиктограммами, для объяснения своих потребностей и желаний;

-формирование пассивного словаря понятий, объясняющих основные действия;

-формирование умения ориентироваться в схеме собственного тела;

-формирование и поддержание у учащихся интереса к общению;

-формирование умений использовать разные средства коммуникации, доступные индивидуальным возможностям учащихся;

- обучение отражению эмоций с помощью различных средств коммуникации;

- формирование потребности в сопереживании;

- формирование адекватного ситуации поведения ребенка в окружающей среде, необходимых умений и навыков социального взаимодействия.

2. Описание места учебного предмета «Альтернативная коммуникация» в учебном плане:

Предмет

Кол-во часов в год

Кол-во часов в неделю

Альтернативная коммуникация

68

2

 В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями программа может быть скорректирована. Часть программного материала допустимо реализовать дистанционно.

3. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Предметными и личностными результатами изучения предмета «Альтернативная коммуникация» является формирование следующих умений:

Личностные результаты:

-социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;

-умение принимать партнера по коммуникации;

-умение воспринимать обращения через тактильные, зрительные, слуховые раздражители;

-умение согласиться на контакт и отказаться от контакта;

-умение распознавать, что поступает сообщение. Умение высказываться (вербально и невербально).

Предметные результаты:

-умение воспринимать речевое обращение и реагировать на него;

-внимание к речевому обращению и реагирование на него доступным образом (изменение поведения, поворот лица и т.д.);

-умение получать вербальные ответы на свои сообщения (в том числе невербальные);

-умение различать голос и прочие шумы;

-умение узнавать голоса знакомых людей;

-умения реагировать на имя, просьбу, запрет;

-умение понимать похвалу и простые формы вежливости;

-употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

4. Описание УМК и материально – технического обеспечения учебного предмета «Альтернативная коммуникация».

         1. УМК предмета «Речь и альтернативная коммуникация».

УМК подбирается в соответствии с требованиями АООП образования обучающихся с УО (ИН) вариант 2, а также с учетом особенностей индивидуального развития обучающегося, указанного в СИПР.

2. Материально-техническое оснащение образовательного процесса.

-касса букв и слогов;

-разрезные азбуки, таблицы слогов;

-тетради, ручки, карандаши;

-трафареты;

-материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.);

-сигнальные карточки;

-разноцветные фишки, полоски для составления схем;

-разнообразный демонстрационный материал;

-серии сюжетных картин;

-доска с набором магнитов;

-мультимедиапроектор и экран;

-карточки PECS, фразовые конструкторы.

 5. Содержание учебного предмета

Содержание предмета состоит из следующих разделов: Я и мой мир, Ориентировка в собственном теле, Ориентировка в окружающем мире.

Тема раздела

Описание основных видов деятельности обучающихся

Я и мой мир

Создание ситуаций, в которых ребенку необходимо называть себя и откликаться на свое имя, называть имена родителей, педагогов. Дифференцировать одноклассников по половой принадлежности и по именам.

Создание ситуаций, в которых ребенку необходимо назвать место, где он находятся, дом в котором живет, кто находится рядом с ним.

Формирование жестов по показу, распознавание жестов и мимики собеседника, так же на фотографиях.

Использование средств альтернативной коммуникации.

Учащиеся для общения используют мимику, взгляд, звукоподражание, предмет, графические изображения, электронные устройства.

Произношение или составление и показ фразы из двух слов с помощью визуальных подсказок-пиктограмм. Например, «дедушка идет».

Произношение или составление и показ фразы из трех слов с помощью визуальных подсказок-пиктограмм. Например, «девочка собирает листья».

Ориентировка в собственном теле

Уточнение знания частей тела (голова, руки, ноги, туловище, живот, колено, локоть).  Называние частей лица (глаза, нос, рот, лоб, щеки). Умения использовать пиктограммы и показывать части тела на себе.

Знакомство и закрепление названий эмоциональных состояний: (смеется, радуется, удивляется, плачет, грустит, злится, обижается).

Использование для общения  мимики, взгляда, звукоподражания, предмета, графического изображения. Различение людей по полу и возрасту. Использование средств альтернативной коммуникации. Ориентация в окружающем пространстве (правая и левая сторона) с использованием средств альтернативной коммуникации. Формирование представлений о частях суток и режиме дня. Различение и показ частей суток с помощью средств альтернативной коммуникации. Составление собственного режима дня с использованием пиктограмм.

Ориентировка в окружающем мире

Использование средств альтернативной коммуникации для общения и ориентации в окружающем мире.

Произношение фразы с помощью визуальных подсказок-пиктограмм. Ориентация в понятиях «холодный или горячий» с использованием средств альтернативной коммуникации.

В разделе представлены следующие темы:

-овощи и фрукты;

-одежда и обувь;

-игрушки;

-профессии;

-транспорт;

-животные и растения;

-времена года;

-столовые приборы и посуда;

-бытовые приборы.

Содержание предмета строится с учетом возможности выбора доступных средств коммуникации. Предмет «Альтернативная коммуникация» направлен на овладение способами взаимодействия, обмена социальным опытом, составление и последующее пополнение коммуникативных альбомов обучающихся по мере прохождения новых тем.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Название раздела

Дата (план)                

Дата коррекции

Тема занятия

Содержание видов деятельности

1              

                         

Я и мой мир

Кто Я? Как меня зовут?

Создание ситуаций, в которых ребенку необходимо называть себя и откликаться на свое имя, называть имена родителей, и т. п. Дифференцировать одноклассников по половой принадлежности и по именам.

Создание ситуаций, в которых ребенку необходимо назвать место, где он находятся, дом в котором живет, кто находится рядом с ним.

Формирование жестов по показу, распознавание жестов и мимики собеседника, так же на фотографиях.

Повторение признаков осени. Использование средств альтернативной коммуникации.

2

Кто меня окружает (семья).

3

Мир вокруг меня (школа, учитель, ученики).

4

Мой дом (квартира).

5

Осень. Основные признаки.

6                        

Пиктограммы и умение показывать части тела на себе.

Уточнение знания частей тела (голова, руки, ноги, туловище, живот, колено, локоть.) Называние частей лица (глаза, нос, рот, лоб, щеки). Умения использовать пиктограммы и показывать части тела на себе.

Учащиеся для общения используют мимику, взгляд, звукоподражание, предмет, графические изображения, электронные устройства.

7

Пиктограммы и умение показывать части лица на себе.

8

Говорим фразой  из двух слов с помощью фразового конструктора.

Произношение фразы из двух слов с помощью визуальных подсказок-пиктограмм. Например, «дедушка идет».

9

Говорим фразой  из трех слов с помощью фразового конструктора.

Произношение фразы из трех слов с помощью визуальных подсказок-пиктограмм. Например, «девочка собирает листья».

10

Ориентировка в собственном теле

Человек (возраст, пол).

Различение людей по полу и возрасту. Использование средств альтернативной коммуникации.

11

Выражение положительных и отрицательных эмоций.

Знакомство и закрепление названий эмоциональных состояний: (смеется, радуется, удивляется, плачет, грустит, злится, обижается).

Использование для общения  мимики, взгляда, звукоподражания, предмета, графического изображения.

12

Ориентация в пространстве (правая сторона, левая сторона).

Ориентация в окружающем пространстве (правая и левая сторона) с использованием средств альтернативной коммуникации.

13

Части суток. Режим дня.

Формирование представлений о частях суток и режиме дня. Различение и показ частей суток с помощью средств альтернативной коммуникации.

14

Использование пиктограмм для составления собственного режима дня.

Составление собственного режима дня с использованием пиктограмм.

15

Овощи. Цвет и вкус. Блюда из овощей.

Различение овощей и фруктов. Использование средств альтернативной коммуникации. Блюда из овощей и фруктов.

16

Фрукты. Цвет и вкус. Блюда из фруктов.

17

Ориентировка в окружающем мире

Овощи. Где растут?

Показ предметов и их изображений по словесной просьбе учителя, называние с использованием вербальных и невербальных средств общения. Различение овощей и фруктов.

18

Фрукты. Где растут?

19

Пиктограммы одежда и обувь.

Показ предметов и их изображений по словесной просьбе учителя, называние с использованием вербальных и невербальных средств общения. Различение одежды и обуви.

20

Знакомство с общественным транспортом.

Знакомство с общественным транспортом. Изучение правил поведения в общественном транспорте.

21

Транспорт. Классификация.

Классификация транспорта. Использование вербальных и невербальных средств общения.

22

Знакомство с автомобилем. Устройство.

Знакомство с автомобилем. Различение частей автомобиля (колеса, руль, кузов, кабина, зеркала, лобовое стекло и др.) Различение легкового и грузового автомобиля, знание назначения легковых и грузовых автомобилей. Показ предметов и их изображений по словесной просьбе, называние с использованием вербальных и невербальных средств общения.

23

Легковой и грузовой автомобили.

24

Игрушки: мягкие и твердые.

Различение игрушек. Показ с использованием невербальных средств общения. Формирование жестов по показу, распознавание жестов и мимики собеседника, так же на фотографиях.

Мимика, взгляд, звукоподражание, предмет, графические изображения, электронные устройства.

25

Мои любимые игрушки.

26

Животные. Мой домашний питомец.

Изучение животных, которые можно заводить в городской квартире. Показ животных с помощью средств альтернативной коммуникации. Показ своего домашнего питомца.

27

Разнообразие животного мира.

Знакомство с животным миром. Различение животных по показу (звери, птицы, рыбы, насекомые, рептилии). Работа с пиктограммами. Использование средств альтернативной коммуникации. Формирование жестов по показу, распознавание жестов и мимики собеседника, так же на фотографиях. Интерактивные тренажеры.

28

Части тела животного. Работа с пиктограммами.

29

Части тела птиц. Работа с пиктограммами.

30

Части тела рыб. Работа с пиктограммами.

31

Зима. Основные признаки

Изучение основных признаков зимы. Использование средств альтернативной коммуникации.

32

Новый год. Главные символы праздника.

Изучение главных символов праздника Новый год. Использование средств альтернативной коммуникации. Применение полученных знаний в повседневной жизни.

33

Ориентировка в окружающем мире

Зима. Зимние забавы, игры.

Изучение зимних забав и игр. Использование средств альтернативной коммуникации.

34

Животные Севера (белый медведь, морж, северный олень).

Изучение диких животных, которые живут в холодном климате. Показ животных с помощью средств альтернативной коммуникации.

35

Домашние животные городские.

Изучение животных, которые можно заводить в городской квартире. Показ животных с помощью средств альтернативной коммуникации.

36

Домашние животные деревенские.

Изучение животных, которые живут в деревне. Показ животных с помощью средств альтернативной коммуникации.

37

Столовые приборы.

Игры и игровые упражнения, в которых обучающийся знакомится с основными предметами быта и убранства дома (посуда: столовые приборы, посуда для приготовления, посуда столовая и чайная). Предметно- практические действия с игрушечной посудой. Различение и показ по словесной просьбе учителя.

38

Посуда для приготовления.

39

Посуда столовая и чайная.

40

Дикие  животные (медведь, волк, заяц, лиса).

Изучение диких животных, которые живут в лесу. Показ животных с помощью средств альтернативной коммуникации.

41

Зимующие птицы.

Узнавание и различение (показ) зимующих птиц. Использование средств альтернативной коммуникации. Знакомство с пиктограммами «воробей», «ворона» и др.

42

Одежда. В чем одет на прогулку?

Создание ситуаций, в которых учащимся необходимо показать выбор одежды и обуви для прогулки. Знать и различать одежду и обувь по сезонам.

Формирование жестов по показу, распознавание жестов и мимики собеседника, так же на фотографиях.

Мимика, взгляд, звукоподражание, предмет, графические изображения, электронные устройства.

Интерактивные тренажеры.

43

Сезонная одежда и обувь.

44

Одежда и обувь сортировка, классификация.

45

Проводы зимы. Масленица.

Изучение праздника Масленница. Использование средств альтернативной коммуникации.

46

День защитника отечества. Открытка.

Знакомство с праздником День защитника отечества, изображенным на картинках. Изготовление простой открытки. Как выглядят папы (мимика, эмоции, одежда).

47

Мальчики – наши будущие защитники.

Знакомство с праздником День защитника отечества, изображенным на картинках. Изготовление простой открытки. Как выглядят папы (мимика, эмоции, одежда).

48

Весна пришла. Погодные явления.

Наблюдение за явлениями природы весной: снег, тает снег, холодный и теплый дождь (в зависимости от погодных условий), распускаются листочки. Использование средств альтернативной коммуникации.

49

Мама, мамин праздник. Какие бывают подарки.

Знакомство с женским праздником, изображенным на картинках. Какие дарят цветы и подарки. Изготовление простой открытки. Как выглядят мамы (мимика, эмоции, одежда).

50

Женский день 8 марта. Открытки, поздравления.

Знакомство с женским праздником, изображенным на картинках. Какие дарят цветы и подарки. Изготовление простой открытки. Как выглядят мамы (мимика, эмоции, одежда).

51

Весна. Основные признаки.

Изучение основных признаков весны. Использование средств альтернативной коммуникации.

52

Птицы весной. Перелетные птицы.

Узнавание и различение (показ) перелетных птиц. Использование средств альтернативной коммуникации.

53

Ориентировка в окружающем мире

Профессии. Для чего нужны?

Изучение различных профессий. Формирование представлений о труде врача, учителя, строителя, парикмахера, повара, водителя, музыкант и др. Различение и показ с использованием невербальных средств общения.

54

Профессии. Врач. Медсестра.

Формирование представлений о труде врача (слушает, лечит), медсестры (дает лекарства, взвешивает, измеряет рост).

Предметные, отобразительные и простейшие ролевые игры ), в которых знакомятся с профессиями врача. Обучение составлению двухсловных предложений с помощью средств альтернативной коммуникации.

Формирование жестов по показу, распознавание жестов и мимики собеседника, так же на фотографиях.

Мимика, взгляд, звукоподражание, предмет, графические изображения, электронные устройства.

55

Профессии. Продавец. Кассир.

56

Профессии. Повар. Официант.

57

Ориентация в пространстве (правая сторона, левая сторона).

Ориентация в окружающем пространстве (правая и левая сторона) с использованием средств альтернативной коммуникации.

58

Ориентация в понятиях «холодный или горячий?».

Ориентация в понятиях «холодный или горячий» с использованием средств альтернативной коммуникации.

59

Говорим фразой с помощью фразового конструктора.

Произношение фразы с помощью визуальных подсказок-пиктограмм.

60

Работа с пиктограммами «Растения».

Классификация растительного мира (деревья, кустарники и травы). Главные отличия. Распознавание на картинках. Для чего нужны деревья?

61

Лесные деревья. Хвойные и лиственные.

Различение и показ хвойных и лиственных деревьев. Различение и показ плодовых деревьев и некоторых наиболее известных кустарников. Работа с использованием картинок, фото и средств альтернативной коммуникации.

62

Плодовые деревья и кустарники.

63

Цветы. Садовые цветы. Клумбы.

Знакомство с садовыми и полевыми цветами. Различение. Использование средств альтернативной коммуникации. Интерактивные тренажеры.

64

Цветы. Полевые цветы и травы.

65

Разная посуда. Различение.

Различение посуды. Использование средств альтернативной коммуникации. Предметно - практические действия с посудой.

66

Предметно - практические действия с игрушечной посудой. Сервировка.

67

Бытовые приборы. Различение.

Различение бытовых приборов.  Техника безопасности. Использование средств альтернативной коммуникации, а также знаков и символов.

68

Техника безопасности при использовании бытовых приборов.

Лист корректировки

Дата факт

Дата план

Внесенные изменения

Примечания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.Смыслом об...

"Речь и альтернативная коммуникация"

Рабочая программа составлена для детей, с умеренной умственной отсталостью, обучающихся в 1 классе по ФГОС....

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям

Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант....

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 2 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация, 2 класс, II вариант....

Развитие речи на уроках "Речь и альтернативная коммуникация"

Речь и альтернативная коммуникацияПояснительная записка        Цель программы – формирование коммуникативных и речевы...

Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация, "Альтернативная коммуникация" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по предметам :" Альтернативная коммуникация ", "Речь и альтернативная коммуникация"...