Выступления на ШМО надомного обучения
методическая разработка (3 класс)

Мирта Ивановна Любогощинская

Выступление на школьно – методическое объединение

учителей надомного обучения на тему:

«Коммуникативные игры с младшими школьниками

с расстройствами аутистического спектра» (вариант 8.4.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1

городского округа Электросталь Московской области», корпус 2

                                                                 

Реферат на школьно – методическое объединение

учителей надомного обучения на тему: 

«Коммуникативные игры с младшими школьниками

с расстройствами аутистического спектра» (вариант 8.4.).

                                            Составитель: Любогощинская Мирта Ивановна,

                                                                                        учитель без категории.

2022 г.

Коммуникативные игры с младшими школьниками

с расстройствами аутистического спектра

        Младших школьников с  расстройствами аутистического спектра необходимо  научить общаться и взаимодействовать с другими людьми. Эта сложная задача решается только при непосредственном взаимодействии семьи со специалистами (олигофренопедагогом, педагогом – психологом, педагогом – дефектологом и др.).

      Развитие коммуникативных способностей обучающихся целесообразно начинать с самых простых игр и упражнений. Их цель - побуждать ребенка к речевому высказыванию. Школьник должен захотеть обратиться к педагогу (родителю).

Игра «Паровозик»

Взрослый выполняет игровые действия с игрушечным паровозиком, возит его по столу и произносит: "ТУ-ТУ-ТУ". Как только ребенок обратит внимание на игрушку, надо предложить ему самому поиграть с паровозиком. Если он от игрушки отказывается, предложите только говорить "ту-ту" или "у-у" (ребенок произносит звуки и слоги совместно со взрослым). Не заставляйте ребенка произносить звуки (слоги) при его нежелании это делать! Лучше произносите всё сами. Главное, привлечь внимание ребенка к игре. 

Упражнение «Мишка топает»

Цель: формирование умения составлять фразу из двух слов. Вместе с ребенком взрослый рассматривает игрушку - медведя и говорит: "Посмотри, какой медведь большой, мягкий. Потрогай его" Взрослый берет игрушку и выполняет с ним игровые действия, озвучивая: "Мишка топает". Можно  предложить ребенку самому поиграть с игрушкой. Также можно предложить ребенку потопать, как медведь. Взрослый говорит: "Мишка топает, топ-топ. Ваня топает, топ-топ". Поддержите ребенка в его начинании: "Ты молодец. Вот как топаешь". Топайте вместе с ребенком. Можно надеть на себя и на ребёнка маску или ушки медведя.

Игра «Кулачками тук-тук»

Взрослый сжимает кулаки, показывая их ребенку, и говорит: "Вот какие у меня кулачки. А у Вани есть кулачки?" Ребенок постукивает (или Вы кулачками ребенка) и произносит: "Тук-тук-тук".

«Сова-большая голова»

Читаем потешку "Совушка- сова" и выполняем повороты головой влево – вправо (медленно). Предложите ребенку повторить движения за вами. 

«Помощник»

Ходить, слегка наклонившись, и делать руками движения, имитирующие подметание пола. Для убедительности можно взять веник, а на полу разложить смятую бумагу.

«Здравствуй, солнышко!»

 Ноги вместе в стороны, руки в стороны, ладони зажаты в кулачки. Поднять руки вверх и хорошо потянуться на носочках к солнышку "Здравствуй, солнышко!"  кулачки разжать и помахать (разогнать тучки).         

«Твоя ладошка, моя ладошка»

Взрослый берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя: "Твоя ладошка, моя ладошка".

«Ладушки»

Взрослый садится напротив ребенка, выставляет руки ладонями навстречу друг другу. Взрослый приговаривает: "Ладушки, ладушки.." .

«Мы на лодочке плывем»

Взрослый берет ребенка за руки и, покачиваясь, напевает

Мы на лодочке плывем,

Тихо песенку поем:

"Ля-ля-ля,ля-ля-ля"-

Покачнулись ты и я. 

«Покатаем мячик»

Взрослый катит мяч ребенку на полу или столе. Необходимо добиваться, чтобы ребенок вернул мяч. Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребёнком.

«Мыльные пузыри»

Цель: развитие зрительного внимания, формирование способности к подражанию. Взрослый пускает мыльные пузыри и побуждает ребенка рассматривать их и ловить, произнося при этом разные слоги, например, «Па». Предложите ребёнку самому пускать пузыри.

«Бумажный снегопад»

Цель: формирование контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.

В этой игре вместе с ребенком можно рвать на кусочки листы бумаги (отщипывать кусочки ваты), затем подбрасывать их вверх (либо раздувать) со словами: «Снежинки кружатся и падают». В конце игры обязательно следует организовать совместную «уборку снега».

«Кубики»

Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым, обучение соблюдению очередности и аккуратности при выполнении задания.

Взрослый первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик сверху и т. д.

«Кто сильнее подует?»

Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, активизация дыхания.

Взрослый привлекает (побуждает) ребенка к построению башни из кубиков-мякишей, затем предлагает с силой подуть на постройку так, чтобы кубики рассыпались.

«Снежки»

Цель: формирование положительных эмоций, активизация психической деятельности, развитие ручной координации.

Взрослый побуждает ребенка подбрасывать вверх изготовленные из ваты снежки, или кидать снежки друг в друга. Затем необходимо побуждать школьника складывать «снежки» в коробку.

«Молоточек»

Цель: формирование положительных эмоций, формирование способности к подражанию, развитие ручной координации.

Взрослый побуждает ребенка отстукивать определенный ритм или стучать рука в руке, отчётдиво проговаривая стихотворение:

Тук-тук-тук, Тук-тук-тук.

Раздается громкий стук.

Молоточки стучат,

Строим домик для ребят.

«Занавесочка».

Цель: формировать произвольный выдох.

Ребенок дует на бахрому, выполненную из бумаги. Предлагаемая инструкция «Подуй на занавесочку, за ней будет сюрприз» (маленькая игрушка).

«Колокольчик»

Цель: привлечь внимание ребенка к звучащему предмету (колокольчику).

На столе перед ребенком 2 коробки, в одной из которых находится колокольчик. Взрослый достает его из коробки, демонстрирует звучание, затем убирает инструмент и, переставив коробочки местами, предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нужную коробочку).

Варианты:

·         использование погремушки, коробочки с мелкими предметами;

- увеличение количества пустых коробочек, участвующих в игре (ребенок выбирает из трех-четырех коробочек, в одной из которых находится колокольчик или погремушка).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «обучение чтению и письму» 1 класс надомное обучение

Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.Программа...

Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре

Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре ученика 2 «к» ...

Рабочая программа и КТП по английскому языку для 3 класса для индивидуального обучения (надомное обучение)

Рабочая программа  для индивидуального обучения на 2015 – 2016 учебный год составлена на основе программы учебного курса «Английский язык» для 3 класса, а так же с учетом:ü феде...