ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНИВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
статья (2, 3, 4 класс)
Модернизация системы образования требует от учителей, в том числе и начальных классов, новых подходов к образовательному процессу на всех его этапах.
Педагогический контроль и оценивание знаний и умений учащихся - важнейший элемент образовательного процесса. Результаты контроля, их анализ - показатель успешности реализации всей педагогической деятельности.
Плюсы и минусы онлайн- тестов для проверки знаний.
Сравнение Банк Тестов и Гугл тестов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование онлайн-тестов для проверки знаний учащихся | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Воронцова Елена Вячеславовна
ГБОУ СОШ № 156
Г. Санкт-Петербурга
Калининского района
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНИВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Модернизация системы образования требует от учителей, в том числе и начальных классов, новых подходов к образовательному процессу на всех его этапах.
Педагогический контроль и оценивание знаний и умений учащихся - важнейший элемент образовательного процесса. Результаты контроля, их анализ - показатель успешности реализации всей педагогической деятельности.
Стремление к совершенствованию и оптимизации, а также к соответствию требованиям ФГОС НОО, заставляют искать новые и совершенствовать существующие методы и технологии контроля и оценивания знаний и умений учащихся. Требования к педагогическому контролю в современное время обусловлены необходимостью решения ряда важнейших задач: объективно оценить полученные знания, умения и навыки учащегося; определить их глубину, качество, степень соответствия учебной цели; способностью управлять познавательной деятельностью учащихся.
В настоящее время в педагогической практике существует множество технологий контроля - как уже давно применяемые в образовательной практике (опрос, беседа, контрольная и самостоятельная работы, зачет, сочинение, изложение, экзамен, реферат и т.д.), так и набирающие обороты в практике современного образования, например, технология тестирования.
В своей работе я использую различные способы оценивания при проверке знаний учащихся, но в связи с тем, что в последнее время при проведении олимпиад, конкурсов, познавательных игр, учащимся предлагаются задания в форме тестирования, стала уделять больше внимания и этому способу.
Тестирование, как технология педагогического контроля, позволяет решить ряд серьезных педагогических задач и проблем, таких, как: субъективность оценки, отсутствие четких измерительных критериев оценки, эпизодичность проверки знаний и большие временные затраты на
проведение и обработку результатов контроля, что делает его очень востребованным. Не зря тестирование положено в основу единого государственного экзамена, как форма объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы.
Понятие «тест» происходит от английского test - испытание, критерий. С точки зрения психологии и педагогики тест - это стандартизированные задания, испытания, по результатам выполнения, которых можно судить о способности, предрасположенности испытуемого к чему-либо, а также о его знаниях, умениях и навыках.
Тестирование в России началось активно изучаться в начале XX века. Свое внимание на этот вид контроля и оценки обратили сразу несколько так называемых поведенческих наук - психология, социология и педагогика. В настоящее время тестирование понимается как едва ли не ведущая технология контроля и оценки, с помощью которой можно достаточно объективно, надежно измерить, обработать, интерпретировать результаты учебного процесса, диагностировать выраженность у индивида определенных психологических качеств, свойств и состояний, а также измерить уровень их развития. Кроме того, тестирование более точный инструмент оценивания, чем стандартная пятибалльная система. В настоящее время в связи с растущей популярностью теста как формы контроля, существует множество определений этого понятия. Н. С. Выготский считает, что тест - краткое экспериментально-психологическое испытание для определения высоты развития какой-либо функции.
Тестирование выполняет следующие функции:
1. Социальная функция - обусловлена требованиями, предъявляемыми обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. В ходе контроля знаний с помощью тестов определяется соответствие достигнутых учащимися умений и навыков установленным государственным стандартам.
2. Образовательная функция - тестирование позволяет закрепить и систематизировать знания, практические умения и навыки, повысить качество усвоения материала (точность, полнота, осознанность, отсутствие пробелов, ошибок). Тесты совершенствуют умения младших школьников применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях, выбирать рациональные способы решения учебной задачи, глубже овладевать методами получения информации. В ходе выполнения тестовых заданий устанавливается связь предыдущего материала с последующим, что позволяет ученику воспринять его целостную структуру.
3. Воспитательная функция - тестирование формирует у учащихся умения самоконтроля и самооценки, положительные мотивы обучения, способы самостоятельной познавательной деятельности, умения постановки и достижения целей, становление адекватной самооценки, снижение тревожности.
4. Развивающая функция - тестирование способствует развитию памяти, внимания, мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы и таких качеств личности, как трудолюбие, умение слушать, исполнительность и обязательность, самостоятельность и аккуратность.
5. Контролирующая функция - позволяет учителю получить информацию о достижениях своих учеников, установить динамику этих достижений, уровень развития личностных качеств детей, степень усвоения программного материала.
6. Функция творческого роста учителя - тесты дают возможность учителю выявить достижения, недостатки и ошибки не только в знаниях и умениях учащихся, но и в его педагогической деятельности. Специалисты - психологи приходят к единому мнению, что тестирование как технология оценки и контроля знаний и умений учащихся позволяет снизить уровень тревожности и страха перед проверочными работами, позволяет избежать нервного напряжения, не причиняет вред эмоциональному здоровью ребенка.
Несмотря на все неоспоримые достоинства, тестирование, как технология контроля и оценивания знаний и умений учащихся младших классов по предмету, имеет ряд недостатков. Тесты не выявляют причины допущенных ошибок. Ученик может случайным образом выбрать правильный или неправильный ответы, при этом ответив правильно на более сложный вопрос и допустив ошибку в легком задании. Основным недостатком тестирования, по нашему представлению, является даже не фактор случайного выбора, возможность угадывания правильного ответа, а то, что тестирование, применительно к предмету в начальной школе в полной мере не развивает речь ребенка, не тренирует его речевые навыки. Возникает вероятность того, что при выборочных ответах ученик привыкает работать с готовыми формулировками и оказывается не в состоянии излагать получаемые знания грамотным языком.
Несмотря на указанные минусы тестирования как метода педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о целесообразности использования такой технологии в учебном процессе.
Тестовые задания являются для ученика не только тренировочной практической работой, требующей только применения имеющихся знаний, умений и навыков, но и выступают как объект познания. Вопросы и задания тестов развивают мышление, внимание у детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению последних на практике. Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех критериям. Это позволяет определить, кто из школьников не усвоил программный материал или овладел им на минимальном уровне. Кто полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и тех, кто не только полностью овладел необходимыми знаниями, но и может применять их в новых ситуациях, т.е. владеет на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.
Таким образом, технология тестирования не позволяет решать все учебные задачи, поставленные в программе обучения предмету в начальной школе. Однако, несмотря на эти недостатки, значение тестирования как технологии контроля и оценки знаний и умений учащихся в начальной школе по предмету, неоспоримо, просто эта технология контроля и оценки должна сочетаться с другими. Грамотное сочетание различных форм, методов, технологий, позволяет решать важнейшие задачи, поставленные перед образовательным процессом.
Тестирование обладает следующими преимуществами перед другими методами педагогического контроля:
- повышение скорости проверки знаний и умений учащимися;
- осуществление хотя и поверхностного, но полного охвата всего учебного материала;
- ∙снижение воздействия негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного учителя, т.е. минимизация субъективного фактора при оценивании ответов;
- высокая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося;
- осуществление принципа индивидуализации и дифференциации обучения;
- возможность увеличить частоту и регулярность контроля за счет уменьшения времени выполнения заданий и автоматизации проверки.
В своей работе я использую свои созданные тесты на платформе Банк Тестов и в Гугл аккаунте (Гугл формы). Если раньше, тесты давала в основном выборочно, то с апреля 2020 года провожу тестирование по всем предметам. Положительное качество тестирования - это возможность индивидуального подхода к учащемуся. Тесты могут применяться на разных этапах проведения урока в зависимости и целей и задач, поставленных педагогом. Это может быть и вводное тестирование - оценка начального уровня знаний и умений учащихся; текущее - контроль и оценка усвоения учащимися пройденного материала для ликвидации пробелов; итоговое тестирование - контроль и оценка сформированных знаний и умений по итогу изучения темы или целого курса, систематизация и обобщение учебного материала.
На протяжении нескольких лет, наряду с традиционными формами, использую тестовый контроль и можно с уверенностью сказать, что он позволил активизировать учебный процесс. Тестовые задания вызывают интерес у абсолютного большинства детей, оказывают стимулирующее действие. Этот метод контроля результатов обучения потребовал от детей различного поворота мысли, быстрого переключения с одной задачи на другую, обдумывания, самостоятельности, и это значительно повысило умственную деятельность и активизировало познавательный интерес, вырабатывает внимательность, заставляет готовиться к учебным занятиям. Тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их.
Работая в классе, где учатся дети с разным уровнем знаний по предмету, можно сделать вывод, что особенно удачно выполняют тесты дети со слабой подготовкой. Именно у них качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля.
Оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных методов и форм обучения и контроля позволяют достигнуть более высоких результатов в учебном процессе.
Сравнение Банк Тестов и Гугл тестов
Банк Тестов https://banktestov.ru/ | Гугл тест |
1.Дает возможность выбора правильных ответов (один или несколько) | 1. Дает возможность выбора правильных ответов (один или несколько) 2. Можно ответить на вопрос одним словом или предложением (что исключает угадывание). 3. Можно вставлять иллюстрации, схемы, таблицы. |
1.Видим общее количество баллов, но не можем увидеть конкретных ошибок, допущенных в тесте. | 1. Можно посмотреть результат по каждому ученику и общую картину по каждому вопросу. |
1.Есть доступ любому желающему, так как тест опубликован в сети интернет. | 1.Доступ может быть ограничен |
А как относятся к тестам ученики?
Для ответа на этот вопрос учащимся 3-4 классов была предложена небольшая анкета:
1. Обычно я осмысленно отвечаю на вопросы теста, не рассчитывая на удачу.
2. Если бы я мог (могла) выбирать между ответом на вопросы теста и выполнением письменной работы с развернутым ответом, то я бы предпочел (предпочла) тест.
3. Я считаю, что оценка за тест объективно оценивает мои знания по данной теме.
4. В случае отрицательного ответа на предыдущий вопрос, поясните, завышена эта оценка или занижена.
Результаты оказались предсказуемы. Большинство учащихся предпочли тест письменной работе или устному развернутому ответу. (92,8 %) 70 % считают, что тест объективно оценивает их знания .12 % считают, что тест завышает оценку, а 18 % - занижает.
Таким образом, оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных методов и форм обучения и контроля (тестирования)позволяют достигнуть более высоких результатов в учебном процессе.
Литература:
1. Александров М.Ф., Волошина О.И. Математика. Тесты: Начальная школа. 1 – 4 кл. Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 1998.
2. Алёшина Т.Н., Савинцева Н.В. Тесты как форма контроля // Начальная Школа – 1993, № 1.
3. Волкова С.И., Ордынкина И.С. Математика . Тесты 1-4 классы. Методическое пособие для учителя. – М.; 2004г
4. Воскерчьян С.Н. Об использовании метода тестов при учёте успеваемости школьников // Советская педагогика. - 1973, № 10.
5. Давыдова В. Через игру к социализации личности // Воспитание школьников. 2001. №9
6. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., Быстрова М.Н. и др Тесты: Начальная школа. 2 класс: Учебно-методическое пособие– М.: Дрофа, 2002.
7. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель – ученик». Методическое пособие для учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999.
8. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. Методическое письмо. – М.; 1998.
9. Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Система заданий в 2 частях– М.: Просвещение, 2010г.
10. Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
11. Кольцов С.С.. Экспресс-контроль по русскому языку 1-4 класс. «Русское слово». – М. 2008г.
12. Кубасова О.В.. Литературное чтение 1-4 класс. Методические рекомендации к тестовым заданиям. «Ассоциация ХХ1 век». 2009 13. А.А.Плешаков. Проверим себя. 1-4 класс. – М. 2005г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рейтинговая система оценивания как средство контроля и учёта знаний учащихся первого класса в условиях безотметочного обучения
Использование безотметочного обучения способствует формированию оценочной самостоятельности учителя и влияет на «образовательную» политику школы. Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы с...
Выступление на педагогическом совете по теме:" Контроль над качеством знаний – одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса"
Контроль знаний предполагает единство всех его компонентов ( проверки, оценки и учёта) и определяется как процесс выявления и измерения усвоения знаний учащимися, их качества, так и процесс исправлени...
" Методы стимулирования и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Методы контроля и оценивания знаний"
В данном материале предложены методы которые помогают работать в рамках ФГОС....
ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
Протокол педагогического наблюдения за обучающимися.Результаты программы педагогического наблюдения. Педагогическое исследование "Определение уровня креативности в сфере художественной деяте...
ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся....
ПК 2.3 Осуществлять педагогический педагогический контроль , оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся
ПК 2.3 Осуществлять педагогический педагогический контроль , оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся...
«Особенности контроля и оценивания устной речевой деятельности учащегося в начальной школе»
Обсудим вопрос, что такое формирующее оценивание и какие техники можно применять для его обеспечения.Данный материал подойдёт для выступления на педсовете или для обсуждения с коллегами на кафедре нач...