Обучение плаванию в общеобразовательной школе Учебный материал раздела «Плавание» программы физического воспитания детей и подростков в общеобразовательной школе является обязательным для каждого учащегося и способствует решению следующих взаимосвязанных задач: - — укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности школьников;
- — воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями;
- — формирование знаний в области гигиены, медицины, физической культуры, соблюдения правил безопасности на занятиях;
- — формирование жизненно важного навыка плавания и умения применять его в различных условиях;
- — развитие основных двигательных качеств.
Распределение учебного времени на изучение различных разделов программного материала предусматривает выделение в IV классе 26 ч на раздел «Плавание». В школах, имеющих соответствующие условия (школьный бассейн или близко расположенную водную базу), приступать к изучению программного материала можно, начиная с I класса. В дальнейшем (V—XI кл.) на изучение раздела «Плавание» рекомендуется планировать по 14 ч в каждом классе — за счет равномерного сокращения времени на изучение других разделов («Лыжная подготовка», «Спортивные игры» и др.). Предусматривается проведение как теоретических, так и практических занятий. В процессе обучения плаванию в общеобразовательной школе осуществляется последовательное (от класса к классу) освоение техники спортивных способов плавания, выполнения стартов и поворотов (IV—XI кл.). В результате освоения данного раздела программы школьники приобретают основы знаний и умений по оказанию помощи тонущим (VII—VIII кл.), использованию навыка плавания в игровой и соревновательной деятельности (IX—XI кл.); по выполнению функций судьи на соревнованиях по плаванию и помощника учителя физической культуры (IX—XI кл.). Изучение программного содержания раздела «Плавание» содействует повышению уровня физической подготовленности школьников (показывать результаты не ниже среднего уровня развития основных физических способностей, представленных в таблицах программ начальной, неполной и полной средней школы); побуждает к самостоятельному выполнению физических упражнений, закаливающих процедур и др.; совершенствует соревновательную деятельность; позитивно влияет на поведение учащихся в процессе занятий (соблюдение дисциплины, правил безопасности и гигиенических норм; оказание помощи товарищам и учителю и др.). Поскольку упражнения в плавании отличаются большой вариативностью выполнения, систематические занятия оказывают существенное влияние на развитие координационных (равновесие, ориентирование в пространстве, дифференцирование временных, пространственных и силовых параметров движений) и кондиционных (выносливость, силовые возможности) способностей. Обучение плаванию проводится в течение учебного года в крытых плавательных бассейнах и на открытых водоемах (в зависимости от климатических условий). Для учащихся I смены занятия плаванием желательно планировать на последних уроках. Для школьников II смены занятия плаванием выносятся за сетку часов, чтобы учащиеся могли после бассейна подготовиться к урокам в школе. При организации занятий по плаванию вне сетки часов целесообразно планировать их 3 раза в неделю — это позволит повысить эффективность учебного процесса. Учебные группы для обучения плаванию комплектуются по уровню подготовленности школьников; численность группы — 10—15 человек. В неполной средней школе мальчики и девочки могут заниматься плаванием в одной группе. До начала занятий в бассейне необходимо провести подготовительную работу с учащимися (см. главу 8, раздел 8.4). Не менее чем за 1—1,5 месяца до начала занятий в бассейне учитель физкультуры должен составить специальные комплексы упражнений и выполнять их на уроках физической культуры. Можно рекомендовать ребятам повторять эти упражнения дома, во время утренней зарядки, что будет способствовать более быстрому освоению упражнений, подводящих к овладению техникой плавания. Перед изучением обязательного материала программы для IV класса выполняются комплексы, основой которых являются упражнения для изучения техники кроля и упражнения для освоения с водой. Одной из задач учителя физкультуры является подготовка актива из числа учащихся, умеющих хорошо плавать, в качестве помощников. Помощники должны уметь показать правильное выполнение упражнений, исправить ошибки занимающихся, следить за дисциплиной и поддерживать порядок на занятиях, систематически повышая уровень своей плавательной подготовленности и овладевая приемами спасения тонущих. Тренировка физкультурного актива должна проводиться до или после уроков по плаванию (желательно провести ее за месяц до начала занятий в школе). Помощники учителя физкультуры должны уметь проплыть без остановки не менее 200 м, нырять в глубину и длину, транспортировать пострадавшего, освобождаться от захвата тонущего и знать приемы оказания доврачебной помощи. Как правило, занятия по обучению плаванию в бассейнах проводят опытные тренеры и инструкторы. Учитель физической культуры в этом случае становится непосредственным помощником тренера, выполняя различные организационные функции (встречает учащихся в холле бассейна, оформляет им пропуска, организует их на занятие и т. д.), и участвует в самом процессе обучения (следит за выполнением учащимися общеразвивающих и специальных упражнений в зале «сухого плавания», в том числе разученных на уроках физической культуры в школе; проводит занятия с отстающими или плохо умеющими плавать в мелкой части бассейна или в «лягушатнике»). В обязанности учителя входит также учет посещаемости занятий плаванием, о чем он информирует классного руководителя и вносит соответствующие записи в классный журнал. Планирование занятий. Продолжительность занятий по разделу «Плавание» в IV классе составляет 13 недель. В соответствии с учебной программой за основу планирования принимается 26-урочная программа. На ее основе разрабатывается график поурочного распределения учебного материала (табл. 10). Учебный процесс по плаванию условно можно разделить на три этапа. - 1- й этап (уроки 1—6). Его основу составляют упражнения для освоения с водной средой и элементарные гребковые движения руками и ногами, выполняемые в методической последовательности, принятой в процессе массового обучения плаванию детей и подростков (имитационные упражнения в зале, гребковые движения в положении стоя на дне, у неподвижной опоры, в ходьбе по дну, с подвижной опорой), общеразвивающие упражнения, учебные прыжки в воду, игры в воде.
- 2- й этап (уроки 7—21). Основные задачи — изучение техники плавания способами кроль на груди и на спине; выполнение упражнений, направленных на освоение стартовых прыжков и простых поворотов.
- 3- й этап (уроки 22—26). Его основу составляют подготовка к итоговым внутришкольным соревнованиям (очным или заочным), выполнение контрольных нормативов, подготовка класса к участию в водном празднике, проведение игр и развлечений на воде.
График поурочного распределения учебного материала № п/п | Учебный материал | Номера уроков | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 1 | Теоретические сведения | + | + | + |
| + |
|
|
|
|
|
|
| + |
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 | Общеразвивающие и специальные упражнения | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 3 | Упражнения для освоения с водной средой: | + | + | К* | К | + | к | + | + | + | к | + | + | + | К | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | передвижения по дну | + | + | к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| изучение дыхания | + | + | + | + | + | к | + | + | + | к | + | + | + | к | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | погружение и открывание глаз в воде | + | + | к | + | + | к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| всплывание и лежание на воде |
| + | + | к | + | к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| скольжение |
| + | + | + | К | + | + | + | + | + | -1- | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | -1- | -1- | + | + |
| 4 | Учебные прыжки в воду |
|
| + | + | + | + | К | + | + | + | + | + | к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 | Игры в воде | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 6 | Упражнения для изучения техники способа кроль на груди |
| + | + | + | + | + | + | К | + | + | + | + | к | + | + | + | + | + | + | К | + | + | + | К | + |
| 7 | Упражнения для изучения техники способа кроль на спине |
|
| + | + | + | + | + | К | + | + | + | + | к | + | + | + | + | + | К | + | + | + | + | К | + |
| 8 | Упражнения для изучения техники выполнения поворотов и стартов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + | + | + | + | + | К | + | + | + | + | + | К | + | К | + |
| 9 | Учебные соревнования |
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
* К — выполнение контрольных упражнений Такое распределение учебного материала соответствует задачам обучения плаванию школьников, уровню подготовленности большинства учащихся и методической последовательности изучения программного материала. В конце курса обучения необходимо провести заключительную беседу с классом о продолжении занятий плаванием. Если для этого нет условий, нужно продолжать выполнять комплекс упражнений, разученных в бассейне, обращая внимание на упражнения «мельница», «скольжение» в положении стоя у стенки, движения ногами и руками способом кроль. Эти упражнения пригодятся, как только представится возможность плавания в естественных водоемах. Необходимо напомнить ребятам о правилах поведения на воде: - — сначала освоиться с водой на мелком месте; помнить, что все упражнения нужно выполнять только в сторону берега или мелкого места;
- — плавать на дальность только вдоль берега;
- — при плавании кролем на груди и на спине не закрывать глаза, ориентируясь на берег;
- — не оставаться равнодушным при виде не умеющих плавать товарищей; постараться научить их всему, что знаешь сам.
На последнем занятии, подводящем итоги обучения плаванию, провести соревнования, программа которых должна соответствовать уровню подготовленности школьников. Контрольные вопросы и задания - 1. Назовите задачи обучения плаванию в общеобразовательной школе.
- 2. Дайте характеристику содержания программного материала по плаванию в ГУ классе.
- 3. Дайте характеристику содержания программного материала по плаванию в V—IX классах.
- 4. Дайте характеристику содержания программного материала по плаванию в X—XI классах.
- 5. Как лучше организовать учебный процесс по плаванию для учащихся I—II смены?
Рекомендуемая литература - 1. Булгакова, Н. Ж. Плавание / Н. Ж. Булгакова. — М.: Астрель: ACT, 2005. — 159 с.
- 2. Плавание: учебник для студентов, обучающихся по дисциплине «Плавание» по направлению подгот. 49.03.01: профиль подгот. «Спортив. подгот.»: рек. Эмс ИСиФВ ФГБОУ ВО «РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК)» / под общ. ред. Н. Ж. Булгаковой; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма. — Москва: Инфра-М, 2018. — 289 с.
|