Обучение плаванию в общеобразовательной школе
статья

Старцева Лилия Александровна

Обучение плаванию в общеобразовательной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_plavaniyu_v_obshcheobrazovatelnoy_shkole.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение плаванию в общеобразовательной школе

Учебный материал раздела «Плавание» программы физического воспитания детей и подростков в общеобразовательной школе является обязательным для каждого учащегося и способствует решению следующих взаимосвязанных задач:

  • — укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности школьников;
  • — воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями;
  • — формирование знаний в области гигиены, медицины, физической культуры, соблюдения правил безопасности на занятиях;
  • — формирование жизненно важного навыка плавания и умения применять его в различных условиях;
  • — развитие основных двигательных качеств.

Распределение учебного времени на изучение различных разделов программного материала предусматривает выделение в IV классе 26 ч на раздел «Плавание». В школах, имеющих соответствующие условия (школьный бассейн или близко расположенную водную базу), приступать к изучению программного материала можно, начиная с I класса. В дальнейшем (V—XI кл.) на изучение раздела «Плавание» рекомендуется планировать по 14 ч в каждом классе — за счет равномерного сокращения времени на изучение других разделов («Лыжная подготовка», «Спортивные игры» и др.). Предусматривается проведение как теоретических, так и практических занятий.

В процессе обучения плаванию в общеобразовательной школе осуществляется последовательное (от класса к классу) освоение техники спортивных способов плавания, выполнения стартов и поворотов

(IV—XI кл.). В результате освоения данного раздела программы школьники приобретают основы знаний и умений по оказанию помощи тонущим (VII—VIII кл.), использованию навыка плавания в игровой и соревновательной деятельности (IX—XI кл.); по выполнению функций судьи на соревнованиях по плаванию и помощника учителя физической культуры (IX—XI кл.).

Изучение программного содержания раздела «Плавание» содействует повышению уровня физической подготовленности школьников (показывать результаты не ниже среднего уровня развития основных физических способностей, представленных в таблицах программ начальной, неполной и полной средней школы); побуждает к самостоятельному выполнению физических упражнений, закаливающих процедур и др.; совершенствует соревновательную деятельность; позитивно влияет на поведение учащихся в процессе занятий (соблюдение дисциплины, правил безопасности и гигиенических норм; оказание помощи товарищам и учителю и др.).

Поскольку упражнения в плавании отличаются большой вариативностью выполнения, систематические занятия оказывают существенное влияние на развитие координационных (равновесие, ориентирование в пространстве, дифференцирование временных, пространственных и силовых параметров движений) и кондиционных (выносливость, силовые возможности) способностей.

Обучение плаванию проводится в течение учебного года в крытых плавательных бассейнах и на открытых водоемах (в зависимости от климатических условий).

Для учащихся I смены занятия плаванием желательно планировать на последних уроках. Для школьников II смены занятия плаванием выносятся за сетку часов, чтобы учащиеся могли после бассейна подготовиться к урокам в школе. При организации занятий по плаванию вне сетки часов целесообразно планировать их 3 раза в неделю — это позволит повысить эффективность учебного процесса. Учебные группы для обучения плаванию комплектуются по уровню подготовленности школьников; численность группы — 10—15 человек. В неполной средней школе мальчики и девочки могут заниматься плаванием в одной группе.

До начала занятий в бассейне необходимо провести подготовительную работу с учащимися (см. главу 8, раздел 8.4).

Не менее чем за 1—1,5 месяца до начала занятий в бассейне учитель физкультуры должен составить специальные комплексы упражнений и выполнять их на уроках физической культуры. Можно рекомендовать ребятам повторять эти упражнения дома, во время утренней зарядки, что будет способствовать более быстрому освоению упражнений, подводящих к овладению техникой плавания. Перед изучением обязательного материала программы для IV класса выполняются комплексы, основой которых являются упражнения для изучения техники кроля и упражнения для освоения с водой.

Одной из задач учителя физкультуры является подготовка актива из числа учащихся, умеющих хорошо плавать, в качестве помощников. Помощники должны уметь показать правильное выполнение упражнений, исправить ошибки занимающихся, следить за дисциплиной и поддерживать порядок на занятиях, систематически повышая уровень своей плавательной подготовленности и овладевая приемами спасения тонущих. Тренировка физкультурного актива должна проводиться до или после уроков по плаванию (желательно провести ее за месяц до начала занятий в школе). Помощники учителя физкультуры должны уметь проплыть без остановки не менее 200 м, нырять в глубину и длину, транспортировать пострадавшего, освобождаться от захвата тонущего и знать приемы оказания доврачебной помощи.

Как правило, занятия по обучению плаванию в бассейнах проводят опытные тренеры и инструкторы. Учитель физической культуры в этом случае становится непосредственным помощником тренера, выполняя различные организационные функции (встречает учащихся в холле бассейна, оформляет им пропуска, организует их на занятие и т. д.), и участвует в самом процессе обучения (следит за выполнением учащимися общеразвивающих и специальных упражнений в зале «сухого плавания», в том числе разученных на уроках физической культуры в школе; проводит занятия с отстающими или плохо умеющими плавать в мелкой части бассейна или в «лягушатнике»). В обязанности учителя входит также учет посещаемости занятий плаванием, о чем он информирует классного руководителя и вносит соответствующие записи в классный журнал.

Планирование занятий. Продолжительность занятий по разделу «Плавание» в IV классе составляет 13 недель. В соответствии с учебной программой за основу планирования принимается 26-урочная программа. На ее основе разрабатывается график поурочного распределения учебного материала (табл. 10).

Учебный процесс по плаванию условно можно разделить на три этапа.

  • 1- й этап (уроки 1—6). Его основу составляют упражнения для освоения с водной средой и элементарные гребковые движения руками и ногами, выполняемые в методической последовательности, принятой в процессе массового обучения плаванию детей и подростков (имитационные упражнения в зале, гребковые движения в положении стоя на дне, у неподвижной опоры, в ходьбе по дну, с подвижной опорой), общеразвивающие упражнения, учебные прыжки в воду, игры в воде.
  • 2- й этап (уроки 721). Основные задачи — изучение техники плавания способами кроль на груди и на спине; выполнение упражнений, направленных на освоение стартовых прыжков и простых поворотов.
  • 3- й этап (уроки 22—26). Его основу составляют подготовка к итоговым внутришкольным соревнованиям (очным или заочным), выполнение контрольных нормативов, подготовка класса к участию в водном празднике, проведение игр и развлечений на воде.

График поурочного распределения учебного материала

п/п

Учебный материал

Номера уроков

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

1

Теоретические сведения

+

+

+

+

+

+

2

Общеразвивающие и специальные упражнения

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Упражнения для освоения с водной средой:

+

+

К*

К

+

к

+

+

+

к

+

+

+

К

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

передвижения по дну

+

+

к

изучение дыхания

+

+

+

+

+

к

+

+

+

к

+

+

+

к

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

погружение и открывание глаз в воде

+

+

к

+

+

к

всплывание и лежание на воде

+

+

к

+

к

скольжение

+

+

+

К

+

+

+

+

+

-1-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-1-

-1-

+

+

4

Учебные прыжки в воду

+

+

+

+

К

+

+

+

+

+

к

5

Игры в воде

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6

Упражнения для изучения техники способа кроль на груди

+

+

+

+

+

+

К

+

+

+

+

к

+

+

+

+

+

+

К

+

+

+

К

+

7

Упражнения для изучения техники способа кроль на спине

+

+

+

+

+

К

+

+

+

+

к

+

+

+

+

+

К

+

+

+

+

К

+

8

Упражнения для изучения техники выполнения поворотов и стартов

+

+

+

+

+

К

+

+

+

+

+

К

+

К

+

9

Учебные соревнования

+

+

+

* К — выполнение контрольных упражнений

Такое распределение учебного материала соответствует задачам обучения плаванию школьников, уровню подготовленности большинства учащихся и методической последовательности изучения программного материала.

В конце курса обучения необходимо провести заключительную беседу с классом о продолжении занятий плаванием. Если для этого нет условий, нужно продолжать выполнять комплекс упражнений, разученных в бассейне, обращая внимание на упражнения «мельница», «скольжение» в положении стоя у стенки, движения ногами и руками способом кроль. Эти упражнения пригодятся, как только представится возможность плавания в естественных водоемах.

Необходимо напомнить ребятам о правилах поведения на воде:

  • — сначала освоиться с водой на мелком месте; помнить, что все упражнения нужно выполнять только в сторону берега или мелкого места;
  • — плавать на дальность только вдоль берега;
  • — при плавании кролем на груди и на спине не закрывать глаза, ориентируясь на берег;
  • — не оставаться равнодушным при виде не умеющих плавать товарищей; постараться научить их всему, что знаешь сам.

На последнем занятии, подводящем итоги обучения плаванию, провести соревнования, программа которых должна соответствовать уровню подготовленности школьников.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Назовите задачи обучения плаванию в общеобразовательной школе.
  • 2. Дайте характеристику содержания программного материала по плаванию в ГУ классе.
  • 3. Дайте характеристику содержания программного материала по плаванию в V—IX классах.
  • 4. Дайте характеристику содержания программного материала по плаванию в X—XI классах.
  • 5. Как лучше организовать учебный процесс по плаванию для учащихся I—II смены?

Рекомендуемая литература

  • 1. Булгакова, Н. Ж. Плавание / Н. Ж. Булгакова. — М.: Астрель: ACT, 2005. — 159 с.
  • 2. Плавание: учебник для студентов, обучающихся по дисциплине «Плавание» по направлению подгот. 49.03.01: профиль подгот. «Спортив. подгот.»: рек. Эмс ИСиФВ ФГБОУ ВО «РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК)» / под общ. ред. Н. Ж. Булгаковой; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма. — Москва: Инфра-М, 2018. — 289 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему обучение плаванию в начальной школе

презентация на тему "Обучение плаванию в начальной школе"...

Дистанционное обучение в современной общеобразовательной школе

Технология дистанционного обучения в школе....

Синхронное плавание и хореография в общеобразовательной школе.

Статья посвящена секции синхронного плавания в общеобразовательной школе, ее плюсам и отличиям от спортивной школы.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15552170","attributes":{"alt":"","...

методика обучения плаванию в начальной школе

Методика обучения плаванию практический материал ....

Доклад на тему: «Система коррекционно-развивающего обучения на базе общеобразовательной школы с введением ФГОС»

Новая социальная обстановка, новые гуманистические взгляды педагогов и психологов требуют изменений в сложившиеся за многие годы российской образовательной системе, которой нужен иной подход в организ...