Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения в условиях общеобразовательной школы
статья
Предварительный просмотр:
Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения в условиях общеобразовательной школы
Современная школа требует индивидуального подхода к учащимся. Все больше учеников приходят не готовые к школьному обучению. Особенно необходимо для детей испытывающих трудности адаптации и учения.
Для эффективного помощи детям, необходимо знать откуда начинается трудность, чтобы помочь ребенку преодолеть ее не только на начальном уровне, но и избежать последующих возможных проблем. Помочь ребенку, определить его трудности и понять, что нужно сделать, чтобы «научить учиться», может нейропсихологический подход к анализу имеющихся трудностей.
Нейропсихологическая диагностика предполагает обследование состоянии высших психических функций, т.е. восприятия, памяти, мышления и т.д.
Л.С. Выготский и А.Р. Лурия, показали, что высшие психические функции имеют системное строение, т.е. состоят из разных компонентов. Так, например, функция письма включаю в себя:
- переработка слуховой информации;
- переработка кинестетической информации;
- переработка зрительной информации;
- переработка зрительно-пространственной информации;
- серийная организация движений;
- функции программирования и контроля произвольных действий;
- поддержание оптимального уровня активации мозга при письме.
Таким образом, при нарушении работы на любом из данных этапах, ребенок может начать испытывать трудности в овладении письмом. Но каждая написанная функция специфична и зависит от того, какой компонент пострадал. В связи с этим важно различать первичные и вторичные нарушения, а также компенсаторные перестройки.
При первичном нарушении компонента, трудность будет прослеживаться не только на письме. Например, если у ребенка трудности переработки слуховой информации, то она будет проявляться и во слухоречевой памяти и в способности называния предметов и везде, гле принимает участие слуховой компонент.
Нейропсихологическая диагностика позволяет проследить индивидуальный стиль и особенности развития ребенка. В своем развитии каждый ребенок проходит ряд этапов и качество прохождения этих этапов развития влияют на дальнейшую картину развития когнитивных функций ребенка, и как следствие его обучение в школе.
С помощью нейропсихологической диагностики можно определить:
- целостный синдром нарушений ВПФ
- поврежденные и сохраненные звенья психических функций
- особенности внимания
- особенности латерального профиля
- «сильные» и «слабые» стороны ребенка
- особенности энергетических возможностей ВПФ
Большое значение имеет также уровень развития слухоречевой памяти, наглядно-образного мышления, зрительно-пространственных и вербально-перцептивных функций и кинестетической организации движений рук, а также нейродинамики протекания психической деятельности. Недосформированность или слабость этих способностей не только приводит к неуспешности ребенка в начальной школе (О. А. Гончаров и др., 1996; Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева, 2003б), но и может явиться причиной школьной дизадаптации, невозможности соответствовать требованиям, предъявляемым ребенку массовой школой (Ж. М. Глозман, А. Ю. Потанина, 2001; А. Ю. Потанина, А. Е. Соболева, 2004). Большую ценность для своевременного выявления указанных дефектов представляет методика «следящей диагностики» — систематического наблюдения за деятельностью ребенка в группе (Н. М. Пылаева, 1995). Только на основании дифференцированной и системной нейропсихологической диагностики, не ограничивающейся выявлением слабых звеньев в развитии ребенка, но определяющей зону его ближайшего развития (Л. С. Выготский, 1984), т. е. возможности и условия коррекции дефектов при диалоговом режиме проведения нейропсихологического обследования (А. Р. Лурия, 1973б), может быть построена своевременная индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения (замещающего онтогенеза) ребенка. Такая программа должна учитывать двухстороннее взаимодействие между морфогенезом мозга и формированием психики: с одной стороны, для появления определенной функции требуется известная степень зрелости нервной системы, с другой — само функционирование и активное коррекционно-развивающее воздействие оказывают влияние на созревание соответствующих структурных элементов (П. Я. Гальперин и др., 1978). Все это еще больше повышает требования к ранней нейропсихологической диагностике состояния психического функционирования ребенка.
Нейропсихологическая диагностика проходит индивидуально, однако для составления общей картины возможны диагностические срезы со всем классом и группой учеников, для определения дальнейшего маршрута выявления возможных трудностей обучения у детей.
Опыт нейропсихологических исследований позволил отечественным психологам (Л. С. Цветкова, Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Ю. Балашова и др.) перейти от работы с болезненными нарушениями психической деятельности человека к изучению психики здоровых людей. Оказалось, что в помощи специалиста, владеющего методами нейропсихологии, нуждаются не только люди с локальными поражениями мозга, но и клиенты без органических патологий. Особенно наглядно это проявляется в практике школьных психологов. Анализ особенностей их деятельности позволил выделить из круга профессиональных задач те, решение которых может быть гораздо эффективнее с применением данных нейропсихологии. Это, во-первых, выяснение причин школьной неуспеваемости, во-вторых, постановка топического диагноза детям с минимальными мозговыми дисфункциями и, наконец, теоретическое обоснование методических приемов обучения чтению, письму и счету.
Хорошо известно, что те или иные проблемы в обучении возникают не только у больных детей, но и у школьников с нормальным психическим развитием. Как правило, это неуспеваемость, конфликты с одноклассниками или учителями, трудности адаптации к школьной деятельности. Решить эти проблемы невозможно без выявления истинных причин данных нарушений. Чаще школьники испытывают сложности при обучении письму, чтению, счету, решению арифметических задач. Кроме того, определенные трудности возникают при усвоении самых разных понятий. При этом не следует забывать, что одним из самых сложных этапов в развитии человека, этапом, который провоцирует всевозможные нарушения, является начальный период обучения в школе. Как лакмусова бумажка, он выявляет все скрытые ранее дефекты и отставания. Дети впервые попадают в ситуацию регламентированных требований, обусловленных социокультурными нормами, впервые сталкиваются с новым видом деятельности. Кроме того, налицо постоянная оценка и сравнение результатов их деятельности. И в этой ситуации начинают выделяться те дети, которые не справляются с требованиями школы. В первую очередь это сказывается на успеваемости школьников.
Из литературы известно, что одной из возможных причин школьной неуспеваемости может быть недостаточная сформированность тех или иных психических структур. Например, плохо развитый фонематический слух может привести к невнимательности на уроках, грубым ошибкам при письме, так как ребенок не выделяет те или иные фонемы из речевого потока, особенно на фоне шума. Он просто не слышит некоторые слова или фразы или слышит их с искажением. Недоразвитие слухо-речевой памяти также приводит к неграмотному письму. Но в этом случае ошибки связаны с тем, что школьник не может запомнить информацию, предъявляемую на слух. Он не запоминает правила, условия задачи, требования учителя, высказанные вслух. В силу этого ребенок не может правильно написать то или иное слово, решить пример, выполнить задание учителя.
Нейропсихологические исследования показали, что несформированность тех или иных высших психических функций может быть связана либо с задержкой созревания определенных зон мозга, либо с недоразвитием межанализаторных связей. Поскольку в нейропсихологии функция рассматривается как сложная функциональная система, то нарушение любого звена этой системы и на любом уровне приводит к дефекту функции. Но механизмы этого нарушения будут разные. По мнению Л. С. Цветковой, раннее нейропсихологическое обследование ребенка дает возможность установить уровень сформированности его психических функций и готовности к школьному обучению, поставить точный диагноз на основе научных данных и тем самым предупредить или уменьшить трудности обучения ребенка в общеобразовательной школе /2, 24/. Как известно, проблема неуспеваемости школьников имеет не только психолого-педагогический, но и социальный аспект. Трудности, возникающие у детей в процессе школьного обучения, без специальной коррекции могут перерасти в хроническую неуспеваемость. А, как подчеркивает Л. С. Цветкова, это состояние способствует формированию девиантных форм поведения, социальной дезадаптации детей в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.»
Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу предполагает одновременное использование нескольких форм организации образовательного процесс...
Индивидуальный подход к детям, имеющим трудности в обучении
В этой презентации вам предоставлены различные подходы к детям , имеющим трудности в обучении...
Особенности организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. В нашей школе обучается 42 ребенка с ОВЗ, это дети с различными интелл...
«Организация предшкольной подготовки детей 5–6 лет в условиях общеобразовательной школы» (из опыта работы)
Организация предшкольной подготовки имеет большое значение при подготовке к школе детей, не имеющих возможности посещать дошкольное учреждение. В этой работе описан опыт работы в Каменском лицее....
"Обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы"
Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного учреждения. Совместное обучение - сложная про...
Индивидуальный подход к школьникам с трудностями в обучении
Автор статьи:Громова Ирина Сергеевнаг.Санкт-Петербург, Московский р-он, ГБОУ школа № 663...
Особенности работы в условиях инклюзивного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы
Одним из звеньев общей системы образования являются специальные образовательные школы коррекционной направленности. Содержание образования охватывает различные виды знаний, которы...