КТП Физическая культура 5 класс для колясочников.
методическая разработка
КТП Физическая культура 5 класс для колясочников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_5-9_russkii_fgos_docx.zip | 135.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
РАССМОТРЕНО На заседании МО ГБОУ «Республиканский центр образования»_______ Протокол № _1__ от «30» 08 2021 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _______Г.Д.Дугаржапова «___» ___________20___г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ«Республиканский центр образования» ______С.П.Новокрещенных Приказ №144А «02» 09 2021 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
обучения
детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК »
для 5-9 классов
на 2020_-2025 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
Пляскина С. А.
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями ГБОУ
«Республиканский центр образования» 5-9 класс является нормативно-управленческим документом, характеризующим специфику содержания образования в условиях дистанционного обучения и особенности организации учебно-воспитательного процесса с учетом психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями .
Адаптированная основная общеобразовательная программа далее ― ООП образования обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями ГБОУ
«Республиканский центр образования» далее – ГБОУ «РЦО» 5-9 класс разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями , на основе программ специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой, В. В. Воронковой.
Нормативно-правовую базу ООП составили следующие нормативные документы: Федеральный закон Российской Федерации ]№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями ".
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 ред. от 17.07.2015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 3006.
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" постановление от 10 июля 2015 года N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 06.05.2014 № 508-V); Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями ;
Письмо Министерства образования и науки РФ «Рекомендации по созданию условий для дистанционного обучения детей- инвалидов, нуждающихся в обучении на дому» №06-1254 от 30.09.2009 г
Письмо Министерства образования и науки РФ №07-832 от 10 декабря 2012 г. ―О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей - инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий‖
Устава ГБОУ «Республиканский центр образования»
Учебного плана ГБОУ «Республиканский центр образования» на 2020-2021 учебный год и
Положения рабочей программы.
Годового календарного учебного графика на 2020-2021 учебный год ГБОУ
«Республиканский центр образования»
Целью разработки адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями является создание коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего максимальное удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями , усвоение ими социального и культурного опыта и на этой основе решение проблемы социальной интеграции обучающегося с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями в современное общество в условиях дистанционного обучения.
В старших (5 – 9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах,
но на более сложном речевом и понятийном материале:
-дальнейшее овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности
нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое ;
-охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
-формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
-создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
-формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и специфических образовательных потребностей.
В данной рабочей программе особое значение придается практической стороне специального образования - развитию жизненной компетенции обучающихся. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни, для решения соответствующих возрасту житейских задач.
В данную программу внесены изменения: по учебному плану ГБОУ «РЦО» на прохождение курса русского языка в 5 и 6 коррекционных планах отводится 2ч в неделю, а в 7-9 классах- 1,5 часа в неделю.
Распределение материала по классам представлено концентрически с учетом познавательных и возрастных возможностей учащихся, поэтому в процессе обучения осуществляется постепенный переход от чисто практического обучения в младших классах к практико-теоретическому в старших. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.
Сокращение часов:
на повторение за счет объединения тем;
звуки и буквы за счет сокращения материала на повторение;
состав слова за счет объединения тем и сокращения материала на повторение;
части речи за счет объединения тем и сокращения материала на повторение;
предложение за счет объединения тем и сокращения материала на повторение;
повторение пройденного за счет объединения тем.
В программе в каждом классе четко обозначены базовые представления по русскому языку и два уровня умений практического применения знаний. Это требует от учителя систематического изучения возможностей каждого учащегося и реализации принципа дифференцированного и индивидуального подхода в процессе обучения математике.
Последовательность и содержание изложения планирования представляют определенную систему, где каждая тема служит продолжением изучения предыдущей и служит основанием для построения последующей.
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью:
Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации. Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу. Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем. Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью разных групп проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребенка.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей детей и их особых образовательных потребностей.
1.Индивидуальный подход к ученику.
2.Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3.Использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки.
4.Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
5.Обязательность непрерывности коррекционно- образовательного процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы.
Особенности организации учебного процесса.
Типы уроков:
Урок открытия нового знания
Урок рефлексии
Урок общеметодологической направленности
Урок развивающего контроля
Методы обучения:
объяснительно - иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;
репродуктивный метод ( воспроизведение и применение информации);
метод проблемного изложения( постановка проблемы и показ пути её решения);
практический, наглядный.
Используются такие формы организации деятельности:
как фронтальный опрос, групповая, парная и самостоятельная работа, работа с учебником, таблицами и др. учебными пособиями. Применяются диктанты, работа с дидактическими материалами и рабочими тетрадями.
Технологии обучения: здоровьесберегающие, игровые, проблемно – поисковые, личностно-ориентированные, технология дифференцированного обучения, ИКТ (используются элементы технологий).
Формы контроля
Диагностическая контрольная работа, контрольные и самостоятельные работы, тестирование, текущий опрос. Итоговые контрольные работы.
Обязательным требованием к каждому уроку в рамках данной рабочей программы является организация самостоятельной работы, работы над ошибками, проверки домашних заданий.
Знания основ русского языка, знания и умения практически применять их оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых письменных контрольных работ (за учебную четверть, полугодие, учебный год). Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными программой каждого класса, по 5-балльной системе.
Общая характеристика учебного предмета (коррекционного курса) с
учетом особенностей его освоения обучающимся
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.
Функции базовых учебных действий: обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области; реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности; обеспечение целостности развития личности обучающегося. С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.
Основные направления коррекционной работы:
- Развитие абстрактных математических понятий;
- Развитие зрительного восприятия и узнавания;
- Развитие пространственных представлений и ориентации;
- Развитие основных мыслительных операций;
- Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- Развитие речи обучающихся и обогащение словаря;
- Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
В процессе реализации образовательной программы по русскому языку решаются
коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое,
переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения упражнений, заданий
- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь)
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения упражнений
- коррекция и развитие зрительного восприятия
- развитие слухового восприятия
- коррекция и развитие тактильного восприятия
- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности, соразмерности движений)
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства)
Коррекционная работа с обучающимися направлена на углубление и обобщение их социокультурного опыта на основе содержания предметных областей, на развитие навыков самостоятельной учебной деятельности с учетом интеллектуальных возможностей обучающихся. В данной рабочей программе особое значение придается практической стороне специального образования - развитию жизненной компетенции обучающихся. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни, для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом государственного бюджетного образовательного учреждения «Республиканский центр образования» на 2020-2021 уч. г. описание места учебного предмета (математики) представлено в следующей таблице:
Класс | Количество часов (в неделю) | Количество учебных недель | Количество часов (за год) |
5класс | 2ч | 34 уч. недель | 68ч |
6 класс | 1,5ч | 51ч | |
7класс | 1,5ч | 51ч | |
8класс | 1,5ч | 51ч | |
9 класс | 1,5ч | 51ч |
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Изучение русского языка в 5-9 классах направлено на достижение обучающимися личностных и предметных результатов. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета (коррекционного курса)
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Содержание учебного предмета (коррекционного курса) 5 класс
Тема указанием количества часов | Содержание учебной программы | Характеристика деятельности учащегося |
Повторение (4 часа) | Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Сказуемое. Подлежащее. | Личностные результаты – осознавать роль речи в жизни людей; - знание основных моральных норм и ориентация; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. – оценивать и объяснять некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации; -понимать ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности уважения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д. – соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности; – делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса. Предметные: 1-й уровень |
Звуки и буквы (8 часов) | Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит. | |
Состав слова (10 часов) | Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставки и предлог. Разделительный ъ. | |
Части речи (30 часов) | ||
Имя существительное | Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число). Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род). Мягкий знак (ь) после шипящих на конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож). Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных. Первое склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1- го склонения. Окончания - ы, -и в родительном падеже (из комнаты, из деревни), окончание - е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания - ей, -ой в творительном падеже (за деревней, за страной) . Второе склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания - а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания -у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания -ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом). Третье склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание - и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание -ью в творительном падеже (сиренью). Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга). | |
Предложение (10 часов) | Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах. | Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению. Перечисление без союзов и с одиночным союзом И. Знаки препинания при однородных членах. |
Повторение пройденного за год ( 6 часов) | Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом И. Знаки препинания при однородных членах. |
6 класс
Тема указанием количества часов | Содержание учебной программы | Характеристика деятельности учащегося |
Повторение (2 часа) | Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом И. Знаки препинания при однородных членах. | Личностные результаты – осознавать роль речи в жизни людей; - знание основных моральных норм и ориентация; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. – оценивать и объяснять некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации; -понимать ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности уважения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д. – соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности; – делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса. Предметные: 1-й уровень |
Звуки и буквы (4 часа) | Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным Ь. Двойные и непроизносимые согласные. | |
Состав слова (9 часов) | Однокоренные слова. Части слова. Образование слов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов. Непроверяемые написания в корне слова. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный Ъ. Правописание приставок с О и А, приставка ПЕРЕ-, единообразное написание приставок на согласные (С-,В-,НАД-,ПОД-,ОТ-) | |
Имя существительное (11 часов) | Значение имени существительного и его основные грамматические категории : род, число, падеж. Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе. Склонение имен существительных во множественном числе. Падежные окончания. Правописание родительного падежа сущ. Женского и среднего рода с основой на шипящий. Знакомство с существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе. | |
Имя прилагательное (18 часов) | Понятие об имени прилагательном. Значение прилагательного в речи. Умение различать род, число и падеж прилагательного по соответствующим признакам существительного и согласовывать эти части речи. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. | |
Предложение (3 часа) | Простое предложение. Простые предложения с однородными членами. Члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов и с одиночным союзом И, с союзами А,НО. Знаки препинания при однородных членах. Сложное предложение. Сложные предложения с союзами И,А,НО. Знаки препинания перед союзами. | |
Повторение пройденного за год (4 часа) | Гласные и согласные в корне слова. Падежные окончания имен существительных. Знаки препинания в сложном предложении. Слова с непроверяемыми гласными и согласными. |
7 класс
Тема указанием количества часов | Содержание учебной программы | Характеристика деятельности учащегося |
Повторение (3 часа) | Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но. | Личностные: обучение письму и развитию речи организует и дисциплинирует учащихся с интеллектуальным недоразвитием, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение доводить начатое дело до конца. Регулятивные: Учащимся с нарушениями в развитии свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Из-за слабости регулирующей функции мышления и речи детям с особыми образовательными потребностями трудно полностью подчинить свои действия инструкции учителя, поэтому для формирования у них представлений о звуке, слове, предложении и частях речи. Требуется развернутость всех этапов формирования умственных действий. Формирование элементов учебной деятельности успешно корригируется в процессе специально организованного обучения, когда школьник сначала при помощи учителя, а затем и самостоятельно, учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по заданному плану, контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный результат. Познавательные: на уроках письма и развития речи в результате взаимодействия усилий учителя и учащихся (при направляющем и организующем воздействии учителя) развивается мышление учащихся. Важную роль в обучении письму и развитию речи играет целенаправленная работа по развитию у школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности: учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением. Коммуникативные: в процессе изучения письма и развития речи развивается речь учащихся, обогащается специфическими терминами и выражениями их словарь, формируются речевые умения: школьники учатся комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя), формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. |
Состав слова (10 часов) | Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е. | |
Имя существительное (9 часов) | Основные грамматические категории существительного – род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. | |
Имя прилагательное ( 6 часов) | Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. | |
Местоимение (4 часа) | Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3-е лицо местоимений. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями. | |
Глагол (11 часов) | Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам. Неопределенная частица не с глаголами. Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2 лица –шь, -шься. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам Глаголы на –ся (-сь). | |
Предложение (4 часа) | Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом предложении. Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Обращение. Знаки препинания при обращении. | |
Повторение пройденного за год (4 часа) | Состав слова. Правописание глаголов. |
8 класс
Тема указанием количества часов | Содержание учебной программы | Характеристика деятельности учащегося |
Повторение (2 часа) | Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов. | Личностные: обучение письму и развитию речи организует и дисциплинирует учащихся с интеллектуальным недоразвитием, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение доводить начатое дело до конца. Регулятивные: Учащимся с нарушениями в развитии свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Из-за слабости регулирующей функции мышления и речи детям с особыми образовательными потребностями трудно полностью подчинить свои действия инструкции учителя, поэтому для формирования у них представлений о звуке, слове, предложении и частях речи. Требуется развернутость всех этапов формирования умственных действий. Формирование элементов учебной деятельности успешно корригируется в процессе специально организованного обучения, когда школьник сначала при помощи учителя, а затем и самостоятельно, учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по заданному плану, контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный результат. Познавательные: на уроках письма и развития речи в результате взаимодействия усилий учителя и учащихся (при направляющем и организующем воздействии учителя) развивается мышление учащихся. Важную роль в обучении письму и развитию речи играет целенаправленная работа по развитию у школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности: учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением. Коммуникативные: в процессе изучения письма и развития речи развивается речь учащихся, обогащается специфическими терминами и выражениями их словарь, формируются речевые умения: школьники учатся комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя), формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. |
Состав слова (6 часов) | Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-), приставка пере-, единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-). Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. | |
Имя существительное (6 часов) | Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные. | |
Имя прилагательное (5 часов) | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже, правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, их склонение и правописание. | |
Личные местоимения (5 часов) | Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2,3-е лицо местоимений. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями. | |
Глагол (17 часов) | Значение глагола. Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов). Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с –ться и тся. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. | |
Предложение (7 часов) | Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах. Обращение. Знаки препинания при обращении. | |
Повторение пройденного за год (3 часа) | Правописание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных в корне слова. Спряжение глаголов. |
9 класс
Тема указанием количества часов | Содержание учебной программы | Характеристика деятельности учащегося |
Повторение (2 часа) | Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. | Личностные: обучение письму и развитию речи организует и дисциплинирует учащихся с интеллектуальным недоразвитием, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение доводить начатое дело до конца. Регулятивные: Учащимся с нарушениями в развитии свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Из-за слабости регулирующей функции мышления и речи детям с особыми образовательными потребностями трудно полностью подчинить свои действия инструкции учителя, поэтому для формирования у них представлений о звуке, слове, предложении и частях речи. Требуется развернутость всех этапов формирования умственных действий. Формирование элементов учебной деятельности успешно корригируется в процессе специально организованного обучения, когда школьник сначала при помощи учителя, а затем и самостоятельно, учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по заданному плану, контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный результат. Познавательные: на уроках письма и развития речи в результате взаимодействия усилий учителя и учащихся (при направляющем и организующем воздействии учителя) развивается мышление учащихся. Важную роль в обучении письму и развитию речи играет целенаправленная работа по развитию у школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности: учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением. Коммуникативные: в процессе изучения письма и развития речи развивается речь учащихся, обогащается специфическими терминами и выражениями их словарь, формируются речевые умения: школьники учатся комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя), формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. |
Звуки и буквы (4 часа) | Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е,ё,ю,я в начале слова. Разделительные ъ и ь знаки. Количество звуков и букв в слове. | |
Состав слова (5 часов) | Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения. Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без-(бес-), воз-(вос-), из-(ис-), раз-(рас-). Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова. | |
Имя существительное (7 часов) | Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные. | |
Имя прилагательное (5 часов) | Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. | |
Личные местоимения (4 часа) | Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений. | |
Глагол(13 часов) | Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Частица не с глаголами. | |
Имя числительное (2 часа) | Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20;30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 4; 200, 300, 400; 40, 90, 100. | |
Наречие (3 часа) | Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с о и а на конце. | |
Части речи (1 час) | Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи. | |
Предложение (4 часа) | Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение. Сложное предложение. Предложения с союзами и, а и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях. Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи. | |
Повторение изученного за год (1 час) | Сложное предложение. Диалог. Грамматические категории частей речи. |
Календарно-тематическое планирование
5 КЛАСС
№ урока | Дата проведения | Тема урока | |
план | факт | ||
Повторение (4 часа) | |||
1 | 1 | Предложение. Распространенные и нераспространенные предложения. | |
2 | 1 | Главные и второстепенные члены предложения. Сказуемое. Подлежащее. | |
3 | 1 | Различение предложений по интонации. Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения. | |
4 | 1 | Входная диагностика. Контрольная работа по теме «Повторение». | |
Звуки и буквы (8 часов) | |||
5 | 1 | Звуки и буквы. Гласные и согласные. Работа над ошибками. | |
6 | 1 | Парные и непарные согласные | |
7 | 1 | Согласные твердые и мягкие | |
8 | 1 | Обозначение мягкости согласных буквами Ь, Е, Ё, И, Ю, Я | |
9 | 1 | Разделительный Ь | |
10 | 1 | Согласные звонкие и глухие. Фонетический разбор слова | |
11 | 1 | Гласные ударные и безударные. Проверяемые безударные гласные. | |
12 | 1 | Контрольная работа №1 | |
Состав слова (10 часов) | |||
13 | 1 | Корень и однокоренные слова. Работа над ошибками. | |
14 | 1 | Окончание | |
15 | 1 | Приставка | |
16 | 1 | Суффикс | |
17 | 1 | Правописание безударных гласных в корне слова | |
18 | 1 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова | |
19 | 1 | Непроверяемые гласные и согласные в корне слова | |
20 | 1 | Удвоенные согласные в словах | |
21 | 1 | Правописание приставок и предлогов | |
22 | 1 | Разделительный твердый знак после приставок. Самостоятельная работа. | |
Части речи (30 часов) | |||
23 | 1 | Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Различение частей речи по вопросам и значению. Работа над ошибками. | |
24 | 1 | Имя существительное | |
25 | 1 | Глагол | |
26 | 1 | Имя прилагательное | |
27 | 1 | Понятие об имени существительном. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Работа над ошибками. | |
28 | 1 | Собственные и нарицательные имена существительные | |
29 | 1 | Изменение имен существительных по числам. Единственное и множественное число имен существительных | |
30 | 1 | Контрольная работа №2. | |
31 | 1 | Род имен существительных. Мужской род имен существительных. Работа над ошибками. | |
32 | 1 | Женский и средний род имен существительных | |
33 | 1 | Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце | |
34 | 1 | Изменение имен существительных по падежам. Именительный падеж | |
35 | 1 | Родительный падеж | |
36 | 1 | Дательный падеж | |
37 | 1 | Винительный падеж | |
38 | 1 | Творительный падеж | |
39 | 1 | Предложный падеж | |
40 | 1 | Склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных. | |
41 | 1 | Второе склонение имен существительных | |
42 | 1 | Третье склонение имен существительных | |
43 | 1 | Именительный и родительный падежи имен существительных первого склонения | |
44 | 1 | Дательный и винительный падежи имен существительных первого склонения | |
45 | 1 | Творительный и предложный падежи имен существительных первого склонения | |
46 | 1 | Именительный и родительный падежи имен существительных второго склонения | |
47 | 1 | Дательный и винительный падежи имен существительных второго склонения | |
48 | 1 | Творительный и предложный падежи имен существительных второго склонения | |
49 | 1 | Именительный падеж имен существительных третьего склонения | |
50 | 1 | Контрольная работа №3. | |
51 | 1 | Родительный, дательный и предложный падежи имен существительных третьего склонения. Работа над ошибками. | |
52 | 1 | Винительный и творительный падежи имен существительных третьего склонения | |
Предложение (10 часов) | |||
53 | 1 | Предложение. | |
54 | 1 | Подлежащее и сказуемое | |
55 | 1 | Второстепенные члены предложения | |
56 | 1 | Связь главных и второстепенных членов предложения | |
57 | 1 | Нераспространенные и распространенные предложения | |
58 | 1 | Устный и письменный синтаксический разбор | |
59 | 1 | Однородные члены предложения. | |
60 | 1 | Знаки препинания при однородных членах предложения | |
61 | 1 | Союз И при однородных членах предложения. | |
62 | 1 | Схема предложения с однородными членами. | |
Повторение пройденного за год (6 часов) | |||
63 | 1 | Состав слова | |
64 | 1 | Род имен существительных. Орфограммы в корне | |
65 | 1 | Падеж имен существительных | |
66 | 1 | Контрольная работа №4. | |
67 | 1 | Склонение имен существительных. Работа над ошибками. | |
68 | 1 | Однородные члены предложения. Подведение итогов за год. |
6 КЛАСС
№ урока | Дата проведения | Тема урока | |
план | факт | ||
Повторение (2 часа) | |||
1 | 1 | Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения | |
2 | 1 | Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. | |
Звуки и буквы (4 часа) | |||
3 | 1 | Звуки и буквы. Алфавит . Слова с разделительным Ь | |
4 | 1 | Правописание безударных гласных в корне | |
5 | 1 | Правописание звонких и глухих согласных | |
6 | 1 | Двойные и непроизносимые согласные в корне слова | |
Состав слова (9 часов) | |||
7 | 1 | Однокоренные слова. Корень. | |
8 | 1 | Приставка. Суффикс. Окончание. Разбор слов по составу. | |
9 | 1 | Правописание безударных гласных в корне слова | |
10 | 1 | Контрольная работа №1. | |
11 | 1 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Работа над ошибками. | |
12 | 1 | Непроизносимые согласные в корне слова | |
13 | 1 | Приставка и предлог. Разделительный Ъ после приставок | |
14 | 1 | Правописание приставок с О и А, приставка ПЕРЕ- | |
15 | 1 | Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-,) | |
Имя существительное (11 часов) | |||
16 | 1 | Имя существительное. Значение, основные грамматические признаки: род, число, падеж | |
17 | 1 | Имена собственные. Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце | |
18 | 1 | Склонение имен существительных в единственном числе | |
19 | 1 | Правописание ударных и безударных окончаний имен существительных | |
20 | 1 | Правописание падежных окончаний имен существительных первого склонения | |
21 | 1 | Склонение имен существительных во множественном числе. Работа над ошибками. | |
22 | 1 | Контрольная работа №2. | |
23 | 1 | Дательный и творительный падеж имен существительных во множественном числе. Работа над ошибками. | |
24 | 1 | Предложный и родительный падеж имен существительных во множественном числе | |
25 | 1 | Правописание сущ. в родительном падеже множественного числа после шипящих | |
26 | 1 | Имена существительные, употребляемые только в одном числе | |
Имя прилагательное (18 часов) | |||
27 | 1 | Имя прилагательное и его роль в предложении. Изменение имен прилагательных по родам | |
28 | 1 | Окончания имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам | |
29 | 1 | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе | |
30 | 1 | Склонение имен прилагательных в единственном числе | |
31 | 1 | Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода | |
32 | 1 | Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода | |
33 | 1 | Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода | |
34 | 1 | Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода | |
35 | 1 | Предложный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода | |
36 | 1 | Правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода | |
37 | 1 | Контрольная работа №3. | |
38 | 1 | Склонение имен прилагательных женского рода. Работа над ошибками. | |
39 | 1 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода | |
40 | 1 | Безударные окончания имен прилагательных женского рода в косвенных падежах | |
41 | 1 | Винительный падеж имен прилагательных женского рода | |
42 | 1 | Склонение имен прилагательных во множественном числе | |
43 | 1 | Родительный и предложный падежи имен прилагательных во множественном числе | |
44 | 1 | Дательный и творительный падежи имен прилагательных во множественном числе | |
Предложение (3 часа) | |||
45 | 1 | Предложение. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения | |
46 | 1 | Перечисление без союзов, с одиночным союзом И, с союзами А, НО. Знаки препинания перед союзами И, А, НО | |
47 | 1 | Сложное предложение | |
Повторение пройденного за год (4 часа) | |||
48 | 1 | Гласные и согласные в корне слова | |
49 | 1 | Падежные окончания имен существительных | |
50 | 1 | Контрольная работа №4. | |
51 | 1 | Знаки препинания в сложном предложении. Работа над ошибками. |
7 КЛАСС
№ урока | Дата проведения | Тема урока | |
план | факт | ||
Повторение (3 часа) | |||
1 | 1 | Гласные и согласные звуки. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. Правописание Ь и Ъ | |
2 | 1 | Предложение. Главные и второстепенные члены предложения | |
3 | 1 | Распространенные и нераспространенные предложения. Простое предложение с однородными членами. Союзы И, А, НО, знаки препинания. | |
Состав слова (10 часов) | |||
4 | 1 | Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание | |
5 | 1 | Корень слова. Однокоренные слова. Приставка, суффикс и окончание. | |
6 | 1 | Морфемный разбор слов. | |
7 | 1 | Безударные гласные в корне слова | |
8 | 1 | Звонкие и глухие согласные в корне слова | |
9 | 1 | Непроизносимые согласные в корне слова | |
10 | 1 | Гласные и согласные в приставках | |
11 | 1 | Контрольная работа №1. | |
12 | 1 | Разделительный твердый знак после приставок. Работа над ошибками. | |
13 | 1 | Приставка и предлог. Сложные слова | |
Имя существительное (9 часов) | |||
14 | 1 | Имя существительное как часть речи. Род, число, падеж имени существительного | |
15 | 1 | Собственные и нарицательные имена существительные | |
16 | 1 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | |
17 | 1 | Правописание Ь в именах существительных мужского и женского рода | |
18 | 1 | Склонение имен существительных в единственном числе | |
19 | 1 | Падежные окончания имен существительных в единственном числе | |
20 | 1 | Склонение имен существительных во множественном числе | |
21 | 1 | Правописание имен существительных множественного числа в родительном падеже | |
22 | 1 | Контрольная работа № 2. | |
Имя прилагательное (6 часов) | |||
23 | 1 | Имя прилагательное как часть речи. Работа над ошибками. | |
24 | 1 | Согласование имен прилагательных с именами существительными | |
25 | 1 | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | |
26 | 1 | Безударное падежное окончание имен прилагательных в единственном числе | |
27 | 1 | Склонение имен прилагательных женского рода в единственном и множественном числе | |
28 | 1 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных множественного числа | |
Местоимение (4 часа) | |||
29 | 1 | Местоимение как часть речи | |
30 | 1 | Личные местоимения 1,2,3-го лица | |
31 | 1 | Склонение местоимений 3-го лица | |
32 | 1 | Раздельное написание местоимений с предлогами. | |
Глагол (11 часов) | |||
33 | 1 | Глагол как часть речи. | |
34 | 1 | Изменение глаголов по временам. Настоящее время, будущее и прошедшее время глаголов | |
35 | 1 | Изменение глаголов по числам | |
36 | 1 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам | |
37 | 1 | Правописание частицы НЕ с глаголами | |
38 | 1 | Контрольная работа № 3. | |
39 | 1 | Изменение глаголов по лицам. Работа над ошибками. | |
40 | 1 | Правописание –СЬ, -СЯ в глаголах | |
41 | 1 | Правописание личных окончаний глаголов во 2-ом лице единственного числа | |
42 | 1 | Правописание глаголов в 3-ем лице | |
43 | 1 | Правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах. Правописание окончаний глаголов | |
Предложение (4 часа) | |||
44 | 1 | Простое предложение с однородными членами | |
45 | 1 | Однородные члены предложения с повторяющимся союзом И | |
46 | 1 | Употребление союзов в сложном предложении | |
47 | 1 | Обращение. Знаки препинания при обращении | |
Повторение пройденного за год (4 часа) | |||
48 | 1 | Состав слова. Орфограммы в корне слова. | |
49 | 1 | Контрольная работа № 4. | |
50 | 1 | Склонение личных местоимений. Работа над ошибками. | |
51 | 1 | Правописание глаголов. Подведение итогов за год. |
8 КЛАСС
№ урока | Дата проведения | Тема урока | |
план | факт | ||
Повторение (2 часа) | |||
1 | 1 | Сложное предложение с союзами и, а, но и без них. | |
2 | 1 | Однородные члены предложения. | |
Состав слова (6 часов) | |||
3 | 1 | Состав слова. Однокоренные слова. | |
4 | 1 | Части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. | |
5 | 1 | Правописание ударных и безударных гласных. | |
6 | 1 | Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных. | |
7 | 1 | Гласные и согласные в приставках. | |
8 | 1 | Приставка и предлог. Сложные слова. | |
Имя существительное (6 часов) | |||
9 | 1 | Имя существительное как часть речи. Имя собственное. | |
10 | 1 | Существительные единственного числа с шипящей на конце. | |
11 | 1 | Контрольная работа №1. | |
12 | 1 | Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе. Работа над ошибками. | |
13 | 1 | Правописание существительных с шипящей на конце. | |
14 | 1 | Несклоняемые имена существительные | |
Имя прилагательное (5 часов) | |||
15 | 1 | Имя прилагательное как часть речи. Согласование прилагательных с существительными | |
16 | 1 | Родовые окончания прилагательных | |
17 | 1 | Правописание безударных окончаний прилагательных в единственном и множественном числе | |
18 | 1 | Правописание прилагательных на –ий, -ья, -ьи. Склонение. | |
19 | 1 | Склонение прилагательных во множественном числе на –ьи. | |
Местоимение (5 часов) | |||
20 | 1 | Личные местоимения как часть речи. Лицо и число местоимений. | |
21 | 1 | Местоимения 3 лица единственного числа. | |
22 | 1 | Склонение местоимений 1, 2 и 3 лица. Правописание местоимений с предлогами. | |
23 | 1 | Контрольная работа №2. | |
24 | 1 | Особенность в правописании личных местоимений 3 лица с предлогами. Работа над ошибками. | |
Глагол (17часов) | |||
25 | 1 | Глагол как часть речи. Понятие. Значение в речи. | |
26 | 1 | Неопределенная форма глагола. | |
27 | 1 | Правописание шипящих на конце слова. | |
28 | 1 | Изменение глаголов по временам. | |
29 | 1 | Прошедшее время глагола. Род и число. | |
30 | 1 | Не с глаголами. Изменение глаголов по лицам и числам. | |
31 | 1 | Правописание глаголов 2 лица ед. числа. | |
32 | 1 | Правописание глаголов 3 лица на –тся и –ться | |
33 | 1 | Спряжение глаголов. Понятие. | |
34 | 1 | Личные окончания глаголов I и II спряжения | |
35 | 1 | Личные окончания глаголов I и II спряжения | |
36 | 1 | Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов. Определение спряжения глагола по окончанию. | |
37 | 1 | Правописание безударных личных окончаний глаголов II спряжения. | |
38 | 1 | Контрольная работа №3. | |
39 | 1 | Правописание безударных личных окончаний глаголов I спряжения. Работа над ошибками. | |
40 | 1 | Распознавание спряжений глагола по неопределенной форме. | |
41 | 1 | Способы проверки безударных окончаний существительных, прилагательных и глаголов. | |
Предложение (7 часов) | |||
42 | 1 | Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. | |
43 | 1 | Простое предложение нераспространенное и распространенное. Главные члены предложения. | |
44 | 1 | Запятая при однородных членах предложения. Однородные члены предложения с союзами и без них. | |
45 | 1 | Обращение. Понятие. Знаки препинания при обращении. | |
46 | 1 | Виды предложений по интонации. Знаки препинания. | |
47 | 1 | Сложное предложение с союзами и, а, но. | |
48 | 1 | Различие сложного предложения с союзом И и однородных членов предложения, связанных союзом И. | |
Повторение (3 часа) | |||
49 | 1 | Правописание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных в корне слова. | |
50 | 1 | Контрольная работа № 4. | |
51 | 1 | Спряжение глаголов. Работа над ошибками. |
9 КЛАСС
№ урока | Дата проведения | Тема урока | |
план | факт | ||
Повторение (2 часа) | |||
1 | 1 | Предложение. Однородные члены предложения | |
2 | 1 | Сложное предложение | |
1 | Звуки и буквы (4 часа) | ||
3 | 1 | Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки | |
4 | 1 | Разделительные Ь и Ъ | |
5 | 1 | Ударные и безударные гласные | |
6 | 1 | Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные в корне слова | |
Состав слова (5 часов) | |||
7 | 1 | Состав слова. Разбор слова по составу. | |
8 | 1 | Орфограммы в корне слова | |
9 | 1 | Правописание приставок. Правописание приставок на –з-, -с- | |
10 | 1 | Сложные слова. Сложносокращенные слова | |
11 | 1 | Контрольная работа №1. | |
Имя существительное (7 часов) | |||
12 | 1 | Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного. Работа над ошибками. | |
13 | 1 | Собственные и нарицательные имена существительные | |
14 | 1 | Склонение имен существительных | |
15 | 1 | Безударные падежные окончания имен существительных | |
16 | 1 | Проверка безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе | |
17 | 1 | Имена существительные с шипящей на конце | |
18 | 1 | Несклоняемые имена существительные | |
Имя прилагательное (5 часов) | |||
19 | 1 | Имя прилагательное и его роль в речи | |
20 | 1 | Род, число, падеж имен прилагательных. Согласование имени прилагательного с именем существительным | |
21 | 1 | Безударные падежные окончания имен прилагательных | |
22 | 1 | Прилагательные на –ий, -ья, -ье, -ьи | |
23 | 1 | Контрольная работа №2. | |
Личные местоимения (4 часа) | |||
24 | 1 | Местоимение и его роль в речи. Лицо и число местоимений. Работа над ошибками. | |
25 | 1 | Склонение личных местоимений Склонение личных местоимений | |
26 | 1 | Склонение личных местоимений | |
27 | 1 | Личные местоимения с предлогами. Правописание личных местоимений 3-го лица | |
Глагол (13 часов) | |||
28 | 1 | Глагол как часть речи. Различие глаголов по значению. Грамматические признаки глагола | |
29 | 1 | Глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени | |
30 | 1 | Неопределенная форма глагола. Правописание НЕ с глаголом | |
31 | 1 | Изменение глаголов по лицам и числам | |
32 | 1 | Правописание глаголов 2-го лица единственного числа | |
33 | 1 | Правописание глаголов в неопределенной форме и глаголов з-го лица единственного числа | |
34 | 1 | Ударные и безударные личные окончания глаголов | |
35 | 1 | Спряжение глаголов. Окончания глаголов второго спряжения | |
36 | 1 | Различение окончаний глаголов первого и второго спряжения | |
37 | 1 | Контрольная работа № 3. | |
38 | 1 | Глаголы в повелительной форме. Работа над ошибками. | |
39 | 1 | Правописание глаголов единственного и множественного числа в повелительной форме | |
40 | 1 | Правописание глаголов в повелительной форме на –СЯ и –ТЕ. Мягкий знак в глаголах | |
Наречие (3 часа) | |||
41 | 1 | Наречие как часть речи. Значение наречия в речи | |
42 | 1 | Наречия времени, места и способа действия | |
43 | 1 | Правописание наречий с –О и –А на конце | |
Имя числительное (2 часа) | |||
44 | 1 | Имя числительное как часть речи. Склонение числительных от 1 до 4. Правописание числительных с Ь | |
45 | 1 | Правописание числительных 40, 90, 100, 200, 300 ,400 | |
Части речи (1 час) | |||
46 | 1 | Части речи. Значение частей речи. Различие частей речи | |
Предложение (4 часа) | |||
47 | 1 | Подлежащее и сказуемое. Распространенные и нераспространенные предложения | |
48 | 1 | Обращение. Знаки препинания при обращении | |
49 | 1 | Сложное предложение. Прямая речь | |
50 | 1 | Контрольная работа №4. | |
Повторение пройденного за год (1 час) | |||
51 | 1 | Части речи и их грамматические признаки. Робота над ошибками. Итоги года. |
Методические и дидактические пособия:
- Н.Г. Галунчикова,Э.В. Якубовская. Русский язык 5 класс : Учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: «Просвещение», 2017г.
- Н.Г. Галунчикова,Э.В. Якубовская. Русский язык 6 класс : Учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: «Просвещение», 2017г.
- Н.Г. Галунчикова,Э.В. Якубовская. Русский язык 7 класс : Учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: «Просвещение», 2017г.
- Н.Г. Галунчикова,Э.В. Якубовская. Русский язык 8 класс : Учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: «Просвещение», 2017г.
- Н.Г. Галунчикова,Э.В. Якубовская. Русский язык 9 класс : Учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: «Просвещение», 2017г.
- Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005.
- Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида. 5-7 классы: пособие для учителя/ сост. Е.ЯКудрявцева . – М.: Гуманитарн. Изд. центр ВЛАДОС, 2005
- Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. для студентов пед. Вузов/ А.К.Аксёнова, С.Ю.Ильина. – М.: Просвещение, 2011.
Справочная литература:
- Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. - М., 2006.
- Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка.- М., 2005.
- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - М.,1991.
- Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка.- М., 2006.
- Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. - М., 2006.
КИМ 5 КЛАСС
1 четверть
Осень.
Как красива русская осень! Но почему называют осень печальной? Кругом яркие краски. Лес краше, чем летом. Вот красные клёны. Там пёстрые берёзы. А дуб остался зелёным. Ветер гонит сухие листья. Они тихо шуршат под ногами. Ярко блестит осеннее солнышко. Оно всё слабее греет землю. (45слов)
Задания:
- Подчеркни в тексте вопросительное предложение.
- Разберите по членам предложение: Ветер гонит……
2 четверть
Зимой в лесу
На дворе мороз. Сильный ветер крутит хлопья снега. В лесу затихли голоса птиц. Только пестрый дятел стучит по коре своим крепким клювом.
Холодно и голодно зверям зимой. Медведь залез в берлогу. Лиса скрылась в нору. Бедный заяц дрожит под кустом. Голодные волки рыщут по лесу. (49 слов)
Задание:
Разобрать предложение по членам предложения. Указать в нем части речи:
Бедный заяц дрожит под кустом.
Выписать из текста по 5 имен существительных и по 5 глаголов.
Разобрать по составу слова: ГОЛОДНЫЕ, КРЕПКИМ.
3 четверть
В степи
Весной мы часто уходили в степь. Хорошо весной в степи. Вся степь покрывается пёстрым ковром. Над степью гордо реет орёл. Он зорко смотрит вниз. Орёл наблюдает за жизнью в степи. Вот мышь. Она с осторожностью подбирается к молодому побегу. Один миг — и мышь в когтях у орла. И снова в степи тишина. (52 слова.)
Задание:
Определить падеж существительного СТЕПЬ, обозначить окончания.
3-е предложение разобрать по членам предложения и указать части речи.
Просклонять существительные: МЫШЬ, МЫШКА.
4 четверть
Зайка и Мурка
Мама купила на рынке зайчишку. Она принесла его домой в корзинке. У зайки были мягкие пушистые ушки. Он ловко грыз морковку и зеленые стебли травы. А у нашей Мурки пропали котята. Она была в большой тревоге. Мурка приняла зайчонка за своего котенка и стала кормить его молоком. Малыш скоро привык к Мурке. (50 слов)
(По Г.Скребицкому)
Задание:
Разобрать по составу слова: ЗАЙЧИШКУ, КОТЯТА.
1-е предложение разобрать по членам предложения, указать части речи.
Определить падеж существительного: НА РЫНКЕ, В КОРЗИНКЕ, У ЗАЙКИ, К МУРКЕ.
6 КЛАСС
1 четверть
Часовой
По дорожке сада прыгали молодые воробьи. Старый воробей сидел на дереве и глядел вокруг.
Прилетел ястреб. Он хотел схватить птичку и съесть. Часовой увидал разбойника и стал следить. Воробей зачирикал. Воробьята скрылись в кустах.
Взмахнул ястреб крыльями. Расправил злодей когти. Яростно кинулся он на воробья. Огнём горели жёлтые глаза. А воробей камнем упал в кусты. Полетел ястреб дальше.
(58 слов.) (По Л. Толстому)
Задание:
Выписать слова, образованные с помощью приставок.
Разобрать по составу слово: ДОРОЖКА.
Подобрать однокоренные слова к слову: СТАРЫЙ.
2 четверть
Река Медведица
Протекает по русской земле река Медведица. Она впадает в Волгу. Красивы её берега. По обеим сторонам стоят сосновые леса. Над рекой низко склонились грустные ивы. Гибкие ветви свисают над зеркальной гладью воды. Под корягами ходят стайки мальков. По утрам от воды поднимается лёгкий туман.
На берегу чудесный пляж. Ребятишки из деревни Посады бегут к реке. Купанье освежает. Хорошо полежать на песке под лучами солнца. (66 слов.)
Слова для справок: обеим, поднимается, склонились.
Задание:
Пятое предложение разобрать по членам предложения. Выписать сочетания слов по вопросам.
Подчеркнуть собственные имена существительные.
К прилагательным ЛЁГКИЙ, ГРУСТНЫЙ подобрать противоположные по значению
3 четверть
Зимой
Пришла студеная зимняя пора. Трещат лютые морозы. Иней запушил деревья. Мороз затянул пруд льдом. Мягкий белый ковер покрыл холодную землю.
Школьники полили льдом горку и залили каток. Коньки у всех готовы.
На катке шум и гам. Ловко и легко скользят ребята по льду. У детей блестят от радости глаза. Старшие ребята разъехались в разные стороны. Малыши катаются цепью.
Весело и радостно звучат детские голоса. (64 слова).
Задание:
Подчеркнуть в тексте все имена прилагательные.
Определить число и род прилагательных: СТУДЕНАЯ ПОРА, ЛЮТЫЕ МОРОЗЫ, БЕЛЫЙ КОВЕР.
К прилагательному СТУДЕНАЯ – подобрать 2 близких по смыслу слова.
4 четверть
Первые цветы
Ранняя весна пришла в нашу местность. На открытых лесных полянах весеннее солнце съело остатки снега. А на дне оврагов ещё можно увидеть белое пятно. Воздух потеплел, пробудилась земля. Она подарила людям чудесные весенние цветы. Лесные полянки украшает голубой ковёр подснежников. Прекрасны эти первые цветы русских лесов.
Ребятишки из окрестных деревень несут из лесу скромные букетики. От цветов идёт свежий запах. Подснежники очень похожи на радостную улыбку весны. (69 слов.)
Слова для справок: оврагов, увидеть.
Задание:
Найти и выписать сложное предложение, разобрать его по членам предложения.
Разобрать по составу слова: ВЕСЕННИЕ, ЗАПАХ.
Подобрать противоположные по смыслу слова к словам: РАННЯЯ, РАДОСТНАЯ.
7 КЛАСС
1 четверть
Ягодные адреса
Ягоды растут по разным адресам. Красная душистая земляника созревает на душистой опушке или на солнечном пригорке. Черника зреет у корней лохматой ели. Сладкая малина растёт на вырубке или в овраге. Кислая осенняя ягода клюква поспевает на болоте. Тоненькие стебельки протянулись по моховому ковру. На каждой ниточке лежат ягодки, словно бусы. Бруснику надо искать в ельнике. Эта поздняя осенняя ягода растёт на низком кустике с плотными блестящими листочками. (69 слов.)
(ПоН. Надеждиной.)
Слова для справок: словно, блестящими.
Задание:
Найти и выписать из текста 3 слова со звонкими и глухими согласными в корне слова.
Слова осенняя, стебельки, ягодки, на пригорке разобрать по составу.
К слову ЧЕРНИКА подобрать и записать однокоренные прилагательное и глагол.
2 четверть
Медвежья берлога
От сильной бури повалилась старая сосна. Она лежала на лесной полянке. По обеим сторонам полянки толпились берёзки и ёлочки.
В ельнике захрустели сухие ветки. Крупный бурый медведь бродил возле ёлок, искал ягоды брусники и черники. Топтыгин подошёл к красавице сосне и осмотрел её. Заглянул под крону, залез и сидит под ветвями. Потом вдруг стал сметать лапой иголочки и мох. Облюбовал косолапый местечко для зимовки. Устроит под сосной берлогу и заснёт в мягкой постели. (75 слов.)
Слова для справок: косолапый, берлога, подошёл.
Задание:
Записать в родительном, дательном и предложном падежах существительные ПОСТЕЛЬ, ПОСТЕЛЬКА; указать склонение, выделить окончания.
Разобрать по составу слово: ЗИМОВКА.
Выписать из текста слова, которые по-разному называют зверя:.............
3 четверть
Утренняя роса
Солнечное утро. Ты идёшь на луг. На траве видна роса. Она блестит яркими алмазами. Подойдёшь ближе. Разглядишь алмазы. И увидишь, что это маленькие капли росы. Они весело блестят на солнце. Сорвёшь листок с росинкой. Прозрачная капелька упадёт на влажную землю. А если поднесёшь эту капельку ко рту — она упадёт к тебе в рот. Эта росинка вкуснее сладкого напитка. Возьмёшь траву в горсть. Руки станут влажными. От них повеет свежестью. (69 слов.)
Задание:
Найти и подчеркнуть в тексте глаголы 2-го лица единственного числа, обозначить окончания.
Определить время, лицо и число глаголов ИДЕШЬ, БЛЕСТИТ, ПОВЕЕТ.
Данное предложение разобрать по членам предложения, обозначить части речи: Она блестит яркими алмазами.
4 четверть
Пришла весна
Последние дни стояла ясная погода. Днём снег таял на солнышке, а ночью мороз доходил до семи градусов. Вдруг подул тёплый ветер, надвинулись тучи. Три дня и три ночи лил тёплый дождь. Потом ветер затих, и надвинулся густой серый туман. На реке затрещали и двинулись льдины. Но утром выглянуло яркое солнце, зазвенела молодая трава. Надулись почки калины и липкой берёзы. Залились жаворонки в небе, и прилетели журавли и гуси. Заревела на выгонах скотина, заиграли ягнята. Пришла настоящая весна. (78слов) (По Л. Толстому.)
Задание:
Из двух простых предложений составьте одно сложное: Залились жаворонки в небе. Прилетели журавли и гуси.
Найти и выписать из текста сложное предложение, подчеркнуть главные члены предложения.
Выписать из текста 5 слов с приставками.
8 КЛАСС
1 четверть
Ангара
Мальчика волновала река. Вдруг она высохнет, пропадёт? Взрослые объяснили мальчику особенность этой реки. Обычные реки берут начало с маленького ручейка. Потом в них впадают речки, речушки. Они наполняют их свежими водами. Реки становятся широкими и несут свои воды к морям.
Река Ангара вытекает из огромного озера Байкал. Это красивое озеро часто зовут морем. Его окружили горы. С них стекают речки и вливают воду в каменную чашу. Только одна река берёт начало в озере. Она не может высохнуть, погибнуть. (79слов.)
(По В. Распутину.)
Задание:
Найти предложение с однородными членами, подчеркнуть их.
Разобрать существительное как часть речи К МОРЯМ, АНГАРА
Выписать слова с приставками.
2 четверть
Трезор
У нас живёт большой серый лохматый пёс Трезор. У него длинные висячие ушки и хвост колечком. На его кончике шёрстка чёрная. Трезор стал для нас хорошим другом. Мы часто играем с ним в нашем дворе. Каждое утро я гуляю с нашим любимцем. Пёс сначала бежит от меня к синей беседке. Но в ней пусто, и он летит к маленькому озерцу. В нём Трезор проплывает два десятка метров, а потом снова спешит ко мне. Брызги летят с него во все стороны.(80 слов)
Задание:
Выписать из текста 5 местоимений с предлогами.
Определить падеж местоимений : У НЕГО, ОТ МЕНЯ, КО МНЕ, С НИМ.
Последнее предложение разобрать по членам предложения.
3 четверть
Окраска животных
Животных защищает цвет. Зимой заяц-беляк вместо бурого стал белым. Катит по снежной дорожке комочек. Не видит его в белом поле лисица. Рябчик весь рябой. На спинке полосочка. Прижался к земельке. Не заметишь в листве.
На тигриной шкуре нарисованы длинные полосы. Летом хищника не увидишь в тростнике.
Морского конька трудно разглядеть среди зелени травы. Он меняет цвет. Осветит луч солнца морскую траву. Конёк позеленеет. Зайдёт солнце за горизонт. Вода в море потемнеет. И конёк потемнел. Зацепился за травинку. Волны качают его взад и вперёд.
(86 слов.) (ПоГ. Снегирёву.)
Слова для справок: прижался, зайдёт, среди.
Задание:
Определить время и лицо глагола: ЗАЩИЩАЕТ, ЗАМЕТИШЬ, КАЧАЮТ ,ЗАЙДЕТ.
Разобрать по составу слова: ТИГРИНОЙ, ТРОСТНИКЕ.
Подчеркнуть в тексте предложения, которые объясняют названия РЯБЧИК и БЕЛЯК.
4 четверть
Птицы - наши друзья
В весеннее утро в зелени деревьев и в траве увидишь жуков, бабочек. Эти насекомые и гусеницы уничтожают листья, портят плоды, подъедают корни растений. Птицы борются с этими вредителями и спасают урожаи от гибели.
Вот синички внимательно осматривают кусты смородины, малины. Соловьи собирают свою добычу в кустарнике, а ласточки хватают мошек в воздухе. С раннего утра до позднего вечера раздается песня скворушки. Этот труженик очищает поля, луга и огороды от врагов.
Птицы – наши друзья. Мы должны охранять их и заботиться о них. (85 слов)
Задание:
Найти и выписать сложное предложение, разобрать его по членам предложения.
Найти и выписать предложение с однородными членами, разобрать его по членам предложения.
9 КЛАСС
1 четверть
Великая Волга
Волга — великая русская река. Это самая большая река в Европе. Исток Волги — маленький ручей. Постепенно ручей расширяется и становится полноводной рекой. Зимой Волга покрывается льдом и снегом. Перед началом весны снег темнеет и тает. Ломается и начинает двигаться вниз по течению лёд. Великая река разливается и кажется морем. Волга — широкий водный путь. Весной, летом и осенью идут по ней теплоходы, пароходы, баржи. По Волге перевозятся хлеб, нефть, рыба, соль. На Волгу приезжают туристы любоваться красотой реки.
(76 слов.)
Задание:
Найти и подчеркнуть в тексте сложные слова.
Сделать звуко-буквенный анализ слов: ЛЬДОМ, ПУТЬ.
Четвертое предложение разобрать по членам предложения.
2 четверть
Зайчата
Ранней весной родились маленькие зайчата. По утрам были крепкие весенние морозы. Птиц и зверей держал на снегу плотный наст. Крепко прижались друг к другу в норке маленькие зверьки. Они ждут свою мать.
Вот и зайчиха. Она накормит своих и чужих зайчат. Показалось солнышко. Ярким светом залилась поляна. Обрадовались тёплому солнышку малыши, высунулись из сухой прошлогодней травы.
Заметила зайчат суетливая птица. Перелетает она от ветки к ветке, осматривает местность. Большими и страшными зверями кажутся ей робкие зайчата. Птица взлетела и скрылась в молодом осиннике. (84 слова)
По И. Соколову-Микитову
Задание:
В предложениях 1-го абзаца указать род, число и падеж имей прилагательных. Выделить окончания.
Последнее предложение разобрать по членам предложения, указать части речи.
Записать глагол, существительное и прилагательное с корнем СВЕТ-
3 четверть
Соловьи
На берегу лесной реки в кустах черёмухи или шиповника ты можешь услышать самого замечательного певца нашей природы - соловья. Он забирается в густые заросли и начинает петь. Волшебные звуки его наполняют всю окрестность. Соловей поёт вечером, а в мае часто поёт всю ночь. Чем больше птиц собирается вместе, тем красивее звучат их голоса. Поющий соловей прижимается к ветке, вытягивается во весь рост, расправляет, потом складывает свои крылышки. Всё его маленькое тельце дрожит, а глазки блестят. Во всём мире не услышишь песни красивее соловьиной. (83 слова)
Задание:
Подчеркнуть в тексте все глаголы.
Определить лицо и число глаголов: МОЖЕШЬ, ЗАБИРАЕТЬСЯ, НАПОЛНЯЮТ, ДРОЖИТ.
Предпоследнее предложение разобрать по членам предложения
4 четверть
Весна
Вот и пришла радостная весна. Словно в волшебной сказке все оживает кругом. Мерзлая земля еще звенит под ногами, а по канавам уже журчит вода. В лицо приятно дует теплый ласковый ветерок.
Скоро побегут быстрые ручьи и вздуются реки. В марте прилетают наши пернатые друзья. Лес наполнится птичьим пением.
Дни становятся все длиннее. Горючее солнце посылает на землю свои лучи. Всe кругом весело, ласково к приветливо. Весенний воздух ясный и прозрачный.
Радостно видеть красоту родной русской природы. (77 слов).
Задание:
Найти и подчеркнуть в тексте все наречия.
Разобрать по составу слова: РАДОСТНАЯ, ВЕТЕРОК.
Третье предложение разобрать по членам предложения.
К данным наречиям подобрать противоположные по смыслу наречия: МЕДЛЕННО, ТИХО, РАДОСТНО.
https://infourok.ru/view-bookmark
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Технологическая карта урока.Учебный предмет: физическая культура. Класс: 2 класс
Тема урока:. Игра как средство повышения двигательной активности учащихсяТип урока: Комплексный...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Класс 1
Пояснительная запискаРабочая программа по физической культуре разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом федераль...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Физическая культура» Класс 2
Рабочая программа по физической культуре 2 класса составлена на основе следующих документов:· Федеральный государственный образовательный стандарт нача...
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» класс 3
Рабочая программа по физической культуре 3 класса составлена на основе следующих документов:·...
Методическая разработка по предмету: «Физическая культура» Тема: «Развитие физических качеств учащихся методом круговой тренировки на уроках физической культуры»
Круговая тренировка включает в себя различные комплексы упражнений, которые являются в свою очередь основными средствами физического воспитания, с помощью которых у школьников фор...