конспект занятия по чхл "Малые фольклорные жанры. Составление рассказов по пословицам"
план-конспект по чтению
конспект занятия по чхл "Малые фольклорные жанры. Составление рассказов по пословицам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по ЧХЛ в подготовительной группе.
Тема: «Малые фольклорные жанры. Составление рассказов по пословицам».
Доминирующая образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности детей: коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная.
Цель:Учить детей осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие значение пословицы.
Программное содержание Развивать связную речь детей, умение подбирать синонимы и антонимы к словам из своего рассказа. Воспитывать любовь и уважение к устному народному творчеству.
Оборудование и материал:. Картинки, набор пословиц.
Структура занятия
I | Вводная часть | 3 мин |
Стихотворение | ||
II | Основная часть | 25 мин |
Беседа | ||
Вопросы для детей | ||
Просмотр картинок | ||
Физминутка | ||
Игра назови наоборот | ||
Игра соотнеси пословицу | ||
III | Заключительная часть | 2 мин |
Самоконтроль и самооценка деятельности |
Длительность 30 минут
Ход занятия:
- Вводная часть
Основа матушки-России –
Фольклор народный вековой.
В нём корни наши, наша сила
И символ истины простой.
Наш стержень в песне, в хороводе,
В частушке, говоре родном,
И в солнце красном, и в берёзе.
Мы веру предков бережём.
- Основная часть
Беседа.
– Ребята, у каждого народа на Земле существует устное народное творчество. Мы постараемся с вами дать значение этому выражению.
Устное, так как тот или иной жанр передавался «из уст в уста». Мама пела колыбельные песни своему малышу, рассказывала сказки.
Сказки, потешки, пословицы, поговорки народ не записывал, их запоминали, когда рассказывали или пели друг другу, и так продолжалось из поколения в поколение.
Народное, так как автором сказок, песен, пословиц, поговорок был народ. Люди умело вставляли в свою речь пословицы, поговорки, слагали колыбельные песни, частушки.
Творчество; красивая, напевная русская речь, которая лаконично изображала жизнь народа — все это можно назвать только одним словом творчество.
– Сегодня мы с вами раскроем смысл пословицы «Куй железо, пока горячо» и поговорим о других пословицах, в которых говорится о людях труда и о труде.
В старые добрые времена, когда не было машин, основным транспортом были лошади. Лошадей надо было подковывать, чтобы защитить их копыта, а для повозок делали колёса и спицы. В каждом поселении была своя кузница, и работал в ней кузнец. Это был очень уважаемый человек в деревне. Кому лошадь подковать, кому серп и косу сделать, кому новую кухонную утварь. Молодой девице красавице, для приданного, новый красивый сундучок, а зажиточному мужику ворота новые, крышу на дом железную, да на крышу флюгер в виде петуха, чтобы вертелся во время ветра всей деревне на зависть.
Много у кузнеца в деревне работы, и вся она тяжелая да неотложная. Железо - металл твердый, и для того чтобы кузнец сделал из него какой-то предмет, металл надо разогреть в печи, затем на наковальне быстро сделать нужную вещь. Если кузнец будет долго возиться, то металл опять остынет и станет непригоден к работе. Нельзя было замешкаться ни на минуту, иначе надо всё начинать сначала, греть печь и калить металл.
Вот люди и стали говорить: «Куй железо пока горячо!», но эта пословица и сейчас актуальна и люди используют её в своей речи в других жизненных ситуациях.
Вопросы для детей:
- Кто такой кузнец?
- Почему кузнец делает свою работу лишь, когда железо еще горячо?
- Можно ли выковать что-нибудь из холодного железа?
- Когда, в каком случае можно применить эту пословицу?
Вывод: любая работа требует своевременного выполнения.
Физкультминутка. «Кузнец»
Эй, кузнец, молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
— Отчего ж не подковать?
Вот гвоздь, вот подкова —
Раз, два и готово.
(Дети шагают, припадают то на одну, то на другую ногу, разводят руки в стороны, кулаками ударяют перед собой в воздухе на каждое слово.)
Составление рассказа по пословице.
- Послушаете, ребята, я вам расскажу интересную историю.
В большом-большом городе, где много машин и высоких зданий, стояло двухэтажное здание детского сада. На одном из участков играла группа детей. Все были заняты игрой: кто-то лепил из мокрого песка куличики, кто-то играл в доски матери, а кто-то наблюдал за насекомыми. На участке были разбиты клумбы, на которых росли красивые цветы. И никто из детей не задумывался, почему на участке так красиво. Вся эта красота требовала постоянного ухода: необходимо поливать цветы, пропалывать и удобрять их. Ухоженные клумбы — дело рук воспитателей.
В этот день воспитатель аккуратно осматривал клумбы. Вдруг к нему подошел один мальчик:
–Как здесь красиво! - сказал он. – А кто посадил все эти цветы?
- Для того чтобы наш детский сад был похож на сказочную страну, здесь трудятся все: и воспитатели, и дворник, и садовник, и дети, - ответил воспитатель.
–Но ведь все дети сейчас играют, а клумбы все равно остаются красивыми, - сказал мальчик.
–Давай, попросим твоих товарищей, чтобы они потрудились, полили цветочки, - сказал воспитатель.
Ребята дружно взяли лейки и помогли полить цветы.
Когда работа была закончена, воспитатель сказал: - Маленькое дело лучше большого безделья.
- Почему так сказал воспитатель?
- Почему помощь детей - хоть маленькое, но дело?
- Как безделье становится большим?
- Какие пословицы о труде вы знаете?
Пословицы о труде:
- Сделал дело — гуляй смело.
- Терпенье и труд все перетрут.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Дело мастера боится.
- Мала пчелка, да и та работает.
- Усердная мышь и доску прогрызет.
- Любишь кататься — люби и саночки возить.
Дидактическая игра «Скажи наоборот» (подбор антонимов)
Горячий — холодный
Трудолюбивый — ленивый
Красивый — безобразный
Ухоженный (сад) — заброшенный
Аккуратно — небрежно
Тяжёлый — лёгкий
- Заключительная часть
Сегодня мы поговорили с вами о пословицах как о жанре устного народного творчества
Мы выяснили, что пословица «Куй железо, пока горячо» имеет несколько значений. В ней говорится о работе кузнеца, которому напоминают, что из холодного железа ничего не скуёшь. Эту пословицу можно применить также к любой работе, требующей немедленного выполнения.
Сделал дело —
гуляй смело.
Терпенье и труд
все перетрут.
Без труда не вынешь
и рыбку из пруда.
Дело мастера
боится.
Мала пчелка,
да и та работает.
Усердная мышь
и доску прогрызет.
Любишь кататься —
люби и саночки возить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию логического мышления "Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик»"
Тема:Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик».Цель:- формировать умения связно, последовательно составлять рассказ по серии сюжетных картинок, с использованием слов-действий и...
Конспект занятия по логопедии по теме: «Составление рассказа-описания»
Конспект занятия по логопедииТема: «Составление рассказа-описания» Цели: Образовательные: формирование навыков составления описательных рассказов при помощи плана.Коррекционно-развивающие: развит...

Конспект логопедического занятия. Тема: Транспорт. Составление рассказа по опорным картинкам и вопросам.
Конспект логопедического занятия. Тема: Транспорт. Составление рассказа по опорным картинкам и вопросам....

Конспект открытого занятия в логопедической подготовительной группе. Тема: «Составление рассказа «Собака-санитар»по серии сюжетных картин».
Обучение детей составлению рассказа по серии картин "Собака-санитар"...

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Чтение рассказа И.Туричина «Защитники».
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы) в старшей группе. Тема недел...

Конспект урока русского языка «Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок» (4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинокПланируемые результатыПредметные:знать: как составлять рассказ с опорой на серию ...

Конспект урока русского языка «Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок» (4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинокПланируемые результатыПредметные:знать: как составлять рассказ с опорой на серию ...