Методическая разработка урока по литературному чтению на тему: «Культура поведения. Правила вежливости» (2 класс)
методическая разработка по чтению (2 класс)

Анна Михайловна Саидова
Учить правилам вежливости при взаимоотношениях мальчиков и девочек;
детей и взрослых; повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных
ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба; воспитывать
доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_liter.chtenie_2_kl.docx68.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению

на тему:

«Культура поведения. Правила вежливости»

(2 класс)

Цель: учить правилам вежливости при взаимоотношениях мальчиков и девочек; детей и взрослых; повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба; воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающим.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: обще-классная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: наглядный материал (мисс Вежливость, конверты, вывесные карточки), аудиозапись произведения В. Осеевой «Волшебное слово», рабочие листы, презентация “Вежливые слова”, раздаточный материал в конвертах для работы в паре.

Ход урока

1. Мотивационный момент.

Прозвенел давно звонок,

Начинается урок.

Все друг к другу повернулись,

Все друг ругу улыбнулись,

И тихонько сели на свои места.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Анна Михайловна! Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

2. Постановка целей урока.

- Ребята, как вы думаете, какому человеку легко жить на свете: доброму или злому? (Доброму)

- Кто, по-вашему, добрый человек? (Тот, кто хорошо относится к окружающим, помогает)

Что нужно делать для того, чтобы быть добрым? (Хорошо относиться к людям, по-доброму, вежливо обращаться с окружающими людьми).

- Давайте и мы с вами будем относиться друг к другу по-доброму, с уважением.

Чтобы узнать о чём мы будем говорить сегодня на уроке, вам надо разгадать ребус:

https://sun9-17.userapi.com/impg/XUOj7Ncb7JMMAtoU3WS-isC9y53jfIM-xtbDtg/zrUuD7pSDCA.jpg?size=604x206&quality=96&sign=efd365d8ed99844e969ee0265b6b4044&c_uniq_tag=7tWJW_voDoSFlDl1SHjY3rRdtJGoJKCjkVXDybAqF9g&type=album

-Что за слово спряталось? (ВЕЖЛИВОСТЬ)

-Как вы понимаете слово вежливость? 9Хорошие манеры, добрые дела, образованность, умение уважительно общаться с людьми).

-Чему мы должны научиться? (Быть вежливыми).

-Для чего нам это надо? (Чтобы проявлять уважение к другим людям, избегать конфликтов и неприятных ситуаций).

- Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с правилами вежливости.

Тема нашего урока «Культура поведения. Правила вежливости». (слайд 1)

Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. (слайд 2)

И поможет нам в этом сама ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО ВЕЖЛИВОСТЬ. Она пришла не с пустыми руками, а с пожеланиями, которые спрятались в конвертах.

- Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают.

- Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так уж трудно!

Если будем вежливы
Каждый день и час –
Станет мир счастливее
В миллионы раз!

3. Работа над новой темой урока.

1) Образование слова “Вежливость”.

- Я беру у Её Величества ВЕЖЛИВОСТИ первый конверт и читаю, какое первое её желание нам надо исполнить.

Запись в конверте: “Хочу, чтоб вы знали, как образовалось слово “Вежливость”?”

- А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово “Вежливость”?

- Так вот, до 6-го века в русском языке широко употреблялось слово “ВЕЖЕ”:

“ВЕЖЕ” - знаток.

“ВЕЖЕ” - ведать, знать.

“ВЕЖЕ” – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации.

“ВЕЖЕСТВО” – превратилось в “вежливость”.

“ВЕЖЕСТВО” – качество ценное и обязательное.

2) Обмен собственным опытом.

- У вас небольшой жизненный опыт, но многие из вас уже знают некоторые правила вежливого отношения с окружающими. Поделитесь с нами своими знаниями.

Нужно здороваться при встрече со знакомыми людьми и говорить им “до свидания” при расставании.

Всегда нужно быть опрятным, причёсанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с тобой общаться.

Нужно уважать старших: помогать им по дому, уступать место в общественном транспорте.

Почаще в своей речи нужно использовать “волшебные” слова.

Нужно быть внимательным к окружающим, не причинять им неприятностей, не оскорблять их ни словом, ни делом.

3) Игра “Волшебные слова”

- Давайте возьмём у Её Величества Вежливости конверт под номером 2 и исполним её второе желание. Открываем конверт.

Запись в конверте: “Хочу, чтобы вы все были вежливыми детьми и чаще употребляли в своей речи “волшебные” слова.”

Учитель: В обиходе вежливого воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем “волшебными”. С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.

-Давайте вспомним эти слова с помощью игры. Я зачитываю начало предложения, а вы его дополняете.

- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (Спасибо.)

- Зазеленеет старый пень, когда услышит ... (Добрый день.)

- Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (Спасибо.)

- Когда нас бранят за шалости, говорим мы ... (Прости пожалуйста.)

- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (Здравствуйте.)

- И во Франции,и в Дании на прощанье говорят ... (До свидания.)

(Слова вывешиваются на доску)

4) Работа со словарями (в рабочих листах)

Найдите значение слов у себя в рабочих листах:

- здравствуйте

- до свидания

- спасибо

- пожалуйста

- Подберите слова синонимы к этим словам

Учитель: - В каком произведении на уроках чтения вам встречались вежливые слова?

5) Прослушивание отрывка аудиозаписи произведения В. Осеевой “Волшебное слово” (В.Осеева «Волшебное слово»)

-Прослушаем фрагмент этого произведения, освежим память.

6) Обсуждение аудиозаписи по вопросам.

- Почему Лена не дала краски? (Потому что Павлик всё время кричал, был не вежливым).

- Как вёл себя Павлик при встрече со стариком? (Грубо).

- Как менялось его поведение, когда он узнал волшебное слово?(Когда стал произносить волшебное слово, понял, что оно действует, стал вежливым).

- Какое это волшебное слово? (Пожалуйста)

-Как его надо говорить? (Тихо).

7) Физкультминутка (проектор)

8) Из истории происхождения правил вежливости.

- Давайте возьмём у Её Величества Вежливости третий конверт и узнаем о следующем её желании.

Запись в конверте: “Хочу, чтобы вы знали, откуда произошли правила вежливости, а также познакомились с ними”.

Учитель: Интересно вам это знать? Тогда слушайте:

- Миллиарды раз в жизни людей повторялись некоторые обычные повседневные ситуации: люди встречались, расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили о чём-либо, выражали сочувствие. Люди находили и передавали из поколения в поколение самые удобные, экономные, разумные способы действий в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения или правила вежливости.

Учитель: В древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, как сесть, как взять чашку с чаем – всё это было определено и строго расписано.

- Давайте и мы с вами познакомимся с правилами вежливости, которые преподносит вам Её Величество Вежливость.

(На экране )

Коллективное чтение:

Не спеши первым сесть за стол.

Не разговаривай во время еды.

Не забывай закрывать рот, когда жуёшь.

Не чавкай.

Не рвись первым выскакивать в двери.

Не перебивай говорящего.

Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие.

Не размахивай руками.

Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся “простите”

Не забудь извиниться, если кого-нибудь толкнул.

Не делай вид в троллейбусе или автобусе, что ты не замечаешь стоящего старика.

Не держи руки в карманах.

- Ребята, а зачем человеку нужны эти правила? Неужели нельзя без них обойтись?

9) Обобщения детей: правила вежливости нам нужны везде и всегда. Иначе люди бы не смогли общаться друг с другом, помогать, уважать друг друга.

10) Решение “Вежливых задач” (на рабочих листах)

-А теперь давайте решим все вместе такую задачу:

Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов? “Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие?

– Мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить: Скажите, пожалуйста, который час?

– “Не часов”, а который “час”?

– И после ответа взрослого надо сказать “Спасибо!”

- А теперь послушайте ещё один вопрос-задачу. По улице шёл старик, опираясь на палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху, шёл мальчик лет 9. Мальчик натолкнулся на старичка и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал ему, и старичок сразу подобрел. Что же такое мальчик сказал ему”.

– Извините, пожалуйста.

11. Работа в парах “Образуй своё правило”.

На столах у детей конверты с правилами вежливости, только каждое слово по отдельности.

Задача: составить правильное предложение, чтобы трактовалось, как правило вежливости.

Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек.

Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься, работай и играй дружно.

Будь внимательным к окружающим, не причиняй им неприятностей.

Никогда не перебивай старших, выслушай их до конца, а потом говори сам.

12. Коллективная работа (чтение рассказа “Странный папа”). (на рабочих листах)

- Всегда приятно общаться с вежливыми людьми: они используют в своей речи волшебные слова, совершают вежливые поступки. Но почему-то некоторые считают такое поведение странным.

Чтение по абзацам рассказа.

-Папа ведёт себя странно? (Нет)

- Как вы объясните поведение папы? (Воспитанный, вежливый).

- Уступает папа пройти первой маме?(Да).

-Окружающие благодарят папу? (Да).

- Чему могли научиться мальчики у папы? (Вежливости)

12. Тест “Оцени свою вежливость”.

Результат: у кого больше 10 баллов - зажгите зелёный сигнал, у кого меньше-красный.

13. Подведение итогов. Рефлексия.

- Подводя итог всему выше сказанному, давайте мы с вами продолжим предложения:

На слайде:

Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... .

Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... .

Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ... .

Учитель: - Какого человека называют вежливым?

- Если вы будете говорить вежливые слова, то ваши желания обязательно сбудутся.

Спасибо за работу на уроке! Урок окончен!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "Поэтические секреты"

          Тема данной методической разработки является неотъемлемой частью рабочей программы  «Литературное чтение» в 3 классе по системе Л.В.Занкова....

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "Поэтические секреты"

          Тема данной методической разработки является неотъемлемой частью рабочей программы  «Литературное чтение» в 3 классе по системе Л.В.Занкова....

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "Поэтические секреты"

          Тема данной методической разработки является неотъемлемой частью рабочей программы  «Литературное чтение» в 3 классе по системе Л.В.Занкова....

Материал из опыта работы методическая разработка урока по литературному чтению на тему: «Учимся уму-разуму Е. Ильина «Шум и шумок»Знакомство с буквой Л (л).1 класс по программе «Начальная школа XXI века»

Материал содержит описание урока и презентацию к уроку по программе «Начальная школа  XXI века»Цель: создать условия для знакомства  детей с буквами Л, л обозначающими согласные звуки...

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "В. Драгунский. Он живой и светится"

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "В. Драгунский. Он живой и светится" предназначена для использования на уроках чтения в начальных классах. урок построен в соотв...

Методическая разработка урока по литературному чтению по теме "Веселые стихи".

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2 классТип урока: Систематизация и обобщение знанийТема"Веселые стихи". Обобщение раздела "Из детских журналов".ЦельЗакрепить знания о творчестве...

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему: «К. Чуковский «Телефон»»

Ознакомление обучающихся с биографией и творчеством К. Чуковского и его произведением «Телефон»...