Методическая разработка урока по литературному чтению на тему: «Культура поведения. Правила вежливости» (2 класс)
методическая разработка по чтению (2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению
на тему:
«Культура поведения. Правила вежливости»
(2 класс)
Цель: учить правилам вежливости при взаимоотношениях мальчиков и девочек; детей и взрослых; повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба; воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающим.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: обще-классная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: наглядный материал (мисс Вежливость, конверты, вывесные карточки), аудиозапись произведения В. Осеевой «Волшебное слово», рабочие листы, презентация “Вежливые слова”, раздаточный материал в конвертах для работы в паре.
Ход урока
1. Мотивационный момент.
Прозвенел давно звонок,
Начинается урок.
Все друг к другу повернулись,
Все друг ругу улыбнулись,
И тихонько сели на свои места.
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Анна Михайловна! Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
2. Постановка целей урока.
- Ребята, как вы думаете, какому человеку легко жить на свете: доброму или злому? (Доброму)
- Кто, по-вашему, добрый человек? (Тот, кто хорошо относится к окружающим, помогает)
Что нужно делать для того, чтобы быть добрым? (Хорошо относиться к людям, по-доброму, вежливо обращаться с окружающими людьми).
- Давайте и мы с вами будем относиться друг к другу по-доброму, с уважением.
Чтобы узнать о чём мы будем говорить сегодня на уроке, вам надо разгадать ребус:
-Что за слово спряталось? (ВЕЖЛИВОСТЬ)
-Как вы понимаете слово вежливость? 9Хорошие манеры, добрые дела, образованность, умение уважительно общаться с людьми).
-Чему мы должны научиться? (Быть вежливыми).
-Для чего нам это надо? (Чтобы проявлять уважение к другим людям, избегать конфликтов и неприятных ситуаций).
- Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с правилами вежливости.
Тема нашего урока «Культура поведения. Правила вежливости». (слайд 1)
Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. (слайд 2)
И поможет нам в этом сама ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО ВЕЖЛИВОСТЬ. Она пришла не с пустыми руками, а с пожеланиями, которые спрятались в конвертах.
- Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают.
- Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так уж трудно!
Если будем вежливы
Каждый день и час –
Станет мир счастливее
В миллионы раз!
3. Работа над новой темой урока.
1) Образование слова “Вежливость”.
- Я беру у Её Величества ВЕЖЛИВОСТИ первый конверт и читаю, какое первое её желание нам надо исполнить.
Запись в конверте: “Хочу, чтоб вы знали, как образовалось слово “Вежливость”?”
- А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово “Вежливость”?
- Так вот, до 6-го века в русском языке широко употреблялось слово “ВЕЖЕ”:
“ВЕЖЕ” - знаток.
“ВЕЖЕ” - ведать, знать.
“ВЕЖЕ” – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации.
“ВЕЖЕСТВО” – превратилось в “вежливость”.
“ВЕЖЕСТВО” – качество ценное и обязательное.
2) Обмен собственным опытом.
- У вас небольшой жизненный опыт, но многие из вас уже знают некоторые правила вежливого отношения с окружающими. Поделитесь с нами своими знаниями.
Нужно здороваться при встрече со знакомыми людьми и говорить им “до свидания” при расставании.
Всегда нужно быть опрятным, причёсанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с тобой общаться.
Нужно уважать старших: помогать им по дому, уступать место в общественном транспорте.
Почаще в своей речи нужно использовать “волшебные” слова.
Нужно быть внимательным к окружающим, не причинять им неприятностей, не оскорблять их ни словом, ни делом.
3) Игра “Волшебные слова”
- Давайте возьмём у Её Величества Вежливости конверт под номером 2 и исполним её второе желание. Открываем конверт.
Запись в конверте: “Хочу, чтобы вы все были вежливыми детьми и чаще употребляли в своей речи “волшебные” слова.”
Учитель: В обиходе вежливого воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем “волшебными”. С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.
-Давайте вспомним эти слова с помощью игры. Я зачитываю начало предложения, а вы его дополняете.
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (Спасибо.)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит ... (Добрый день.)
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (Спасибо.)
- Когда нас бранят за шалости, говорим мы ... (Прости пожалуйста.)
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (Здравствуйте.)
- И во Франции,и в Дании на прощанье говорят ... (До свидания.)
(Слова вывешиваются на доску)
4) Работа со словарями (в рабочих листах)
Найдите значение слов у себя в рабочих листах:
- здравствуйте
- до свидания
- спасибо
- пожалуйста
- Подберите слова синонимы к этим словам
Учитель: - В каком произведении на уроках чтения вам встречались вежливые слова?
5) Прослушивание отрывка аудиозаписи произведения В. Осеевой “Волшебное слово” (В.Осеева «Волшебное слово»)
-Прослушаем фрагмент этого произведения, освежим память.
6) Обсуждение аудиозаписи по вопросам.
- Почему Лена не дала краски? (Потому что Павлик всё время кричал, был не вежливым).
- Как вёл себя Павлик при встрече со стариком? (Грубо).
- Как менялось его поведение, когда он узнал волшебное слово?(Когда стал произносить волшебное слово, понял, что оно действует, стал вежливым).
- Какое это волшебное слово? (Пожалуйста)
-Как его надо говорить? (Тихо).
7) Физкультминутка (проектор)
8) Из истории происхождения правил вежливости.
- Давайте возьмём у Её Величества Вежливости третий конверт и узнаем о следующем её желании.
Запись в конверте: “Хочу, чтобы вы знали, откуда произошли правила вежливости, а также познакомились с ними”.
Учитель: Интересно вам это знать? Тогда слушайте:
- Миллиарды раз в жизни людей повторялись некоторые обычные повседневные ситуации: люди встречались, расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили о чём-либо, выражали сочувствие. Люди находили и передавали из поколения в поколение самые удобные, экономные, разумные способы действий в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения или правила вежливости.
Учитель: В древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, как сесть, как взять чашку с чаем – всё это было определено и строго расписано.
- Давайте и мы с вами познакомимся с правилами вежливости, которые преподносит вам Её Величество Вежливость.
(На экране )
Коллективное чтение:
Не спеши первым сесть за стол.
Не разговаривай во время еды.
Не забывай закрывать рот, когда жуёшь.
Не чавкай.
Не рвись первым выскакивать в двери.
Не перебивай говорящего.
Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие.
Не размахивай руками.
Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся “простите”
Не забудь извиниться, если кого-нибудь толкнул.
Не делай вид в троллейбусе или автобусе, что ты не замечаешь стоящего старика.
Не держи руки в карманах.
- Ребята, а зачем человеку нужны эти правила? Неужели нельзя без них обойтись?
9) Обобщения детей: правила вежливости нам нужны везде и всегда. Иначе люди бы не смогли общаться друг с другом, помогать, уважать друг друга.
10) Решение “Вежливых задач” (на рабочих листах)
-А теперь давайте решим все вместе такую задачу:
Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов? “Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие?
– Мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить: Скажите, пожалуйста, который час?
– “Не часов”, а который “час”?
– И после ответа взрослого надо сказать “Спасибо!”
- А теперь послушайте ещё один вопрос-задачу. По улице шёл старик, опираясь на палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху, шёл мальчик лет 9. Мальчик натолкнулся на старичка и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал ему, и старичок сразу подобрел. Что же такое мальчик сказал ему”.
– Извините, пожалуйста.
11. Работа в парах “Образуй своё правило”.
На столах у детей конверты с правилами вежливости, только каждое слово по отдельности.
Задача: составить правильное предложение, чтобы трактовалось, как правило вежливости.
Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек.
Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься, работай и играй дружно.
Будь внимательным к окружающим, не причиняй им неприятностей.
Никогда не перебивай старших, выслушай их до конца, а потом говори сам.
12. Коллективная работа (чтение рассказа “Странный папа”). (на рабочих листах)
- Всегда приятно общаться с вежливыми людьми: они используют в своей речи волшебные слова, совершают вежливые поступки. Но почему-то некоторые считают такое поведение странным.
Чтение по абзацам рассказа.
-Папа ведёт себя странно? (Нет)
- Как вы объясните поведение папы? (Воспитанный, вежливый).
- Уступает папа пройти первой маме?(Да).
-Окружающие благодарят папу? (Да).
- Чему могли научиться мальчики у папы? (Вежливости)
12. Тест “Оцени свою вежливость”.
Результат: у кого больше 10 баллов - зажгите зелёный сигнал, у кого меньше-красный.
13. Подведение итогов. Рефлексия.
- Подводя итог всему выше сказанному, давайте мы с вами продолжим предложения:
На слайде:
Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... .
Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... .
Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ... .
Учитель: - Какого человека называют вежливым?
- Если вы будете говорить вежливые слова, то ваши желания обязательно сбудутся.
Спасибо за работу на уроке! Урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "Поэтические секреты"
Тема данной методической разработки является неотъемлемой частью рабочей программы «Литературное чтение» в 3 классе по системе Л.В.Занкова....

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "Поэтические секреты"
Тема данной методической разработки является неотъемлемой частью рабочей программы «Литературное чтение» в 3 классе по системе Л.В.Занкова....

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "Поэтические секреты"
Тема данной методической разработки является неотъемлемой частью рабочей программы «Литературное чтение» в 3 классе по системе Л.В.Занкова....

Материал из опыта работы методическая разработка урока по литературному чтению на тему: «Учимся уму-разуму Е. Ильина «Шум и шумок»Знакомство с буквой Л (л).1 класс по программе «Начальная школа XXI века»
Материал содержит описание урока и презентацию к уроку по программе «Начальная школа XXI века»Цель: создать условия для знакомства детей с буквами Л, л обозначающими согласные звуки...

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "В. Драгунский. Он живой и светится"
Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "В. Драгунский. Он живой и светится" предназначена для использования на уроках чтения в начальных классах. урок построен в соотв...

Методическая разработка урока по литературному чтению по теме "Веселые стихи".
Предмет: Литературное чтениеКласс: 2 классТип урока: Систематизация и обобщение знанийТема"Веселые стихи". Обобщение раздела "Из детских журналов".ЦельЗакрепить знания о творчестве...

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему: «К. Чуковский «Телефон»»
Ознакомление обучающихся с биографией и творчеством К. Чуковского и его произведением «Телефон»...