«Применение игровых технологий на уроках литературного чтения как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе».
опыты и эксперименты по чтению (4 класс)

Евдокимова Тамара Петровна

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение игровых технологий на уроках литературного чтения как средство реализации системно-деятельностного подхода  в начальной школе».

1слайд ««Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

(В.А.Сухомлинский)

Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал учащихся.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

2слайд Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Игра способна стать тем инструментом, который комплексно обеспечивает:

-   успешность адаптации ребёнка к новой ситуации развития;

-   сохранение и совершенствование на протяжении всего начального - образования достижений дошкольного периода развития;

- развития младшего школьника как субъекта собственной деятельности поведения, его эффективную социализацию;

- сохранение и укрепление его нравственного, психического физического здоровья и. т. д

Опираясь  на  данные   концептуальные   положения,   определяем   цель применения  технологии  игровых  форм  обучения   –   развитие   устойчивого познавательного  интереса  у  учащихся  через  разнообразные  игровые  формы обучения.

3 слайд 

Игра как технология проведения урока заняла прочное место,  выработались определенные принципы ее проведения:

1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.

2.     При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности детей.

3.      Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации.

4.     Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление  победителя.

5.      Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.

В любой урок можно внести элементы игры. На уроке литературного чтения можно представить различные игровые формы: викторины, конкурсы, путешествия, экскурсии, ролевые игры, диспуты, круглые столы, турниры, инсценировки.

4-5 слайд 

Игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие. А при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

Игра «Нарисуй карту».

Дидактическая цель. Учить детей понимать мысль автора произведения, запоминать детали сюжета.

Содержание. Учитель читает художественное произведение, после чего дети делятся на группы и получают задание – нарисовать карту-схему событий. Выиграет группа, которая лучше всего составит карту произведения.

Например: нарисовать карту к сказке «Колобок». Цветом обозначить характеры персонажей.

Игра «Фотограф», в которой я показываю детям полоску со словами, а ученики должны их запомнить за 5 секунд и «сфотографировать» в тетрадь.

Игра «Детектив».

Один из игроков будет свидетелем: он отвечает на вопросы. Остальные игроки – детективы. Они задают вопросы свидетелю. Каждый детектив должен делать заметки и заглядывать в свой листок. На вопросы детективов свидетель может отвечать «да» и «нет».

«Угадай, кто ты»

Одному из игроков на голову надевается шапочка с именем (например, сказочного героя). Задавая вопросы остальным участникам игры, он должен отгадать своё имя.

«Хорошо – плохо»

Ведущий начинает игру фразой (например, «Наступила весна – это хорошо, потому что скоро будет тепло»). Следующий игрок повторяет вторую часть этой фразы, добавляя «это плохо, потому что …» и аргументировано заканчивает предложение. Игра продолжается по кругу с чередованием «хорошо-плохо».

ВыводТаким образом, использование игровых технологий на уроках литературного чтения в начальных классах способствуют созданию на уроке неформальной обстановки, которая позволяет ученику раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-то новом качестве, реализовать навыки, полученные в период обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках литературного чтения

Презентация  на тему: "Применение игровых технологий на уроках литературного чтения"Цель: повысить интерес к литературному чтению у обучающихся и закрепить знания с помощью кроссвордов, ребусов, ...

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы.

Игровые технологии в начальной школе являются средством решения ряда задач воспитания школьника, таких как: развитие творческого мышления, воображения, развитие инициативности, самостоятельности, дисц...

Применение игровых технологий на уроках литературного чтения как один из способов приобщения к чтению младших школьников

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует ...

«Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы»

Полное описание применения игровой технологии на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы....

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения, как средство активизации интереса школьников к чтению.

В данной статье говорится о необходимости использования игр на уроках литературного чтения , для  появления  у детей интереса  к чтению....