Конспект урока литературного чтения " Сравнение героев рассказов Н.Носова "На горке" и "Заплатка" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Номоконова Елена Витальевна

Урок литературного чтения разработан с применением технологий критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока35.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Сравнение героев рассказов Н.Н. Носова «На горке» и «Заплатка»

Цели урока: познакомить учащихся с рассказом Н.Носова «На горке»; учить сравнивать героев рассказов Н.Н. Носова «На горке» и «Заплатка», умение бегло читать, находить главную мысль; развивать логическое мышление, память, внимание; воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные: Совершенствовать читательские умения работы с текстом: учиться задавать вопросы по тексту, определять литературный жанр произведения.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей. Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; строить понятные для партнера высказывания, воспитывать умение дружно, согласованно работать с одноклассниками в парах и группах; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

Личностные: средствами художественного произведения формировать у учащихся умения отличать хорошие поступки от плохих; давать нравственно-этическую оценку героям рассказа, высказывать при этом своё отношение, мнение и позицию к событиям, происходящим в тексте; вырабатывать стремление к самоизменению. Учить детей анализировать своё поведение через поступки литературных персонажей.

Оборудование: учебник, иллюстрации плохих и хороших поступков детей, портрет писателя,  карточками для выполнения заданий, презентация.

Ход урока.

1.  Организационный этап.

- Ребята!  Пожалуйста, прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня всё получится.

2.  Мотивация учебной деятельности учащихся.

Речевая разминка Слайд 2

— Сделаем речевую разминку! Перед вами буквы гласных звуков. Давайте их пропоём.

— Затем эти же звуки пропоём под ритм. На каждый первый звук хлопаем в ладоши, на каждый второй — по парте. Чередуем хлопки (ладоши, парта, ладоши, парта).

— Теперь представим, что мы умеем издавать звуки колокольчиков. Как будут звучать эти звуки? Высоко-высоко!

— А теперь пропеваем их сердито. Представьте, что вы сердитесь на что-то. Голос звучит низко, почти басом, с хрипотцой.

— Отличная работа!

3. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

-  

— Предлагаю поработать в паре.( на столах карточки) Слайд 3

— Вам нужно будет собрать портрет настоящего друга из предложенных элементов.

— Вспомните предыдущие уроки, кого мы можем назвать настоящим другом?

— Какую деталь выбрали и почему? Слайд 4-8

- И последняя деталь. Что выберите? Почему это важно? Слайд 9

— Сравните свой портрет с шаблоном на доске. Похож ли он на ваш? Слайд 10

— Если бы нужно было выбрать только три из предложенных, какие бы вы оставили?

— Почему вы считаете эти элементы важными?

Вывод: Молодцы именно таким должен быть настоящий друг.

Целепологание

— Расшифруйте названия произведений. («На горке» и «Заплатка».) слайд 11

— Как вы думаете, о какой горке будет идти речь?

— Предположите, о чём будут эти рассказы, если Н. Носов обычно писал о детях? Слайд 12 ( прописаны цели) 

Читать и анализировать рассказы Н. Н. Носова  «На горке» и «Заплатка»

Сравнивать героев рассказ

Открытие нового знания

 -Сегодня мы с вами продолжим работу уже со знакомым нам автором. Посмотрите на портрет, как вы думаете, как зовут этого человека? Слайд12

— Это Николай Николаевич Носов. Вспомните, какие произведения мы читали на уроке?

— Что помните об этом писателе? На слайде вам представлены слова подсказки. Кто может догадаться, о каких трёх фактах идёт речь? Слайд.13

— Николай Николаевич Носов родился в Киеве. С детства был разносторонней личностью: занимался пением, музыкой, химией, шахматами, фотографией. Автор книги о Незнайке.

— Отлично! Приступим к работе с произведениями. Слайд 14

Словарная работа

— В рассказе Н. Носова «На горке» встретится слово «дворницкая», как вы думаете, что оно означает? Где мы можем найти ответ? Слайд 15

— Давайте обратимся к толковому словарю. Кто уже нашёл определение?

Проверка.

— Проверьте себя. Слайд 16

— Давайте прочитаем это произведение. Читаем по цепочке, каждый по небольшому отрывку.

Беседа после прочтения.

— Вам понравился рассказ? Чем?

— Что строили ребята?

— Что делал Котька из шестой квартиры?

Каким вы представляете себе Котьку?

— Что сделал Котька, когда ребята ушли?

— Как вы понимаете выражения: «чирк коньками», «бух носом», «нацепил коньки»? Для чего автор употребляет эти выражения?( торопился, оказать его неуклюжесть)

- Восстановим события в рассказе , поработаем с картинным планом. Одна группа будет работать у доски , другая у экрана. Слайд 17

- Проверим вашу работу. Слайд 18

 Молодцы отлично справились.

— Прочитаем еще одно произведение. слайд 19

Беседа после прочтения.

— Какие впечатления у вас остались после прочтения рассказа?

— Почему ребята завидовали Бобке?

— Почему мама не стала помогать Бобке?

—  Слайд 20 Сейчас мы поработаем с вами в парах. Прочитайте записи на экране. Какое задание можем сформулировать?

— Верно, вам нужно расставить события в правильной последовательности.

Одна пара у экрана , остальные на местах. Проверка слайд. 21

- Молодцы.

Сверяемся с целями слайд 22

— Удалось ли нам достичь первой цели?

слайд 23

— Перед вами два персонажа из рассказов Н. Носова. Вам необходимо определить, о ком идёт речь? Сейчас на экране по очереди будут появляться факты. Вам нужно угадать как можно быстрее, о ком идёт речь.

— Оба персонажа у нас мальчики. Здесь пока трудно определить, о ком идёт речь.

—   слайд 24 Оба мальчика нашли решение проблемы.

— О каких проблемах идёт речь? (Один порвал штаны, а второй посыпал горку песком так, что она стала нескользкой.)

— Какая проблема была у Бобки? Как он её решил?

— Какая проблема была у Котьки? Как он её решил?

 слайд 25 А здесь уже становится ясно, о ком идёт речь.

—  слайд 26 Кто скрывается под первой картинкой?

— Кто под второй?

— Мы с вами знаем, что Бобка порвал штаны и зашил их.

— Но сразу ли он это сделал? Почему он решил их зашить?

— Он сразу сел зашивать сам или попросил помощи?

— Почему слова ребят так на него подействовали?

— Если бы никто ему ничего не сказал, изменился бы ход событий или нет?

— А теперь о Котьке. Как он оказался на горке?

— Как он её испортил?

— Почему он решил её починить? Это было его решение или кто-то повлиял на него?

— Если бы ребята не увидели Котьку, он бы починил горку или ушёл домой?

Давайте сделаем вывод: Исправили ли свои ошибки мальчики. Хороший урок они получили?

5.  Первичное закрепление. Оценка поступков героев.

—   Слайд. 27 Сейчас мы сыграем в игру «Кто?». Я буду задавать вам вопрос, а вы должны показать тот знак, который относится к персонажу.

— Кто ленивый?

— Можем ли мы сказать, что Котька ленивый? Вспомните начало рассказа: все делают горку. Что делает Котька? Почему он не вышел помогать?

— Кто-то выбрал Бобку. Какой поступок говорит о нём, как о ленивом человеке?

— Кто самостоятельный?

— Какого человека мы можем назвать самостоятельным?

— Что сделал Котька? Как он исправил свою «ошибку»? Он ждал помощи или сделал всё сам?

— А Бобка? У него порвались штаны. Он ждал помощи или сам всё сделал? У него получилось с первого раза?

— Бобка не сдался и попробовал ещё раз. О каком качестве идёт речь? (Трудолюбивый.)

— Можем ли мы назвать его трудолюбивым? Почему?

— А разве Котька не приложил усилия, чтобы исправить ошибку самостоятельно? Он проявил себя, как трудолюбивый человек?

— А вот здесь интересно! Подумайте, кто из ребят был добрым?

— А был кто-то злым по рассказу?

— Как автору удалось так передать героев, чтобы мы увидели их добрыми и хорошими?

— Кто хитрый? А что такое хитрость? Это хорошее качество или плохое? Кто из вас может назвать себя хитрым?

— Давайте поговорим про персонажей. Проголосуйте, кто был хитрым в рассказе?

— Почему большинство выбирает Котьку?

— В какой момент автор показал нам его хитрость?

— Как автор относится к героям рассказов?

— Какой вывод можем сделать? Похожи ли наши герои?

— Что у них общего? Чем они отличаются?

— Можем ли мы сказать, что ребята научились на своих ошибках и больше не будут попадать в такие ситуации? Докажите словами из текста или своими словами.

— Как мы можем оценить поступок каждого из ребят?

— Вы правы, поступок Котьки можно считать неуважительным по отношению к ребятам, строившим горку. Но Котька принял участие в исправлении горки, ещё и ступеньки сделал.

 Вывод: А это говорит нам о том, что Котька не из плохих побуждений так вёл себя прежде, а из-за незнания, непонимания норм поведения. Он быстро исправился, и это характеризует его с хорошей стороны. Поэтому можно оценить его поступок, как хороший, правильный с точки зрения нравственности.

— Бобка же тоже в начале рассказа проявил себя не с лучшей стороны — полез через забор и порвал штаны. Чем плох этот поступок? Он необдуманный.

Вывод Однако после разговора с мамой и встречи с товарищами Бобка исправился. Поэтому заслуживает положительной оценки.

- Как можно охарактеризовать мальчиков ?  Выберите качества которые им подходят. По группам. Картинки героев повесить на доску.

Работа с пословицами

а) А сейчас мы проведем работу по группам . Вам нужно собрать пословицы и найти пословицу, которая выражает главную мысль рассказа. Обсудите какая пословица подойдёт к рассказу больше. 1 группа – « На горке»  2 группа – « Заплатка» Раздаю карточки с пословицами.

_ А какая пословица подойдет к нашему уроку?

Рефлексия. Подведение итогов

— Давайте подведём итоги. Всех ли целей нам удалось сегодня достичь?

— Какое произведение вам понравилось больше всего? Почему?

-Чему научили нас рассказы Н. Носова? (Отличать правильные поступки ребят от неправильных, плохих поступков.

Как вы сегодня потрудились? Что вы ощущаете, когда хорошо выполните работу? (Удовлетворение, хорошее настроение, подъём, вдохновение на другие дела.) 

Оцените свою работу (смайлики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме: "Рассказы Л.Н.Толстого". 1 класс.

Конспект урока литературного чтения в послебукварный период в первом классе содержит основные этапы урока, блоки: деятельность учителя, деятельность учащихся, формируемые УУД....

Конспект урока литературного чтения по теме "Н.Н.Носов "Федина задача"

Конспект урока составлен с учётом применения технологии продуктивного чтения...

Конспект урока литературного чтения по теме "Рассказ Л.Н.Толстого "Прыжок" (3 класс)

Урок в системе УМК "Школа России". Урок полностью соответствует требованиям ФГОС НОО.  Цель урока: создать условия для чтения и изучения рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок»....

Конспект урока литературного чтения «Черты героя рассказа Л. Муур «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду» 3 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний                  Класс: 3 Тема: «Черты героя рассказа Л. Муур...

Конспект урока литературного чтения "Характеристика героя. Картина Огюста Ренуара "Девочка с лейкой" ("УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования умений  у учащихся создавать  целостное впечатление от картины;  понимать, в чём заключается главное переживание автор...