Конспект урока литературного чтения "Характеристика героя. Картина Огюста Ренуара "Девочка с лейкой" ("УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)
учебно-методический материал по чтению (3 класс)

Истомина Александра Сергеевна

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования умений  у учащихся создавать  целостное впечатление от картины;  понимать, в чём заключается главное переживание автора, выраженное в живописном произведении.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать  автора картины и её название;
  • Уметь давать характеристику героя, опираясь на его внешний вид, мимику и позу;
  • Уметь составлять и использовать план для сочинения по картине.
  • Уметь внимательно рассматривать и устно описывать картину.

Личностные:

  • Осознавать личностный смысл учения;
  • Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
  • Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • Проводить самооценку своих действий.

 

Тип урока: «открытие» нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_geroya_kartina_devochka_s_leykoy.docx161.81 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 13.03.2021                                                                                                                            ФИО учителя: Меркушкина Л.А.

Школа: МАОУ "СОШ 148 г. Челябинска"                                                                                ФИО студента: Истомина А.С.        

Класс: 3 «2»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Кабинет:  101                                                                                                                                 ФИО методиста:  Солопова Т.В.

Конспект урока литературного чтения

«Характеристика героя. Картина Огюста Ренуара "Девочка с лейкой»

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования умений  у учащихся создавать  целостное впечатление от картины;  понимать, в чём заключается главное переживание автора, выраженное в живописном произведении.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать  автора картины и её название;
  • Уметь давать характеристику героя, опираясь на его внешний вид, мимику и позу;
  • Уметь составлять и использовать план для сочинения по картине.
  • Уметь внимательно рассматривать и устно описывать картину.

Личностные:

  • Осознавать личностный смысл учения;
  • Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
  • Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • Проводить самооценку своих действий.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование:  учебник Н.А. Чураковой, (УМК «Перспективная начальная школа»), презентация.

Челябинск, 2021

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод.

Психологический настрой

2 мин

_ Здравствуйте, ребята, меня зовут Александра Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Садитесь на свои места.

Глаза смотрят и видят.

Уши слушают и слышат.

Сначала думаю, а потом говорю.

Помню, что в классе я не один,

Умею слушать мнения других.

-   Я желаю вам сегодня, чтобы день принес
вам радость общения друг с другом. 

Приветствуют учителя.

Р: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

  1. Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод:

подводящий диалог

4 мин

- Сегодня мы продолжим знакомиться с новыми картинами и авторами, а это значит, что вас ждёт работа?.. Творческая!

И если рассматриваем картину, то, какое творчество проявите?

Огюст Ренуар «Девочка с лейкой»

https://www.memotest.ru/ImageUpload/95600efd-f919-4b5f-be4c-49955bab7241/6.jpg

- Вы, наверное, уже догадались какова тема нашего урока?

 - Устное

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Умение воспроизводить необходимую информацию, классифицировать объекты

  1. Постановка учебной задачи

Словесный метод: беседа

Обобщение учителя

Наглядно-иллюстративный:

формулирование темы и цели на экране

3 мин

- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

- Какие мы поставим перед собой цели?

Тема: Характеристика  героя. Огюста Ренуара "Девочка с лейкой

Цели: познакомиться с новым автором картиной, внимательно рассмотреть и устно описать картину.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  1. Открытие нового знания

Словесный метод

Практический

8 мин

- Перед тобой портрет, пейзаж или натюрморт?

- Где изобразил художник девочку: в лесу, в парке

или в саду?

- День солнечный или пасмурный? На улице тепло

или жарко?

- Рассмотрите внимательно девочку, во что она одета?

- Как художник пишет картину? Какие цвета использует?

Вывод: Картина пронизана движением воздуха и

света.

- Как Ренуар добивается ощущения движения

воздуха, игры солнечного света?

- Говоря о самой девочке, что мы можем о  ней сказать? Как вы думаете, она готова принять участие в шумных  играх?

- Как она стоит?

- Какое у неё выражение лица?

- Сейчас я прочитаю вам стихотворение, послушайте его внимательно.

О.Ренуар  «Девочка с лейкой» 1876 г.

В синем платье на дорожке сада
Маленькая фея притаилась.
И с улыбкой милой – о, как рада!
Средь цветов как будто заблудилась.

В правой ручке – лейка. Аккуратно,
Бережно цветочки поливает.
Мелкими мазками – деликатно-
Образ на картине оживает…

Радость мира – просто загляденье,
Сад  цветущий красками играет.
Дал же Бог запечатлеть мгновенье.
Личико улыбкою сияет.

Яркость губ и розовые щечки
И акцентом ярким - бантик алый.
Кружево на платье – чья-то дочка
Только что цветочки поливала. 

Не пройти девчушки этой мимо.
Это просто чудо неземное.
Нежность, мягкость - все неповторимо.
Детский образ в статике, покое.

Перед нами маленькая фея.
Кисти взмах, движение  - готово.
И дитя стоит, сказать не смея,
Нам свою улыбку дарит снова.

- Что вы можете ещё сказать о девочке?

ФИЗМИНУТКА

-Портрет девочки на фоне пейзажа

-Фрагмент клумбы и песчаная дорожка говорит о том, что персонаж находится в саду.

-На улице тепло, солнечно, но не жарко.

- Девочка одета в темно синее платье с длинным рукавом и ботиночки.

-Художник пишет раздельными, мелкими мазками. Именно поэтому контуры предметов кажутся нечёткими, размытыми и создаётся ощущение движения воздуха.

Мазки разных оттенков жёлтого и белого присутствуют и на траве, и на дорожке. И в золотистых волосах девочки. Они создают ощущение движения и игры солнечных бликов.

-Ренуар пишет детскую фигурку,

освещённую солнцем, на песчаной дорожке парка, чтобы создать ощущение света и радости, поделиться впечатлением от

прекрасного, тёплого, солнечного дня.

- Нет, она выглядит скромной, застенчивой.

- Прямо и смотрит вдаль.

- Она улыбается, рада наблюдать за природой.

- Можно сказать, что она очень нежная, мягкая, милая.

Р:умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

V.Первичное закрепление

Аналитико-синтетический, практический.

6 мин

Для устного описания картины  составим план

  1. Картина О. Ренуара «Девочка с лейкой» - это портрет или пейзаж?
  2. Где, в какое время года и в какую погоду художник изобразил девочку?
  3. Есть ли в картине движение?
  4. Как автор добивается ощущения движения воздуха и игры солнечного света?
  5. Каким впечатлением хотел поделиться с нами художник?
  6. Какая девочка на картине изображена, как она стоит?
  7. Какое у неё выражение лица?

Дети все вместе составляют план.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы. Умение работать по алгоритму, проводить пошаговый анализ деятельности, само- и взаимоконтроль

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

5 мин

 Составление рассказа по картине

Работа в группах

Дети работают в группах, учитель оказывает необходимую помощь

ПАМЯТКА

«КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ»

  1. Обсудить полученное задание, определить цель работы.
  2. Распределить задание между членами группы.
  3. Самостоятельно выполнить свое задание.
  4. Обсудить полученные результаты.
  5. Отчитаться о выполнении задания.

Слабые ученики пользуются ПАМЯТКОЙ

«ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

1. Передо мной … .

2. Я считаю, что художник изобразил девочку … .

3. День … .

4. На улице … .

5. В картине движется … .

6. Огюст Ренуар хочет поделиться …

7. Девочка на картине изображена …

8. Можно сказать, что у девочки … настроение.

Р: помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать.

П: выполнять действие по заданному образцу и правилу;

VII. Включение в

систему знаний

Словесный метод

Практический метод

8 мин

Каждая группа рассказывает рассказ, который получился у них в ходе совместной работы. Остальные группы оценивают.

Остальные дети класса оценивают ответ по критериям:

  1. Полнота и точность передачи содержания (полностью, без искажений, без пропусков важных событий, главной части);
  2. Построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);
  3. Построение предложений, соблюдение порядка слов, лексика текста (употребление слов в свойственном им значении).

Слушают и оценивают.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Л: понимание и выражение в речи цели задания

VII.Рефлексия деятельности

Частично-поисковый:

самоанализ

Словесный:

обобщение учителя

3 мин

 В начале урока мы ставили перед собой цели, достигли мы их?

- Какую цель мы ставили на этот урок?

- Сумели ли мы это сделать?

- Оцените свою собственную работу.

- Напишите, на оценочном листе, что вам дал сегодняшний урок и чем бы вы хотели заняться на следующем уроке:

  • Сегодня я узнал…
  • Мне еще нужно отработать…
  • Для меня самым трудным было…
  • Сегодня на уроке мне было…
  • Для меня самым интересным было…

- Да

Цели: познакомиться с новым автором картиной, внимательно рассмотреть и устно описать картину.

- Да

Л: формирование основ оптимистического восприятия мира; формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний об имени прилагательном; формирование знаний о начальной форме имени прилагательного; формирование знаний о взаимосвязи имени прилагательного и имени сущ...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Поле и его обитатели" (УМК "перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о поле как сообществе, искусственно созданном человекомдля культурных растенийПланируемые результатыПредметные:знать растения и животных поля;умет...

Конспект урока русского языка "Многозначные слова. Прямое и переносное значение"(УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.Планируемые результатыПредметные:Знать:...

Конспект урока литературного чтения+ презентация "Федор Тютчев "Зима недаром злится" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; формирование умения выражать свое отношение к прочитанному; осознанно и выразительно читать.Пл...

Конспект урока литературного чтения на тему: "Евгений Чарушин. Томка испугался" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с биографией Е. Чарушина и его рассказом «Томка испугался»; совершенствование навыков выразительного чтения; умения анализировать расска...

Конспект урока литературного чтения "Характеристика героя. Картина З. Серебряковой «За завтраком" ("УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования знаний у учащихся о составлении сравнительной характеристики героев на основе описания группового портрета; обогащении речи учащихся ...

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский. Растрёпанный воробей. Ознакомительное чтение" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: создание условий для знакомства с текстом произведения К. Паустовского «Растрёпанный воробей», развития навыка чтения и навыка анализа те...