Технологическая карта урока литературного чтения "С.В. Михалков «Сила воли" (УМК Школа России, 2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Заколяпина Ярослава Владимировна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции: анализ стихотворения, характеристика героя

Планируемые результаты

Предметные:

1)учиться определять смысл произведения;

2) учиться находить в тексте нужную информацию;

3) учиться выразительно читать;

4) учиться анализировать стихотворный текст

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) ценить и уважать писателя;

3)относиться с уважением к различным точкам зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_2g.docx38.35 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 23.01.2024

Школа: МАОУ «СОШ №152»

Класс:

Урок: 4

Время:  16:40-17:20           Кабинет: 221

Студент: Заколяпина Ярослава Владимировна

Группа: 35

Учитель: Рязанова Наталья Михайловна 

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна 

Тема урока: «С.В. Михалков «Сила воли»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции: анализ стихотворения, характеристика героя

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать понятия о стихотворении как литературном жанре;

2) формировать умение работать с учебным текстом;

3) учить выразительно читать

Предметные:

1)учиться определять смысл произведения;

2) учиться находить в тексте нужную информацию;

3) учиться выразительно читать;

4) учиться анализировать стихотворный текст

Развивающие:

1) развивать любовь к поэзии;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) ценить и уважать писателя;

3)относиться с уважением к различным точкам зрения.

Воспитательные:

1) воспитывать навык  самоконтроля и взаимоконтроля;

2) воспитывать интерес к чтению и творчеству С.В. Михалкова

УМК: УМК «Школа России», учебник литературное чтение 2 кл.: Учебник в 2ч./ Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий . – М.: Просвещение, 2023. -Ч.2

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ярослава Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Каждый день -

Всегда, везде,

На занятиях,  в игре,

Громко, четко говорим,

И тихонечко сидим.

Тихо сели, девочки.

Тихо сели, мальчики.

2. Психологически настраивает учащихся класса на урок.

- Перед тем, как начнем наш урок, давайте прочитаем девиз.

«Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие.» 

Марк Твен

- Ребята, а как вы понимаете девиз нашего урока?

1.Приветсвуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

-Даже смелый человек может бояться, но сопротивляться страху

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

1 слайд презентации

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1.Проводит беседу о проделанной работе.

- Ребята, посмотрите на портреты этих людей. Знаете ли вы их?

-Назовите имена этих авторов и их произведения.

-Молодцы! Ребята, перед вами лежит лист для оценки вашей работы на уроке. Посмотрите на него. Улыбающийся смайлик  означает «У меня всё получилось», задумчивый смайлик «У меня не до конца получилось», злой смайлик «У меня ничего не получилось».

- Сейчас возьмите ручку или карандаш и отметьте тот смайлик, который подходит вам.

1.Отвечают на вопросы учителя

 

-Сергей Владимирович Михалков, «Дядя Стёпа», «Котята».

-Александр Сергеевич Пушкин, «Вот север тучи нагоняя...»

-Сергей Александрович Есенин «Берёза»

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

2-3 слайд презентации

 

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.  

- Сейчас я начну читать первую строчку из стихотворения, с которым вы уже хорошо знакомы. А ваша задача продолжить это стихотворение.

Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята —
Их по счёту ровно пять.

- Продолжите стихотворение.

Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.

Раз — котёнок самый белый,
Два — котёнок самый смелый,
Три — котёнок самый умный,
А Четыре — самый шумный.
Пять похож на Три и Два —
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята —
Раз, Два, Три, Четыре, Пять!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать!

-Молодцы! Ребята, а кто помнит, кто автор этого стихотворения? Даю подсказку, этот человек также написал гимн России.

- Верно! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством Сергея Владимировича Михалкова, а также познакомимся с его произведением «Сила воли»

- Определим цели урока, используя опорные слова на экране.

На экране слова:

Познакомиться …

Будем учиться…

Высказывать…

- Сегодня на уроке будем учиться выразительно читать и отвечать на вопросы, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения, продолжим знакомство с биографией  и творчеством Сергея Владимировича Михалкова.

  

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

Сергея Владимировича Михалкова

Сила воли  

-Сергей Владимирович Михалков

Познакомимся с произведением С. Михалкова «Сила воли»

Будем учиться выразительно читать и отвечать на вопросы

Высказывать свою точку зрения

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

4-5 слайд презентации

«Открытие детьми нового знания»

(5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

- Ребята, вспомните, что вы уже знаете о Сергее Владимировиче Михалкове?

- Сергей Михалков начал писать стихи  с 9 лет. В 1935 году написал первое своё стихотворение – «Три гражданина».

Вслед за ним появились и другие стихи – «Весёлый турист», «А что у Вас?», «Дядя Стёпа».

Вспомним гимн РФ (звучит отрывок гимна). Вы помните, что С.В.Михалков написал слова гимна России.

- Итак, познакомимся с жизнью и творчеством писателя. Откройте учебник на стр. 23 и прочитайте текст.

-Каким замечательным свойством обладал Сергей Михалков? Кем оставался Сергей Михалков в душе?

-Ребята, Сергей Михалков прожил 96 лет, но даже при этом в душе всегда оставался ребёнком.

-В начале нашего урока мы вместе с вами определили тему. Давайте вспомним её.

-Всё верно! Мы познакомимся с произведением Михалкова «Сила воли».

-Но знаете ли вы, что такое «сила воли». Обладаете ли вы этим качеством?

- Сергей Владимирович Михалков является автором текста гимна России.

- «С. В. Михалков «Сила воли»

- Сила воли - это способность человека принимать решения и совершать действия в соответствии со своими мыслями и чувствами.

6-8 слайды презентации

Первичное закрепление

(10 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

-Сейчас я прочитаю вам стихотворение  «Сила воли»

-  А сейчас я хочу послушать ваше чтение! После я задам вам несколько вопросов, слушайте внимательно.  

( чтение по четверостишию)

Я откровенно признаюсь,
Что в темноте я спать боюсь.
Мне так и хочется вскочить
И поскорее свет включить,
Когда вокруг меня темно
И занавешено окно.
Я чувства этого боюсь,
Но силой воли с ним борюсь –
Я говорю себе: «Лежи!
Глаза закрытыми держи!»

-В чём выражается сила воли главного героя?


И я лежу, лежу, лежу,
Глаза закрытыми держу
И засыпаю наконец.
Ну, разве я не молодец!


-
 Как вы думаете, сумеет ли малыш преодолеть свой страх? Почему?

А можно было бы начать
С того, чтоб свет не выключать
И, чтобы не было темно,
Не занавешивать окно,
И до утра при свете спать…
Но так же можно трусом стать!


- Как иначе можно было поступить, чтоб не бояться?-Почему автор решил, чтобы герой не включал свет, а поборол свой страх силой воли?
- А как вы боретесь с тем, чтоб не бояться темноты?

– А какое настроение оставило у вас стихотворение?

– Какое отрицательное качество поборол в себе герой?

-А какие слова вызвали у вас затруднение?

-Посмотрите на слайд.

(чтение слов сначала шёпотом, по слогам, потом хором целым словом)

-От-кро-вен-но (шёпотом, по слогам), откровенно(хором, целым словом)

-За-на-ве-ше-но (шёпотом, по слогам), занавешено (хором, целым словом)

-Ребята, а вам нравится герой произведения? Почему? Похож ли он на тебя?

-Возьмите ваши листы оценки и отметьте подходящий вам смайлик.

.

 

- Главный герой не вставал с кровати, а боролся со страхом

-Малыш сумеет преодолеть свой страх, потому что у него есть сила воли.

- Встать и включить свет.

-Потому что иначе малыш мог стать трусом.

Рассказывают способы борьбы со страхом.

-Стихотворение оставило хорошее настроение, потому что малыш поборол страх.

-откровенно и занавешено.

- Нравится, потому что он владеет силой воли. Он похож на меня, потому что я тоже владею силой воли.

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

9-10 слайд презентации

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

-Давайте встанем, чтобы немного отдохнуть.

Поднимает руки класс — это раз.

Повернулась голова — это два,

Руки вниз, вперед смотри — это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать — это пять.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(7-10 минут)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов: изготовление изделия

Внешний контроль

-Сейчас я предлагаю вам выбрать понравившийся отрывок из стихотворения и нарисовать его. Как только вы нарисуете, я попрошу некоторых из вас выйти к доске и объяснить свой рисунок. На работу у вас есть 4 минуты.

-Все сделали красивые рисунки! Возьмите свой лист оценки и отметьте смайлик. Напоминаю, улыбающийся смайлик «Я справился с задачей», задумчивый смайлик «У меня не до конца получилось», злой смайлик «У меня ничего не получилось».

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Подготовка к выразительному чтению

- Сейчас я ещё раз прочитаю стихотворение. Внимательно слушайте, как я буду делать паузы и отмечайте их в стихотворении. Длинная пауза - 3  линии, более короткая - 2  линии, короткая пауза - 1 линия.

(останавливаюсь, делаю паузы)

-Я читаю второй раз. Обратите внимание на слова, которые я выделяю голосом. Подчеркните их одной чертой.

-Мы с вами составили партитуру. Сверьтесь со слайдом. Всё ли правильно у вас получилось?

-Я прочитаю стихотворение ещё раз со всеми паузами и значимыми словами.

-Прочитайте стихотворение своему соседу по парте со всеми паузами и выделенными словами.

-Кто готов прочитать на оценку?

-Возьмите ваши листы оценки и поставьте плюс рядом с подходящим смайликом.

Вашим домашним заданием будет выразительно чтение стихотворения и по желанию 2 интересных факта о Сергее Владимировиче Михалкове

Критерии оценивания: 

Соблюдение пауз

Выделение значимых слов

Сила голоса

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

11-12 слайд презентации

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

– Что нового узнали на уроке?

- Что на уроке для вас было самым интересным?

-О чем заставляет задуматься стихотворение «Сила воли»?

-Возьмите ваш лист самооценки и отметьте последний смайлик. В нём вы оцениваете всю проделанную вами на уроке работу.

- Спасибо вам за урок!

- И помните всегда наш девиз:

«Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие.» 

Марк Твен

  1. Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

- Что лучше бороться со страхом и развивать силу воли.

-Стихотворение заставляет задуматься о том, что нужно бороться со страхами, а не бояться

УУРД:

Оценивать свою работу

13-14 слайд презентации

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения С. Михалков «Сила воли» 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: С. И. Михалков «Сила воли» Цели деятельности учителя: продолжить знакомство учащихся с творчеством С. Михалкова; воспитывать положительные качеств...

Технологическая карта урока литературного чтения Ю. И. Ермолаев «Проговорился» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом Ю.И. Ермолаев «Проговорился»: определять главную мысль произведения, выразительно читать на основе со...

Технологическая карта урока литературного чтения "В. Драгунский «Друг детства»" (УМК Школа России, 3 класс )

Тема урока «В.Ю. Драгунский «Друг детства»» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произвед...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Стихи Успенского».(УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями Э. Успенского;  «Если был бы я девчонкой» «...

Технологическая карта урока литературного чтения «Английская народная песня «Храбрецы»» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Английская народная песня «Храбрецы»».Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над литер...

Технологическая карта урока литературного чтения«М.Зощенко Великие Путешественники» (УМК Школа России , 3 класс)

Тема урока М.Зощенко «Великие путешественники» Тип урока:  урок рефлексииЦель урока: закрепление знаний о произведении М.Зощенко «Великие путешественники»; совершенст...

Технологическая карта урока литературного чтения«М.Зощенко Золотые слова» (УМК Школа России , 3 класс)

Тема урока М.Зощенко «Золотые слова» Тип урока:  открытие «нового знания»Цель урока: Ознакомление с произведением М.Зощенко «Золотые слова»; совершенствов...