Создание буктрейлера для повышения читательского интереса учащихся
проект по чтению (4 класс)

Ларина Людмила Геннадьевна

Работа ученицы 4 класса для научно-практической конференции школьников «Старт в науку»

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция школьников

«Старт в науку»

Создание буктрейлера для повышения читательского интереса учащихся

                                       

Содержание

Введение ………………………………………………………………….…… 3

1. Что такое буктрейлер? ..................................................................................5

2. Основные правила и этапы создания ………………………………………7

3. Результаты анкетирования учащихся ……………………………………...9

4.Создание буктрейлера ……………………………………………...……...11

Заключение ………………………………………………………………..…..13

Литература ...……. ………………………………………………………...…14

Приложение ………………………………………………………….………15

Введение

     Тема моей исследовательской работы «Создание буктрейлера для повышения читательского интереса учащихся»

Я очень люблю уроки литературного чтения. Интересно читать и узнавать каждый раз что-то новое.Читая книгу, мы переживаем, чувствуем то, что чувствуют герои книги, стараемся понять их поступки, мысли. Мы набираемся жизненного опыта, который в будущем нам не раз ещё пригодится. В книгах можно найти ответы на многие вопросы, которые нас интересуют.

К тому же читающие люди пишут намного грамотнее, чем люди, не бравшие книгу в руки. Находиться в их обществе интереснее и приятней. К сожалению, таких детей, кто не мыслит жизнь без чтения, с каждым годом становится все меньше. Однако становится больше тех, для кого чтение – тяжкая повинность.

Актуальность   темы очевидна. В нашем классе не все дети любят читать, абольшую часть времени проводят за экраном компьютера или телефона.В библиотеку ходят по заданию учителя. А на переменах чаще обсуждают компьютерные игры, а не прочитанные книги.

Чтобы повысить наш интерес к чтению, учитель показывает нам видеоролики, презентации, диафильмы. Это словно реклама, перед прочтением книги. А дети очень восприимчивы к рекламе.

Мне тоже захотелось заинтересовать одноклассников чтением книг. Учитель предложил мне создать рекламу книги, то есть буктрейлер. И я решила попробовать.

Чтобы раскрыть тему, я определила цель  работы: создать буктрейлер для повышения читательского интереса учащихся.

Для достижения цели я выдвинула следующие задачи:

-изучить литературу о возникновении     и создании буктрейлера;

-изучить технологию изготовления буктрейлера;

-изучить читательскую активность учеников 4 класса;

-проверить влияниебуктрейлера на повышение читательскогоинтереса;

-проанализировать полученную информацию;

-сделать выводы.

Гипотезой работы является предположение: буктрейлерможет повлиять на повышение читательского интереса учащихся.

Объект исследования:     книги, художественные произведения;  буктрейлеры.

Предмет исследования:  влияние буктрейлера на интерес школьников к чтению.

Методы исследования:

- изучение информации о книгах, буктрейлерах;

- поисковый;

- исследовательский;

- анкетирование;

- сравнение;

- обобщение полученных результатов.

1.Что такое буктрейлер?

Чтобы узнать, что такое буктрейлер, я посетила библиотеку. Библиотекарь, рассказала мне вот что.

Буктрейлер-в переводеbook – книга, трейлер (trailer) - это рекламный видеоролик о фильме. Получается, что буквальное значение слова "буктрейлер" – рекламный ролик о книге. Он может быть составлен по мотивам прочитанной и полюбившейся книги. Может приоткрыть сюжет, показать его самые яркие фрагменты, познакомить с героями произведения, передать настроение. С помощью созданного рекламного ролика можно поделиться своими читательскими предпочтениями и раскрыть творческие способности. Информация о книге должна быть подана интересно и красочно, чтобы захотелось её взять и прочитать. Основная задача – заинтересовать, заинтриговать. В последнее время очень активно приступили к созданию таких роликов библиотеки.

     Затем я обратилась к Интернет – ресурсам[1], где нашла следующую информацию о том, что первые буктрейлеры появились в конце 80-х в США в формате слайд-шоу. В Россию этот жанр пришел только в 2010 году. В основном буктрейлеры используют издательства для рекламы новой книги. Материалы для создания используются различные: фото, иллюстрации, видео, соответствующее музыкальное сопровождение, тексты к слайдам.

По способу воплощения текста можно выделить следующие виды буктрейлеров:

- игровые (мини-фильм по книге);

- неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, фотографиями и т.п.);

- анимационные (мультфильм по книге).

2. Основные правила и этапы создания

В любом деле важна последовательность и создание буктрейлера не исключение. Поэтому перед началом работы, мы с учителем рассмотрели основные этапы и правила создания[2].

Основные этапы создания

1. Выбор книги.  

Книга должна соответствовать возрасту читателя. И лучше делиться с друзьями тем, что нравится тебе самой.

2. Создание сценария.

Нужно продумать сюжет, составить сценарий. Сюжет - это основа видеоролика, то, из чего он будет состоять. Важно выстроить сюжет таким образом, чтобы читателю непременно захотелось узнать, что же будет дальше. А узнать это можно, лишь прочитав книгу.

3.Подбор материалов.

Картинки, фотографии, отсканированные иллюстрации из книги, видео отрывки из мультфильмов, мини-спектакли. Желательно соблюдать единообразие иллюстраций: если рисованные иллюстрации – значит рисованные, если фото – значит фото.

4.Подбор музыки, запись текста, если это предусмотрено по сценарию.

5.Выбор программы для монтажа видео. Монтаж.

Форма работы при создании буктрейлераможет быть:

-индивидуальная;

-парная;

-групповая.

Так же мы отметили для себя, чего не стоит делать при подготовке буктрейлера.

Видеоролик не должен быть длинным,  чтобы удержать внимание зрителя - будущего читателя. Мало кому захочется смотреть видео о книге дольше 2-3 минут, какой бы хорошей она не была.  А подробное изложение сюжета отобьет желание читать книгу.

Не нужно перегружать видео спецэффектами, нечитаемыми сложными шрифтами. Они не должны отвлекать зрителя от содержания. Чем проще, тем лучше.

3. Результаты анкетирования учащихся

Чтобы выбрать книгу для создания буктрейлера, я провела анкетирование[3] среди учащихся 4 класса. Какие книги предпочитают мои одноклассники?

Анкета включала следующие вопросы:

1.Книги каких жанров тебе больше всего нравится читать?

2. Читаешь ли ты дополнительно или по необходимости, чтобы выполнить задание?

3. Какую книгу ты можешь порекомендовать друзьям и одноклассникам?

     В результате опроса я выяснила, что самые распространенные жанры художественной литературы среди моих одноклассников: сказки,  юмористические рассказы о детях, рассказы о животных, стихи. Многие дети читают только то, что проходим по школьной программе. А дополнительную литературу практически не читают. Не все дети смогли порекомендовать своим друзьям интересную книгу для чтения.

Также из беседы со своими одноклассниками, я узнала о том, что они не интересуются книгами о Великой Отечественной войне. Есть много прекрасных книг, которые рассказывают о военном времени с разных сторон. Читать их необходимо, это позволит нам проникнуться историей своей страны, осознать связь с поколениями своих бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Книги это напоминание и предостережение. Война это зло и страх, боль и потери. Она никогда не должна повториться.

 И я выбрала книгу Михаила Водопьянова из списка, который порекомендовала нам учитель при подготовке к внеклассному мероприятию, посвященному Великой Отечественной войне.

В годы Войны женщины наравне с мужчинами сражались, работали  в тылу, прямо со школьной скамьи отправлялись на фронт. Они осваивали самые разные военные профессии и несли воинскую службу в качестве медсестёр, лётчиц, разведчиц и даже снайперов. В тяжелых военных условиях молодые девчонки, многие из которых были вчерашними школьницами, совершали подвиги и погибали с честью.

Об одной из таких девушек рассказывается в книге М.Водопьянова «Штурман Фрося»[4] из серии «Военное детство»

Молодая девушка закончила десятилетку, одновременно училась в аэроклубе летать. Окончила школу штурманов, по болезни была отчислена в резерв. Но ей стыдно было сидеть дома, когда шла война. Глядя на её настойчивость, её непреодолимое желание летать, Фросю взяли в отряд. И она смогла проявить себя и как способный, грамотный штурман, и как настоящий товарищ.

4. Создание буктрейлера и демонстрация

Изучив необходимую литературу, под руководством учителя приступила к созданию буктрейлера.

Нашла информацию в сети Интернет о писателе[5].

Михаил Васильевич Водопьянов (1899-1980г)- советский летчик-полярник, участник арктических экспедиций, генерал- майор авиации, Герой Советского союза, совершал полёты в Арктику, был командиром лётного отряда, впервые в мире совершил посадку на лёд в районе Северного полюса, участник Великой Отечественной войны, писатель. Многие его рассказы основаны на реальных событиях.  В них описывается то, что происходило с автором и его боевыми товарищами, с детьми и взрослыми, повстречавшимися ему в годы Великой Отечественной войны.

    Для составления сценария, я ещё раз перечитала книгу, выбрала эпизоды, которые хочу разместить на слайдах.

Отсканировала иллюстрации из книги. Также нашла картинки в сети интернет.

Подобрала музыку. Музыкальное сопровождение не менее важно. Записала текст  с помощью приложения «Диктофон» на телефоне.

И приступила к монтажу. Для создания я выбрала программу inshot. В этой программе мы уже работали, создавая видеоролики о жизни класса.

Мой буктрейлер будет представлен в виде слайд- шоу, то есть набор кадров, сопровождаемые музыкой и текстом.

И вот моя работа закончена. На уроке я показала свой буктрейлер к рассказу М. Водопьянова  «Штурман Фрося» одноклассникам. Продемонстрированный буктрейлер заинтересовал ребят. И мальчикам, и девочкам очень хотелось узнать, как летчик Белов и девушка Фрося, спаслись при крушении самолёта. И уже на следующий день ребята делились впечатлениями от прочитанного произведения.

Одноклассники попросили меня научить их создавать буктрейлеры. И мы вместе решили создать видеоролик для 1 класса по сказкам В.Сутеева. Это очень увлекательное занятие, которое позволяет проявить свои творческие способности, а также выразить свои эмоции от

прочитанной книги.

Заключение

Благодаря своей работе, я много узнала о создании буктрейлеров. Училась находить нужный материал из различных источников, делать выводы.

Поставленные в работе задачи полностью выполнены, в результате была достигнута основная цель - создать буктрейлер для повышения читательского интереса учащихся.

На основе проведенной работы можно сделать вывод о том, что буктрейлеры, действительно, могут заинтересовать и книги «найдут» своих читателей.

Моя гипотеза о том, что буктрейлер может повлиять на повышение читательского интереса учащихся, подтвердилась.  

Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Чтение полезно тогда, когда ребенок читает в силу своего интереса. И тогда чтение  становится для детей занятием приятным и желанным.

Многие дети захотели сами научиться создавать буктрейлер по книге. Но чтобы создать такой видеоролик,  книгу необходимо прочитать. То есть создание буктрейлера позволит школьникам обратиться к тексту художественного произведения.

Следующий буктрейлер мы с одноклассниками планируем  создавать в виде мини-фильма. Этот вид подходит для групповой работы.

Полученные знания о создании буктрейлеров, мне обязательно пригодятся в моей учебе. Видеоролики можно использовать на уроках литературного чтения и внеклассных мероприятиях. Буктрейлер является, на мой взгляд, прекрасной рекламой любимой книги.

Литература

1. Водопьянов М. Штурман Фрося.-М.:Детская литература,2019.-75с.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.-М.:Оникс,2007.-1200с.

3. Использованные Интернет – ресурсы:

Википедияhttps://ru.wikipedia.org/wiki/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%BB%D0%B5%D1%80

Мастер-класс "Как создать буктрейлер"

http://nb-notabene.blogspot.com/p/blog-page_61.html

Памятка для создания буктрейлера

https://school-of-inspiration.ru/pamyatka-dlya-sozdaniya-buktrejlera

Приложение 1

Результаты анкетирования учащихся

1.Книги каких жанров тебе больше всего нравится читать?

3 учащихся ответили «сказки», 2 ученика ответили «рассказы о детях»,  2 ученика ответили «энциклопедии», 1 ученик ответил «стихи».

2. Читаешь ли ты дополнительно или по необходимости, чтобы выполнить задание?

На этот вопрос большинство учащихся (6 человек) признались, что читают в основном по заданию учителя.

3. Какую книгу ты можешь порекомендовать друзьям и одноклассникам?

На этот вопрос большинство учащихся моего класса затруднилось ответить. И только 3 учащихся смогли порекомендовать такие книги, как В.Драгунский «Двадцать лет под кроватью», Джек Лондон «Белый Клык», В.Одоевский «Городок в табакерке», С.Алексеев «Злая фамилия»

Приложение 2


[3] Приложение1

[4]Водопьянов М. Штурман Фрося.-М.:Детская литература,2019.-75с.

[5]Википедия         https://ru.wikipedia.org/wiki/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по повышению читательской активности учащихся

Проект "Читающий ребенок - мыслящий человек" разработан как курс для начальной школы, объединяющий в себе все виды урочной и внеурочной деятельности. Главная иея проекта - это создание условий для вос...

РОЛЬ КНИГИ В РАЗВИТИИ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ

Ознакомление родителей с результатами развития читательских интересов учащихся класса; объяснение необходимости формировать у детей желание читать, так как чтение – первое средство интеллектуального р...

Развитие читательского интереса учащихся 4 класса посредством проектной технологии

Исследование посвящено Развитию читательского интереса учащихся 4 класса посредством проектной технологии. Оно включает в себя теоретическую и практическую части,а также ряд конспектов, методические р...

Использование современных образовательных технологий как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе.

Начальная школа  закладывает основу формирования  учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, плани...

Статья: Формирование читательского интереса учащихся в урочной и внеурочной деятельности

laquo;Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни многосторонней шири понимания» А.И.Герцен Данные различных исследований говорят о том, что отношение че...

Использование современных образовательных технологий как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе.

Обзор современных образовательных технологий, способствующих повышению познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе....