Конспект урока: "Характеристика героев из рассказа Осеевой "Почему"".
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Кулеш Полина Витальевна

Учить правильно, выразительно читать; анализировать содержание текста; показать, что в центре самого произведения – человек; научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Дидактическое обоснование: литературное чтение, 2 класс, 2 часть, Л. Ф. Климанова В.Г. Горецкого УМК «Школа России».

Тема урока: Характеристика героев из рассказа В. Осеевой «Почему».

Тип урока: изучения нового материала.

Цель: составление характеристик главных героев: мамы и мальчика.

Задачи урока:

Дидактические: учить правильно, выразительно читать; анализировать содержание текста; показать, что в центре самого произведения – человек; научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.

Развивающие:

Регулятивные: уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами, определять цель деятельности на уроке; принимать и сохранять учебную цель и задачу; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Познавательные: учить прогнозировать содержание текста до чтения, определять главную мысль рассказа, находить в тексте описание внешнего вида героев, их переживаний, анализировать поступки и характер героев.

Коммуникативные: воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; строить понятные для учителя и одноклассников высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Воспитательные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Средства обучения: учебник, демонстрационный материал, раздаточный материал.

.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД:

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

усть урок принесёт нам всем радость общения, а помощниками вам будут внимание, любознательность, активность.

− Садитесь.

Приветствие

Психологический настрой на урок

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

  1. Речевые упражнения

Шустрый маленький щенок  

-Ребята, перед тем как мы начнем читать мы немного разомнём наши язычки.

-Сейчас давайте прочитаем скороговорку все вместе, четко проговаривая каждое слово.

Шустрый маленький зверек,

Тащит щетку в уголок.

-Прочитайте тихо, громко.
-Прочитайте так, чтобы было понятно какой был зверек?

-Прочитайте так, чтобы было понятно, что делает зверек?

-Прочитайте с восхищением.

-Прочитайте с хитростью.

-Молодцы, все старались у кого не получилось не растеривайтесь в следующий раз у вас обязательно получится.

Читают скороговорку

Коммуникативные: слушать и слышать других.

  1. Изучение нового материала

  1. Подготовительная работа к восприятию произведения

Постановка темы и целей урока

  1. Беседа по содержанию

-Ребята, с каким рассказом вы познакомились на прошлом уроке?

-А кто автор этого рассказа?

-А что вы знаете об Валентине Александровне Осеевой?

Валентина Осеева (Хмелева) родилась 28 апреля 1902года в городе Киеве в семье инженера-строителя. Она росла доброй, любознательной девочкой. Как и вы, очень любила читать маленькие рассказы. Читала сама, без помощи взрослых Один раз мама спросила ее: «Понравился тебе рассказ?». Валя ответила: «Не знаю. Я о нем не думала». Мать очень огорчилась. Она сказала: «Мало уметь читать, надо уметь думать». Девочка хорошо запомнила эти слова и с тех пор стала размышлять о добре и зле, о хороших поступках и плохих. И потом, когда она стала взрослой, ей пришлось работать в детских домах, где находились беспризорные дети. (Беспризорные - это лишенные присмотра, бездомные). Некоторые из них проявляли иногда грубость в отношении к товарищам и взрослым. Валентина Александровна очень любила детей. И для своих воспитанников она и стала писать рассказы, чтобы помочь этим детям стать лучше.

-А с какими рассказами Осеевой вы уже знакомы?

-Сегодня мы продолжим говорить о творчестве Валентины Александровны Осеевой.

-Теперь послушайте меня внимательно.

Однажды предрассветною порой

Три мудреца склонились надо мной;

И я спросила их, поднявши веки:

«Что главное, скажите, в человеке?»

«Конечно, разум, - первый мне ответил:

С ним каждый путь и правилен, и светел.

«Благодарю, что просветил меня»

Я поклонилась, голову склоняя.

Второй ответил: «Воля на пути,

Который нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу»

Я поклонилась в пояс мудрецу.

«Да нет, не то – заволновался третий,

Дослушайте, что строго он ответил:

«Невелика моя об этом повесть:

Но главное у человека – совесть».

-Прочитайте эпиграф нашего урока: (Цицерон).

- Дайте, объяснение значения слова совесть.

- Что такое совесть?

- Нужна ли совесть человеку? Почему?

- Что значит поступать по совести? 

- Как вы думаете, когда совесть чиста?

-Сегодня, мы продолжим работать, над рассказом с которым вы познакомились на прошлом уроке.

-Кто догадался какая тема нашего урока?

-Тема нашего урока: «Характеристика героев из рассказа Осеевой «Почему».

-Какие задачи мы поставим на нашем уроке?

-Ребята, а я не спроста начала наш урок с понятия совести.

-Подумайте и скажите, всегда ли вы сознаетесь в своих поступях?

-Вспомните, что автор хотела донести до читателей в рассказе «Почему»

-Откроем учебник на странице девяносто шестой.

-А теперь вспомним события из рассказа «Почему».

-Что однажды случилось с мальчиком?

-Почему мальчик не сразу признался маме?

-Как вел себя мальчик, когда обманул маму? Найдите в тексте и зачитайте

-Как вы думаете, мама догадалась, кто разбил чашку?

-А в произведении есть слова, по которым мы можем понять, что мама догадалась? Зачитайте слова.

-Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду?

-Найдите в тексте.

-Вы, наверное, заметили, что мама не ругает сына, не кричит. Но она принимает решение, которым ставит сына перед выбором. Что это за решение? Найдите в тексте.  

-Легко ли было маме принять решение, что Бум будет жить в будке?

-Как вы думаете, почему мама выгнала Бума? 

-Почему мама не ложилась спать?

– Найдите доказательство в тексте, что мама ждала, что сын признается. 

– Герой признаётся, что чашку разбил он, а не Бум. А почему мальчик все-таки признаётся? Что не давало ему покоя? Что его так мучило?

– Найдите в тексте слова, подтверждающие ваш ответ. 

 - Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научиться прислушиваться к голосу совести.

- А еще я хочу вам сказать, что каждый человек имеет право на ошибку. Главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить ее.

-Ребята, какое чувства вы испытывали, когда читали рассказ?

-Найдите в тексте слова или предложения, доказывающие что мальчик совестливый? На стр. 99, прочитайте.

-Найдите в тексте слова или предложения доказывающие, что мальчик проявил трусость по отношению к маме? На стр. 97,98 зачитайте.

-Ребята, а какую характеристику вы бы дали мальчику? Какой он?

-Найдите слова в тексте, доказывающие что мама проявила строгость и справедливость по отношению к мальчику? На стр. 98

-Какую. характеристику вы бы дали маме мальчика?

Какая она?

-Ребята, а какое чувство у вас вызвала собака? Вам было жалко Бума? Почему?

-Какую бы характеристику вы бы дали собаке? Какой Бум?

-Найдите слова в тексте, вызывающие у вас чувство жалости и сожаления Буму? На стр. 99

-Найдите в тексте, где описывается описание природы? На стр. 101?

Мы познакомились с рассказом «Почему»

Валентина Александровна Осеева

«Хорошее», «Волшебное слово»

Совесть - внутренний голос, который то обвиняет нас изнутри и гнетёт, то дарует чувство радости и удовлетворения.

Я считаю, что совесть нужна человеку для того, чтобы различать добро и зло, побуждать человека делать осознанный выбор в пользу добра. Она помогает людям вовремя исправить ошибки и осознать свою неправоту. 

Честно, откровенно, чистосердечно, добросовестно.

Когда человек ничего не сделал и его не будут мучать угрызения и вины.

Тема нашего урока: «Характеристика героев из рассказа Осеевой «Почему».

Будем учиться правильно, выразительно читать произведение, отвечать на поставленные вопросы. А также мы научимся понимать, в чём заключается смысл произведения, рассказывать о героях, выражать своё отношение к ним, передавать настроение с помощью голоса, интонации.

Автор хотела донести до читателей, то чтобы человек всегда говорил правду, несмотря ни на что и был честен и перед собой, и перед другими.

Мальчик за обедом случайно задевает рукой папину чашку, и она падает на пол и разбивается. В шоке от случившегося, даже не понимая почему он это делает, мальчик обвиняет в случившимся собаку.  
Мальчик сильно испугался, это была папина чашка.
Мальчику было тяжело, он мучился и долго убеждал себя сказать правду.

Да, взрослые всегда могут догадаться, что их обманывают.

Лицо у мамы потемнело. Когда она сидела за столом, то о чем-то думала. А когда ее сын снова говорит, что чашку разбил не он, а Бум, ее лицо, шея и уши стали розовыми.

Она повторяла два раза: "Ты очень испугался?" А потом: " Если ты нечаянно..."

Она сказала сыну, что Бум больше не придет в комнату, что он будет жить в будке.

Нелегко, ведь и она любит Бума!

Она хотела, чтобы сын признал свою вину.

Мама ждала, что сын признается, что это он разбил чашку

Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть

Совесть не давала ему покоя.

«На сердце тяжело", "мурашки пробегали по спине", "вина становилась все больше", "кусал ногти", "утыкался лицом в подушку", "не мог ни на что решиться". стр. 99,100, 101(внизу)

Чувство сопереживания, жалости.

Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось все тяжелее.

Колени у меня дрожали, язык заплетался…

Добрый, веселый, жалостливый, совестливый, где-то даже трусливый.

Любящая, строгая, добрая.

Добрый, преданный пес.

Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду…

За окном было черно…

Коммуникативные: слушать и слышать других.

Предметные: анализировать смысл названия произведения.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других.

Регулятивные: осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы.

Предметные: учить читать правильно, выразительно, целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения

Предметные: читать про себя в процессе ознакомительного чтения

  1. Обобщающая беседа

-Как вы думаете, почему автор приводит описание природы?

-О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?

Все, что накопилось в природе перед дождем, вырывается наружу, начинается дождь. Все, что накопилось в душе мальчика, тоже вырывается наружу. Герой признается, что чашку разбил он, а не Бум. Совесть не давала ему покоя. Таким образом, описание природы помогает сильнее почувствовать переживания мальчика

Честность, смелость, совесть, сострадание, справедливость.

  1. Пересказ и другие творческие работы в связи с чтением

-Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь найти правильное решение и исправить ее.

-Я приготовила для вас задание.

-У вас на столах лежат карточки с характеристикой героев из рассказа.

-Ваша задача в парах найти те качества, которые подходят: к маме и к мальчику.

МАЛЬЧИК

МАМА

смелый

злая

трусливый

любящая

гордый

мудрая

трудолюбивый

грубая

честный

справедливая

безжалостный

безжалостная

совестный

добрая

обманчивый

строгая

-А кто другие слова подобрал к мальчику? И маме?

-Ну вот мы и охарактеризовали героев нашего

рассказа.

Личностные: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

  1. Итог урока

-Итак, ребята наш урок подходит к концу.

-С каким рассказом вы сегодня работали?

-Понравился ли вам рассказ? Чем?

-Что живет в душе у мальчика? Какое качество?

-Ребята, какой урок вы взяли для себя из рассказа?

-Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока: «Самое главное украшение – чистая совесть».

-Вы согласны с этим выражением? Почему?

-Ребята, я согласна с этим выражением, ведь когда человек честен, то и в душе у него будет спокойно

-Спасибо вам за урок! До свидания!

Мы сегодня работали с рассказом Валентины Осеевой «Почему»

Совесть

Нужно всегда говорить правду и не боятся что вас могут поругать.

  1. Задание на дом



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\осеева.jpg

Валентина Александровна Осеева

(1902-1969 г.г.)



Предварительный просмотр:

Шустрый маленький зверек,

Тащит щетку в уголок.



Предварительный просмотр:

МАЛЬЧИК

МАМА

МАЛЬЧИК

МАМА

смелый

злая

смелый

злая

трусливый

любящая

трусливый

любящая

гордый

мудрая

гордый

мудрая

трудолюбивый

грубая

трудолюбивый

грубая

честный

справедливая

честный

справедливая

безжалостный

безжалостная

безжалостный

безжалостная

совестный

добрая

совестный

добрая

обманчивый

строгая

обманчивый

строгая

МАЛЬЧИК

МАМА

МАЛЬЧИК

МАМА

смелый

злая

смелый

злая

трусливый

любящая

трусливый

любящая

гордый

мудрая

гордый

мудрая

трудолюбивый

грубая

трудолюбивый

грубая

честный

справедливая

честный

справедливая

безжалостный

безжалостная

безжалостный

безжалостная

совестный

добрая

совестный

добрая

обманчивый

строгая

обманчивый

строгая

МАЛЬЧИК

МАМА

МАЛЬЧИК

МАМА

смелый

злая

смелый

злая

трусливый

любящая

трусливый

любящая

гордый

мудрая

гордый

мудрая

трудолюбивый

грубая

трудолюбивый

грубая

честный

справедливая

честный

справедливая

безжалостный

безжалостная

безжалостный

безжалостная

совестный

добрая

совестный

добрая

обманчивый

строгая

обманчивый

строгая

МАЛЬЧИК

МАМА

МАЛЬЧИК

МАМА

смелый

злая

смелый

злая

трусливый

любящая

трусливый

любящая

гордый

мудрая

гордый

мудрая

трудолюбивый

грубая

трудолюбивый

грубая

честный

справедливая

честный

справедливая

безжалостный

безжалостная

безжалостный

безжалостная

совестный

добрая

совестный

добрая

обманчивый

строгая

обманчивый

строгая

МАЛЬЧИК

МАМА

МАЛЬЧИК

МАМА

смелый

злая

смелый

злая

трусливый

любящая

трусливый

любящая

гордый

мудрая

гордый

мудрая

трудолюбивый

грубая

трудолюбивый

грубая

честный

справедливая

честный

справедливая

безжалостный

безжалостная

безжалостный

безжалостная

совестный

добрая

совестный

добрая

обманчивый

строгая

обманчивый

строгая

МАЛЬЧИК

МАМА

МАЛЬЧИК

МАМА

смелый

злая

смелый

злая

трусливый

любящая

трусливый

любящая

гордый

мудрая

гордый

мудрая

трудолюбивый

грубая

трудолюбивый

грубая

честный

справедливая

честный

справедливая

безжалостный

безжалостная

безжалостный

безжалостная

совестный

добрая

совестный

добрая

обманчивый

строгая

обманчивый

строгая

МАЛЬЧИК

МАМА

МАЛЬЧИК

МАМА

смелый

злая

смелый

злая

трусливый

любящая

трусливый

любящая

гордый

мудрая

гордый

мудрая

трудолюбивый

грубая

трудолюбивый

грубая

честный

справедливая

честный

справедливая

безжалостный

безжалостная

безжалостный

безжалостная

совестный

добрая

совестный

добрая

обманчивый

строгая

обманчивый

строгая

МАЛЬЧИК

МАМА

МАЛЬЧИК

МАМА

смелый

злая

смелый

злая

трусливый

любящая

трусливый

любящая

гордый

мудрая

гордый

мудрая

трудолюбивый

грубая

трудолюбивый

грубая

честный

справедливая

честный

справедливая

безжалостный

безжалостная

безжалостный

безжалостная

совестный

добрая

совестный

добрая

обманчивый

строгая

обманчивый

строгая



Предварительный просмотр:

«Самое

главное

украшение -

чистая

совесть».

Цицерон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Изображение героев в рассказе Л. Н. Толстого "Акула"

1.                 Урок направлен на развитие речи, эмоциональной сферы, воображения, умения работать в группах, воспитания чувства сопереживания, умения ...

"Поступок героя в рассказе Л.Н. Толстого "Акула""

Конспект урока и презентация по рассказу Л.Н. Толстого "Акула"...

Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"

Вашему  вниманию  представлен  подробный  конспект  урока  по  литературному  чтению  с описанием  целей  деятельности  педагога, плани...

Презентация к уроку литературного чтения. Образ героя в рассказе В. Осеевой "Почему?"

Урок литературного чтения. 2 класс. "Школа Росии.  Образ героя в рассказе В. Осеевой "Почему?" - презентация....

«Портреты героев в рассказе А.П.Чехова «Детвора»

laquo;Портреты героев в рассказе А.П.Чехова «Детвора»...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ___________________________________________________________________________ Характеристика героев и их поступков в рассказе А.П. Чехова «Мальчики»

Технологическая карта урока по теме "Характеристика героев и их поступков в рассказе А.П.Чехова "Мальчики"...

Конспект урока: "Характеристика героев из рассказа Осеевой "Почему"".

Учить правильно, выразительно читать; анализировать содержание текста; показать, что в центре самого произведения – человек; научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как ...