Конспект урока: "Характеристика героев из рассказа Осеевой "Почему"".
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Учить правильно, выразительно читать; анализировать содержание текста; показать, что в центре самого произведения – человек; научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.48 КБ |
![]() | 42.85 КБ |
![]() | 11.98 КБ |
![]() | 14.24 КБ |
![]() | 11.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Дидактическое обоснование: литературное чтение, 2 класс, 2 часть, Л. Ф. Климанова В.Г. Горецкого УМК «Школа России».
Тема урока: Характеристика героев из рассказа В. Осеевой «Почему».
Тип урока: изучения нового материала.
Цель: составление характеристик главных героев: мамы и мальчика.
Задачи урока:
Дидактические: учить правильно, выразительно читать; анализировать содержание текста; показать, что в центре самого произведения – человек; научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.
Развивающие:
Регулятивные: уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами, определять цель деятельности на уроке; принимать и сохранять учебную цель и задачу; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Познавательные: учить прогнозировать содержание текста до чтения, определять главную мысль рассказа, находить в тексте описание внешнего вида героев, их переживаний, анализировать поступки и характер героев.
Коммуникативные: воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; строить понятные для учителя и одноклассников высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Воспитательные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Средства обучения: учебник, демонстрационный материал, раздаточный материал.
.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД: | ||||||||||||||||||
| Здравствуйте, ребята. -Пусть урок принесёт нам всем радость общения, а помощниками вам будут внимание, любознательность, активность. − Садитесь. | Приветствие Психологический настрой на урок | Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию. | ||||||||||||||||||
| Шустрый маленький щенок -Ребята, перед тем как мы начнем читать мы немного разомнём наши язычки. -Сейчас давайте прочитаем скороговорку все вместе, четко проговаривая каждое слово. Шустрый маленький зверек, Тащит щетку в уголок. -Прочитайте тихо, громко. -Прочитайте так, чтобы было понятно, что делает зверек? -Прочитайте с восхищением. -Прочитайте с хитростью. -Молодцы, все старались у кого не получилось не растеривайтесь в следующий раз у вас обязательно получится. | Читают скороговорку | Коммуникативные: слушать и слышать других. | ||||||||||||||||||
Постановка темы и целей урока
| -Ребята, с каким рассказом вы познакомились на прошлом уроке? -А кто автор этого рассказа? -А что вы знаете об Валентине Александровне Осеевой? Валентина Осеева (Хмелева) родилась 28 апреля 1902года в городе Киеве в семье инженера-строителя. Она росла доброй, любознательной девочкой. Как и вы, очень любила читать маленькие рассказы. Читала сама, без помощи взрослых Один раз мама спросила ее: «Понравился тебе рассказ?». Валя ответила: «Не знаю. Я о нем не думала». Мать очень огорчилась. Она сказала: «Мало уметь читать, надо уметь думать». Девочка хорошо запомнила эти слова и с тех пор стала размышлять о добре и зле, о хороших поступках и плохих. И потом, когда она стала взрослой, ей пришлось работать в детских домах, где находились беспризорные дети. (Беспризорные - это лишенные присмотра, бездомные). Некоторые из них проявляли иногда грубость в отношении к товарищам и взрослым. Валентина Александровна очень любила детей. И для своих воспитанников она и стала писать рассказы, чтобы помочь этим детям стать лучше. -А с какими рассказами Осеевой вы уже знакомы? -Сегодня мы продолжим говорить о творчестве Валентины Александровны Осеевой. -Теперь послушайте меня внимательно. Однажды предрассветною порой Три мудреца склонились надо мной; И я спросила их, поднявши веки: «Что главное, скажите, в человеке?» «Конечно, разум, - первый мне ответил: С ним каждый путь и правилен, и светел. «Благодарю, что просветил меня» Я поклонилась, голову склоняя. Второй ответил: «Воля на пути, Который нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к концу» Я поклонилась в пояс мудрецу. «Да нет, не то – заволновался третий, Дослушайте, что строго он ответил: «Невелика моя об этом повесть: Но главное у человека – совесть». -Прочитайте эпиграф нашего урока: (Цицерон). - Дайте, объяснение значения слова совесть. - Что такое совесть? - Нужна ли совесть человеку? Почему? - Что значит поступать по совести? - Как вы думаете, когда совесть чиста? -Сегодня, мы продолжим работать, над рассказом с которым вы познакомились на прошлом уроке. -Кто догадался какая тема нашего урока? -Тема нашего урока: «Характеристика героев из рассказа Осеевой «Почему». -Какие задачи мы поставим на нашем уроке? -Ребята, а я не спроста начала наш урок с понятия совести. -Подумайте и скажите, всегда ли вы сознаетесь в своих поступях? -Вспомните, что автор хотела донести до читателей в рассказе «Почему» -Откроем учебник на странице девяносто шестой. -А теперь вспомним события из рассказа «Почему». -Что однажды случилось с мальчиком? -Почему мальчик не сразу признался маме? -Как вел себя мальчик, когда обманул маму? Найдите в тексте и зачитайте -Как вы думаете, мама догадалась, кто разбил чашку? -А в произведении есть слова, по которым мы можем понять, что мама догадалась? Зачитайте слова. -Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду? -Найдите в тексте. -Вы, наверное, заметили, что мама не ругает сына, не кричит. Но она принимает решение, которым ставит сына перед выбором. Что это за решение? Найдите в тексте. -Легко ли было маме принять решение, что Бум будет жить в будке? -Как вы думаете, почему мама выгнала Бума? -Почему мама не ложилась спать? – Найдите доказательство в тексте, что мама ждала, что сын признается. – Герой признаётся, что чашку разбил он, а не Бум. А почему мальчик все-таки признаётся? Что не давало ему покоя? Что его так мучило? – Найдите в тексте слова, подтверждающие ваш ответ. - Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научиться прислушиваться к голосу совести. - А еще я хочу вам сказать, что каждый человек имеет право на ошибку. Главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить ее. -Ребята, какое чувства вы испытывали, когда читали рассказ? -Найдите в тексте слова или предложения, доказывающие что мальчик совестливый? На стр. 99, прочитайте. -Найдите в тексте слова или предложения доказывающие, что мальчик проявил трусость по отношению к маме? На стр. 97,98 зачитайте. -Ребята, а какую характеристику вы бы дали мальчику? Какой он? -Найдите слова в тексте, доказывающие что мама проявила строгость и справедливость по отношению к мальчику? На стр. 98 -Какую. характеристику вы бы дали маме мальчика? Какая она? -Ребята, а какое чувство у вас вызвала собака? Вам было жалко Бума? Почему? -Какую бы характеристику вы бы дали собаке? Какой Бум? -Найдите слова в тексте, вызывающие у вас чувство жалости и сожаления Буму? На стр. 99 -Найдите в тексте, где описывается описание природы? На стр. 101? | Мы познакомились с рассказом «Почему» Валентина Александровна Осеева «Хорошее», «Волшебное слово» Совесть - внутренний голос, который то обвиняет нас изнутри и гнетёт, то дарует чувство радости и удовлетворения. Я считаю, что совесть нужна человеку для того, чтобы различать добро и зло, побуждать человека делать осознанный выбор в пользу добра. Она помогает людям вовремя исправить ошибки и осознать свою неправоту. Честно, откровенно, чистосердечно, добросовестно. Когда человек ничего не сделал и его не будут мучать угрызения и вины. Тема нашего урока: «Характеристика героев из рассказа Осеевой «Почему». Будем учиться правильно, выразительно читать произведение, отвечать на поставленные вопросы. А также мы научимся понимать, в чём заключается смысл произведения, рассказывать о героях, выражать своё отношение к ним, передавать настроение с помощью голоса, интонации. Автор хотела донести до читателей, то чтобы человек всегда говорил правду, несмотря ни на что и был честен и перед собой, и перед другими. Мальчик за обедом случайно задевает рукой папину чашку, и она падает на пол и разбивается. В шоке от случившегося, даже не понимая почему он это делает, мальчик обвиняет в случившимся собаку. Да, взрослые всегда могут догадаться, что их обманывают. Лицо у мамы потемнело. Когда она сидела за столом, то о чем-то думала. А когда ее сын снова говорит, что чашку разбил не он, а Бум, ее лицо, шея и уши стали розовыми. Она повторяла два раза: "Ты очень испугался?" А потом: " Если ты нечаянно..." Она сказала сыну, что Бум больше не придет в комнату, что он будет жить в будке. Нелегко, ведь и она любит Бума! Она хотела, чтобы сын признал свою вину. Мама ждала, что сын признается, что это он разбил чашку Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть Совесть не давала ему покоя. «На сердце тяжело", "мурашки пробегали по спине", "вина становилась все больше", "кусал ногти", "утыкался лицом в подушку", "не мог ни на что решиться". стр. 99,100, 101(внизу) Чувство сопереживания, жалости. Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось все тяжелее. Колени у меня дрожали, язык заплетался… Добрый, веселый, жалостливый, совестливый, где-то даже трусливый. Любящая, строгая, добрая. Добрый, преданный пес. Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду… За окном было черно… | Коммуникативные: слушать и слышать других. Предметные: анализировать смысл названия произведения. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других. Регулятивные: осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы. Предметные: учить читать правильно, выразительно, целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения Предметные: читать про себя в процессе ознакомительного чтения | ||||||||||||||||||
| -Как вы думаете, почему автор приводит описание природы? -О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор? | Все, что накопилось в природе перед дождем, вырывается наружу, начинается дождь. Все, что накопилось в душе мальчика, тоже вырывается наружу. Герой признается, что чашку разбил он, а не Бум. Совесть не давала ему покоя. Таким образом, описание природы помогает сильнее почувствовать переживания мальчика Честность, смелость, совесть, сострадание, справедливость. | |||||||||||||||||||
| -Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь найти правильное решение и исправить ее. -Я приготовила для вас задание. -У вас на столах лежат карточки с характеристикой героев из рассказа. -Ваша задача в парах найти те качества, которые подходят: к маме и к мальчику.
-А кто другие слова подобрал к мальчику? И маме? -Ну вот мы и охарактеризовали героев нашего рассказа. | Личностные: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | |||||||||||||||||||
| -Итак, ребята наш урок подходит к концу. -С каким рассказом вы сегодня работали? -Понравился ли вам рассказ? Чем? -Что живет в душе у мальчика? Какое качество? -Ребята, какой урок вы взяли для себя из рассказа? -Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока: «Самое главное украшение – чистая совесть». -Вы согласны с этим выражением? Почему? -Ребята, я согласна с этим выражением, ведь когда человек честен, то и в душе у него будет спокойно -Спасибо вам за урок! До свидания! | Мы сегодня работали с рассказом Валентины Осеевой «Почему» Совесть Нужно всегда говорить правду и не боятся что вас могут поругать. | |||||||||||||||||||
|
Предварительный просмотр:
Валентина Александровна Осеева
(1902-1969 г.г.)
Предварительный просмотр:
Шустрый маленький зверек, Тащит щетку в уголок. |
Предварительный просмотр:
МАЛЬЧИК | МАМА | МАЛЬЧИК | МАМА |
смелый | злая | смелый | злая |
трусливый | любящая | трусливый | любящая |
гордый | мудрая | гордый | мудрая |
трудолюбивый | грубая | трудолюбивый | грубая |
честный | справедливая | честный | справедливая |
безжалостный | безжалостная | безжалостный | безжалостная |
совестный | добрая | совестный | добрая |
обманчивый | строгая | обманчивый | строгая |
МАЛЬЧИК | МАМА | МАЛЬЧИК | МАМА |
смелый | злая | смелый | злая |
трусливый | любящая | трусливый | любящая |
гордый | мудрая | гордый | мудрая |
трудолюбивый | грубая | трудолюбивый | грубая |
честный | справедливая | честный | справедливая |
безжалостный | безжалостная | безжалостный | безжалостная |
совестный | добрая | совестный | добрая |
обманчивый | строгая | обманчивый | строгая |
МАЛЬЧИК | МАМА | МАЛЬЧИК | МАМА |
смелый | злая | смелый | злая |
трусливый | любящая | трусливый | любящая |
гордый | мудрая | гордый | мудрая |
трудолюбивый | грубая | трудолюбивый | грубая |
честный | справедливая | честный | справедливая |
безжалостный | безжалостная | безжалостный | безжалостная |
совестный | добрая | совестный | добрая |
обманчивый | строгая | обманчивый | строгая |
МАЛЬЧИК | МАМА | МАЛЬЧИК | МАМА |
смелый | злая | смелый | злая |
трусливый | любящая | трусливый | любящая |
гордый | мудрая | гордый | мудрая |
трудолюбивый | грубая | трудолюбивый | грубая |
честный | справедливая | честный | справедливая |
безжалостный | безжалостная | безжалостный | безжалостная |
совестный | добрая | совестный | добрая |
обманчивый | строгая | обманчивый | строгая |
МАЛЬЧИК | МАМА | МАЛЬЧИК | МАМА |
смелый | злая | смелый | злая |
трусливый | любящая | трусливый | любящая |
гордый | мудрая | гордый | мудрая |
трудолюбивый | грубая | трудолюбивый | грубая |
честный | справедливая | честный | справедливая |
безжалостный | безжалостная | безжалостный | безжалостная |
совестный | добрая | совестный | добрая |
обманчивый | строгая | обманчивый | строгая |
МАЛЬЧИК | МАМА | МАЛЬЧИК | МАМА |
смелый | злая | смелый | злая |
трусливый | любящая | трусливый | любящая |
гордый | мудрая | гордый | мудрая |
трудолюбивый | грубая | трудолюбивый | грубая |
честный | справедливая | честный | справедливая |
безжалостный | безжалостная | безжалостный | безжалостная |
совестный | добрая | совестный | добрая |
обманчивый | строгая | обманчивый | строгая |
МАЛЬЧИК | МАМА | МАЛЬЧИК | МАМА |
смелый | злая | смелый | злая |
трусливый | любящая | трусливый | любящая |
гордый | мудрая | гордый | мудрая |
трудолюбивый | грубая | трудолюбивый | грубая |
честный | справедливая | честный | справедливая |
безжалостный | безжалостная | безжалостный | безжалостная |
совестный | добрая | совестный | добрая |
обманчивый | строгая | обманчивый | строгая |
МАЛЬЧИК | МАМА | МАЛЬЧИК | МАМА |
смелый | злая | смелый | злая |
трусливый | любящая | трусливый | любящая |
гордый | мудрая | гордый | мудрая |
трудолюбивый | грубая | трудолюбивый | грубая |
честный | справедливая | честный | справедливая |
безжалостный | безжалостная | безжалостный | безжалостная |
совестный | добрая | совестный | добрая |
обманчивый | строгая | обманчивый | строгая |
Предварительный просмотр:
«Самое |
главное |
украшение - |
чистая |
совесть». |
Цицерон. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Изображение героев в рассказе Л. Н. Толстого "Акула"
1. Урок направлен на развитие речи, эмоциональной сферы, воображения, умения работать в группах, воспитания чувства сопереживания, умения ...

"Поступок героя в рассказе Л.Н. Толстого "Акула""
Конспект урока и презентация по рассказу Л.Н. Толстого "Акула"...

Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"
Вашему вниманию представлен подробный конспект урока по литературному чтению с описанием целей деятельности педагога, плани...

Презентация к уроку литературного чтения. Образ героя в рассказе В. Осеевой "Почему?"
Урок литературного чтения. 2 класс. "Школа Росии. Образ героя в рассказе В. Осеевой "Почему?" - презентация....

«Портреты героев в рассказе А.П.Чехова «Детвора»
laquo;Портреты героев в рассказе А.П.Чехова «Детвора»...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ___________________________________________________________________________ Характеристика героев и их поступков в рассказе А.П. Чехова «Мальчики»
Технологическая карта урока по теме "Характеристика героев и их поступков в рассказе А.П.Чехова "Мальчики"...

Конспект урока: "Характеристика героев из рассказа Осеевой "Почему"".
Учить правильно, выразительно читать; анализировать содержание текста; показать, что в центре самого произведения – человек; научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как ...