«Портреты героев в рассказе А.П.Чехова «Детвора»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по теме
«Портреты героев в рассказе А.П.Чехова «Детвора»
Класс: 4
Предмет: литературное чтение
Тип урока: урок решения частных учебных задач.
Дидактическая цель: осознание, осмысление и закрепление учебной информации по теме «Портреты героев в рассказе. А.П. Чехов «Детвора» средствами технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова,
Образовательная: понять идейное содержание рассказа А.П. Чехов «Детвора», приёмы создания художественных образов (портрет), авторскую позицию в произведении.
Развивающая: развить умения анализировать произведение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, обобщать и делать выводы, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, применяя изученную терминологию.
Воспитательная: активизировать понятие доброты через восприятие произведения, формировать толерантность при работе в группе, следить за речевой культурой, культурой общения.
Планируемые результаты:
Предметные: осознание идейного содержания рассказа А.П. Чехова «Детвора», авторской позиции, умение создавать портрет героя.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение составлять модель рассказа, осуществлять информационный поиск для решения поставленных задач, уметь работать с текстом: понимать причинно-следственные связи, основную мысль текста для ответа на поставленный вопрос.
Регулятивные УУД: умение оценивать результаты своей работы и результат работы одноклассников в ходе анализа произведения, выяснять причины допущенных ошибок, самоконтроль и самооценка.
Коммуникативные УУД: умение осуществлять продуктивное взаимодействие с одноклассниками, сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать различные мнения, аргументировать собственную точку зрения.
Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов; воспитание нравственных качеств личности на примере портретов героев (внешний вид, черты характера); развитие адекватной самооценки.
Методы обучения: частично – поисковый;
метод решения учебных задач;
Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная
Средства обучения: учебник «Литературное чтение», 4 класс, Е.И. Матвеева;
проектор, интерактивная доска
раздаточный материал
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | |||
Познавательные | Личностные | Коммуникативные | Регулятивные | ||||
1. | Оргмомент. Включение в деятельность. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт благоприятный психологический настрой на работу | Приветствуют учителя. | Осознанно строить речевое высказывание. | Уважительно относиться к учителю, одноклассникам. | Уметь устанавливать контакт с окружающими. | Контролировать свои действия. |
2. | Создание "ситуации успеха". | Организует фронтальную работу по классификации изученных произведений и их авторов из раздела «Штрихи к портрету»: О. Дриз «Мой портрет», А.С. Пушкин «Вы просите у меня мой портрет», С.Чёрный «Детям», А.П. Чехов «Детвора». | 1. Читают записи (автор, название произведения). 2. Анализируют их. 3. Устанавливают соответствие и объясняют, как его установили. 4. Определяют, что объединяет произведения (портрет) и в чём отличие (жанр – рассказ). | Анализировать записи с целью выделения общих и различных признаков; структурировать знания. Воспринимать информацию зрительно и на слух. | Формировать учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению. В «ситуации успеха» почувствовать свою значимость, осознавать трудности и стремиться к их преодолению. | Уметь слушать собеседника, высказывать свою точку зрения, формулировать свои мысли и аргументировать их. | Оценивать правильность выполнения действий. |
3. | Актуализация знаний. | Организует работу по анализу рассказа А.П. Чехова с последующим заполнением модели. Предлагает ответить на вопросы по содержанию текста. С опорой на главное понятие (портрет), на модель рассказа просит сформулировать тему урока. | 1. Определяют автора, название произведения. 2. Отвечают на вопросы. Устанавливают тип рассказчика (рассказчик-повествователь), выделяют главных героев. Формулируют тему урока «Портреты героев в рассказе А.П. Чехова «Детвора». | Анализировать информацию. Актуализировать свои знания, оценивать результат своей деятельности. | Уметь объяснять смысл своих действий (саморефлексия). Уметь совершенствовать имеющиеся знания. | Уметь слушать одноклассников, строить понятные для собеседника высказывания; формулировать собственную точку зрения. | Уметь принимать и сохранять учебную задачу. Оценивать правильность выполнения действий. |
4. | Решение частной учебной задачи. | Организует работу в группах: предлагает выбрать черты характера, соответствующие герою (1 группа – Гриша, 2 группа – Аня, 3 группа - Соня, 4 группа – Алёша, 5 группа – Андрей), доказать акцентным вычитыванием текста. Устанавливает осознанность восприятия, предлагает во фронтальной работе обобщить портретные характеристики в понятие характер (личность героя). | Работают в группах. Выбирают нужные черты характера героев. Доказывают своё мнение текстом. Отвечают на вопросы – соотносят портретную характеристику с характером героя. | Уметь извлекать из заданий и текстов необходимую информацию. Осознанно строить речевое высказывание. Структурировать знания. | Уметь планировать учебное сотрудничество, слушать одноклассников, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулировать и аргументировать своё мнение. | Уметь планировать свою деятельность для решения поставленной задачи, Адекватно воспринимать оценку. Принимать и сохранять цель. Контролировать совместную деятельность. | |
5. | Рефлексия. | Предлагает соотнести полученные знания с имеющимися (создать портрет современного ребёнка). Предлагает сформулировать точку зрения автора. | Систематизируют информацию. Создают портрет современного ребёнка (словесное рисование). Формулируют выводы. | Уметь систематизировать и обобщать информацию. | Уметь оценивать свои возможности. | Уметь формулировать свои мысли. Аргументировать своё мнение. | Контролировать и корректировать полученный результат. Анализировать достижение цели. |
6. | Домашнее задание. | Предлагает домашнее задание, комментирует его выполнение. | Записывают задание в дневник. | Уметь оценивать свои возможности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Изложение по рассказу А.П. Чехова « Белолобый». (Повествовательный текст с элементами описания).
1. Учить детей воспринимать и понимать чужой текст, его тему, Главную мысль; 2. Учить устан...
Викторина по рассказам А.П. Чехова
В презентации представлена викторина по рассказам А.П. Чехова "Каштанка", "Ванька", "Лошадиная фамилия", "Мальчики", "Белолобый"....
Урок по литературному чтению на тему: «Тонкая наблюдательность, чувство глубокой любви писателя к «братьям нашим меньшим» (по рассказу А.П. Чехова «Белолобый»)».
Пояснительная записка. 1.Название номинации. Конкурс методических разработок по духовно-нравственному воспитанию детей и подрост...
Рассказ А. П. Чехова «Ванька»
Литературное чтение, 3 класс...
Рассказ А. П. Чехова «Белолобый»
Конспект урока...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ___________________________________________________________________________ Характеристика героев и их поступков в рассказе А.П. Чехова «Мальчики»
Технологическая карта урока по теме "Характеристика героев и их поступков в рассказе А.П.Чехова "Мальчики"...