Мастер-класс по ТРКМ младших школьников на уроках литературного чтения
учебно-методический материал по чтению (2 класс) по теме
Мастер-класс по использованию приёмов технологии развития критического мышления на уроках чтения на примере произведения В.Осеевой "До первого дождя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТРКМ | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Приемы развития критического мышления младших
школьников на уроках литературного чтения»
Учение без мысли - напрасный труд.
Конфуций
Мышление - это новое сотворение мира.
Альбер Камю
Если вы мыслите ясно, вы и писать будете ясно,
если ваша мысль ценна, будет ценным и ваше сочинение.
Джек Лондон
Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности на уроках литературного чтения.
Методические задачи:
- Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)
- Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ
- Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.
- Оборудование: ноутбук, толковые словари, карточки с пословицами, брошюры, значки запись песни «Настоящий друг» из мультипликационного фильма «Тимка и Димка» 1976. Слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева, песня из мультипликационного фильма «Фиксики».
- Подготовительно-организационный:
Приветствие, вступительное слово.
Рада всех приветствовать! Меня зовут Баранова Ирина Сергеевна
Чтобы всем хорошо себя чувствовать и плодотворно поработать, я предлагаю пожелать здоровья друг другу на разных языках. Я дам несколько карточек с пожеланиями здоровья, кто получает карточку, приветствует всех громко, позитивно, не забывая называть, на каком языке приветствие, а мы хором отвечает на этом же языке.
Я начну на русском
- Здравствуйте!
- Нихао ! (Китай)
- Гомар Джоба ! (Грузия)
- Хэллоу! (Англия)
- Бонжур! (Франция)
- Здравей! (Болгария)
- Здоровэньки булы! (Украина)
- Норуон норгуй! (Якутия)
- Джечь буречь (Удмуртия)
- Добры дзень! (Белоруссия)
- Oла! (Португалия)
Спасибо всем. И если, как говорят ученые, мысль материальна, то наше здоровье должно удесятериться. Я уже чувствую это. А как вы? Тогда приступим к серьезной части моего выступления.
Я не просто так заговорила о материализации мыслей. Мысль, мышление – это ключевое слово в основе технологии, которую я начала с недавних пор практиковать и некоторым опытом хочу поделиться с вами.
Практическая работа по тексту "До первого дождя" В.А. Осеева
- Вызов
1.Пословицы рассыпались (собрать пословицы из частей о дружбе)
Сообщение темы урока
- Молодцы! Итак, какое общее понятие в этих пословицах? (понятие «Дружба»).
Что мы сегодня будем обсуждать?
Тема нашего урока «Дружба».
Сегодня мы попытаемся ответить на главный вопрос: «Что такое дружба?»
2 .Работа над понятием «дружба».
Дружба в нашей жизни встречается постоянно:
Давайте вместе подумаем, где же у нас в республике мы встречаемся с этим понятием в названиях каких- либо объектов- названия населенных пунктов - поселок «Дружба», Кошехабльского района РА;
- лагерь отдыха «Дружба», Майкопского района РА;
- стадион «Дружба», города Майкопа, Республики Адыгея.
-Есть даже орден Дружбы народов. Орден Дружбы народов был учрежден Президиумом Верховного Совета Советского Союза и был предназначен для награждения отдельных лиц, а также предприятий и учреждений, за особые заслуги в деле укрепления дружбы и сотрудничества между социалистическими нациями. Орден был изготовлен из серебра и представлял собой позолоченную звезду, покрытую темно-красной эмалью. В центре звезды располагался накладной герб СССР. В 1972 году, в год основания ордена тогда ещё Адыгейская Автономная область удостоилась этой награды.
Отлично!
3.Составление кластера о дружбе
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает это слово? Значит что оно.
– Что значит «дружба»? Для каждой группы приготовлены маркеры и листы с ключевым словом. Мы с вами будем составлять кластеры к понятию «Дружба». Запишите как можно больше определений этому слову (Ответы детей: Дружба-это доверие, добродетель, любовь и т.д.) (5мин.)
Представление кластеров
Дружба
-Зачем «дружба» нужна людям? (Дружба нужна людям для понимания и взаимопомощи, чтобы не было войны )
– У вас на столах толковые словари Ожегова и Даля , давайте обратимся к ним.
Найдите в словарях слово «дружба» и узнайте его значение.
Давайте сравним значения слова.
(Группы зачитывают определения и сравнивают их.)
4. Физминутка.
Пришло время немного отдохнуть и подвигаться. Прошу всех встать и, не стесняясь повторять за мной. Итак, начнём.
- Осмысление.
5.Работа с текстом В. Осеева «До первого дождя».
Рассказ о дружбе
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня - за Машей.
Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня - в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! - крикнула на бегу Таня.
Что ответила Маша, как вы думаете? (предположения)
Я не могу, я промокну! - нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
Что сказала учительница, услышав ответ? (предположения)
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. - Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за Таню, а Таня за себя.
- Давайте придумаем конец к этому рассказу (придумывание концовок).
- Третья стадия – рефлексия.
6. Запись синквейна.
На данном этапе работы над произведением мы используем приём - СИНКВЕЙН
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
(глаголы).
Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к
теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который выражает суть
темы.
Сразу дети написать синквейн не смогут, этому необходимо учить постепенно.
Сначала мы учимся вместе с детьми составлять синквейн по алгоритму. Это могут
быть заготовки фраз, слов, из которых дети выбирают самые важные и точные.
Написание синквейна
Первая группа пишет синквейн о девочке Маше, вторая о Тане.
Существительное Маша Таня
2 прилагательных опрятная, эгоистичная добрая, отзывчивая
3 глагола дружила, не укрыла, покраснела побежала, промокла, покраснела
Отношение к герою ( фраза из 4 слов)
Дружба до первого дождя
5 строка слово-синоним, выражающее основную мысль текста.
Взаимовыручка
(Представление синквейнов)
7. Подведение итогов. Игра «Нить дружбы»
- Понравилось произведение? Как бы вы поступили со своим другом в этой ситуации?
- Получены ли на уроке ответы на поставленные вопросы?
Настоящий друг – кто он?
Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
Что такое дружба?
Завершить мастер-класс хотелось бы игрой. (клубок передаётся из рук в руки, разматывая нить под стихотворение Лобанок Марины
От сердца к сердцу вьется нить –
Она прочнее лишь с годами,
Ее ни сжечь, ни разрубить,
Ни взвесить точными весами.
Мы бережно ее храним,
Порой слегка приукрашаем
Воображением своим,
Но держим и не отпускаем.
И стоит имя лишь назвать,
Она тотчас же отзовется,
Чтоб тотчас снова поддержать,
Ведь нить та Дружбою зовется.
Я желаю вам, никогда не терять нити дружбы.
А сейчас мне бы хотелось всех вас наградить орденами Дружбы. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения
Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения....
«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг у младших школьников на уроках литературного чтения»
«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг у младших школьников на уроках литературного чтения»...
Мастер-класс на тему:"Формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями"
Разработка мастер-класса с презентацией по формированию коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями А.С. Пушкина (2 класс)...
Мастер-класс на тему:"Формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями"
Разработка мастер-класса с презентацией по формированию коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями А.С. Пушкина (2 класс)...
Презентация к мастер-классу на тему:"Формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями"
В презентации используются по формированию коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями А.С. Пушкина (2 класс)...
Повышение интереса к чтению у младших школьников на уроках литературного чтения.
Предложение некоторых форм работы с учащимися начальных классов на уроках литературного чтения для повышения читательского интереса....