Конспект урока литературного чтения "С.А.Есенина "Черемуха"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 06.02.2024 Школа: МАОУ «СОШ №152» Класс: 3Б Урок: 3 Время: 15:45-16:25 Кабинет:213 | Студент: Хуснутдинова Эвелина Даниловна Группа: 35 Учитель: Кузнецова Вероника Викторовна Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна |
Тема урока « С.А.Есенин «Черемуха»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над стихотворением С.А. Есенина «Черемуха»; определять средства выразительности; выразительно читать стихотворения.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) формировать понятие о стихотворение, как о литературном жанре; 2) познакомить учащихся с стихотворением С.А.Есенина «Черемуха» 3)формировать знания о средствах выразительности; 4)учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором в стихотворении . | Предметные: 1) учиться читать стихотворения; 2) учиться определять образные средства языка; 3) учиться определять отличительные характеристики стихотворения как литературного жанра. |
Развивающие: 1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы; 2) развивать творческое воображение и фантазию 3) развить умения находить в тексте образные средства и определять их авторское назначение 4)развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления; | Личностные: 1) формирование эстетического слушания и восприятия поэтического текста; 2)воспитанию трепетного отношения к родной земле, своему Отечеству и к окружающей природе; |
Воспитательные: 1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе; 2) воспитывать доброе, бережное отношение к природе. |
УМК: «Школа России» учебник литературное чтение 3 класс 2 часть. Горецкий В.Г. Климанова Л.Ф.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | 1. Приветствует обучающихся. 2.Настраивает класс на продуктивную деятельность. - Здравствуйте, ребята, меня зовут Эвелина Даниловна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. - Речевая разминка. Я буду читать, будете повторять по рядам. Кто хочет разговаривать, (1 ряд) Тот должен выговаривать (2 ряд) Все правильно и внятно, (3ряд) Чтоб было всем понятно.(1 ряд) Мы будем разговаривать (2 ряд) И будем выговаривать (3ряд) Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. (Все вместе) -У вас на партах лежат лучики, в ходе урока мы будем закрашивать его. (Критерии на доске) -Зеленый — Был активен(на), все понял(а) -Желтый — Остались вопросы - Красный — Ничего не понял. | 1.Приветствуют учителя. 2.Организуют своё учебное место. | Р: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесные методы( беседа) Внешний контроль | 1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. 2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания». -Сейчас проверим домашнее задание, 2 человека выйдут и прочитают нам свой рассказ, остальные сдадут тетради в конце урока. - Закрашиваем на лучике, этап домашняя работа. | 1.Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения. | К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный метод: беседа, подводящий диалог, формулировка темы урока, формулировка целей урока, определение лана деятельности | 1.Постановка целей и формирование темы совместно с учениками. Белая береза под моим окном Принакрылась снегом точно серебром… Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот, кто пока еще не ходит в школу. Кто его автор? - Отгадайте загадку Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала. А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна. -Предположите тему урока -Верно. -Предположите цели урока: Познакомиться … Учиться… -Давайте составим план урока, по опорным словам (на доске) 1. Определить тему и цель 2. Узнать об авторе 3. Прочитать стихотворение «Черемуха» 4.Учиться выразительно читать стихотворение. 5. Подвести итоги и оценить свою работу на уроке | Постановка целей и формирование темы совместно с учителем - Сергей Есенин -Черемуха -С.А.Есенин «Черемуха» -Познакомиться с стихотворением С.А.Есенина «Черемуха» Учиться выразительно читать стихотворения | ||
«Открытие» открытие детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф.П Словесные методы( беседа, рассказ учителя), Практический(работа с учебником) | 1. Организовывает работу обучающихся. –Сегодня на уроке прикоснёмся к творчеству Сергея Александровича Есенина. Есенин – нежное имя, соловьиный звон. Кудрями золотыми звенел весёлый клён. Из солнечного ливня весеннее лицо Овеял ветер нивный цветочною пыльцой. -Ещё в раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать и прочувствовать мир, созданный поэтом. Словарная работа -Откройте толковый словарь вашего учебника, найдите там выделенные слова. -Прочитайте эти слова. Пряная — острая и ароматная по вкусу и запаху; Вкрадчиво — вкрадчивый — старающийся вызвать доверие, расположение к себе, осторожный. Объясним значение выражений: -Обратите внимание на выражения, написанные на доске. Кто может объяснить их значение? 1) роса медвяная (ароматная, с запахом мёда), 2) проталина – место, где растаял снег, и оголилась земля, (дети) 3) волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки. 4) обдаёт – окатывает волной, обливает со всех сторон, (дети) 5) под кручею – под обрывом.. - Молодцы! - Сейчас мы начнем читать стихотворение. - Я читаю, а вы внимательно следите и приготовьтесь ответить на вопрос. -Какие чувства, настроение передает Есенин в своем стихотворении. - Какие слова подобрал автор, чтобы передать как поет ручей? -Закрашиваем на лучике этап, словарная работа. | 1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата. - А рядом у проталинки,/ В траве ,между корней,/ Бежит, струится маленький/ Серебряный ручей. | Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения. Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей | |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф.П Словесные методы( беседа) Практический(работа с учебником) Внешний контроль | 1.Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний. -Давайте прослушаем песню написанную на стихотворение С.А.Есенина «Черемуха» – При помощи каких слов автор передаёт радость от вида необыкновенной красоты? -Подчеркните эти слова в тексте карандашом. – Каким понятием можно объединить эти слова? - Что такое эпитеты? - Эпитет– художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Употребление эпитетов делает нашу речь более выразительной, более точной, яркой, красочной. -Прочитайте предложение с эпитетами. – “Черёмуха душистая” – какое значение поэт вложил в этот эпитет? Верно, цветущая черёмуха не только распространяет сильный аромат. Но и говорит нам о том, что весна пришла по-настоящему. – Какие эпитеты вы можете придумать у слову “черёмуха”? -Черёмуха – центральный или второстепенный образ в этом стихотворении? – Чем привлекла она внимание поэта? – Обратимся к иллюстрации, найдите строки, подходящие к ней? – О ком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит?. – Кто здесь представляется юношей? – Прочитайте строки об этом. Это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья, о природе, о том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди. -Какие еще средства выразительности использовал автор в своем стихотворении? Как называются средства выразительности? -Подчеркните эти слова в учебнике, карандашом. -Почему это произведение называется стихотворением? -Как выразить настроение? -Закрашиваем на лучике этап, работа со средствами выразительности. |
Медвяная, душистая, пряная, золотистая, серебристая Эпитеты душистая, красивая, развесистая, кудрявая, опавшая, цветущая, белая - Конечно, о девушке. Черёмуха олицетворяет образ девушки -Ручей -Метафоры: роса сползает, зелень сияет в серебре, зелень горит Сравнения: ветки что кудри Олицетворения: бежит ручей, вкрадчиво поет -Автор передает свое настроение, чувства и переживания. Голосом, интонацией. | П : умение работать с моделями объектов, сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха | И, П Словесные методы (Практические методы (работа скарточками) Внешний контроль | 1.Организует самостоятельную работу. 2.Контролирует работу. Работа в группах Сейчас вам нужно в группах подумать какие слова будем выделять, при прочтении стихотворения. И выразительно прочитать стихотворение. 5 групп — 5 четверостиший. |
| Р: выполнение контроля и оценки работы. | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф, П Словесные методы (беседа) Практический(работа с учебником) Внешний контроль | 1. Подготовка к выразительному чтению -Составим партитуру стихотворения. - Я читаю стихотворение, делаю паузы, а вы делаете у себя в учебнике ,карандашом, пометки. ( / - короткая пауза, // - средняя пауза, /// - длительная пауза) 2. - Я читаю выделяю голосом значимые слова, вы подчеркиваете. 3. Читаем в парах. 4. -Сейчас выходят по одному человеку с группы, и читают нам свое четверостишие выразительно. -Остальные слушают и готовятся оценивать по критериям. Критерии: 1)Соблюдение пауз; 2)Выделение главных слов; 3)Сила голоса; - Закрашиваем на лучике этап, выразительное чтение. | П: выделение необходимых данных. К: построение монологической и диалогических высказываний. | ||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные методы (беседа) Самоконтроль | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. - Вспомним тему урока. - Какие цели урока мы ставили? Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Черемуха», желательно все, если не можете все, то не менее 3 абзацев. - Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, закрашиваем последнюю часть лучика. По итогу всего урока. Спасибо за урок! До свидания! | Определяют уровень работы класса при групповой работе. -Черемуха -С.А.Есенин «Черемуха» -Познакомиться с стихотворением С.А.Есенина «Черемуха» Учиться выразительно читать стихотворения | П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Литературные тайны. Обобщение изученного" (с использованием игровой технологии, ИКТ)
Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни уче...

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина "Как Илья из Мурома богатырём стал"
Представлен конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Система Л.В.Занкова" по теме "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина " Как Илья из Мурома богатырём с...

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»
Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...