Конспект урока литературного чтения "С.А.Есенина "Черемуха"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Хуснутдинова Эвелина Даниловна

3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s.a.esenin_cheremuha.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  

Дата: 06.02.2024

Школа: МАОУ «СОШ №152»

Класс:

Урок: 3

Время: 15:45-16:25        Кабинет:213

Студент: Хуснутдинова Эвелина Даниловна

Группа: 35

Учитель: Кузнецова Вероника Викторовна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока « С.А.Есенин «Черемуха»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над стихотворением С.А. Есенина «Черемуха»; определять средства выразительности; выразительно читать стихотворения.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать понятие о стихотворение, как о литературном жанре;

2) познакомить учащихся с стихотворением С.А.Есенина «Черемуха»

3)формировать знания о средствах выразительности;

4)учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором в стихотворении .

Предметные:

1) учиться читать стихотворения;

2) учиться определять образные средства языка;

3) учиться определять отличительные характеристики стихотворения как литературного жанра.

Развивающие:

1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;

2) развивать творческое воображение и фантазию

3) развить умения находить в тексте образные средства и определять их авторское назначение

4)развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления;

Личностные:

1) формирование эстетического слушания и восприятия поэтического текста;

2)воспитанию трепетного отношения к родной земле, своему Отечеству и к окружающей природе;

Воспитательные:

1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе;

2) воспитывать доброе, бережное отношение к природе.

УМК: «Школа России» учебник литературное чтение  3 класс 2 часть. Горецкий В.Г. Климанова Л.Ф.

        

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы  (беседа)

Внешний контроль

1. Приветствует обучающихся.

2.Настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Эвелина Даниловна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Речевая разминка. Я буду читать, будете повторять по рядам.

Кто хочет разговаривать, (1 ряд)

Тот должен выговаривать (2 ряд)

Все правильно и внятно, (3ряд)

Чтоб было всем понятно.(1 ряд)

Мы будем разговаривать (2 ряд)

И будем выговаривать (3ряд)

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно. (Все вместе)

-У вас на партах лежат лучики, в ходе урока мы будем закрашивать его. (Критерии на доске)

-Зеленый — Был активен(на), все понял(а)

-Желтый — Остались вопросы

- Красный — Ничего не понял.

1.Приветствуют учителя.

2.Организуют своё учебное место.

Р: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

-Сейчас проверим домашнее задание, 2 человека выйдут и прочитают нам свой рассказ, остальные сдадут тетради в конце урока.

- Закрашиваем на лучике, этап домашняя работа.

1.Высказывают предположения и доказывают свою  точку зрения.

 К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

        

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный метод: беседа, подводящий диалог, формулировка темы урока, формулировка целей урока, определение лана деятельности

1.Постановка целей и формирование темы совместно с учениками.

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом точно серебром…

Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот, кто пока еще не ходит в школу. Кто его автор?

- Отгадайте загадку

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

-Предположите тему урока

-Верно.

-Предположите цели урока:

Познакомиться …

Учиться…

-Давайте составим план урока, по опорным словам (на доске)

1. Определить тему и цель

2. Узнать об авторе

3. Прочитать стихотворение «Черемуха»

4.Учиться выразительно читать стихотворение.

5. Подвести итоги и оценить свою работу на уроке

 Постановка целей и формирование темы совместно с учителем

- Сергей Есенин

-Черемуха

-С.А.Есенин «Черемуха»

-Познакомиться с стихотворением С.А.Есенина «Черемуха»

Учиться выразительно читать стихотворения

«Открытие»

открытие

детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф.П

Словесные методы( беседа, рассказ учителя),

Практический(работа с учебником)

1. Организовывает работу обучающихся.

 –Сегодня на уроке прикоснёмся к творчеству Сергея Александровича Есенина.

Есенин – нежное имя, соловьиный звон.

Кудрями золотыми звенел весёлый клён.

Из солнечного ливня весеннее лицо

Овеял ветер нивный цветочною пыльцой.

-Ещё в раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок.  Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать и прочувствовать мир, созданный поэтом.

Словарная работа

-Откройте толковый словарь вашего учебника, найдите там выделенные слова.

-Прочитайте эти слова.

Пряная —  острая и ароматная по вкусу и запаху;

Вкрадчиво —  вкрадчивый — старающийся вызвать доверие, расположение к себе, осторожный.

Объясним значение выражений:

-Обратите внимание на выражения, написанные на доске. Кто может объяснить их значение?

1) роса медвяная (ароматная, с запахом мёда),

2) проталина – место, где растаял снег, и оголилась земля, (дети)

3) волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки.

4) обдаёт – окатывает волной, обливает со всех сторон, (дети)

5) под кручею – под обрывом..

- Молодцы!

- Сейчас мы начнем читать стихотворение.

- Я читаю, а вы внимательно следите и приготовьтесь ответить на вопрос.

-Какие чувства, настроение передает Есенин в своем стихотворении.

- Какие слова подобрал автор, чтобы передать как поет ручей?

-Закрашиваем на лучике этап, словарная работа.

1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата.

- А рядом у проталинки,/ В траве ,между корней,/ Бежит, струится маленький/ Серебряный ручей.

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Ф.П

Словесные методы( беседа)

Практический(работа с учебником)

Внешний контроль

1.Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

-Давайте прослушаем  песню написанную  на стихотворение С.А.Есенина «Черемуха»

– При помощи каких слов автор передаёт радость от вида необыкновенной красоты?

-Подчеркните эти слова в тексте карандашом.

– Каким понятием можно объединить эти слова?

- Что такое эпитеты?

- Эпитет– художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Употребление эпитетов делает нашу речь более выразительной, более точной, яркой, красочной.

-Прочитайте предложение с эпитетами.

– “Черёмуха душистая” – какое значение поэт вложил в этот эпитет?

Верно, цветущая черёмуха не только распространяет сильный аромат. Но и говорит нам о том, что весна пришла по-настоящему.

– Какие эпитеты вы можете придумать у слову “черёмуха”?

-Черёмуха – центральный или второстепенный образ в этом стихотворении?

– Чем привлекла она внимание поэта?

– Обратимся к иллюстрации, найдите строки, подходящие к ней?

– О ком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит?.

– Кто здесь представляется юношей?

– Прочитайте строки об этом. Это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья, о природе, о том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди.

-Какие еще средства выразительности использовал автор в своем стихотворении? Как называются средства выразительности?

-Подчеркните эти слова в учебнике, карандашом.

-Почему это произведение называется стихотворением?

-Как выразить настроение?

-Закрашиваем на лучике этап, работа со средствами выразительности.

  1. Отвечают на вопросы учителя.

Медвяная, душистая, пряная, золотистая, серебристая

Эпитеты

душистая, красивая, развесистая, кудрявая, опавшая, цветущая, белая

- Конечно, о девушке. Черёмуха олицетворяет образ девушки

-Ручей

-Метафоры: роса сползает, зелень сияет в серебре, зелень горит

Сравнения: ветки что кудри

Олицетворения: бежит ручей, вкрадчиво поет

-Автор передает свое настроение, чувства и переживания.

Голосом, интонацией.

П : умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

И, П

Словесные методы (Практические методы (работа скарточками)

Внешний контроль

1.Организует самостоятельную работу.

2.Контролирует работу.

Работа в группах

Сейчас вам нужно в группах подумать  какие слова будем выделять, при прочтении стихотворения. И выразительно прочитать стихотворение.

5 групп — 5 четверостиший.

  1. Выполняют самостоятельную работу

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, П

Словесные методы (беседа)

Практический(работа с учебником)

Внешний контроль

1. Подготовка к выразительному чтению

-Составим партитуру стихотворения.

- Я читаю стихотворение, делаю паузы, а вы делаете у себя в учебнике ,карандашом, пометки. ( / - короткая пауза, // - средняя пауза, /// - длительная пауза)

2. - Я читаю выделяю голосом значимые слова, вы подчеркиваете.

3. Читаем в парах.

4. -Сейчас выходят по одному человеку с группы, и читают нам свое четверостишие выразительно.

-Остальные слушают и готовятся оценивать по критериям.

Критерии:

1)Соблюдение пауз;

2)Выделение главных слов;

3)Сила голоса;

- Закрашиваем на лучике этап, выразительное чтение.

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической  и диалогических высказываний.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

 Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся.

- Вспомним тему урока.

- Какие цели урока мы ставили?

 Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Черемуха», желательно все, если не можете все, то не менее 3 абзацев.

- Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, закрашиваем последнюю часть лучика. По итогу всего урока.

Спасибо за урок! До свидания!

Определяют уровень работы класса при групповой работе.

-Черемуха

-С.А.Есенин «Черемуха»

-Познакомиться с стихотворением С.А.Есенина «Черемуха»

Учиться выразительно читать стихотворения

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Литературные тайны. Обобщение изученного" (с использованием игровой технологии, ИКТ)

Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни уче...

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина "Как Илья из Мурома богатырём стал"

Представлен конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Система Л.В.Занкова" по теме  "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина  " Как Илья из Мурома богатырём с...

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»

Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...