Конспект урока литературного чтения "С.А.Есенин Черемуха"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esenin_cheremuha.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  

Дата:

Школа:

Класс:

Урок:

Время:      Кабинет:

Студент:

Группа:

Учитель:

Методист:

Тема урока « С.А.Есенин «Черемуха»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над стихотворением С.А. Есенина «Черемуха»; определять средства выразительности; выразительно читать стихотворения.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать понятие о стихотворение, как о литературном жанре;

2) познакомить учащихся с стихотворением С.А.Есенина «Черемуха»

3)формировать знания о средствах выразительности;

4)учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором в стихотворении .

Предметные:

1) учиться читать стихотворения;

2) учиться определять образные средства языка;

3) учиться определять отличительные характеристики стихотворения как литературного жанра.

Развивающие:

1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;

2) развивать творческое воображение и фантазию

3) развить умения находить в тексте образные средства и определять их авторское назначение

4)развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления;

Личностные:

1) формирование эстетического слушания и восприятия поэтического текста;

2)воспитанию трепетного отношения к родной земле, своему Отечеству и к окружающей природе;

Воспитательные:

1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе;

2) воспитывать доброе, бережное отношение к природе.

УМК: «Школа России» учебник литературное чтение  3 класс 2 часть. Горецкий В.Г. Климанова Л.Ф.

        

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы  (беседа)

Внешний контроль

1. Приветствует обучающихся.

2.Настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут  Элиза Рафисовна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Речевая разминка. Я буду читать, будете повторять по рядам.

Кто хочет разговаривать, (1 ряд)

Тот должен выговаривать (2 ряд)

Все правильно и внятно, (3ряд)

Чтоб было всем понятно.(1 ряд)

Мы будем разговаривать (2 ряд)

И будем выговаривать (3ряд)

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно. (Все вместе)

-У вас на партах лежат лучики, в ходе урока мы будем закрашивать его. (Критерии на доске)

-Зеленый — Был активен(на), все понял(а)

-Желтый — Остались вопросы

- Красный — Ничего не понял.

1.Приветствуют учителя.

2.Организуют своё учебное место.

Р: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

-Сейчас проверим домашнее задание, 2 человека выйдут и прочитают нам свой рассказ, остальные сдадут тетради в конце урока.

- Закрашиваем на лучике, этап домашняя работа.

1.Высказывают предположения и доказывают свою  точку зрения.

 К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

        

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный метод: беседа, подводящий диалог, формулировка темы урока, формулировка целей урока, определение лана деятельности

1.Постановка целей и формирование темы совместно с учениками.

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом точно серебром…

Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот, кто пока еще не ходит в школу. Кто его автор?

- Отгадайте загадку

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

-Предположите тему урока

-Верно.

-Предположите цели урока:

Познакомиться …

Учиться…

-Давайте составим план урока, по опорным словам (на доске)

1. Определить тему и цель

2. Узнать об авторе

3. Прочитать стихотворение «Черемуха»

4.Учиться выразительно читать стихотворение.

5. Подвести итоги и оценить свою работу на уроке

 Постановка целей и формирование темы совместно с учителем

- Сергей Есенин

-Черемуха

-С.А.Есенин «Черемуха»

-Познакомиться с стихотворением С.А.Есенина «Черемуха»

Учиться выразительно читать стихотворения

«Открытие»

открытие

детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф.П

Словесные методы( беседа, рассказ учителя),

Практический(работа с учебником)

1. Организовывает работу обучающихся.

 –Сегодня на уроке прикоснёмся к творчеству Сергея Александровича Есенина.

Есенин – нежное имя, соловьиный звон.

Кудрями золотыми звенел весёлый клён.

Из солнечного ливня весеннее лицо

Овеял ветер нивный цветочною пыльцой.

-Ещё в раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок.  Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать и прочувствовать мир, созданный поэтом.

Словарная работа

-Откройте толковый словарь вашего учебника, найдите там выделенные слова.

-Прочитайте эти слова.

Пряная —  острая и ароматная по вкусу и запаху;

Вкрадчиво —  вкрадчивый — старающийся вызвать доверие, расположение к себе, осторожный.

Объясним значение выражений:

-Обратите внимание на выражения, написанные на доске. Кто может объяснить их значение?

1) роса медвяная (ароматная, с запахом мёда),

2) проталина – место, где растаял снег, и оголилась земля, (дети)

3) волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки.

4) обдаёт – окатывает волной, обливает со всех сторон, (дети)

5) под кручею – под обрывом..

- Молодцы!

- Сейчас мы начнем читать стихотворение.

- Я читаю, а вы внимательно следите и приготовьтесь ответить на вопрос.

-Какие чувства, настроение передает Есенин в своем стихотворении.

- Какие слова подобрал автор, чтобы передать как поет ручей?

-Закрашиваем на лучике этап, словарная работа.

1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата.

- А рядом у проталинки,/ В траве ,между корней,/ Бежит, струится маленький/ Серебряный ручей.

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Ф.П

Словесные методы( беседа)

Практический(работа с учебником)

Внешний контроль

1.Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

-Давайте прослушаем  песню написанную  на стихотворение С.А.Есенина «Черемуха»

– При помощи каких слов автор передаёт радость от вида необыкновенной красоты?

-Подчеркните эти слова в тексте карандашом.

– Каким понятием можно объединить эти слова?

- Что такое эпитеты?

- Эпитет– художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Употребление эпитетов делает нашу речь более выразительной, более точной, яркой, красочной.

-Прочитайте предложение с эпитетами.

– “Черёмуха душистая” – какое значение поэт вложил в этот эпитет?

Верно, цветущая черёмуха не только распространяет сильный аромат. Но и говорит нам о том, что весна пришла по-настоящему.

– Какие эпитеты вы можете придумать у слову “черёмуха”?

-Черёмуха – центральный или второстепенный образ в этом стихотворении?

– Чем привлекла она внимание поэта?

– Обратимся к иллюстрации, найдите строки, подходящие к ней?

– О ком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит?.

– Кто здесь представляется юношей?

– Прочитайте строки об этом. Это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья, о природе, о том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди.

-Какие еще средства выразительности использовал автор в своем стихотворении? Как называются средства выразительности?

-Подчеркните эти слова в учебнике, карандашом.

-Почему это произведение называется стихотворением?

-Как выразить настроение?

-Закрашиваем на лучике этап, работа со средствами выразительности.

  1. Отвечают на вопросы учителя.

Медвяная, душистая, пряная, золотистая, серебристая

Эпитеты

душистая, красивая, развесистая, кудрявая, опавшая, цветущая, белая

- Конечно, о девушке. Черёмуха олицетворяет образ девушки

-Ручей

-Метафоры: роса сползает, зелень сияет в серебре, зелень горит

Сравнения: ветки что кудри

Олицетворения: бежит ручей, вкрадчиво поет

-Автор передает свое настроение, чувства и переживания.

Голосом, интонацией.

П : умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

И, П

Словесные методы (Практические методы (работа скарточками)

Внешний контроль

1.Организует самостоятельную работу.

2.Контролирует работу.

Работа в группах

Сейчас вам нужно в группах подумать  какие слова будем выделять, при прочтении стихотворения. И выразительно прочитать стихотворение.

5 групп — 5 четверостиший.

  1. Выполняют самостоятельную работу

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, П

Словесные методы (беседа)

Практический(работа с учебником)

Внешний контроль

1. Подготовка к выразительному чтению

-Составим партитуру стихотворения.

- Я читаю стихотворение, делаю паузы, а вы делаете у себя в учебнике ,карандашом, пометки. ( / - короткая пауза, // - средняя пауза, /// - длительная пауза)

2. - Я читаю выделяю голосом значимые слова, вы подчеркиваете.

3. Читаем в парах.

4. -Сейчас выходят по одному человеку с группы, и читают нам свое четверостишие выразительно.

-Остальные слушают и готовятся оценивать по критериям.

Критерии:

1)Соблюдение пауз;

2)Выделение главных слов;

3)Сила голоса;

- Закрашиваем на лучике этап, выразительное чтение.

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической  и диалогических высказываний.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

 Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся.

- Вспомним тему урока.

- Какие цели урока мы ставили?

 Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Черемуха», желательно все, если не можете все, то не менее 3 абзацев.

- Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, закрашиваем последнюю часть лучика. По итогу всего урока.

Спасибо за урок! До свидания!

Определяют уровень работы класса при групповой работе.

-Черемуха

-С.А.Есенин «Черемуха»

-Познакомиться с стихотворением С.А.Есенина «Черемуха»

Учиться выразительно читать стихотворения

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения. С.Есенин "Черемуха"

Конспект урока литературного чтения С. Есенин "Черемуха"...

Конспект урока литературного чтения. С.Есенин "Черемуха"

Конспект урока литературного чтения С. Есенин "Черемуха"...

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" С . Есенин «Черемуха+ презентация

Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями Есенина «Черемуха»,с его жизнью и творчеством;учить понимать и чувствовать окружающую природу;развиватьпамять,речь и мышление. Планируемые результа...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: С. А. Есенин «Черемуха»

Урок литературного чтения в 3 классе, по теме С.А.Есенин "Черёмуха", составлен в соответствии ФГОС второго поколения. К уроку предлагается презентация о С.А. Есенине. Ход урока разделен на виды деяте...

Конспект к уроку литературного чтения С.Есенин "Черемуха"

Тема урока:С . Есенин «Черемуха»Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями Есенина «Черемуха»,с его жизнью и творчеством;учить понимать и чувствовать окружающую природу;развиватьпамять,речь и мыш...

Конспект урока литературное чтение 3 класс С.А.Есенин "Черемуха"

Конспект урока литературное чтение 3 класс С.А.Есенин...