Технологические карты урока.
рабочая программа по чтению

Ирина Витальевна Сафонова

Технологические карты уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе на тему

Н.Носов «Живая шляпа»

УМК «Школа России»

Тема. Н.Носов «Живая шляпа»

Цель урока: создать условия для ознакомления с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; способствовать развитию навыков чтения по ролям, умения воспринимать информацию на слух.

Задачи урока:

  • познакомить с новым рассказом Н.Носова "Живая шляпа", учить детей выделять главную мысль, работать со словами самостоятельно и в группах, совершенствовать монологическую и диалогическую речь;
  • формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение;
  • развивать критическое мышление, память, воображение, речь;

Формировать УУД:

Личностные: выражать свои эмоции от рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа», соотносить поступки героев с этическими принципами,

-  Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

Предметные: продолжать  учиться  вычленять основную мысль в тексте, работать над разными видами чтения,  над чтения по ролям.

Метапредметные: получат возможность научиться: соотносить иллюстрации с отрывками текста; находить в тексте конкретные сведения в явном виде; высказывать оценочные суждения и выражать свое мнение, пересказывать текст.

Личностные: оформлять свои мысли на уровне предложения, слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, работать в паре, в группах.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Мы услышали звонок,

Он позвал нас на урок.

У нас урок литературного чтения, урок общения.    Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет сосед!» Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Дети хором произносят текст: Слайд №1

                   Привет, сосед!

                   Улыбнись мне в ответ.

                   Я хочу, чтоб ты не грустил,

                   Всем улыбки сегодня дарил.

Мотивация (самоопределение к деятельности)

1. Загадка про Шапокляк

- Сегодня на уроке чтения с нами вновь встретится наша старая знакомая (звучит музыка – песня старухи Шапокляк «Кто людям помогает»), а кто, отгадайте загадку:

Все узнает, все достанет.

Всем мешает и вредит.

У нее подружка – крыска

В дамской сумочке сидит!

2. Предмет в «Чёрном ящике»

- Сегодня на урок старуха Шапокляк пришла не с пустыми руками, принесла с собой чёрный ящик, а что в нем, надо определить.

   В черном ящике лежит предмет, который можно надеть на себя, он свидетельствует о благополучном окончании любого дела.

   Предмет, без которого старуха Шапокляк не выходит из дома.

   Это головной убор.

- Действительно, шляпа свидетельствует об успешном окончании любого дела, не зря говорят «Дело в шляпе».

- А когда так говорят? (все удачно заканчивается)

   У чиновников была привычка – класть за подкладку шляпы важные документы, чтобы не потерять их. Считалось, если спрятавший положил дело в шляпу, то оно обязательно будет решено, так как не потеряется.

3. Происхождение имени старухи Шапокляк

- А вы знаете, почему у Шапокляк такое странное имя?

- Вы сможете ответить на этот вопрос, прочитав этикетку от шляпы.

- Из-за чего у нашей старой знакомой такое имя?

(демонстрирует превращение цилиндра в шляпу Шапокляк)

Отгадывают загадку про старуху Шапокляк.

Определяют по наводящим вопросам, какой предмет лежит в черном ящике.

Слушают историческую справку

Читают текст на карточке о происхождении имени старухи Шапокляк.

Актуализация знаний учащихся

1. Обогащение словаря детей

- А какие головные уборы сейчас в моде?

2. Речевая разминка

- Старуха Шапокляк опять мешает нам на уроке, проказничает, посмотрите, какие слова она спрятала? – слайд

- Подумайте, какое слово среди перечисленных «лишнее». Аргументируйте свой ответ.

- Ой, посмотрите, опять проказы старухи Шапокляк. Она умудрилась записать стихотворение совершенно немыслимым образом. Но я уверена, вы справитесь.

- Прочитайте, какое стих-е записала Шапокляк?

- Как человек может использовать шляпу?

- Прочитайте стих-е с ускорением, в темпе скороговорки, выразительно.

- Сегодня мы прочитаем произведение, в названии которого тоже есть слово шляпа, но какая – догадайтесь.

- А вы верите, что шляпы бывают живыми? Что может оживить их?

- Вот это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке, прочитав рассказ.

- Кто автор рассказа, определим из викторины старухи Шапокляк. Работая в группе, определите, из какого прочитанного нами произведения взяты строки?

   На доске составляют кластер по рассказам Н.Носова.

- Кто уже догадался, кто автор рассказов?

Приводят примеры современных головных уборов

Читают слова (полубуковки): фуражка, ушанка, шаль, чепчик, колпак, рассказ

Читают стих-е, записанное наоборот.

Работают над выразительностью чтения стих-я. Читают с разной интонацией.

Разгадывают шифровку «Живая».

Участвуют в диалоге с учителем.

Работают в группах, читают эпизод из прочитанного произведения, определяют его название.

Определяют автора рассказов.

Формулирование темы и задач урока

- Как же связаны «Живая шляпа» и известная нам фамилия автора Н.Носова?

Тема нашего урока: Рассказ Николая Носова «Живая шляпа»

- Какие задачи перед собой поставим?

Под руководством учителя определяют задачи урока:

Почему…?

Будем учиться…

Определим главную…

Подготовка к первичному восприятию текста

- Прежде, чем начнем читать рассказ, попробуем объяснить старухе Шапокляк значение данных слов, которые встретятся при чтении.

комод - ?

кочерга - ? (металлич. инструмент, согнутый на конце, используемый для выгребания углей, перемешивания дров)

Треснул - …(ударил, раскололся, лопнул)

Плюхнуться - …(упасть, свалиться)

Сами пытаются объяснить значение слов КОМОД, КОЧЕРГА, проверяют свои предположения со словарем, рассматривают иллюстрацию кочерги.

Подбирают синонимы к словам – треснул, плюхнуться.

Первичное восприятие рассказа

- Первичное чтение рассказа будем проводить различными приемами. Вы их видите на экране. Смена приемов будет происходить по хлопку. Будьте внимательны при чтении.

Чтение рассказа (приемы):

  • аудиозапись
  • за голосом учителя
  • ученики (по ролям)
  • учитель-ученик

Слушают инструкцию

Следят за чтением, читают шепотом, слушают чтение.

Проверка первичного восприятия

1. Беседа по прочитанному тексту

- Понравился ли вам рассказ?

- Этот рассказ смешной или страшный? Докажите.

- В какие моменты вы улыбались, смеялись? Почему, ведь ребятам было не до смеха?

- А как меняется настроение мальчиков?

2. Викторина «Внимательный ли ты читатель?»

- Шапокляк хочет проверить, как внимательно читали и следили за чтением? Предлагает вам викторину «Внимательный ли ты читатель?»

- Как звали кота в рассказе: Борька, Васька, Тишка

- Чем стреляли мальчики в шляпу? Морковкой, огурцами, картошкой

- Спасаясь от шляпы, мальчики взяли: кочергу, полено, лыжную палку?

- Кто первым раскрыл секрет живой шляпы? Володя,    Вадик, котенок

- Что показалось из-под шляпы: лапа, хвост, уши.

Молодцы!

- Как вы думаете, кем были Володя и Вадик: трусами, чудаками или фантазерами.

- Чтобы разобраться в этом, вновь обратимся к тексту.

Участвуют в диалоге с учителем

Определяют правильные варианты ответа из вопросов викторины.

Рассуждают, кем являются мальчики в рассказе.

Физминутка «Котенок»

Осторожно, как котенок,

На носочках я пройдусь.

Спинку я прогну немножко,

Распрямлюсь и потянусь.

И из блюдца молочко

Полакаю язычком.

Лапкой грудку и животик

Я помою, словно котик.

А потом свернусь колечком

И усну у теплой печки.

Имитируют движения котенка

Повторное обращение к тексту рассказа

  1. Восстановление последовательности событий. Выборочное чтение – работа в группах

- Художник нарисовал иллюстрации к тексту, каждая из которых соответствует одному моменту  происходившего действия, а Шапокляк их перепутала.

   Наша задача – восстановить последовательность событий, подписать словами из текста.

Проверим, какие отрывки к иллюстрациям вы подобрали.

- Кого же на самом деле испугались ребята? Знали ли об этом мальчики? А читатель? Когда вы узнали? Докажите словами из текста.

- Почему автор именно так построил свой рассказ? (чтобы читатели знали, что страх напрасен)

- Какое впечатление у вас сложилось о героях?

- Что же испытывали мальчики, разгадав секрет живой шляпы?

- Сможете теперь объяснить название рассказа?

         2. Работа над выразительностью чтения (по ролям)

- А Шапокляк никак не успокоится, вредничает. Она вырвала отрывки из текста, прочитайте их.

- Посмотрите, ведь текст неслучайно поделен на 2 части. Подумайте, с какой интонацией надо читать каждую часть?

- Когда человеку страшно, как он говорит?

- Но как только ребята решили преодолеть свой страх, вооружились кочергой, палкой: им вроде и страшно, но в тоже время хотят показать обратное. Как надо читать 2 часть?

- Сейчас в группах вы попробуете передать состояние мальчишек, читая отрывки по ролям.

- Какой группе удалось передать состояние ребят?

         3. Творческое задание

- Скажите, в рассказе «Живая шляпа» испугались только мальчики?

- Я предлагаю вам пофантазировать. Что такое фантазия?

- Представьте, что мог рассказать котенок своему усатому другу после случившегося?

   Я начну, а вы продолжите: «Ой, Васька, мой усатый друг. Сегодня со мной такое было. Я свалился с комода и что-то накрыло. Вдруг стало… Мне стало… Сердце…»

- Пока выполняли задания, группа ребят провела работу по озвучиванию диафильма к рассказу «Живая шляпа», посмотрим, что же получилось?

         4. Беседа

- Итак, как же автор относится к героям? Как вы думаете, когда он писал рассказ, ему было весело? Какой же рассказ «Живая шляпа»?

- Вернемся к нашему вопросу: Володя и Вадик – трусы, чудаки или фантазеры?

- Какова же главная мысль рассказа?

           5. Работа с пословицами к рассказу

- Не удалось старухе Шапокляк прервать наш урок. Посмотрите, в ее шляпе остались пословицы. Каждый из вас достанет пословицу и подумает, подойдет ли она к рассказу «Живая шляпа»?

- Какие пословицы вы можете назвать?

Располагают иллюстрации к тексту в правильном порядке, находят отрывки соответствующие иллюстрациям.

Работая в группах, ищут отрывки к иллюстрациям, зачитывают их.

Подготовка к чтению по ролям

Выразительное чтение по ролям

Работа в группах – чтение отрывков по ролям

Работая в парах, придумывают рассказ котенка другу.

Озвучивание диафильма ребятами одной из групп

Читают пословицы к рассказы

Итог урока

- Вернемся к поставленным задачам урока:

Выяснить почему…

Учились читать…

Определили главную мысль…

- Задачи в ходе урока удалось решить?

- Оцените урок и себя в уроке. Перед вами лежат карточки с пунктами, по которым вы должны выставить себе отметки. Я уверена, что ваши отметки будут объективными.

- Дополнительные баллы за рассуждения в ходе урока, активную работу ставят себе…..

- Каким рассказом дополним кластер на доске?

- Я думаю, этот рассказ войдет в число ваших любимых произведений. Наверняка вам захочется прочитать и другие произведения Н.Носова.

Анализируют свою работу на уроке, выставляют отметки

Задание на дом

- А задание будет следующее.

Обязательно для всех: подготовить выразительное чтение по ролям отрывка

На выбор:

  • Дополнить диафильм своим кадром к рассказы
  • «Оживить» предмет по своему выбору
  • Подумать и составить рассказ – «Разговор шляпы и котенка»

Записывают задание на дом в соответствии со своим желанием

        



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Покорение силы

Класс: 4

УМК: Школа 2100

Цель урока: способствовать формированию у учащихся понятия о рычаге, колесе и наклонной плоскости; познакомить со способами их использования.

Задачи урока:

Дидактические: закрепить понятия: орудия труда, человек разумный, земледелие, животноводство.

закрепить умения: выделять взаимосвязь человеческого разума и условий жизни человека; выступать с сообщениями; выполнять самостоятельные работы с целью контроля знаний.

Развивающие: содействовать формированию познавательных УУД: анализ, обобщение, вычленение критериев для сравнения, чтение рисунков, схем, работа с понятием, установление причинно-следственных связей, выборочного чтения; коммуникативных УУД: работе в парах и группах

Воспитательные: воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, любовь и бережное отношение к природе.

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

                          Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

Организационный момент

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

Настрой на работу на уроке

Осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности

Словесный

Словесный

Здравствуйте ребята. Сегодня у нас урок окружающего мира, и проведу у вас его я, зовут меня Виктория Витальевна. Все запомнили?

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и …

Всё пиши, не отставая,

Слушай, ….

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё ….

Если хочешь отвечать –

Надо ….

Ребята, давайте актуализируем наше знания для плодотворной работы на уроке.

Я буду задавать вам вопросы, а вы на них отвечать

Кто сильнее всех на свете?

-Какие инструменты позволяют человеку гнуть и резать металл?

- Какие механизмы помогают перемещать тяжелые грузы?

-Внимательным.

-Не перебивая

-Понятно

-Руку поднимать

-Сильнее всех на свете не слон, не кит, а человек. Благодаря технике он смог переносить тяжелые предметы, запруживать реки, двигать мосты. Однако, несмотря на прогресс техники, до сих пор иногда человек пасует перед силой и мощностью стихий: землетрясением, извержением вулканов, цунами, тайфунами.

- Гнуть металл человек может благодаря прессам, плоскогубцам с длинными ручками, резать – благодаря прочным ножницам, специальным резакам, которые использует служба спасения

- Подъемные краны, лебедки, трактора, железнодорожные платформы. В основе всех этих механизмов лежат колесо, блок и ворот.

Ф

Презентация

К: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Совместное открытие знаний

Физминутка

Первичное закрепление знаний

Итог урока

Рефлексия

Обеспечить восприятие, осмысление и применение обучающимися нового материала

Обеспечить восприятие, осмысление и применение обучающимися

 

Соотнесение поставленных целей урока с достигнутым результатом

Словесный

Ребята откроем учебники на стр. 79. Предлагаю вам разобрать ситуацию с ключом и ответить на представленные вопросы.

-С какой проблемой столкнулась Лена? Какой

выход предложил Миша?

-Что ты узнаешь нового? (Сравни с вариантом

авторов на с. 136.)

Какой у вас возникает вопрос?

-Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

-Поставим цели которые мы должны сегодня достичь

-Сегодня на уроке мы будем знакомиться с простыми механизмами, дающими людям выигрыш в силе

Мы с вами разделились на три группы.

-Каждой группе необходимо представить нам свой механизм, который находится в учебнике.

Вспомним правила работы в группах.

 Страница 79-82

1-я группа (самая большая или составленная из нескольких групп) рассматривает рычаг.

2-я группа работает с наклонной плоскостью.

3-я группа рассматривает клин, блок и ворот.

Каждая группа представляет свои результаты.

-Я даю вам время, подготовьте выступления.

Теперь давайте представим свои работы, у первой команды будет времени потому что объем больше

– Какие качества человека усиливают эти механизмы?

– Чем должны обладать люди, чтобы изобрести эти механизмы?

– Как мы ответим на вопрос урока, что же всё-таки помогает человеку обрести силу?

Учащиеся обмениваются мнениями по выполнению заданий.

-Что нового вы узнали на уроке? Как стать сильным?

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

Оцените свою работу с помощью цвета. Желтый и зеленый

-Наблюдают. Предлагают свои способы и проверяют их.

-Она не знала, как достать ключ из-под шкафа; Использовать рычаг

- Что помогло человеку стать сильным? Учащиеся предлагают поднять шкаф с помощью рычага, именно он делает нас сильнее.

- В чём сила человеческого разума? 

- «Покорение силы».

-Определить, что помогло человеку быть сильным; узнать, что такое рычаг

Рычаг – твердый стержень, закрепленный на оси. Расстояние от точек приложения сил до оси вращения называется плечами рычага. Выделяют два типа рычагов. В рычаге первого рода точки приложения сил, действующих на рычаг, лежат по обе стороны от точки опоры. Рычаг первого рода лежит в основе поднятия тяжестей: тяжелое тело, под которое положен конец короткого плеча, можно поднять, приложив небольшую силу к концу длинного плеча. Рычаг первого рода используется в основе клещей, ножниц, плоскогубцев, рычажных весов. В рычаге второго рода точки приложения сил лежат по одну сторону от точки опоры. Примером использования рычага второго рода служат тачка, пинцет.

-Способом экономии силы является наклонная плоскость. Вес тела на наклонной плоскости уменьшается на величину скатывающей силы. Принцип наклонной плоскости используется для изготовления еще одного приспособления: клина. С помощью клина можно легко расколоть бревно, прочно закрепить насадку на стержне и даже – приподнять дом.

-Принцип наклонной плоскости используется для изготовления еще одного приспособления: клина. С помощью клина можно легко расколоть бревно, прочно закрепить насадку на стержне и даже приподнять дом.

-Силу и ловкость

-Опытом, знаниями.

-Опыт и знания помогли человеку изобрести механизмы, которые увеличивают его силу и ловкость.)

Ответы учащихся



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: «Решение составных задач на нахождение суммы».     

Класс: 1

УМК: Школа России

Тип урока: Открытие нового знания

Цель урока: познакомить с решением составных задач, способствовать формированию умения решать составные задачи, состоящей из простой задачи на увеличение числа на несколько единиц и на нахождение суммы.

Задачи:

- дидактические: активизировать ранее изученные темы. Продолжить работу над разными видами задач, формируя умения анализировать тексты, выделять важные признаки задачи; соотносить задачу со схемой; совершенствовать вычислительные навыки. 

-развивающие:

 - способствовать развитию математической речи, развивать логическое мышление;
- продолжить формировать и развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;

-воспитательные:

воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к мнению одноклассников; воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества. Содействовать развитию умения работать «в группе», анализировать свои поступки, вступать в дискуссию, считаться с мнением своих товарищей.

Предметные

Знать структуру составной текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в два действия в тетради.

Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи в два действия.

Уметь составлять схему к условию задачи.

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные

Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания, выражать своё мнение.

Формирование необходимых навыков к дальнейшей самостоятельной учебной деятельности

Формирование умения работать в паре, группе.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

                          Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

(1мин)

Обеспечить мотивацию к дальнейшей деятельности

Беседа

- Здравствуйте, Дорогие ребята! Сегодня, как и на каждом нашем уроке, вас ждут новые открытия!

-Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

- Давайте улыбнёмся друг другу!

-Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в тот уголок страны «Математики», где живут только задачи.  

-Так как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке?        

Приветствуют учителя.

-Приветствуют друг друга.

- На уроке мы будем решать задачи.

Ф

Слайдовая презентация

Умеют вести диалог с учителем

Планируют учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками

-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)

повышать интерес к новому материалу, касающемуся конкретных фактов.

2. Актуализация знаний

(5 мин)

 

Актуализировать опорные знание и освоенные умения

Устный счёт

Беседа

- Для встречи с чем-то новым необходимо проверить наши знания, полученные ранее. А в ваших багажах накоплено уже много знаний и умений. Давайте проверим, в каком порядке они находятся и готовы ли к работе!

-На входе нас встречает Арлекин. Ребята мы должны составить план маршрута по городу Задач (слайд №2)

- Что такое задача?

- Из чего состоит задача?

- Что такое условие?

- Что такое вопрос? (слайд №3)

по гиперссылке переход на 2 слайд

- Как можно кратко записать условие и вопрос задачи?

- Путешествуя по городу мы сначала ответим на вопросы,  решим  две задачи, поработаем в паре, и закончим своё путешествие на лестнице успеха.

. условие, вопрос, решение, ответ

- то, что нам известно

- то, что нам необходимо узнать

- с помощью схемы

Ф

И

Слайдовая презентация

Планируют учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками

-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)

планировать свою деятельность по решению учебной задачи.

повышать интерес к новому материалу, касающемуся конкретных фактов.

3.Выявление места и причины затруднения. Построение плана выхода из затруднения

(2мин)

Постановка перед обучающимися учебной проблемы

Беседа

Нас встречает задача №1. (слайд 5)

-Ребята, составьте по рисунку задачу.

-Подберите соответствующую схему и решите задачу.

- Проверяем решение задачи.

- Все ли смогли решить эту задачу?

А теперь мы в гостях у второй задачи.

Создание проблемной ситуации. Даю практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.к.задание, не похожее на все предыдущие. Не зная способа выполнения задания, ученики испытывают затруднение.

 - Составляем вторую задачу (слайд 5)

- Попробуйте решить эту задачу.

- Ребята, смогли ли вы решить задачу?

- Почему? (побуждение к осознанию противоречия)

- Значит какая это задача? Чему мы сегодня будем учиться?

(побуждение к формулированию проблемы)

- С чего мы начнём решение задачи?

-Ластик стоит 3 рубля, а альбом на 7 рублей дороже.  Сколько стоит альбом?

- К задаче подходит схема под буквой в.

- Да. Мы такие задачи решали много раз.

 На верхней полке 7 книг, а на нижней полке на 4 книги меньше. Сколько книг на этих двух полках?

- Нет, не решили.

- Мы таких задач ещё не решали. (осознание затруднения)

- Будем учиться решать новые задачи.

- Мы начнём с составления схемы к задаче.

- Схему к задаче на увеличение числа на несколько единиц.

П

Г

Слайдовая презентация

Умеют определять цель и тему урока;

Планируют учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками

-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)

планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи

 принимать и сохранять учебную задачу;

-учиться выполнять действия по заданному алгоритму

формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности. формирование учебно-познавательного интереса .

4.Открытие новых знаний (реализация плана и применение нового знания)

(7 мин)

Обеспечить восприятие, осмысление и применение обучающимися изучаемого материала.

Беседа

-Какую схему мы возьмём за основу? (слайд 5)

 

- Что дальше будем делать?

- Я предлагаю поработать вам в группах. Вспомним правила работы в группах

Работаем по плану.

1. Что вы можете уже отметить на схеме?

2. Запишите эти данные.

3. Все ли вам известно? Что надо поставить на схеме?

4. Что еще необходимо занести на схему

5 В математике есть знак, который показывает объединение - «фигурная скобка».

Все ли данные вы нанесли на схему?

- Сколько вы видите знаков вопроса? – (слайд 6)

- Какой же главный?

 

- Обозначьте его.

- Какой следующий шаг?

- Можем ли вы сразу ответить на вопрос задачи?

- Почему?

- Составим план решения.

- Что узнаем сначала?

- Это первое действие и записывается оно так 1)

- Запишем рядом с решением, что мы узнали первым действием.

- А теперь, мы можем ответить на вопрос задачи?

- Запишите решение вторым действием.

- Сколько у вас знаков вопроса в схеме?

- Сколько действий?

-Итак, удалось ли вам справиться с затруднением?

- Такие задачи в математики называют «составными», как вы думаете, почему?

- Сформулируйте план решения такой задачи. Что необходимо сначала узнать?

- А потом?

Поэтапный план решения составной задачи на доске (слайд 6)

1.        Найти неизвестную часть.

2.        Найти целое

- Что позволяет этот план делать?

- Схему к задаче на увеличение числа на несколько единиц.

- Дополним эту схему новыми данными и постараемся определить ход решения.

-В каждой группе должен быть ответственный

-Каждый имеет право высказаться, остальные должны внимательно выслушать и понять.

-Если есть не согласившиеся, они могут высказать свое мнение

-Ответственный назначает, кто будет представлять результат группы.

-Да.

- Два.

- Вопрос из задачи.

Ответственные в группах выходят к доске и объясняют схему задачи.

- Мы должны определить ход решения.

- Нет,не можем.

- Мы не знаем сколько было книг на второй полке.

- Сколько книг на второй полке.

Ученик записывает решение:

1) 2 + 4= 6 (кн.) – на второй полке

- Да. Нам известно количество книг на первой и второй полке.

Ученик записывает решение:

2) 6 + 4 = 10 (кн.)

- Два.

- Два

- Да.

-В этих задачах два действия.

- Сначала нужно узнать неизвестную часть.

- Найти целое, ответить на вопрос задачи.

- Решать составные задачи.

Ф

И

П

Рабочая тетрадь

Карточки с цифрами

Уметь определять и называть компоненты задачи

Планируют учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками

-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)

планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи

 принимать и сохранять учебную задачу;

-учиться выполнять действия по заданному алгоритму

повышать интерес к новому материалу, касающемуся конкретных фактов.

5.Физминутка

(1 мин)

Видео фрагмент на экране

6.Применение нового знания

(15 мин)

Обеспечить восприятие, осмысление и применение обучающимися изучаемого материала.

Применение знаний в решении задач

Практическая работа

 

-Теперь я предлагаю вам поработать в парах и потренироваться в решении данного вида задач. Окройте учебник на с. 62 №2 Прочитайте задачу. (слайд 7)

После выполнения организуется проверка по образцу:

-Что в задаче было известно?

- Что надо было узнать?

- Смогли вы сразу одним действием ответить на вопрос этой задачи?

- Значит это какая задача?

- Составьте план рассуждения.

В тетрадях у ребят появляется такая запись.

 

1)        8+2=10(кг) – во втором ящике

2)        8+10=18(кг)

Ответ: всего 18кг яблок. (слайд 8)

- У кого есть ошибки в решении задачи?

- В чем они?

- Исправьте ошибки. Вы молодцы, так как сами определили причину своих трудностей.

- У кого нет ошибок? Какой вывод вы можете сделать?

- А чтобы ошибок не было, что нужно делать?

- А сейчас хочу предложить вам творческое задание.  Работая в паре можете придумать свою составную задачу и решить ее.

Проверка.

- Кто справился с заданием?

Учащиеся в парах решают задачи с комментированием.

- В одном ящике было 8 кг яблок, а во втором на 2 кг больше.

- Сколько кг яблок в двух ящиках.

- Нет, ни могли.

- Это задача составная.

- Сначала мы узнали, сколько кг яблок во втором ящике.

Вторым действием мы ответили на ворос задачи: сколько всего кг яблок в двух ящиках вместе.

Дети поднимают руки.

Ошибки могут быть разные: неправильно или не полностью заполнили схему, неправильно нашли часть, допустили вычислительные ошибки и т.п.

- Мы можем решать такие задачи в парах.

- Нужно еще решать составные задачи, тренировать вычислительный навык.

Выбираем лучший вариант.

И

Ф

Учебник

Слайдовая презентация

 

Уметь решать составные задачи.

Применяют свои знания при решении задач

Планируют учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками

слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи;

формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности

7.Подведение итогов

(2 мин0

Проанализировать решение учебной проблемы. Подвести итог урока

Беседа

- Какова была цель сегодняшнего урока?

- Как называются такие задачи?

- Удалось ли вам участвовать в «открытии» нового знания?

 - Оцените свою работу на уроке по лестнице успеха. (слайд 9)

- Кто поставил себя на нижнюю ступеньку, что было трудно? Удалось ли справиться с трудностями? Как?

 

- Над чем еще надо поработать?

- Где вы можете поработать над трудностями?

- Научиться решать новые задачи.

- Такие задачи называются составными.

Ф

_

Умеют осуществлять оценку деятельности на уроке, подводить итоги

Формирование навыков оценки и самооценки

Осуществляют самоконтроль деятельности

8.Рефлексия

(2 мин)

Оценить деятельность обучающихся на уроке

Беседа

-Чему вы научились на уроке? Расскажите по схеме:

Я знаю….

Я запомнил…

Я смог….

Ну, вот и все, урок к концу подходит,

Спасибо за работу.

Я знаю….

Я запомнил…

Я смог…

Ф

И

Доска

Умеют осуществлять оценку деятельности на уроке, подводить итоги

Умеют осуществлять оценку деятельности на уроке, подводить итоги

Осуществляют самоконтроль деятельности



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

УМК «Школа России»

Тема урока: «Доли. Образование и сравнение долей»

Тип урока: открытие нового знания        

Класс: 3

Цель урока: формирование знаний учащихся о долях; умение находить и сравнивать доли при решении задач.

Задачи урока:

Дидактические: формировать знания учащихся о понятии «доля»; умение находить доли при решении задач; умение сравнивать доли.

Развивающие: развивать грамотную математическую речь, умение вести поиск информации  и работать с ней,  умение обобщать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к математике.

Оборудование: учебник, карточки с рефлексией, компьютерная презентация, мультимедийный проектор, экран, компьютер.

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

I.Орг.момент

Создать благоприятный психологический климат. Подготовить  к решению учебной задачи.

Беседа

- Здравствуйте. Присаживайтесь.

- Ребята, я желаю вам отличного настроения и хорошей и продуктивной работы на уроке.

Приветствуют учителя, готовятся к уроку.

Ф

Ноутбук, проектор

Р:

самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Положительное

отношение к уроку,

понимание

необходимости

учения.

II.Актуализация знаний

Актуализировать знания о делении и умножении двухзначных и однозначных чисел на двузначные и однозначные числа.

Устный счет

- Запишем сегодняшнее число.

- Открываем тетради, отступаем 4 клетки от предыдущей записи и записываем число – 26 октября, на следующей строке с заглавной буквы – Классная работа.

- Для того чтобы успешнее справляться с заданиями на уроке, проведем математическую разминку.

Я диктую вам пример, а вы записываете в строку лишь ответ.

Устный счет.

60 : 10             6 • 7

42 • 1              90 • 0

17 : 17             7 • 8

40 : 5               45 : 45

1

0

42

6

8

56

н

р

а

м

д

и

Проверим: возьмите простой карандаш и под каждым ответом поставьте соответствующую ему букву.

Таблица на экране

Ребята, если ответы верны, то какое получится слово?

Верно, получилось слово мандарин!

Записывают число и классную работу.

Записывают ответы в строку.

Проверяют.

Мандарин.

Ф

Ноутбук, слайдовая презентация.

Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами.

П: осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

К: высказывать свое мнение (точку зрения); анализировать и делать выводы;

Р:  планирование своих действий; организовать выполнение заданий учителя.

Познавательный интерес к изучению, обобщению и систематизации знаний.

Ш.Постановка темы и цели урока

Обсудить затруднение и сформулировать тему и  цель урока

Беседа

Вот вы скажете, причём тут мандарин, когда у нас математика? Верно?

А он нам поможет назвать тему урока. Вам интересно как?

Вот у меня мандарин. Я его очистила. Когда мы начинаем его есть, то мы что сначала делаем?

Да, мы его делим, а на что? Да, действительно, мы его делим на дольки. Из этого следует, что мандарин состоит из долек.

Верно?

Если мы посмотрим на чеснок, мы можем сказать, что он тоже состоит из долей?

Отлично! А скажите, что еще состоит из таких же долей?

А шоколад? Он тоже состоит из долек?

Итак, кто же догадался, какова тема сегодняшнего нашего урока?

Верно. Тема нашего урока «Доли. Образование и сравнение долей»

Итак, какую цель мы поставим перед собой на урок?

Верно.

Д.

Да.

Делим его.

На дольки.

Да.

Да.

Апельсин, лимон.

Да.

Доли.

Что такое доли. Как они образуются. Как сравнивать доли.

Ф

Ноутбук, проектор

П: формулирование темы и цели урока;

Р: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

К: доносить свою позицию до других и высказывать свою точку зрения.

Формирование целевых установок учебной деятельности.

VI.Открытие нового знания

Организовать самостоятельную или с помощью учителя работу по

выводу о долях

Исследовательская работа

Ну, а теперь, я предлагаю приступить к реализации нашей цели.

У вас на партах лежит геометрическая фигура. Как она называется?

Сложите круг пополам.

Разверните.

Сколько равных частей получили?

Итак, мы разделили круг пополам, т.е. на две равные части.

Как они называются?  

Теперь я возьму яблоко, разрежу его пополам.

Сколько равных частей я получила?

Можно сказать, что половина яблока – это одна вторая доля яблока.

Сколько частей взяли?

На сколько частей разделили?

Доля – это часть целого.

Теперь возьмите круг, который вы согнули пополам. Сложите ещё пополам.

Разверните. Сколько теперь равных частей получили?

Я возьму и каждую долю яблока разрежу пополам.

Сколько равных частей получили?

Какой мы можем сделать вывод?

Молодцы, ребята!

Так как мы уже узнали все про доли, как они образуются, что это вообще такое. Мы сможем, с вами справится, без труда с заданием, которое я вам приготовила.

Посмотрите на экран.

На экране изображено 6 кругов, каждый разделён на доли: на 3, 8, 2, 4, 6,12.

Итак, Марина, скажи какая это доля?

Ребята, Марина правильно сказала?

Молодцы!

И т.д.

Молодцы, все справились с моим заданием!

Круг.

Складывают круг пополам.

Разворачивают.

Получили 2 равные части.

Половинки.

Получили 2 равные части.

Взяли 1 часть.

Разделили на 2 части.

Складывают еще раз пополам.

Разворачивают и получают 4 равные части.

Получили так же 4 равные части.

Вывод: чем больше частей, тем доля меньше.

1/3;

Да.

1/8; ½; ¼; 1/6; 1/12.

Ф, И

Учебник, проектор, ноутбук.

Используют собственные знания для выявления что такое доля и как она образуется.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

П: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Формирование устойчивой мотивации к закреплению изученного.

Физминутка

Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда

Физминутка «Все умеем мы считать»

Ребята, я вижу все устали сидеть, пора нам отдохнуть, размяться.

Все встаем.

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)

Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)

Пять — руками помахать. (Движения руками.)

Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)

- Выполняют физминутку, повторяют за учителем.

Ф

V.Закрепление полученных знаний

Установить и закрепить правильность  составленного алгоритма нахождения долей и осознать изученное.

Решение задач

Ну а мы продолжаем наше занятие.

Ребята, посмотрите на экран.

Что мы видим?

Итак, на сколько частей он разделен?            

Показ на доске

Верно!

Итак, от этого пирога взяли 1 такую часть.

Вам нужно узнать, какая доля получится, если разделить на 2 равные части каждую шестую долю пирога.

Значит, что мы должны сделать с каждой шестой?

Да, верно.

У вас у каждого на партах «пирог», разделённый на 6 равных частей.

Разделите каждую шестую долю пирога на две равные части.

Проверяю.

Сколько равных частей получили?

У кого-нибудь получилось по другому?

Значит, какая доля получится?

Верно, молодцы!

Ребята, какая доля больше: 1/6 или  1/12?

А почему?

Какой мы можем сделать вывод?

Пирог, разделенный на части.

Пирог разделён на 6 равных частей.

Это 1/6 доля пирога.

Мы должны разделить их на 2 равные части.

Дети работают и показывают у доски.

Получили 12 равных частей.

Каждая доля получится 1/12.

1/6 > 1/12

Варианты ответов.

Вывод: чем больше частей, тем доля меньше.

Ф, И

Слайдовая презентация

Умеет находить доли по алгоритму.

К: Проводят оценку действий учащегося.

Проявляет интерес к содержанию, осознавая полноту своих знаний.

VI.Подведение итогов

Повторить  и закрепить  изученное по теме «Доли. Образование и сравнение долей»

.

Беседа

Ребята, мы сегодня с вами активно работали.

Какова была тема урока?

Что такое доля?

Какую цель мы ставили в начале урока?

Достигли мы этой цели?

Да, верно. Мы научились делить на доли и записывать доли.

 А ещё мы учились сравнивать доли.

Какой вывод сделали?

Молодцы! Сегодня на уроке мы с вами решили много задач и с помощью них узнали, что такое доля.

«Доли. Образование и сравнение долей»

Доля – это часть целого.

Что такое доли. Как они образуются. Как сравнивать доли.

- Да.

Вывод: чем больше частей, тем доля меньше.

Ф

Обобщить изученный материал по теме «Доли. Образование и сравнение долей»

П: перерабатывать полученную информацию; делать выводы на основе обобщения умозаключений;

К:  Развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Формирование заинтересованности в приобретении и расширении знаний

VII.Рефлексия

Организовать рефлексию и самооценку учащихся; проанализировать и оценить успешность достижения цели.

Выполнение детьми самоанализа

У вас на столе бумажные сотовые телефоны, прошу написать смс – сообщение своему другу о том, как прошел урок.

На экране вы видите вопросы, которыми вы можете воспользоваться при написании сообщения.

Что удалось? Что было трудно? Что нового узнал?

Кто может поделиться своим результатом? Что вы написали своему другу?

Благодарю вас за активную работу на уроке.

Урок я хочу закончить пословицей о труде.

Всегда помните: «Всякое умение трудом дается».

- Оценивают свою работу на уроке.

Ф, И

Карточки с рефлексией

Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; оценивать уровень владения учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею»);

К:  управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего результата).

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

VIII.Домашнее задание

Закрепить изученный учебный материал

- Открываем дневники и записываем домашнее задание, стр. 93, № 9.

- Записывают домашнее задание в дневники.

Ф

Дневник, проектор, ноутбук



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока


Предмет Информатика и ИКТ
Класс  2
Тема урока_ Носители информации .
Тип урока изучения и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Планируемые результаты:

а) формирование представления о древних и современных носителях информации (предметный результат)

б) развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления (метапредметный результат)

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью (личностный результат)

Формы деятельности: Индивидуальная, групповая

Формы обучения: лекция

Ресурсы: ПК учителя, ПК учащихся медиапроектор, интерактивная доска, презентация по теме, кроссворд

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

  1. Организационный этап  (3 минуты)

Приветствие учащихся. Проверка явки учащихся и их готовности к занятию. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Приветствие, фиксация отсутствующих;

- проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию;

- проверка подготовленности классного помещения к занятию;

- организация внимания школьников

 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

самоконтроль

  1. Актуализация знаний (5 минут)

Актуализация опыта обучающихся.

  1.  Диалог-опрос о памяти.
  • Как человек хранит информацию? ( В собственной памяти или во внешних хранилищах информации)
  • Какими свойствами обладает память человека? (Память человека не может долго хранить большие объемы информации, со временем часть информации забывается)
  • Почему информацию, которую мы помним наизусть можно назвать оперативной? (Потому, что мы можем быстро ей воспользоваться)
  • Перечислите достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти. (Достоинство внутренней памяти - быстрота  воспроизведения информации, а недостаток - со временем часть информации забывается. Достоинство внешней памяти - большие объемы информации хранится долго, а недостаток - для доступа к определенной информации требуется время (например, чтобы подготовить реферат по предмету необходимо найти, проанализировать и выбрать подходящий материал)

Отгадайте ребусы:

 

(носитель)

                                                   

(информация)          (слайд 2)ребус2

Отгадав ребусы,  расшифруем  тему сегодняшнего урока. Какой будет тема нашего сегодняшнего урока?  (Носители информации)

Итак, запишите в тетради число и тему урока «Носители информации».

Задаёт вопросы.

формирова-ние желания выполнять учебные действия, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

поиск и выделение необходимой информации,умение анализировать, выделять и формулировать  задачу

умение осознанно строить речевое высказывание

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

3. Первичное усвоение новых знаний. (15 минут.)

Получение обучающимися новых знаний.

Давайте начнем изучение темы «Носители информации» просмотром видеоролика.

Вопрос: - Как вы понимаете понятие «Носитель информации»?

Ответы учеников: Носителем информации может быть любой объект, на котором можно оставить следы или знаки. Носители информации предназначены для ее хранения и передачи. 

(В процессе обсуждения выводится определение носителя информации  и  затем записывается в тетради)

Определение:  Носитель информации - это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации. Запишем в тетрадь.

- Самостоятельно прочитайте  §1.4 учебника и ответьте на вопрос:

 На какие виды разделяют носители информации?

Ответы учеников:  Древние и современные.

Итак, вы познакомились с древними носителями информации и выяснили:

1) Песок, земля, камень – это первые носители информации, они являются естественными;

 2) Папирус, пергамент и бумага – основные древние носители информации, они являются искусственными, так как их создал человек. 

Сейчас мы более подробно остановимся на современных  искусственных носителях информации.

В современном обществе  можно выделить четыре основных вида носителей информации:

1) бумажный;

2) магнитный;

3) оптический;

4) на микросхемах.

1) Бумажные носители информации 

Одним из самых распространенных носителей информации является бумага. В школе мы записываем информацию в тетради, теоретический материал изучаем по учебникам, при разработке доклада, реферата или другого сообщения необходимые сведения мы находим в других источниках (книгах, энциклопедиях, словарях и т.д), которые в свою очередь являются бумажными носителями информации 

Первые вычислительные машины работали на перфокартах. Перфокарты делали из плотной бумаги - картона, на которые по определенному правилу с помощью специального «станка» - перфоратора наносили отверстия в виде небольших дырочек. Перфолента впервые появилась в 1846 году и использовалась для того, чтобы посылать телеграммы.

2) Магнитные носители информации .

В 1928 году была изготовлена первая магнитная лента. Магнитная лента оказалась достаточно надежным, долговечным и доступным каждому носителем информации. Далее магнитная лента получила огромное признание и распространённость в форме компакт-кассет (стриммеров). 

Стриммеры (стрим - картриджи)- устройства, обеспечивающие запись или считывание звуковой информации. Внутри данного носителя находится магнитная лента.

В первых ЭВМ (электронно - вычислительных машинах) информация хранилась на магнитных лентах и магнитных дисках.

(Объяснение учителя сопровождается демонстрацией магнитных дисков.

На каждую парту раздается одна дискета для « исследования» ее учащимися.

В современных компьютерах в качестве носителя информации используются следующие магнитные носители:

1) дискета (на которую можно поместить данные 3000 перфокарт).

 Внутри пластмассового корпуса расположен гибким магнитный диск, поверхность которого покрыта специальным магнитным веществом. Информация записывается на обе его поверхности. Чтобы при работе с дискетой ее не надо было переворачивать, внутри флоппи-дисковода (устройства,  которое записывает или считывает информацию с дискеты) имеется две магнитные головки, каждая для своей стороны дискеты. Такой диск требует особого обращения, магниты, повышенная температура и влажность разрушают хранящуюся на нем информацию.

На сегодняшний день этот носитель информации почти вытеснен более удобными и надежными.

2) жесткий магнитный диск (винчестер)  (хранит 100 000 и более дискет). Интересна история названия «винчестер». Один из первых жестких дисков имел маркировку 30/30.Так когда-то маркировался калибр охотничьего ружья марки» винчестер». Вот отсюда получил свое название жесткий диск, которое закрепилось за ним до сегодняшнего времени. Винчестер находится в системном блоке компьютера. Он состоит из   несколько десятков  магнитных дисков, размещенных на одной оси, которые помещены  внутрь жесткого металлического корпуса. Запись или считывание информации обеспечивается несколькими магнитными головками. В целях сохранения информации и работоспособности жесткие магнитные диски необходимо оберегать от ударов и резких изменений положений системного блока (нельзя наклонять и переворачивать в процессе работы).

3) Оптические носители информации .

Самым распространенными носителями информации являются оптические или лазерные диски 

Лазерные диски изготавливают из пластмассы, сверху покрывают тонким слоем из металла и прозрачным лаком, защищающим от незначительных царапин или загрязнений. Запись или считывание информации в CD-дисководе осуществляется с помощью света лазера. При записи лазерный луч выжигает на поверхности диска микроскопические углубления, кодируя тем самым информацию (при считывании - лазерный луч отражается от поверхности вращающегося диска). Такие диски следует оберегать от пыли и царапин.

Различают CD и DVD диски.

Вопрос: - Какую информацию можно записать на  CD и DVD- диски?  

Ответы учеников: DVD называют цифровым видеодиском, следовательно на него можно записать видео- и звуковую информацию, на CD-диск можно записать текстовую, графическую, звуковую информацию.

 По способу записи, лазерные диски делятся на следующие виды:

  • CD-ROM, DVD-ROM- предназначены только для чтения. Записать или удалить информацию с такого диска нельзя. К таким дискам относятся обучающие, игровые программы, электронные учебники и т.д
  • CD-R, DVD-R-записать информацию на диск можно только один раз. После записи удалить данные нельзя.
  • CD-RW, DVD-RW- записать информацию на  такой диск можно несколько раз.

Флэш-диски  Flash-память это энергозависимый тип памяти, позволяющий записывать и хранить данные в микросхемах. Обеспечивают высокую сохранность данных, а также очень удобны и просты в использовании.

Flash-память представляет собой микросхему, помещенную в миниатюрный плоский корпус. Для считывания или записи информации карта памяти вставляется в специальные накопители через USB-порт.

Объясняет новый материа.

Демонстрация ЭОР.

Даёт задание прочитать параграф..

Даёт задание составить конспект параграфа.

формирова-ние ответствен-ного отношения к учению

подведение под понятие, знакомство с новым понятием, выведение следствийпостроение логической цепи рассуждений

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

4. Первичная проверка понимания (3 минуты)

Диалог - опрос:                                                                         Как человек хранит информацию?
Какими свойствами обладает память человека?
Почему информацию, которую мы помним наизусть можно назвать оперативной?
Перечислите достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти.

Задает вопросы

Поиск и выделение информации.

Умение структурировать знания.

Умение  строить речевое высказывание.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Контроль и оценка процесса и рез-тов действия.

Классификация объектов.

Установление  причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений

.

Умение слушать. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

.

Прогнозирование.

Коррекция.

Оценка.

Саморегуляция.

Постановка вопросов.

5. Первичное закрепление. Работа с клавиатурным тренажером на компьютере. (15 минут)

Определение вида носителя информации. На доске кроссворд по теме урока. Необходимо его разгадать с применением полученных знаний на уроке.
Объясняет в каком текстовом редакторе и при помощи какого задания учащиеся будут пробовать вводить и редактировать данные для того, чтобы закрепить полученные знания

Задания на интерактивной доске.

Задание 1: Тренажёр "Определение носителя информации" (вариант ученика).swf. Используя функцию Drag and Drop (Тащи и бросай) интерактивной доски, учащимся необходимо заполнить схему.

Задание 2 . Определите вид носителя информации .

 На доске записаны  виды носителей информации в виде прямоугольников. Ниже в произвольном порядке расположены рисунки или фотографии различных носителей: перфокарта, магнитные диски, дискета, книга, пергамент, оптические диски,  винчестер, флэш-память и др.

Дети должны соединить стрелками вид носителя с его изображением.

Даёт учащимся задания на интерактивной доске

осознание своих возможнос-тей

 способность и умение учащихся производить простые логические действия,использовать знаково-символические средства, формирование и развитие ИКТ-компетентности

формирование умения объяснять свой выбор, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных задач

 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 минута)

Домашнее задание. Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению. 1.§5 Читать2. Ответить на вопросы после параграфа.   3. Придумать кроссворд по пройденной теме

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению

Слушание учителя и запись домашнего задания

Развитие регуляции учебной деятельности.

7. Развитие регуляции учебной деятельности. (2 минуты)

Предлагается ответить на вопросы: Выполнили ли мы все поставленные задачи? Что нового вы узнали на этом уроке? Какой материал поняли полностью или частично?

Задает вопросы и корректирует ответы учеников

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

структурирова-ние знаний

умение осознанно строить речевое высказывание

адекватно оценивать свои достижения и полученные знания



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

УМК «Школа России»

Тема урока: «Полезные ископаемые»

Тип урока: открытие нового знания        

Класс 3

Цель урока: формирование знаний учащихся о полезных ископаемых; о их свойствах и применении.

Задачи урока:

Дидактические: формировать знания учащихся о понятии «полезные ископаемые».

Развивающие: умение вести поиск информации и работать с ней, умение обобщать, делать выводы.

Воспитательные: формировать бережное отношение к полезным ископаемым.

Оборудование: учебник, карточки с рефлексией, компьютерная презентация, мультимедийный проектор, экран, компьютер.

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

I.Орг.момент

Создать благоприятный психологический климат. Подготовить  к решению учебной задачи.

Беседа

- Здравствуйте. Присаживайтесь.

- Ребята, я желаю вам отличного настроения и хорошей и продуктивной работы на уроке.

Приветствуют учителя, готовятся к уроку.

Ф

Ноутбук, проектор

Р:

самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Положительное

отношение к уроку,

понимание

необходимости

учения.

II.Актуализация знаний

Актуализировать знания о полезных ископаемых

- Запишем сегодняшнее число.

- Для того чтобы успешнее справляться с заданиями на уроке, проведем разминку.

- Посмотрите на экран и скажите, что изображено на экране. (картинки на слайде)

- И так что же изображено?

-Что у них общего?

- А из чего они сделаны?

- А что такое торф и глина?

Кто забыл, я повторю

Глина – самое распространенное полезное ископаемое. Она образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Под действием солнца, воды и ветра гранит разрушается. Из слюды и полевого шпата образуется глина. (Учитель показывает глину.)

- Торф – важное полезное ископаемое. Он легкий, легче воды и глины. Сухой торф хорошо впитывает влагу, а также хорошо горит. Он образуется на болотах из остатков растений.

-А сейчас послушайте внимательно стихотворение, оно будет связанно с темой нашего урока.

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету.

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнешься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!

- О каких же богатствах и секретах говорится в этом стихотворении?

- А как можно назвать эти нужные природные богатства по-другому?

Записывают число и классную работу.

- Смотрят картинки на слайде

- Глина, Торф

-Это все сделала природа

- Из земли

- Глина это ископаемое из которого можно делать предметы.

- Очень легкое вещество, впитывает влагу и хорошо горит.

- Слушают стихотворения.

-Говориться о разных богатствах земли

- Нужные ископаемые

-Полезные ископаемые

Ф

Ноутбук, слайдовая презентация.

Умение выполнять устно действия.

П: осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

К: высказывать свое мнение (точку зрения); анализировать и делать выводы;

Р:  планирование своих действий; организовать выполнение заданий учителя.

Познавательный интерес к изучению, обобщению и систематизации знаний.

Ш.Постановка темы и цели урока

Обсудить затруднение и сформулировать тему и  цель урока

Беседа

Итак, кто же догадался, какова тема сегодняшнего нашего урока?

Верно. Тема нашего урока «Полезные ископаемые»

Итак, какую цель мы поставим перед собой на урок?

Верно.

-Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить в течение урока? (Что вы не знаете, а хотели бы узнать?) Попробуйте свой вопрос начать с вопросительных слов: Что …? Какие …? Для чего …? Как …? Какую роль…?

- Вопросов много и почти на все можно найти ответы. Мы ответим на них на протяжении всего урока.

_ Тема «Полезные ископаемые»

-Узнать о полезных ископаемых, их свойствах и как их применяют

-Свойства ископаемых

-Какие бывают полезные ископаемые

-Для чего они служат

-Как их используют

-Какую роль они играют на земле

Ф

Ноутбук, проектор

П: формулирование темы и цели урока;

Р: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

К: доносить свою позицию до других и высказывать свою точку зрения.

Формирование целевых установок учебной деятельности.

VI.Открытие нового знания

Организовать самостоятельную или с помощью учителя работу по

выводу о долях

Исследовательская работа

Ну, а теперь, я предлагаю приступить к реализации нашей цели.

 - Ребята, наша тема состоит из двух слов. Как вы понимаете каждое из них?

- Полезные это?

- А ископаемые - это то?

-Полезные - потому что служат человеку. А ископаемые, потому, что их добывают из недр земли или ее поверхности.

- Посмотрите на слайд и прочитайте про себя, что такое «полезные ископаемые»

- Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).

Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.

- Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

- К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

- А какое значение имеет топливо? (ответы детей)

- При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.

- Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

- Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды - чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

- Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

- Молодцы. Перейдём к третьей группе.

- Как вы думаете, почему они называются строительными?

- Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).

-верно, все правильно

-Слушают вопрос учителя

-Польза окружающим

-Разные вещества, которые добывают из земли

-Читают определения

-Слушают учителя

-Уголь

-Торф

-Слушают учителя.

-Оно помогает согреться

-Оно необходимо для работы разных приборов

-Слушают учителя.

-Дверные ручки

-Железные парты

-Потому что из них строят, дома, башни

-Песок, глина, торф

Ф, И

Учебник, проектор, ноутбук.

Используют собственные знания для выявления что такое полезные ископаемые их свойства, на какие группы они деляться.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

П: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Формирование устойчивой мотивации к закреплению изученного.

Физминутка

Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда

Физминутка «Все умеем мы считать»

Ребята, я вижу все устали сидеть, пора нам отдохнуть, размяться.

Все встаем.

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)

Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)

Пять — руками помахать. (Движения руками.)

Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)

- Выполняют физминутку, повторяют за учителем.

Ф

V.Закрепление полученных знаний

Установить и закрепить правильность  составленного алгоритма нахождения долей и осознать изученное.

Решение задач

Ну а мы продолжаем наше занятие.

Ребята, посмотрите на экран.

Что мы видим?

- А сейчас мы проведём практическую работу в группах. Группы это будут ряды.

(Изучение свойств песка, угля)

В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Для начала давайте назовём их.

Песок и Уголь

Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в тетрадь.

Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.

-Даю на работу вам 2 минуты

-Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо.

-Вторая группа представьте нам свое исследования.

- Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста в тетрадь пишем только букву правильного ответа. Номер вопроса и рядом букву которую вы считаете правильной.

1.Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину

б) гранит, торф

в) газ, соль

2.Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) соль, руда

б) уголь, торф

в) известняк, газ

3.Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

а) гранит, песок

б) уголь, руда

в) нефть, газ

4.Большинство полезных ископаемых:

а) жидкие

б) твердые

в) газообразные

5.Нефть и газ добывают

а) на суше

б) на море

в) и на суше, и на море

6.Что не является горючим полезным ископаемым?

а)каменный уголь

б)гранит

в)торф

7.Какое полезное ископаемое является жидким?

а)нефть

б)глина

в)газ

- Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.

-Смотрят на экран и отвечают на вопросы

-Обучающиеся  работают и смотрят на доску.

-Совещаются в группах и выполняют задания.

-Делают все по инструкции

Ф, И

Слайдовая презентация

Умеет оценивать полезное ископаемое, описывать его и называть свойства предмета..

К: Проводят оценку действий учащегося.

Проявляет интерес к содержанию, осознавая полноту своих знаний.

VI.Подведение итогов

Повторить  и закрепить  изученное по теме «Доли. Образование и сравнение долей»

.

Беседа

Ребята, мы сегодня с вами активно работали.

-Какова была тема урока?

-Что такое полезные ископаемые?

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Достигли мы этой цели?

-Да, верно.

Молодцы! Сегодня на уроке мы с вами выполняли разные задания и с помощью них узнали, что такое полезные ископаемые.

- «Полезные ископаемые»

-Это богатство земных кладовых, который человек использует в хозяйстве.

- Узнать о полезных ископаемых, их свойствах и как их применяют

-Да

Ф

Обобщить изученный материал по теме «Полезные ископаемые»

П: перерабатывать полученную информацию; делать выводы на основе обобщения умозаключений;

К:  Развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Формирование заинтересованности в приобретении и расширении знаний

VII.Рефлексия

Организовать рефлексию и самооценку учащихся; проанализировать и оценить успешность достижения цели.

Выполнение детьми самоанализа

У вас на столе бумажные сотовые телефоны, прошу написать смс – сообщение своему другу о том, как прошел урок.

На экране вы видите вопросы, которыми вы можете воспользоваться при написании сообщения.

Что удалось? Что было трудно? Что нового узнал?

Кто может поделиться своим результатом? Что вы написали своему другу?

Благодарю вас за активную работу на уроке.

Урок я хочу закончить пословицей о труде.

Всегда помните: «Всякое умение трудом дается».

- Оценивают свою работу на уроке.

Ф, И

Карточки с рефлексией

Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; оценивать уровень владения учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею»);

К:  управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего результата).

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

VIII.Домашнее задание

Закрепить изученный учебный материал

- Открываем дневники и записываем домашнее задание, стр. 93, № 9.

- Записывают домашнее задание в дневники.

Ф

Дневник, проектор, ноутбук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...