Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Стихотворение В. Я. Брюсов "Опять сон"», УМК "Школа России", 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тема урока: «Стихотворение В. Я. Брюсов "Опять сон"»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательский компетентности в процессе изучения стихотворения В. Я. Брюсова «Опять сон»; представлений о жизни и творчестве автора.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
|
Оборудование: УМК «Школа России». Литературное чтение. 4 класс. 2 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др., учебная презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями).
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 09.02.24 Школа: МАОУ «МЛ № 148 г. Челябинска» (филиал) Класс: 4 Урок: 2 Время: 8:55 – 9:35 Кабинет: 106 | Студент: Балыбина Ульяна Константиновна Группа: 31 Учитель: Гришкевич Валентина Викторовна Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна |
Тема урока: «Стихотворение В. Я. Брюсов "Опять сон"»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательский компетентности в процессе изучения стихотворения В. Я. Брюсова «Опять сон»; представлений о жизни и творчестве автора.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
|
Оборудование: УМК «Школа России». Литературное чтение. 4 класс. 2 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др., учебная презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями).
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Психологический настрой Словесный метод | 1. Психологически настраивает учащихся класса на урок. 2.Проверяет готовность обучающихся к уроку. 3. Приветствует учащихся. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ульяна Константиновна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. -Присядьте те, кто родился зимой…весной…летом…осенью. -Отлично! Мы готовы начинать урок! -Подготовьте, пожалуйста, цветные карандаши или фломастеры. -Так же, хочу отметить, что активным ученикам я буду выдавать наклейки. Но не будем забывать про дисциплину, ответы принимаются только по поднятой руке. | Приветствуют учителя. Показывают готовность к уроку. Присаживаются за парты в зависимости от времени года, в котором они родились. | Л: мотивация учебной деятельности Р: самоопределение к деятельности; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Слайд 1
| |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: беседа | Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. Речевая разминка Солнце село за селом, Спят синицы, сойки спят. Спит в реке усатый сом, Спит и лес, и степь, и сад. Стадо спит, пастух и пес, Сон в страну свою унес Всех. - Прочитайте стихотворение самостоятельно, вполголоса. (стихотворение выведено на экран) -Кто-то хочет с места самостоятельно прочитать? - Чтобы определить тему нашего урока, предлагаю вам исключить из представленных слов лишние буквы. сбон, снровидение, нюочь, воосбражоение, дремотав - Какие слова получились? |
Выполняют речевую разминку. Один ученик читает стихотворение вслух. -сон, сновидение, ночь, воображение, дремота | Предметные: повторить необходимый материал. Метапредметные: П: извлечение необходимой информации из текста; анализ, синтез, сравнение, обобщение; осознанное или произвольное построение речевого высказывания К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции. Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: беседа Наглядный метод | 1.Побуждает обучающихся к формированию темы и целей урока. 2.Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке 3.Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию и взаимооцениванию. - Из букв, которые выпали из слов составьте фамилию поэта. - Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве замечательного поэта Валерия Яковлевича Брюсова. -Сегодня мы открываем новый раздел, откройте учебники на 68 странице. -Как он называется? -Ребята, а вам снятся сны? -А что вы видите в них? -Как думаете, о чем мы сегодня будем говорить? -Как, по-вашему, какие произведения мы будем читать в разделе, чем они будут отличаться от уже изученных? Ведь предыдущие разделы тоже были посвящены детям. -Чем стихи отличаются от прозы? -Мы начинаем изучение произведений из поэтической тетради. Открывают новую поэтическую тетрадь стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова. Знакома ли вам эта фамилия? Слышали ли вы произведения поэта? -Определите задачи урока при помощи опорных слов на экране. | -Брюсов -«Поэтическая тетрадь» Отвечают на вопросы учителя. -О снах. -Мы будем читать о детях. Здесь мы будем читать стихи, так как это «Поэтическая тетрадь». -В стихах есть ритм, рифма. Отличаются краткостью, точностью. Отвечают на вопросы учителя. 1. Познакомиться с творчеством В. Я. Брюсова, с его биографией 2. Учиться правильно, выразительно читать 3. Анализировать стихотворение 4. Сделать выводы. | Предметные: научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Метапредметные: Л: мотивация к учению и познанию Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | Слайд 6 Слайд 7 | |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | П, И Словесный: беседа Наглядный метод Практический: выполнение задания | 1.Рассказывает о творчестве автора. 2. Подводит учащихся к выводу. 3.Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. Знакомство с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова. БРЮСОВ Валерий Яковлевич, поэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик. Родился 1 декабря 1873 (13 н. с.) в Москве в зажиточной купеческой семье. Учился в московской частной гимназии Ф. Креймана, затем перешел в гимназию известного педагога Л. Поливанова, оказавшего заметное влияние на будущего поэта. Уже в тринадцать лет Брюсов решает стать писателем. Круг интересов гимназиста Брюсова — это литература, история, философия, астрономия. Поступив в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучает историю, философию, литературу, искусство, языки (древние и современные). В годы первой мировой войны Брюсов находится на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, пишет патриотические стихи, но скоро возвращается с фронта, поняв всю бессмысленность этой войны для России. Известен как выдающийся переводчик, Брюсов много сделал в изучении русского языка, внес заметный вклад в исследование творчества Пушкина, Фета, Гоголя, Блока и др. В советское время в Московском университете читал курсы лекций по античной и новейшей русской литературе, по теории стиха и латинскому языку, по истории математики, вел семинары по истории Древнего Востока и др. М. Горький назвал Брюсова "самым культурным писателем на Руси". 9 октября 1924, не дожив до 51 года, Брюсов умер в Москве. -Что особенно запомнилось? -Что поразило? -Теперь возьмите карточки и ответьте на вопросы. На это задание у вас есть 2 минуты. Время пошло! -Время вышло! Посмотрите на экран. Поднимите руку, у кого нет ошибок! Поставьте себе 5 на листочке. У кого одна, четыре…две, поставьте себе 3… и у кого больше двух ошибок, два. | Слушают учителя. Высказывают, что из биографии писателя больше всего запомнилось. | Предметные: Расширить свои знания о творчестве В. Драгунского. Метапредметные: Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию П: извлечение из текста необходимой информации; анализ, синтез, обобщение, сравнение. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения. | Слайд 8 Раздаточный материал Слайд 9 | |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф,И Словесный метод: учебный диалог Практический: оценивание | 1.Организует повторное, (или выборочное) чтение и обсуждение содержания произведения. 2.Организует оценивание 3.Подводит к выводу. -Прочитайте, как называется стихотворение на странице 68? Как вы думаете, о чем это стихотворение? -И вот какой сон приснился поэту. Чтение стихотворения «Опять сон» учителем (с. 68–69) -Правильны ли были наши предположения? -Какие картины вам представились? -Видели ли вы что-нибудь подобное? -Почему воспоминания об этом детском сне сохранились у поэта? -Почему стихотворение называется «Опять сон»? -О чем говорит слово опять? - Подумайте, почему лирическому герою снятся дебри? -Найдите строки, которые описывают дебри. -Какие строки вас особенно поразили? -Кто является героем стихотворения? Кому снится сон? -Какие звери живут в его сне? - Как вы понимаете выражение «огненный змей» из 4-й строфы? - Змей буквально переводится – ползущий по земле, «огненный змей» - огонь, ползущий по земле. Это было настоящей катастрофой и только дождь мог затушить огонь. Какие чувства мог вызвать этот образ? -Каких проделок сказочного змея боится мальчик? -Что вы ощущаете, когда читаете эти строки? -Из-за чего возникает это чувство? -Где мальчик искал спасения от своих страхов? -Какие слова рассказывают о том, что и там ему неспокойно? -Каким словом сам мальчик называет своё состояние? -Чем вызван страх? -Найдите эти строки, прочитайте. -Прочитайте два последних четверостишия. С какой интонацией ты прочитаешь короткие предложения? -Где сделать паузу? Почему? -В чем главная мысль этого стихотворения? -Возьмите сейчас вторые карточки. Сейчас вы будете работать в парах. На экране выведены правила работы в парах, посмотрите и вспомните их. Словарная парная работа. (карточки) - Объясните значение слов: Дебри Гиппопотам Утес Ворох Виденья Сумрачны (сумрак) Затмить -Давайте проверим, правильно ли вы все сделали. Поднимите руки те пары, у кого все верно. | -Опять сон Доказывают, аргументируют свою точку зрения. -Дебри – это лес. Значит, лирический герой любит природу, обожествляет ее. -о человеке. -Тревога -Звук травы, камыша, шаг гиппопотама, шорох, шелест листьев, хруст веток -На утесе -«Но виденья старых басен…» -Слабый -неизвестностью «ведь кто же знает…» Дебри – место, заросшее непроходимым лесом. Гиппопотам – бегемот. Утес – высокая скала. Ворох – куча, груда. Виденья – что-то, возникшее в воображении. Сумрачны (сумрак) – охвачены сумраком (неполная темнота). Затмить – закрыть, превзойти в чем-то кого-либо. Выполняют самопроверку по эталону. | Предметные: уметь отвечать на вопросы по тексту произведения. Метапредметные: П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. | Учебник Слайд 10 | |
Физкультминутка (1 мин) | |||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | И, П Практический: выполнение задания, оценивание | 1.Организует самостоятельную работу. 2.Контролирует выполнение работы. 3.Организует взаимооценивание и самооценивание. -Давайте по одной строчке по цепочке прочитаем с вами это стихотворение еще раз! Кто-то хочет самостоятельно, с выражением прочитать данное стихотворение? | По цепочке читают стихотворение. По желанию читают стихотворение самостоятельно. | Предметные: уметь выделять главную мысль произведения. Метапредметные: Л:Развитие самостоятельности и личной ответственности Р: контроль, оценка | ||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Г Словесный метод: беседа Наглядный метод Практический: оценивание | 1.Формулирует задание, организует его выполнение 2. Организует работу по проблемным вопросам. 3. Организует самооценивание 4. Подводит учащихся к выводу -Сейчас я вам предлагаю нарисовать свой самый запоминающийся сон. -Возьмите те карандаши, которые вы подготовили в начале урока. На это задание у вас есть 5 минут! Время пошло! | Выполняют творческое задание. | Предметные: уметь составлять словесный портрет главных героев произведения. Метапредметные: П: построение логической цепи рассуждений. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения. | ||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесный метод: беседа | 1.Организуеет беседу, связывая результаты урока с его целями. 2. Проводит беседу по вопросам. 3. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. -Давайте обратимся с вами к нашим задачам, которые мы ставили в начале урока. Все ли мы выполнили? -Посчитайте сейчас у кого сколько наклеек. -Молодцы те ребята, кто собрал бОльшее количество наклеек, вы сегодня все хорошо поработали на уроке, спасибо вам! До свидания! | Выполняют установку учителя. Высказывают своё мнение. Оценивают свою работу. -Да | Предметные: уметь оценивать свою работу на уроке. П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса; отвечать на вопросы учителя. | Слайд 11 |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Петух и собака» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование читательского интереса к устному народному творчеству; развитие умения находить сходство и различие между сказками русского народного творчества....
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Б.Заходер «Товарищам детям». (УМК "Школа России 2 класс")
Тип урока: «открытия» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над стихотворением Б. Заходера «Товарищам детям»; совершенствование...
Технологическая карта урока литературного чтения на тему "Н.Н Носов "Телефон"" (УМК "Школа России" Климанова Л.Ф, 3 класс)
Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством Н. Н. Носова.Задачи урокаДидактические:знать о жизни и творчестве Н. Н. Носова, знать содержание произведения «Телефон...
Технологическая карта урока "Литературное чтение" на тему "Дж. Свифт "Путешествие Гулливера. " (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство с биографией автора и отрывком из произведения зарубежной литературы «Путешествие Гулливера», развитие творческих спо...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Веселые стихи Э. Успенского" УМК "Школа России" 2 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления учащихся со стихами Э. Успенского «Если был бы я девчонкой»,«Над нашей квартирой», ...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Н.Носов "Федина Задача" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Федина задача».Задачи урока:Дидактические:1) Познакомиться с новым произведением;2) Дать предст...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Н.Н. Носов «Федина задача» для 3 класса УМК "Школа России"
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Н.Н. Носов «Федина задача» для 3 класса УМК "Школа России"...