Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Стихотворение В. Я. Брюсов "Опять сон"», УМК "Школа России", 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Балыбина Ульяна Константиновна

Тема урока: «Стихотворение В. Я. Брюсов "Опять сон"»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательский компетентности в процессе изучения стихотворения В. Я. Брюсова «Опять сон»; представлений о жизни и творчестве автора.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать представление о биографии автора;
  2. Формировать навык анализировать стихотворение на основе выборочного чтения.

Предметные:

  1. Иметь представление о биографии автора;
  2. Определять тему стихотворения и чувства лирического героя.

Развивающие:

  1. Развивать образное и ассоциативное мышление;
  2. Развивать устойчивое внимание и воображение учащихся.

Личностные:

  1. Любить поэзию;
  2. Получать эстетическое удовольствие от чтения лирических произведений.

Воспитательные:

  1. Прививать интерес к чтению детской литературы;
  2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Оборудование: УМК «Школа России». Литературное чтение. 4 класс. 2 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др., учебная презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 09.02.24

Школа: МАОУ «МЛ № 148 г. Челябинска» (филиал)

Класс: 4

Урок: 2

Время: 8:55 – 9:35 Кабинет: 106

Студент: Балыбина Ульяна Константиновна

Группа: 31

Учитель: Гришкевич Валентина Викторовна

Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна

Тема урока: «Стихотворение В. Я. Брюсов "Опять сон"»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательский компетентности в процессе изучения стихотворения В. Я. Брюсова «Опять сон»; представлений о жизни и творчестве автора.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать представление о биографии автора;
  2. Формировать навык анализировать стихотворение на основе выборочного чтения.

Предметные:

  1. Иметь представление о биографии автора;
  2. Определять тему стихотворения и чувства лирического героя.

Развивающие:

  1. Развивать образное и ассоциативное мышление;
  2. Развивать устойчивое внимание и воображение учащихся.

Личностные:

  1. Любить поэзию;
  2. Получать эстетическое удовольствие от чтения лирических произведений.

Воспитательные:

  1. Прививать интерес к чтению детской литературы;
  2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Оборудование: УМК «Школа России». Литературное чтение. 4 класс. 2 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др., учебная презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями).

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Психологический настрой

Словесный метод

1. Психологически настраивает учащихся класса на урок. 

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

3. Приветствует учащихся.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ульяна Константиновна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

-Присядьте те, кто родился зимой…весной…летом…осенью.

-Отлично! Мы готовы начинать урок!

-Подготовьте, пожалуйста, цветные карандаши или фломастеры.

-Так же, хочу отметить, что активным ученикам я буду выдавать наклейки. Но не будем забывать про дисциплину, ответы принимаются только по поднятой руке.

Приветствуют учителя.

Показывают готовность к уроку.

Присаживаются за парты в зависимости от времени года, в котором они родились.

Л: мотивация учебной деятельности

Р: самоопределение к деятельности;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Слайд 1

 

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. 

Речевая разминка

Солнце село за селом,

Спят синицы, сойки спят.

Спит в реке усатый сом,

Спит и лес, и степь, и сад.

Стадо спит, пастух и пес,

Сон в страну свою унес

Всех.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно, вполголоса. (стихотворение выведено на экран)

-Кто-то хочет с места самостоятельно прочитать?

- Чтобы определить тему нашего урока, предлагаю вам исключить из представленных слов лишние буквы.

сбон, снровидение, нюочь, воосбражоение, дремотав

- Какие слова получились?

 

Выполняют речевую разминку.

Один ученик читает стихотворение вслух.

-сон, сновидение, ночь, воображение, дремота

Предметные: повторить необходимый материал.

Метапредметные:

П: извлечение необходимой информации из текста; анализ, синтез, сравнение, обобщение; осознанное или произвольное построение речевого высказывания

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа

Наглядный метод

1.Побуждает обучающихся к формированию темы и целей урока.

2.Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке

3.Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию и взаимооцениванию.

 - Из букв, которые выпали из слов составьте фамилию поэта.

- Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве замечательного поэта Валерия Яковлевича Брюсова.

-Сегодня мы открываем новый раздел, откройте учебники на 68 странице.

-Как он называется?

-Ребята, а вам снятся сны?

-А что вы видите в них?  

-Как думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

-Как, по-вашему, какие произведения мы будем читать в разделе, чем они будут отличаться от уже изученных? Ведь предыдущие разделы тоже были посвящены детям.

-Чем стихи отличаются от прозы?

-Мы начинаем изучение произведений из поэтической тетради. Открывают новую поэтическую тетрадь стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова. Знакома ли вам эта фамилия?  Слышали ли вы произведения поэта?  

-Определите задачи урока при помощи опорных слов на экране.

-Брюсов

-«Поэтическая тетрадь»

Отвечают на вопросы учителя.

-О снах.

-Мы будем читать о детях. Здесь мы будем читать стихи, так как это «Поэтическая тетрадь».

-В стихах есть ритм, рифма.

Отличаются краткостью, точностью.

Отвечают на вопросы учителя.

1. Познакомиться с творчеством

В. Я. Брюсова, с его биографией

2. Учиться правильно, выразительно читать

3.  Анализировать стихотворение

4. Сделать выводы.

Предметные: научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Метапредметные:

Л: мотивация к учению и познанию

Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи   учебной   деятельности.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Слайд 6

Слайд 7

"Открытие" детьми нового знания

  (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

П, И

Словесный: беседа

Наглядный метод

Практический: выполнение задания

1.Рассказывает о творчестве автора.

2. Подводит учащихся к выводу.

3.Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

Знакомство с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова.

БРЮСОВ Валерий Яковлевич, поэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик.  Родился 1 декабря 1873 (13 н. с.) в Москве в зажиточной купеческой семье.    

Учился в московской частной гимназии Ф. Креймана, затем перешел в гимназию известного педагога Л. Поливанова, оказавшего заметное влияние на будущего поэта.

Уже в тринадцать лет Брюсов решает стать писателем. Круг интересов гимназиста Брюсова — это литература, история, философия, астрономия. Поступив в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучает историю, философию, литературу, искусство, языки (древние и современные).  

В годы первой мировой войны Брюсов находится на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, пишет патриотические стихи, но скоро возвращается с фронта, поняв всю бессмысленность этой войны для России.  

Известен как выдающийся переводчик, Брюсов много сделал в изучении русского языка, внес заметный вклад в исследование творчества Пушкина, Фета, Гоголя, Блока и др.

В советское время в Московском университете читал курсы лекций по античной и новейшей русской литературе, по теории стиха и латинскому языку, по истории математики, вел семинары по истории Древнего Востока и др. М. Горький назвал Брюсова "самым культурным писателем на Руси". 9 октября 1924, не дожив до 51 года, Брюсов умер в Москве.

-Что особенно запомнилось?

-Что поразило?

-Теперь возьмите карточки и ответьте на вопросы. На это задание у вас есть 2 минуты. Время пошло!

-Время вышло! Посмотрите на экран. Поднимите руку, у кого нет ошибок! Поставьте себе 5 на листочке. У кого одна, четыре…две, поставьте себе 3… и у кого больше двух ошибок, два.

Слушают учителя.

Высказывают, что из биографии писателя больше всего запомнилось.

Предметные:

Расширить свои знания о творчестве В. Драгунского.

Метапредметные:

Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию

П: извлечение из текста необходимой информации; анализ, синтез, обобщение, сравнение.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения.

Слайд 8

Раздаточный материал

Слайд 9

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф,И

Словесный метод: учебный диалог

Практический: оценивание

1.Организует повторное, (или выборочное) чтение и обсуждение содержания произведения.

2.Организует оценивание

3.Подводит к выводу.

-Прочитайте, как называется стихотворение на странице 68?

Как вы думаете, о чем это стихотворение?  

-И вот какой сон приснился поэту.

Чтение стихотворения «Опять сон» учителем (с. 68–69)

-Правильны ли были наши предположения?

-Какие картины вам представились?

-Видели ли вы что-нибудь подобное?  

-Почему воспоминания об этом детском сне сохранились у поэта?  

-Почему стихотворение называется «Опять сон»?

-О чем говорит слово опять?

- Подумайте, почему лирическому герою снятся дебри?

-Найдите строки, которые описывают дебри.

-Какие строки вас особенно поразили?

-Кто является героем стихотворения? Кому снится сон?

-Какие звери живут в его сне?

- Как вы понимаете выражение «огненный змей» из 4-й строфы?

- Змей буквально переводится – ползущий по земле, «огненный змей» - огонь, ползущий по земле. Это было настоящей катастрофой и только дождь мог затушить огонь. Какие чувства мог вызвать этот образ?

-Каких проделок сказочного змея боится мальчик?

-Что вы ощущаете, когда читаете эти строки?

-Из-за чего возникает это чувство?  

-Где мальчик искал спасения от своих страхов?

-Какие слова рассказывают о том, что и там ему неспокойно?

-Каким словом сам мальчик называет своё состояние?

-Чем вызван страх?  

-Найдите эти строки, прочитайте.  

-Прочитайте два последних четверостишия.  С какой интонацией ты прочитаешь короткие предложения?

-Где сделать паузу? Почему?

-В чем главная мысль этого стихотворения?

-Возьмите сейчас вторые карточки. Сейчас вы будете работать в парах. На экране выведены правила работы в парах, посмотрите и вспомните их.

Словарная парная работа. (карточки)

- Объясните значение слов:

Дебри 

Гиппопотам 

Утес 

Ворох 

Виденья 

Сумрачны (сумрак) 

Затмить

-Давайте проверим, правильно ли вы все сделали. Поднимите руки те пары, у кого все верно.

-Опять сон

Доказывают,

аргументируют свою точку зрения.

-Дебри – это лес. Значит, лирический герой любит

природу, обожествляет ее.

-о человеке.

-Тревога

-Звук травы, камыша, шаг гиппопотама, шорох, шелест листьев, хруст веток

-На утесе

-«Но виденья старых басен…»

-Слабый

-неизвестностью «ведь кто же знает…»

Дебри – место, заросшее непроходимым лесом.

Гиппопотам – бегемот.

Утес – высокая скала.

Ворох – куча, груда.

Виденья – что-то, возникшее в воображении.

Сумрачны (сумрак) – охвачены сумраком (неполная темнота).

Затмить – закрыть, превзойти в чем-то кого-либо.

Выполняют самопроверку по эталону.

Предметные: уметь отвечать на вопросы по тексту произведения.

Метапредметные:

П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Учебник

Слайд 10

Физкультминутка

(1 мин)

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И, П

Практический: выполнение задания, оценивание

1.Организует самостоятельную работу.

2.Контролирует выполнение работы.

3.Организует взаимооценивание и самооценивание.

-Давайте по одной строчке по цепочке прочитаем с вами это стихотворение еще раз! Кто-то хочет самостоятельно, с выражением прочитать данное стихотворение?

По цепочке читают стихотворение.

По желанию читают стихотворение самостоятельно.

Предметные: уметь выделять главную мысль произведения.

Метапредметные:

Л:Развитие самостоятельности и личной ответственности

Р: контроль, оценка

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Г

Словесный метод: беседа

Наглядный метод

Практический: оценивание

1.Формулирует задание, организует его выполнение

2. Организует работу по проблемным вопросам.

3. Организует самооценивание

4. Подводит учащихся к выводу

-Сейчас я вам предлагаю нарисовать свой самый запоминающийся сон.

-Возьмите те карандаши, которые вы подготовили в начале урока. На это задание у вас есть 5 минут! Время пошло!

Выполняют творческое задание.

Предметные: уметь составлять словесный портрет главных героев произведения.

Метапредметные:

П: построение логической цепи рассуждений.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный метод: беседа

1.Организуеет беседу, связывая результаты урока с его целями.

2. Проводит беседу по вопросам.

3. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

-Давайте обратимся с вами к нашим задачам, которые мы ставили в начале урока. Все ли мы выполнили?

-Посчитайте сейчас у кого сколько наклеек.

-Молодцы те ребята, кто собрал бОльшее количество наклеек, вы сегодня все хорошо поработали на уроке, спасибо вам! До свидания!

Выполняют установку учителя.

Высказывают своё мнение.

Оценивают свою работу.

-Да

Предметные: уметь оценивать свою работу на уроке.

П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса; отвечать на вопросы учителя.

Слайд 11



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Петух и собака» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя:  формирование читательского интереса к устному народному творчеству; развитие умения находить сходство и различие между сказками русского народного творчества....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Б.Заходер «Товарищам детям». (УМК "Школа России 2 класс")

Тип урока: «открытия» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над  стихотворением Б. Заходера «Товарищам детям»; совершенствование...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему "Н.Н Носов "Телефон"" (УМК "Школа России" Климанова Л.Ф, 3 класс)

Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством Н. Н. Носова.Задачи урокаДидактические:знать о жизни и творчестве Н. Н. Носова, знать содержание произведения «Телефон...

Технологическая карта урока "Литературное чтение" на тему "Дж. Свифт "Путешествие Гулливера. " (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство с биографией автора и отрывком из произведения зарубежной литературы «Путешествие Гулливера», развитие творческих спо...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Веселые стихи Э. Успенского" УМК "Школа России" 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления учащихся со стихами Э. Успенского «Если был бы я девчонкой»,«Над нашей квартирой», ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Н.Носов "Федина Задача" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Федина задача».Задачи урока:Дидактические:1) Познакомиться с новым произведением;2) Дать предст...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Н.Н. Носов «Федина задача» для 3 класса УМК "Школа России"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Н.Н. Носов «Федина задача» для 3 класса УМК "Школа России"...