Технологическая карта урока литературного чтения. «В. Ю. Драгунский «Главные реки»». УМК Школа России, 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Задачи урока
| Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные: 1. Воспитывать чувство ответственности, сострадания, умение принимать ответственные решения. 2. Способствовать обогащению нравственного опыта младшего школьника. 3. Воспитывать позитивное отношение к чтению у младших школьников. |
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 17.01.2023 Школа: МОУ АСОШ №1 Класс: 4 Б Урок: 3 Время: 10:35 – 11:15 Кабинет: 221 | Студент: Салыкаева Аниса Ульмаскуловна Группа: 201 НК ЗФО Учитель: Баязитова Гульсия Закиржановна Методист: Ткаченко Екатерина Александровна |
Тема урока «В. Ю. Драгунский «Главные реки»»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе изучения содержания произведения В.Ю. Драгунского «Главные реки».
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные: 1. Воспитывать чувство ответственности, сострадания, умение принимать ответственные решения. 2. Способствовать обогащению нравственного опыта младшего школьника. 3. Воспитывать позитивное отношение к чтению у младших школьников. |
УМК: Литературное чтение: 4 класс 2 часть УМК «Школа России», Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и другие, стр.17-23; презентация; телевизор; учебник; рабочая тетрадь
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно-значимом уровне | Ф, Группа словесных методов |
-Здравствуйте ребята, меня зовут Аниса Ульмаскуловна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Какой сегодня прекрасный день. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрим друг на друга, улыбнемся, пожелаем друг- другу удачи. -Проверьте свои рабочие места. -Присаживайтесь. | Организуют свое рабочее место; Приветствуют учителя. | УУКД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками УУРД: настроить на продуктивную работу. |
|
Актуализация знаний и мотивация (4-5 минут) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Группа словесных методов |
– Какой раздел мы продолжаем изучать? – Как вы понимаете эту поговорку? -Посмотрите на слайд. Что случилось? Давайте разгадаем запутанное слово. -Вам знакома эта фамилия? Какие произведения Виктора Юзефовича вам знакомы? Молодцы! Я вижу, вы хорошо запомнили материал предыдущего урока, и мы можем двигаться дальше. -Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите? Прочитайте. -Что такое река? Можно ли назвать это главными реками? Почему? -Как вы думаете, почему мы говорим о реках? Ведь у нас не урок окружающего мира, а урок литературного чтения. | - Делу – время, потехе – час. - Время идет, не останавливаясь, и если человек провел его впустую, то потерянного времени не вернешь. - Драгунский. -Ответы детей. - Нил, Лена, Дон, Волга, Енисей, Миссисипи. - Река - это естественный водный поток больших размеров с природным течением по руслу от истока до устья. Можем, так как они крупнейшие по объему воды и протяженности. - Так называется рассказ В.Ю. Драгунского «Главные реки». | УУПД: соотносить ранее изученный материал для выполнения задания; выявлять причинно-следственные связи УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса; принимать цель совместной деятельности. УУРД: выработать учебную мотивацию | Презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Группа словесных методов | - Правильно, ребята. Мы сегодня будем говорит о рассказе В. Ю. Драгунского «Главные реки», а почему главные реки, об этом мы узнаем позже. – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. Сегодня на уроке будем: 1. учиться правильному и осознанному ……, ориентироваться в тексте и высказывать свою………….; 2. познакомимся с биографией …….; 3. познакомимся с его произведением…… -Вы знаете такие понятия, как «золотая полка» и «серебряная полка»? Как вы думаете, что это такое? - «Золотая полка» - это такая полка, на которой хранят только особенные книги. Такая полка должна быть у каждого человека, ведь литература многогранна и для каждого найдётся что-то своё. На ней расположены книги, которые учат нас светлому, доброму и прекрасному. - А на «серебряной полке» расположены те книги, которые наполнены яркими и интересными сюжетами. Сегодня мы узнаем – пополнятся ли наши полки новым произведением. | -Читают тему урока. -чтению -точку зрения - Виктора Юзефовича Драгунского - «Главные реки» - Ответы детей. | УУРД: планировать этапы предстоящей работы | Презентация |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф Группа словесных методов | -Сейчас я расскажу о жизни писателя. Автором детских произведений является Виктор Юзефович Драгунский. Это детский русский писатель – родился 30 ноября 1913 в Нью-Йорке. - Где расположен город Нью-Йорк? Через год семья вернулась и осталась жить в Гомеле, где и прошло детство писателя. -Где расположен этот город? Виктор рано остался без отца, поэтому надо было зарабатывать на жизнь самостоятельно. Он начал работать с 16 лет. Для него все работы были хороши. Виктор работал актером театра и кино, Дедом Морозом на елках. Виктор Драгунский был даже клоуном в цирке на Цветном бульваре, рыжим клоуном в лохматом рыжем парике. -Кто-нибудь знает, где это? -Как вы думаете, легко ли быть клоуном? - Да, клоуном быть очень трудно, ведь он должен уметь и фокусы показывать, и по канату ходить, и петь, и танцевать. Особенно любил Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые во время его представлений просто сползали со стульев от смеха. - Ребята, сейчас мы прочитаем произведение «Главные реки» и узнаем в чем замысел автора. Открываем учебник на стр. 17. | - США. - Беларуссия. -Москва - Ответы детей. -Открывают учебник. Слушают. | УУПД: извлекать необходимую информацию УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса; уметь строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. . УУРД: уметь работать с соблюдением общего темпа | |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Ф Группа словесных методов. Взаимоконтроль. | - Ребята, вас не смущает, что про главные реки почти ничего не говорится, а произведение получило такое название. Почему? - Какие чувства вы испытали при прослушивании? Словарная работа. - Сейчас вам нужно будет выполнить работу в парах. На партах у вас лежат листы с заданием. Нужно установить соответствие между словами, которые использовал автор. -Проверим, как вы справились с заданием, посмотрите на слайд с правильными ответами. Прыть – быстрота, подвижность. Позор – бесчестье, стыд. Ловко – проворно, юрко, вертко. Сноровисто – удобно. Примчаться – прибежать, приехать. Вежливый – учтивый, корректный, предупредительный, любезный, деликатный, галантный. Бодро – молодцом, лихо, жизнерадостно. Продекламировать – прочитать. Влепить – поставить, ударить. - Молодцы, справились с заданием! -Как называются слова, которые мы объединили? -Что такое синонимы? Первичный анализ. -Назовите действующих лиц рассказа. Главных и второстепенных. Что вы о них узнали? | - Потому что Денис неправильно назвал реку Америки. -Приятные чувства, злые чувства. Работают с карточками. Устанавливают соответствие. Проверяют. -Синонимами. - Слова, близкие по значению. - Денис Кораблёв-весёлый и находчивый мальчик 9 лет, озорник и фантазёр. Мишка Слонов - его друг, такой же озорник. Раиса Ивановна - классный руководитель Дениски - умная и весёлая. | УУПД: структурировать знания; осуществлять синтез УУКД: использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; формулировать ответ УУРД: умение работать с соблюдением общего темпа | Презентация, учебник, |
Динамическая пауза | - А теперь мы отдохнем – физминутку проведем! | |||||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф: работа с книгой М: беседа П: чтение, учебный диалог | Повторное чтение и углубленный анализ. - А теперь прочтем по цепочке, по одному предложению. Работа в группах.
1.Найдите важную фразу, раскрывающую смысл произведения? 2. Почему опоздал Дениска? 3. Что помогло Дениске не опоздать? 4. Какими словами в тексте автор показал, как Дениска собирался в школу? 5. Какую клятву Дениска дал себе? 6. К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение? Помогают ли герою подсказки друзей? | Читают по цепочке. - Помогать друг другу, уважать каждого, работать сообща. -Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. -«…Немножечко заспался, а когда вскочил, времени оставалось чуть-чуть…». -Умение быстро собираться. -Вскочил, глянул, примчать, бежал из раздевалки, припустился во всю прыть. -И теперь я дал клятву, что буду учить уроки всегда. - Например, сначала забежал в класс вперед учителя, затем начинает читать другое стихотворение, думая, что учитель не заметит этого. | Р: анализ и синтез Л: адекватно воспринимать оценку учителя К: умение слушать и понимать других К: умение работать в группе П: умение извлекать информацию из текста | Учебник |
7. К какому жанру относится это литературное произведение? Докажите. 8. Давайте подумаем, какой же Дениска в произведениях Драгунского, и назовем качества, которые могут быть у человека? Работа в парах. - Итак, ребята, мы с вами много говорим о содержании рассказа, но скажите, какую главную мысль хотел передать нам автор? Поработайте в паре и расскажите друг другу главную мысль произведения. Я даю вам полторы минуты подумать. После этого мы послушаем несколько пар к какому мнению вы пришли. -Чему нас учит это произведение? | - Это рассказ. Здесь малое количество героев, одно событие, небольшой объем. -Дениска добрый, трудолюбивый, любит читать (пол-лета читал), хочет быть взрослым, общительный, любознательный, веселый, доводил начатое интересующее его дело до конца, применил полученные теоретические знания на практике – про пожарных. - Главная мысль рассказа в том, что сперва нужно учить уроки, а потом заниматься своими делами. - Рассказ учит нас быть собранными и ответственно относится к своей учёбе. | |||||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф М: беседа П: диалогФ | - Мы описали характеры главных героев. А как передать эти характеры при чтении? - С какой интонацией читать за Дениску? -За учительницу? - А как читает автор? -Приступим к чтению по ролям! Чтение по ролям -Ребята, как вы думаете, удалось нашим «артистам» передать характеры героев? Все ли у них получилось? | -С помощью интонации. - Громко, бодро. -Грозно, требовательно. -Выразительно, соблюдая знаки препинания, передаёт настроение -Да, они молодцы! | УУПД: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. УУКД: владеть формами речи, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью УУРД: осознавать качество усвоения; уметь работать с соблюдением общего темпа | Учебник |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Группа словесных методов (беседа, опрос) |
Я узнал(а)…. Мне сегодня…. Я хотел(а) бы….
| -Виктора Юзефовича. Драгунского. | УУРД: осуществлять итоговый контроль | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения «В.Ю. Драгунский «Он живой и светится» 3 класс
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»Цели урока: - Познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится».Планируемые резул...
Технологическая карта урока литературного чтения : Н. Н. Носов «Федина задача» ( УМК" Школа России", 3 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения : Н. Н. Носов «Федина задача»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в п...
Технологическая карта урока литературного чтения «Марк Твен «Приключения Тома Сойера»» ( УМК «Школа России», 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над повестью Марк Твен «Приключения Тома Сойера»Задачи урокаДидактич...
Технологическая карта урока литературного чтения Г.Б. Остер «Будем знакомы» (УМК «Школа России», 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над сказкой Г.Б. Остера «Будем знакомы»: предположение о содержании ...
Технологическая карта урока литературного чтения "М.М.Зощенко "Золотые слова" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении М.М.Зощенко «Золотые слова»Задачи урокаДидактические:уметь находить слова и выражения, которые используе...
Технологическая карта урока литературного чтения В.Ю. Драгунский «Друг детства» (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока: В.Ю. Драгунский «Друг детства»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведением В.Ю...
Технологическая карта урока литературного чтения, «Рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга» УМК «Школа России». Литературное чтение. В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 3 класс
Технологическая карта урока литературного чтения, «Рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга» УМК «Школа России». Литературное чтение. В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 3 класс...