Технологическая карта урока литературного чтения. «В. Ю. Драгунский «Главные реки»». УМК Школа России, 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Салыкаева Аниса Ульмаскуловна

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Познакомить со сведениями из биографии писателя, с содержанием рассказа.
  2. Научить анализировать и пересказывать текст произведения.

Предметные:

  1. Научатся владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения.
  2. Научатся описывать характер героя, находить в тексте средства изображения героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения.

Развивающие:

  1. Развивать творческие способности и навыки выразительного чтения.
  2. Способствовать развитию речи, вниманию и памяти.
  3. Развивать познавательский и читательский интерес.

Личностные:

  1. Осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора.
  2. Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы.

 

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство ответственности, сострадания, умение принимать ответственные решения.

2. Способствовать обогащению нравственного опыта младшего школьника.

3. Воспитывать позитивное отношение к чтению у младших школьников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 17.01.2023

Школа: МОУ АСОШ №1

Класс: 4 Б

Урок: 3

Время: 10:35 – 11:15 Кабинет: 221

Студент: Салыкаева Аниса Ульмаскуловна

Группа: 201 НК ЗФО

Учитель: Баязитова Гульсия Закиржановна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Тема урока «В. Ю. Драгунский «Главные реки»»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе изучения содержания произведения В.Ю. Драгунского «Главные реки».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Познакомить со сведениями из биографии писателя, с содержанием рассказа.
  2. Научить анализировать и пересказывать текст произведения.

Предметные:

  1. Научатся владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения.
  2. Научатся описывать характер героя, находить в тексте средства изображения героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения.

Развивающие:

  1. Развивать творческие способности и навыки выразительного чтения.
  2. Способствовать развитию речи, вниманию и памяти.
  3. Развивать познавательский и читательский интерес.

Личностные:

  1. Осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора.
  2. Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство ответственности, сострадания, умение принимать ответственные решения.

2. Способствовать обогащению нравственного опыта младшего школьника.

3. Воспитывать позитивное отношение к чтению у младших школьников.

УМК: Литературное чтение: 4 класс 2 часть УМК «Школа России», Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и другие, стр.17-23; презентация; телевизор; учебник; рабочая тетрадь

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно-значимом уровне

Ф,

Группа словесных методов

  1. Проверяет явку обучающихся и готовность к уроку;
  2. Создаёт условия для включения обучающихся в учебный процесс;
  3. Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

-Здравствуйте ребята, меня зовут Аниса Ульмаскуловна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Какой сегодня прекрасный день. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрим друг на друга, улыбнемся, пожелаем друг- другу удачи.

-Проверьте свои рабочие места.

-Присаживайтесь.

Организуют свое рабочее место;

Приветствуют учителя.

УУКД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

УУРД: настроить на продуктивную работу.

 

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 минут)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Группа словесных методов

  1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала;
  2. Организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог;
  •  Для начала давайте вспомним, что вы изучили на прошлом уроке и ответим на вопросы.

– Какой раздел мы продолжаем изучать?

– Как вы понимаете эту поговорку?

-Посмотрите на слайд. Что случилось? Давайте разгадаем запутанное слово.

-Вам знакома эта фамилия? Какие произведения Виктора Юзефовича вам знакомы?

Молодцы! Я вижу, вы хорошо запомнили материал предыдущего урока, и мы можем двигаться дальше.

-Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите? Прочитайте.

-Что такое река? Можно ли назвать это главными реками? Почему?

-Как вы думаете, почему мы говорим о реках? Ведь у нас не урок окружающего мира, а урок литературного чтения.

- Делу – время, потехе – час.

-  Время идет, не останавливаясь, и если человек провел его впустую, то потерянного времени не вернешь.

- Драгунский.

-Ответы детей.

- Нил, Лена, Дон, Волга, Енисей, Миссисипи.

-  Река - это естественный водный поток больших размеров с природным течением по руслу от истока до устья. Можем, так как они крупнейшие по объему воды и протяженности.

-  Так называется рассказ В.Ю. Драгунского «Главные реки».

УУПД: соотносить ранее изученный материал для выполнения задания;

выявлять причинно-следственные связи

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса;

принимать цель совместной деятельности.

УУРД: выработать учебную мотивацию

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Группа словесных

методов

-  Правильно, ребята. Мы сегодня будем говорит о рассказе В. Ю. Драгунского «Главные реки», а почему главные реки, об этом мы узнаем позже.

– Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. Сегодня на уроке будем:

1. учиться правильному и осознанному ……, ориентироваться в тексте и высказывать свою………….;

2. познакомимся с биографией …….;

3. познакомимся с его произведением……

-Вы знаете такие понятия, как «золотая полка» и «серебряная полка»? Как вы думаете, что это такое?

- «Золотая полка» - это такая полка, на которой хранят только особенные книги. Такая полка должна быть у каждого человека, ведь литература многогранна и для каждого найдётся что-то своё. На ней расположены книги, которые учат нас светлому, доброму и прекрасному.

- А на «серебряной полке» расположены те книги, которые наполнены яркими и интересными сюжетами. Сегодня мы узнаем – пополнятся ли наши полки новым произведением.

-Читают тему урока.

-чтению

-точку зрения

- Виктора Юзефовича Драгунского

- «Главные реки»

- Ответы детей.

УУРД: планировать этапы предстоящей работы

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

Группа словесных методов

-Сейчас я расскажу о жизни писателя. Автором детских произведений является Виктор Юзефович Драгунский. Это детский русский писатель – родился 30 ноября 1913 в Нью-Йорке.

- Где расположен город Нью-Йорк?

Через год семья вернулась и осталась жить в Гомеле, где и прошло детство писателя.

-Где расположен этот город?

Виктор рано остался без отца, поэтому надо было зарабатывать на жизнь самостоятельно. Он начал работать с 16 лет. Для него все работы были хороши.

Виктор работал актером театра и кино, Дедом Морозом на елках. Виктор Драгунский был даже клоуном в цирке на Цветном бульваре, рыжим клоуном в лохматом рыжем парике.

-Кто-нибудь знает, где это?

-Как вы думаете, легко ли быть клоуном?

- Да, клоуном быть очень трудно, ведь он должен уметь и фокусы показывать, и по канату ходить, и петь, и танцевать.

Особенно любил Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые во время его представлений просто сползали со стульев от смеха.

- Ребята, сейчас мы прочитаем произведение «Главные реки» и узнаем в чем замысел автора.   Открываем учебник на стр. 17.

- США.

- Беларуссия.

-Москва

- Ответы детей.

-Открывают учебник. Слушают.

УУПД: извлекать

необходимую

информацию

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса;

уметь строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

.

УУРД: уметь работать с соблюдением общего темпа

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Группа словесных методов.

Взаимоконтроль.

- Ребята, вас не смущает, что про главные реки почти ничего не говорится, а произведение получило такое название. Почему?

- Какие чувства вы испытали при прослушивании?

Словарная работа.

- Сейчас вам нужно будет выполнить работу в парах. На партах у вас лежат листы с заданием. Нужно установить соответствие между словами, которые использовал автор.

-Проверим, как вы справились с заданием, посмотрите на слайд с правильными ответами.

Прыть – быстрота, подвижность.

Позор – бесчестье, стыд.

Ловко – проворно, юрко, вертко.

Сноровисто – удобно.

Примчаться – прибежать, приехать.

Вежливый – учтивый, корректный, предупредительный, любезный, деликатный, галантный.

Бодро – молодцом, лихо, жизнерадостно.

Продекламировать – прочитать.

Влепить – поставить, ударить.

- Молодцы, справились с заданием!

-Как называются слова, которые мы объединили?

-Что такое синонимы?

Первичный анализ.

-Назовите действующих лиц рассказа. Главных и второстепенных. Что вы о них узнали?

- Потому что Денис неправильно назвал реку Америки.

-Приятные чувства, злые чувства.

Работают с карточками. Устанавливают соответствие.

Проверяют.

-Синонимами.

-  Слова, близкие по значению.

- Денис Кораблёв-весёлый и находчивый мальчик 9 лет, озорник и фантазёр. Мишка Слонов - его друг, такой же озорник. Раиса Ивановна - классный руководитель Дениски - умная и весёлая.

УУПД: структурировать знания; осуществлять синтез

УУКД: использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; формулировать ответ

УУРД: умение работать с соблюдением общего темпа

Презентация, учебник,

Динамическая пауза

- А теперь мы отдохнем – физминутку проведем!

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф: работа с книгой

М: беседа

П: чтение, учебный диалог

Повторное чтение и углубленный анализ.

- А теперь прочтем по цепочке, по одному предложению.

Работа в группах.

  • Напомните правила работы в группах.
  • Я предлагаю вам поработать в группах по 4 человека. Ваша задача сейчас - совместно выполняя работу, ответить на вопросы.
  • А теперь, давайте проверим ваши ответы. Говорит кто-то один из группы.

1.Найдите важную фразу, раскрывающую смысл произведения?

2. Почему опоздал Дениска?

3. Что помогло Дениске не опоздать?

4. Какими словами в тексте автор показал, как Дениска собирался в школу?

5.  Какую клятву Дениска дал себе?

6. К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение? Помогают ли герою подсказки друзей?

Читают по цепочке.

- Помогать друг другу, уважать каждого, работать сообща.

-Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо.

-«…Немножечко заспался, а когда вскочил, времени оставалось чуть-чуть…».

-Умение быстро собираться.

-Вскочил, глянул, примчать, бежал из раздевалки, припустился во всю прыть.

-И теперь я дал клятву, что буду учить уроки всегда.

- Например, сначала забежал в класс вперед учителя, затем начинает читать другое стихотворение, думая, что учитель не заметит этого.

Р: анализ и синтез

Л: адекватно воспринимать оценку учителя

К: умение слушать и понимать других

К: умение работать в группе

П: умение извлекать информацию из текста

Учебник

7. К какому жанру относится это литературное произведение? Докажите. 

8.  Давайте подумаем, какой же Дениска в произведениях Драгунского, и назовем качества, которые могут быть у человека?

Работа в парах.

- Итак, ребята, мы с вами много говорим о содержании рассказа, но скажите, какую главную мысль хотел передать нам автор?

Поработайте в паре и расскажите друг другу главную мысль произведения.  Я даю вам полторы минуты подумать. После этого мы послушаем несколько пар к какому мнению вы пришли.

-Чему нас учит это произведение?

- Это рассказ. Здесь малое количество героев, одно событие, небольшой объем.

-Дениска добрый, трудолюбивый, любит читать (пол-лета читал), хочет быть взрослым, общительный, любознательный, веселый, доводил начатое интересующее его дело до конца, применил полученные теоретические знания на практике – про пожарных.

-  Главная мысль рассказа в том, что сперва нужно учить уроки, а потом заниматься своими делами.

- Рассказ учит нас быть собранными и ответственно относится к своей учёбе.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

М: беседа

П: диалогФ

- Мы описали характеры главных героев. А как передать эти характеры при чтении?

- С какой интонацией читать за Дениску?

-За учительницу?

- А как читает автор?

-Приступим к чтению по ролям!

Чтение по ролям

-Ребята, как вы думаете, удалось нашим «артистам» передать характеры героев? Все ли у них получилось?

-С помощью интонации.

- Громко, бодро.

-Грозно, требовательно.

-Выразительно, соблюдая знаки препинания, передаёт настроение

-Да, они молодцы!

УУПД: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. 

УУКД: владеть формами речи, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

УУРД: осознавать качество усвоения; уметь работать с соблюдением общего темпа

Учебник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Группа словесных методов (беседа, опрос)

  • Наш урок подошел к концу, давайте подведем итоги.

Я узнал(а)….

Мне сегодня….

Я хотел(а) бы….

  • С творчеством какого писателя познакомились на уроке, назовите его имя?
  •  Если бы мы сделали настоящую полку, на какой полке для себя вы поместили произведение «Главные реки» Виктора Юзефовича Драгунского?
  • Ваше домашнее задание: определить последовательность событий в рассказе и составить план.
  • Спасибо вам за урок, до свиданья!

-Виктора Юзефовича. Драгунского.

УУРД: осуществлять итоговый контроль

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения «В.Ю. Драгунский «Он живой и светится» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»Цели урока: - Познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится».Планируемые резул...

Технологическая карта урока литературного чтения : Н. Н. Носов «Федина задача» ( УМК" Школа России", 3 класс)

Технологическая карта урока литературного чтения : Н. Н. Носов «Федина задача»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в п...

Технологическая карта урока литературного чтения «Марк Твен «Приключения Тома Сойера»» ( УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над повестью Марк Твен «Приключения Тома Сойера»Задачи урокаДидактич...

Технологическая карта урока литературного чтения Г.Б. Остер «Будем знакомы» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над сказкой Г.Б. Остера «Будем знакомы»: предположение о содержании ...

Технологическая карта урока литературного чтения "М.М.Зощенко "Золотые слова" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении М.М.Зощенко «Золотые слова»Задачи урокаДидактические:уметь находить слова и выражения, которые используе...

Технологическая карта урока литературного чтения В.Ю. Драгунский «Друг детства» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: В.Ю. Драгунский «Друг детства»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведением В.Ю...

Технологическая карта урока литературного чтения, «Рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга» УМК «Школа России». Литературное чтение. В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения, «Рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга» УМК «Школа России». Литературное чтение. В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 3 класс...