Конспект по теме "Литературная сказка П.П.Ершова «Конёк-Горбунок» сюжет и построение (композиция) сказки"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Стулова Анастасия Игоревна

Цель урока

продолжение знакомства обучающихся с жанром художественных произведений (сказкой) на примере волшебной сказки  в стихах П. П. Ершова «Конёк-Горбунок».  

Задачи

1) познакомить обучающихся с творчеством П.П.Ершова и композиционным построением сказки; 2)   совершенствовать навык  осознанного смыслового чтения; 3) расширять кругозор обучающихся и пополнять их лексический запас слов; 4)  работать с обучающимися над содержанием произведения, выявлением его основной мысли; 5) совершенствовать умение характеризовать положительных и отрицательных героев произведения; 6) способствовать воспитанию  взаимовыручки, дружбы, умения преодолевать трудности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Учитель

Стулова А.И.

Дата

Тема

Литературная сказка П.П.Ершова «Конёк-Горбунок»: сюжет и построение (композиция) сказки

Тип урока

комбинированный.

Цель урока

продолжение знакомства обучающихся с жанром художественных произведений (сказкой) на примере волшебной сказки в стихах П. П. Ершова «Конёк-Горбунок».

Задачи

1) познакомить обучающихся с творчеством П.П.Ершова и композиционным построением сказки; 2) совершенствовать навык осознанного смыслового чтения; 3) расширять кругозор обучающихся и пополнять их лексический запас слов; 4) работать с обучающимися над содержанием произведения, выявлением его основной мысли; 5) совершенствовать умение характеризовать положительных и отрицательных героев произведения; 6) способствовать воспитанию взаимовыручки, дружбы, умения преодолевать трудности.

Планируемые результаты

Предметные: формировать умение понимать цели изучения темы; развивать интерес к литературному творчеству П.П.Ершова; применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Личностные УУД: осмысливать представления о нравственных понятиях: честность, порядочность, взаимовыручка, дружба, отраженных в литературном произведении; формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Метапредметные

-учиться прогнозировать содержание сказки «Конёк-Горбунок» по её заголовку и уметь воспринимать произведение на слух;

- Формулировать учебную задачу урока и планировать свою деятельность;

-Формировать умение высказывать свою точку зрения;

-Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте.

Формулировать учебную задачу урока и планировать свою деятельность;

-Формировать умение высказывать свою точку зрения;

-Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте.

Формулировать учебную задачу урока и планировать свою деятельность;

-Формировать умение высказывать свою точку зрения;

-Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте.

-формулировать учебную задачу урока и планировать свою деятельность;

-формировать умение высказывать свою точку зрения;

-развивать умение находить необходимые отрывки в тексте.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

#1052;отивация (самоопределение) к учебной деятельности

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее,

Начнём сейчас урок.

Сказка мудростью богата,

Скажем сказке: « Приходи!».

Эта присказка, ребята,

Сказка будет впереди.

Сказка мудростью богата,

Скажем сказке: « Приходи!».

Эта присказка, ребята,

Сказка будет впереди.

Сказка мудростью богата,

Скажем сказке: « Приходи!».

Эта присказка, ребята,

Сказка будет впереди.

Сказка мудростью богата,

Скажем сказке: « Приходи!».

Эта присказка, ребята,

Сказка будет впереди.

Сказка мудростью богата,

Скажем сказке: « Приходи!».

Эта присказка, ребята,

Сказка будет впереди.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

1. Приём «Корзина сведений»

-Ребята, напомните мне, какой раздел мы изучаем на литературном чтении? (Раздел «Литературные сказки»)

-А что значит «литературные сказки»? (Сказки, написанные авторами.)

-Что такое сказка? (Древнейший жанр повествовательной литературы преимущественно фантастического характера о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях, имеющий целью нравоучение или развлечение.)

-На какие 2 группы делятся все сказки? (Авторские (литературные) и народные)

-Чем же отличается авторская сказка от народной сказки? (У народных нет авторов, а у литературной есть автор. В авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. Также очень ярки персонажи: у каждого из них свой характер и поступки.)

-Какие виды народных сказок вам знакомы? (Народные сказки бывают: волшебные, бытовые, о животных.)

- О чём рассказывают бытовые сказки? (В бытовых сказках высмеивается скупость, жадность, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных людей. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества людей.)

- О чём рассказывают волшебные сказки? (В волшебных сказках присутствует элемент волшебства, герои этих сказок вымышлены. В ней происходят чудесные, фантастические события)

- О чём нам рассказывают сказки о животных?

(В сказках о животных действующими лицами являются дикие звери, реже - домашние животные. Высмеивается поведение животных, за которыми стоит человек)

2. «Назови таблицу»

?

?

1. Автор-народ.

1. Автор - конкретное лицо (он творец).

2. Существует в устной форме.

2. Создаётся в письменной форме.

З. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения).

3. Внесение изменений не допускается.

4. Время создания определить невозможно.

4. Время создания сказки известно.

5. Народная сказка ограничивается определённым жанром:

-волшебная

-бытовая

-о животных

5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

Ребята отвечают на вопросы учителя

Ребята работают в паре, читают содержание колонок таблицы, записывают название

III. Выявление места и причины затруднений

1. Беседа

Прочитаю вам загадку, а вы попробуйте определить, о ком идет речь?

Скачет лошадь непростая,

Чудо-грива золотая.

По горам парнишку носит,

Да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок-

Удивительный конёк.

- О ком идёт речь?

- Из какого произведения герой?

- Кто автор этой сказки?

- Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? (Продолжить знакомство с литературными сказками, а именно со сказкой П. Ершова «Конёк-Горбунок»)

#1050;раткая творческая биография писателя.

Пётр Павлович Ершов – русский писатель, поэт и прозаик. Поэт родился Тобольской губернии в семье чиновника. Многочисленные переезды с отцом по Сибири обогатили представления молодого П.П.Ершова о жизни русского народа.

Во время учёбы в Тобольской гимназии были написаны первые стихи. Продолжает своё обучение в Петербургском университете, где занимается самообразованием и литературным творчеством.

Однажды профессор словесности Петербургского университета Пётр Александрович Плетнёв, войдя в аудиторию студентов, вместо лекции стал читать сказку:

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба - на земле

Жил старик в одном селе…

-Дочитав произведение до конца, Плетнёв сообщил, как сенсацию, что автор сказки - студент и сидит здесь в аудитории. Это Пётр Ершов. Ему было тогда 19 лет. А ведь П.П.Ершов был современником А.С. Пушкина.

"Теперь этот род занятий мне можно и оставить", - такую высокую оценку произведению дал родоначальник русской литературной сказки А.С. Пушкин.

-После окончания университета вернулся в Тобольск, где работал сначала учителем, позже директором гимназии.

-П.Ершовым написано несколько десятков стихотворений. Но также имеется информация, что он публиковал свои произведения под псевдонимом.

-При жизни Ершова эта сказка переиздавалась пять раз. Ершову удалось создать произведение глубоко оригинальное, в котором соединилось авторское и народное начало. На сегодняшнем уроке мы начнём знакомство со сказкой.

#1057;оставление «Кластера»

П.П.Ершов→студент→писатель→прозаик→поэт→

сказка

Обучающиеся отгадывают загадку, высказывают предположения

Обучающиеся слушают биографию П.Ершова, добавляют какие-то сведения из жизни и творчества писателя

Ребята составляют на доске.

IV. Построение проекта выхода из создавшейся ситуации

#1041;еседа

-Ребята, мы выяснили, что сказки бывают разные. А к какой группе будет относиться сказка П.Ершова? Почему? ( Литературная сказка, есть автор)

-Давайте поясним, какую же тему урока мы будем изучать? (Сказку в стихах П.Ершова «Конёк-Горбунок», её композиция (построение)

#1057;ловарная работа

-Ребята, откройте учебники. При чтении сказки нам встретятся старые и непонятные слова.

Соглядать - подсмотреть, увидеть

Пенять – упрекать, укорять

Сенник - сноп сена

Рогожа – грубая ткань из мочала.

Яхонт – старинное название драгоценных камней – рубина или сапфира.

Переться – препираться, спорить по пустякам.

Некорыстный наш живот – бедную нашу жизнь.

Намеднишняя – зд. предыдущая.

Неможет – болеет.

Лубки - ярко раскрашенные книжки с картинками

Балаган – шалаш, сарай

Вершо́к — старорусская единица измерения, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца, т.е. 4,5 см; три вершка – это 13,5 см

Аршин – 71,2 см (рост конька 1метр 55 сантиметров (71+71+13,32=155,32 см=1м 55см), а длина ушей 71 см.)

Ровно - будто, словно

Зельно – сильно

Два – пять – старинная форма числа 10

Жомы – тиски, пресс

Опояски – пояс

Ендова - деревянная миска

спальник – придворный чин

бабка - игральная кость

зело – сильно

басурманин – иноземец

Сафьянные бичи – длинные плети, кнуты из мягкой козьей или овечьей кожи, окрашенной в яркий цвет.

каурка – лошадь рыжей масти

Порука – ответственность за выполнение чего-либо.

Трепак – русский народный танец с сильным притопыванием.

лубки – яркие картинки

седмица – неделя

острог – тюрьма

шабалки – шабаш, конец

льзя – можно

рядиться – торговаться, договариваться

малахай – длинная, широкая одежда без пояса

На партах лежат карточки со словами и их значениями

V. Реализация построенного проекта

  1. Знакомство с аудиотекстом сказки.

-Слушая сказку, подумайте, какие черты народной сказки нашли отражение в авторской сказке Ершова. (Ершов умело сочетает в авторской сказке традиции народных волшебных сказок)

– Как вы понимаете название сказки? Почему не конь, а конёк? Что значит «горбунок»?

2. Работа в рабочей тетради

Слушание аудиосказки

Отвечают на вопросы

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

C:\Users\Еена Михайловна\Desktop\

Обучающиеся выполняют физкультминутку

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

#1056;абота над композицией сказки.

– С чего начинается сказка? Перечитайте первые 8 строк. Связаны ли они с дальнейшим развитием действия?(нет, это присказка

-Какую роль играет присказка в сказке? (настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание)

-В какой части сказки обозначено время и место действия, представлены герои, показаны их взаимоотношения? Найдите и прочитайте отрывок.

-Эта часть называется экспозицией, она помогает понять

последующие события.

-С появлением какого животного в сказке начинается волшебство и чудеса? (С появлением кобылицы, которая родила Ивану «двух коней золотогривых» и «Конька-Горбунка»)

-Такое событие в литературе называется завязкой.

-Какие события неожиданно меняют всё в жизни Ивана? (Братья украли коней и повели их на продажу, а Иван догнал их на Коньке-Горбунке, у Ивана появляются враги на конюшне)

-Начинаются новые трудности, которые необходимо преодолеть Ивану. Эти трудности называются перипетии.

-В какой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте. Это кульминация.

-В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры. ( Эпизод с Царь-девицей, Иван достаёт кольцо девицы со дна моря, Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком)

– Кто главный герой сказки? Дайте характеристику ему.( Иван – добрый, честный, бескорыстный, умный, смекалистый, весёлый, жизнерадостный, верный в дружбе, добросовестный, скромный.)

– За что наказан царь? (за жадность и зависть)

– Почему Иван получает красавицу жену и царство?

–Какие качества характеров героев осуждает автор в сказке, а какие качества прославляет?

– Кто из героев вам понравился и почему?

-Прочитайте развязку событий. Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царём. Какой жизненный урок мы выносим из сказки? (Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее; Всё по силам тому, у кого есть настоящий друг.)

Вывод: Главная мысль заключается в настоящей крепкой дружбе Ивана и Конька – Горбунка. Прославление дружбы, основанной на честности, доверии и взаимовыручке. Верный друг ценнее всех богатств.

#1058;ворческое задание

Группа 1: Наделите знакомых героев сказки противоположными для них качествами и скажите, как изменится развитие действия.

Группа 2: Составьте коллективное панно «Сказочная поляна».

Группа 3:Измените один из фрагментов сказки. Как всё могло бы закончиться?

Обучающиеся отвечают на вопросы

Обучающиеся ищут и зачитывают отрывок, отвечают на вопросы

Дети зачитывают эпизод, когда Иван привозит Жар-пт

Обучающиеся приводят примеры из сказки

Дети высказывают предположения

Дети выполняют задания в группах

Обучающиеся выполняют самопроверку

VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

1. Тест

1. Как звали старшего брата?

А) Иван Б) Данила В) Гаврила

2. Что взял с собой в караул Иван?

А) Краюшку хлеба Б) Вилы и топор В) воду

3. Кого поймал Иван во время своего караула?

А) дьявола Б) кобылицу В) Конька – Горбунка

4. Когда Иван поймал вора, за что он его удерживал?

А) за хвост Б) за гриву В) за поводья

5. Какого роста был конёк – горбунок?

А) 4 вершка Б) 3 вершка В) 2 вершка

6. Сколько коней было у Ивана?

А) 5 Б) 2 В) 3

7. Сколько конюхов вели коней к царю?

А) 8 Б) 10 В) 6

8. На какую должность взял царь Ивана?

А) стрелком Б) воеводой В) конюхом

Дети отмечают правильный вариант ответа

VIII. Включение в систему знаний и повторение

-Ребята, скажите, над каким литературным произведением мы сегодня работали?

-Как вы думаете, почему сказка никогда не стареет?

-Как вы считаете, интересно ли взрослым читать сказку П.П. Ершова?

-Что нового вы узнали на уроке? Оцените свою работу.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения

Дети отвечают на вопросы

Обучающиеся заполняют таблицу, анализируя работу на уроке.

IХ. Домашнее задание

1. Выразительное чтение сказки.

#1053;арисуйте карту путешествий Ивана.

3. Характер героев народных сказок обычно не меняется от начала произведения к его концу, а в сказке Ершова «Конёк-горбунок» Иван меняется. Запишите, что изменилось в герое. Как вы думаете, что стало причиной превращения Ивана в пригожего молодца? Только ли купание в волшебных котлах?

Записывают задание

Х. Рефлексия учебной деятельности на уроке

-Ребята, какую цель мы ставили в начале урока?

-Мы её достигли?

Закончите, пожалуйста, предложения:

Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Меня удивило…

Мне бы хотелось, чтобы…

Ответы обучающихся

На партах лежат карточки, дети продолжают предложения, выражая свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие по сказке П.П.Ершова «КОНЁК – ГОРБУНОК»

Методическая разработка урока - путешествия по сказке П. Ершова "Конёк - горбунок"...

Викторина по сказке П.П. Ершова "Конёк-Горбунок"

Данная викторина  познакомит учащихся  с секретами русской жизни (речью и бытом, поступками и нравом);   убедит в  том, что «дружба» и «верность» - главные качества русского н...

Викторина по сказке П.П.Ершова "Конёк - Горбунок"

Данная разработка предназначена для детей младшего школьного возраста. Цели: Развитие навыков и  умений школьников в поиске нужной информации...

Урок литературного чтения в 4 классе по сказке П.П.Ершова «Конёк-горбунок»

Урок литературы  в 4 классе по сказке Петра Павловича Ершова “Конек-горбунок” в  форме  семинара....

Урок по сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок».

Заключительный урок по сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок»....

Самоанализ урока к сказке П.П. Ершова Конёк-Горбунок

Урок литературного чтеничя в 4 классе по учебно–методическому комплексу «Школа России». Автор учебника Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий «Родная речь». Тема урока  П.П. Е...

Технологическая карта урока к сказке П.П. Ершова Конёк -Горбунок

Технологическая карта урока  к сказке П.П. Ершова Конёк -Горбунок...