Конспект по теме "Литературная сказка П.П.Ершова «Конёк-Горбунок» сюжет и построение (композиция) сказки"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цель урока | продолжение знакомства обучающихся с жанром художественных произведений (сказкой) на примере волшебной сказки в стихах П. П. Ершова «Конёк-Горбунок». |
Задачи | 1) познакомить обучающихся с творчеством П.П.Ершова и композиционным построением сказки; 2) совершенствовать навык осознанного смыслового чтения; 3) расширять кругозор обучающихся и пополнять их лексический запас слов; 4) работать с обучающимися над содержанием произведения, выявлением его основной мысли; 5) совершенствовать умение характеризовать положительных и отрицательных героев произведения; 6) способствовать воспитанию взаимовыручки, дружбы, умения преодолевать трудности. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_skazka_p.p.ershova_konyok-gorbunok_syuzhet_i_postroenie_kompozitsiya_skazki.docx | 252.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе
Учитель | Стулова А.И. |
Дата | |
Тема | Литературная сказка П.П.Ершова «Конёк-Горбунок»: сюжет и построение (композиция) сказки |
Тип урока | комбинированный. |
Цель урока | продолжение знакомства обучающихся с жанром художественных произведений (сказкой) на примере волшебной сказки в стихах П. П. Ершова «Конёк-Горбунок». |
Задачи | 1) познакомить обучающихся с творчеством П.П.Ершова и композиционным построением сказки; 2) совершенствовать навык осознанного смыслового чтения; 3) расширять кругозор обучающихся и пополнять их лексический запас слов; 4) работать с обучающимися над содержанием произведения, выявлением его основной мысли; 5) совершенствовать умение характеризовать положительных и отрицательных героев произведения; 6) способствовать воспитанию взаимовыручки, дружбы, умения преодолевать трудности. |
Планируемые результаты | Предметные: формировать умение понимать цели изучения темы; развивать интерес к литературному творчеству П.П.Ершова; применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе. Личностные УУД: осмысливать представления о нравственных понятиях: честность, порядочность, взаимовыручка, дружба, отраженных в литературном произведении; формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Метапредметные -учиться прогнозировать содержание сказки «Конёк-Горбунок» по её заголовку и уметь воспринимать произведение на слух; - Формулировать учебную задачу урока и планировать свою деятельность; -Формировать умение высказывать свою точку зрения; -Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте. Формулировать учебную задачу урока и планировать свою деятельность; -Формировать умение высказывать свою точку зрения; -Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте. Формулировать учебную задачу урока и планировать свою деятельность; -Формировать умение высказывать свою точку зрения; -Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте. -формулировать учебную задачу урока и планировать свою деятельность; -формировать умение высказывать свою точку зрения; -развивать умение находить необходимые отрывки в тексте. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||
#1052;отивация (самоопределение) к учебной деятельности | Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок, Садитесь поудобнее, Начнём сейчас урок. Сказка мудростью богата, Скажем сказке: « Приходи!». Эта присказка, ребята, Сказка будет впереди. Сказка мудростью богата, Скажем сказке: « Приходи!». Эта присказка, ребята, Сказка будет впереди. Сказка мудростью богата, Скажем сказке: « Приходи!». Эта присказка, ребята, Сказка будет впереди. Сказка мудростью богата, Скажем сказке: « Приходи!». Эта присказка, ребята, Сказка будет впереди. Сказка мудростью богата, Скажем сказке: « Приходи!». Эта присказка, ребята, Сказка будет впереди. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | ||||||||||||
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | 1. Приём «Корзина сведений» -Ребята, напомните мне, какой раздел мы изучаем на литературном чтении? (Раздел «Литературные сказки») -А что значит «литературные сказки»? (Сказки, написанные авторами.) -Что такое сказка? (Древнейший жанр повествовательной литературы преимущественно фантастического характера о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях, имеющий целью нравоучение или развлечение.) -На какие 2 группы делятся все сказки? (Авторские (литературные) и народные) -Чем же отличается авторская сказка от народной сказки? (У народных нет авторов, а у литературной есть автор. В авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. Также очень ярки персонажи: у каждого из них свой характер и поступки.) -Какие виды народных сказок вам знакомы? (Народные сказки бывают: волшебные, бытовые, о животных.) - О чём рассказывают бытовые сказки? (В бытовых сказках высмеивается скупость, жадность, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных людей. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества людей.) - О чём рассказывают волшебные сказки? (В волшебных сказках присутствует элемент волшебства, герои этих сказок вымышлены. В ней происходят чудесные, фантастические события) - О чём нам рассказывают сказки о животных? (В сказках о животных действующими лицами являются дикие звери, реже - домашние животные. Высмеивается поведение животных, за которыми стоит человек) 2. «Назови таблицу»
| Ребята отвечают на вопросы учителя Ребята работают в паре, читают содержание колонок таблицы, записывают название | ||||||||||||
III. Выявление места и причины затруднений | 1. Беседа Прочитаю вам загадку, а вы попробуйте определить, о ком идет речь? Скачет лошадь непростая, Чудо-грива золотая. По горам парнишку носит, Да никак его не сбросит. Есть у лошади сынок- Удивительный конёк. - О ком идёт речь? - Из какого произведения герой? - Кто автор этой сказки? - Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? (Продолжить знакомство с литературными сказками, а именно со сказкой П. Ершова «Конёк-Горбунок») #1050;раткая творческая биография писателя. Пётр Павлович Ершов – русский писатель, поэт и прозаик. Поэт родился Тобольской губернии в семье чиновника. Многочисленные переезды с отцом по Сибири обогатили представления молодого П.П.Ершова о жизни русского народа. Во время учёбы в Тобольской гимназии были написаны первые стихи. Продолжает своё обучение в Петербургском университете, где занимается самообразованием и литературным творчеством. Однажды профессор словесности Петербургского университета Пётр Александрович Плетнёв, войдя в аудиторию студентов, вместо лекции стал читать сказку: За горами, за лесами, За широкими морями, Против неба - на земле Жил старик в одном селе… -Дочитав произведение до конца, Плетнёв сообщил, как сенсацию, что автор сказки - студент и сидит здесь в аудитории. Это Пётр Ершов. Ему было тогда 19 лет. А ведь П.П.Ершов был современником А.С. Пушкина. "Теперь этот род занятий мне можно и оставить", - такую высокую оценку произведению дал родоначальник русской литературной сказки А.С. Пушкин. -После окончания университета вернулся в Тобольск, где работал сначала учителем, позже директором гимназии. -П.Ершовым написано несколько десятков стихотворений. Но также имеется информация, что он публиковал свои произведения под псевдонимом. -При жизни Ершова эта сказка переиздавалась пять раз. Ершову удалось создать произведение глубоко оригинальное, в котором соединилось авторское и народное начало. На сегодняшнем уроке мы начнём знакомство со сказкой. #1057;оставление «Кластера» П.П.Ершов→студент→писатель→прозаик→поэт→ сказка | Обучающиеся отгадывают загадку, высказывают предположения Обучающиеся слушают биографию П.Ершова, добавляют какие-то сведения из жизни и творчества писателя Ребята составляют на доске. | ||||||||||||
IV. Построение проекта выхода из создавшейся ситуации | #1041;еседа -Ребята, мы выяснили, что сказки бывают разные. А к какой группе будет относиться сказка П.Ершова? Почему? ( Литературная сказка, есть автор) -Давайте поясним, какую же тему урока мы будем изучать? (Сказку в стихах П.Ершова «Конёк-Горбунок», её композиция (построение) #1057;ловарная работа -Ребята, откройте учебники. При чтении сказки нам встретятся старые и непонятные слова. Соглядать - подсмотреть, увидеть Пенять – упрекать, укорять Сенник - сноп сена Рогожа – грубая ткань из мочала. Яхонт – старинное название драгоценных камней – рубина или сапфира. Переться – препираться, спорить по пустякам. Некорыстный наш живот – бедную нашу жизнь. Намеднишняя – зд. предыдущая. Неможет – болеет. Лубки - ярко раскрашенные книжки с картинками Балаган – шалаш, сарай Вершо́к — старорусская единица измерения, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца, т.е. 4,5 см; три вершка – это 13,5 см Аршин – 71,2 см (рост конька 1метр 55 сантиметров (71+71+13,32=155,32 см=1м 55см), а длина ушей 71 см.) Ровно - будто, словно Зельно – сильно Два – пять – старинная форма числа 10 Жомы – тиски, пресс Опояски – пояс Ендова - деревянная миска спальник – придворный чин бабка - игральная кость зело – сильно басурманин – иноземец Сафьянные бичи – длинные плети, кнуты из мягкой козьей или овечьей кожи, окрашенной в яркий цвет. каурка – лошадь рыжей масти Порука – ответственность за выполнение чего-либо. Трепак – русский народный танец с сильным притопыванием. лубки – яркие картинки седмица – неделя острог – тюрьма шабалки – шабаш, конец льзя – можно рядиться – торговаться, договариваться малахай – длинная, широкая одежда без пояса | На партах лежат карточки со словами и их значениями | ||||||||||||
V. Реализация построенного проекта |
-Слушая сказку, подумайте, какие черты народной сказки нашли отражение в авторской сказке Ершова. (Ершов умело сочетает в авторской сказке традиции народных волшебных сказок) – Как вы понимаете название сказки? Почему не конь, а конёк? Что значит «горбунок»? 2. Работа в рабочей тетради | Слушание аудиосказки Отвечают на вопросы | ||||||||||||
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Обучающиеся выполняют физкультминутку | |||||||||||||
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | #1056;абота над композицией сказки. – С чего начинается сказка? Перечитайте первые 8 строк. Связаны ли они с дальнейшим развитием действия?(нет, это присказка -Какую роль играет присказка в сказке? (настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание) -В какой части сказки обозначено время и место действия, представлены герои, показаны их взаимоотношения? Найдите и прочитайте отрывок. -Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события. -С появлением какого животного в сказке начинается волшебство и чудеса? (С появлением кобылицы, которая родила Ивану «двух коней золотогривых» и «Конька-Горбунка») -Такое событие в литературе называется завязкой. -Какие события неожиданно меняют всё в жизни Ивана? (Братья украли коней и повели их на продажу, а Иван догнал их на Коньке-Горбунке, у Ивана появляются враги на конюшне) -Начинаются новые трудности, которые необходимо преодолеть Ивану. Эти трудности называются перипетии. -В какой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте. Это кульминация. -В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры. ( Эпизод с Царь-девицей, Иван достаёт кольцо девицы со дна моря, Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком) – Кто главный герой сказки? Дайте характеристику ему.( Иван – добрый, честный, бескорыстный, умный, смекалистый, весёлый, жизнерадостный, верный в дружбе, добросовестный, скромный.) – За что наказан царь? (за жадность и зависть) – Почему Иван получает красавицу жену и царство? –Какие качества характеров героев осуждает автор в сказке, а какие качества прославляет? – Кто из героев вам понравился и почему? -Прочитайте развязку событий. Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царём. Какой жизненный урок мы выносим из сказки? (Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее; Всё по силам тому, у кого есть настоящий друг.) Вывод: Главная мысль заключается в настоящей крепкой дружбе Ивана и Конька – Горбунка. Прославление дружбы, основанной на честности, доверии и взаимовыручке. Верный друг ценнее всех богатств. #1058;ворческое задание Группа 1: Наделите знакомых героев сказки противоположными для них качествами и скажите, как изменится развитие действия. Группа 2: Составьте коллективное панно «Сказочная поляна». Группа 3:Измените один из фрагментов сказки. Как всё могло бы закончиться? | Обучающиеся отвечают на вопросы Обучающиеся ищут и зачитывают отрывок, отвечают на вопросы Дети зачитывают эпизод, когда Иван привозит Жар-пт Обучающиеся приводят примеры из сказки Дети высказывают предположения Дети выполняют задания в группах Обучающиеся выполняют самопроверку | ||||||||||||
VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | 1. Тест 1. Как звали старшего брата? А) Иван Б) Данила В) Гаврила 2. Что взял с собой в караул Иван? А) Краюшку хлеба Б) Вилы и топор В) воду 3. Кого поймал Иван во время своего караула? А) дьявола Б) кобылицу В) Конька – Горбунка 4. Когда Иван поймал вора, за что он его удерживал? А) за хвост Б) за гриву В) за поводья 5. Какого роста был конёк – горбунок? А) 4 вершка Б) 3 вершка В) 2 вершка 6. Сколько коней было у Ивана? А) 5 Б) 2 В) 3 7. Сколько конюхов вели коней к царю? А) 8 Б) 10 В) 6 8. На какую должность взял царь Ивана? А) стрелком Б) воеводой В) конюхом | Дети отмечают правильный вариант ответа | ||||||||||||
VIII. Включение в систему знаний и повторение | -Ребята, скажите, над каким литературным произведением мы сегодня работали? -Как вы думаете, почему сказка никогда не стареет? -Как вы считаете, интересно ли взрослым читать сказку П.П. Ершова? -Что нового вы узнали на уроке? Оцените свою работу.
| Дети отвечают на вопросы Обучающиеся заполняют таблицу, анализируя работу на уроке. | ||||||||||||
IХ. Домашнее задание | 1. Выразительное чтение сказки. #1053;арисуйте карту путешествий Ивана. 3. Характер героев народных сказок обычно не меняется от начала произведения к его концу, а в сказке Ершова «Конёк-горбунок» Иван меняется. Запишите, что изменилось в герое. Как вы думаете, что стало причиной превращения Ивана в пригожего молодца? Только ли купание в волшебных котлах? | Записывают задание | ||||||||||||
Х. Рефлексия учебной деятельности на уроке | -Ребята, какую цель мы ставили в начале урока? -Мы её достигли? Закончите, пожалуйста, предложения: Сегодня я узнал(а)… Было интересно… Меня удивило… Мне бы хотелось, чтобы… | Ответы обучающихся На партах лежат карточки, дети продолжают предложения, выражая свои мысли |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-путешествие по сказке П.П.Ершова «КОНЁК – ГОРБУНОК»
Методическая разработка урока - путешествия по сказке П. Ершова "Конёк - горбунок"...
Викторина по сказке П.П. Ершова "Конёк-Горбунок"
Данная викторина познакомит учащихся с секретами русской жизни (речью и бытом, поступками и нравом); убедит в том, что «дружба» и «верность» - главные качества русского н...
Викторина по сказке П.П.Ершова "Конёк - Горбунок"
Данная разработка предназначена для детей младшего школьного возраста. Цели: Развитие навыков и умений школьников в поиске нужной информации...
Урок литературного чтения в 4 классе по сказке П.П.Ершова «Конёк-горбунок»
Урок литературы в 4 классе по сказке Петра Павловича Ершова “Конек-горбунок” в форме семинара....
Урок по сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок».
Заключительный урок по сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок»....
Самоанализ урока к сказке П.П. Ершова Конёк-Горбунок
Урок литературного чтеничя в 4 классе по учебно–методическому комплексу «Школа России». Автор учебника Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий «Родная речь». Тема урока П.П. Е...
Технологическая карта урока к сказке П.П. Ершова Конёк -Горбунок
Технологическая карта урока к сказке П.П. Ершова Конёк -Горбунок...