Технологическая карта урока к сказке П.П. Ершова Конёк -Горбунок
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Технологическая карта урока к сказке П.П. Ершова Конёк -Горбунок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_k_skazke_p.p._ershova_konyok_-gorbunok.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4 класс
Тип урока: семинар
Продолжительность: 1 урок, 45 минут
Примечание: Количество уроков в теме – 4 часа
Технологическая карта
Тема | П.П. Ершов «Конек - Горбунок» |
Цели: | Образовательный аспект: Способствовать глубокому осмыслению, критическому осмыслению и запоминанию материала; формировать навыки использования информационных технологий; продолжить формирование познавательного интереса учащихся Развивающий аспект: Развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой; умение сравнивать, анализировать и обобщать Воспитательный аспект: Воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям; воспитывать волевые качества личности учащихся: терпеливость, выносливость, доведение работы до конца; воспитание любви к чтению Формировать УУД: - Личностные: формировать учебно – познавательный интерес к учебному материалу, на основе критерия успешности учебной деятельности формировать способность к самооценке - Регулятивные УУД: с помощью учителя определять и формулировать цель на уроке и планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, внося необходимые коррективы в выполненное действие после его завершения на основе его оценки с учётом характера сделанных ошибок. - Коммуникативные УУД: в совместной деятельности слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к общему решению в ситуации столкновения интересов; для решения различных коммуникативных задач использовать речевые средства: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. - Познавательные УУД: для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы организовывать поиск необходимой информации, строить речевое высказывание в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи. |
Планируемый результат | Предметные: Знания: Расширенные знания об авторе, о сказке Умения: Относить героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники) делать вывод, чему учит сказка Навыки: Составлять правильные ответы, вести рассуждения, навыки исследовательской деятельности Метапредметные: Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: применять методы расширенного информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности Личностные: уметь контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении. |
Основные понятия | |
Межпредметные связи | Русский язык, история, музыка |
Ресурсы: - основные - дополнительные | -Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч. Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий «Родная речь» 4 класс
-Маршрутные листы -толковый словарь -компьютер, мультимедийное оборудование, презентации, выполненные в программе Power Point, -музыкальный клип из детских рисунков выполненный в программе Movie Maker
|
Организация пространства | Фронтальная работа, коллективная, групповая работа. |
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Предметные цели | УУД |
I | Мотивации к учебной деятельности(2мин) | Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся. -организовать проговаривание правил поведения на уроке; - проговаривание девиза урока; - актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности; создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Цель: оценить свою готовность к уроку. Ученики готовятся к работе: организуют рабочее место Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока - Пожелания друг - другу успешной работы на уроке. Вспоминают правила «рабочего» человека. Микроитог: готовы к уроку | 1.Поприветствуем, друг друга Долгожданный дан звонок - 2.Девиз урока: Не бойся сказки, бойся лжи. А сказка? Сказка не обманет Тихонько сказку расскажи И в мире добра больше станет! - Как вы думаете, почему такой девиз у нашего урока? (Мы продолжим работу над сказкой «Конёк-горбунок») | Коммуникативные: - умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; - умение оформлять свои мысли в устной форме; - умение слушать и понимать речь других. Личностные: -умение чувствовать необходимость учения | |
II | Формулирования темы урока, постановка цели.(3мин) | Цель: Настроить класс на продуктивную деятельность; -дать названия подготовившихся к выступлению группам; -ознакомить с маршрутным листом | Чтение учеником отрывка наизусть Каждый из учащихся получает маршрутный лист Микроитог: готовы к семинару | - Однажды профессор словесности Петербургского университета Пётр Александрович Плетнёв, войдя в аудиторию студентов, вместо лекции стал читать сказку ученик За горами, за лесами, За широкими морями, Против неба - на земле Жил старик в одном селе… -Дочитав произведение до конца, Плетнёв сообщил, как сенсацию, что автор сказки - студент и сидит здесь в аудитории. -Вы, ребята, узнали, о ком идёт речь? ( П.П. Ершов) - Для более углублённого изучения биографии и сказки мы сегодня проведём необычный урок. У нас будет семинар по сказке Петра Павловича Ершова “Конек-горбунок”. Проведем мы семинар с целью выяснить для себя Чем так покорил читателей этот писатель? Чему научила нас сказка “Конек-горбунок”? К нему подготовилась группа, которая готовили биографию писателя, назовём их – литературоведами; подготовили тест – викторину «По страницам сказки» назовём знатоками; группу, подготовившую электронный словарик устаревших слов, переводчиками; группа, которая проанализировала характер Ивана, экспертами; выскажут своё мнение чему учит сказка, аналитики; группа, которая из ваших рисунков создала музыкальный клип, клипмейкеры. -Отслеживать выступления групп и фиксировать полученные знания вам поможет маршрутный лист. | - умение правильно отвечать на вопросы, выразительно читать, умение слушать
| Регулятивные: - умение высказывать свое предположение. Коммуникативные: - умение точно и полно выражать свои мысли -выслушивать ответы других детей и оценивать их |
III | Основной этап(35мин) Задача этапа – обеспечение восприятия, осмысления и запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. 1Выступление литературоведов 4мин Запись 2мин Цель: - проверить умение работать в группе, умение работать с информацией. 2Вступление переводчиков 4 мин Запись 2мин 3Выступление знатоков 7 мин Физкультминутка (2 мин) Цель: создать условия для психоэмоциональной разгрузки, снять напряже- ние и усталость обуча- ющихся создать усло- вия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся. 4 Выступление экспертов (4 мин) Запись 3 мин 5 Выступление аналитиков(4 мин) Запись 3мин | Координирует ход процесса Организует, выполнение движений | Слушают выступление докладчиков, в тезисной форме излагающего основные положения изученного материала, и содокладчика, который дополняет, подкрепляет аргументами это выступление Записывают в свой маршрутный лист важные моменты из биографии Ершова Что я узнал о П.П. Ершове? Записывают значение фразеологизмов «как сыр в масле» «за тридевять земель» «как с гуся вода» «остались рожки да ножки» Номер ответа заносят в таблицу маршрутного листа Выполняют физические упражнения, развивают умение концентрировать свое внимание на определенных действиях. Каким характером обладает Иван? записывают в маршрутный лист Записывают своё мнение чему научила сказка | -Итак, первое слово литературоведам. Они дополнят наши знания о замечательном человеке, учителе по профессии, авторе сказки «Конек-горбунок» - Сказка написана в 19 веке, поэтому в ней много непонятных слов. Как быть? -Как называются слова, которые мы уже не используем в своей речи? (устаревшие) Значение этих слов можно найти в словаре устаревших слов, этимологическом словаре, толковом словаре Даля. Группа переводчиков подготовили электронный «Словарик устаревших слов и выражений» - Были ли вы внимательными читателями, мы узнаем по итогам викторины-теста «По страницам сказки», которую составили ребята из группы знатоков По дорожке ты шагай, Ноги выше поднимай. И немножко поскачи, Только, друг мой, не спеши. На носочках ты шагай, Свою спинку выпрямляй. И попрыгай по дорожке, Хороши пружинки – ножки. Дальше веселей шагай, Маршируй, не отставай. -Всё вы знаете, ребята. А теперь приступим к характеристике главного героя, который так полюбился и детям, и взрослым. -Каким мы видим главного героя – Иванушку в начале? (В малахае, меховой шапке с ушами, лаптях.) -А в конце сказки каким и кем он стал ребята? -Можно ли Иванушку назвать глупым, ленивым? Почему? Группе экспертов было дано задание составить список характерных черт присущих Ивану и доказать строками из сказки. Прошу зачитать его вслух. (добрый, честный, бескорыстный, умный, смелый сообразительный, хитрый, веселый, жизнерадостный, простодушный, верный в дружбе). - Что помогло писателю создать такой образ? (чтение былин, сказок, русских потешек. Нам Иван напоминает и Илью Муромца добротой и справедливостью, и Алешу Поповича хитростью, ловкостью, веселостью). -Вот такой положительный герой, собирательный образ простодушного паренька смог преодолеть многое, и за это был награжден по заслугам. Рядом с ним был верный друг, удивительное создание - Конек-горбунок. Какова же награда была Ивану?(он стал царём) -Аналитики, выскажите свое мнение, чему учит всех эта сказка? (-Эта сказка учит многому. Во-первых тому, что жадность ни к чему хорошему не приведёт. Всё, что желал царь – выполнял Иван, а это несправедливо. За свою жадность царь был наказан: он сварился в котле. Во-вторых, в этой сказке добро побеждает зло. Иван за свою доброту вознагражден, он стал царем. Мы считаем, что все получили по заслугам -Сказка П.Ершова “Конек-горбунок” учит нас доброте, честности и справедливости. В сказке говорится о том, что простодушное терпение увенчается великим возмездием на земле. А необузданные желания губят человека… | -развивать самостоятельность, умение выразить мысль -знать сведения из жизни писателя -Умение анализировать поступки героев. -работать с текстом, находить необходимые отрывки -Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте -умение обобщать, делая вывод чему учит эта сказка -умение анализировать, обобщать | Регулятивные: - умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Коммуникативные: -умение оформлять свои мыслив устной и письменной форме, слушать и понимать речь других Коммуникативные - умение выполнять физические упражнения по команде, вместе. |
IV | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.(3мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели. Наметить перспективу последующей работы Задача этапа – анализ и оценка успешности дости- жения цели; выявление ка- чества и уровня овладения знаниями. | Благодарит участников семинара за активную и плодотворную работу, отмечает успешность овладения содержанием урока | Просматривают клип из рисунков к сказке Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления. | -Посмотрите, какой клип получился у группы клипмейкеров из ваших рисунков. - Какова же была цель нашего урока? - Достигли ли мы её? Оцените свои достижения на уроке используя смайлики в конце маршрутного листа: зелёный - вам было все понятно на уроке и задания вы выполнили без ошибок; жёлтый – вам было все понятно, но в ходе выполнения некоторых заданий у вас были затруднения; красный – вам было многое непонятно на уроке и вы очень часто ошибались. (Учащиеся закрашивают в один из указанных цветов и зарисовывают настроение.) | - отвечать на вопросы учителя. - подводить итог урока - давать самооценку своей деятельности на уроке. | Регулятивные: - умение осуществлять самоконтроль совместно с учителем и одноклассниками , - умение давать оценку деятельности на уроке; - умение выявлять и осознавать то, что уже усвоено и что еще усвоить. Личностные УУД - умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли. |
V | Этап сообщение домашнего задания. (2мин) Цель: сообщить учащимся о домашнем задании | Объяснение домашнего задания. Даёт комментарий к домашнему заданию. | Цель: осмысление домашнего задания | -Поразмышляйте на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк…» (мини-сочинение) | - уметь, работать с информацией. - уметь слушать учителя | Регулятивные: - соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-путешествие по сказке П.П.Ершова «КОНЁК – ГОРБУНОК»
Методическая разработка урока - путешествия по сказке П. Ершова "Конёк - горбунок"...
Викторина по сказке П.П. Ершова "Конёк-Горбунок"
Данная викторина познакомит учащихся с секретами русской жизни (речью и бытом, поступками и нравом); убедит в том, что «дружба» и «верность» - главные качества русского н...
Викторина по сказке П.П.Ершова "Конёк - Горбунок"
Данная разработка предназначена для детей младшего школьного возраста. Цели: Развитие навыков и умений школьников в поиске нужной информации...
Урок литературного чтения в 4 классе по сказке П.П.Ершова «Конёк-горбунок»
Урок литературы в 4 классе по сказке Петра Павловича Ершова “Конек-горбунок” в форме семинара....
Урок по сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок».
Заключительный урок по сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок»....
Самоанализ урока к сказке П.П. Ершова Конёк-Горбунок
Урок литературного чтеничя в 4 классе по учебно–методическому комплексу «Школа России». Автор учебника Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий «Родная речь». Тема урока П.П. Е...
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКЕ П.П. ЕРШОВА «КОНЁК-ГОРБУНОК»
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКЕ П.П. ЕРШОВА «КОНЁК-ГОРБУНОК»...