Технологическая карта урока к сказке П.П. Ершова Конёк -Горбунок
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Технологическая карта урока  к сказке П.П. Ершова Конёк -Горбунок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение        

Класс: 4 класс

           Тип урока: семинар

           Продолжительность: 1 урок, 45 минут

Примечание: Количество уроков в теме – 4 часа

Технологическая карта

Тема

П.П. Ершов «Конек - Горбунок»

Цели:

Образовательный аспект: Способствовать глубокому осмыслению, критическому осмыслению и запоминанию материала; формировать навыки использования информационных технологий;

продолжить формирование познавательного интереса учащихся

Развивающий аспект: Развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой; умение сравнивать, анализировать и обобщать

Воспитательный аспект: Воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям; воспитывать  волевые качества личности учащихся: терпеливость, выносливость, доведение работы до конца; воспитание любви к чтению

Формировать УУД:

- Личностные: формировать учебно – познавательный интерес к  учебному материалу, на основе критерия успешности учебной деятельности формировать способность к самооценке

-  Регулятивные УУД: с помощью учителя определять и формулировать цель на уроке и планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,  внося необходимые коррективы в выполненное действие после его завершения на основе его оценки с учётом  характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: в совместной деятельности слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к общему решению в ситуации столкновения интересов; для решения различных коммуникативных задач использовать речевые средства: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

- Познавательные УУД: для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы организовывать  поиск необходимой информации,  строить речевое высказывание в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи.

Планируемый результат

Предметные: 

Знания: Расширенные  знания об авторе, о сказке

 Умения: Относить  героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники) делать вывод, чему  учит  сказка

Навыки: Составлять правильные ответы, вести рассуждения, навыки  исследовательской деятельности

Метапредметные:

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: применять методы расширенного информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Личностные: уметь контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Основные понятия

Межпредметные связи

Русский язык, история, музыка

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

-Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч.

Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий «Родная речь» 4 класс

 

-Маршрутные листы

-толковый словарь

-компьютер, мультимедийное оборудование, презентации,

выполненные в программе Power Point,

-музыкальный клип из детских рисунков выполненный  в программе

Movie Maker

 

Организация пространства

Фронтальная работа, коллективная, групповая работа.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Предметные цели

УУД

I

 Мотивации  к учебной деятельности(2мин)

Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

-организовать проговаривание правил поведения на уроке;

- проговаривание девиза урока;

- актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности;

создать  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Цель: оценить свою готовность к уроку.

Ученики готовятся к работе: организуют рабочее место

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока

- Пожелания друг - другу успешной работы на уроке.

Вспоминают правила «рабочего» человека.

Микроитог: готовы к уроку

1.Поприветствуем, друг друга

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

2.Девиз урока:

Не бойся сказки, бойся лжи.

А сказка? Сказка не обманет

Тихонько сказку расскажи

И в мире добра больше станет!

 - Как вы думаете, почему такой девиз у нашего урока? (Мы продолжим работу над сказкой «Конёк-горбунок»)

Коммуникативные:

- умение совместно

договариваться о правилах

поведения и общения в школе  и

следовать им;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение слушать и понимать речь других.

Личностные:

-умение чувствовать необходимость  учения

II

Формулирования

темы урока, постановка цели.(3мин)

Цель: Настроить класс на продуктивную деятельность;

-дать  названия подготовившихся  к выступлению группам;

-ознакомить с маршрутным листом

Чтение учеником отрывка наизусть

Каждый из учащихся получает  маршрутный лист

Микроитог: готовы к семинару

- Однажды профессор словесности Петербургского университета Пётр Александрович Плетнёв, войдя в аудиторию студентов, вместо лекции стал читать сказку

ученик

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба - на земле

Жил старик в одном селе…

-Дочитав произведение до конца, Плетнёв сообщил, как сенсацию, что автор сказки - студент и сидит здесь в аудитории.

-Вы, ребята, узнали, о ком идёт речь?

( П.П. Ершов)

- Для более углублённого изучения биографии и сказки мы сегодня проведём необычный урок.

У нас будет семинар по сказке Петра Павловича Ершова “Конек-горбунок”.

Проведем мы семинар с целью выяснить для себя Чем так покорил читателей этот писатель? Чему научила нас сказка “Конек-горбунок”?

К нему подготовилась группа,  которая  готовили биографию писателя, назовём их – литературоведами; подготовили тест – викторину «По страницам сказки» назовём знатоками; группу, подготовившую электронный словарик устаревших слов, переводчиками; группа, которая проанализировала характер Ивана, экспертами; выскажут своё мнение чему учит сказка, аналитики; группа,  которая из ваших рисунков создала музыкальный клип,  клипмейкеры.

-Отслеживать выступления групп и фиксировать полученные знания вам поможет маршрутный лист.

- умение правильно отвечать на вопросы, выразительно читать, умение слушать

 

Регулятивные:

- умение высказывать свое предположение.

Коммуникативные:

- умение точно и полно выражать свои мысли

-выслушивать ответы других детей и оценивать их

III

Основной  этап(35мин)

Задача этапа – обеспечение восприятия, осмысления и запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

 1Выступление литературоведов 4мин

Запись 2мин

Цель: - проверить умение  работать в группе,

умение  работать с информацией.

 2Вступление переводчиков 4 мин

Запись 2мин

 3Выступление знатоков 7 мин

Физкультминутка (2 мин)

Цель: создать условия  для психоэмоциональной  разгрузки, снять напряже-

ние и усталость обуча-

ющихся создать усло-

вия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

4 Выступление экспертов (4 мин)

Запись 3 мин

5 Выступление аналитиков(4 мин)

Запись 3мин

Координирует ход процесса

Организует, выполнение движений  

Слушают выступление докладчиков, в тезисной форме излагающего основные положения изученного материала, и содокладчика, который дополняет, подкрепляет аргументами это выступление

Записывают в свой маршрутный лист важные моменты из биографии Ершова Что я узнал о П.П. Ершове?

Записывают значение фразеологизмов

«как сыр в масле»

«за тридевять земель»

«как с гуся вода»

«остались рожки да ножки»

Номер ответа заносят в таблицу маршрутного листа

Выполняют физические упражнения, развивают умение  концентрировать свое внимание на определенных действиях.

Каким характером обладает Иван? записывают в  маршрутный лист

Записывают своё мнение чему научила сказка

-Итак, первое слово литературоведам. Они дополнят наши знания о замечательном человеке, учителе по профессии, авторе сказки «Конек-горбунок»

- Сказка написана в 19 веке, поэтому в ней много непонятных слов. Как быть?

-Как называются слова, которые мы уже не используем в своей речи? (устаревшие) Значение этих слов можно найти в словаре устаревших слов, этимологическом словаре, толковом словаре Даля.

Группа переводчиков подготовили электронный «Словарик устаревших слов и выражений»

- Были ли вы внимательными  читателями, мы узнаем по итогам викторины-теста «По страницам сказки», которую составили ребята из группы знатоков

            По дорожке ты шагай,

Ноги выше поднимай.

И немножко поскачи,

Только, друг мой, не спеши.

На носочках ты шагай,

Свою спинку выпрямляй.

И попрыгай по дорожке,

Хороши пружинки – ножки.

Дальше веселей шагай,

Маршируй, не отставай.

-Всё вы знаете, ребята. А теперь приступим к характеристике главного героя, который так полюбился и детям, и взрослым.

-Каким мы видим главного героя – Иванушку в  начале?

(В малахае, меховой шапке с ушами, лаптях.)

-А в конце сказки каким и кем он стал ребята?

-Можно ли Иванушку назвать глупым, ленивым? Почему?

Группе экспертов было дано задание составить список характерных черт присущих Ивану и доказать строками из сказки. Прошу зачитать его вслух. (добрый, честный, бескорыстный, умный, смелый сообразительный, хитрый, веселый, жизнерадостный, простодушный, верный в дружбе).

- Что помогло писателю создать такой образ? (чтение былин, сказок, русских потешек. Нам Иван напоминает и Илью Муромца добротой и справедливостью, и Алешу Поповича хитростью, ловкостью, веселостью).

-Вот такой положительный герой, собирательный образ простодушного паренька смог преодолеть многое, и за это был награжден по заслугам. Рядом с ним был верный друг, удивительное создание - Конек-горбунок. Какова же награда была Ивану?(он стал царём)

-Аналитики, выскажите свое мнение, чему учит всех эта сказка?

(-Эта сказка учит многому. Во-первых тому, что жадность ни к чему хорошему не приведёт. Всё, что желал царь – выполнял Иван, а это несправедливо. За свою жадность царь был наказан: он сварился в котле. Во-вторых, в этой сказке добро побеждает зло. Иван за свою доброту вознагражден, он стал царем. Мы считаем, что все получили по заслугам

-Сказка П.Ершова “Конек-горбунок” учит нас доброте, честности и справедливости. В сказке говорится о том, что простодушное терпение увенчается великим возмездием на земле. А необузданные желания губят человека…

-развивать самостоятельность, умение выразить мысль

 -знать сведения из жизни писателя

-Умение  анализировать поступки героев.

-работать с текстом, находить необходимые отрывки

 -Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте

-умение обобщать, делая вывод чему учит эта сказка

-умение анализировать,

обобщать

Регулятивные:

- умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной   оценки.

Коммуникативные:

-умение оформлять свои мыслив устной и письменной форме, слушать и понимать речь других

Коммуникативные

- умение выполнять физические упражнения по команде, вместе.

IV

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.(3мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели.  Наметить перспективу последующей работы

Задача  этапа – анализ и оценка успешности дости-

жения цели; выявление ка-

чества и уровня овладения знаниями.

Благодарит участников семинара за активную и плодотворную работу, отмечает успешность овладения содержанием урока

Просматривают клип из рисунков к сказке

Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления.

-Посмотрите, какой клип получился у группы клипмейкеров из ваших рисунков.

- Какова же была цель нашего урока?

- Достигли ли мы её?


Оцените свои достижения на уроке используя  смайлики в конце маршрутного листа: зелёный - вам было все понятно на уроке и задания вы выполнили без ошибок; жёлтый – вам было все понятно, но в ходе выполнения некоторых заданий у вас были затруднения; красный – вам было многое  непонятно на уроке и вы очень часто ошибались.  

(Учащиеся закрашивают в один из указанных цветов и зарисовывают настроение.)

- отвечать на вопросы учителя.

- подводить итог урока

- давать самооценку своей деятельности на уроке.

Регулятивные:

- умение осуществлять самоконтроль совместно с учителем и одноклассниками ,

- умение давать оценку деятельности на уроке;

- умение выявлять и осознавать то, что уже усвоено и что еще усвоить.

Личностные УУД

- умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-  устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли.

V

Этап сообщение домашнего задания. (2мин)

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании

Объяснение домашнего задания.

Даёт комментарий к домашнему заданию.

Цель: осмысление домашнего задания

-Поразмышляйте  на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк…» (мини-сочинение)

- уметь, работать с информацией.

- уметь слушать учителя

Регулятивные:

- соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие по сказке П.П.Ершова «КОНЁК – ГОРБУНОК»

Методическая разработка урока - путешествия по сказке П. Ершова "Конёк - горбунок"...

Викторина по сказке П.П. Ершова "Конёк-Горбунок"

Данная викторина  познакомит учащихся  с секретами русской жизни (речью и бытом, поступками и нравом);   убедит в  том, что «дружба» и «верность» - главные качества русского н...

Викторина по сказке П.П.Ершова "Конёк - Горбунок"

Данная разработка предназначена для детей младшего школьного возраста. Цели: Развитие навыков и  умений школьников в поиске нужной информации...

Урок литературного чтения в 4 классе по сказке П.П.Ершова «Конёк-горбунок»

Урок литературы  в 4 классе по сказке Петра Павловича Ершова “Конек-горбунок” в  форме  семинара....

Урок по сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок».

Заключительный урок по сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок»....

Самоанализ урока к сказке П.П. Ершова Конёк-Горбунок

Урок литературного чтеничя в 4 классе по учебно–методическому комплексу «Школа России». Автор учебника Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий «Родная речь». Тема урока  П.П. Е...

ВИКТОРИНА ПО СКАЗКЕ П.П. ЕРШОВА «КОНЁК-ГОРБУНОК»

ВИКТОРИНА ПО СКАЗКЕ П.П. ЕРШОВА «КОНЁК-ГОРБУНОК»...