Игра-путешествие по сказке П.П.Ершова «КОНЁК – ГОРБУНОК»
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Методическая разработка урока - путешествия по сказке П. Ершова "Конёк - горбунок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_igra_po_p._ershovu.docx | 31.83 КБ |
igra_po_ershovu.pptx | 381.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЕСЛИ Б ЧУДО-ГОРБУНОК ВЕРНЫМ ДРУГОМ СТАТЬ МНЕ МОГ»
Игра-путешествие по сказке П.П. Ершова «Конек–Горбунок» (для учащихся 3-4 классов)
Оформление: сказка П.Ершова «Конек – Горбунок», портрет П.П.Ершова, карточки с заданиями, карточки с названиями команд, жетоны, рисунок с изображением Конька –Горбунка, призы. Ведущий: Сегодня, дорогие ребята, мы с вами встретимся с героями замечательной сказки « Конек-горбунок», которую написал русский писатель Петр Ершов. Ершов – родился и жил в городе Тобольске Тюменской области. Писатель создал свое произведение, когда ему было всего 19 лет. К сожалению, сказка оказалась единственным произведением Ершова, которое дошло до нас, и до сих пор оно потрясает всех своим юмором, знанием русских обычаев и традиций. Многие высказывания Для того, чтобы совершить путешествие - игру по сказке, необходимо разделиться на три команды. Каждая команда получает по флажку с изображением Конька- горбунка, который нужно поднять тогда, когда команда хочет ответить на поставленный перед ней вопрос. Выигрывает та команда, у которой будет больше правильных ответов.I. Вопросы для разминки.
1) Как вы думаете, кто является главным героем этой сказки?
Ответ: В этой сказке два главных героя: Конек – Горбунок, Иванушка.
И все же автор назвал сказку именем только одного героя.
2) А почему именно с Коньком – Горбунком подружился Иван? Хотели бы вы иметь такого друга? А знаете ли вы, откуда пришел этот замечательный герой в сказку Ершова?
Ответ: Другом Ивана он стал потому, что это верный, надежный друг, который не подведет в трудную минуту. Такого друга, наверное, мечтает иметь каждый человек. Образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой самодельной игрушки. А какова была его дальнейшая судьба, мы узнаем, если перелистаем страницы сказки Ершова.II. Литературная викторина
1) Как звали трех братьев в сказке П. Ершова « Конек – Горбунок»?
(Данило, Гаврило, Ванюша)
2) Что рассказал старший брат, вернувшись под утро домой, не поймав ночного вора?
(Всю я ноченьку не спал;
На мое ж притом несчастье
Было страшное ненастье:
Дождь вот так ливмя и лил
Рубашонку всю смочил)
3) Что сказал средний брат, вернувшись с ночного дежурства?
( Всю я ноченьку не спал,
Да к моей судьбе несчастной
Ночью холод был ужасный,
До сердцов меня пробрал.)
4) А что рассказал Иван-дурак, когда утром вернулся после ночного караула?
(« Всю я ноченьку не спал,
Звезды на небе считал,
Вдруг приходит дьявол сам,
С бородою и с усам….
Вот и стал тот черт скакать
И зерно хвостом сбивать.
Я шутить ведь не умею
И вскочил ему на шею….» )
5) Откуда у Ивана появился Конек – Горбунок?
( Это подарок от кобылицы, которую поймал на своем поле Иван)
6) Опишите, как выглядел Конек – Горбунок.
( Это конек ростом три вершка ( вершок равен 4 см)
с аршинными ушами ( аршин равен 71 см), на спине с двумя горбами)
7) У Ивана – дурака, кроме Конька- Горбунка, было еще два великолепных коня. Где царь впервые увидел прекрасных коней? ( На базаре в конном ряду)
8) Сколько денег запросил Иван в обмен на коней? ( Десять шапок серебра)
9) Однажды Иван – дурак нашел перо Жар – птицы и взял его себе, хотя Конек-горбунок и предупреждал его, что много не покоя принесет оно с собою. Кто сообщил царю о том, что у Ивана есть перо Жар – птицы? (Спальник – слуга царя)
10. И вот Иван отправился на поимку Жар – птицы. Чем он приманивал Жар – птицу?
(Пшеном, смешанным с вином)
11. А когда Иван поехал за царь –девицей, то с ним приключилась небольшая неприятность. Какая неприятность случилась с Иваном? (Когда царь – девица играла на гуслях, Иван неожиданно заснул)
12. За что рыба – кит несла свое мучение?
(За то, что «без божия веленья проглотила среди морей три десятка кораблей»)
13. Почему царь сварился в котле, а Иван нет? (Ивану помогал Конек – Горбунок)
14. Назовите любимое занятие Ивана-дурака. (Иван очень любил петь и спать)III. Сказочный словарь.
Для проведения этого конкурса мы выбрали ряд устаревших слов, значения которых объясняются в подстрочном примечании. Надо найти значение слов (карточки разрезаны на две половины). Надо правильно совместить части карточек, выложив своеобразный словарь из десяти слов и их значений. Оценивается скорость выполнения заданий, кто быстрее сделает- поднимает флажок.
· Почивальня - спальня
· Стрельцы – старинное войско в Древней Руси
· Басурман - иноземец
· Городничий - начальник города в старину
· Глазей - подсматривающий
· Красно платье - нарядное, цветное, красивое
· Челядь – слуги
· Буерак - овраг, яма
Лубок (Раскрашенные картинки с изображением героев былин и сказок)
Малахай (Меховая шапка с длинными ушами. Длиннополая одежда без пояса)
Опояски (Длинный кусок ткани, которой опоясывались, в него зашивали деньги)
Постучали ендовой (Выпили вина)
Рядовой (Слуга)
Объясни значение подчёркнутых старинных слов:
- «Гости! Лавки отпирайте,
Покупайте, продавайте!»
(Гости - купцы, торговцы.) - «Тут Иван с печи слезает,
Малахай свой надевает.»
(Малахай - широкая одежда без пояса.) - «Вот неделей через пять
Начал спальник примечать.»
(Спальник - придворный, состоящий при великом князе или царе для личных услуг.) - «Вот люблю дружка Ванюшу,
Взвеселил мою ты душу,
И на радости такой -
Будь же царский стремянной!»
(Стремянной - придворный, стоящий у царского стремени при выезде царя.) - «Царь кричит на весь базар:
«Ахти, батюшки, пожар!
Эй, решёточных сзывайте!
Заливайте, заливайте!»
(Решёточные - пожарные.) - «Постой немножко,
Прикажи сперва окошко
В почивальне затворить…»
(Почивальня – спальня)IV. Составь портрет.
Каждая команда получает карточки с именами героев сказки «Конек–Горбунок». Пользуясь текстом сказки, они должны найти в книге словесный портрет данных героев и по желанию рисунок свой.
Чудо-юдо рыба-кит. |
Царь–девица. Как же в сказках говорится , - |
Жар–птицы. | Чудо–кони. |
V. Чьи это слова?
Всю я ноченьку не спал; | Ну, Иван, - ему сказала - | Я с повинной головою, |
Но, сказать тебе по дружбе, | Коль себя не пожалеешь, | Будьте милостивы, братцы, |
Ты вот, так сказать, примерно, Сослужил мне службу верно, То есть, будучи при всем Не ударил в грязь лицом” (Старик о старшем сыне Даниле) | “Соколины твои очи Не дадут мне спать средь ночи. И во время бела дня – Ох! Измучают меня” (Царь о Царь-девице) | Я шутить ведь не умею (Иван-дурак – кобылице) |
“Эй, хозяин,- полно спать! Время службу исправлять” (Конек-Горбунок Ивану) | “Что ты долго не являлся? Где ты, вражий сын, шатался?” (Кит Ершу) | “Путь-дорога, господа! Вы откуда и куда?” (Рыба-кит Ивану и Коньку) |
VI. «Кто это?» (определить по описанию героя сказки)
“Вьётся кругом над полями Виснет пластью надо рвами Мчится скоком по горам Ходит дыбом по лесам” (Кобылица – мать Конька-Горбунка) | Ражий парень, хоть куды! Волос гладкий, сбоку ленты, На рубашке прозументы, Сапоги как ал сафьян (Царский спальник об Иване-дурачке) | “Эта вовсе не красива; И бледна-то, и тонка, Чай в обхват-то три вершка; А ножонка-то, ножонка! Тьфу ты! Словно у цыпленка! Пусть полюбится кому, Я и даром не возьму. (Иван-дурачок о Царь-девице) |
“Ох, ты, вечная гуляка, И крикун и забияка! Всё бы, дрянь, тебе гулять Всё бы драться да кричать” (Дельфины об Ерше, когда его искали по Китову приказу) | “Он зимой тебя согреет, Летом холодом овеет, В голод хлебом угостит В жажду мёдом напоит” (Кобылица говорила Ивану о Коньке-Горбунке) |
- Конкурс «Что, где, когда?»
1) Чем занимались старик и его сыновья? (Братья сеяли пшеницу, Да возили в град-столицу)
2) Где “караулил” поле старший брат? (На сеннике)
3) Как старик сумел уговорить младшего сына, Ивана-дурака, отправиться караулить поле? Что он ему пообещал? ((Я куплю тебе лубков. Дам гороху и бобов)
4) Иван очень любил петь. Назовите некоторые из его песен. (“Распрекрасные вы очи”, ”Ходил молодец на Пресню”)
5) Какие условия Иван-дурак поставил царю, когда соглашался идти служить в царскую конюшню?(Только, чур, со мной не драться, И давать мне высыпаться, А не то я был таков!)
6) Какой срок давал царь Иванушке, чтобы он достал Жар-птицу и Царь-девицу? (Три недели)
7) В какую сторону и сколько дней ехали Иван и Конек-Горбунок за Жар-птицей и Царь-девицей? (На восток, 8 дней.)
8) Чем наградил царь Ивана, когда он привез Жар-птицу? (Пожаловал чин ”царский стременной”)
9) Чем угрожал царь Ивану, если он не привезёт ему Царь-девицу? (Посадить на кол)
10) При помощи чего Иван поймал Жар-птицу? (Два корыта белоярова пшена, Да заморского вина)
11) Что потребовал у царя Иван для «царевниной поимки»? (Две ширинки, шитый золотом шатёр, Да обеденный прибор, Весь заморского варенья, И сластей для прохлажденья)
12) Какие условия выдвинула Царь-девица царю, когда он предложил ей выйти за него замуж? (То доставь ты мне в три дня Перстень мой из Окияна. Коль себя не пожалеешь, То опять помолодеешь)
13) С какой скоростью скакал Конек-Горбунок? (И в почин на первый вечер Верст сто тысяч отмахал И нигде не отдыхал)
14) Назовите родных Царь-девицы. (Месяц – мать мне, Солнце – брат)
15) Сколько лет рыба-кит был в немилости у Солнца и за что? (10 лет уж тут лежу … что без божьего веленья Проглотил среди морей Три десятка кораблей)
16) Что предлагал в награду рыба-кит Ивану и Коньку-Горбунку за то, что они помогли ему освободиться? (Раковин цветистых, Рыбок золотистых, Крупных жемчугов)
17) Какие рыбы помогали Ивану достать со дня морского сундук Царь-девицы? (Рыба-кит, белые осетры, ёрш, лещ, сом, черный рак, два дельфина, сельди)
18) Опишите сундучок Царь-девицы. (С перстнем красным сундучок Пуд, по крайней мере, во сто)
19) Сколько лет было Царь-девице? (Мне 15 только лет)
20) Сколько лет было Царю? (70 лет)
21) В сказке описываются 4 лошади – кобылица, два коня и игрушка-Горбунок. Какой масти были лошади? (Кобылица та была Вся, как зимний снег, бела Молодые, вороные, Вьются гривы золотые, В мелки кольца завитой Хвост струится золотой)
22) Какой рост Конька-горбунка? ( 3 вершка = 4,4 x 3 =13,2 см )
23) Вспомните эпиграф ко второй части. (Скоро сказка сказывается, А не скоро дело делается!)
24) Сколько сказок было в книге слуги? (Пять.)
25) О чём эти сказки? (О бобре; о царе; о боярыне восточной; о князе Бобыле; о Царь-девице.)
26) На каком музыкальном инструменте играла Царь-девица? (На гуслях.)
27) В какой последовательности советовал конек-горбунок нырять Ивану в котлы? ( В молоко сперва ныряй,// Тут в котел с водой вареной,// А оттудова в студеной.)
28) Чем закончилась сказка? ( Сердцу мило! Я там был; мёд, вино и пиво пил. По усам хоть и бежало, в рот ни капли не попало.)
29) А.С.Пушкин, прочитав сказку “Конек-горбунок”, сказал Ершову: “Ваша сказка – настоящая сокровищница русского языка”. Что же это за “сокровища”? (Автор сказки использовал пословицы, поговорки, диалектные слова, народные фразеологизмы, загадки, приемы народных сказок – это все и есть сокровища русского языка.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: – Чему учит эта сказка? (Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее)
– Какова основная мысль сказки? (Эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в трудности, но благодаря своему другу коньку преодолевает их)
– Понравилась ли вам сказка?
– Эта сказка действительно стала классикой, её читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь читаете вы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы начнёте осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ершов Петр Павлович (1815 – 1869) Сегодня мы с вами встретимся с героями замечательной сказки « Конёк-горбунок », которую написал русский писатель Петр Павлович Ершов. Ершов – родился и жил в городе Тобольске Тюменской области. Писатель создал свое произведение, когда ему было всего 19 лет . К сожалению, сказка оказалась единственным произведением Ершова , которое дошло до нас, и до сих пор оно потрясает всех своим юмором, знанием русских обычаев и традиций.
Разминка 1 ) Как вы думаете, кто является главным героем этой сказки ? 2 ) А почему именно с Коньком – Горбунком подружился Иван? Хотели бы вы иметь такого друга? А знаете ли вы, откуда пришел этот замечательный герой в сказку Ершова?
л итературная викторина 1) Как звали трех братьев в сказке ? 2) Что рассказал старший брат, вернувшись под утро домой, не поймав ночного вора? 3) Что сказал средний брат, вернувшись с ночного дежурства? 4) А что рассказал Иван-дурак , когда утром вернулся после ночного караула?
л итературная викторина 5) Откуда у Ивана появился Конёк – Горбунок? 6) Опишите, как выглядел Конёк – Горбунок . 7) У Ивана – дурака , кроме Конька- Горбунка, было ещё два великолепных коня. Где царь впервые увидел прекрасных коней? 8) Сколько денег запросил Иван в обмен на коней?
л итературная викторина 9) Однажды Иван – дурак нашел перо Жар – птицы и взял его себе, хотя Конёк-горбунок и предупреждал его, что много не покоя принесёт оно с собою. Кто сообщил царю о том, что у Ивана есть перо Жар – птицы? 10) И вот Иван отправился на поимку Жар – птицы. Чем он приманивал Жар – птицу?
л итературная викторина 11) А когда Иван поехал за царь –девицей, то с ним приключилась небольшая неприятность. Какая неприятность случилась с Иваном? 12) За что рыба – кит несла свое мучение ? 13) Почему царь сварился в котле, а Иван нет? 14) Назовите любимые занятия Ивана-дурака .
с казочный словарь «Гости! Лавки отпирайте, Покупайте, продавайте!» (Гости - купцы, торговцы.) «Тут Иван с печи слезает, Малахай свой надевает.» (Малахай - широкая одежда без пояса.) «Вот неделей через пять Начал спальник примечать.» (Спальник - придворный, состоящий при великом князе или царе для личных услуг.)
с казочный словарь «Вот люблю дружка Ванюшу, Взвеселил мою ты душу, И на радости такой - Будь же царский стремянной !» (Стремянной - придворный, стоящий у царского стремени при выезде царя.) «Царь кричит на весь базар: «Ахти, батюшки, пожар! Эй, решёточных сзывайте ! Заливайте, заливайте!» (Решёточные - пожарные.) «Постой немножко, Прикажи сперва окошко В почивальне затворить …» (Почивальня – спальня)
с оставьте портрет Чудо-юдо рыба-кит. «Поперек моря лежит Чудо- юдо рыба кит. Все бока ее изрыты, Частоколы в ребра вбиты, На хвосте сыр–бор шумит. На спине село стоит, Мужики на губе пашут, Между глаз мальчишки пляшут, А в дубраве меж усов, Ищут девушки грибов…»
с оставьте портрет Царь–девица. « Царь–девица подплывает, Входит с гуслями в шатер, И садится за прибор. « Хм! Так вот та царь-девица! Как же в сказках говорится , - Рассуждает стременной, - Что куда красна собой Царь- девица, так что диво! Эта вовсе не красива: И бледна–то, и тонка, Чай, в обхват–то три вершка, А ножонка-то, ножонка! Тьфу-ты ! Словно у цыпленка! Пусть полюбится кому, А я и даром не возьму»
с оставьте портрет Жар–птицы . « Неча молвить страх красивы! Ножки красные у всех, А хвосты-то сущий смех! Чай, таких у куриц нету, А уж сколько парень свету , Словно батюшкина печь»
с оставьте портрет Чудо–кони . «Молодые, вороные, Вьются гривы золотые, В мелки кольца завитой Хвост струится золотой, И алмазные копыты Крупным жемчугом обиты»
кто это сказал и кому? Ну, Иван, - ему сказала - Коль сумел ты усидеть, Так тебе мной и владеть. Коль себя не пожалеешь, Ты опять помолодеешь . Но, сказать тебе по дружбе, Это – службишка, не служба. Я с повинной голов ою, Царь, явился пред тобою, Не вели меня казн ить , Прикажи мне говорить. Будьте милостивы, братцы, Дайте чуточку подраться. Соколины твои очи Не дадут мне спать средь ночи. И во время бела дня – Ох! Измучают ме ня.
КОНКУРС «ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Каждой команде задаётся 10- 12 вопросов. На них следует быстро отвечать, засчитывается любой правильный ответ, который назвал один из членов команды. Сколько правильных ответов – столько баллов набирает каждая команда за этот конкурс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Чему учит эта сказка? Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее. Какова основная мысль сказки? Эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в трудности, но благодаря своему другу коньку преодолевает их.
ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ Как ты считаешь, какие качества помогли Ивану справиться со всеми заданиями и стать царём? доброта смелость умение признавать свои ошибки, умение прощать (братьев, кобылицу) бескорыстие, забота о других умение дружить стремление к цели и упорство находчивость житейский ум, смекалка проворный, шустрый, смышлёный
характеристика героя Чем тебе нравится Конёк-Горбунок? добрый умный, он помог Ивану в решении задачек царя; бескорыстный хороший и преданный друг, прощает Ивана, радуется за него, утешает в беде, всегда помогает, всегда выручает Ивана в беде; верный, всегда помогает своему другу и хочет, чтобы он стал царём; симпатичный, маленького роста маленький, но резвый, с золотой гривой, чёрненький.
Подведение итогов. Награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по сказке П.П. Ершова "Конёк-Горбунок"
Данная викторина познакомит учащихся с секретами русской жизни (речью и бытом, поступками и нравом); убедит в том, что «дружба» и «верность» - главные качества русского н...
Викторина по сказке П.П.Ершова "Конёк - Горбунок"
Данная разработка предназначена для детей младшего школьного возраста. Цели: Развитие навыков и умений школьников в поиске нужной информации...
Урок литературного чтения в 4 классе по сказке П.П.Ершова «Конёк-горбунок»
Урок литературы в 4 классе по сказке Петра Павловича Ершова “Конек-горбунок” в форме семинара....
Урок по сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок».
Заключительный урок по сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок»....
Самоанализ урока к сказке П.П. Ершова Конёк-Горбунок
Урок литературного чтеничя в 4 классе по учебно–методическому комплексу «Школа России». Автор учебника Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий «Родная речь». Тема урока П.П. Е...
Технологическая карта урока к сказке П.П. Ершова Конёк -Горбунок
Технологическая карта урока к сказке П.П. Ершова Конёк -Горбунок...
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКЕ П.П. ЕРШОВА «КОНЁК-ГОРБУНОК»
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКЕ П.П. ЕРШОВА «КОНЁК-ГОРБУНОК»...