Викторина по сказке П.П. Ершова "Конёк-Горбунок"
план-конспект занятия по чтению (3 класс) по теме
Данная викторина познакомит учащихся с секретами русской жизни (речью и бытом, поступками и нравом); убедит в том, что «дружба» и «верность» - главные качества русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_po_skazke_p.e._bazhova.doc | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина
по сказке П.П. Ершова
Подготовила и провела
библиотекарь Суслина Е.В.
МОУ Архангельская СОШ
2011г.
Цели:
- познакомить с секретами русской жизни (речью и бытом, поступками и нравом);
- убедить в том, что «дружба» и «верность» - главные качества русского народа.
Задачи:
- формировать такие нравственные понятия как «дружба» и «верность»;
- воспитывать уважение и любовь к русской сказке;
- развивать оценочную деятельность, направленную на анализ поступков героев сказки.
Оборудование:
- портрет П.П. Ершова;
- выставка книг с его сказками;
- выставка детских рисунков;
- жетоны.
Ведущий. Дорогие ребята! Нашу игру - викторину я начну с загадки о сказочном герое.
Скок – поскок, скок- поскок –
Через море и лесок!
По пути нашёл Жар-птицу
И красавицу – девицу.
Ну а глупого царя
Проучить сумел не зря.
Так Иванушке помог
Умный маленький конёк,
Всем известный … (Горбунок).
- Автор стихотворной сказки об этом дивном коньке – русский писатель Пётр Павлович Ершов (1815 – 1869).
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе.
Так начинается сказка «Конёк – горбунок», герои которой живут с нами уже почти два столетия. Только к началу ХХ века сказка Петра Павловича Ершова переиздавалась около двадцати раз, причём значительными для того времени тиражами.
Впервые, весной 1834 года, сказку читает профессор Петербургского университета, известный литератор Пётр Александрович Плетнёв своим студентам. И никто из них даже не догадывается, что автор этой удивительной сказки – их однокурсник, девятнадцатилетний студент, сибиряк Пётр Ершов – сидит с ними рядом.
Пётр Ершов очень рано начал свои странствия: сначала с отцом по Сибири по
служебным командировкам, а затем и всей семьёй. В это время Пётр и увлёкся записью сибирских сказок, пословиц, поговорок.
На создание «Конька – Горбунка» Ершова вдохновили появившиеся в то время волшебные сказки А. С. Пушкина. Впоследствии Пушкин высоко оценил произведение Ершова, написав автору: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить!» Со временем сказка «Конёк – Горбунок» завоевала сердца читателей всей России.
Сам Пётр Ершов объяснял успех сказки очень просто: «Вся моя заслуга тут, что мне удалось попасть в народную жилку. Зазвенела родная – и русское сердце отозвалось.»
Какие самоцветы русской речи рассыпаны щедрой рукой сказочника! Шутки! Прибаутки … Вслушайтесь только!
1-й чтец. Та-ра-рали, та-ра-ра!
Вышли кони со двора;
Вот крестьяне их поймали
Да покрепче привязали.
2 –й чтец. Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу;
Как во трубушку играет,
Православных потешает…
Ведущий. 14 июня 1856 года Ершов писал: «Конёк» мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливый ему путь! … Проскакав… во всю долготу и ширину русской земли, он… тешит люд честной, старых и малых, и сидней, и бывалых, и будет тешить их, пока русское слово будет находить отголосок в русской душе, то есть до скончания века…»
Секрет людской любви к сказке – в её глубокой народной сути, будь то речь или поступки, быт или нравы героев. Давайте и мы пройдём вместе с вами путём сказочных героев «Конька – Горбунка» и откроем для себя секреты русской жизни.
Викторина.
Вопросы:
- Чем занималась семья главного героя сказки? (Хлебопашеством и торговлей.)
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град – столицу…
Там пшеницу продавали,
Деньги счётом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.
- Какая беда случилась у крестьянской семьи? (Кто –то стал воровать пшеницу.)
В долгом времени, аль вскоре
Приключилося им горе:
Кто –то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить
- Что помешало стоять на карауле старшему брату? (Непогода и страх.)
Ночь ненастная настала,
На него боязнь напала,
И со страхов наш мужик
Закопался под сенник.
( Сенник – это навес или чердак, где хранилось сено.)
- Что помешало стеречь пшеницу среднему брату? (Холод и страх).
Ночь холодная настала,
Дрожь на малого напала,
Зубы начали плясать;
Он ударился бежать –
И всю ночь ходил дозором
У соседки под забором.
Жутко было молодцу!
- Как отец уговорил младшего Ивана дежурить в поле? (Обещал купить ему лубков, дать гороху и бобов.)
Говорит ему: «Послушай,
Побегай в дозор, Ванюша.
Я куплю тебе лубков,
Дам гороху и бобов».
(Лубки – ярко раскрашенные картинки.)
- Что делал в первую очередь человек, войдя в избу? (Молился на икону в красном углу комнаты.)
Караульщик помолился,
Вправо, влево поклонился…
- Кто оказался вором пшеницы? Опишите его. ( Белая кобылица с золотой завитой гривой.)
Вдруг о полночь конь заржал…
Караульщик наш привстал,
Посмотрел под рукавицу
И увидел кобылицу.
Кобылица та была
Вся, как зимний снег, бела,
Грива в землю, золотая,
В мелки кольца завитая.
- Сколько дней Иван ухаживал за кобылицей? (Три дня.)
… По три утрени зари
Выпущай меня на волю
Погулять по чисту полю.
- Что пообещала кобылица Ивану? (Двух коней золотогривых и конька ростом только в три вершка.)
По исходе же трёх дней
Двух рожу тебе коней –
Да таких, каких поныне
Не бывало и в помине;
Да ещё рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
- Кто украл коней у Ивана? ( Братья Гаврило и Данило.)
«Ну, Гаврило, в ту седмицу
Отведём - ка их в столицу;
Там боярам продадим,
Деньги ровно поделим.
…
А благому дураку
Недостанет век догадки,
Где гостят его лашадки…»
(Седмица – неделя, начиная с воскресенья.)
- Что утаил от братьев Иван? ( Перо Жар – птицы.)
… И. подняв перо Жар – птицы,
Завернул его в тряпицы,
Тряпки в шапку положил
И конька поворотил.
Вот он к братьям подъезжает
И на спрос их отвечает:
«Как туда я доскакал,
Пень горелый увидал…»
- Какой был обычай в град –столице перед началом торговли? (Нужно было получить разрешение городничего на торговлю.)
В той столице был обычай:
Коль не скажет городничий –
Ничего не покупать,
Ничего не продавать.
(Городничий – глава города.)
- Сколько было заплачено царём за Ивановых коней? ( Десять шапок серебра и пять рублей вдобавок.)
«Эта пара, царь моя,
И хозяин – тоже я».
«Ну, я пару покупаю!
Продаёшь ты?» - «Нет, меняю». –
« Что в промен берёшь добра?» -
«Два – пять шапок серебра».
«То есть, это будет десять».
Царь тотчас велел отвесить
И, по милости своей,
Дал в прибавок пять рублей.
- Сколько конюхов не смогли справиться с конями? ( Десять конюхов.)
Повели коней в конюшни
Десять конюхов седых…
…
Но дорогой, как на смех,
Кони с ног их сбили всех,
Все уздечки разорвали
И к Ивану прибежали.
- Как дальше сложилась судьба братьев? ( Иван остался при царском дворе, а братья вернулись домой с деньгами.)
Царь отправился назад,
Говорит ему: «Ну, брат,
Пара нашим не даётся;
Делать нечего, придётся
Во дворце тебе служить,
Будешь в золоте ходить, В красно платье наряжаться,
Словно в масле сыр кататься,
Всю конюшенну мою
Я в приказ тебе даю…»
….
Два же брата между тем
Деньги царски получили,
В опояски их зашили,
Постучали ендовой
И отправились домой.
Дома дружно поделились,
Оба враз они женились,
Стали жить да поживать
Да Ивана поминать.
( Платье – верхняя одежда; красно платье – красивое, нарядное платье.
Опоясок – широкий кушак, пояс поверх одежды. Ендова – большая широкая чаша для вина.)
- Сколько одежды стало у Ивана на царской службе? (Десять коробов.)
У Ивана красных платьев,
Красных шапок, сапогов
Чуть не десять коробов…
- Кто стал врагом Ивана во дворце? По какой причине? ( Хитрый спальник, бывший главный конюх, завидуя Ивану, клеветал на него царю.)
Надо молвить, этот спальник
До Ивана был начальник
Над конюшней надо всей,
Из боярских слыл детей;
Так не диво, что он злился
На Ивана и божился,
Хоть пропасть, а пришлеца
Потурить вон из дворца.
(Спальник – придворная должность при царе.)
- Какое первое задание дал царь Ивану? (Достать Жар – птицу.)
Царь, затрясши бородою:
«Что? Рядиться мне с тобою! –
Закричал он. – Но смотри,
Если ты недели в три
Не достанешь мне Жар – птицу
В нашу царскую светлицу,
То, клянуся бородой,
Ты поплатишься со мной…»
( Рядиться – торговаться, препираться, договариваться.)
- Какое второе задание дал царь Ивану? (Достать Царь –девицу.)
Царь, затрясши бородою6
«Что, рядиться мне с тобою? –
Закричал он. – Но смотри,
Если ты недели в три
Не достанешь Царь – девицу
В нашу царскую светлицу,
То – клянуся бородой! –
Ты поплатишься со мной…»
- Куда, в какую сторону света, ездил Иван исполнять задания царя? ( На восток.)
… И поехал на восток –
Доставать тое Жар –птицу.
…
…И поехал на восток
По тое ли Царь – девицу.
(Тое – ту.)
- Сколько дней скакал Конёк – Горбунок до Жар – птицы и до Царь – девицы? ( Семь дней.)
Едут целую седмицу,
Напоследок, в день осьмой,
Приезжают в лес густой.
( Осьмой – восьмой.)
- Какое третье задание дал царь Ивану? (Достать перстень Царь –девицы.)
Вот Иван к Царю явился,
Царь к нему оборотился
И сказал ему: «Иван!
Поезжай на окиян;
В окияне том хранится
Перстень, слышь ты, Царь – девицы.
Коль достанешь мне его,
Задарю тебя всего».
23. Назовите родню Царь – девицы. (Мать – месяц, брат – солнце.)
Говорит ему царица:
« Месяц – мать мне, солнце – брат».
24. Какое чудо увидел Иван в море – окияне? ( Чудо – юдо рыбу –кита, на спине которого стоит целое село.)
Вот въезжает на поляну
Прямо к морю – окияну;
Поперёк его лежит
Чудо – юдо рыба кит.
Все бока его изрыты,
Частоколы в рёбра вбиты,
На хвосте сыр – бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут,
А в дубраве, меж усов,
Ищут девушки грибов.
25. За что был наказан кит? Как он может заслужить прощение? ( Проглотил три десятка кораблей; если кит вернёт корабли, то наказание с него будет снято.)
Месяц ясный говорит:
«Он за то несёт мученье,
Что без Божия веленья
Проглотил среди морей
Три десятка кораблей.
Если даст он им свободу,
Снимет Бог с него невзгоду,
Вмиг все раны заживит,
Долгим веком наградит».
26. Кто нашёл на дне морском перстень Царь – девицы? (Ёрш – гуляка.)
Тут, отдав царю поклон,
Ёрш пошёл, согнувшись , вон.
С царской дворней побранился,
За плотвой поволочился
И салакушкам шести
Нос разбил он на пути.
Совершив такое дело,
В омут кинулся он смело
И в подводной глубине
Вырыл ящичек на дне…
27.Какое средство придумала Царь – девица, чтобы сделать царя молодцем? ( Искупаться в трёх котлах: в кипящем молоке, в крутом кипятке, в студёной воде. )
« Вот, коль хочешь ты жениться
И красавцем учиниться,-
Ты без платья, налегке,
Искупайся в молоке;
Тут побудь в воде варёной,
А потом ещё в студёной,
И скажу тебе, отец,
Будешь знатный молодец!»
28. Как царь грозился расправиться с Иваном, если он не выполнит приказ искупаться в трёх котлах? ( Грозился отдать в мученье, пытать, по кусочкам разрывать.)
Царь, затрясши бородою:
«Что? Рядиться мне с тобою! –
Закричал он. – Но смотри!
Если ты в рассвет зари
Не исполнишь повеленье,-
Я отдам тебя в мученье,
Прикажу тебя пытать,
По кусочкам разрывать».
29. Что велел Конёк – Горбунок сделать Ивану до того, как лечь спать в ночь перед купанием в котлах? ( Помолиться.)
«А теперича молись
Да спокойно спать ложись».
30. Что произошло с Иваном, что с царём после купания в котлах? ( Иван стал пригожим молодцем, а царь сварился.)
На конька Иван взглянул
И в котёл тотчас нырнул,
Тут в другой, там в третий тоже.
И такой он стал пригожий,
Что ни в сказке не сказать,
Ни пером не написать!
….
Царь велел себя раздеть,
Два раза перекрестился,
Бух в котёл – и там сварился!
31. Что сделали прежде всего Иван и Царь девица после того, как народ признал их царём и царицей? ( Обвенчались в церкви.)
Царь царицу тут берёт,
В церковь Божию ведёт, И с невестой молодою
Он обходит вкруг налою.
(Налой – столик или подставка в церкви, где лежат крест и Евангелие.)
32. Как вы считаете, каков главный смысл сказки Ершова? ( Дружба и верность.)
Подведение итогов. Награждение победителей.
- Ими стали: Чернявская А., Савкина М., Кузовкин А., Царьков А.,
Петрина К., Батраков М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по сказке А.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Содержит вопросы по содержанию сказки...
Сценарии праздников "Масленица", "Светофор", викторина "Зимняя сказка", викторина "Весёлая математика"
Сценарии праздников были созданы на онове игровых, здоровьесберегающих технологий. В них использовано много игровых заданий: пословицы, загадки, ребусы, весёлые стихотворения. Во всём ходе занятия раб...
Литературная викторина по сказке «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Внеклассное чтение. 1 класс....
Занятие кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке - викторина "Любимые сказки".
На занятии кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке проводилось в виде викторины. Ребята разделились на две команды: Колобки и Козлятушки.Задания были следующего содержания: ...
Презентация к занятию кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке - викторина "Любимые сказки".
На занятии кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке проводилось в виде викторины. Ребята разделились на две команды: Колобки и Козлятушки.Показ презентации с заданиями ...
Медали к играм и викторинам по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Многие из нас проводят игры и викторины. Данный ресурс предназначен для награждения учащихся, за победу и участие в играх и викторинах по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке". В п...
Медали к играм и викторинам по сказке А. С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
Многие из нас проводят игры и викторины. Данный ресурс предназначен для награждения учащихся, за победу и участие в играх и викторинах по сказке А. С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи ...