конспект урока по чтению(обучение грамоте)
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Мустафина Танзиля Ахметовна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения (обучения грамоте) в 1 классе

Тема урока: Звук [ ж], буквы Ж, ж.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: познакомить с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж.

Задачи урока: образовательные:

  • познакомить звуком [ж] и с буквами Ж,ж ;
  • учить давать характеристику звукам;
  • учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.

развивающие:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;
  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к чтению;
  • прививать навык культурного общения;
  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Методы обучения:

  • Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

Формы обучения:

  • фронтальная работа;
  • парная;
  • индивидуальная

Оборудование: проектор, схемы звуков, образцы печатных букв «Ж» и «ж», карточки с буквами, полоски для составления букв Жж, индивидуальные карточки с заданиями, круги для самооценки.

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности. Орг.момент

- Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Повернитесь к гостям, поприветствуйте.

-Прозвенел уже звонок-

Начинается урок.

Мы друг к другу повернулись

И друг другу улыбнулись. Садитесь.

2. Актуализация знаний

-Какую букву мы недавно изучили?

-Каким звуком она обозначается?

-Охарактеризуйте этот звук.

-Прочтите слово (На карточке ШИТЬ)

-Какое правило есть в этом слове?

-Ребята,на доске две звуковые схемы к слову шить.Которая составлена правильно?Почему?)

-Кто согласен с выбором схемы?

-Охарактеризуйте звуки.

Игра «Живые буквы»

- Ребята, скажите, на какие 2 группы делятся все звуки в русском языке?

-Как отличить гласные от согласных?

Гласные тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать!
А согласные согласны шелестеть,
шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,Но не хочется им петь!
В. Берестов

- На письме звуки обозначаются …?

- У вас на партах лежат карточки с буквами.

-Выйдите к доске те ребята, у которых гласные буквы. (а,о,у,я,и,ы,е)

- Назовите буквы на ваших карточках.

- Ребята, проверьте. Кто согласен, что это все гласные? - Садитесь.

- Теперь выйдите те, у кого согласные буквы. (б,п,г,к,д,т,з,с,ш)

- Это буквы, а вы назовите соответствующие звуки.

- Скажите, это все согласные, которые мы уже изучили?

- Какие ещё мы знаем? (н,м,л,р,в,ч) (дети называют, я показываю их на ленте букв)

- А те согласные, которые перед нами (у доски), на какие группы можно разделить?

- Разделитесь на группы.

- Но это не просто звонкие и глухие согласные, но они ещё и …?

- Разбейтесь на пары.

Назовите парные звуки.- Кто же остался без пары?

- Не расстраивайся, буква ш. У тебя тоже должна быть пара, и мы её сегодня найдём.

- Присаживайтесь все. Приступаем к поиску.

3. Постановка учебной задачи.

-Отгадайте загадку.

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь. (картинка жука)

- Произнесите первый звук отгадки.

- Какой звук в этом стихотворении чаще повторяется?

- Произнесите, как жужжит жук.

-Звук ж мы ещё не изучали. Так что же мы сегодня узнаем?

-Тема нашего урока: Звук [ж]. Буквы Ж, ж.

- Каковы цели нашего урока

-#1087;ознакомиться со звуком [ж] и буквой Ж.

2 .научиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

-Откройте учебники с.25

-Итак, первый пункт плана: познакомиться с характеристикой звука Ж. (Слайд)

Характеристика нового звука.

- Произнесите ещё раз этот звук и скажите: гласный он или согласный?

- Кто согласен?

- Почему он согласный? Как вы это определили?( Воздух встречает преграду, звук не поётся )

- Теперь давайте определим: звонкий он или глухой.. Какой? - Почему звонкий? (слышим свой голос

-Вспомните слова, которые начинаются на букву Ж, и назовите в словах первый звук (жук,жираф,

Жить,жизнь,жмурки,жаба,Женя.Жучка)

-Какой первый звук везде был? -Попробуйте его произнести мягко. (…) Получилось? (нет)

- Вывод… Слайд. Остаётся только ТВЁРДЫЙ)-

- Итак, теперь дайте полную характеристику нашему сегодняшнему звуку ж.

Игра-физминутка

- Теперь поиграем в игру « Поймай звук». Я буду называть слова. Если вы услышите наш новый звук-один раз хлопните, если нет- один раз приседаете.

(Железо, ножи, муха, пружина, зайка, журнал, шапка, дружба, глаза, лужайка, шуба, Жанна.)

- Итак, первый пункт плана мы выполнили-звук Ж охарактеризовали. Какой второй пункт плана? (Познакомиться с буквой, которой обозначается на письме звук Ж) –Слайд.

-Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]? Повторите Ж.

- Посмотрите на неё. (слайд- крупная Ж)

- На кого похожа буква Ж?

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! (С.Я.Маршак)

-(Показ Ж в алфавите) ) Вот буква Ж в алфавите. Перед ней стоит буква, которую мы ещё не изучали- буква Ё, а следует за буквой Ж буква З.

-На ленте букв буква Ж располагается вот здесь. (Показываю)

-Над какой буквой она расположилась? (ш) Значит они… (парные)

- Буква Ша, нашли мы тебе пару. (Вручаю букву Ж ученику).Выйдите теперь пара. Назовите свои звуки (Ж-Ш) Садитесь.

#1056;абота в парах. У вас на партах лежат полоски из бумаги. Составьте вместе с соседом по парте 2 буквы Ж. Обратите внимание на длину полосок. (Кто закончил-поднимают замочки.)

- Какие они у вас получились?

- У кого такие буквы получились? Молодцы.

- Для чего нужна заглавная Ж?

- Назовите слова, которые будут писаться с большой буквы Ж.

-Теперь слова на строчную ж.

- Продолжаем работу по плану. Звук изучили, букву узнали. Что теперь? ( Слайд)

#1055;ервичное закрепление.Чтение слогов и слов с буквой «Ж, ж».

Букву новую узнали

Образ мы её создали,

А теперь вперёд, друзья

Сможем мы прочесть слоги и слова.

- Покажите в учебнике пальчиком нашу сегодняшнюю новую букву. Каким звуком она обозначается? Этот звук всегда…? (твёрдый) И читать мы его будем твёрдо, не зависимо от того, какой звук следует за ним.

- Найдите слоги.(Слайд) Повторяйте за мной по одному слогу. (жа жо жу)

-А следующие 2 слога- особенные. Несмотря на то, что после Ж следуют Е и И, звук Ж произносится твёрдо. (ЖЕ, ЖИ)

- Запомните: жи пиши с буквой и. А схожее правило напомните нам.

- Теперь соединяем эти 2 правила: ЖИ – ШИ пиши с буквой И. (Карточку повесить) Повторите.

Чистоговорка(поработаем над дикцией)

Жа-жа-жа- прилетели два чижа.

Жи-жи-жи- в реке плавают ужи.

Жу-жу-жу-молоко дадим ежу.

- Теперь прочтём слова по группам в учебнике. Что про них сможете сказать?

Гимнастика для глаз.

#1057;амостоятельная работа

Индивидуальная самостоятельная работа.

- У каждого из вас на парте лежат две карточки: с одной звёздочкой и с двумя звёздочками по уровню сложности. С одной звёздочкой- попроще, с двумя-посложнее

- Прочитайте слова, подчеркните буквы Ж, посчитайте их, запишите число.

Живот, шило, железо, лыжи.

- Прочитайте слова, подчеркните буквы Ж, посчитайте их, запишите число и разделите слова на слоги.

Живот, шило, железо, лыжи.

- В зависимости от того, как вы оцениваете свои возможности, возьмите соответствующую карточку и выполните задание. (выполняют)

Самопроверка.

8.Работа с учебником.

-Теперь прочитаем текст в учебнике.

-Я вам его сейчас прочту, а вы подумайте, как можно озаглавить этот текст?

-В какую игру играли дети? (жмурки)

-Как можно озаглавить текст? (Жмурки)

-Кому знакома эта игра? Какие правила этой игры? (…)

- Мы можем в неё играть в классе? (нет) А где можем?

- Какое слово спряталось у нас на страничке в звуковой схеме. Найдите. (жмурки)

-Какой по счёту наш звук Ж? (первый)

-Теперь этот текст читаете вы по предложениям.

#1056;ефлексия.

.

-Какая была тема урока?

-Какие цели мы ставили перед собой?

Самооценка.

-У вас на парте есть круги. Возьмите карандаши и нарисуйте на них соответствующий смайлик:

-Если было легко, вы не допускали ошибки и довольны своей работой, то весёлый смайлик. (слайд)

Если вы испытывали затруднения, иногда допускали ошибки, то вот такой смайлик. (слайд)

Если было трудно, было много ошибок и вы совсем не довольны собой, то этот грустный смайлик.(слайд)

- Поднимите их. Покажите. (пустой слайд)

-Я очень довольна работой …,…,…

-Молодцы. Вы хорошо потрудились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературное чтение (обучение грамоте) - технология критического мышления

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока            Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной ...

Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) Заглавная и строчная буква "Я"

Конспект урока разработан в соответствии ФГОС , использована технология развивающего обучения, различные формы работы. презентация....

Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) Заглавная и строчная буква "Я"

Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) Заглавная и строчная буква "Я"...

Конспект урока литературного чтения (обучения грамоте) в 1 классе по теме: Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.

Место и роль урока в изучаемой теме: закреплениеЦель урока: закрепить знания о согласных звуках [б],[б'], буквах Б, б.Задачи урока:Образовательные: формировать навыки правильного, сознательного, п...

Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) "Звук [а]. Буквы А, а."

Этот  первый урок основного (букварного) периода по учебнику "Букварь" Т. М. Андриановой УМК "Планета знаний"....

План - конспект урока литературного чтения ( обучение грамоте) 1 класс

План  конспет  урока  литературного  чтения  ( обучение  грамоте ) 1 класс.  Тема  урока  ; " Знакомство  с  буквой  Оо,  звук о....

Конспект урока по чтению (обучение грамоте) Буква П, п.

Цели: закрепить знания учащихся о согласных звуках [п], [п’], букве П п; развивать речь, память, логическое мышление....