конспект урока по чтению(обучение грамоте)
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
Урок чтения (обучения грамоте) в 1 классе
Тема урока: Звук [ ж], буквы Ж, ж.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: познакомить с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж.
Задачи урока: образовательные:
- познакомить звуком [ж] и с буквами Ж,ж ;
- учить давать характеристику звукам;
- учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.
развивающие:
- развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;
- развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
- развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
воспитательные:
- воспитывать интерес к чтению;
- прививать навык культурного общения;
- воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
Методы обучения:
- Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.
Формы обучения:
- фронтальная работа;
- парная;
- индивидуальная
Оборудование: проектор, схемы звуков, образцы печатных букв «Ж» и «ж», карточки с буквами, полоски для составления букв Жж, индивидуальные карточки с заданиями, круги для самооценки.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности. Орг.момент
- Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Повернитесь к гостям, поприветствуйте.
-Прозвенел уже звонок-
Начинается урок.
Мы друг к другу повернулись
И друг другу улыбнулись. Садитесь.
2. Актуализация знаний
-Какую букву мы недавно изучили?
-Каким звуком она обозначается?
-Охарактеризуйте этот звук.
-Прочтите слово (На карточке ШИТЬ)
-Какое правило есть в этом слове?
-Ребята,на доске две звуковые схемы к слову шить.Которая составлена правильно?Почему?)
-Кто согласен с выбором схемы?
-Охарактеризуйте звуки.
Игра «Живые буквы»
- Ребята, скажите, на какие 2 группы делятся все звуки в русском языке?
-Как отличить гласные от согласных?
Гласные тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать!
А согласные согласны шелестеть,
шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,Но не хочется им петь!
В. Берестов
- На письме звуки обозначаются …?
- У вас на партах лежат карточки с буквами.
-Выйдите к доске те ребята, у которых гласные буквы. (а,о,у,я,и,ы,е)
- Назовите буквы на ваших карточках.
- Ребята, проверьте. Кто согласен, что это все гласные? - Садитесь.
- Теперь выйдите те, у кого согласные буквы. (б,п,г,к,д,т,з,с,ш)
- Это буквы, а вы назовите соответствующие звуки.
- Скажите, это все согласные, которые мы уже изучили?
- Какие ещё мы знаем? (н,м,л,р,в,ч) (дети называют, я показываю их на ленте букв)
- А те согласные, которые перед нами (у доски), на какие группы можно разделить?
- Разделитесь на группы.
- Но это не просто звонкие и глухие согласные, но они ещё и …?
- Разбейтесь на пары.
Назовите парные звуки.- Кто же остался без пары?
- Не расстраивайся, буква ш. У тебя тоже должна быть пара, и мы её сегодня найдём.
- Присаживайтесь все. Приступаем к поиску.
3. Постановка учебной задачи.
-Отгадайте загадку.
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (картинка жука)
- Произнесите первый звук отгадки.
- Какой звук в этом стихотворении чаще повторяется?
- Произнесите, как жужжит жук.
-Звук ж мы ещё не изучали. Так что же мы сегодня узнаем?
-Тема нашего урока: Звук [ж]. Буквы Ж, ж.
- Каковы цели нашего урока
-#1087;ознакомиться со звуком [ж] и буквой Ж.
2 .научиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).
-Откройте учебники с.25
-Итак, первый пункт плана: познакомиться с характеристикой звука Ж. (Слайд)
Характеристика нового звука.
- Произнесите ещё раз этот звук и скажите: гласный он или согласный?
- Кто согласен?
- Почему он согласный? Как вы это определили?( Воздух встречает преграду, звук не поётся )
- Теперь давайте определим: звонкий он или глухой.. Какой? - Почему звонкий? (слышим свой голос
-Вспомните слова, которые начинаются на букву Ж, и назовите в словах первый звук (жук,жираф,
Жить,жизнь,жмурки,жаба,Женя.Жучка)
-Какой первый звук везде был? -Попробуйте его произнести мягко. (…) Получилось? (нет)
- Вывод… Слайд. Остаётся только ТВЁРДЫЙ)-
- Итак, теперь дайте полную характеристику нашему сегодняшнему звуку ж.
Игра-физминутка
- Теперь поиграем в игру « Поймай звук». Я буду называть слова. Если вы услышите наш новый звук-один раз хлопните, если нет- один раз приседаете.
(Железо, ножи, муха, пружина, зайка, журнал, шапка, дружба, глаза, лужайка, шуба, Жанна.)
- Итак, первый пункт плана мы выполнили-звук Ж охарактеризовали. Какой второй пункт плана? (Познакомиться с буквой, которой обозначается на письме звук Ж) –Слайд.
-Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]? Повторите Ж.
- Посмотрите на неё. (слайд- крупная Ж)
- На кого похожа буква Ж?
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! (С.Я.Маршак)
-(Показ Ж в алфавите) ) Вот буква Ж в алфавите. Перед ней стоит буква, которую мы ещё не изучали- буква Ё, а следует за буквой Ж буква З.
-На ленте букв буква Ж располагается вот здесь. (Показываю)
-Над какой буквой она расположилась? (ш) Значит они… (парные)
- Буква Ша, нашли мы тебе пару. (Вручаю букву Ж ученику).Выйдите теперь пара. Назовите свои звуки (Ж-Ш) Садитесь.
#1056;абота в парах. У вас на партах лежат полоски из бумаги. Составьте вместе с соседом по парте 2 буквы Ж. Обратите внимание на длину полосок. (Кто закончил-поднимают замочки.)
- Какие они у вас получились?
- У кого такие буквы получились? Молодцы.
- Для чего нужна заглавная Ж?
- Назовите слова, которые будут писаться с большой буквы Ж.
-Теперь слова на строчную ж.
- Продолжаем работу по плану. Звук изучили, букву узнали. Что теперь? ( Слайд)
#1055;ервичное закрепление.Чтение слогов и слов с буквой «Ж, ж».
Букву новую узнали
Образ мы её создали,
А теперь вперёд, друзья
Сможем мы прочесть слоги и слова.
- Покажите в учебнике пальчиком нашу сегодняшнюю новую букву. Каким звуком она обозначается? Этот звук всегда…? (твёрдый) И читать мы его будем твёрдо, не зависимо от того, какой звук следует за ним.
- Найдите слоги.(Слайд) Повторяйте за мной по одному слогу. (жа жо жу)
-А следующие 2 слога- особенные. Несмотря на то, что после Ж следуют Е и И, звук Ж произносится твёрдо. (ЖЕ, ЖИ)
- Запомните: жи пиши с буквой и. А схожее правило напомните нам.
- Теперь соединяем эти 2 правила: ЖИ – ШИ пиши с буквой И. (Карточку повесить) Повторите.
Чистоговорка(поработаем над дикцией)
Жа-жа-жа- прилетели два чижа.
Жи-жи-жи- в реке плавают ужи.
Жу-жу-жу-молоко дадим ежу.
- Теперь прочтём слова по группам в учебнике. Что про них сможете сказать?
Гимнастика для глаз.
#1057;амостоятельная работа
Индивидуальная самостоятельная работа.
- У каждого из вас на парте лежат две карточки: с одной звёздочкой и с двумя звёздочками по уровню сложности. С одной звёздочкой- попроще, с двумя-посложнее
- Прочитайте слова, подчеркните буквы Ж, посчитайте их, запишите число.
Живот, шило, железо, лыжи.
- Прочитайте слова, подчеркните буквы Ж, посчитайте их, запишите число и разделите слова на слоги.
Живот, шило, железо, лыжи.
- В зависимости от того, как вы оцениваете свои возможности, возьмите соответствующую карточку и выполните задание. (выполняют)
Самопроверка.
8.Работа с учебником.
-Теперь прочитаем текст в учебнике.
-Я вам его сейчас прочту, а вы подумайте, как можно озаглавить этот текст?
-В какую игру играли дети? (жмурки)
-Как можно озаглавить текст? (Жмурки)
-Кому знакома эта игра? Какие правила этой игры? (…)
- Мы можем в неё играть в классе? (нет) А где можем?
- Какое слово спряталось у нас на страничке в звуковой схеме. Найдите. (жмурки)
-Какой по счёту наш звук Ж? (первый)
-Теперь этот текст читаете вы по предложениям.
#1056;ефлексия.
.
-Какая была тема урока?
-Какие цели мы ставили перед собой?
Самооценка.
-У вас на парте есть круги. Возьмите карандаши и нарисуйте на них соответствующий смайлик:
-Если было легко, вы не допускали ошибки и довольны своей работой, то весёлый смайлик. (слайд)
Если вы испытывали затруднения, иногда допускали ошибки, то вот такой смайлик. (слайд)
Если было трудно, было много ошибок и вы совсем не довольны собой, то этот грустный смайлик.(слайд)
- Поднимите их. Покажите. (пустой слайд)
-Я очень довольна работой …,…,…
-Молодцы. Вы хорошо потрудились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературное чтение (обучение грамоте) - технология критического мышления
Методические рекомендации по подготовке и проведению урока Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной ...
Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) Заглавная и строчная буква "Я"
Конспект урока разработан в соответствии ФГОС , использована технология развивающего обучения, различные формы работы. презентация....
Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) Заглавная и строчная буква "Я"
Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) Заглавная и строчная буква "Я"...
Конспект урока литературного чтения (обучения грамоте) в 1 классе по теме: Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.
Место и роль урока в изучаемой теме: закреплениеЦель урока: закрепить знания о согласных звуках [б],[б'], буквах Б, б.Задачи урока:Образовательные: формировать навыки правильного, сознательного, п...
Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) "Звук [а]. Буквы А, а."
Этот первый урок основного (букварного) периода по учебнику "Букварь" Т. М. Андриановой УМК "Планета знаний"....
План - конспект урока литературного чтения ( обучение грамоте) 1 класс
План конспет урока литературного чтения ( обучение грамоте ) 1 класс. Тема урока ; " Знакомство с буквой Оо, звук о....
Конспект урока по чтению (обучение грамоте) Буква П, п.
Цели: закрепить знания учащихся о согласных звуках [п], [п’], букве П п; развивать речь, память, логическое мышление....