Развитие функциональной грамотности на уроке литературного чтения, 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Открутый урок по литературному чтению, 3 класс. Тема: "Влияние рассказов Д.Н.Мамина-Сибиряка на воспитание в человеке доброты и любви к людям и природе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку. | 2.9 МБ |
Конспект урока. | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Родился Дмитрий 25 октября 1852 года в небольшом поселке Пермской губернии в семье священника. Первое образование Д.Н. Мамина Сибиряка было получено дома. Позднее поступил в духовную семинарию Перми. Д. Н. Мамин-Сибиряк с отцом .
Всю свою жизнь он стремился всем сердцем на Урал, но почти половину жизни провёл вдалеке от него. Причина была. Грустная. Дочка Алёнушка родилась слабенькой, болезненной девочкой. Ещё во младенчестве лишилась матери. И вся забота о ней легла на плечи отца. Последние годы жизни Мамин всецело посвятил дочери. Дом, где родился Д.Н. Мамин-Сибиряк
Произведения Д. Н. Мамина – Сибиряка для детей
Природа, человек, доброта .
Произведения Д. Н. Мамина – Сибиряка для детей Рассказы «Вертел», «Кормилец», «В глуши»
Произведения Д. Н. Мамина – Сибиряка для детей «Медведко»
Произведения Д. Н. Мамина – Сибиряка для детей «Волки»,
Произведения Д. Н. Мамина – Сибиряка для детей « Постойко »,
Произведения Д. Н. Мамина – Сибиряка для детей «Серая Шейка», «Упрямый козёл», «Пора спать»
К кому произведению подходят данные пословицы? 1. Не нужна соловью золотая клетка, а лучше зеленая ветка. 2.Сколько волка не корми, он в лес смотрит. 3. Не начавши - думай, а начавши - делай. 4. На чужбине и собака тоскует. 5. Баловством хлеба не добудешь. 6. Сколько б не было детей, а всех жалко. 7. Доброе братство сильнее богатства. 8. Собака старое добро помнит.
Доброта – это богатство, щедрость души человека.
Предварительный просмотр:
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.
Учитель: Жиделёва Кэтрин Васильевна, МАОУ СОШ № 1 Кушвинский муниципальный округ
Класс: 3
Предмет: литературное чтение
Тема: Влияние рассказов Д.Н.Мамина-Сибиряка на воспитание в человеке доброты и любви к людям и природе.
Цель урока: знакомство с творчеством Д. Мамина-Сибиряка.
Задачи:
- учить анализировать прочитанные произведения, находить главную мысль;
- учить осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- проводить самооценку своих действий, поступков и других людей;
- прививать нравственные ценности (любовь к природе, к животным, малой Родине, уважение к старшим)
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение к животным.
Ход урока
Этапы урока | Содержание урока |
#1054;ргмомент. Психологический настрой на урок | В этом году в нашей стране отмечается 170-лет со дня рождения известного уральского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка. Важность этого события подчеркнул и губернатор области Е. Куйвашев, подписав указ, в котором объявил 2022-й Годом Д. Н. Мамина-Сибиряка в Свердловской области. Мы с вами продолжаем знакомиться с творчеством уральского писателя. С какими рассказами писателя мы уже познакомились? - Мы с вами уже провели викторину по прочитанным произведениям. Сегодня хотелось бы наградить команды победительницы. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности | - Какие произведения писателя вы прочитали к сегодняшнему уроку? - О чем все его произведения? - Особенностью произведений Мамина-Сибиряка является мудрый, добрый взгляд на природу и на «братьев наших меньших». -А рассказ «Приемыш», «Постойко» может нас научить любви к природе? -Так о чем будем говорить? ( о добром человеческом отношении к природе). -Как вы думаете, а что такое доброта?(Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама…) -Какого же человека можно назвать добрым? (Добрый человек – это тот, кто любит детей, людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее. - Кто являются главными героями в рассказах «Вертел», «Кормилец»? Какие чувства мы испытываем к главным героям? |
3. Актуализация знаний. Постановка проблемы. | Ребята, вы произнесли сейчас три слова: природа, человек, доброта. А как вы думаете, какое из них вы считаете главным? Почему? ЧЕЛОВЕК - ДОБРОТА - ПРИРОДА -Я с вами соглашусь. Все три слова важны. (слова выставляются на доску) - Значит, постараемся доказать, что доброта человека к человеку, человека к природе - это великий Божий дар, щедрость души. |
4. Анализ литературных произведений. | Назовите рассказы, в которых повествуется о тяжелой жизни детей, их непосильной ноше. («Кормилец», «Вертел»). Как звали главных героев? Что больше всего запомнилось? Как чувства вызывают прочитанные произведения? Чему учат? ! Учат сочувствию, учат дорожить близкими, помогать. (Наша помощь детям детского дома и жителям Донбасса). Дети не должны трудиться наравне со взрослыми, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Чему учит рассказ «Медведко»? Главная мысль в том, что диким зверям место в лесу, ну или хотя бы в зоопарке, а не в доме, какими бы они милыми не казались, нести ответственность надо за тех, кого приручили. Рассказ «Волки», сказка «Серая шейка». Чем поразили вас эти произведения? Почему рассказ назван «Волки», а не «волк»? (Речь идет не об одном старом волке, а о волчьей стае) - Кто главный герой рассказа? - Старый волк. - Какое чувство вызывает у вас старый волк? - Чувство жалости. Найдите места, где волк вызывает особое чувство жалости. Вот так Мамин – Сибиряк умел писать о животном – его становится жаль, мы сочувствуем волку. Хотя волки и нелюбимые животные, но Мамин – Сибиряк у нас вызывает не злобу, не ненависть к ним, а чувство жалости и уважения. О доброте и заботливости волков. Люди иногда бывают жестокими по отношению к близким. Бросают старых родителей, сдают в дома престарелых…. В каком произведении показана преданность животного человеку? «Зимовье на студёной». Главная мысль рассказа заключается в том, что человек не должен жить один, кто-то всегда должен быть рядом. Главная мысль рассказа «Постойко» в том, что нужно не забывать животных, которых мы приручили, не забывать про них. Рассказ учит любить наших братьев меньших, жалеть их и не бросать на произвол судьбы, не играет роли какая порода собаки. Любое животное требует к себе любви, заботы и внимания. «В глуши» О чем это произведение? «Лесная сказка». Сказка учит любить природу, оберегать ее, знать свойства деревьев, беречь природу, восхищаться ее красотой, знать изменчивость природы. |
#1056;абота с пословицами. | Определи, к каким рассказам Д.Н.Мамина-Сибиряка подходят данные пословицы:
|
#1048;тог. | Жизненный опыт. -А вашей жизни были ситуации, когда вы помогли «братьям нашим меньшим»? - Чему учат рассказы Д.Н.Мамина-Сибиряка? Они учат детей любить природу, быть добрыми и внимательными к братьям нашим меньшим. Писатель был убежден, что «сострадание – доброе человеческое чувство. Его невозможно развить, если нет знания самого сострадания, нет представления о нем». Именно это чувство воспитывают произведения писателя. Д.Н.Мамин-Сибиряк призывал современников через свои книги правдиво рассказывать детям о жизни и труде народа. Кроме этого, его произведения знакомят с миром природы, повадками и привычками животных, учат замечать разные явления, не проходить мимо тех, кто нуждается в помощи. Писатель стремился не только привить любовь к родному краю, но и добиться, чтобы мы становились его защитниками. |
#1056;ефлексия | Билетик на выход. На листочках: Продолжите фразу: «Я бы посоветовал (а) прочитать произведение Д.Н.Мамина-Сибиряка «____________________» другим детям, потому что___________________________. |
Продолжите фразу: «Я бы посоветовал (а) прочитать произведение Д.Н.Мамина-Сибиряка «____________________________________» другим детям, потому что ____________ __________________________________________________________________________________.
Продолжите фразу: «Я бы посоветовал (а) прочитать произведение Д.Н.Мамина-Сибиряка «____________________________________» другим детям, потому что ____________ __________________________________________________________________________________.
Продолжите фразу: «Я бы посоветовал (а) прочитать произведение Д.Н.Мамина-Сибиряка «____________________________________» другим детям, потому что ____________ __________________________________________________________________________________.
Продолжите фразу: «Я бы посоветовал (а) прочитать произведение Д.Н.Мамина-Сибиряка «____________________________________» другим детям, потому что ____________ __________________________________________________________________________________.
Продолжите фразу: «Я бы посоветовал (а) прочитать произведение Д.Н.Мамина-Сибиряка «____________________________________» другим детям, потому что ____________ __________________________________________________________________________________.
Продолжите фразу: «Я бы посоветовал (а) прочитать произведение Д.Н.Мамина-Сибиряка «____________________________________» другим детям, потому что ____________ __________________________________________________________________________________.
Продолжите фразу: «Я бы посоветовал (а) прочитать произведение Д.Н.Мамина-Сибиряка «____________________________________» другим детям, потому что ____________ __________________________________________________________________________________.
Продолжите фразу: «Я бы посоветовал (а) прочитать произведение Д.Н.Мамина-Сибиряка «____________________________________» другим детям, потому что ____________ __________________________________________________________________________________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Формирование функциональной грамотности на ур...
«Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
Мастер-класс...
Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в к...
Упражнения для развития функциональной грамотности на уроках литературного чтения
Чтение – это основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, важнейший способ освоения базовой социально значимой информации....
ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ( мастер-класс)
Без навыков чтения смысловое чтение не работает и ребёнок никогда вам не ответит: «Для чего автор написал сказку? Как в жизни мы можем использовать эти знания?»Значит, чтобы работа н...
Приёмы развития функциональной грамотности на уроках литературного чтения.
Специально подобранные задания, используемые на уроках литературного чтения, способствуют формированию функционально-грамотной личности, нравственно и духовно богатой, которая способна к самоанализу, ...
Мастер – класс.Тема: «Приемы развития функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе».
Цель: познакомить с опытом моей работы, направленной на формирование функциональной грамотности у обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения. Задачи:- создать...