Приёмы развития функциональной грамотности на уроках литературного чтения.
учебно-методический материал
Специально подобранные задания, используемые на уроках литературного чтения, способствуют формированию функционально-грамотной личности, нравственно и духовно богатой, которая способна к самоанализу, к самореализации, творчески и правильно подойти к решению задач, которые ставит перед каждым жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_razvitiya_funktsionalnoy_gramotnosti_na_urokah_literaturnogo_chteniya.docx | 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы развития функциональной грамотности на уроках литературного чтения (из опыта работы)
Цель уроков литературного чтения – научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования функциональной грамотности. Необходимо учить ребенка читать для себя, а это значит, его нужно научить умению понимать главную мысль, которая заключена в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор при создании, почувствовать то, что чувствовал другой человек.
Работа с текстом делится на три этапа:
Подготовительный: необходимо ввести детей в тот мир, который описан автором. Традиционно это знакомство с эпохой, с автором, словарная работа. Одним словом, подбираем такие виды работ, которые вызовут интерес к теме произведения и желание его прочитать.
На мотивационно – целевом этапе урока очень часто использую высказывания, афоризмы, пословицы, определение слов, которые помогают ввести в тему урока, сформулировать тему, а так же будут являться основой для определения главной мысли произведения.
Так на примере произведения М.М. Пришвина «Выскочка» было предложено определение из словаря Ожегова. (Человек, который выдвинулся слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам). Перед ребятами стояла задача определить, как можно назвать такого человека и выбрать ключевые слова, которые помогли дать правильный ответ. Используя ключевые слова дети, уточняют свои предположения о теме произведения, о героях, о том, как будет развиваться действие.
Следующие приёмы «Собери и запиши пословицы», пословицы должны так же соответствовать теме произведения. Рассмотрим некоторые одну из них на примере произведения В.Одоевского «Мороз Иванович». Собери и запиши пословицы: «работа, такова, награда, и, какова»; «дерево, в, смотри, плодах, делах, человека, в»; «на, зверь, бежит, ловца».
Ещё один приём «Наращивание слов»: лень (лентяй – лентяйка – ленивый – ленивица); труд (трудится, трудолюбие, трудолюбивый).
После вышеуказанной работы применяю приём «Верите ли вы?» В
- Верите ли вы, что выскочка – это качество личности человека? Почему?
- Верите ли вы, что выскочки есть среди ребят? Докажите. (Выкрикивает на уроке, перебивает)
- Верите ли вы, что выскочки есть среди взрослых? (Есть люди, которые любят, чтобы слушали только их, не дают высказаться другим)
- Какой значит можно сделать вывод?
( Выскочка – это качество, которое может быть присуще людям).
- М.М. Пришвин написал произведение, которое так и называется «Выскочка».
После подобных заданий ребята легко определяют тему урока, могут предположить, о чём или о ком будет произведение, сформулировать цель урока и составить план на урок.
Этап знакомство с текстом
Во время чтения текста проводится словарная работа, способствующая осознанию прочитанного. Она становится мотивированной и интересной, так как именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании. Учащиеся видят суть процесса «вчитывания» в текст и сами участвуют в нем.
Очень часто в произведении значение незнакомых слов можно понять по содержанию самого текста. Ребятам предлагаю таблицу, в которой содержатся незнакомые слова, значение слов и примеры толкований из текста. Прошу ребят соединить высказывания между собой. В результате анализа ребята могут определить значение слов без помощи словаря. Варианты работы с таблицей могут усложняться: ребята сами должны найти в тексте примеры из текста, либо по примерам из текста определить значение незнакомых слов. (Примеры таблиц на слайде)
При знакомстве с произведением использую приём «Чтение с остановками» в ходе чего предлагаю ребятам после 1 части приём «Ромашка Блума», после 2 части «Толстые вопросы», после 3 части вопросы поискового характера, которые направлены на поиск нужной информации из текста. После второго этапа работы с текстом, по проверке содержания использую приём «Тест». Цель – проверить понимание текста на уровне содержания. Данный тест носит репродуктивный характер (выявление знаний сюжета, имен героев, литературоведческих терминов и понятий).
Часто использую приём «Верно – неверно». В таблице указаны утверждения, задача ребят определить соответствуют они произведению или нет, а так же доказать свои предположения словами из текста. (Пример таблицы и работа по ней на слайде)
Третий этап работы с текстом– понимание идеи, продуктивного уровня. Такая деятельность интересна и приводит к глубокому осмыслению текста. Очень часто дети уверены, что уже после первого знакомства с произведением поняли все. И здесь большую роль играют задания, заставляющие ребенка снова и снова обратиться к тексту (например: докажи словами текста, подчеркни необходимую тебе информацию по данному вопросу, определи места основных действий персонажей, сформулируй свою точку зрения и подбери отрывок, подтверждающий её и так далее. На данном этапе хорошо проходит приём «Обвиняю – защищаю», где ребята, опираясь на текст, обсуждают поступки героев, обвиняя их или защищая.
Пример задания:
- Дайте характеристику героям, подтвердите словами из текста. Данные занесите в таблицу.
Вьюшка | Выскочка |
|
Такой подход к художественному тексту изменяет мотивацию читательской деятельности ребенка: он читает уже не ради самого процесса чтения, а для того, чтобы разобраться в прочитанном, понять авторскую идею.
На заключительном этапе работы с текстом происходит формулирование главной мысли. Для того, чтобы это было не только познавательно ещё и интересно в начале изучения раздела мы планируем с ребятами какой у нас будет продукт. Так работая над разделом «Люблю всё живое» мы создавали буклет «Мудрые мысли», куда записывали главную мысль произведений, изображали иллюстрации по произведениям. Для этого я заготавливаю для ребят небольшой текст с пропусками слов, задача ребят вставить недостающие слова, в результате чего у ребят, получается, определить главную мысль произведения. При работе с главной мыслью произведения использую следующие задания:
- Подберите 2 пословицы, которые отражают главную мысль произведения и докажите примерами из жизни.
- Напишите сочинение - рассуждение, отражающее главную мысль произведения.
Специально подобранные задания, используемые на уроках литературного чтения, способствуют формированию функционально-грамотной личности, нравственно и духовно богатой, которая способна к самоанализу, к самореализации, творчески и правильно подойти к решению задач, которые ставит перед каждым жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
Мастер-класс...
Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.Что же такое «функциональная грамотность»? Каковы критерии функционал...
ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ( мастер-класс)
Без навыков чтения смысловое чтение не работает и ребёнок никогда вам не ответит: «Для чего автор написал сказку? Как в жизни мы можем использовать эти знания?»Значит, чтобы работа н...
Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения
Материал поможет подготовить интересные виды работы гна уроках....
Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в к...