10 шагов с великим сказочником (литературная игра к 220-летию со дня рождения Г.Х. Андерсена)
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

Коробейникова Светлана Васильевна

Литературная игра нацелена на создание условий по организации деятельности учащихся, направленных на формирование умения систематизировать и обрабатывать информацию по биографии и творчеству датского сказочника Г- Х. Андерсена. Она знакомит с биографией писателя и содержит 10 интерактивных приемов работы с материалом сказок. Вам надо расшифровать ребусы и высказывания писателя о жизни, закодированные в QR-коды, заняться сказочной математикой, отремонтировать названия сказок, узнать героя по описанию его портрета, зайти в бюро находок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл andersen.docx207.18 КБ

Предварительный просмотр:

10 шагов с великим сказочником.

(литературная игра к 220-летию со дня рождения Г.Х. Андерсена)

Обаятельный чудак, оставшийся до самой

своей смерти чистосердечным ребенком,

вдохновенный импровизатор и ловец

человеческих душ — и детских и взрослых.

К.Г. Паустовский

Цель: создание условий по организации деятельности учащихся, направленных на формирование умения систематизировать и обрабатывать информацию по биографии и творчеству датского сказочника Г- Х. Андерсена.

Задачи:

1.     Развивать интерес к чтению, к книге, творческий потенциал.

2.     В игровой форме обобщить и закрепить знания учащихся по прочитанным сказкам Х.К. Андерсена.

3.     Воспитывать положительные нравственные качества.

4.     Научить учащихся работать в команде, культуре поведения на игре.

2 апреля 2025 года исполняется 220 лет со дня рождения Ганса Христиана Андерсена. Этому событию мы посвятим нашу литературную игру.

Однажды в старой Дании

По сказочному адресу

В одном старинном здании

Придумал сказку Андерсен

И грустную, и дерзкую,

И острую, и нежную,

И взрослую, и детскую

Про королеву Снежную

Принцессы на горошине,

Башмачники и мельники -

Все были огорошены,

Прочтя ее немедленно

Прошли века над крышами,

И сказку все усвоили

Ее мы тоже слышали

Но поняли по-своему (В. Коростылёв)

Знакомство с биографией Г.Х. Андерсена

Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Оденсе – небольшом провинциальном городке Дании, на острове Фюн. Семья жила очень бедно. Отец его был бедным башмачником, а мама – прачкой. В доме не было ни богатой мебели, ни украшений.

Родители очень любили своего сына. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. Отец водил его на прогулки, мастерил чудесные игрушки и даже сделал для мальчика настоящий кукольный театр. Ханс забивался в уголок и сам сочинял и разыгрывал для себя спектакли.

Маленький Ханс часто болел и обычно не участвовал в проказах соседских мальчишек. Он постоянно придумывал всякие истории. Его первым слушателем был рыжий кот по имени Карл. Но у Карла был крупный недостаток: кот часто засыпал, не дослушав до конца интересную сказку. Кошачьи годы, как говорится, брали своё.

Так уж издавна повелось, во все времена, у всех народов люди слушали сказки. Первые сказки маленький Ханс услышал от отца. Отец Ханса был большим книголюбом. Он переделывал эти сказки по-своему, украшая и дополняя их, и пересказывал в неузнаваемом виде. 

Андерсен умел вырезать из бумаги всякие фигуры. И когда лист бумаги превращался у него в старую ведьму на помеле, изящную балерину, аиста, стоящего на одной ноге в гнезде, сразу же рождались и сказки об этих фигурках. В г. Оденсе в музее Андерсена хранится около 200 вырезок и игрушек, сделанные сказочником.

Веселое детство Андерсена закончилось в 1814 году, когда умер его отец. Хансу, которому исполнилось одиннадцать лет, пришлось бросить школу и устроиться работать на суконную фабрику. Еще у Ханса был чудесный голос, и он прекрасно читал стихи и отрывки из пьес. Слава об этом чудо-ребенке разошлась по всему городу. За свой голос он получил прозвище «маленький соловей с острова Фюн».

Но его по-прежнему тянуло к книгам и к театру. И только случай помог Андерсену определить свое призвание. Город Оденс посетила труппа Королевского театра и ему так понравилась игра актеров, что через год, когда Андерсену исполнилось 14 лет, он решил уехать в столицу Дании Копенгаген, чтобы попытать счастья в театре. Копенгаген встретил подростка неприветливо: без денег, без родных, без жилья, Андерсен испытал те муки и невзгоды, о которых впоследствии поведал в своих воспоминаниях и сказках.

Сказки живут всюду! Сказки Андерсена – это целый мир, который остаётся с человеком на всю жизнь. Они делают нас добрее и великодушнее, учат видеть прекрасное во всём. Сказки учат нас мечтать. Они адресованы людям разных возрастов и хранят в себе мудрость народа. Великий писатель Ханс Кристиан Андерсен умер в возрасте 70 лет, но датчане чтят память своего великого соотечественника. В Копенгагене в Королевском саду, на главной площади стоит памятник Х.К. Андерсену. На улочках города Оденса можно увидеть скульптуры героев сказок Х.К. Андерсена.

Символом Дании является Русалочка - персонаж известной на весь мир сказки знаменитого сказочника. Русалочка представляет собой маленькую бронзовую фигурку ростом 125 см и весом 175 килограмм и располагается в порту Копенгагена на гранитном постаменте.

1. Ребусы. (расшифруйте названия сказок Андерсена)

Огниво. Снеговик. Чайник.

2. Надо подумать (узнай сказку по описанию)

С помощью своей веры и отваги, героиня справляется с задачей, и её братья возвращаются к человеческому облику. 

Как злой тролль создал зловещее зеркало, в котором все доброе и красивое казалось уродливым.

Про солдата, который однажды встретил ведьму и, благодаря ей, обогатился.

Дикие лебеди. Снежная королева. Огниво.

3. Мастерская названий (добавьте имена прилагательные в названия сказок Андерсена)

…………………….лебеди (дикие)

…………………….утёнок (гадкий)

……………………королева (снежная)

……………………матушка (бузинная)

……………………горлышко (бутылочное)

……………………мальчик (золотой)

4. «Сказочная математика» (запиши ответы числительные)

1) Сколько солдатиков сделали из старой оловянной ложки? (25)

2) Сколько собак увидел солдат в сказке «Огниво»? (3)

3) Сколько дней каждый год проводили лебеди-братья на родине? (11)

4) Сколько волшебных предметов было в сказке «Свинопас»? (2)

5) Сколько раз пропел искусственный соловей из сказки «Соловей» одну и ту же песню?  (34)

6) Сколько историй рассказано Андерсом в сказке «Снежная королева»? (7)

7) Сколько сестер было у Русалочки? (5)

5. Герои и сказки. (расшифруйте героев и назовите из какой они сказки) 

ТОКР, ШЬМЫ, ЖКУ, АБАЖ, СТОЧКАЛА, ФЭЛЬ 
Ответ: Сказка «Дюймовочка»: крот, мышь, жук, жаба, ласточка, Эльф
КАТУ, НОКУТЕ, ТОК, ЦАРИКУ, ХАСТАРУ, КАЙХОЗЯ, ТЕПХУ 
Ответ: Сказка «Гадкий утёнок»: утка, утенок, кот, курица, старуха, хозяйка, петух.

ГАРЕД, БОЙНИРАЗЦА, ЛОЗЕРКА, ЙАК, БУШБАКА, НЬОЛЕ

Ответ: Сказка «Снежная Королева»: Герда, Разбойница, зеркало, Кай, бабушка, олень

6.  Внимание, викторина! (ответьте на вопросы по биографии сказочника и некоторым его сказкам)

- В каком городе родился Андерсен? (в Оденсе)

- В какой город в 14 лет отправился будущий писатель? (в Копенгаген)

- Что послужило дурню Гансу посудиной? (старый деревянный башмак с отколотым передком)

- Что предложил Ганс королеве в качестве подливки? (грязь из канавы)

- Какое название носил королевский дворец? (Амалиенборг)

- Кто нарисовал портрет семьи Хиршспрунг? (художник Педер Северин Кройер) 

- Как называется пролив между островами Зеландия и Фюн? (Большой Бельт)

- Где находятся постоянные чертоги Снежной королевы? (на острове Шпицберген)

- Под сколькими тюфяками и перинами была спрятана горошина? (20)

7. Портрет героя (узнайте героя по его высказываниям)

  1. «Пустяки! Только не капризничай! А то я укушу тебя – видишь, какие у меня острые белые зубы!» (мышь из сказки «Дюймовочка»)
  2. «Лежи смирно, не то пырну тебя ножом!» (разбойница Герде)
  3. «Умеешь ли ты выгибать спинку? Мурлыкать и испускать искры? Нет? Так не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди!» (кот гадкому утенку)
  4. «Ишь, какая славненькая, жирненькая! Жирненькая, что твой барашек! Ну-ка, какова на вкус будет?» Кто и про кого так говорил? (старуха- разбойница про Герду) 
  5. «Ты должна мне заплатить за помощь. И я не дешево возьму. У тебя чудный голосок, и им ты думаешь обворожить принца, но должна отдать голос мне». (ведьма – русалке)
  6. «Паспорт есть? Давай паспорт!» (крыса – оловянному солдатику)

8. Бюро находок (определите из какой сказки предмет)

а) зонтик-

б) горошина-

в) бумажный кораблик-

г) яйцо-

д) санки-

е) ракушка-

ё) собака-

ж) розы белая и красная-

а) «Оле-Лукойе» б) «Принцесса на горошине» в) «Стойкий оловянный солдатик»

 г) «Гадкий утёнок» д) «Снежная королева» е) «Русалочка» ё) «Огниво» ж) «Снежная королева»

9. Звери и птицы. (определи сказку по животным)

- кот и курица («Гадкий утенок»)

- жаба («Дикие лебеди», «Дюймовочка»)

- старая знатная утка испанской породы («Гадкий утенок»)

- большая рыба («Стойкий оловянный солдатик»)

- три собаки с большущими глазами («Огниво»)

- полевая мышь, ласточка, крот («Дюймовочка»)

- олень («Снежная королева»)

- большая крыса («Стойкий оловянный солдатик»)

10. И с нами гений говорит… (используя сканер QR- кодов, расшифруйте высказывания Г-Х. Андерсена)

           

Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь.

Жизнь, как красивая мелодия, только песни перепутались.

Приносить пользу миру — это единственный способ стать счастливым.

Ежегодно 2 апреля (в день рождения Ханса Кристиана Андерсена) отмечается Международный день детской книги.

         А Высшая международная премия за лучшую детскую книгу носит его имя — это Золотая медаль Ханса Кристиана Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам.

Литература
1) Бодрова О. А. Волшебный зонтик [Текст] / О. А. Бодрова // Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 1. – С. 58-60.
2) Великий сказочник Датского Королевства. История жизни Х. К. Андерсена [Текст] // Мурзилка. – 2005. - № 2. – С. 6-8.
3) Маленкова Ю. М. Сказочная наука Х. К. Андерсена [Текст] / Ю. М. Маленкова // Читаем, учимся, играем. – 2008. - №. 9. – С. 91-94.
4) Скляренко Н. С. Самый любимый сказочник [Текст] / Н. С. Скляренко // Читаем, учимся, играем. – 2003. - № 3. – С. 65-69.

Интернет- ресурсы

https://kurl.ru/yNhJd 

https://goo.su/8PTL84

https://goo.su/kpZbn 

https://goo.su/huBj

https://goo.su/bRVN8

https://goo.su/pt0d 

https://kurl.ru/LnFOo 

https://kurl.ru/leIgj 

https://kurl.ru/CGChO 

https://kurl.ru/WvVTb 

https://kurl.ru/lelQO 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный праздник, посвящённый 150-летию со дня рождения А.П.Чехова.

Знакомство с биографией и творчеством А.П.Чехова; «прогулка по Чеховским местам», т.е. ознакомление с памятными местами, посвящёнными писателю; совершенствование и контроль знаний по прочитанным...

Литературный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова для учащихся 3-4 классов.

Внеклассное мероприятие, посвящённое творчеству М.Ю. Лермонтова, проводилось для учащихся 3-4 классов. Дети ознакомились с биографией поэта и его творчеством....

Литературный час, посвящённый 120-летию со дня рождения С.А. Есенина

Литературный час к 120-летию со дня рождения С.А. Есенина, как один из способов подготовки воспитанников к конкурсу декламации (чтецов)....

Театрализованное представление «Путешествие по сказкам Андерсена» (К 210- летию со дня рождения Г.Х. Андерсена) Для учащихся 1-4 классов.

данный материал был использован в начальных классах для проведения внеклассного мероприятия к юбилею Г.Х.Андерсена....

Литературная квест-игра, посвященная 200-летию со дня рождения Н.А.Некрасова

Литературная квест-игра, посвященная 200-летию со дня рождения  Н.А.Некрасова  Цель: обобщение и систематизация знаний, полученных по творчеству Н.А.Некрасова,  развитие ...