Урок литературного чтения во 2 классе.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Бидзюра Людмила Петровна

Урок литературного чтения в системе учебников "Начальная школа XXI века" (2 класс).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования»

Метапредметный урок

Литературное чтение, 2 класс

Система учебников «Начальная школа XXI века»

                                                  Автор :

Бидзюра Людмила Петровна,

                                                                                    учитель начальных классов

Тема: И.Соколов – Микитов «Узоры на снегу».

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся        

                       целостного представления об основной идее произведения.

Задачи: 1) организовать деятельность обучающихся по планированию  

                   совместно с учителем  изучения нового произведения,  

                   организовать деятельность обучающихся по восприятию и                        

                   осмысления текста нового произведения;

               2)  содействовать формированию и развитию учебно-

                    информационных умений младших школьников:

                    бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться  

                    различными видами чтения: сплошным, выборочным, «про  

                    себя»; создать условия для формирования выразительного  

                    чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и

                    логических ударений, соблюдение интонаций и придания голосу  

                    нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию

                    коммуникативной культуры обучающихся;

                3) содействовать воспитанию в детях любви к природе,

                    к окружающей среде, животным.

                                                                                       

Оборудование: компьютер и проектор, портрет писателя И.Соколова-Микитова, учебник Л.А.Ефросининой «Литературное чтение», рабочая тетрадь Л.А.Ефросининой «Литературное чтение № 1»

   

Ход урока:

I. Самоопределение к деятельности

                                     Прозвенел и смолк звонок.

                                     Начинаем наш урок.

- Ребята! У нас сегодня на уроке много гостей. Поприветствуйте их. Пусть это вас не смущает. Будем работать активно, творчески, с интересом и удовольствием.

- Проверьте наличие учебника и тетради у соседа по парте.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений

с. 157 – 158, пересказ рассказа Г.Скребицкого и В.Чаплиной «Как белочка зимует»

- Усаживайтесь поудобнее, мы отправляемся в зимнее царство.

1. Просмотр видеоклипа о зиме

2. Создание проблемной ситуации

– Как вы считаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке?                         (о зиме, о природе)

   - Какие писатели сочиняли рассказы, очерки о природе? (Пришвин, Иванов, Ушинский, Соколов-Микитов)

III.Физминутка

IV. Постановка учебной задачи

 Загадка о зиме

                               Тройка-тройка прилетела.

                               Скакуны в той тройке белы.

                               А в санях сидит царица,

                               Белокоса, белолица.

                               Как махнула рукавом,

                               Все покрылось серебром.

                                         

- О каком времени года идёт речь в загадке? (о зиме)

- Еще недавно уныло чернели голые, хмурые поля и леса. И вот наступила зима. И все кругом бело. Зима, как художник, окрашивает пушистой белой кистью все вокруг. Деревья уже не кажутся голыми, они оделись в белый наряд, побелели и дорожки.

V. Построение проекта выхода из затруднений

а) сообщение о И.Соколове-Микитове (подготовленное 4 детьми)

1 ученик

Настоящая фамилия Соколов. Иван Сергеевич родился в 1892году в Осеки Калужской губернии. Русский писатель - путешественник. Родился в семье приказчика по лесному делу. Учился в Смоленском реальном училище, не закончив обучения, служил моряком, что описал в автобиографической повести «Детство».

2 ученик

В 1-ю мировую войну служил санитаром, опубликовал первые произведения – очерки с места военных действий. После Октябрьской революции  оказался в эмиграции,  но в 1923 г. вернулся  на родину.

3 ученик

Огромное место в творчестве писателя занимали очерки и рассказы, созданные на материале личных  жизненных наблюдений и посвящённые природе, животным, людским характерам. Для писателя характерен простой и точный язык, опирающийся на народное словесное творчество.   
       
4 ученик

Соколов-Микитов широко известен как детский писатель. Его книги «Лисьи увертки», «Листопадничек», «Дружба зверей», «Карачаровский домик» и многие другие знакомят маленького читателя с красочным миром природы; сборники русских детских игр— «На камушке», «Заря - зареница» — с народными традициями и фольклором.

б) чтение учениками стихотворения Анастасии Роженцевой «Узоры на снегу»

- Послушайте стихотворение Анастасии Роженцевой и попытайтесь сформулировать тему урока.

                       1 ученик

                       Снег... Кружит слепая вьюга,
                     
Пляшут искры холодов.
                     
Уж зимой весь мир запуган.
                     
Тенято безумных снов,
                     
Охватив пространство жизни
                     
Безраздельно правит в нём...
                     
Лик луны безукоризный
                     
Светит ледяным огнём.

                       2 ученик
                     
Звёздный бисер, осыпаясь
                     
С чёрной мантии небес,
                     
С тонким звоном разбиваясь,
                     
Падает на мёртвый лес,
                     
Пронизая искры жизни,
                     
Выхолаживает взгляд...-
                     
На снегу узор последний
                     
Вывожу я наугад...

 Первичное чтение учителем

- К какому жанру относится это произведение? (рассказ)

- Соответствует ли название рассказа его содержанию?

- Чем покрыта земля? Зачитайте.

- Что это за скатерть?

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

   Выразительное чтение хорошо читающими учениками

   Работа в группах

- Подберите слова-признаки:

1 ряд к слову скатерть (чистая, белая, снежная)

2 ряд к слову лес (тихий, зимний)

3 ряд к лову шапки (тяжелые, белые)

   Работа в парах

- Выполните задание № 1 в тетради «Литературное чтение № 1» на стр.71

(-Какие слова использовал автор для описания снежного покрова:

I вариант - земли,

II вариант - леса? Подчеркни.) Взаимопроверка.

Повторное чтение детьми «чтение по цепочке»

Работа в группах

- Кого мы называем охотниками? Найдите определение в «Толковом словаре».

- Что видят на снежной скатерти охотники? (красивые узоры)

- Как эти узоры можно назвать по-другому? (следы зверей и птиц)

- Охотники очень внимательны и наблюдательны. Разложите картинки с животными в таком порядке, как они описываются в рассказе И.С.Соколова-Микитова.

Словарная работа

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

- Выполните задание № 2 в тетради «Литературное чтение № 1» на стр.72         проверка

 (- Как ты понимаешь выражение «читать следы»?

VIII.Включение в систему знаний и повторение

Чтение учениками стихотворение Марка Львовского «Следы на снегу».

– Давайте послушаем стихотворение Марка Львовского «Следы на снегу».

             1 ученик

             Следы на снегу .

             В зимнем лесу следы на снегу,

             Они как окно в природу,

             По этим следам на лыжах пойду,

             На поиск в любую погоду!

             2 ученик

             Вот здесь, вижу я, кабан пробежал,

             И волки за ним по следу,

             А заяц-беляк от них убежал,

             Волкам не достался к обеду!

             3 ученик

             И птичьи следы видны на снегу,

             Смотрю, где-то спрятались птицы,

             Упорно все птахи ищут еду,

             От глухаря до синицы!

             4 ученик

             Вдруг там за кустом мелькнул

             Рыжий хвост,

             То хитрой лисы приметы,

             А вот и она, сама в полный рост,

             И скрылась, подобно комете!

             5 ученик

             Я снова гляжу, следы на снегу,

             Куда приведут, не знаю,

             Уже целый час по следу иду,

             Тропинка моя лесная!                                                                                                    

Просмотр видеоролика «Узоры на снегу»                                                                             – Давайте еще раз перечитаем, каких животных встретил в лесу охотник? (хорошо читающий ребенок)

- Прочитайте 2 вопрос на стр.160 учебника.

(- Какие животные нарисовали узоры на снегу? Найдите ответ в тексте.)

 - Чем питается зайчик? Найди ответ в тексте.                  

- За кем охотится горностай? Найди ответ в тексте.

- С чем сравнивает Иван Сергеевич следы лисы? Найди ответ в тексте.                   

Инсценировка к песне «Раз морозною зимой»

- Ребята, а след какого лесного зверя трудно встретить в зимнем лесу?

- А знаете, почему? Тогда слушайте.

- Перечитайте 2 первых абзаца рассказа «Узоры на снегу». Сравните описание с иллюстрацией.

 Работа с кроссвордом                                                                                                               - Прочитайте загадки.

- Выполните задание № 3 в тетради «Литературное чтение № 1» на стр.72.

Беседа «Берегите животных»

- Познакомившись с рассказом И.Соколова-Микитова, что вы можете сказать о

нем, как о человеке?

(Только любовь к природе, к животным, ее глубокое знание, доброта помогли Ивану Сергеевичу написать так много замечательных произведений о русской природе)

- Я призываю вас, ребята, быть такими же как И.С.Соколов-Микитов, т.е. любить окружающую вас природу, заботиться о животных и птицах.

IX. Рефлексия

Домашнее задание (дифференцированное):

- Выразительное чтение.

- Пересказ.

- Нарисовать рисунок на листе формата А-4 и подписать его предложением из текста.

Оценивание обучающихся.

                                 А теперь скажи, дружок,

                                 Тебе запомнился урок?

                                 Что расскажешь дома маме?

                                 Поделись сейчас ты с нами!

- С каким рассказом познакомились на уроке?

- Кто его автор?

- Смог бы Иван Сергеевич написать этот рассказ, не бывая в лесу?

- Что может заставить человека часто бывать в лесу?

- Давайте посмотрим какой след оставил этот урок  в ваших душах?

  У каждого на столе несколько ладошек.

  Если вам понравился урок, прикрепите к нашей картине «Зима в лесу»          

  голубые ладошки, а если нет-красные.

  Вот и мы оставили свои следы. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...