Урок литературного чтения во 2 классе.
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок литературного чтения в системе учебников "Начальная школа XXI века" (2 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse_sokolov-mikitov.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования»
Метапредметный урок
Литературное чтение, 2 класс
Система учебников «Начальная школа XXI века»
Автор :
Бидзюра Людмила Петровна,
учитель начальных классов
Тема: И.Соколов – Микитов «Узоры на снегу».
Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся
целостного представления об основной идее произведения.
Задачи: 1) организовать деятельность обучающихся по планированию
совместно с учителем изучения нового произведения,
организовать деятельность обучающихся по восприятию и
осмысления текста нового произведения;
2) содействовать формированию и развитию учебно-
информационных умений младших школьников:
бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться
различными видами чтения: сплошным, выборочным, «про
себя»; создать условия для формирования выразительного
чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и
логических ударений, соблюдение интонаций и придания голосу
нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию
коммуникативной культуры обучающихся;
3) содействовать воспитанию в детях любви к природе,
к окружающей среде, животным.
Оборудование: компьютер и проектор, портрет писателя И.Соколова-Микитова, учебник Л.А.Ефросининой «Литературное чтение», рабочая тетрадь Л.А.Ефросининой «Литературное чтение № 1»
Ход урока:
I. Самоопределение к деятельности
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
- Ребята! У нас сегодня на уроке много гостей. Поприветствуйте их. Пусть это вас не смущает. Будем работать активно, творчески, с интересом и удовольствием.
- Проверьте наличие учебника и тетради у соседа по парте.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений
с. 157 – 158, пересказ рассказа Г.Скребицкого и В.Чаплиной «Как белочка зимует»
- Усаживайтесь поудобнее, мы отправляемся в зимнее царство.
1. Просмотр видеоклипа о зиме
2. Создание проблемной ситуации
– Как вы считаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? (о зиме, о природе)
- Какие писатели сочиняли рассказы, очерки о природе? (Пришвин, Иванов, Ушинский, Соколов-Микитов)
III.Физминутка
IV. Постановка учебной задачи
Загадка о зиме
Тройка-тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
- О каком времени года идёт речь в загадке? (о зиме)
- Еще недавно уныло чернели голые, хмурые поля и леса. И вот наступила зима. И все кругом бело. Зима, как художник, окрашивает пушистой белой кистью все вокруг. Деревья уже не кажутся голыми, они оделись в белый наряд, побелели и дорожки.
V. Построение проекта выхода из затруднений
а) сообщение о И.Соколове-Микитове (подготовленное 4 детьми)
1 ученик
Настоящая фамилия Соколов. Иван Сергеевич родился в 1892году в Осеки Калужской губернии. Русский писатель - путешественник. Родился в семье приказчика по лесному делу. Учился в Смоленском реальном училище, не закончив обучения, служил моряком, что описал в автобиографической повести «Детство».
2 ученик
В 1-ю мировую войну служил санитаром, опубликовал первые произведения – очерки с места военных действий. После Октябрьской революции оказался в эмиграции, но в 1923 г. вернулся на родину.
3 ученик
Огромное место в творчестве писателя занимали очерки и рассказы, созданные на материале личных жизненных наблюдений и посвящённые природе, животным, людским характерам. Для писателя характерен простой и точный язык, опирающийся на народное словесное творчество.
4 ученик
Соколов-Микитов широко известен как детский писатель. Его книги «Лисьи увертки», «Листопадничек», «Дружба зверей», «Карачаровский домик» и многие другие знакомят маленького читателя с красочным миром природы; сборники русских детских игр— «На камушке», «Заря - зареница» — с народными традициями и фольклором.
б) чтение учениками стихотворения Анастасии Роженцевой «Узоры на снегу»
- Послушайте стихотворение Анастасии Роженцевой и попытайтесь сформулировать тему урока.
1 ученик
Снег... Кружит слепая вьюга,
Пляшут искры холодов.
Уж зимой весь мир запуган.
Тенято безумных снов,
Охватив пространство жизни
Безраздельно правит в нём...
Лик луны безукоризный
Светит ледяным огнём.
2 ученик
Звёздный бисер, осыпаясь
С чёрной мантии небес,
С тонким звоном разбиваясь,
Падает на мёртвый лес,
Пронизая искры жизни,
Выхолаживает взгляд...-
На снегу узор последний
Вывожу я наугад...
Первичное чтение учителем
- К какому жанру относится это произведение? (рассказ)
- Соответствует ли название рассказа его содержанию?
- Чем покрыта земля? Зачитайте.
- Что это за скатерть?
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Выразительное чтение хорошо читающими учениками
Работа в группах
- Подберите слова-признаки:
1 ряд к слову скатерть (чистая, белая, снежная)
2 ряд к слову лес (тихий, зимний)
3 ряд к лову шапки (тяжелые, белые)
Работа в парах
- Выполните задание № 1 в тетради «Литературное чтение № 1» на стр.71
(-Какие слова использовал автор для описания снежного покрова:
I вариант - земли,
II вариант - леса? Подчеркни.) Взаимопроверка.
Повторное чтение детьми «чтение по цепочке»
Работа в группах
- Кого мы называем охотниками? Найдите определение в «Толковом словаре».
- Что видят на снежной скатерти охотники? (красивые узоры)
- Как эти узоры можно назвать по-другому? (следы зверей и птиц)
- Охотники очень внимательны и наблюдательны. Разложите картинки с животными в таком порядке, как они описываются в рассказе И.С.Соколова-Микитова.
Словарная работа
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой
- Выполните задание № 2 в тетради «Литературное чтение № 1» на стр.72 проверка
(- Как ты понимаешь выражение «читать следы»?
VIII.Включение в систему знаний и повторение
Чтение учениками стихотворение Марка Львовского «Следы на снегу».
– Давайте послушаем стихотворение Марка Львовского «Следы на снегу».
1 ученик
Следы на снегу .
В зимнем лесу следы на снегу,
Они как окно в природу,
По этим следам на лыжах пойду,
На поиск в любую погоду!
2 ученик
Вот здесь, вижу я, кабан пробежал,
И волки за ним по следу,
А заяц-беляк от них убежал,
Волкам не достался к обеду!
3 ученик
И птичьи следы видны на снегу,
Смотрю, где-то спрятались птицы,
Упорно все птахи ищут еду,
От глухаря до синицы!
4 ученик
Вдруг там за кустом мелькнул
Рыжий хвост,
То хитрой лисы приметы,
А вот и она, сама в полный рост,
И скрылась, подобно комете!
5 ученик
Я снова гляжу, следы на снегу,
Куда приведут, не знаю,
Уже целый час по следу иду,
Тропинка моя лесная!
Просмотр видеоролика «Узоры на снегу» – Давайте еще раз перечитаем, каких животных встретил в лесу охотник? (хорошо читающий ребенок)
- Прочитайте 2 вопрос на стр.160 учебника.
(- Какие животные нарисовали узоры на снегу? Найдите ответ в тексте.)
- Чем питается зайчик? Найди ответ в тексте.
- За кем охотится горностай? Найди ответ в тексте.
- С чем сравнивает Иван Сергеевич следы лисы? Найди ответ в тексте.
Инсценировка к песне «Раз морозною зимой»
- Ребята, а след какого лесного зверя трудно встретить в зимнем лесу?
- А знаете, почему? Тогда слушайте.
- Перечитайте 2 первых абзаца рассказа «Узоры на снегу». Сравните описание с иллюстрацией.
Работа с кроссвордом - Прочитайте загадки.
- Выполните задание № 3 в тетради «Литературное чтение № 1» на стр.72.
Беседа «Берегите животных»
- Познакомившись с рассказом И.Соколова-Микитова, что вы можете сказать о
нем, как о человеке?
(Только любовь к природе, к животным, ее глубокое знание, доброта помогли Ивану Сергеевичу написать так много замечательных произведений о русской природе)
- Я призываю вас, ребята, быть такими же как И.С.Соколов-Микитов, т.е. любить окружающую вас природу, заботиться о животных и птицах.
IX. Рефлексия
Домашнее задание (дифференцированное):
- Выразительное чтение.
- Пересказ.
- Нарисовать рисунок на листе формата А-4 и подписать его предложением из текста.
Оценивание обучающихся.
А теперь скажи, дружок,
Тебе запомнился урок?
Что расскажешь дома маме?
Поделись сейчас ты с нами!
- С каким рассказом познакомились на уроке?
- Кто его автор?
- Смог бы Иван Сергеевич написать этот рассказ, не бывая в лесу?
- Что может заставить человека часто бывать в лесу?
- Давайте посмотрим какой след оставил этот урок в ваших душах?
У каждого на столе несколько ладошек.
Если вам понравился урок, прикрепите к нашей картине «Зима в лесу»
голубые ладошки, а если нет-красные.
Вот и мы оставили свои следы. Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...