Мастер-класс «Обогащение речи учащихся через овладение жанрами устного народного творчества».
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему
Мастер-класс на тему "Обогащение речи учащихся через овладение жанрами устного народного творчества". Материал предназначен для учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.67 КБ |
![]() | 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»
Мастер-класс
«Обогащение речи учащихся через овладение жанрами устного народного творчества».
Подготовил
учитель начальных классов
Дугина В.М.
Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает решение таких задач как:
- развитие устной и письменной речи,
- коммуникативных умений,
- нравственных и эстетических чувств,
- способностей к творческой деятельности.
Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания.
Как увлечь детей изучением языка? Ответ на этот вопрос ищут многие педагоги, так как главная задача – научить детей мыслить, говорить, рассуждать.
Я считаю, что работа над связной речью требует отдельного внимания и большого труда как со стороны учителя, так и со стороны учеников. Каждый свой урок я стараюсь построить так, чтобы дети имели возможность вести открытый диалог, высказывать свое мнение, подбираю такие упражнения и задания, которые позволяют обогатить словарный запас младших школьников, и осуществляется эта работа в урочной и во внеурочной деятельности.
Тема моего мастер-класса «Обогащение речи учащихся через овладение жанрами устного народного творчества».
Цель мастер-класса: совершенствование знаний пословиц и фразеологизмов, повышение культуры речи и последующее активное их применение.
Задачи:
1.Способствовать формированию культурных интересов, навыков поисковой деятельности, развитию устной и письменной речи речи;
2.Прививать навыки работы со словарями,
3.Воспитывать внимательное и чуткое отношение к истории русского языка.
Ход мастер - класса
1.Организационный момент
– Вспомните хорошие моменты из вашей жизни.
-Я вижу, как потеплели ваши лица, как заискрились глаза…
-Вот с таким настроением я приглашаю вас на свой мастер-класс.
2.Вступительное слово
- Прочитайте выражения.
- Что между ними общего?
- Чем они различаются? (общего-устное народное творчество, мудрость русского народа; различие – фразеологизм, пословица)
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на мастер-классе?(о пословицах и фразеологизмах)
-Какую цель поставим перед собой? (мы должны выяснить нужны ли пословицы и фразеологизмы и украшают ли они нашу речь?
- Нужны ли пословицы и фразеологизмы?
- Украшают ли они нашу речь?
Слайд 4: - Выведем гипотезу.
Гипотеза: если мы научимся умело использовать пословицы и фразеологизмы в речи, то наша речь станет богаче, ярче, выразительнее.
3. Практическая работа
1.Работа в парах.Игра «Составь пословицы»
-А теперь проверим, как мы знаем пословицы и фразеологизмы на практике и умеем их использовать в речи
-А для этого мы с вами поиграем. У каждой пары в конвертах лежат слова из которых нужно составить пословицы.
2.Проверка работы.
-Проверим , как вы справились с заданием.Объясните смысл одной из пословиц.
3.Работа в группах.
- А сейчас поработаем в группах. Нужно заменить фразеологизм,
подходящими по смыслу глаголами или словосочетаниями
Задать головомойку отругать
За пояс заткнуть победить
Плясать под чужую дудку исполнять чужую волю
Играть в бирюльки заниматься пустым делом
Морочить голову обманывать
-Проверим, как вы справились с заданием.
4.Вставьте в пословицы пропущенные слова.
Берись за дело (дружно) - не будет грузно.
За правое дело стой (смело) .
Кто сегодня солгал, тому и (завтра) не поверят.
Правду как не прячь, она (наружу) выйдет.
Петь хорошо (хором) , а говорить врозь.
5.Замените слова фразеологическими оборотами - синонимами.
Очень умный – семи пядей во лбу
Быстро убежать –дать стрекача
Внезапно – как снег на голову
Лезть не в свои дела –совать нос
Очень мало – кот наплакал
6.Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика, подходящие по смыслу.
Лясы точить работать не покладая рук Держать ухо востро держать язык за зубами Сидеть, сложа руки воды в рот набрать Кричать во всю Ивановскую ворон считать | |
На чужой шее сидеть держать в ежовых рукавицах От рук отбиться своим горбом жить
- Давайте вернемся к гипотезе: если мы научимся умело использовать пословицы и фразеологизмы в речи, то наша речь станет богаче, ярче, выразительнее. - Мы научились этому? -Какой можно сделать вывод? Вывод: фразеологические обороты и пословицы украшают нашу речь, делают ее выразительной и образной. Они – живые свидетели прошлого. Знание их обогащает наш ум, дает возможность постигнуть язык, более сознательно им пользоваться. Чем богаче словарный запас человека, тем интерснее и ярче он выражает свои мысли. VIΙΙ. Этап рефлексии. Вот и подошел к концу мастер-класс. Говорят, конец – делу венец. И мне хочется верить, что мастер-класс не только увлек вас, но и показал, как интересно изучать русский язык. | |
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
совершенствование знаний пословиц и фразеологизмов, повышение культуры речи и последующее активное их применение. 1. Способствовать формированию культурных интересов, навыков поисковой деятельности, развитию устной речи. 2. Прививать навыки работы со словарями. 3. Воспитывать внимательное и чуткое отношение к истории русского языка.
? Фразеологизм Пословица
если мы научимся умело использовать пословицы и фразеологизмы в речи, то наша речь станет богаче, ярче, выразительнее.
Задать головомойку За пояс заткнуть Плясать под чужую дудку Играть в бирюльки Морочить голову - отругать - победить - исполнять чужую волю заниматься пустым делом - обманывать
Берись за дело - не будет грузно. За правое дело стой . Кто сегодня солгал, тому и не поверят. Правду как не прячь, она выйдет. Петь хорошо , а говорить врозь. дружно смело завтра наружу хором
Лясы точить Работать, не покладая рук Держать ухо востро Держать язык за зубами Сидеть, сложа руки Воды в рот набрать Кричать во всю Ивановскую Ворон считать На чужой шее сидеть Держать в ежовых рукавицах От рук отбиться Своим горбом жить
если мы научимся умело использовать пословицы и фразеологизмы в речи, то наша речь станет богаче, ярче, выразительнее.
Вывод: фразеологические обороты и пословицы украшают нашу речь, делают её выразительной и образной. Знание их обогащает наш ум, даёт возможность постигнуть язык. Чем богаче словарный запас человека , тем интереснее и ярче он выражает свои мысли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе : " Малые и большие жанры устного народного творчества. Русские народные песни. Потешки и прибаутки."
Конспект урока может быть применен на уроках литературного чтекния во 2 классе...
Былины - жанр устного народного творчества. "Ильины три поездочки"
Урок литературного чтения в 4 классе, автор Л.Ф. Климанова, УМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/03/picture-40241-1409735827.jpg)
Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)
“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/13/picture-41378.jpg)
Урок литературного чтения "Малые жанры устного народного творчества"
Урок литературного чтения для учащихся 2 класса является итоговыммероприятием в работе над проектом "Создадим книги сами"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-235243-1364975226.jpg)
Малые жанры устного народного творчества как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
Исследовательская работа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/07/picture-263433-1370549419.jpg)
Тест по литературному чтению "Малые жанры устного народного творчества".2 класс.
Данный материал можно использовать в качестве закрепления или проверочной работы по литературному чтению по теме "Устное народное творчество"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/18/picture-72521-1384777331.jpg)
презентация "Обогащение речи учащихся через овладенние жанрами народного творчества"
Презентация предназначена для учителей начальных классов...