Мастер-класс «Обогащение речи учащихся через овладение жанрами устного народного творчества».
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему
Мастер-класс на тему "Обогащение речи учащихся через овладение жанрами устного народного творчества". Материал предназначен для учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс «Обогащение речи учащихся через овладение жанрами устного народного творчества». | 22.67 КБ |
master-klass.ppt | 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»
Мастер-класс
«Обогащение речи учащихся через овладение жанрами устного народного творчества».
Подготовил
учитель начальных классов
Дугина В.М.
Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает решение таких задач как:
- развитие устной и письменной речи,
- коммуникативных умений,
- нравственных и эстетических чувств,
- способностей к творческой деятельности.
Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания.
Как увлечь детей изучением языка? Ответ на этот вопрос ищут многие педагоги, так как главная задача – научить детей мыслить, говорить, рассуждать.
Я считаю, что работа над связной речью требует отдельного внимания и большого труда как со стороны учителя, так и со стороны учеников. Каждый свой урок я стараюсь построить так, чтобы дети имели возможность вести открытый диалог, высказывать свое мнение, подбираю такие упражнения и задания, которые позволяют обогатить словарный запас младших школьников, и осуществляется эта работа в урочной и во внеурочной деятельности.
Тема моего мастер-класса «Обогащение речи учащихся через овладение жанрами устного народного творчества».
Цель мастер-класса: совершенствование знаний пословиц и фразеологизмов, повышение культуры речи и последующее активное их применение.
Задачи:
1.Способствовать формированию культурных интересов, навыков поисковой деятельности, развитию устной и письменной речи речи;
2.Прививать навыки работы со словарями,
3.Воспитывать внимательное и чуткое отношение к истории русского языка.
Ход мастер - класса
1.Организационный момент
– Вспомните хорошие моменты из вашей жизни.
-Я вижу, как потеплели ваши лица, как заискрились глаза…
-Вот с таким настроением я приглашаю вас на свой мастер-класс.
2.Вступительное слово
- Прочитайте выражения.
- Что между ними общего?
- Чем они различаются? (общего-устное народное творчество, мудрость русского народа; различие – фразеологизм, пословица)
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на мастер-классе?(о пословицах и фразеологизмах)
-Какую цель поставим перед собой? (мы должны выяснить нужны ли пословицы и фразеологизмы и украшают ли они нашу речь?
- Нужны ли пословицы и фразеологизмы?
- Украшают ли они нашу речь?
Слайд 4: - Выведем гипотезу.
Гипотеза: если мы научимся умело использовать пословицы и фразеологизмы в речи, то наша речь станет богаче, ярче, выразительнее.
3. Практическая работа
1.Работа в парах.Игра «Составь пословицы»
-А теперь проверим, как мы знаем пословицы и фразеологизмы на практике и умеем их использовать в речи
-А для этого мы с вами поиграем. У каждой пары в конвертах лежат слова из которых нужно составить пословицы.
2.Проверка работы.
-Проверим , как вы справились с заданием.Объясните смысл одной из пословиц.
3.Работа в группах.
- А сейчас поработаем в группах. Нужно заменить фразеологизм,
подходящими по смыслу глаголами или словосочетаниями
Задать головомойку отругать
За пояс заткнуть победить
Плясать под чужую дудку исполнять чужую волю
Играть в бирюльки заниматься пустым делом
Морочить голову обманывать
-Проверим, как вы справились с заданием.
4.Вставьте в пословицы пропущенные слова.
Берись за дело (дружно) - не будет грузно.
За правое дело стой (смело) .
Кто сегодня солгал, тому и (завтра) не поверят.
Правду как не прячь, она (наружу) выйдет.
Петь хорошо (хором) , а говорить врозь.
5.Замените слова фразеологическими оборотами - синонимами.
Очень умный – семи пядей во лбу
Быстро убежать –дать стрекача
Внезапно – как снег на голову
Лезть не в свои дела –совать нос
Очень мало – кот наплакал
6.Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика, подходящие по смыслу.
Лясы точить работать не покладая рук Держать ухо востро держать язык за зубами Сидеть, сложа руки воды в рот набрать Кричать во всю Ивановскую ворон считать | |
На чужой шее сидеть держать в ежовых рукавицах От рук отбиться своим горбом жить
- Давайте вернемся к гипотезе: если мы научимся умело использовать пословицы и фразеологизмы в речи, то наша речь станет богаче, ярче, выразительнее. - Мы научились этому? -Какой можно сделать вывод? Вывод: фразеологические обороты и пословицы украшают нашу речь, делают ее выразительной и образной. Они – живые свидетели прошлого. Знание их обогащает наш ум, дает возможность постигнуть язык, более сознательно им пользоваться. Чем богаче словарный запас человека, тем интерснее и ярче он выражает свои мысли. VIΙΙ. Этап рефлексии. Вот и подошел к концу мастер-класс. Говорят, конец – делу венец. И мне хочется верить, что мастер-класс не только увлек вас, но и показал, как интересно изучать русский язык. | |
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
совершенствование знаний пословиц и фразеологизмов, повышение культуры речи и последующее активное их применение. 1. Способствовать формированию культурных интересов, навыков поисковой деятельности, развитию устной речи. 2. Прививать навыки работы со словарями. 3. Воспитывать внимательное и чуткое отношение к истории русского языка.
? Фразеологизм Пословица
если мы научимся умело использовать пословицы и фразеологизмы в речи, то наша речь станет богаче, ярче, выразительнее.
Задать головомойку За пояс заткнуть Плясать под чужую дудку Играть в бирюльки Морочить голову - отругать - победить - исполнять чужую волю заниматься пустым делом - обманывать
Берись за дело - не будет грузно. За правое дело стой . Кто сегодня солгал, тому и не поверят. Правду как не прячь, она выйдет. Петь хорошо , а говорить врозь. дружно смело завтра наружу хором
Лясы точить Работать, не покладая рук Держать ухо востро Держать язык за зубами Сидеть, сложа руки Воды в рот набрать Кричать во всю Ивановскую Ворон считать На чужой шее сидеть Держать в ежовых рукавицах От рук отбиться Своим горбом жить
если мы научимся умело использовать пословицы и фразеологизмы в речи, то наша речь станет богаче, ярче, выразительнее.
Вывод: фразеологические обороты и пословицы украшают нашу речь, делают её выразительной и образной. Знание их обогащает наш ум, даёт возможность постигнуть язык. Чем богаче словарный запас человека , тем интереснее и ярче он выражает свои мысли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе : " Малые и большие жанры устного народного творчества. Русские народные песни. Потешки и прибаутки."
Конспект урока может быть применен на уроках литературного чтекния во 2 классе...
Былины - жанр устного народного творчества. "Ильины три поездочки"
Урок литературного чтения в 4 классе, автор Л.Ф. Климанова, УМК "Школа России"...
Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)
“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...
Урок литературного чтения "Малые жанры устного народного творчества"
Урок литературного чтения для учащихся 2 класса является итоговыммероприятием в работе над проектом "Создадим книги сами"....
Малые жанры устного народного творчества как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
Исследовательская работа...
Тест по литературному чтению "Малые жанры устного народного творчества".2 класс.
Данный материал можно использовать в качестве закрепления или проверочной работы по литературному чтению по теме "Устное народное творчество"....
презентация "Обогащение речи учащихся через овладенние жанрами народного творчества"
Презентация предназначена для учителей начальных классов...