Учебная практика по "Литературному чтению"
план-конспект урока по чтению

Разработанные во время учебной практики материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_tumasonite.docx642.31 КБ
Файл zhizn_i_tvorchestvo.pptx1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению
УМК «Школа России», 4 класс,

(В. Г. Горецкий, Климова Л. Ф, Голованова М. В.

«Литературное чтение», 1 часть, стр. 122)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Время:

Место:

Класс: 4

Целевой компонент урока:

Тема урока: А. П. Чехов. Жизнь и творчество

Цель: организация деятельности обучающихся для формирования и усвоения знаний о жизни и творчестве А. П. Чехова.

Задачи:
Дидактические:
способствовать формированию и усвоению знаний о жизни и творчестве А. П. Чехова.

Развивающие: способствовать развитию произвольного внимания, воображения, произвольной памяти, наглядно-образного мышления; развитию связной речи, любознательности, выделять главное.

Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств: любви к природе, бережного отношения к ней, чувства прекрасного, воспитанию читательского интереса к произведениям к литературе, способствовать воспитанию любви к творчеству А. П. Чехова, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к чтению, средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету.

Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенические условия в кабинете, чередовать виды деятельности, применять методы, способствующие активизации учебной деятельности обучающихся, создавать положительный эмоциональный микроклимат (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проводить физминутки.

Планируемые УУД:

Личностные: формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование положительного отношения к процессу усвоения новых знаний, формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознают познавательную задачу, читают, строят логическую цепочку рассуждений, сравнивают, обобщают, делают выводы; осознают смысл в процессе чтения и обсуждения.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: ставят задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, вносят коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивают свою позицию, грамотно строят монологическую и диалогическую речь.

Предметные: уметь прогнозировать содержание произведения, перечислять произведения А. П. Чехова, понимать основную мысль произведений, искать необходимую информацию в тексте, отвечать на вопросы, составлять вопросы по содержанию прочитанного.

Основные образовательные ресурсы: учебник Горецкого В. Г., Климовой Л. Ф. и др. “Литературное чтение”.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Содержательный компонент урока:

Ход урока.

I. Организация начала урока.

1. Приветствие:
У: Здравствуйте, ребята!
О: Здравствуйте!
У: Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, зовут меня ….

2. Проверка готовности к уроку:

У: Проверяем готовность к уроку: на месте ли у вас дневник, учебник, пенал, тетрадь.

3. Мотивация к учебной деятельности:
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
А почему он важный –
Скажет каждый!

У: Ребята, зачем мы изучаем биографии писателей?

О: Потому что это помогает нам узнать судьбу человека, расширяет наш кругозор, воспитывает.

II. Актуализация опорных знаний. Повторение пройденного.

#1060;ронтальная работа

Беседа

- Повторение пройденного материала

У: Ребята, какого автора мы изучали на предыдущем уроке?

О: Льва Николаевича Толстого

У: Какое произведение мы читали?

О: «Детство» в сокращенном виде

У: К какому жанру относится «Детство» Л. Н. Толстого?

О: Жанр этого произведения - повесть

У: Верно. Сегодня мы с вами переходим к новому писателю. К какому именно мы узнаем чуть позже, для начала вам нужно выполнить задание

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Сегодня мы с вами переходим к новому писателю. К какому именно мы узнаем чуть позже, для начала вам нужно выполнить задание. Я буду называть вам слог, а вам нужно будет придумать рифму. Кто не понял задание? (кто не понял поднимает руку, объясняю еще раз). Теперь выполняем задание. Ла-ла-ла (жестом показываю на класс)

О: У нас есть пила

У: Отлично, теперь все вместе

У и О: ла-ла-ла, у нас есть пила

У: Молодцы, продолжим. Ту-ту-ту(жест)

О: Дайте молоко коту

У: Замечательно, теперь все вместе

У и О: ту-ту-ту, дайте молоко коту

У: Дальше. Ыр-ыр-ыр

О: у нас дома сыр

У: Отлично, теперь все вместе

У и О: ыр-ыр-ыр, у нас дома сыр.

У: А теперь я загадаю вас загадку, на которую вы дадите ответ. Кто не понял задание? (кто не понял поднимает руку, объясняю еще раз). Теперь выполняем задание.

  1. Если книгу ты читаешь, значит, ты читатель. Ну а если ты сочиняешь, то уже… (писатель)

О: Писатель

У: Отлично. Как я и говорила ранее, мы сегодня поговорим о новом писателе, а чтобы понять, о каком именно – давайте решим ребус. Поднимите руку, если готовы.

У: Рассмотрите ребус и скажите, какая же фамилия здесь зашифрована?

О: Чехов

У: Верно, ребята! Так о чем же мы сегодня будем говорить?

О: О Чехове

У: Верно, сегодня мы поговорим о жизни и творчестве Антона Павловича. Что мы тогда узнаем сегодня на уроке? Отвечаем полным ответом по поднятой руке.

О: Сегодня мы узнаем его жизненный и творческий путь, его биографию.

У: Отлично, именно об этом мы сегодня и поговорим!

IV. Открытие новых умений, знаний.

У: Ребята, нас попросила о помощи Василиса из Царь-Града, поможем ей?

О: Да

У: На слайде находится письмо, которое написала нам Василиса, прочитайте его и скажите, с чем же нам нужно помочь ей. Ребята, что же случилось у Василисы?

О: Она не может рассказать брату о А. П. Чехове, потому что ничего не знает про него.

У: Верно, поможем Василисе узнать что-то из жизни и творчества А. П. Чехова. Я прочитаю вам информацию о нем, а вы слушайте внимательно и записывайте в тетрадь самое главное (я читаю информацию). Поднимите руку те, кому биография А. П. Чехова показалась интересной (поднимают рук). Почему она вам показалась интересной?

О: Она нам показалась интересной, потому что у него интересно прошло детство, он сочинял много произведений, писал в разных жанрах.

У: Кто, как Василиса, тоже хочет знать про жизнь и творчество А. П. Чехова? Поднимите руку (Поднимают руки). А что вы хотите о нем знать?

О: Кто помог ему стать писателем? Какая атмосфера царила в их семье?

У: Отлично, об этом вы узнаете чуть попозже.

У: Каких еще писателей, поэтов вы знаете?

О: Л. Н. Толстой, А. С. Пушкин

У: Как вы считаете, каждый писатель имеет свои особенности написания произведений или они все пишут одно и то же? Отвечаем полным ответом по поднятой руке.

О:Каждый писатель имеет свои особенности написания произведений.

У: Верно, каждый писатель, поэт, драматург и многие другие пишут в своем собственном стиле. А попозже мы почитаем то, что пишут об Антоне Павловиче.

Краткие биографические сведения об авторе.

V. Физкультминутка.

1. Вышла мышка как-то раз – ходьба на месте.

Посмотреть, который час – повороты влево, вправо.

Раз, два, три, четыре – хлопки ладонями над головой.

Мышки дёрнули за гири – руки вниз, приседания.

Вдруг раздался страшный звон – хлопки перед собой.

Убежали мышки вон – бег на месте. – повторить 2 раза. Темп средний.

VI. Первичное чтение статьи о А. П. Чехове М. Семановой.

Статью о замечательном писателе, умеющего прекрасно сочинять, писать, вы сейчас и прочитаете. Открываем учебник на стр. 122. Читаем вслух. После прочтения вам нужно ответить на вопросы на карточках, которые лежат на парте

О: читают вслух, отвечают на вопросы

У: Так что же вы можете сказать о А. П? Читайте вопрос и отвечайте на него

О: 1. Маму звали Евгения Яковлевна. 2. Папу звали Павел Егорович. 3. Отличался артистическими способностями и необыкновенным чувством юмора 4. Чехова-гимназиста особенно увлекал театр. 5.

У: Верно, молодцы.

VII. Вторичное чтение статьи о А. П. Чеховой М. Семановой.

У: Сейчас вы еще раз прочитаете внимательно про себя статью и поделитесь на две группы, разделясь на две группы: четные – 1 группа, нечетные – 2 группа, 1 группа задает вопросы по статье, а вторая – отвечает на них, и наоборот (не более 3-х вопросов).

О: делятся на группы и задают вопросы друг другу

У: Молодцы, ребята, спасибо! При прочтении данной статьи вы, наверняка, представляли себе атмосферу, царившую дома у Чеховых. Какую атмосферу вы представляли? Отвечаем по поднятой руке по одному слову.

О: Добрая; Душевная; Поддерживающая; Спокойная…

У: Верно, молодцы.

У: На слайде вы можете увидеть то, что о Чехове говорил М. Горький: «Сколько дивных минут прожил я над вашими книгами, сколько раз плакал над ними…». Один человек прочитает фразу вслух.

О: читает фразу

У: Как вы считаете, что это значит? Ответ по поднятой руке

О: Это значит, что рассказы А. П. могут вызвать и слезы, и смех; он хорошо пишет

У: Молодцы. Теперь мы и Василиса знаем о жизни и творчестве А. П. Чехова, поэтому вы с легкостью, как и Василиса, рассказать об этом своим друзьям или сестрам/братьям.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У: Ребята, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке?

О: Сегодня на уроке мы говорили о творчестве и жизни А. П. Чехова. пишут в тетради

У: Вам понравился урок? Предлагаю записать в тетрадь продолжение представленных на слайде фраз.

О: Да, понравился! пишут

У: Молодцы, итог нашей работы – карточка для индивидуальной работы по жизни и творчеству А. П. Чехова.

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

У: Ваше домашнее задание – чтение рассказа А. П. Чехова «Мальчики». Вам нужно прочитать несколько раз этот рассказ, а после прочтения попытаться пересказать его.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ЧЕХОВ

Слайд 3

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ Родился 29 января 1860 года в Таганроге великий русский писатель-драматург совмещал литературную карьеру и медицинскую написал более 900 произведений, некоторые из которых переведены на 100 языков в ранних произведениях подписывался как «Антоша Чехонте ».

Слайд 4

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА

Слайд 5

Привет, ребята, это Василиса из Царьграда. Мне нужна ваша помощь! Мой брат просит, чтобы я рассказала ему что-то о жизни и творчестве Антона Павловича Чехова, но я ничего не знаю о нем. Помогите мне, пожалуйста! Жду вашей помощи!

Слайд 6

СЕМЬЯ А.П.ЧЕХОВА

Слайд 7

ВОПРОС ОТВЕТ ОЦЕНКА (1 пр. ответ – 1 балл) Как звали маму А. П. Чехова? Как звали папу А. П. Чехова? Как звали братьев-писателей А. П. Чехова? Что больше всего увлекало Чехова-гимназиста? Кто был лучшим другом А. П. Чехова?

Слайд 8

Рефлексия Сегодня я узнал(а)…. Мне было интересно… Мне больше всего запомнилось…. Мне не понравилось..

Слайд 9

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа политературному чтению 3 класс УМК "Школа 2100" с требованиями по ФГОС

Действительно качественная программа по предмету. Количество часов соответствует реальным учебным неделям. Программа прошла проверку во время аттестации школы....

3 класс Русский язык. Календарно-тематическое планирование политературному чтению ("Школа России").

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, разработано с учетом ФГОС. "Школа России"....

Адаптированная программа для детей с ОВЗ политературному чтению

По типовой программе на изучение курса "Литературное чтение" отводится 2 часа в неделю...

Рабочая программа учебной практики «Умники и умницы» 3 класс 2015- 2016 учебный год

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на ...

Тематическое планирование политературному чтению 3 класс

Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс...

Рабочая программа политературному чтению 2 класс 21 век

Рабочая программа политературному чтению 2 класс 21 век...