Технологическая карта по литературному чтению 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Надежда Борисовна Дамбаева

литературное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn._karta_po_lit.cht_.docx32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

   № уроков

Раздел II

Сказки. Загадки. Небылицы

Кол-во час.

дата

Содержание материала (ключевые понятия)

методы

средства

Система заданий по системати

зации и обобщения

Система заданий по контролю знаний

Требования к ЗУНам

Элементы повышенного уровня изучаемого материала

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Е. Чарушин «Теремок»

Чтение диалога с писателем на с. 30 (часть 1). Рассматривание книг со сказками. Чтение текста  по цепочке; объяснение смысла пословицы.

Рассматривание иллюстрации к русской народной сказке «Теремок». Расположение  их по порядку изложения событий в сказке.

знакомство с понятием «авторская сказка»; умение выразительно читать целыми словами и по ролям,  делить текст на части и пересказывать их, используя соответствующую лексику.

Представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.

фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

выставка книг со сказками (народными и авторским); иллюстрации к сказке «Теремок»; рисунки с изображением героев сказки; схема; карточки с загадками; рисунок теремка.

с. 30-31

с.37

Загадки – имена героев сказки Е. Чарушина «Теремок».

Расположение карточек  с героями в том порядке, в котором они появляются в сказке.

Выбор пословиц к сказке:

• В темноте, да не в обиде.

• Знает сорока, где зиму зимовать.

• Согласие крепче каменных стен.

– Объясните смысл этих пословиц.

– Какая из них подходит к нашей сказке больше всего?

Уметь соотносить иллюстрацию с содержанием текста; различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения.

Пересказ сказки.

– Придумайте свой вариант окончания сказки.

– Какие слова произнесет волк?

– Какие слова произнесет медведь?

Подготовить иллюстрации к сказке; выразительное чтение сказки по ролям.

2

Русская народная сказка «Рукавичка»

Самостоятельное чтение сказки.

Анализ произведения.

– Понравилась ли вам сказка?

– Какие герои вам понравились?

– Каковы особенности их поведения, характера?

– Кто обронил рукавичку?

– Кто первым стал жить в рукавичке?

– Назовите героев сказки «Рукавичка» в порядке их появления в сказке.

– Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?

групповая, индивидуальная объяснительно-иллюстративный.

выставка книг со сказками (народными и авторскими); кроссворд; иллюстрации к сказке «Рукавичка»; карточки с именами героев; пословицы и поговорки; таблица с буквами для чтения.

с.41

Выразительное чтение сказки по цепочке;

составление картинного плана.Анализ и сравнение  сказок «Теремок» и «Рукавичка»

– Прочтите пословицы и выберите те, которые подходят к этим сказкам:

• Не учись разрушать, а учись строить.

• Дружно не грузно, а врозь – хоть брось.

• Сила солому ломит.

• Руби дерево по себе.

• Сила сломит всё, а ум – силу.

• Волка ноги кормят.

– Объясните смысл этих пословиц.

Уметь сравнивать авторское и фольклорное произведение. Сравнивать произведения и героев; выявлять авторскую точку зрения; составлять план текста и пересказывать по плану; формулировать свою точку зрения по содержанию прочитанного произведения и сравнивать её с авторской, участвовать в инсценировке.

3

Загадки. песенки

Отработка навыка чтения. Чтение загадок. Анализ и сравнение. Эвристическая беседа: Загадка – это прозаическое или поэтическое выражение или небольшое произведение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде. Загадки – излюбленный жанр устного народного творчества. Они точны, остроумны. Многие загадки построены в виде вопросов.

Игра «Кто это? Что это?».

Это упражнение формирует быструю реакцию на слово, умение разгадывать загадки, развивает воссоздающее воображение.

Сочинение загадок

Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.

В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки, подумать над вопросами: кто? какой? на что похож? что делает?.

фронтальная, индивидуальная

объяснительно-иллюстративный.

карточки с загадками; кроссворд; изображения сороки, зайца.

с.43,44

– Прочтите самостоятельно народную песенку «Идёт матушка Весна».

– Как в песенке названа весна? Почему?

– Как еще можно было назвать весну?

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами:

от-во-рил – отворил

при-гла-шай – приглашай

– Объясните значение выражений:

Отворяй-ка ворота – открывай ворота.

Солнце в терем приглашай – открывай окна.

Белый снег сошел – снег растаял.

– Какие признаки каждого весеннего месяца отмечены в песенке?

– С какой интонацией надо читать эту песенку?

– Прочтите песенку, передавая голосом радость прихода весны.

– Рассмотрите иллюстрации на странице 44 к народным песенкам. Какой рисунок не относится к песенке «Идёт матушка Весна»? (Колосья.)

Выучить наизусть одну песенку.

Уметь слушать и читать произведения устного народного творчества, сочинять загадки или потешки и придумывать к ним иллюстрации, определять жанр и тему произведения; оценивать свои эмоциональные реакции на произведения фольклора.

осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; умение отгадывать загадки;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать результат своих действий.

Высказывать свою точку зрения.

– Прочтите песенку «Иди, весна» так, как будто вы зазываете весну.

Сочинить загадку о ёжике.

4

Потешки. Небылицы русского народа и других народов

Знакомство с русскими народными потешками.

выразительное чтение потешек по ролям; Знакомство с небылицами.

Знакомство с песенками и потешками из книги «Рифмы Матушки Гусыни».

Знакомство с отрывком из стихотворения «Дом, который построил Джек». Игры Деда Буквоеда.

Игра «Влиятельная буква».

фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

рисунки с матрешками; выставка книг с произведениями устного народного творчества других стран; иллюстрации к различным потешкам и небылицам.

45, 46, 49, 51

– Рассмотрите иллюстрации к потешкам.

– Как вы думаете, о ком пойдёт речь в первой потешке?

– Прочтите потешку, обращая внимание на знаки препинания в конце предложений.

Чтение вслух по цепочке.

– Объясните значение слов:

Мельница – в старом крестьянском быту: здание, оборудованное для размола зерна.

Молотить – извлекать, выбивать зерна из колосьев.

– Назовите героев этой потешки.

– Кто обращается к кисоньке?

– Как хозяйка называет кисоньку?

– Зачем сочиняют потешки?

– Рассмотрите иллюстрацию ко второй потешке.

– О ком пойдет в ней речь?

– Прочтите потешку вслух по цепочке.

– Объясните значение слов:

Горница – чистая половина крестьянской избы.

Печь – сооружение для отопления помещения, приготовления пищи в русских домах.

– В какой форме записаны потешки? (Потешки составляются в форме диалога двух лиц.)

– Для кого их сочиняют?

– Чему учат потешки?

Уметь правильно читать произведения устного народного творчества; выразительно читать по ролям; сочинять загадки, песенки, потешки и продолжения прочитанных произведений; знакомство с новыми произведениями устного народного творчества, их названиями, иллюстрациями.

Знакомство с книгой С.Маршака «Рифмы Матушки Гусыни».

– Прочтите название этой книги справа налево: «инысуг икшутам ымфир».

– Прочтите самостоятельно потешку «Не может быть».

– Прочтите потешку «Король Пинин» вслух по цепочке.

– Прочтите слова, которые рифмуются:

        мал – сказал         печь – стеречь

        дворец – леденец         готов – котов

– Прочтите самостоятельно потешку «Я видел озеро в огне».

Заранее подготовленные учащиеся читают потешку «Мама, можно искупаться?».

Придумать весёлую необычную историю; выучить одно из произведений. Вспомнить сказки А. С. Пушкина, принести на урок книгу с любимой сказкой.

5

Сказки А. С. Пушкина

Рассказы учащихся о необычных историях. Выразительное чтение стихотворений наизусть.

Рассматривание выставки книг со сказками А. С. Пушкина (дополнительно иллюстрации из учебника на с. 52).

– Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?

– Какая сказка ваша любимая?

– Почему она вам нравиться?

Демонстрация иллюстрации к вступлению к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

– Что изображено на иллюстрации (картинке)?

Чтение учителем текста вступления к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Повторное рассматривание иллюстрации.

Работа над выразительным чтением отрывков из сказок А. С. Пушкина, данных в учебнике (с. 52–53).

фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

выставка книг (сказки А. С. Пушкина разных лет издания, разного художественного офрмления)

с. 52–53

– Кот учёный умеет только сказки рассказывать? Найдите ответ в тексте. (Читает 5-ю и 6-ю строки.) а герою Пушкина кто рассказывает сказки или поёт песни? Найдите ответ в тексте.

(Читает последнюю строку.)

– Вспомните русские народные сказки, в которых есть Баба Яга, Кощей Бессмертный, Учёный Кот и другие герои?

– Какие сказки, по-вашему, красивее – народные или пушкинские?

– Да, сказки Пушкина красивее, потому что написаны звучными, прекрасными стихами.

Писатель М. Горький говорил, что Пушкин «украсил народную сказку блеском своего таланта», и мы согласимся с ним.

Поэт С. Маршак считал, что сказка Пушкина – «прямая наследница сказки народной».

Работа над выразительным чтением отрывков из сказок А. С. Пушкина, данных в учебнике (с.

Уметь читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении читать выразительно; ориентироваться на моральную норму с опорой на литературное произведение; расставлять книги на выставке в соответствии с темой урока, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки, соотносить иллюстрацию с содержанием текста; сравнивать народную и литературную сказки; самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников; высказывать свое отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнёра.

Подготовить выразительное чтение отрывка из любой сказки А. С. Пушкина, нарисовать к нему иллюстрацию (по желанию наизусть).

6

Скороговорки. Сказка «петух и собака»

Отработка навыков чтения (чтение по таблице)

Чтение скороговорок из «Разноцветных страниц» (с. 60–61 учебника, часть 1). «Скороговорка – род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношения» (В. И. Даль). Для скороговорки специально подбираются слова, правильное произношение которых при быстром и многократном повторении затруднено. Скороговорки бывают народные и авторские.

Учащиеся тренируются читать скороговорки быстро и четко.

Знакомство со сказкой «Петух и собака». Значение слов и выражений:

Занялась заря – рассвело.

Масленый праздник – праздник Масленицы.

Припасла – заготовила про запас.

Счастье привалило – появилось неожиданно.

Дупло – пустота в стволе дерева.

– Прочтите сказку вслух по цепочке. Анализ сказки «Петух и собака».

– Почему петух покинул стариков?

– Кто помог ему уйти со двора в лес?

– Как петух навлёк на себя опасность?

– Чем лиса хотела заманить к себе петушка?

– Найдите в тексте и зачитайте, почему петух испугался и к кому он обратился за помощью.

– Найдите в тексте и зачитайте, как лиса расхваливает петуха.

– Чему обрадовалась лиса?

– Прочтите пословицы:

• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

• Не рой другому яму – сам в нее упадёшь.

• Семеро одного не ждут.

– Какие пословицы относятся к сказке «Петух и собака»?

– Объясните их смысл.

фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

выставка книг с произведениями устного народного творчества; иллюстрации; таблицы.

с.56,57

Викторина сказок.

– Рассмотрите иллюстрации на с. 57 учебника (часть 1).

– Как называется эта сказка? («Гуси-лебеди».)

– Перескажите сказку по опорным иллюстрациям.

– Назовите русские народные сказки.

– Назовите сказки, написанные в стихотворной форме.

– Назовите авторские сказки.

Зачем сочиняли скороговорки?

Чему учат сказки?

Назовите свою любимую сказку.

Уметь слушать и читать произведения устного народного творчества, объяснять смысл названия произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Уметь соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими произведениями;

умение находить общее и отличие; самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников;

осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнёра.

с.62

Пересказать сказку «Петух и собака»; придумать свою скороговорку.

7

Обобщение по теме

 «Сказки. Загадки. Небылицы»

Пересказ сказки «Петух и собака».

– С какими произведениями из раздела «Сказки. Загадки. Небылицы» мы познакомились?

– Разгадайте ребусы:

– Какие произведения вам понравились больше? Почему?

III. Закрепление и обобщение по теме раздела.

1. Игра «Доскажи словечко».

2. Кроссворд «Кораблик».

Игра «Отгадай название сказки».

– Прочтите отрывок из сказки, вспомните её название.

Карточка 1.

Карточка 2.

Карточка 3.

Карточка 4.

– Рассмотрите иллюстрации к сказке на с. 57 учебника.

– Как называется эта сказка? («Гуси-лебеди».)

– Перескажите сказку по опорным иллюстрациям.

4. Чтение произведений из рубрики «Из старинных книг» на с. 58–59 учебника (часть 1).

– Прочтите название сказки Л. Толстого.

Заранее подготовленные учащиеся читают сказку выразительно.

– Чему учит сказка Л. Толстого «Зайцы и лягушки»?

– Прочтите название сказки К. Ушинского. Как вы думаете, о ком это произведение?

Учитель читает выразительно сказку «Гусь и журавль» К. Ушинского.

– Зачитайте строки, в которых гусь хвалит себя.

групповая, индивидуальная; непродуктивный.

ребусы; слоговая таблица для чтения; карточки с играми и заданиями; выставка книг по теме раздела; кроссворд «Кораблик»; рисунки учащихся.

с. 62

«Проверим и оценим свои достижения»

– Какие произведения из раздела «Сказки. Загадки. Небылицы» вам больше всего запомнились, понравились?

– Для кого придумывают потешки?

– Чему учат загадки?

– Чему учат сказки?

– Зачем сочиняли загадки?

Уметь  читать известную сказку плавно, целыми словами, читать выразительно;

соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями, оценивать своё отношение к учёбе;

Уметь анализировать средства выразительности произведения, находить сходство и различие разных жанров литературы, понимать знаки, символы;

осуществлять итоговый контроль по результату выполненного задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, формулировать ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, аргументировать своё мнение.

пересказ русской народной сказки (по выбору).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Технологическая карта по литературному чтению по теме: "Слепая лошадь" (4 кл.) «Школа России», учебник Литературного чтения: 4 кл.: Учебник в 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний; Цель урока: познакомиться с произведение К. Ушинского «Слепая лошадь» Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Познако...

Технологическая карта по литературному чтению по теме "Слепая лошадь" (4 класс) УМК: «Школа России», учебник литературного чтения: 4 класс, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.: часть 2, учебная

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения рассказа «Слепая лошадь» К. Д. Ушинского: определять осн...