Технологическая карта по литературному чтению 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
№ уроков | Раздел II Сказки. Загадки. Небылицы | Кол-во час. | дата | Содержание материала (ключевые понятия) | методы | средства | Система заданий по системати зации и обобщения | Система заданий по контролю знаний | Требования к ЗУНам | Элементы повышенного уровня изучаемого материала |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Е. Чарушин «Теремок» | 1ч | Чтение диалога с писателем на с. 30 (часть 1). Рассматривание книг со сказками. Чтение текста по цепочке; объяснение смысла пословицы. Рассматривание иллюстрации к русской народной сказке «Теремок». Расположение их по порядку изложения событий в сказке. знакомство с понятием «авторская сказка»; умение выразительно читать целыми словами и по ролям, делить текст на части и пересказывать их, используя соответствующую лексику. Представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков. | фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частично поисковый. | выставка книг со сказками (народными и авторским); иллюстрации к сказке «Теремок»; рисунки с изображением героев сказки; схема; карточки с загадками; рисунок теремка. | с. 30-31 с.37 | Загадки – имена героев сказки Е. Чарушина «Теремок». Расположение карточек с героями в том порядке, в котором они появляются в сказке. Выбор пословиц к сказке: • В темноте, да не в обиде. • Знает сорока, где зиму зимовать. • Согласие крепче каменных стен. – Объясните смысл этих пословиц. – Какая из них подходит к нашей сказке больше всего? | Уметь соотносить иллюстрацию с содержанием текста; различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения. | Пересказ сказки. – Придумайте свой вариант окончания сказки. – Какие слова произнесет волк? – Какие слова произнесет медведь? Подготовить иллюстрации к сказке; выразительное чтение сказки по ролям. | |
2 | Русская народная сказка «Рукавичка» | 1ч | Самостоятельное чтение сказки. Анализ произведения. – Понравилась ли вам сказка? – Какие герои вам понравились? – Каковы особенности их поведения, характера? – Кто обронил рукавичку? – Кто первым стал жить в рукавичке? – Назовите героев сказки «Рукавичка» в порядке их появления в сказке. – Почему звери были вынуждены покинуть свой домик? | групповая, индивидуальная объяснительно-иллюстративный. | выставка книг со сказками (народными и авторскими); кроссворд; иллюстрации к сказке «Рукавичка»; карточки с именами героев; пословицы и поговорки; таблица с буквами для чтения. | с.41 | Выразительное чтение сказки по цепочке; составление картинного плана.Анализ и сравнение сказок «Теремок» и «Рукавичка» – Прочтите пословицы и выберите те, которые подходят к этим сказкам: • Не учись разрушать, а учись строить. • Дружно не грузно, а врозь – хоть брось. • Сила солому ломит. • Руби дерево по себе. • Сила сломит всё, а ум – силу. • Волка ноги кормят. – Объясните смысл этих пословиц. | Уметь сравнивать авторское и фольклорное произведение. Сравнивать произведения и героев; выявлять авторскую точку зрения; составлять план текста и пересказывать по плану; формулировать свою точку зрения по содержанию прочитанного произведения и сравнивать её с авторской, участвовать в инсценировке. | ||
3 | Загадки. песенки | 1ч | Отработка навыка чтения. Чтение загадок. Анализ и сравнение. Эвристическая беседа: Загадка – это прозаическое или поэтическое выражение или небольшое произведение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде. Загадки – излюбленный жанр устного народного творчества. Они точны, остроумны. Многие загадки построены в виде вопросов. Игра «Кто это? Что это?». Это упражнение формирует быструю реакцию на слово, умение разгадывать загадки, развивает воссоздающее воображение. Сочинение загадок Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека. В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки, подумать над вопросами: кто? какой? на что похож? что делает?. | фронтальная, индивидуальная объяснительно-иллюстративный. | карточки с загадками; кроссворд; изображения сороки, зайца. | с.43,44 | – Прочтите самостоятельно народную песенку «Идёт матушка Весна». – Как в песенке названа весна? Почему? – Как еще можно было назвать весну? – Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами: от-во-рил – отворил при-гла-шай – приглашай – Объясните значение выражений: Отворяй-ка ворота – открывай ворота. Солнце в терем приглашай – открывай окна. Белый снег сошел – снег растаял. – Какие признаки каждого весеннего месяца отмечены в песенке? – С какой интонацией надо читать эту песенку? – Прочтите песенку, передавая голосом радость прихода весны. – Рассмотрите иллюстрации на странице 44 к народным песенкам. Какой рисунок не относится к песенке «Идёт матушка Весна»? (Колосья.) Выучить наизусть одну песенку. | Уметь слушать и читать произведения устного народного творчества, сочинять загадки или потешки и придумывать к ним иллюстрации, определять жанр и тему произведения; оценивать свои эмоциональные реакции на произведения фольклора. осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; умение отгадывать загадки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать результат своих действий. Высказывать свою точку зрения. | – Прочтите песенку «Иди, весна» так, как будто вы зазываете весну. Сочинить загадку о ёжике. | |
4 | Потешки. Небылицы русского народа и других народов | 1ч | Знакомство с русскими народными потешками. выразительное чтение потешек по ролям; Знакомство с небылицами. Знакомство с песенками и потешками из книги «Рифмы Матушки Гусыни». Знакомство с отрывком из стихотворения «Дом, который построил Джек». Игры Деда Буквоеда. Игра «Влиятельная буква». | фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный. | рисунки с матрешками; выставка книг с произведениями устного народного творчества других стран; иллюстрации к различным потешкам и небылицам. | 45, 46, 49, 51 | – Рассмотрите иллюстрации к потешкам. – Как вы думаете, о ком пойдёт речь в первой потешке? – Прочтите потешку, обращая внимание на знаки препинания в конце предложений. Чтение вслух по цепочке. – Объясните значение слов: Мельница – в старом крестьянском быту: здание, оборудованное для размола зерна. Молотить – извлекать, выбивать зерна из колосьев. – Назовите героев этой потешки. – Кто обращается к кисоньке? – Как хозяйка называет кисоньку? – Зачем сочиняют потешки? – Рассмотрите иллюстрацию ко второй потешке. – О ком пойдет в ней речь? – Прочтите потешку вслух по цепочке. – Объясните значение слов: Горница – чистая половина крестьянской избы. Печь – сооружение для отопления помещения, приготовления пищи в русских домах. – В какой форме записаны потешки? (Потешки составляются в форме диалога двух лиц.) – Для кого их сочиняют? – Чему учат потешки? | Уметь правильно читать произведения устного народного творчества; выразительно читать по ролям; сочинять загадки, песенки, потешки и продолжения прочитанных произведений; знакомство с новыми произведениями устного народного творчества, их названиями, иллюстрациями. | Знакомство с книгой С.Маршака «Рифмы Матушки Гусыни». – Прочтите название этой книги справа налево: «инысуг икшутам ымфир». – Прочтите самостоятельно потешку «Не может быть». – Прочтите потешку «Король Пинин» вслух по цепочке. – Прочтите слова, которые рифмуются: мал – сказал печь – стеречь дворец – леденец готов – котов – Прочтите самостоятельно потешку «Я видел озеро в огне». Заранее подготовленные учащиеся читают потешку «Мама, можно искупаться?». Придумать весёлую необычную историю; выучить одно из произведений. Вспомнить сказки А. С. Пушкина, принести на урок книгу с любимой сказкой. | |
5 | Сказки А. С. Пушкина | 1ч | Рассказы учащихся о необычных историях. Выразительное чтение стихотворений наизусть. Рассматривание выставки книг со сказками А. С. Пушкина (дополнительно иллюстрации из учебника на с. 52). – Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? – Какая сказка ваша любимая? – Почему она вам нравиться? Демонстрация иллюстрации к вступлению к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». – Что изображено на иллюстрации (картинке)? Чтение учителем текста вступления к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Повторное рассматривание иллюстрации. Работа над выразительным чтением отрывков из сказок А. С. Пушкина, данных в учебнике (с. 52–53). | фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный. | выставка книг (сказки А. С. Пушкина разных лет издания, разного художественного офрмления) | с. 52–53 | – Кот учёный умеет только сказки рассказывать? Найдите ответ в тексте. (Читает 5-ю и 6-ю строки.) а герою Пушкина кто рассказывает сказки или поёт песни? Найдите ответ в тексте. (Читает последнюю строку.) – Вспомните русские народные сказки, в которых есть Баба Яга, Кощей Бессмертный, Учёный Кот и другие герои? – Какие сказки, по-вашему, красивее – народные или пушкинские? – Да, сказки Пушкина красивее, потому что написаны звучными, прекрасными стихами. Писатель М. Горький говорил, что Пушкин «украсил народную сказку блеском своего таланта», и мы согласимся с ним. Поэт С. Маршак считал, что сказка Пушкина – «прямая наследница сказки народной». Работа над выразительным чтением отрывков из сказок А. С. Пушкина, данных в учебнике (с. | Уметь читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении читать выразительно; ориентироваться на моральную норму с опорой на литературное произведение; расставлять книги на выставке в соответствии с темой урока, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки, соотносить иллюстрацию с содержанием текста; сравнивать народную и литературную сказки; самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников; высказывать свое отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнёра. | Подготовить выразительное чтение отрывка из любой сказки А. С. Пушкина, нарисовать к нему иллюстрацию (по желанию наизусть). | |
6 | Скороговорки. Сказка «петух и собака» | Отработка навыков чтения (чтение по таблице) Чтение скороговорок из «Разноцветных страниц» (с. 60–61 учебника, часть 1). «Скороговорка – род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношения» (В. И. Даль). Для скороговорки специально подбираются слова, правильное произношение которых при быстром и многократном повторении затруднено. Скороговорки бывают народные и авторские. Учащиеся тренируются читать скороговорки быстро и четко. Знакомство со сказкой «Петух и собака». Значение слов и выражений: Занялась заря – рассвело. Масленый праздник – праздник Масленицы. Припасла – заготовила про запас. Счастье привалило – появилось неожиданно. Дупло – пустота в стволе дерева. – Прочтите сказку вслух по цепочке. Анализ сказки «Петух и собака». – Почему петух покинул стариков? – Кто помог ему уйти со двора в лес? – Как петух навлёк на себя опасность? – Чем лиса хотела заманить к себе петушка? – Найдите в тексте и зачитайте, почему петух испугался и к кому он обратился за помощью. – Найдите в тексте и зачитайте, как лиса расхваливает петуха. – Чему обрадовалась лиса? – Прочтите пословицы: • Не имей сто рублей, а имей сто друзей. • Не рой другому яму – сам в нее упадёшь. • Семеро одного не ждут. – Какие пословицы относятся к сказке «Петух и собака»? – Объясните их смысл. | фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный. | выставка книг с произведениями устного народного творчества; иллюстрации; таблицы. | с.56,57 | Викторина сказок. – Рассмотрите иллюстрации на с. 57 учебника (часть 1). – Как называется эта сказка? («Гуси-лебеди».) – Перескажите сказку по опорным иллюстрациям. – Назовите русские народные сказки. – Назовите сказки, написанные в стихотворной форме. – Назовите авторские сказки. Зачем сочиняли скороговорки? Чему учат сказки? Назовите свою любимую сказку. | Уметь слушать и читать произведения устного народного творчества, объяснять смысл названия произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Уметь соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими произведениями; умение находить общее и отличие; самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников; осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнёра. | с.62 Пересказать сказку «Петух и собака»; придумать свою скороговорку. | ||
7 | Обобщение по теме «Сказки. Загадки. Небылицы» | Пересказ сказки «Петух и собака». – С какими произведениями из раздела «Сказки. Загадки. Небылицы» мы познакомились? – Разгадайте ребусы: – Какие произведения вам понравились больше? Почему? III. Закрепление и обобщение по теме раздела. 1. Игра «Доскажи словечко». 2. Кроссворд «Кораблик». Игра «Отгадай название сказки». – Прочтите отрывок из сказки, вспомните её название. Карточка 1. Карточка 2. Карточка 3. Карточка 4. – Рассмотрите иллюстрации к сказке на с. 57 учебника. – Как называется эта сказка? («Гуси-лебеди».) – Перескажите сказку по опорным иллюстрациям. 4. Чтение произведений из рубрики «Из старинных книг» на с. 58–59 учебника (часть 1). – Прочтите название сказки Л. Толстого. Заранее подготовленные учащиеся читают сказку выразительно. – Чему учит сказка Л. Толстого «Зайцы и лягушки»? – Прочтите название сказки К. Ушинского. Как вы думаете, о ком это произведение? Учитель читает выразительно сказку «Гусь и журавль» К. Ушинского. – Зачитайте строки, в которых гусь хвалит себя. | групповая, индивидуальная; непродуктивный. | ребусы; слоговая таблица для чтения; карточки с играми и заданиями; выставка книг по теме раздела; кроссворд «Кораблик»; рисунки учащихся. | с. 62 «Проверим и оценим свои достижения» | – Какие произведения из раздела «Сказки. Загадки. Небылицы» вам больше всего запомнились, понравились? – Для кого придумывают потешки? – Чему учат загадки? – Чему учат сказки? – Зачем сочиняли загадки? | Уметь читать известную сказку плавно, целыми словами, читать выразительно; соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями, оценивать своё отношение к учёбе; Уметь анализировать средства выразительности произведения, находить сходство и различие разных жанров литературы, понимать знаки, символы; осуществлять итоговый контроль по результату выполненного задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников; сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, формулировать ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, аргументировать своё мнение. | пересказ русской народной сказки (по выбору). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."
Технологическая карта к уроку для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Кл...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
Технологическая карта по литературному чтению по теме: "Слепая лошадь" (4 кл.) «Школа России», учебник Литературного чтения: 4 кл.: Учебник в 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний; Цель урока: познакомиться с произведение К. Ушинского «Слепая лошадь» Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Познако...
Технологическая карта по литературному чтению по теме "Слепая лошадь" (4 класс) УМК: «Школа России», учебник литературного чтения: 4 класс, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.: часть 2, учебная
Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения рассказа «Слепая лошадь» К. Д. Ушинского: определять осн...