Урок литературного чтения, 1 класс. Тема: И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»».
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Конспект по уроку литературного чтения, 1 класс. Тема: И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»».
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 1
Тема: И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»».
Тип урока: ОНЗ
Цели:
Содержательная: знакомство с творчеством И. Токмаковой и сказкой «Аля, Кляксич и буква «А»».
Деятельностная: формирование умения определять главную мысль сказки И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А»».
Задачи:
Дидактические:
- Владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания).
- Различать и называть отдельные жанры художественной литературы (пословицы, сказки, рассказы).
- Понимать содержание прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения.
- Участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста.
- Сочинять небольшие тексты по предложенному началу (не менее 3 предложений).
Воспитательные:
- Осваивать опыт человеческих взаимоотношений, проявлять сопереживание, уважение, любовь, доброжелательность и другие моральные качества к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания.
- Приобретать эстетический опыт слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы.
- Испытывать потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
Развивающие:
- Выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
- Формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации.
- Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования).
- Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.
- Признавать возможность существования разных точек зрения.
- Корректно и аргументированно высказывать своё мнение.
- Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
- Выстраивать последовательность выбранных действий.
- Устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Владеет техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читает осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания).
2. Различает и называет отдельные жанры художественной литературы (пословицы, сказки, рассказы).
3. Понимает содержание прослушанного (прочитанного) произведения: отвечает на вопросы по фактическому содержанию произведения.
4. Участвует в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: отвечает на вопросы о впечатлении от произведения, использует в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждает свой ответ примерами из текста.
5. Сочиняет небольшие тексты по предложенному началу (не менее 3 предложений).
Личностные:
1. Осваивает опыт человеческих взаимоотношений, проявляет сопереживание, уважение, любовь, доброжелательность и других моральных качеств к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания.
2. Приобретает эстетический опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы.
3. Испытывает потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
Метапредметные:
Познавательные:
- Выявляет недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
- Формулирует с помощью учителя цель, планирует изменения объекта, ситуации.
- Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования).
Коммуникативные
- Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалога и дискуссии.
- Признаёт возможность существования разных точек зрения.
- Корректно и аргументированно высказывает своё мнение.
Регулятивные:
- Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата.
- Выстраивает последовательность выбранных действий.
- Устанавливает причины успеха (неудач) учебной деятельности.
Оборудование: учебник, иллюстрации учебника, слайды презентации, портрет писательницы.
Образовательные ресурсы: Азбука 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.- М.: Просвещение, 2017г-с. 9-10 : ил- (Школа России).
План урока
1. Этап мотивации
- Приветствие
- Этический заряд
- Работа с пословицей
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
2.1. Речевая разминка.
2.2. Беседа об авторе.
2.3. Работа с жанром сказка и рассказ.
2.4. Выставка книг.
3. Этап выявления места и причины затруднения
3.1. Антиципация по названию.
3.2. Словарная работа (Кляксич).
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
4.1. Формулирование темы
4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися
4.3. Планирование деятельности
5. Этап реализации построенного проекта
5.1. Чтение с остановками учителем.
5.2. Проверка первичного восприятия.
6. Этап анализа произведения
6.1. Беседа по содержанию.
6.2. Работа с жанром.
6.3. Работа с иллюстрацией (стр. 9).
6.4. Словесное рисование.
6.5. Работа с изображение Кляксича.
7. Этап обобщения и интерпретации
7.1. Перечитывание по цепочке.
7.2. Пересказ текста от буквы «А».
7.3. Придумывание концовки рассказа.
7.4. Обобщающая беседа.
8. Этап рефлексии учебной деятельности
8.1. Подведение итогов урока
8.2. Рефлексия учебной деятельности
8.3. Комментирование домашнего задания
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД | 1.1. Приветствие. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Владимировна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. 1.2. Проверка готовности. (Необязательно) - Ребята, проверьте, чтобы на ваших партах лежало всё необходимое для урока литературного чтения. 1.3. Работа с пословицей. - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Кто в деле, тот и в ответе. - …, прочитай вслух. - Ребята, как мы называем такое предложение? - Почему вы считаете, что это пословица? - Как вы понимаете смысл этой пословицы? - Вы правы, ребята, поэтому сегодня на уроке я желаю вам быть ответственными, активными, старательными, грамотными и, конечно же, выразительными. | Пословица. В этом предложении заключена народная мудрость. Пословица означает, что любое дело необходимо доводить до конца, или же вообще не браться за него. Ведь что бы вы ни делали, без конечного результата все ваши попытки будут бессмысленными. | Ф Ф Ф | ПР1, К1, К3. |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1. Речевая разминка. - Ребята, для того чтобы мы с вами красиво и чётко читали, я предлагаю вам размять речевой аппарат. - Внимание на слайд, пожалуйста, повторяйте за мной. на – на – на – во дворе растет сосна; но – но – но – завтра мы пойдем в кино; ан – ан – ан – собери свой чемодан; ин – ин – ин – вы ходили в магазин? -Молодцы! 2.2. Беседа об авторе. - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением, автором которого является Ирина Петровна Токмакова. - Поднимите, пожалуйста, руки, если вам уже что-то известно об этом авторе. - Тогда я вам немного о неё расскажу. - Ирина Петровна Токмакова (1929–2018) — детская писательница и переводчица стихотворений для детей. (слайд портрет) Родилась 3 марта 1929 года в Москве. В школе она училась на отлично. После школы поступила в Московский университет и начала работать переводчиком. Она в совершенстве владела английским, шведским, армянским, узбекским и таджикским языками. Токмакова перевела на русский язык такие знаменитые книги, как «Винни-Пух и его друзья», «Ветер в ивах», рассказы про Муми-троллей. (слайд ещё) И. П. Токмакова — автор большого количества рассказов, сказок и стихотворений для детей. (17 книг и около сотни стихотворений). - Ребята, что интересного вы запомнили для себя об Ирине Петровне Токмаковой? - Молодцы, вы были очень внимательны. 2.3. Работа с жанром сказка и рассказ. - Ребята, мы с вами узнали, что Токмакова в основном писала в жанре сказок и рассказов. - Что вы уже знаете о сказках? - О рассказах? - Какие отличия сказки и рассказа вы знаете. 2.4. Выставка книг. - Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на слайд. - Перед вами некоторые из книг Ирины Петровны. - …, прочитай, пожалуйста, их названия. - Что вы можете сказать про их обложки? (Какие они?) - Я согласна с вами. - Сегодня, я предлагаю нам поближе познакомиться с творчеством И.П. Токмаковой. | В рассказе все события реальны, а в сказке есть волшебные предметы-помощники, волшебство. В рассказе есть образ рассказчика, а в сказке нет. В сказке есть зачин, чёткое деление героев на злых и добрых, троекратные повторы (не всегда), отсутствие портретных характеристик. | Ф Ф Ф Ф | ПР1 К3 ПР2, К1, К3 К3 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | 3.1. Антиципация по названию. - Откройте, пожалуйста, свои учебники на 9-й странице. - Прочитайте название произведения. (Аля, Кляксич и буква «А»). 3.2. Словарная работа (Кляксич). - Какое слово вам непонятно? - Какое родственное слово мы можем к нему подобрать? - А что такое клякса? (слайд) - Да, ребята. Раньше не было шариковых ручек, как сейчас, поэтому наши родители писали перьевыми ручками обмакивая их в чернильницу. (слайд) - Ребята, а какие вы ещё знаете слова, которые заканчиваются на сочетание букв -ич? (слайд) - А как мы называем такие слова? - Когда мы обращаемся к человеку, имени, отчеству? - В каком случае мы обращается к человеку ТОЛЬКО по отчеству? - Да, вы правы, обычно мы (но обычно более взрослые люди) обращаемся только по отчеству к людям, которых мы уже давно знаем и дружим. - Обратите, пожалуйста, ещё раз своё внимание на название произведения. - Предположите, о чём оно будет? - Кто будет главным героем произведения? 3.3. Формулирование проблемы урока. - Итак, получается, что мы с вами на данный момент уже знаем автора произведения, название, предполагаемых героев. - Чего же мы с вами ещё не знаем? (жанр, сюжет, мораль произведения). - На все эти вопросы мы постараемся ответить в ходе урока. | Кляксич. Клякса. Чернильное пятно на бумаге. Петрович, Львович, Алексеевич, Васильевич, Никитич, Лукич, Кузьмич. Отчества. Если человек старше нас, выше по статусу. Например, Антонина Сергеевна… В случае если этот человек в возрасте и у нас с ним дружеские отношения. Об Але, Кляксиче и букве «А». Предполагают. | Ф Ф | П1, К1, К2, К3 П1, П2, П3, К2, К3 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы - Ребята, предположите, пожалуйста, как будет звучать тема нашего урока? 4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися - А какая же будет цель нашего урока? (Что мы должны узнать? Чему научиться?) - Я скорректировала нашу цель: знакомство с содержанием произведения Ирины Токмаковой «Аля, Кляксич, и буква А» и формирование умения определять главную идею произведения. 4.3. Планирование деятельности - Ребята, а что мы будем делать, чтобы достичь нашей цели? - Таким образом мы с вами спланировали свою деятельность. | Ирина Токмакова «Аля, Кляксич, и буква А». знакомство с содержанием произведения Ирины Токмаковой «Аля, Кляксич, и буква А» и формирование умения определять главную идею произведения Читать, читать выразительно, рассматривание иллюстраций, отвечать на вопросы. | Ф Ф Ф | П1, П2, П3, К1, У3, Р1, Р2 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Чтение с остановками учителем. - Ребята, сейчас я прочитаю вам это произведение, а вы следите за мной по учебнику. Аля писала письмо маме. - Ребята, какой вопрос вы бы задали автору? (О чём бы вы его спросили?) (В письме Аля попросит маму скорее приехать к ней, т.к. та с ней не рядом). Она очень старалась написать хорошо, но буквы не слушались. Они падали, менялись местами точно они все друг с другом перессорились. Ну, просто наказание! Вдруг прямо на середину страницы выбежала буква А. Она размахивала руками и что-то кричала. — Что с тобой, что случилось? — изумилась Аля. Буква А уселась на строчку, вытерла пот со лба и еле выговорила: — Кляксич! - Ребята, какой вопрос у вас возникает? Как вы думаете, кто такой Кляксич? - Давайте проверим. — Ничего не понимаю! — сказала Аля. — Да Кляксич же! — воскликнула буква А. — Он ссорит буквы друг с другом. Он хочет их всех заменить своими кляксами. Меня он уже выгнал, и теперь на моем месте стоит жирная клякса — его племянница. 5.2. Проверка первичного восприятия. - Ребята, какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему? | Зачем Аля писала письмо маме? Где её мама? | Ф Ф | ПР4, Л1, Л2, Л3, Е1, К2, К3 |
6. Этап анализа произведения Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 6.1. Беседа по содержанию. - Ребята, а сейчас проверим, насколько вы были внимательны и как меня слушали. - Кто являлся героями произведения? - Что происходило с буквами, когда Аля писала маме письмо? (найдите подтверждение в тексте). - Кто такой Кляксич? - Что же делал Кляксич? - Какими родственниками Кляксичу были кляксы? - Всё верно, молодцы. 6.2. Работа с жанром. - Ребята, к какому жанру мы отнесём это произведение? Почему? - Да, вы правы. Молодцы! 6.3. Работа с иллюстрацией (стр. 9). - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на иллюстрацию, расположенную внизу 9-й страницы. - Ребята, что стоит на столе? - Как вы думаете, почему игрушки валяются на полу? - Почему художник изобразил буквы подобным образом? - Ребята, какие слова могут быть подписью к этой картинке? - Посмотрите, пожалуйста, внимательнее на лист бумаги, на котором писала Аля. Что вы видите? - Да, это клякса, но никак не Кляксич. 6.4. Словесное рисование. - Поскольку сам Кляксич нам не нарисован, давайте попробуем представить, как он будет выглядеть. - Подумайте, пожалуйста, над его образом. Каким он будет? Какой у него характер? - Вы можете использовать слова, расположенные на слайде. (Высокий/низкий, полный/худой, с головным убором/без, с бородой или усами, агрессивный/добрый, ловкий, быстрый и тд). - Кто желает описать «своего Кляксича»? 6.5. Работа с изображение Кляксича. - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Вот таким образом изобразил Кляксича художник. - Подумайте, а почему он сидит в чернильнице? - Как вы можете описать его настроение и характер по этому изображению? - Замечательно, ребята. - Т.к. у нас урок литературного чтения, значит главное у нас это…? | Аля, Кляксич, буква «А». Буквы не слушались. Падали, менялись местами. Тот, кто ссорит буквы друг с другом и хочет их всех заменить кляксами. Пакостил, заменял и выгонял буквы. Племянницы. Сказка. Потому что здесь происходят чудеса: говорящая буква, девочка, понимающая эту букву, какой-то злодей Кляксич. Аля, стол, разбросанные игрушки, картина, набор букв, буква «А», клякса на листе бумаги. Стакан для канцелярских принадлежностей. Аля увлечена процессом написания письма. (2-й абзац) Кляксу. Предполагаемый образ Кляксича от детей. Уметь красиво, выразительно и грамотно читать. | Ф Ф Ф И Ф | ПР3, ПР4, П3, К1, К2, К3, Р2 ПР2, К3 К2, К3 ПР5, Л2, К2, К3 К2, К3 |
7. Этап обобщения и интерпретации Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции | 7.1. Перечитывание по цепочке. - Верно, ребята, предлагаю вам по цепочке перечитать эту сказку. - Пожалуйста, не спешите, читайте выразительно. - Начинаем с первой парты… - Молодцы, ребята. 7.2. Пересказ текста от буквы «А». - Сейчас я предлагаю вам пофантазировать! Представьте, пожалуйста, что вы – буква «А». Подумайте, какие ещё приключения могут произойти с ней? - Для того, чтобы вам было легче, вы можете начать так: «Вдруг, прямо на середине…». (на слайде) - Ребята, кто готов представить свой рассказ – руку на локоток. (человека три мб) - Ребята, какая буква а была самая убедительная? 7.3. Придумывание концовки рассказа. - Молодцы, вы все отлично справились. - Ребята, чем зачастую заканчиваются сказки? - Вы правы, но вот наша сказка, оказывается вовсе не закончена! На чём же она прервалась? - Но разве можно оставлять сказку без концовки? Конечно же нет. - Поэтому, ребята, я предлагаю каждому из вас подумать, чем же может завершиться эта сказка? - При придумывании концовки вы можете опираться на вопросы, представленные на слайде или же придумать свою: - Кто же победит в итоге? (Кляксич или буква «А» с Алей). - Допишет ли Аля письмо маме? Что она хотела написать в письме? - Кто будет помогать букве «А» в борьбе с Кляксичем? - Кто готов, руку на локоток. - Молодцы ребята, вы замечательно справились. 7.4. Обобщающая беседа. - Ребята, кто был главным героем сказки? - Подумайте, чему учит эта сказка? Можете ли вы ответить сразу на этот вопрос? - Ребята, по отрывку сказки, конечно, трудно сказать, чему она учит, поэтому - Ребята, я бы хотела почитать вам оригинальную концовку сказки, а вы подумайте, что необычного вы заметили? И Аля написала такое письмо: Милая мамочка! Я так рада, что ты скоро приедешь и отведешь меня сама в 1-й класс. Приезжай скорее. Твоя дочка Аля. Всё это прекрасно. Но куда девался злодей Кляксич? Сумела ли Аля победить его? Всем очень хотелось бы, чтобы это было так. Но… Кляксича изловить не удалось. Он сбежал. Он покинул азбуку вместе с дружками Помаркой и Опиской. Они теперь вместе бегают из тетрадки в тетрадку и строят людям всякие пакости исподтишка. - Ребята, что же необычного вы заметили в этой концовке? - Да, ребята, сегодня мы прочитали отрывок сказки, которая не заканчивается добром. - Эту сказку мы с вами можем сравнить с жизнью, ведь у нас происходит не всегда всё хорошо и так как мы желаем. | Читают по цепочке. Добром. Жирная клякса перессорила всех. Девочка Аля. (Сказка учит ответственности, если вы за что-то берётесь, тогда делайте это основательно, а не спустя рукава) Сказка не заканчивается счастливым концов, как это обычно бывает. Девочка Аля. | Ф И И Ф | ПР1, Л2, Л3 ПР5, К2, К3 ПР3, ПР5, П3, К2, К3 ПР3, ПР4, Л3, П1, К1, К2, К3 |
8. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | 8.1. Подведение итогов. - Урок подходит к концу, поэтому предлагаю вам вспомнить о чём мы говорили на уроке. - Какова была тема урока? - Какую цель мы ставили перед собой? - Чему вас научила эта сказка? 8.2. Рефлексия. - Ребята, за что бы вы могли похвалить себя на уроке? Поднимите руку. 8.3. Комментирование домашнего задания. - Ребята, домашнее задание: перечитать отрывок сказки «Аля, Кляксич и буква «А»». - С вами было приятно работать, спасибо за урок. До свидания! | Ф И | Л3, П3, К1, К2, К3, Р3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературного чтения в 1 классе на тему: "И. Токмакова "Аля, Кляксич и буква А" с презентацией
Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе. Тема: Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”. Цели деятельности педагога: продолжить совершенствова...
Литературное чтение 1 класс. Тема: Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”.
Литературное чтение 1 класс.Тема: Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”.Цели деятельности педагога: продолжить совершенствовать умение читать вслух по слогам и ...
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "И. Токмакова- Аля, Кляксич и буква А " 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "И. Токмакова- Аля, Кляксич и буква А " 1 класс (конспект + презентация)...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс УМК "Школа России" Тема: "И. Токмакова. Аля, Кляксич и буква А"
Знакомство с отрывком из сказки И. Токмаковой....
Тема: Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”.
продолжить совершенствовать умение читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения; ввести понятия «народная сказка», «литературная сказка&raqu...
Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме: "И.Токмакова: "Аля, Кляксич и буква А"
На данном уроке обучающиеся ознакомятся с произведением Ирины Токмаковой "Аля, Кляксич и буква А", будут упражняться в выразительном чтении произведения...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Стихи И.Токмаковой» - 2 класс
Тема урока: «Стихи И.Токмаковой» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа произведений И. Т...