Литературоведческие диктанты. Подготовка к ВПР.
учебно-методический материал по чтению (4 класс)

Алпатова Людмила Геннадьевна

      Весной 2025 года учащиеся 4 классов будут писать ВПР по литературному чтению. Задания проверочной работы направлены на выявление уровня владения обучающимися сведениями по теории и истории литературы, а также логическими, общеучебными универсальными действиями, на оценку уровня сформированности читательской грамотности. Литературоведческие диктанты  помогут в учителю подготовить детей к данной проверочной работе.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 Литературоведческие диктанты.

                                        Материал для учителя

Весной 2025 года учащиеся 4 классов будут писать ВПР по литературному чтению. Задания проверочной работы направлены на выявление уровня владения обучающимися сведениями по теории и истории литературы, а также логическими, общеучебными универсальными действиями, на оценку уровня сформированности читательской грамотности. В этом помогут литературоведческие диктанты.

Задания 1, 2 проверяют умения различать виды сказок, понимать жанровую принадлежность, различать отдельные жанры фольклора, соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы, используя сведения по теории и истории литературы.

Задание 3 направлено на проверку умений: составлять письменные высказывания на заданную тему – проблемный вопрос; аргументированно высказывать свое мнение, используя такой тип речи, как рассуждение; корректировать собственный текст с учетом правильности, выразительности письменной речи. Данное задание требует развернутого ответа.

Задание 4 проверяет умение соотносить книгу с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), используя сведения по теории и истории литературы.

Задание 5 проверяет умение различать виды текстов, используя сведения по теории и истории литературы.

В задании 6 проверяется овладение начальными сведениями о творчестве изученных русских писателей и поэтов.

Задание 7 проверяет умение находить в тексте средства художественной выразительности.

Задания 8, 13 связаны с основной группой читательских умений – оценка содержания, языка и структуры текста (оценивать правдоподобность описанных событий) и проверяют умения интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию, а также опираясь на содержание произведения, распознавать достоверную и недостоверную информацию.

Задание 9 связано с основной группой читательских умений – формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте, и проверяет умения определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий и эпизодов текста.

Задания 10, 12 связаны с основной группой читательских умений – интерпретация и обобщение информации (сравнивать и противопоставлять информацию из прочитанного текста) и проверяет умения отвечать на вопросы по содержанию произведения, находить в тексте информацию, представленную в явном виде.

Задание 11 проверяет умение объяснить значение слова с опорой на контекст произведения.

Задание 14 связано с основной группой читательских умений – формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов), и направлены на проверку умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей, опираясь на содержание произведения.

Диктант №1

Сказка, рассказ, басня, сюжет, эпитет,  автор, диалог.

1. Сказка - один из видов народной повествовательной литературы: произведение в прозе или — реже — в стихах, в котором идёт речь о вымышленных событиях, иногда фантастического характера.

2. Рассказ - произведение небольшое по объему, содержащее описание какого-то краткого эпизода из личной жизни героя (или рассказчика), имеющего, как правило, общечеловеческое значение. Рассказ характеризуется наличием одной сюжетной линии и небольшим количеством действующих лиц.

3.Басня - короткий нравоучительный рассказ в стихах или прозе с чётко сформулированной моралью, сатирический по направленности и имеющий иносказательный смысл. Цель басни - осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. Персонажами басни часто выступают животные, растения и предметы.

4. Сюжет - система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи,  раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным  явлениям; последовательность.

5. Эпитет - это художественно-образное определение, изобразительное средство языка; красочное определение предмета, позволяющее выделить его из целого ряда таких же и обнаружить авторскую оценку описываемого.

6. Автор - писатель, поэт – создатель литературного произведения;  повествователь в произведении.

7. Диалог - разговор, беседа, спор двух или нескольких персонажей произведения.

Диктант №2

Былина, стихотворение, сравнение, монолог, рифма, герой, метафора.

1. Былина  (Старина) - вид устного народного творчества, героико-патриотическая песня-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси.

2. Стихотворение - небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи; обычно лирическое произведение.

3. Сравнение - изобразительное средство языка; создание образа путем сопоставления уже известного с неизвестным (старого с новым). Сравнение создается с помощью специальных слов («как», «будто», «точно», «словно»), формы творительного падежа или сравнительных форм прилагательных.

4. Монолог - речь одного из литературных героев, обращенная либо к себе, либо к окружающим, либо к публике, обособленная от реплик других героев, имеющая самостоятельное значение.

5. Рифма - звуковые совпадения в конце строк. В отличие от других  звуковых повторов рифма всегда подчёркивает ритм, членение речи на стихи.

6. Герой - персонаж, действующее лицо литературного произведения.

7. Метафора - переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова "как", "как будто", "словно" отсутствуют, но подразумеваются.

Диктант №3

Поэзия, миф, аннотация, идея, звукопись, ритм, композиция.

1. Поэзия - искусство слова; художественная литература в стихотворной форме; особая организация художественной речи, которая отличается ритмом и рифмой - стихотворной формой; лирическая форма отражения действительности. На первом плане - образ-переживание. Не ставит задачу передать развитие событий и характеров.

2. Миф - предания об устройстве мира, явлениях природы, о богах и героях, произведения народной фантазии.

3. Аннотация - краткая, поясняющая содержание книги заметка. Аннотация дается, как правило, на обороте титульного листа книги, после библиографического описания произведения.

4. Идея - главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественного произведения.

5. Звукопись - приём усиления изобразительности текста путём такого звукового построения фраз,  стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому  настроению. Звукопись усиливает изображение определённого явления, действия, состояния.

6. Композиция - построение художественного произведения; расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.

7. Ритм - постоянное, мерное повторение в тексте однотипных отрезков, в том числе минимальных, -  слогов ударных и безударных.

Диктант №4

Заглавие, предисловие, послесловие, иллюстрация, повесть, тема, эпизод.

1. Заглавие - это название, которое автор дал своему произведению, часто выражающее суть произведения; это особый маленький текст.

2. Предисловие - статья, предваряющая литературное произведение, написанная либо самим автором, либо критиком или литературоведом. В предисловии могут быть даны и краткие сведения о писателе, и некоторые пояснения об истории создания произведения, предложено истолкование замысла автора.

3. Послесловие - это завершающее слово автора произведения, печатающееся после основного текста. Обычно послесловия не связаны с сюжетом произведения и в большинстве своем используются авторами для объяснения их эстетических или этических воззрений.

4. Повесть - произведение прозы, в котором преобладает повествовательное начало. Повесть раскрывает жизнь главного героя в пределах немногих эпизодов. По характеру развития действия сложнее рассказа, но менее развёрнуто, чем роман.

5. Иллюстрация - рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения,  демонстрации объектов, описываемых в книге.

6. Тема - круг явлений и событий, образующих основу произведения; объект художественного изображения; то, о чём повествует автор и к чему хочет привлечь основное внимание читателей.

7. Эпизод - фрагмент сюжета литературного произведения, описывающий некий целостный момент действия, составляющего содержание сочинения.

Диктант №5

Фольклор, перевёртыши, биография, быль, поэма, жанр, персонаж.

1. Фольклор - народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы.

2. Палиндромы - слово, фраза, стих, одинаково читающиеся как слева направо, так и справа налево. Русское название палиндрома - перевертень (реже - перевёртыш).
В России палиндромоны (стихи-палиндромы) известны ещё  с 17 века. Тогда их называли не иначе, как "рачьи стихи" и слагать их было в большой моде.

3. Биография - описание жизни человека; жизнь человека как совокупность его поступков, событий и умонастроений.

4. Быль  (бывальщина) - краткий устный рассказ о происшествии, случае, якобы имевшем место в действительности.

5. Поэма - это крупное стихотворное произведение; повесть или роман в стихах. В поэме речь идёт о событиях, имеющих общечеловеческое значение. Большинство поэм воспевает какие-то человеческие деяния, события и характеры.

6. Жанр - вид художественного произведения: песня, баллада, поэма, повесть, новелла, комедия и так далее.

7. Персонаж - действующее лицо художественного произведения.

Диктант №6

Притча, лимерики, афоризм, гипербола, кульминация, строфа, эпиграф.

1. Притча - малый литературный жанр,  заключающий в себе моральное или религиозное поучение («премудрость»), близка к басне.

2. Лимерики - смещные стихи, в которых не стоит искать смысла.  Широко известны лимерики стали благодаря Эдварду Лиру (1812-1888), который издал несколько книг стихов, написанных в жанре бессмыслиц. 

3. Афоризм - чёткое, легко запоминающееся точное краткое выражение определённой законченности мысли,  выражающее значительную, глубокую мысль в произведении. Афоризм напоминает пословицу, но в отличие от неё принадлежит определённому лицу (писателю, учёному и др.)

4. Гипербола - средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении свойств изображаемого предмета;  образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления.

5. Кульминация - элемент сюжета: момент наивысшего напряжения в развитии действия произведения.

6. Строфа - часть стихотворения, объединённая в единое целое рифмой, ритмом, содержанием. Строфа отделяется одна от другой увеличенным интервалом.

7. Эпиграф - яркое изречение, пословица, цитата, чьё-либо высказывание,  помещаемое автором перед произведением или частью его с целью помочь читателю глубже понять содержание и смысл текста. Эпиграф обычно выражает суть творческого замысла автора произведения.

Диктант №7

Завязка, развязка, интонация, ремарка, пьеса, фантастика, коллизия.

1. Завязка - элемент сюжета, означающий момент возникновения конфликта, начала событий, изображенных в произведении. Иногда она совпадает с началом произведения.

2. Развязка - элемент сюжета, фиксирующий момент разрешения конфликта в произведении, итог развития событий в нем.

3. Пьеса - общее название драматургических произведений, предназначенных для сценического представления литературного произведения – трагедии, драмы, комедии и т.п.

4. Интонация - основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к тому, о чём он говорит.

5. Ремарка - авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью

которого уточняются место действия, внешние и духовные отличия персонажей,

их состояние.

6. Фантастика - разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел создаёт нереальный, вымышленный мир, причудливые образы и

явления.

7. Коллизия - столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов персонажей художественного произведения.

Диктант №8

Баллада, драма, реплика, псевдоним, лейтмотив, пейзаж, антонимы.

1. Баллада - один из жанров лирической поэзии: сюжетное стихотворение,

в основе которого лежит какой-то необычный случай, связанный с историческим

событием или преданием; обычно героического,  легендарного или

фантастического характера; повествовательная песня с драматическим развитием сюжета.

2. Драма -  род литературы, драматическое произведение, предназначенное для

постановки на сцене, в котором основная мысль раскрывается через диалоги и

монологи героев, их поступки и действия.

    Драма в узком смысле слова – пьеса с острым конфликтом, однако в отличие от трагедии здесь конфликт более заземлён, обычен и, так или иначе

разрешим.

3. Реплика - фраза собеседника в диалоге, возникшая как отклик на слова партнёра.

4. Псевдоним - вымышленное имя или условный знак, под которым автор  публикует своё произведение.

5. Лейтмотив - главная мысль произведения, неоднократно повторяемая и подчёркиваемая; выразительная деталь, конкретный художественный образ, многократно повторяемый, упоминаемый, проходящий сквозь отдельное произведение или все творчество писателя.

6. Пейзаж - изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.

7. Антонимы - слова с противоположными значениями; служат для создания ярких контрастных образов

Диктант №9

Архаизмы, ирония, зачин, каламбур, олицетворение, комментарий, очерк.

1. Архаизмы - устаревшие слова, обороты речи, грамматические формы. Служат в произведении для воссоздания колорита ушедшей эпохи, определенным образом характеризуют персонаж. Могут придавать языку торжественность.

2. Ирония - вид комического, горькая или, наоборот, добрая насмешка, осмеянием того или иного явления,  разоблачающая отрицательные черты его и тем утверждая увиденные  автором в явлении положительные стороны. Обычно истинный смысл высказывания как бы замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается.

3. Зачин - начало произведения русского народного литературного творчества – былины, сказки и т.д.

4. Каламбур - остроумная шутка, основанная на омонимах или использовании разных значений одного слова.

5. Олицетворение - изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать. Приём перенесения черт живого на неживое: «Река играет», «Дождь идёт», «Тополь тяготится одиночеством» и т. п.

6. Комментарий - заметка, толкование; объяснительные примечания к тексту художественного произведения. Комментарии могут иметь биографический, историко-литературный, текстологический и т. п. характер.

7. Очерк - литературное произведение, основанное на фактах, документах, наблюдениях автора. Очерк отличается достоверностью изображения реальных жизненных фактов и затрагивает преимущественно злободневные социальные проблемы. 

Диктант №10

Летописи, мемуары, литота, предание, синонимы, омонимы, пролог.

1. Летописи - рукописные русские исторические повествования, рассказывающие о событиях в жизни страны по годам; каждый рассказ начинался словом: «Лето…(год…)», отсюда и название – летопись.

2. Мемуары - воспоминания автора о реальных событиях, в которых он принимал участие или был свидетелем.

3. Литота - изобразительное средство языка, приём построен на фантастическом преуменьшении предмета или его свойств - обратная гипербола.

4. Предание - устное повествование о реальных лицах и достоверных событиях, одна из разновидностей народного творчества.

5. Синонимы - слова близкие по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим. Синонимы, как правило, принадлежат к одной и той же части речи и выступают как взаимозаменяемые элементы высказывания. 

6. Омонимы - слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения: коса, печь, ключ  и другие.

7. Пролог - вступительная (начальная) часть литературного  произведения, которая предваряет общий смысл, сюжетную основу или основные мотивы произведения, или же кратко излагает события, которые предшествуют главному содержанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к контрольному диктанту

Родители могут проверить уровень подготовки своих детей...

Материал для подготовки к словарному диктанту (2 класс)

Тренеровочные упражнения для запоминания словарных слов....

Конспект урока по русскому языку 3 класс.Тема "Разбор слов по составу. Суффиксы имён существительных. Обобщение. Подготовка к словарному диктанту".

Цели урока: 1.Закрепить навык  разбора слов по составу.2.Повторить суффиксы имен существительных.3.Повторить написание словарных слов по темам «Зима», «Животные», слов с разделительным твёрдым и ...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Повторение изученного о глаголах. Подготовка к диктанту»

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Повторение изученного о глаголах. Подготовка к диктанту»УМК Школа России...

Урок русского языка. Подготовка к словарному диктанту. 4 класс Бунеевы

Возможный вариант подготовки учащихся к итоговому словарному диктанту. Конспект и презентация....

Тренировочные задания по теме : " Подготовка к математическому диктанту".

Тренировочные задания на отработку навыка счета в пределах 1000....