Литературоведческие диктанты. Подготовка к ВПР.
учебно-методический материал по чтению (4 класс)
Весной 2025 года учащиеся 4 классов будут писать ВПР по литературному чтению. Задания проверочной работы направлены на выявление уровня владения обучающимися сведениями по теории и истории литературы, а также логическими, общеучебными универсальными действиями, на оценку уровня сформированности читательской грамотности. Литературоведческие диктанты помогут в учителю подготовить детей к данной проверочной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturovedcheskie_diktanty_material_dlya_uchitelya_avtor_alpatova_lg.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературоведческие диктанты.
Материал для учителя
Весной 2025 года учащиеся 4 классов будут писать ВПР по литературному чтению. Задания проверочной работы направлены на выявление уровня владения обучающимися сведениями по теории и истории литературы, а также логическими, общеучебными универсальными действиями, на оценку уровня сформированности читательской грамотности. В этом помогут литературоведческие диктанты.
Задания 1, 2 проверяют умения различать виды сказок, понимать жанровую принадлежность, различать отдельные жанры фольклора, соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы, используя сведения по теории и истории литературы.
Задание 3 направлено на проверку умений: составлять письменные высказывания на заданную тему – проблемный вопрос; аргументированно высказывать свое мнение, используя такой тип речи, как рассуждение; корректировать собственный текст с учетом правильности, выразительности письменной речи. Данное задание требует развернутого ответа.
Задание 4 проверяет умение соотносить книгу с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), используя сведения по теории и истории литературы.
Задание 5 проверяет умение различать виды текстов, используя сведения по теории и истории литературы.
В задании 6 проверяется овладение начальными сведениями о творчестве изученных русских писателей и поэтов.
Задание 7 проверяет умение находить в тексте средства художественной выразительности.
Задания 8, 13 связаны с основной группой читательских умений – оценка содержания, языка и структуры текста (оценивать правдоподобность описанных событий) и проверяют умения интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию, а также опираясь на содержание произведения, распознавать достоверную и недостоверную информацию.
Задание 9 связано с основной группой читательских умений – формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте, и проверяет умения определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий и эпизодов текста.
Задания 10, 12 связаны с основной группой читательских умений – интерпретация и обобщение информации (сравнивать и противопоставлять информацию из прочитанного текста) и проверяет умения отвечать на вопросы по содержанию произведения, находить в тексте информацию, представленную в явном виде.
Задание 11 проверяет умение объяснить значение слова с опорой на контекст произведения.
Задание 14 связано с основной группой читательских умений – формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов), и направлены на проверку умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей, опираясь на содержание произведения.
Диктант №1
Сказка, рассказ, басня, сюжет, эпитет, автор, диалог.
1. Сказка - один из видов народной повествовательной литературы: произведение в прозе или — реже — в стихах, в котором идёт речь о вымышленных событиях, иногда фантастического характера.
2. Рассказ - произведение небольшое по объему, содержащее описание какого-то краткого эпизода из личной жизни героя (или рассказчика), имеющего, как правило, общечеловеческое значение. Рассказ характеризуется наличием одной сюжетной линии и небольшим количеством действующих лиц.
3.Басня - короткий нравоучительный рассказ в стихах или прозе с чётко сформулированной моралью, сатирический по направленности и имеющий иносказательный смысл. Цель басни - осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. Персонажами басни часто выступают животные, растения и предметы.
4. Сюжет - система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность.
5. Эпитет - это художественно-образное определение, изобразительное средство языка; красочное определение предмета, позволяющее выделить его из целого ряда таких же и обнаружить авторскую оценку описываемого.
6. Автор - писатель, поэт – создатель литературного произведения; повествователь в произведении.
7. Диалог - разговор, беседа, спор двух или нескольких персонажей произведения.
Диктант №2
Былина, стихотворение, сравнение, монолог, рифма, герой, метафора.
1. Былина (Старина) - вид устного народного творчества, героико-патриотическая песня-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси.
2. Стихотворение - небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи; обычно лирическое произведение.
3. Сравнение - изобразительное средство языка; создание образа путем сопоставления уже известного с неизвестным (старого с новым). Сравнение создается с помощью специальных слов («как», «будто», «точно», «словно»), формы творительного падежа или сравнительных форм прилагательных.
4. Монолог - речь одного из литературных героев, обращенная либо к себе, либо к окружающим, либо к публике, обособленная от реплик других героев, имеющая самостоятельное значение.
5. Рифма - звуковые совпадения в конце строк. В отличие от других звуковых повторов рифма всегда подчёркивает ритм, членение речи на стихи.
6. Герой - персонаж, действующее лицо литературного произведения.
7. Метафора - переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова "как", "как будто", "словно" отсутствуют, но подразумеваются.
Диктант №3
Поэзия, миф, аннотация, идея, звукопись, ритм, композиция.
1. Поэзия - искусство слова; художественная литература в стихотворной форме; особая организация художественной речи, которая отличается ритмом и рифмой - стихотворной формой; лирическая форма отражения действительности. На первом плане - образ-переживание. Не ставит задачу передать развитие событий и характеров.
2. Миф - предания об устройстве мира, явлениях природы, о богах и героях, произведения народной фантазии.
3. Аннотация - краткая, поясняющая содержание книги заметка. Аннотация дается, как правило, на обороте титульного листа книги, после библиографического описания произведения.
4. Идея - главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественного произведения.
5. Звукопись - приём усиления изобразительности текста путём такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению. Звукопись усиливает изображение определённого явления, действия, состояния.
6. Композиция - построение художественного произведения; расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.
7. Ритм - постоянное, мерное повторение в тексте однотипных отрезков, в том числе минимальных, - слогов ударных и безударных.
Диктант №4
Заглавие, предисловие, послесловие, иллюстрация, повесть, тема, эпизод.
1. Заглавие - это название, которое автор дал своему произведению, часто выражающее суть произведения; это особый маленький текст.
2. Предисловие - статья, предваряющая литературное произведение, написанная либо самим автором, либо критиком или литературоведом. В предисловии могут быть даны и краткие сведения о писателе, и некоторые пояснения об истории создания произведения, предложено истолкование замысла автора.
3. Послесловие - это завершающее слово автора произведения, печатающееся после основного текста. Обычно послесловия не связаны с сюжетом произведения и в большинстве своем используются авторами для объяснения их эстетических или этических воззрений.
4. Повесть - произведение прозы, в котором преобладает повествовательное начало. Повесть раскрывает жизнь главного героя в пределах немногих эпизодов. По характеру развития действия сложнее рассказа, но менее развёрнуто, чем роман.
5. Иллюстрация - рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, демонстрации объектов, описываемых в книге.
6. Тема - круг явлений и событий, образующих основу произведения; объект художественного изображения; то, о чём повествует автор и к чему хочет привлечь основное внимание читателей.
7. Эпизод - фрагмент сюжета литературного произведения, описывающий некий целостный момент действия, составляющего содержание сочинения.
Диктант №5
Фольклор, перевёртыши, биография, быль, поэма, жанр, персонаж.
1. Фольклор - народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы.
2. Палиндромы - слово, фраза, стих, одинаково читающиеся как слева направо, так и справа налево. Русское название палиндрома - перевертень (реже - перевёртыш).
В России палиндромоны (стихи-палиндромы) известны ещё с 17 века. Тогда их называли не иначе, как "рачьи стихи" и слагать их было в большой моде.
3. Биография - описание жизни человека; жизнь человека как совокупность его поступков, событий и умонастроений.
4. Быль (бывальщина) - краткий устный рассказ о происшествии, случае, якобы имевшем место в действительности.
5. Поэма - это крупное стихотворное произведение; повесть или роман в стихах. В поэме речь идёт о событиях, имеющих общечеловеческое значение. Большинство поэм воспевает какие-то человеческие деяния, события и характеры.
6. Жанр - вид художественного произведения: песня, баллада, поэма, повесть, новелла, комедия и так далее.
7. Персонаж - действующее лицо художественного произведения.
Диктант №6
Притча, лимерики, афоризм, гипербола, кульминация, строфа, эпиграф.
1. Притча - малый литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение («премудрость»), близка к басне.
2. Лимерики - смещные стихи, в которых не стоит искать смысла. Широко известны лимерики стали благодаря Эдварду Лиру (1812-1888), который издал несколько книг стихов, написанных в жанре бессмыслиц.
3. Афоризм - чёткое, легко запоминающееся точное краткое выражение определённой законченности мысли, выражающее значительную, глубокую мысль в произведении. Афоризм напоминает пословицу, но в отличие от неё принадлежит определённому лицу (писателю, учёному и др.)
4. Гипербола - средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении свойств изображаемого предмета; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления.
5. Кульминация - элемент сюжета: момент наивысшего напряжения в развитии действия произведения.
6. Строфа - часть стихотворения, объединённая в единое целое рифмой, ритмом, содержанием. Строфа отделяется одна от другой увеличенным интервалом.
7. Эпиграф - яркое изречение, пословица, цитата, чьё-либо высказывание, помещаемое автором перед произведением или частью его с целью помочь читателю глубже понять содержание и смысл текста. Эпиграф обычно выражает суть творческого замысла автора произведения.
Диктант №7
Завязка, развязка, интонация, ремарка, пьеса, фантастика, коллизия.
1. Завязка - элемент сюжета, означающий момент возникновения конфликта, начала событий, изображенных в произведении. Иногда она совпадает с началом произведения.
2. Развязка - элемент сюжета, фиксирующий момент разрешения конфликта в произведении, итог развития событий в нем.
3. Пьеса - общее название драматургических произведений, предназначенных для сценического представления литературного произведения – трагедии, драмы, комедии и т.п.
4. Интонация - основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к тому, о чём он говорит.
5. Ремарка - авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью
которого уточняются место действия, внешние и духовные отличия персонажей,
их состояние.
6. Фантастика - разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел создаёт нереальный, вымышленный мир, причудливые образы и
явления.
7. Коллизия - столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов персонажей художественного произведения.
Диктант №8
Баллада, драма, реплика, псевдоним, лейтмотив, пейзаж, антонимы.
1. Баллада - один из жанров лирической поэзии: сюжетное стихотворение,
в основе которого лежит какой-то необычный случай, связанный с историческим
событием или преданием; обычно героического, легендарного или
фантастического характера; повествовательная песня с драматическим развитием сюжета.
2. Драма - род литературы, драматическое произведение, предназначенное для
постановки на сцене, в котором основная мысль раскрывается через диалоги и
монологи героев, их поступки и действия.
Драма в узком смысле слова – пьеса с острым конфликтом, однако в отличие от трагедии здесь конфликт более заземлён, обычен и, так или иначе
разрешим.
3. Реплика - фраза собеседника в диалоге, возникшая как отклик на слова партнёра.
4. Псевдоним - вымышленное имя или условный знак, под которым автор публикует своё произведение.
5. Лейтмотив - главная мысль произведения, неоднократно повторяемая и подчёркиваемая; выразительная деталь, конкретный художественный образ, многократно повторяемый, упоминаемый, проходящий сквозь отдельное произведение или все творчество писателя.
6. Пейзаж - изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.
7. Антонимы - слова с противоположными значениями; служат для создания ярких контрастных образов
Диктант №9
Архаизмы, ирония, зачин, каламбур, олицетворение, комментарий, очерк.
1. Архаизмы - устаревшие слова, обороты речи, грамматические формы. Служат в произведении для воссоздания колорита ушедшей эпохи, определенным образом характеризуют персонаж. Могут придавать языку торжественность.
2. Ирония - вид комического, горькая или, наоборот, добрая насмешка, осмеянием того или иного явления, разоблачающая отрицательные черты его и тем утверждая увиденные автором в явлении положительные стороны. Обычно истинный смысл высказывания как бы замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается.
3. Зачин - начало произведения русского народного литературного творчества – былины, сказки и т.д.
4. Каламбур - остроумная шутка, основанная на омонимах или использовании разных значений одного слова.
5. Олицетворение - изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать. Приём перенесения черт живого на неживое: «Река играет», «Дождь идёт», «Тополь тяготится одиночеством» и т. п.
6. Комментарий - заметка, толкование; объяснительные примечания к тексту художественного произведения. Комментарии могут иметь биографический, историко-литературный, текстологический и т. п. характер.
7. Очерк - литературное произведение, основанное на фактах, документах, наблюдениях автора. Очерк отличается достоверностью изображения реальных жизненных фактов и затрагивает преимущественно злободневные социальные проблемы.
Диктант №10
Летописи, мемуары, литота, предание, синонимы, омонимы, пролог.
1. Летописи - рукописные русские исторические повествования, рассказывающие о событиях в жизни страны по годам; каждый рассказ начинался словом: «Лето…(год…)», отсюда и название – летопись.
2. Мемуары - воспоминания автора о реальных событиях, в которых он принимал участие или был свидетелем.
3. Литота - изобразительное средство языка, приём построен на фантастическом преуменьшении предмета или его свойств - обратная гипербола.
4. Предание - устное повествование о реальных лицах и достоверных событиях, одна из разновидностей народного творчества.
5. Синонимы - слова близкие по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим. Синонимы, как правило, принадлежат к одной и той же части речи и выступают как взаимозаменяемые элементы высказывания.
6. Омонимы - слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения: коса, печь, ключ и другие.
7. Пролог - вступительная (начальная) часть литературного произведения, которая предваряет общий смысл, сюжетную основу или основные мотивы произведения, или же кратко излагает события, которые предшествуют главному содержанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к контрольному диктанту
Родители могут проверить уровень подготовки своих детей...
Материал для подготовки к словарному диктанту (2 класс)
Тренеровочные упражнения для запоминания словарных слов....
Конспект урока по русскому языку 3 класс.Тема "Разбор слов по составу. Суффиксы имён существительных. Обобщение. Подготовка к словарному диктанту".
Цели урока: 1.Закрепить навык разбора слов по составу.2.Повторить суффиксы имен существительных.3.Повторить написание словарных слов по темам «Зима», «Животные», слов с разделительным твёрдым и ...
Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Повторение изученного о глаголах. Подготовка к диктанту»
Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Повторение изученного о глаголах. Подготовка к диктанту»УМК Школа России...
Урок русского языка. Подготовка к словарному диктанту. 4 класс Бунеевы
Возможный вариант подготовки учащихся к итоговому словарному диктанту. Конспект и презентация....
Тренировочные задания по теме : " Подготовка к математическому диктанту".
Тренировочные задания на отработку навыка счета в пределах 1000....
Конспект урока и презентация. Тема: "Повторение по теме «Орфография». Подготовка к диктанту".
"Перспективная начальная школа"...