Литературное чтение Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш"
рабочие листы по чтению (4 класс)

Наталья Валериевна Машкова

формирование положительного отношение, развитие эмпатии и толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Литературное чтение21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 4 класс «Школа России».

Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».

Цели:

- продолжать знакомство с произведениями детской классической;

литературы;

- развивать навыки связной речи, творческое воображение;

- формировать навыки осознанного, правильного, выразительного чтения;

- повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения.

Задачи:

-продолжить знакомство с жизнью и творчеством писателя;

-развивать умение работать с текстом;

-давать характеристику героям, их поступкам;

- находить главную мысль произведения;

-воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Планируемые результаты

Предметные:

-рассказывать о герое произведения и о событии;

-объяснять лексическое значение слова с помощью толкового словаря;

-составлять план рассказа о герое и о событии.

Метапредметные:

-анализировать художественный текст на основе опорных слов;

-делать выборочный пересказ текста с элементами анализа на заданную тему.

Личностные:

-осознавать нравственный смысл рассказа Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш»;

-понимать, как Тарас относился к своему приёмышу, как тосковал по нему;

-понимать и принимать такие нравственные ценности, как доброта, ответственность, любовь к природе.

Оборудование: разрезанные пословицы, толковый словарь, компьютерные слайды, карточки, выставка книг Д.Н. Мамин-Сибиряк.

Ход урока:

Введение в тему, актуализация знаний

-У вас на столах лежат полосочки с пословицами, которые нужно собрать, их 5.

Читаем, что получилось, объясняем смысл. О каком качестве все пословицы? А что такое доброта? Подберите антоним к слову доброта (зло)

- Что такое зло? (это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, ненависть, вражда, зависть.)

-Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит люди могут творить и злые и добрые дела.

- Какого же человека можно назвать добрым? (Это тот человек, который творит добро)

- Добрый человек-это то, кто любит детей, животных, птиц, и готов в трудную минуту прийти на помощь.

 Правильно, именно о доброте мы сегодня и будем говорить.

Доброе слово   и                                 кошке приятно.

 Не одежда красит человека,         а его добрые дела.

 Торопись на доброе дело,         а худое само приспеет.

Не хвались серебром,                         а хвались добром.

 Кто добро творит,                         того Бог отблагодарит.

 В ком добра нет,                             в том и правды мало.

Организация познавательной деятельности

Слово о писателе

 Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился в семье заводского священника. Детские годы его прошли в маленьком посёлке на Урале. Дмитрий Наркисович рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы. Особая страница его творчества - рассказы для детей. За рассказы "Зимовье на Студеной" и "Емеля и охотник" Мамин - Сибиряк получил золотую медаль и премию. " Это счастье писать для детей",- говорил он.

        Записал Мамин - Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она давно умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера - отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал " Алёнушкины сказки". Эту книгу вы видите на нашей выставке. Она очень нравится всем детям. Можете взять и почитать.

Знакомство с произведением

- Не читая произведения, ответьте, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово – приемыш?

 В словаре русского языка Ожегова говорится так: Приёмыш – приемный сын или приемная дочь. А мы сегодня с вами узнаем, о каком приемыше идет речь в нашем произведении.

- О чем вам захотелось узнать, прочитав название этого произведения?

- Предлагаю вам план работы над произведением:

познакомиться с героями;

определить, кто такой Приемыш;

охарактеризовать главных героев;

выяснить главную мысль;

высказать свое отношение.

Словарная работа

- В тексте встретятся незнакомые слова и выражения, попытаемся заранее объяснить их смысл.

Церемония – установленный торжественный обряд, порядок совершения чего-нибудь.

Доспехи – 1) в старину: воинское снаряжение;

2) тяжеловесное снаряжение.

Протока – 1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема;

2) узкая соединительная полость, канал.

Сайма – рыбацкая стоянка.

Заводь – небольшой залив в реке (или озере) с замедленным течением

Муштровать – обучать, подвергать муштре.

Муштра – суровая система воспитания, обучения.

Увечить – наносить увечья кому-нибудь, калечить.

Хиреет – становиться хилым, хилее, чахнуть (болеть).

Бобылём – бедный, безземельный, бездомный, одинокий.

Божья тварь – бессловесная тварь, животное

Барин – богатый человек

Чтение 1 части 4 минуты

 Обсуждение прочитанного:

-Почему хозяина избушки не оказалось дома?

-Как вы думаете, кто же был Приёмышем?

Чтение 2 части 5-6 минут

- Как вы понимаете название рассказа «Приёмыш»? Это тот, кого приняли, приютили.

Подумайте, кто же на самом деле оказался Приёмышем?

- Расскажите, как Приёмыш оказался в избушке у Тараса?

- Только ли о лебеде идёт речь в рассказе? В рассказе три главных героя: старик Тарас, собака Соболько, лебедь Приёмыш.

- Где происходит событие, которое описал автор? Действие происходит на Светлом озере.

- Почему Тарас решил приютить птицу?

- Почему старик назвал лебедя особенной птицей?

- Лебедь – это очень красивая птица.

Чтение 3 части. 4 минуты

 Какие отношения сложились между Тарасом, Соболькой и лебедем?

- Что вы узнали из этой части о жизни Тараса?

Составьте рассказ о старом Тарасе по вопросам, пользуясь текстом.

Где жил? Когда поселился? Как выглядел? Хорошо жил? Он обладал таким качеством, как доброта?

Прогнозирование (1 мин)

- Как вы думаете, каким будет конец этой истории?

Чтение 4 части.

 Что почувствовал Тарас, когда Приемыш улетел?

- Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас, что отпустил лебедя? Старик поступил правильно. Если бы он не отпустил его, то он бы затосковал и погиб.

- Почему так сильно тосковал Тарас о Приёмыше? Тарас понимал, что лебедь мог и не долететь до тёплых краёв, так как он был не подготовлен к дальней дороге.

- А мог ли Тарас не отпустить птицу?

Тарас любил все живое. Он не посмел бы Приемышу обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать без воли. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни птичку… Друзья расстались.

- А легко ли расставаться с другом?

Тарас был очень мудрым и добрым человеком, так как он понимал, что если он оставит Приёмыша у себя, то тот умрёт от тоски. Мы знаем, что каждый должен жить так и там, где ему суждено – рыбе – в воде, зверю – в лесу. А отпустив Приёмыша с лебедями в долгий и трудный путь, Тарас понимал, что тот может и не долететь до тёплых краёв, так как других лебедят учили и готовили в дорогу взрослые птицы.

Все зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы приемыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет: Приемыш – птица, которой нужна полная свобода, и у нее должна быть своя семья.

Анализ художественного произведения.

Как вы думаете, ребята, что было бы правильнее:

 Поступить с лебедем так, как это сделал Тарас? Подрезать крылья птице и навсегда её сделать ручной? Силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?

(Дети, конечно, должны выбрать первую версию, т.к. птице нужна свобода)

- Что же Д.Н.Мамин-Сибиряк хотел сказать нам этим произведением, какую главную мысль определил? (заключается в том, необходимо любить животных, заботиться о них, помочь в трудную минуту. Но и в тоже время давать им волю, не запирать их помимо воли их).

- А можно ли идею произведения высказать пословицей «Легко подружиться, тяжело разлучиться»?

 Подведение итогов

Теперь проверим, выполнили ли мы план работы, намеченный в начале урока.

 Рефлексия

Я предлагаю высказать свое мнение в следующих предложениях:

Рассказ «Приемыш» вызвал у меня чувства …

Рассказ помог понять …

Для меня было сложным …

Мне понравилось …

Давайте будем дружить друг с другом.

Как птица с небом, как поле с лугом,

Как ветер с морем, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и звери, и птицы,

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным друзьям!

-Совпало ли ваше мнение с текстом?

-Почему же расстались трое друзей? Как это случилось? Легко ли расставаться с другом?

 Анализ художественного произведения.

Как вы думаете, ребята, что было бы правильнее:

 Поступить с лебедем так, как это сделал Тарас? Подрезать крылья птице и навсегда её сделать ручной? Силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?

(Дети, конечно, должны выбрать первую версию, т.к. птице нужна свобода)

6. Рефлексия.  (1мин) У вас на столе лежит фигурка лебедя, кто считает, что Тарас поступил правильно и вы так же бы поступили, отпустите лебедя плавать в озеро, на свободу.

Итог урока (2-3 мин)

-Что вы узнали о писателе?

-Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»? Как вы думаете, вернется к Тарасу лебедь весной?

Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет: приёмыш - птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам — людям.

Все пункты плана мы разобрали?

-Хотя собака живёт на земле, а лебедь на воде и летает по воздуху, но они одинаково нуждаются в заботе, в любви, страдают от одиночества, от тоски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...