Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, вариант 3.2
рабочая программа по чтению (4 класс)
Рабочая программа по литературному чтению для незрячего обучающегося массовой школы, 4 класс, вариант 3.2.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 57.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Администрация городского округа «Город Калининград»
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа № 24
(МАОУ СОШ № 24)
Адаптированная рабочая программа
для слепых обучающихся
(обучение на дому)
(«Литературное чтение» , 4 класс,
на основе Примерной программы
«Литературное чтение»;
УМК под ред. О.В. Кубасовой/
Составитель:
Шелухина., учитель начальных
классов МАОУ СОШ №24,
1 категория
Калининград
2024
Пояснительная записка
Программа разработана на основании действующих нормативных документов.
Основными целями курса литературное чтение, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, являются:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников с нарушениями зрения;
- совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
- развитие интереса к чтению и книге;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
- формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта слепых младших школьников средствами художественной литературы;
- формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;
- воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачами данного курса являются:
- развивать у слепых обучающихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения,
- развивать творческое и воссоздающее воображение слепых обучающихся и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений,
- воспитывать художественный вкус;
- формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений,
- формировать навык чтения и речевые умения; работать с различными типами текстов, в том числе научно –познавательным.
Общая характеристика учебного предмета
Круг детского чтения: включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Виды речевой и читательской деятельности: включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры обучающихся, на совершенствование коммуникативных навыков.
Навык чтения: формирование навыка беглого чтения, осознанного чтения, умения. Обучающиеся овладевают приёмами выразительного чтения. Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
Работа с текстом художественного произведения: совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Литературоведческая пропедевтика: обучающиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка).
Опыт творческой деятельности: раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом.
При составлении рабочей программы учитывались психофизические особенности обучающихся. Слепые младшие школьники, обучающиеся по варианту 3.2, имеют общее развитие, сопоставимое, в целом, с возрастной нормой развития нормально видящих сверстников. В тоже время у слепых отмечаются трудности самообслуживания, эффективного использования всех сохранных анализаторов и остаточного зрения при обследовании и восприятии предметов, отсутствует опыт взаимодействия в коллективе и т.п.
Эффективность реализации программы и, как следствие, качество обучения слепых, во многом зависит от знания особенностей данной категории обучающихся, учета их возможностей (развитости осязательных навыков, кожной чувствительности, пространственной ориентировки, количества и качества представлений о предметах окружающего мира, способности к самообслуживанию и т.п.), особых образовательных потребностей, реализации специальных методик, приемов и способов обучения.
В процессе обучения должен соблюдаться ряд общих требований:
- Требования к организации процесса обучения
- систематическое и целенаправленное развитие сохранных органов чувств;
- обеспечение доступности учебной информации для непосредственного восприятия (с помощью остаточного зрения и/или осязания) слепыми обучающимися;
- необходимость использования специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слепых обучающихся: инструктивно-методические рекомендации о порядке, последовательности, этапности деятельности слепых и слабовидящих, такие как:
- приемы алгоритмизации деятельности учащихся;
- приемы расчленения учебного материала на отдельные фрагменты; части, узлы, на отдельные элементы, преподнесение их этапами, а затем объединения их в целостный процесс;
- приемы сочетания зрительной и слуховой информации;
- приемы сочетания письменной и устной работы;
- приемы снятия зрительной и тактильной утомляемости;
- приемы, обеспечивающие уяснение специальной символики и унификации (сигнальные карточки);
- приемы, позволяющие выделить существенные признаки изучаемых предметов и процессов;
- приемы, позволяющие определить качество предметных представлений;
- организационные приемы, связанные с подбором объектов, с выбором форм регистрации репродуктивной деятельности учащихся, созданием условий для целенаправленного восприятия перекодированной информации;
- приемы конкретизации речи педагога;
- введение специальных (пропедевтических) периодов в этапном построении урока;
- введение - дополнительной физкультминутки;
- введение в содержание физкультминуток упражнений, обеспечивающих снятие тактильного и зрительного (у слепых обучающихся с остаточным зрением) напряжения и профилактику зрительного утомления (у слепых обучающихся с остаточным зрением);
- соблюдение регламента тактильных и зрительных (у слепых обучающихся с остаточным зрением) нагрузок;
- соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний);
- рациональное чередование тактильной и зрительной (у слепых обучающихся с остаточным зрением) нагрузки со слуховым восприятием учебного материала;
- учет темпа учебной работы слепых обучающихся в зависимости от уровня компенсаторных способов деятельности и уровня развития обучающихся;
- постановка и реализация коррекционных целей на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях;
- необходимость при выполнении слепыми обучающимися итоговых работ адаптации (в соответствии с их особыми образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и увеличения времени на их выполнение: время может быть увеличено в 2 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
2. Требования к доступности образовательной среды для слепых обучающихся, что обеспечивается:
использованием учебников, дидактического материала и средств наглядности, отвечающих особым образовательным потребностям слепых обучающихся;
наличием в классе (специальном кабинете) места для хранения брайлевских книг, тетрадей, индивидуальных тифлотехнических средств, дидактических материалов, выполненных рельефно-точечным шрифтом;
обеспечением доступности справочной и наглядной информации, размещенной в образовательной организации, для непосредственного и беспрепятственного восприятия слепыми обучающимися, что достигается за счет использования наряду с традиционными (изданными рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля) альтернативных форм предоставления учебных материалов (цифровая аудиозапись mp3, daisy, электронные форматы хранения текстов TXT, RTF, DOC, DOCX, HTML).
3. Требования к организации рабочего места
Рабочее место должно быть снабжено дополнительным индивидуальным источником света (в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога). Школьная парта может быть стационарно зафиксирована и снабжена ограничительными бортиками, обеспечивающими предметную стабильность рабочей зоны (по рекомендации учителя-дефектолога-тифлопедагога).
Номер парты должен соответствовать росту ученика. Определение местоположения парты в классе для слепого с остаточным зрением и для слепого со светоощущением осуществляется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога.
4. Требования к техническим средствам обучения
Наряду с общими техническими средствами, использующимися на НОО, в обучении слепых должны применяться специальные тифлотехнические (азбука – колодка по Брайлю (колодка шеститочия), приборы «Ориентир», «Графика» и др.) и оптические (очковые средства коррекции зрения, электронные лупы) средства, облегчающие учебно-познавательную деятельность обучающимся.
5. Требования к учебникам, учебным принадлежностям, дидактическим материалам и наглядным пособиям
В процессе обучения слепых необходимо использовать:
- специальные учебники:
созданные на основе учебников для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слепых (изданные рельефно-точечным шрифтом; содержащие иллюстративно-графический материал, выполненный рельефом или рельефом и цветом) и имеющие учебно-методический аппарат, адаптированный к особенностям познавательной деятельности слепых обучающихся;
- тематические рельефно-графические пособия издательства «Логос»;
- принадлежности для рельефного черчения (линейка, циркуль, транспортир с тактильной индикацией);
- приспособления для рельефного черчения («Draftsman», «Школьник» и др.);
5) специальные учебные принадлежности: брайлевские приборы, приборы для плоского письма, грифели, тетради, сделанные из плотной (брайлевской) бумаги;
6) текстовые дидактические пособия, выполненные рельефно-точечным шрифтом; иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости и рассчитанные на осязательное восприятие (для тотально слепых); индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, отвечающие индивидуальным особым образовательным потребностям слепых обучающихся.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается в 4 классе по четыре часа в неделю (136 ч. в год) (очно в классе и на индивидуальных занятиях).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках обучающиеся знакомятся с высоконравственными художественными произведениями, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит обучающихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и народов других стран, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается совершенствование техники чтения, дети начинают осмысленно воспринимать текст. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над базовыми ценностями: добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, Родине.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
- уважать свой народ, другие народы, принимать ценности других народов;
- осваивать личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут;
- оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
Метапредметные результаты
Регулятивные результаты
Обучающиеся научатся:
- самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;
- использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы;
- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Познавательные результаты
Обучающиеся научатся:
- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
- отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её;
- составлять сложный план текста;
- передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные результаты
Обучающиеся научатся:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
- критично относиться к своему мнению;
- смотреть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, предусматривать последствия коллективных решений.
Предметные результаты.
Обучающиеся научатся:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
- рассуждать о категориях: добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
- самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.);
- делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово
- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
- формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;
- делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
- находить в произведениях средства художественной выразительности;
- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. «Что за прелесть эти сказки!..»
Сказка — выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных сказок. Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). Особенности сказок о животных: сказки народов России. Бытовая сказка: герои, место действия, особенности построения и языка. Диалог в сказке. Понятие о волшебной сказке (общее представление): наличие присказки, постоянные эпитеты, волшебные герои. Фольклорные произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры.
Раздел 2. «О доблестях, о подвигах, о славе...» (Былины)
Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин. Определение главной мысли текста. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина».
Раздел 3. «Уж сколько раз твердили миру...» (Басни)
Особенности басни как жанра литературы, прозаические и стихотворные басни (на примере произведений И. А. Крылова, Л. Н. Толстого). Мораль басни как нравственный урок (поучение).
Раздел 4. «Оглянись вокруг» (Рассказы)
Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве писателей и фольклорных произведениях (по выбору). Отражение нравственных семейных ценностей в произведениях о семье: любовь и сопереживание, уважение и внимание к старшему поколению, радость общения и защищённость в семье.
Раздел 5. «Золотая колесница» (Мифы Древней Греции)
Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов легенд. Определение главной мысли текста. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.
Раздел 6. «В начале было Слово...» (Библейские сказания)
Понимание отдельных, наиболее общих особенностей библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.
Раздел 7. «Самого главного глазами не увидишь...» (Повесть-сказка)
Тема дружбы в художественном произведении. Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу. Главная мысль произведения. Герой произведения (введение понятия «главный герой»), его характеристика (портрет), оценка поступков.
Раздел 8. «Мир – театр, люди в нём – актёры...» (Пьесы)
Литературные пьесы (не менее двух произведений). Характеристика: герои, особенности построения и языка. Составление плана художественного произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.
Раздел 9. «Мир волшебных звуков» (Поэзия)
Восприятие на слух и адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Тема природы в разные времена года (осень, зима, весна, лето) в произведениях литературы. Эстетическое восприятие явлений природы (звуки, краски времён года). Настроение, которое создаёт пейзажная лирика. Иллюстрация как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы «Времена года» в картинах художников (на примере пейзажей И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина и др.) и музыкальных произведениях (например, произведения П. И. Чайковского, А. Вивальди и др.).
Раздел 10. «Когда, зачем и почему?» (Познавательная литература)
Работа с детской книгой и справочной литературой. Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, аннотация, иллюстрация. Выбор книг на основе рекомендательного списка, тематические картотеки библиотеки. Книга учебная, художественная, справочная.
Форма обучения: очная, в классе и на индивидуальных занятиях.
Тематическое планирование уроков по литературному чтению
для 4 класса (базовый/профильный)
Учебник, автор, издательство, год:
Кубасова О. В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2022
Рассчитано на 136 часов (4 часа в неделю).
Контрольные работы - 4
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы:
https://m.edsoo.ru/7f412cec https://resh.edu.ru/subject/32/4/
№ п/п | Название раздела программы, тема, тема урока | Количество часов на раздел, тему |
1 четверть | ||
1 | С. Михалков «Гимн Российской Федерации»; «Что мы читали летом»; библиотечный урок | 1 |
Раздел 1. «Что за прелесть эти сказки!..» | ||
2 | И. Токмакова «В чудной стране». Русская народная сказка «Пётр I и мужик» | 1 |
3 | Русская народная сказка «Марья и ведьмы» | 1 |
4 - 5 | Русская народная сказка «Василиса Прекрасная» | 2 |
6 | Обобщение по теме «Русские народные сказки» | 1 |
7 | Входной контроль. Работа с текстом. | |
8 | Книги со сказками разных народов. Бразильская сказка «Жизнь человека» | 2 |
9 - 14 | Сказки X. К. Андерсена. X. К. Андерсен «Русалочка» | 6 |
15 - 18 | Сказки А. С. Пушкина. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 4 |
19 | Д. Джекобс «Рыба и кольцо» | 1 |
20 - 22 | А.А.Э. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон» | 3 |
23 - 25 | Книги Джанни Родари. Дж. Родари «Эти бедные привидения» | 3 |
26 | К. Драгунская «Лекарство от послушности» | 1 |
27 | Книги со сказками современных отечественных писателей | 1 |
Раздел 2. «О доблестях, о подвигах, о славе...» (Былины) | ||
28 | О доблестях, о подвигах, о славе...» Былины. «Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева) | 1 |
29 | «Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова) | 1 |
30 | «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева) | 1 |
31 - 32 | Книги с былинами. Обобщение. «Алёша Попович и Тугарин» (пересказ А. Нечаева) | 2 |
33 | Контрольная работа № 1 за 1 четверть на основе художественного текста. | 1 |
Раздел 3. «Уж сколько раз твердили миру...» (Басни) | ||
34 | «Уж сколько раз твердили миру...» Басни. X. К. Андерсен «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор и его мать», «Лисица и Козёл» | 1 |
35 - 36 | И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две Бочки» | 2 |
2 четверть | ||
37 | Л. Н. Толстой «Лев и лисица»; С. В. Михалков «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе» | 1 |
38 | Книги с баснями. Обобщение. И. И. Демьянов «Валерик и тетрадь» | 1 |
Раздел 4. «Оглянись вокруг» (Рассказы) | ||
39 | Оглянись вокруг. Рассказы. М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока» | 1 |
40-41 | К. Паустовский «Заячьи лапы» | 2 |
42 | Книги с рассказами о животных | 1 |
43 | Р. Фраерман «Девочка с камнем» | 1 |
44 - 45 | Рассказы о детях. Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой» | 2 |
46 | Ю. Яковлев «Полосатая палка» | 1 |
47 - 48 | К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 2 |
49 - 50 | Н. Носов «Огородники»; О. Григорьев «Две трубы» | 2 |
51 - 52 | Книги С. П. Алексеева». С. Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придёт» | 2 |
53 - 54 | А. Чехов «Ванька» | 2 |
55 - 57 | Д. Мамин-Сибиряк «Вертел» | 3 |
58 - 59 | Книги о Великой Отечественной войне. Л. Кассиль «У классной доски» | 2 |
60 | В. Лидин «Завет» | 1 |
61 | Контрольная работа № 2 за 2 четверть на основе художественного текста. | 1 |
62 - 63 | Р. Брэдбери «Всё лето в один день». | 2 |
64 | Обобщение по теме «Оглянись вокруг» | 1 |
3 четверть | ||
Раздел 5. «Золотая колесница» (Мифы Древней Греции) | ||
65 | Золотая колесница. Мифы Древней Греции. Герои Эллады. «Персей» | 1 |
66 - 67 | Мифы Древней Греции. Герои Эллады. «Орфей и Эвридика» | 2 |
68 | Мифы Древней Греции. Герои Эллады. «Дедал и Икар». Обобщение | 1 |
Раздел 6. «В начале было Слово...» (Библейские сказания) | ||
69 | «В начале было Слово...». Библейские сказания. «Семь дней творения»; «Бог сотворил первого человека»; «Жизнь первых людей в раю»; «Первый грех. Обещание спасителя. Изгнание из рая» | 1 |
70 | Библейские сказания. «Всемирный потоп» | 1 |
71 - 73 | Библейские сказания. «Моисей» | 3 |
74 | С. Лагерлёф «Святая ночь» | 1 |
75 - 76 | А. Мень «Милосердие Иисуса»; притча «Блудный сын». | 2 |
Раздел 7. «Самого главного глазами не увидишь...» (Повесть-сказка) | ||
77 - 90 | «Самого главного глазами не увидишь...» (Повесть-сказка). Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | 14 |
Раздел 8. «Мир – театр, люди в нём – актёры...» (Пьесы) | ||
91 | А. Барто, Р. Зелёная «Ах, руки, руки!» | 1 |
92 - 94 | Книги Н. Носова. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (глава 15) | 3 |
95 - 96 | Н. Носов «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома») | 2 |
97 | Книги и журналы с пьесами. Обобщение | 1 |
98 | Контрольная работа № 3 за 3 четверть на основе художественного текста. | 1 |
Раздел 9. «Мир волшебных звуков» (Поэзия) | ||
99 | В. Жуковский «Песня»; Я. Смоленский «Как научиться читать стихи» (с.172-174) | 1 |
100 | А. С. Пушкин «Птичка», «Няне»; К. Паустовский «Сказки Пушкина» (с.175-178) | 1 |
101 | А. С. Пушкин «Зимняя дорога» | 1 |
102 | М. Лермонтов «Горные вершины» (из И. В. Гёте) | 1 |
103 | М. Лермонтов «Утёс», «Молитва» | 1 |
104 | И. Суриков «Весна»; К. Бальмонт «Золотая рыбка» | 1 |
4 четверть | ||
105 | А. Блок «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...» | 1 |
106 | С. Есенин «С добрым утром!»; М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...» | 1 |
107 | В. Маяковский «Тучкины штучки» | 1 |
108 | Книги и журналы со стихами русских поэтов | 1 |
109 | С. Маршак «Пожелания друзьям»; Саша Чёрный «Зелёные стихи» | 1 |
110 | Ю. Владимиров «Чудаки»; Д. Хармс «Очень страшная история» | 1 |
111 | Книги и журналы с забавными стихами. В. Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы» | 1 |
112 | О. Высотская «Весенние рубашки»; Э. Мошковская «Песня» | 1 |
113 - 114 | Ю. Мориц «Чтоб летали мы все и росли!»; В. Высоцкий «Песня Кэрролла». Обобщение | 2 |
115 | Книги и журналы со стихами современных детских поэтов | 1 |
Раздел 10. «Когда, зачем и почему?» (Познавательная литература) | ||
116 | Н.А. Кун «Олимп» | 1 |
117 | Ю. Яковлев «О нашей Родине»; И. Соколов-Микитов «Русский лес» | 1 |
118 | Ю. Дмитриев «Зелёное и жёлтое» | 1 |
119 | «Крещение Руси» (из книги «Крещение Руси») | 1 |
120 - 121 | Н. Соловьёв «Сергей Радонежский» | 2 |
122 | В. Губарев «В открытом космосе». | 1 |
123 | Л. Яхнин «Метро» | 2 |
124 - 125 | Книги и журналы, отвечающие на вопросы. М. Ильин, Е. Сегал «Что из чего»; М. Ильин «Сто тысяч почему» | 2 |
126 | Н. Надеждина «Лук от семи недуг» | 1 |
127 | М. Константиновский «Что такое электрический ток?» | 1 |
128 | Промежуточная аттестация (К. р. № 4) | 1 |
129 | В. Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог» | 1 |
130 - 131 | А. Дитрих и Г. Юрмин «Какая книжка самая интересная?» (отрывок); | 2 |
132 | К. Паустовский «Великий сказочник» (в сокращении) | 1 |
133 - 136 | К. Чуковский «Признания старого сказочника» (фрагмент) | 4 |
Описание материально-технического обеспечения
В процессе обучения слепых необходимо использовать:
- Кубасова О.В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2022 г.
- учебники: специальные (созданные на основе учебников для нормально видящих обучающихся, но адаптированные в соответствии с особыми образовательными потребностями и познавательными возможностями слепых) учебники, напечатанные рельефно-точечным шрифтом и содержащие иллюстративно-графический материал, выполненный рельефом на плоскости;
- «озвученные» учебники, фонические материалы;
- специальные учебные принадлежности: брайлевские приборы, приборы для плоского письма, грифели, тетради, сделанные из плотной (брайлевской) бумаги; текстовые дидактические пособия, выполненные рельефно-точечным шрифтом; иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости и рассчитанные на осязательное восприятие (для тотально слепых);
- адаптированные (с учетом особых образовательных потребностей инвалидов по зрению) официальные сайты образовательных организаций;
- Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
http://www.edu.ru/
https://infourok.ru
https://pedsovet.org
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/
https://skysmart.ru/
https://sferum.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для 2 класса , УМК "Начальная школа 21 века" (вариант 7.1.)
Адаптированная рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана для обучающихся 2а класса с ЗПР (вариант 7.1.) ...
Рабочая программа по литературному чтению УМК Гармония 4 класс для детей с ОВЗ (ТНР) вариант 5.1)
Рабочая программа по чтению УМК Гармония 4 класс для детей с ТНР...
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"
Адаптированная рабочая программа составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...
Рабочая программа по литературному чтению для детей ЗПР ( 3 класс, вариант 7.1)
Рабочая программа по литературному чтению для детей ЗПР ( 3 класс, вариант 7.1)...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению для обучающихся с ОВЗ 1 класс (вариант 7.1)
АООП для обучающихся с ОВЗ по литературному чтению (вариант 7.1)...