Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки нравственности" ( начальная школа) для детей с ОВЗ (ТНР)
рабочая программа
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки нравственности" ( начальная школа) для детей с ОВЗ (ТНР) составлена на основе авторской программы Л. В. Мищенковой "Уроки нравственности".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(тяжелыми нарушениями речи) № 11 г. Челябинска»
Рассмотрено: Согласованно:
на заседании МО протокол №1 заместитель директора
от « » августа2021г.. МБОУ «С(К)ОШ №11 руководитель МО г. Челябинска»
_________________ __________________
Е.Н.Филюнина
«___»__________2021г.
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«Уроки нравственности»
(начальная школа)
Автор: Бухарина Алёна Анатольевна,
учитель высшей квалификационной
категории.
Челябинск
2021 г.
Аннотация
Программа курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ(ТНР),
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
- планируемых результатов начального общего образования,
- авторской программы Л.В. Мищенковой «Уроки нравственности»,
а так же следующих нормативно- правовых актов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 с изм., внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060, от 29.12.2014 г. № 1643, от 18.05.2015 г. № 507, от 31.12.2015 г. № 1576);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 17 сентября 2014 г. № 03-02/7233 «О направлении информации по вопросам разработки и утверждения образовательных программ в общеобразовательных организациях»;
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 02 марта 2015 г. № 03-02/1464 «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования в общеобразовательных организациях Челябинской области».
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.
В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребёнка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения.
Потребность в социальном творчестве - одна из основных потребностей юного гражданина: реализуя ее, он с большей уверенностью вступает во взрослое общество. Школа для детей - это такой социальный институт, который помимо развития интеллекта и передачи знаний, целенаправленно формирует модели поведения ребенка, его ценности, систему взаимоотношений с миром, где он чувствует себя гражданином.
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности» обеспечивает реализацию духовно - нравственного направления развития личности обучающихся с ОВЗ (ТНР). Рабочая программа разработана с учётом специфики обучающихся с ОВЗ (ТНР), отражает национальные, региональные и этнокультурные особенности. Программа обеспечивает формирование и развитие личности каждого обучающегося в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно –нравственными и социокультурными ценностями; разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ (ТНР), обеспечивающих формирование высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В программе заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей. Реализация программы развивает умения, полученные на уроках чтения, окружающего мира, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Цели курса внеурочной деятельности:
- создание условий для воспитания духовно-нравственной личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ТНР) через систему ценностно-ориентированных занятий;
- развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи курса внеурочной деятельности:
- сформировать у обучающихся с ОВЗ (ТНР) систему нравственных ценностей;
- способствовать формированию у обучающихся с ОВЗ (ТНР) основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
- формировать у обучающихся с ОВЗ (ТНР) экологически воспитанную личность;
- воспитывать у обучающихся с ОВЗ (ТНР) ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни ;
- совершенствование у обучающихся с ОВЗ (ТНР) всех видов речевой деятельности;
- развитие у обучающихся с ОВЗ (ТНР) умения самостоятельно и совместно принимать решения ( умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности);
- развитие у обучающихся с ОВЗ (ТНР) интереса к окружающему миру, себе, осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- формировать у обучающихся с ОВЗ (ТНР) интерес к чтению художественной литературы;
- развивать у обучающихся с ОВЗ (ТНР) познавательную активность и творческие способности.
Программа курса составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:
- Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
- Аксиологический принцип. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания.
- Принцип идентификации (персонификации). Идентификация —отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.
- Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями.
- Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.
Основные направления программы курса «Уроки нравственности»
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость.
- Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: уважение к родителям, забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
В результате освоения учащимися с ОВЗ (ТНР) курса внеурочной деятельности предполагается достижение ими трёх уровней результатов:
Первый уровень результатов(1 класс) | Второй уровень результатов (2-4 классы) | Третий уровень результатов(4 класс) |
Приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. | Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. | Получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. |
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников с ОВЗ (ТНР).
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором – четвертом классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
1. Планируемые результаты.
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности ( с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)
У обучающегося будут сформированы | Обучающийся получит возможность для формирования |
1 класс | |
- осознанность своей гражданской, этнической и национальной принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России; – владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; – уважительное отношение к собственной семье, ее членам, традициям; – установки на безопасный, здоровый образ жизни; – принятие и освоение социальной роли обучающегося, а также внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к проблеме энергосбережения; – способность эмоционально откликаться на события, происходящие в жизни родной страны, родного края (города, поселка, села, общеобразовательной организации); – чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной край (город, поселок, село, общеобразовательную организацию) народ и историю, осознавать ответственность человека за общее благополучие; – способность характеризовать значение труда и творчества для развития общества, родного края (города, поселка, села, общеобразовательной организации); – наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к общеобразовательной организации; - понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – понимания личной ответственности за экономное и бережное отношение к природе родного края |
2 класс | |
-сформированность основ российской гражданской идентичности; – осознанность своей гражданской, этнической и национальной принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России; – владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; – установки на безопасный, здоровый образ жизни; – принятие и освоение социальной роли обучающегося, а также внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к проблеме энергосбережения; – чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной край (город, поселок, село, общеобразовательную организацию), народ и историю, осознавать ответственность человека за общее благополучие; – способность характеризовать значение труда и творчества для развития общества, родного края (города, поселка, села, общеобразовательной организации) на разных этапах его развития (средства труда, образование городов, государств, развитие культуры, просвещения, науки); – мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; – этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; – мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; – уважение к труду людей родного края (города, поселка, села, общеобразовательной организации), других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных; – навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | – внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; – гражданской позиции; – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – понимания личной ответственности за экономное отношение к природе в целом; – устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; – адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности |
3 класс | |
-основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края; – осознанность своей гражданской, этнической и национальной принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России; – владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; – установки на безопасный, здоровый образ жизни; – принятие и освоение социальной роли обучающегося, а также внутренней позиции школьника ; – чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной край (город, поселок, село, общеобразовательную организацию), народ и историю, осознавать ответственность человека за общее благополучие; – способность характеризовать значение труда и творчества для развития общества, родного края (города, поселка, села, общеобразовательной организации), отдельные этапы развития человеческого общества (средства труда, образование городов, государств, развитие культуры, просвещений, науки); – мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; – этические чувства, доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; – наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; – уважение к труду людей родного края (города, поселка, села, общеобразовательной организации), других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных; – навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; – основы экологической культуры: принятие ценности природного мира родного края, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, формирование целостного представления о влиянии энергетики на окружающую среду родного края. | – внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – понимания личной ответственности за экономное и бережное отношение к природе в целом; – устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; – адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; – положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». |
4 класс | |
У выпускника будут сформированы | Выпускник получит возможность для формирования |
- внутренняя позитивная позиция школьника, включающая положительное отношение к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие себя как активного участника образовательной деятельности; -мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - способность к самооценке; -основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; -ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; -знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; - развитие этических чувств – достоинства, справедливости, отзывчивости, стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; - установка на здоровый образ жизни; - проявление основ экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения | - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; - выраженной устойчивой познавательной мотивации; - устойчивого познавательного интереса к новым общим способам познания; -адекватного понимания причин успешности/неуспешности проектно- исследовательской деятельности; -положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; -морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учёта позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия |
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Регулятивные универсальные учебные действия | |
Обучающийся/выпускник научится ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах) | Обучающийся/выпускник получит возможность научиться ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах) |
- принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - различать способ и результат действия; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата | - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. |
Коммуникативные универсальные учебные действия | |
Обучающийся/выпускник научится ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах) | Обучающийся/выпускник получит возможность научиться ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах) |
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; - задавать вопросы; - контролировать действия партнера; - использовать речь для регуляции своего действия | - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; - с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности |
Познавательные универсальные учебные действия | |
Обучающийся/выпускник научится ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах) | Обучающийся/выпускник получит возможность научиться ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах) |
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - строить сообщения в устной и письменной форме; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач смыслового восприятия художественных и познавательных текстов; - выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; -осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии; - владеть рядом общих приемов решения задач | - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. |
Работа с текстом ( метапредметные результаты)
Чтение | |
Обучающийся/выпускник научится ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах) | Обучающийся/выпускник получит возможность научиться ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах) |
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; – определять тему и главную мысль текста; – делить тексты на смысловые части, составлять план текста; – вычленять содержащиеся в тексте основные события, устанавливать их последовательность, упорядочивать информацию по заданному основанию; – сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2–3 существенных признака; – понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение, характеризовать явление по его описанию, выделять общий признак группы элементов) | – использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; – работать с несколькими источниками информации; – сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников |
Преобразование и интерпретация информации | |
– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; – соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; – формулировать несложные выводы, основываясь на тексте, находить аргументы, подтверждающие вывод | – делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования |
Оценка информации | |
– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; – оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; -определять место и роль иллюстративного ряда в тексте | – сопоставлять различные точки зрения; – соотносить позицию автора с собственной точкой зрения |
Формы учёта оценки планируемых результатов: опрос, наблюдение, диагностика нравственной самооценки; этики поведения; отношения к жизненным ценностям; нравственной мотивации, анкетирование учащихся и родителей, участие школьников в олимпиадах, викторинах, в конкурсах на разных уровнях; участие в тематических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.).
компетенции | показатели | методический инструментарий |
1.Сформированность коммуникативного потенциала личности. 2.Сформированность нравственного, этического потенциала учащегося. | 1.Коммуникативность. 2. Знания этикета. 3. Комфортность ребёнка в школе. 4. Сформированность совместной деятельности. Нравственное направление формирования личности. | 1.Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся. 2. Педагогические наблюдения. 3.Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворённости учащихся начальной школы». 1.Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте». 2. Методика С.М.Петровой «Русские пословицы», «Цветик – семицветик», «Золотая рыбка». 3.Методика В.В.Синявского «Организаторские и коммуникативные склонности». 4.Методика – тест А.Криулиной «Тактика взаимодействия». 5. Методика А.Н.Лутошкина «Уровень развития классной группы». |
2.Содержание курса внеурочной деятельности
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности» рассчитана на 4 года обучения.
Общее количество часов: 68 ч. Из расчёта 0,5 часа в неделю: 1 класс - 17ч (33учебные недели), во 2,3,4классах по 17ч (34 учебные недели в каждом классе).
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)
Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей (беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление).
Основные формы работы по охвату детей :
- индивидуальная,
- парная,
- групповая,
- фронтальная.
Основные технологии:
- игровая,
- технология проблемного обучения,
- объяснительно - иллюстративная.
Методы обучения:
- наглядные: показ иллюстраций, видеофильмов, способов выполнения тех или иных действий, наборов сюжетных картинок по темам: «Поведение в транспорте», «Поведение за столом» и т. д., которые помогают детям с ОВЗ (ТНР)лучше усвоить материал программы.
С помощью наглядных средств происходит усвоение детьми с ОВЗ (ТНР) норм поведения, которые прививаются воспитанникам через проигрывание ситуации: как пройти на своё место в театре, как правильно ответить на телефонный звонок и т.д.
- словесные: беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, работа с книгой.
С учетом возраста детей с ОВЗ (ТНР), для которых неприемлемы лекционные способы изложения материала, на занятиях курса «Уроки нравственности» наиболее эффективны беседы с детьми – это касается большинства занятий и, в первую очередь, тех, где рассматриваются темы, связанные с культурой поведения, культурой общения и т.д.
- практические: анализ различных ситуаций через упражнения, игры, конкурсы, охватывающие различные виды деятельности детей с ОВЗ (ТНР): сервировка стола, приём гостей способствуют, например, отработке навыков поведения. Через практику дети с ОВЗ (ТНР) учатся делать комплименты, учатся составлять тексты поздравлений и т. д.
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.
Формы организации и виды деятельности:
- игровая ( игра с ролевым акцентом, игра с деловым акцентом);
- познавательная ( беседы, интеллектуальные игры, исследовательские проекты, конференции);
- проблемно-ценностное общение ( этические беседы, викторины, дискуссии);
- досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки);
- художественное творчество (выставки, фестивали искусств в классе и школе);
- социальное творчество (акции, коллективно-творческие дела, социально-образовательные проекты);
- трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры);
- спортивно-оздоровительная деятельность (участие в спортивных мероприятиях класса и школы, беседы о ЗОЖ);
- туристско- краеведческая деятельность (образовательные экскурсии, туристские походы по родному краю, посещение краеведческого музея).
Место проведения занятий: МБОУ «С(К)ОШ № 11 г. Челябинска»
Содержание курса включает в себя следующие циклы:
- «Я и школа»,
- «Я и окружающие»,
- «Я и семья»,
- «Я и природа»,
- «Я и книги»,
- «Я и животные»,
- «Я и здоровье».
«Я и школа»
Здравствуй, школа! Вот и стали мы учениками… О культуре поведения в школе. О себе, о школьной дружбе, о школьных друзьях. С Днём знаний!
«Я и окружающие»
Учимся работать в команде. О хорошем и плохом. Клуб «Выручайка». О дружбе. «Здравствуй!». Профессий много есть на свете. Учимся приходить на помощь. Учимся вежливости. Сказка о солнечном зайчике. Когда люди радуются. Не надо больше ссорится. Учимся дружить. Учимся обсуждать проблему. Занимательный журнал «Имена». Цветик – семицветик. Спешим на помощь Бабке Ёжке. День космонавтики. Кем быть? О профессиях и трудолюбии. О себе, о дружбе, о друзьях. О добре и зле. «У камина». Клуб «Выручайка». В мире профессий. Учимся работать в микрогруппе. Хлеб – наше богатство! Берегите время! «Ромашка». Расскажи нам о себе. О профессиях и трудолюбии. Как выбирать друзей. О рыцарстве. О совести. Учимся быть щедрыми. Настроение. Приглашение к разговору. Учимся шутить. Живи, не требуя награды.
«Я и семья»
Поезд везёт подарки мамам. Под крышей дома моего. Давайте, друзья потолкуем о маме… Роза для мамы. Семейный калейдоскоп.
«Я и природа»
Клуб любителей природы. Школа насекомых. Бабочек весёлый хоровод. Цветочная карусель. Экологическая карусель.
«Я и книги»
В мире любимых сказок. «Девочка и разбойник». Да здравствуют книги! Берегите книгу.
«Я и здоровье»
В царстве Мойдодыра. «Тише, пожалуйста!». Для чего нужны нам глазки. Письмо от дедушки Морфея. Наши страхи. Зимние забавы. Мы за здоровый образ жизни! О режиме дня.
«Я и животные»
Нам нравится гулять по зоопарку. Поговорим о собаках. О кошках и собаках. Кошки.
Дополнительные задачи реализации содержания (коррекционная работа):
Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими. Формирование первоначальных представлений о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребёнка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства, труженика.
Формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельный моральный выбор в обыденных ситуациях. Практическое усвоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу ребёнка, требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другими людьми, трудового взаимодействия. Развитие стремления к достижениям в учёбе, труде, поиску друзей, способности к организации личного пространства и времени (учебного и свободного), стремления задумываться о будущем. Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни, положительного опыта трудового взаимодействия. Развитие понимания взаимосвязи и взаимозависимости жизнедеятельности человека и окружающей среды. Развитие процессов обобщения, систематизации, логического мышления, основываясь на анализе событий собственной жизни, жизни семьи и общества. Развитие речи обучающихся. Совершенствование познавательной функции речи.
Тематическое планирование курса «Уроки нравственности». 1 класс (17 ч.)
Содержание курса | Основные виды деятельности обучающихся |
Я и школа (2 часа) | |
Здравствуй, школа! Вот и стали мы учениками… | Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила поведения. Воспитание качеств: ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным вещам. |
Я и окружающие (10 часов) | |
Учимся работать в команде. О хорошем и плохом. Клуб «Выручайка». О дружбе. «Здравствуй!». Профессий много есть на свете. Учимся приходить на помощь. Учимся вежливости. Сказка о солнечном зайчике. Когда люди радуются. | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения Воспитание: чувства коллективизма, умения выходить выход из неприятных ситуаций, доброты, стремления приходить на помощь, быть вежливым и добрым, желания быть другом, умения слышать и понимать окружающих, уважения к людям, труду, справедливости, отзывчивости. |
Я и семья (1 час) | |
Поезд везёт подарки мамам. | Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Воспитание: любви и уважения к маме. |
Я и природа (1 час) | |
Клуб любителей природы. | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: умения видеть красоту природы, бережного отношения к природе, любви к неживой природе. |
Я и книга (1 час) | |
В мире любимых сказок. | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: стремления к чтению художественной литературы, доброты, отзывчивости. |
Я и здоровье (1час) | |
В царстве Мойдодыра. | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: потребности в соблюдении гигиенических правил, стремления к здоровому образу жизни. |
Я и животные ( 1 час) | |
Нам нравится гулять по зоопарку. | Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила поведения. Воспитание качеств: доброты, справедливости, желания приходить на помощь, доброжелательного отношения к животным. |
Тематическое планирование курса «Уроки нравственности» 2 класс (17 ч.).
Содержание курса | Основные виды деятельности обучающихся |
Я и школа (1 час) | |
О культуре поведения в школе. | Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила поведения. Воспитание качеств: ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным вещам. |
Я и окружающие (9часов) | |
Не надо больше ссорится… Учимся дружить. Учимся обсуждать проблему. Занимательный журнал «Имена». Цветик – семицветик. Спешим на помощь Бабке Ёжке. День космонавтики. Кем быть? О профессиях и трудолюбии. | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения Воспитание: чувства коллективизма, умения выходить выход из неприятных ситуаций, доброты, стремления приходить на помощь, быть вежливым и добрым, желания быть другом, умения слышать и понимать окружающих, уважения к людям, труду, справедливости, отзывчивости. |
Я и семья (2 часа) | |
Под крышей дома моего. Давайте, друзья потолкуем о маме… | Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Воспитание: любви и уважения к маме. |
Я и природа (1час) | |
Школа насекомых. | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: умения видеть красоту природы, бережного отношения к природе, любви к неживой природе. |
Я и книга (1час) | |
«Девочка и разбойник» 1 1 1 1 | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: стремления к чтению художественной литературы, доброты, отзывчивости. |
Я и здоровье (2 часа) | |
«Тише, пожалуйста!» Для чего нужны нам глазки. | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: потребности в соблюдении гигиенических правил, стремления к здоровому образу жизни. |
Я и животные (1час) | |
Поговорим о собаках. | Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила поведения. Воспитание качеств: доброты, справедливости, желания приходить на помощь, доброжелательного отношения к животным. |
Тематическое планирование курса «Уроки нравственности». 3 класс (17 ч.)
Содержание курса | Основные виды деятельности обучающихся |
Я и школа (1 час) | |
О себе, о школьной дружбе, о школьных друзьях… | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков. Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Знакомство с новыми правилами поведения в школе, классе. |
Я и окружающие (8 часов) | |
О добре и зле. «У камина». Клуб «Выручайка». В мире профессий. Принцессы Шарля Перро. Учимся работать в микрогруппе. Хлеб – наше богатство! Берегите время! | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения Воспитание: чувства коллективизма, умения выходить выход из неприятных ситуаций, доброты, стремления приходить на помощь, быть вежливым и добрым, желания быть другом, умения слышать и понимать окружающих, уважения к людям, труду, справедливости, отзывчивости. |
Я и семья (1 час) | |
Роза для мамы. | .Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Воспитание: любви и уважения к маме. |
Я и природа (2часа) | |
Бабочек весёлый хоровод. Цветочная карусель. | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: умения видеть красоту природы, бережного отношения к природе, любви к неживой природе. |
Я и книга (1 час) | |
Да здравствуют книги! | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный).Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: стремления к чтению художественной литературы, доброты, отзывчивости. |
Я и здоровье (3 часа) | |
Письмо от дедушки Морфея. Наши страхи. Зимние забавы. | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: потребности в соблюдении гигиенических правил, стремления к здоровому образу жизни. |
Я и животные (1 час) | |
О кошках и собаках. | Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила поведения. Воспитание качеств: доброты, справедливости, желания приходить на помощь, доброжелательного отношения к животным. |
Тематическое планирование курса «Уроки нравственности». 4 класс (17ч.)
Содержание курса | Основные виды деятельности обучающихся |
Я и школа (1 час) | |
С Днём знаний! | Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила поведения. Воспитание качеств: ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным вещам. |
Я и окружающие (10 часов) | |
Расскажи нам о себе. О профессиях и трудолюбии. Как выбирать друзей. О рыцарстве. О совести. Учимся быть щедрыми. Настроение. Приглашение к разговору. Учимся шутить. Живи, не требуя награды… | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения Воспитание: чувства коллективизма, умения выходить выход из неприятных ситуаций, доброты, стремления приходить на помощь, быть вежливым и добрым, желания быть другом, умения слышать и понимать окружающих, уважения к людям, труду, справедливости, отзывчивости. |
Я и семья (1 час) | |
Семейный калейдоскоп. | Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Воспитание: любви и уважения к маме. |
Я и природа (1 час) | |
Экологическая карусель. | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: умения видеть красоту природы, бережного отношения к природе, любви к неживой природе. |
Я и книга (1час) | |
Берегите книгу. | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: стремления к чтению художественной литературы, доброты, отзывчивости. |
Я и здоровье (2 часа) | |
Мы за здоровый образ жизни! О режиме дня. | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: потребности в соблюдении гигиенических правил, стремления к здоровому образу жизни. |
Я и животные (1 час) | |
Кошки. | Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила поведения. Воспитание качеств: доброты, справедливости, желания приходить на помощь, доброжелательного отношения к животным. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Методическое обеспечение программы
Обеспечение методическими видами продукции
- Специальная, справочная и методическая литература;
- набор наглядных пособий по темам программы;
- методические разработки и памятки по правилам поведения и общения – конспекты открытых занятий по отдельным темам, подборки текстов и их инсценировок для рассмотрения, анализа и разыгрывания ситуаций, связанных с поведением и общением дома и в школе, а также в гостях, театре и музее, в транспорте, на улице и т.д. Детские работы по отдельным темам программы: сочинения-миниатюры, рисунки, отзывы о прочитанном.
Материально-техническое обеспечение
- Учебный кабинет с классной доской и необходимой мебелью:
- партами;
- стульями;
- книжными шкафами.
- Технические средства обучения:
- телевизор;
- видеомагнитофон;
- музыкальный центр.
Литература
1.Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 1-4 класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ.,2014
2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.
3. Классные часы на темы этикета (тематические занятия, ролевые игры, тренинги) 1-4 классы: методическое пособие/ Авт. – сост. А. Д. Агафонова. – М. : Издательство «Глобус», 2009.
7. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс
Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
тематическое плпнирование на 4 года...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности в начальной школе «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» 1-4 классы
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:² быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать с...
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Организация внеурочной деятельности в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов вызывает много вопросов и главный из них – разработка рабочих программ курсов вн...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальной школы (1-4 класс) «Школа безопасности»
Курс «Школа безопасности» позволит детям научиться распознавать и оценивать опасности среды обитания человека, определить способы защиты от них, приобрести навыки в ликвидации последствий ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальной школы (1-4 класс) «Функциональная грамотность»
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на...