Организационный момент Словесный: слово учителя
| -Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Я рада вас видеть! А вы рады видеть друг друга? -Проверьте свою готовность к занятию. Все ли необходимое у вас лежит на парте. - У вас на столах лежат маршрутные листы, с их помощью мы сегодня проведем урок. -Ребята, а знаете ли вы правила работы с интерактивным оборудованием? А правила работы в парах и группах? В м.л. представлены эти правила. -Не забывайте о правильной посадке за партой (спину держим ровно, ноги стоят на полу, руки в расслабленном положении на парте). -Ребята, обратите внимание на доску. Кто готов прочитать пословицу? (Берись дружно — не будет грузно.) -Как вы понимаете, что значит «грузно»? -Как вы понимаете слова пословицы? О чем идет речь? -Молодцы, все верно. И вправду справляться с трудностями в дружном коллективе намного проще чем одному. Можно ли к нам отнести пословицу? -Я предлагаю вам сделать эту пословицу девизом нашего урока. Вы согласны со мной? | Приветствуют учителя |
Актуализация знаний Речевая разминка Словесный: ответы на вопросы | - Ребята, обратите внимание на портрет, представленный на слайде, знаете ли вы, кто этот человек? ( Е.Чарушин) Давайте обратимся к биографии писателя Евгений Иванович Чарушин – русский писатель и художник. Е.И.Чарушин очень любил рисовать зверей, он создал множество иллюстраций к текстам известных писателей. А потом и сам попробовал писать небольшие рассказы для детей о жизни животных. Но он не просто писал сказки и рассказы, а переписывал народные сказки, изменяя их. Сегодня мы с вами познакомимся с новым разделом. Откройте ваши учебники на странице 29. Прочитайте название раздела. В этом разделе мы познакомимся с народными сказками и сказками, созданными писателями. Любите ли вы читать сказки? Какие сказки вы знаете? Назовите самые любимые сказки.
Рассмотрите обложки книг, везде ли названы авторы? (нет) -Какие книги можно поместить на выставку «Народные сказки»?
![]()
Сегодня мы будем читать сказку, содержание которой вам знакомо, её рассказал для детей известный писатель Е.Чарушин. Угадайте, как она называется? (иллюстрация на слайде)
Мышка дом себе нашла, Мышка добрая была: В доме том в конце концов Стало множество жильцов. (теремок)
![]()
| Слушают учителя, отвечают на вопросы учителя |
Постановка учебной задачи Словесный: ответы на вопросы. | Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? ( «Теремок» ) Исходя из темы какую цель мы поставим на урок? (Цель: познакомиться со сказкой Е.Чарушина «Теремок») Давайте подтвердим наши предположения, нам нужно собрать цель, для этого приглашаю пару учеников второй парты к доске. Помните о правилах работы с интерактивным оборудованием. -Остальные работают в своих маршрутных листах -Поменяйтесь маршрутными листами с соседом по парте, обратите внимание на доску, если у вас получилось также, то поставьте + Взаимопроверка -Молодцы. А теперь давайте подумаем, какие задачи урока мы поставим перед собой? 1. Прочитать сказку «Теремок». 2. Проанализировать текст. 3. Восстановить последовательность событий в сказке.
Молодцы! Не забывайте следить за своей осанкой и расположением ног, а также не забывайте помогать друг другу.
- Ребята, перед прослушиванием произведения предлагаю вам вспомнить русскую народную сказку «Теремок» - Назовите героев этой сказки. -Молодцы! -Каких еще животных вы знаете? Приведите примеры.
| Отгадывать загадку
Слушать тему и цель урока
Работают с учебником, отвечают на вопросы |
Практический: чтение стихотворения;
Словесный: ответы на вопросы
Практический: анализ рассказа;
Словесный: ответы на вопросы
Практический: анализ рассказа;
| Теперь предлагаю вам внимательно послушать сказку «Теремок». В сказке вам могут встретиться непонятные слова, давайте посмотрим. Вы знаете, что такое терем? В маршрутных листах в задании №1 напишите, что такое терем и придумайте предложение с этим словом. Индивидульно.
Терем - высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома. Если вы написали, что терем – это дом, поставьте себе + Самопроверка Обратите внимание на слово «УВЁРТЫШ» Как вы думаете, что значит это слово? Увёртыш – умеющий увёртываться от опасности. Вот мы с вами узнали, какой автор написал сказку «Теремок», а теперь перейдем к чтению сказки… Итак, поставили все пальчики на начало сказки. Я начинаю читать, в любой момент могу остановится и попросить продолжить читать сказку.
*учитель читает стр 33-34*
-Ребята, продолжите читать сказку, обращая внимание на знаки препинания. Как вы думаете, с какой интонацией вы будете читать? *читают стр 35* -Хорошо! -Теперь попрошу вас продолжить чтение по цепочке, начиная со страницы 35. -Мы прочитали сказку «Теремок», а теперь подумайте и скажите Понравилась ли вам сказка? Почему? -О чем данная сказка? -Где стали жить герои сказки? -Ребята, вспомните, в каком порядке появлялись в сказке герои? В чем особенность их имён? На какие особенности героев указывают вторые части из имён? - Каких героев в ней не хватает? -Как заканчивается сказка? - Что автор хотел донести до нас? Всё верно! Вы смогли сделать правильные выводы! Давайте двигаться дальше!
-Как вы думаете, чем сказка Е.Чарушина «Теремок» отличается от русской народной сказки? -Всё верно! В сказках действуют одинаковые животные, но имена некоторых из них немного различаются: в народной сказке зайчик-побегайчик, а у Е.И.Чарушина это заяц – на горе увертыш. В народной сказке волчок-серый бочок, а у Е.И.Чарушина это волк - из-за кустов хватыш; в народной сказке медведь косолапый, а у Е.И. Чарушина это медведь – тяпыш – ляпыш – всех вас давишь. -Какой конец сказки Е.Чарушина можете предложить вы? Придумайте свой вариант сказки в парах. Расскажите. - Как вы поняли, в чем особенность русской народной сказки и сказки, написанной автором?
-Мы с вами выполнили 2 задачи, для того чтобы выполнить последнюю задачу в группах, вам необходимо восстановить последовательность событий в сказке Чарушина.
Задание № 2 в маршрутных листах (1 группа -…, 2 группа - …) на выполнение задания вам дается 1 минута Прошу представить желающих свои результаты под документ-камерой - 2 группа , у вас получилось также? -Молодцы, вы правильно выполнили это задание, поставьте себе + рядом с заданием
-Ребята, как вы думаете, можно ли эту сказку закончить словами: «все хорошо, что хорошо кончается». Почему? |
- сказка о том, как в теремке стали жить разные животные - главные герои - мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц- с горы увёртыш, лисичка-сестричка. - мышка в норе живет, лягушка-квакает, заяц увертывается от опасностей, а лиса- потому что хитрая. - автор хотел донести до нас, что нужно быть дружным, отзывчивым, добрым Отличие сказок в именах героев
- народная сказка – это та сказка, которую народ передавал из уст в уста - авторская сказка - это та сказка, которую написал автор.
|
Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ. | - Ребята, наш урок подходит к концу. - О каком авторе мы говорили сегодня на уроке? - Какую сказку Е.И.Чарушина прочитали? - Чем отличается народная сказка от авторской? - Чему нас учит сказка «Теремок»? -Достигли ли мы цели, все ли задачи мы выполнили? Вспомните наш девиз. Как мы работали на уроке? Давайте оценим свою деятельность с помощью юлы (кубика), продолжите предложения…
- На маршрутных листах у вас изображены тучка и солнце, если вам было интересно на уроке, и вы усвоили материал, разукрасьте солнышко, если было скучно и непонятно, то тучку - Ребята, спасибо, большое за урок! Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. | Подводить итог урока Отвечать на вопросы
- мы говорили о таком авторе, как Е.И.Чарушин - мы прочитали сказку «Теремок» - народную сказку придумал народ и передавал из уст в уста, а авторскую сказку написал автор. - сказка «Теремок» нас учит тому, что нужно жить дружно, быть добрым и отзывчивым.
|