Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Конспект урока по литературному чтени. В конспекте представлен урок - закрепление по сказке А.С.Пушкина ("Сказка о царе Салтане...")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_skazke_a.s.pushkina.docx32.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению на тему: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
3 класс. УМК «Школа России»

Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане ...»

Тип урока: закрепление

УМК: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина Литературное чтение 3 класс

Цели урока: познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта; научиться анализировать художественное произведение; уметь давать характеристику героев произведения.

Задачи:

Образовательная: усовершенствовать знания о прочитанном, учить выразительно читать произведение.

Развивающая: развивать психические процессы: память, внимание, речь, развивать самостоятельность, умение выразить мысль, высказать согласие (несогласие) с чужой мыслью;

Воспитывающая: воспитание эстетического отношения к искусству слова, любви к предмету.

Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.

УУД:

Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные: Способность к самооценке.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Цель:

- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Проверим вашу готовность к уроку, у вас на столе должен лежать учебник, дневник и пенал.

Проверять свою готовность к уроку.

Личностные: Самоопределение

(мотивация учения)

2. Актуализация знаний.

Цель:

- актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;

3. Постановка учебной задачи

Цель:

- постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;

- уточнение и согласование темы урока;

- определение средства (алгоритм);

- формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

Ребята, как часто вы слышите фразу «Ты ещё в сказки веришь?», «Ты сказки рассказываешь?»

-Скажите, пожалуйста какие ответы вы даёте на эти вопросы?

-Что такое сказка? (Это произведение, где всегда рассказывается о чём-то необыкновенном, волшебном) Сказка – это богатая сокровищница народной мудрости.

Послушайте, пожалуйста начало народной мудрости.

«Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая – что одним куском полотна оденет, третья – что родит 33 сына. После девяти месяцев царица благополучно родила 33 сына, но 33 сын уродился чудом – ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в затылке месяц».

-Ребята, вам ничего не напоминает данная мудрость? (Сказку «О царе Салтане…»

Эпиграф нашего урока «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

-Почему сказка ложь? (В сказках выдуманные сюжеты, персонажи)

-О каком тогда намёке говорится в сказке? (Хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы)

-В чём сила сказок? (Добро побеждает зло)

-Ребята, какая же тема у нас сегодня на уроке?

-Какую цель поставим на урок?

Совершенно, верно, сегодняшний урок литературы мы посвящаем одной из пяти сказок, пяти великих поэм, самой светлой, волшебно-счастливой сказке, которую можно назвать «симфонией русской души».

Ребята, у нас с вами сегодня заключительный урок и проведём мы его в необычной форме. Это будет урок-путешествие по сказке. От вас требуется знание сказки, внимание и память.

-Подумайте о каких пяти сказках я говорила? («Сказка о царе Салтане…», «Сказке о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

-Кто автор этих сказок? (А.С.Пушкин)

-Как называются эти сказки? (Авторские или литературные)

-Что вы знаете об А.С.Пушкине? (Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразили воображение мальчика. Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки, которые остались на всю жизнь в его памяти).

Отвечать на вопросы учителя

Отвечать на вопросы учителя

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

Регулятивные УУД:

Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей).

Прогнозирование.

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

4. Работа по теме урока

-Скажите, пожалуйста есть ли зачин в этой сказке?

-Почему? (Герои, и события существуют, не где-то далёко в тридевятом царстве, а здесь рядом с нами, на Русской земле.)

-Что вы необычного заметили в начале сказки? (Начало, как бывает в русских народных сказках, - о трёх сестрах или братьях)

-Похож ли царь в нашей сказке на царя?

-Почему? Докажите. (царь Салтан ведёт себя необычно, подслушивает под окном разговор трёх девиц; стоит на улице один, без свиты; жену выбирает и тут же женится в тот же вечер)

Отвечать на вопросы учителя

Коммуникативные УУД: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

5. Проверка домашнего задания

-Ребята нашего класса подготовили чтение отрывка сказки.

-Давайте послушаем отрывок из сказки в исполнении детей.

Три девицы под окном, пряли поздно вечерком.

1 девица: кабы я была царица, (говорит одна девица)

То на весь крещённый мир, приготовила я б пир

2 девица: кабы я была царица, (говорит её сестрица)

То на весь бы мир одна, наткала я полотна

3 девица: кабы я была царица, (третья молвила сестрица)

Я б, для батюшки – царя, родила богатыря.

Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела

И в светлицу входит царь, стороны той государь

Царь Салтан: здравствуй, красная девица, (говорит он ей)

Будь царица и роди богатыря

Мне к исходу сентября

Вы ж, голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной, вслед за мной и за сестрой.

Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха.

-Оцените, пожалуйста чтение ребят.

-Чье чтение было ярким и выразительным?


Выразительное чтение отрывка несколькими учениками

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

Личностные УУД: Способность к самооценке.

-Назовите полное название сказки? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»).

-Что нам подсказывает название сказки? (Все перечисленные герои являются главными в сказочном повествовании, и герои не просто называются, им даётся краткая характеристика, отношение к ним автора)

-Вы слышали, когда – нибудь имена героев в жизни? (Большинство имён сказочные, редко встречаются в жизни. В словаре личных имён Гвидон – это реальное имя, но употребляется мало. Салтан взято из восточной традиции. Лебедь – эта героиня в поэзии Пушкина. Она впервые появляется там, где рождаются сказки, у лукоморья.)

Отвечать на вопросы учителя

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

6. Словарная работа

Цель:

- реализация построенного проекта в соответствии с планом;

- фиксация нового способа действия в речи;

- фиксация преодоления затруднения;

- уточнение общего характера нового знания;

-В сказке встречаются слова, которые мы не употребляем в речи.

-Как они называются? (архаизмы)

Совершенно, верно, архаизмы ребята – это устаревшие слова.

-Давайте попробуем заменить устаревшие слова, современными словами, которые объясняют их смысл. (Вымолвить – сказать, светлица – светлая комната, град – город, грамота – письмо, нарёкся – назвался тужить – горевать)

-Посмотрите на экран, давайте проверим себя.

Работа с устаревшими словами

Регулятивные УУД:

Целеполагание.

Планирование. Прогнозирование.

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

7. Выборочное чтение.

Работа по учебнику

- А теперь более подробно разберём сказку. Но отвечать на мои вопросы нужно словами из текста, зачитывая их.

1. Почему царь выбрал третью сестрицу?

2. Почему царю пришлось проститься с царицею?

3. Что же стало причиной несчастий молодой царицы?

4. Кого родила царица?

5. Какой текст письма послали с гонцом царю?

6. Какое указание дал гонцу царь?

7. Как изменили настоящий приказ?

8. Как чувствовали мать и сын себя в неволе?

9. О чём просило дитя волну?

10. Где оказались мать и сын, выйдя на волю?

11. Кого увидел царевич на море?

12. Как наградила царевна Лебедь Гвидона за своё спасение?

13. О каких трёх чудесах говорится в сказке?

Отвечать на вопросы учителя

Регулятивные УУД:

Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)

8. Закрепление изученного

Цель:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

- организовать фронтальную проверку и исправление ошибок;

- У вас на столах лежат листочки.

- Вам нужно дать характеристику героям сказки.

-Вы должны рассказать про их характер, поступки.

-Давайте проверим.

-На доске перед вами герои сказки.

-давайте попробуем их разделить на две группы (отрицательные и положительные)

-Каких героев вы отнесли бы в группу положительных? (Князь Гвидон, царица, царь Салтан)

-Каких героев вы отнесли в группу отрицательных героев? (ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха)

-Какой вывод можем сделать? (Действия, которые совершают положительные и отрицательные персонажи помогают разобраться нам в том, что такое добро, а что на самом деле зло, при этом осознавая, что зло всё равно будет наказано, а добро в любом случае победит!)

-Как вы думаете, счастливый ли конец у сказки?

-Почему? 9Семья воссоединилась и в сказке добро всегда побеждает зло)

-Ребята, какой пословицей мы могли бы закончить нашу сказку? (Вся семья вместе и душа на месте)

-Какие заповеди были нарушены в сказке? («Не желай зла ближнему», «не завидуй», «не убивай», «не лжесвидетельствуй»)

-Кто из героев в сказке нарушил заповеди данные человеку?

Характеристика основных героев сказки

Отвечать на вопросы учителя

Регулятивные УУД:

Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном)

Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)

9. Итог урока

Цель:

- фиксация нового содержания, изученного на уроке;

Вот и подошёл к концу наш урок.

-Чему же нас, современного читателя, учит сказка о царе Салтане? (доброте, терпению, мужеству, умению прощать близких и любить близких людей, не завидовать и т.д.)

-Как вы думаете, для чего чудеса?

-Встречаются ли в жизни чудеса?

Отвечать на вопросы учителя

Регулятивные УУД:

Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном).

Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)

10. Рефлексия

Цель:

- оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

У вас на столах лежат человечки.

-Если вам понравилось на уроке и вас всё получилось, раскрасьте человечка в зелёный цвет, если были затруднения, то в жёлтый, а если вам не понравился урок, то в красный.

-Приклейте своих человечков на наш корабль.

Регулятивные УУД:

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"

laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...