Тема урока: русская народная сказка «У страха глаза велики!»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Малетина Татьяна Александровна

Тема урока: русская народная сказка «У страха глаза велики!»

Цели урока:  формирование навыков работы с текстом художественного произведения.

Планируемые результаты (формирование УУД):

Личностные УУД: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, удерживать цель деятельности до получения ее результата. Осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать результаты деятельности, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.

Познавательные : самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выбирать решение из нескольких предло-женных ,преобразовывать объект: импровизировать, творчески переделывать.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ,умение работать в паре , в группе, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka2.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: русская народная сказка «У страха глаза велики!»

Цели урока:  формирование навыков работы с текстом художественного произведения.

Планируемые результаты (формирование УУД):

Личностные УУД: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, удерживать цель деятельности до получения ее результата. Осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать результаты деятельности, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.

Познавательные : самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выбирать решение из нескольких предло-женных ,преобразовывать объект: импровизировать, творчески переделывать.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ,умение работать в паре , в группе, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оборудование:

             -учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение 2 кл. І ч»,

            -тетрадь «Литературное чтение» (I ч.),

            -карточки  для определения жанра произведения,

            -видеозапись сказки, аудио запись,

            -карточки с домашним заданием,

            -карточки с названиями героев,

            -карточки с текстом второй части,

            - заготовка для рефлексии,

            - презентация,

            -сигнальные карточки.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.  Определение темы урока.

2.1 Определение жанра произведения.

- Мы с вами уже знаем, что такое жанр произведения, как его определить.

- Чтобы узнать с каким жанром художественного произведения мы будем сегодня работать, послушайте песню (звучит мелодия песни «Сказки гуляют по свету»).

На доске записывается слово – «сказка».

- А какая это сказка, когда одни придумали, другой добавил, третий продолжил…? (народная)

-Все народы любят сочинять сказки. Не исключение и наш народ. Сегодня мы познакомимся с сказкой, созданной нашим народом, а значит это будет (русская). ( На доске, по мере ответов детей ,собирается надпись: Русская народная сказка.)

2.2 Работа над эмоциями.

- Прежде , чем узнать как эта сказка называется, нам нужно выполнить несколько упражнений ( развиваем эмоции).

* нахмурьтесь, как осенняя туча

* испугайтесь, как зайчик, увидевший волка

*улыбнитесь, как будто вы получили новую игрушку

*удивитесь, как будто вы первый раз увидели радугу

*заскучайте от скуки.

2.3 Отгадывание название сказки.

-  Я думаю скучать нам сегодня не придется , и мы перейдем к разгадке названия сказки.

-Название состоит из 4 слов. Но вы знаете, что слово может состоять из одной буквы и первое слово именно такое. Можно ответить хором.

1.Я нашёл сучок в лесу,
Он похож на букву ...

(У)

- А мы не зря сейчас с вами выполняли упражнения. Следующие слова я буду загадывать одному из вас, а он будет показывать его своей мимикой и жестами.

(Одному из учащихся на ушко шепчется слово, он его загадывает остальным с помощи мимики и жестов.

После разгадывания детьми слов на доске появляется название сказки «У страха глаза велики»).

2.4 Постановка целей и задач урока.

       -Ребята, мы с вами уже знакомились с жанрами фольклора.

-Вспомните о каких жанрах мы говорили (басня, песенка, потешка, скороговорка).

-Как вы думаете наше название сказки может подойти к какому- нибудь из перечисленных жанров?  ( к пословице). А пословица нас всегда чему- то учит. Чему же учит нас наша пословица, мы узнаем в конце урока.

- Итак, тему нашего урока мы определили, а теперь давайте подумаем, что мы будем делать на уроке, чему научимся, т. е  определим цель и задачи нашего урока.

( ответы детей).

- Познакомимся со сказкой…

-Будем выразительно читать , делать словарную работу, если встретятся незнакомые слова.

-Работать с текстом , находить в нем ответы, работать в тетради.

- Подводить итоги.

- Вот сколько задач стоит перед нами. Но скажу вам по секрету, что вы сегодня станете участниками настоящего представления и даже актерами.

- Было это или не было,

Только говорят, вот как было…

3. Работа над новым материалом.

3.1  Слушание и просмотр сказки (на интерактивной доске).

3.2 Проверка первичного восприятия сказки.

- Кому понравилась сказка?

-Какой момент сказки вам наиболее запомнился?

-Что вызвало ваш смех?

3.2  Вторичное осмысление восприятия сказки.

- Откройте учебник на стр. 86 и прочитайте первую часть сказки молча, про себя.

3.3 Словарная работа.

 - Значение каких слов вам непонятны?

(Проводится словарная работа ( колодец, колода, наперсточек). Сначала высказывания детей, затем значения слов появляются на слайде.

3.4  Работа по тексту.

-А можно ли узнать по началу произведения, что перед нами сказка?

- Какими словами начинается сказка?

- Как еще может начинаться сказка? ( жили- были, в некотором царстве, случилось это давным давно).

3.5  Работа по тексту, работа в печатной тетради с. 36.

- Как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка , и почему?

- Найдите в тексте и прочитайте , какого размера у них были ведра.(№ 5)

-Почему разный размер ведер у героев сказки?

-Найдите в тексте и прочитайте – кто и откуда брал воду.

- Как можно назвать наших героев, соединив слова « вода» и «носить» ? ( водоносы). (№ 2)

                   - Как плещется вода в ведре у бабушки? (у внучки, курочки, мышки). (№3)

- Как вы думаете, у кого самые короткие и быстрые шаги? ( у мышки)

4. Физминутка.  А давайте мы с вами превратимся в наших героев сказки и немного разомнемся.

3.6.  Работа по тексту.

Чтение второй части сказки вслух (названные дети), все следят

5. Анализ и закрепление темы.

5.1.Фронтальная  работа  над содержанием текста сигнальными карточками.

-А теперь я узнаю, насколько вы были  внимательными  при чтении сказки.

Учитель задает вопрос, дети поднимают карточки ( если ответ «да»- зеленую карточку, если « нет»- красную.)

-Водоносы шли через огород? +

-В огороде росла слива? –

- Под яблонькой сидел зайка?+

-Зайка прыгнул водоносам в руки?-

- Бабушка упала на лавку?+

-Внучка испугалась волка?+

-Мышка испугалась медведя?-

- Мы молодцы?+

5.2 Работа в группах. Подготовка к инсценировке.

-Ребята, а вы хотите побывать в театре прямо сейчас?

- Я знаю как вы любите читать по ролям. Сегодня я предлагаю вам превратиться в артистов театра и зрителей. Но сначала поработаем  в группах. Выберите карточку и на ней вы увидите роль какого героя вам выпало играть). Каждая группа должна подготовить  артиста к выступлению. Перед вам такие задачи: выбрать из членов команды героя. В приготовленном тексте  выделить слова этого героя ( при чтении особое внимание обратите на глаголы , ведь это самые главные помощники при инсценировании действий) ,продумайте как герой будет играть свою роль, ну и конечно  помогите герою надеть костюм) .

- Сегодня в роли автора выступит ….. , она идет ко мне и тоже готовится .

-Итак!

-В какой части сказки есть слова героев?

- Следовательно, мы будем инсценировать вторую часть сказки.

-Итак, мы в театре. Аплодисменты.

5.3  Инсценировка сказки.

6. Подведение итогов.

- Вот такая замечательная постановка сказки у нас получилась! Мы с вами знаем  уже два вида сказок.

 Это - волшебные (например « Царевна – лягушка») и сказки о животных ( « Лиса и журавль»).

Давайте определим о чем же рассказывалось в сказке?( О повседневной  жизни). По другому как это можно назвать? (быт). А сказка - бытовая.

 Мы сегодня познакомились с бытовой сказкой  «У страха глаза велики».

  Еще мы определили , что название сказки- это пословица .Вначале урока я говорила, что мы выясним чему же учит нас эта пословица? Так чему? (не поддаваться своим страхам, быть смелым, уметь побеждать свой страх). Если чего- то испугались надо подумать на самом ли деле это так страшно.

- Наш урок подходит к концу.

- Что особенно понравилось?

- Всё ли мы выполнили из того, что намечали в начале урока?

7. Домашнее задание

            -Я предлагаю вам  выбрать карточки с заданием:

            1 карточка – выразительное чтение сказки;

            2 карточка – пересказ;

            3 карточка – сочинить свою бытовую сказку

            Учащиеся выбирают карточки с домашним заданием по своему уровню.

8. Рефлексия

 -Ребята, а теперь, я вам предлагаю показать на шариках понравился ли вам урок или нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка "У страха глаза велики" 2 класс

Класс: 2УМК: «Начальная школа XXI века»Тема: Русская народная сказка "У страха глаза велики".Тип урока: Открытие новых знанийЦель: Познакомить учащихся с русской народной сказкой «У страха глаза ...

урок чтения по теме: Русская народная сказка "У страха глаза велики", 3 класс

урок чтения по теме: Русская народная сказка "У страха глаза велики", 3 класс...

Урок литературного чтения . Русская народная сказка . У страха глаза велики.

Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки...

ООД "Русская народная сказка "У страха глаза велики""

конспект ООД, материалы для дидактической игры "Узнай по контуру", рисунки детей...

Урок литературного чтения в 2 классе УМК Перспектива Русская народная сказка "У страха глаза велики"

Цель урока:  формирование восприятия «бытовой» сказки как особого литературного жанра, учить видеть скрытый смысл сказок, отрабатывать навык выразительного чтения, воспитывать волевую...

Тест по литературному чтению Русская народная сказка "У страха глаза велики"

Тест по которому можно проверить знания сказки у учащихся....

Презентация Русская народная сказка "У страха глаза велики"

Презентация к уроку Литературного чтения 2 класс. 3 слайда. С иллюстрациями...