Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы.
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gulliver_15.05.docx | 35.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России») | |
Тема | Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы. |
Педагогическая цель | Научить прогнозированию содержания раздела; познакомить с понятием «зарубежная литература», с жизнью и творчеством Дж. Свифта; развивать умение характеризовать героя и его поступки; пересказывать текст от имени героя, составлять картинный план; прививать интерес к зарубежной литературе; продолжить формирование навыков связной речи, отрабатывать навыки выразительного чтения. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Планируемые результаты (предметные) | Научатся прогнозированию содержания раздела; познакомятся с понятием «зарубежная литература», с жизнью и творчеством Дж. Свифта; развивать умение характеризовать героя и его поступки; пересказывать текст от имени героя, составлять картинный план; прививать интерес к зарубежной литературе; продолжить формирование навыков связной речи, отрабатывать навыки выразительного чтения. |
Личностные результаты | Воспитывать интерес к литературе и культуре общения, любовь к животным, интерес к чтению, умение слушать и слышать других. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Познавательные: высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев, умение пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги. Коммуникативные: ответы на вопросы учебника на основе произведений зарубежной литературы, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы. |
Основные понятия и термины | Произведение, автор, зарубежная литература, сюжет, приключения, лилипуты, путешественник. |
Методы, формы работы | Словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная. |
Образовательные ресурсы | УМК «Школа России», «Литературное чтение» 4 класс (2часть), мультимедийная презентация. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Этапы урока. Цели. | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
#1054;рганизационный момент. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся. | Приветствие. Эмоциональный настрой Проверка готовности к уроку. | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Альбертовна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Вот звонок нам дал сигнал, Он учиться нас позвал. А мы время не теряем, И работу начинаем. -Проверим вашу готовность к уроку. У вас на столах должен лежать дневник, пенал, учебник и карточки, которые я вам раздала. | Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
II. Речевая разминка Цель: подготовка артикуляционного аппарата к чтению. | Упр. в отработке дикции | - Обратите внимание на слайд, на чистоговорку. Прочитаем хором. - Са-са-са: на столе оса. Су-су-су: боимся мы осу. Сы-сы-сы: жало у осы. Се-се-се: кисель дадим осе. -Прочитайте с вопросительной интонацией. – Объясните пословицы. Родина – мать, умей за нее постоять. Прощай, матушка Русь: я к теплу потянусь (говорит журавль на отлете) | Осуществляет подготовку артикуляционного аппарата к чтению, показывает образец произношения | Проговаривают скороговорку с различной интонацией с постепенным понижением и повышением голоса. |
III. Проверка домашнего задания Цель: проверка качества изученного материала, оценка деятельности обучающихся. | 1. Беседа | - Что было задано на дом? (придумать и записать рассказ о том, чтобы произошло, если бы ты, на время, стал великаном) (выступает 3-4 человека с рассказами, остальные сдают на проверку) - Оцениваться будет оригинальность суждений, логическая последовательность рассказа. | Проверяет усвоения изученного материала, оценивает работу обучающихся. | Рассказывают выразительно (стихотворение наизусть, пересказывают рассказ) |
#1040;ктуализация опорных знаний учащихся Цель: актуализирует знания учащихся, выявляет опорные знания, способы действий | Беседа о произведениях и их авторах. | -Вам нужно будет угадать название и автора. 1. Музыка, потом слайд Из какого произведения прозвучала музыка? (Бр.Гримм «Бременские музыканты») 2. Главная героиня следующего произведения почувствовала этот предмет через 20 тюфяков и 20 перин из гагачьего пуха. (Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине») 3. Иллюстрация к какой сказке перед вами? (Андерсен, «Гадкий утенок») 4. «Братья могут честно заработать себе на хлеб, - говорил младший. –А что станется со мной после того, как я съем своего кота и сделаю из его шкурки муфту?» (Ш.Перро «Кот в сапогах») 5. Сходи-ка ты к бабушке, снеси ей этот пирожок и горшочек масла, да узнай, здорова ли она? (Ш.Перро «Красная шапочка») 6. Узнайте сказку по предметам : Вечером, окончив работу она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой (Ш.Перро «Золушка») #1055;ип! Пип! – пропищал птенец и вывалился из скорлупы. «Ужасный урод! – сказала утка. –И совсем не похож на других! Уж не индюк ли это в самом деле?» (Андерсен «Гадкий утенок») | Актуализирует знания учащихся, ранее изученного материала, необходимого при изучении нового материала. | Выполняют учебную задачу () |
V. Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Введение в тему урока | -К какому жанру можно отнести все эти произведения? (СКАЗКА) -Подумайте, что объединяет все названные сказки? -Обратите внимание на фамилии авторов – сказочников (зарубежные писатели) -Совершенно верно, все эти сказки принадлежат перу зарубежных писателей, а раздел, который мы начинаем изучать, называется «Зарубежная литература». -Как вы понимаете слово «ЗАРУБЕЖНАЯ» (иностранная, писатели из других стран) -Перед вами выставка книг зарубежных писателей. Многие из них вам уже знакомы, с другими тоже непременно познакомитесь. | В ходе решение проблемной ситуации подводит учащихся к формулированию темы и задач урока. | Решают проблемную ситуацию (отгадывание загадок, разгадывают кроссворд) |
Определение темы и задач урока | -Назовите тему урока. -Открывает раздел отрывок из произведения английского писателя Д.Свифта «Приключения Гулливера». -Какие цели поставите перед собой? (Познакомиться с биографией автора, произведением зарубежной литературы, развивать творческие способности, продолжать учиться работать в группах) | Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи | Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач. | |
VI. Изучение нового материала. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. | Подготовка к первичному восприятию | -Джонатан Свифт – величайший английский сатирик (Человек, резко и язвительно осмеивающий кого-либо, что-либо), родился в Дублине 30 ноября 1667 года в семье англичан. Свифт получил лучшее из доступных в Ирландии образование. Он обучался в колледже Святой Троицы в Дублине. -Затем Свифт стал секретарем сэра Вильяма Тепля. Находясь у него на службе, Свифт написал свои первые сатирические произведения – «Битву книг» и «Сказку бочки», которые были опубликованы в 1704 году. Когда в 1699 году Темпль умер, Свифт стал священником в Ирландии. Он часто ездил в Англию, где занимался политикой и литературой. -В 1713 году Свифт стал деканом собора Святого Патрика. -Роман «Путешествие Гулливера» вышел в свет в 1726 году. Автор создавал его десять лет. В этом произведении сатирический талант Свифта раскрылся более полно. Его увлечение политикой нашло отражение на интриги в английском правительстве. -В последние годы своей жизни Свифт страдал от прогрессирующего психического расстройства. Джонатан Свифт умер 19 октября 1745 года в Дублине. -Что вы запомнили из биографии? | Осуществляет подготовку к восприятию произведения, знакомит с автором на основе презентации | Слушают рассказ об авторе, отвечают на вопросы учителя. |
Первичное восприятие текста (читает учитель, комбинированное чтение (учитель читает вместе с хорошо читающими детьми) , учитель читает главные основные моменты),аудиозапись) | -Ребята, сейчас вы прослушайте аудиозапись произведения Д.Свифта «Приключения Гулливера». После прослушивания я задам вам вопросы (дети внимательно слушают произведение) (Чтение текста на с. 124-128 учебника.) | Осуществляет первичное восприятие произведения, выразительно читает рассказ, осуществляет комбинированное чтение, организует слушание аудиозаписи. | Воспринимают на слух художественное произведение, слушают аудиозапись. | |
Проверка первичного восприятия |
| Проводит эмоционально- оценочную беседу, выявляющую отношение к прочитанному. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают отношение к прочитанному. | |
Словарная работа | – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Сл. Колышки - заостренные палочки. Колчан - футляр для стрел. Заметались – беспокойно задвигались из стороны в сторону. Врассыпную – разбежались в разные стороны. Копье – старинное оружие колющее. Помост – возвышение, площадка из досок. Прилаживали – приделывали. Свиток – свернутая трубочкой рукопись на полосе бумаги. Мальчик-паж – молодой человек из дворян, состоящий при знатной особе. Лилипут - человек очень маленького роста. | Учитель уточняет значение трудных, сложных для восприятия учащихся слов. | Под руководством учителя определяют значение трудных, сложных для восприятия слов. | |
Повторное чтение и анализ произведения (под рук.учителя) | - Теперь я проверю, как внимательно вы читали сказку В какой стране очутился Гулливер после кораблекрушения? Что он почувствовал, когда проснулся? Как вы думаете, какие чувства он испытал в этот момент? Как его встретили лилипуты? Как вы думаете, почему они с ним так поступили? Чем закончилась попытка Гулливера освободить руки? Как вы считаете, причиняли ли ему боль стрелы лилипутов? Почему он решил дождаться ночи? Какая тайная мысль была у Гулливера? Заслужил ли он доверие маленьких человечков? Чем? Что тогда предприняли человечки? Понимал ли Гулливер, что читал ему посол? Как он вёл себя при этом? Что в первую очередь решил попросить Гулливер у лилипутов? Как он это сделал? Поняли его лилипуты? Чем они кормили великана? Как Гулливер отблагодарил их за гостеприимство? Что особенно поразило Гулливера в лилипутах? (необыкновенная храбрость) -Почему Гулливеру после вина сразу захотелось спать? -Как вы относитесь к Гулливеру, лилипутам? Почему? | Учитель формулирует вопросы, осуществляет повторное чтение с целевой установкой, проводит беседу по содержанию произведения, организует работу по содержанию выборочного чтения, подводит учащихся к основной мысли. | Отвечают на вопросы учителя по содержанию произведения, подтверждают ответы на вопросы словами из текста, делают выводы под руководством учителя. | |
Первичные выводы об идейно-тематическом своеобразии произведения | - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. - Кто изображён на этом рисунке? - Какой эпизод изобразил художник, прочитайте. -Как вы думаете, какие чувства он испытал в этот момент? -Как это изобразил художник? -Какие чувства испытывают лилипуты? -Как это изобразил художник? Почему? - Найдите в тексте и прочитайте: -Как выглядел Гулливер утром? -Встреча Гулливера с послом. -Чем кормили лилипуты своего гостя? -Как Гулливер ел? -Какие чувства испытывал великан по отношению к лилипутам? -Прочитайте 3 абзац. На какую деталь обращает внимание автор, повторяя несколько раз один и те же слова? (Веревочки, все тело опутано веревочками, он привязан). -Зачем он это делает? (Чтобы показать что он огромен, но привязан крепко, т.к. они опасались его). -Какие еще детали позволяют судить о том, что лилипуты опасались Гулливера? -Были у них причины опасаться или они были трусами? -Как герой относился к лилипутам? Какие его поступки об этом свидетельствуют? -К какому экрану можно отнести это литературное произведение? (Сказка) | Учитель подводит к выводам об основной мысли, обобщает. | Под руководством учителя делают выводы об идейно-тематическом содержании произведения, определяют основную мысль произведения. | |
Составление характеристики на главного героя произведения. | - Кто герои произведения? (Гулливер и лилипуты) - Сегодня мы дадим характеристику героев произведения. - Поработайте с другом. Обсудите в паре и запишите в рабочие тетради, какими были лилипуты. (избирательными, смелыми, ловкими, подвижными, красивыми) - Дайте характеристику Гулливера. Каким он был? - Обсудите в группе и запишите характеристику главного героя. В этом вам поможет план. План: 1. Имя героя, его место жительства 2. Действия и поступки, совершаемые героем 3. Внешность и характер героя 4. Отношение автора к герою 5. Ваше отношение к герою. (Гулливер с детства любит читать книги и карты, путешественник, корабельный врач, смелый, добрый, скромный, не боится трудностей, любит родину) | Контролирует работу над составлением характеристики на главного героя произведения. | Составляют устное описание и характеристику главного героя. | |
ФИЗМИНУТКА | Руки в стороны, в кулачок, Разжимаем и на бочок. Левую вверх! Правую вверх! В стороны, накрест, В стороны, вниз. Тук-тук, тук-тук-тук! (стучим кулаком об кулак) Сделаем большой круг. ("нарисовали" руками круг) | Учитель осуществляет профилактику переутомления учащихся, предотвращает рассеянность, невнимательность, снимает утомляемость детей на уроке. | Повторяют движения за учителем для профилактики переутомления. | |
VII. Закрепление изученного материала. Цель: систематизировать знания учащимися произведения, закрепить изученный материал. | Самостоятельная работа. | Сл. - Проверьте себя, хорошо ли вы знаете текст. Выполните тестовые задания. У вас на партах лежат карточки с заданиями. 1. Когда Гулливер проснулся, было уже совсем ... а) темно б) светло в) холодно 2. Гулливер был похож на … А) щуку Б)акулу В)рыбу #1050;рошечный человечек был ростом … А)в три пальца Б) в два пальца В) в четыре пальца 4. Самый смелый подкрался к лиц Гулливера и потрогал его копьем … А)нос Б)брови В)подбородок 5. Человечки подкатили к руке Гулливера бочки с вином, их было: А)две Б)три В) пять 6. Сонный Гулливер не сбросил с себя маленьких прыгунов потому что… А)они ему не мешали Б) он не мог В)он пожалел их. - Время вышло, сдайте тестовые работы на первую парту. | Обеспечивает закрепление изученных форм и методов познавательной деятельности. | Выполняют задание учителя для качественного закрепления изученного материала. |
VIII. Итог урока. Цель: обеспечить формирование у учащихся обобщенных понятий. | Обобщающая беседа | -Как вы понимаете словосочетание «зарубежная литература»? (Значит, писатель жил в другой стране, не в России). -А каких еще зарубежных писателей вы знаете? Как вы думаете, какое слово вошло в русский язык благодаря Джонатану Свифту? Что оно означает? - Мы с вами закрыли книги. И наше путешествие тоже закончилось. - А вам хочется продолжить путешествие? - Мы прочитали произведение Джонатана Свифта в сокращении. Вы можете продолжить путешествие, взяв книгу в библиотеке и прочитать ее до конца. | Обеспечивает закрепление изученных форм и методов познавательной деятельности. | Выполняют задание учителя для качественного закрепления изученного материала. |
Рефлексия | - У вас на столах лежат разноцветные кружочки, если у вас всё получалось и вам было интересно на уроке-поднимите зелёный кружочек, а если что-то не получалось и у вас не очень хорошее настроение-поднимите красный кружочек. | Подводит учащихся к выводам и оценке результатов деятельности на уроке учебной, словесно оценивает работу обучающихся. | Осуществляют самоконтроль своей деятельности на уроке. | |
Домашнее задание (дифференцированное) | - Откройте дневники, запишите домашнее задание: старница 124-129 выразительно читать, отвечать на вопросы. - Сегодня на уроке оценку получают… | Организует запись домашнего задания, проводит инструктаж по его выполнению. | Слушают учителя, фиксируют домашнее задание в дневниках. |
Учитель: __________________ (Шамрай Е.Н.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе Джонатан Свифт "Путешествия Гулливера
Урок литературного чтения по известному произведению Джонатана Свифта построен с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо. На уроке использована презентация, которая...
Д. Свифт "Путешествие Гулливера" Конспект урока по литературному чтению 4 класс
Конспект урока по литературному чтению . Знакомство с миром зарубежной литературы, творческое задание....
Технологическая карта урока литературного чтения (4 класс). Тема: Д.Свифт «Путешествие Гулливера». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства произведениями зарубежных писателей о путешествиях и приключениях.Предметные:знать: произведение Д.Свифта «Путешествие Гулли...
Конспект урока литературного чтения. Тема"Знакомство с разделом «Зарубежная литература». Дж.Свифт «Путешествие Гулливера" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: «Знакомство с разделом «Зарубежная литература». Дж.Свифт «Путешествие Гулливера» Цели деятельности учителя: знакомство с...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему «Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе» (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование навыков выразительного чтения, формирование представлений о биографии Джонатана Свифта и его произведении «Приключение Гулливера».Планируемые ...
Технологическая карта урока по литературному чтению "Знакомство с зарубежной литературой. Дж. Свифт «Путешествия Гулливера». Герои приключенческой литературы" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: формирование читательской компетенции: знакомство обучающихся с произведением зарубежной литературы: Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить...