Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gulliver_15.05.docx35.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России»)

Тема

Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы.

Педагогическая цель

Научить прогнозированию содержания раздела; познакомить с понятием «зарубежная литература», с жизнью и творчеством Дж. Свифта; развивать умение характеризовать героя и его поступки; пересказывать текст от имени героя, составлять картинный план; прививать интерес к зарубежной литературе; продолжить формирование навыков связной речи, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Научатся прогнозированию содержания раздела; познакомятся с понятием «зарубежная литература», с жизнью и творчеством Дж. Свифта; развивать умение характеризовать героя и его поступки; пересказывать текст от имени героя, составлять картинный план; прививать интерес к зарубежной литературе; продолжить формирование навыков связной речи, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Личностные результаты

Воспитывать интерес к литературе и культуре общения, любовь к животным, интерес к чтению, умение слушать и слышать других.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Познавательные: высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев, умение пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги.

Коммуникативные: ответы на вопросы учебника на основе произведений зарубежной литературы, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы.

Основные понятия и термины

Произведение, автор, зарубежная литература, сюжет, приключения, лилипуты, путешественник.

Методы, формы работы

Словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

УМК «Школа России», «Литературное чтение» 4 класс (2часть), мультимедийная презентация.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

#1054;рганизационный момент.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся.

Приветствие.

Эмоциональный настрой

Проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Альбертовна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Вот звонок нам дал сигнал,

Он учиться нас позвал.

А мы время не теряем,

И работу начинаем.

-Проверим вашу готовность к уроку. У вас на столах должен лежать дневник, пенал, учебник и карточки, которые я вам раздала.

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

II. Речевая разминка

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к чтению.

Упр. в отработке дикции

- Обратите внимание на слайд, на чистоговорку. Прочитаем хором.

- Са-са-са: на столе оса.

Су-су-су: боимся мы осу.

Сы-сы-сы: жало у осы.

Се-се-се: кисель дадим осе.

-Прочитайте с вопросительной интонацией.

– Объясните пословицы.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Прощай, матушка Русь: я к теплу потянусь (говорит журавль на отлете)

Осуществляет подготовку артикуляционного аппарата к чтению, показывает образец произношения

Проговаривают скороговорку с различной интонацией с постепенным понижением и повышением голоса.

III. Проверка домашнего задания

Цель: проверка качества изученного материала, оценка деятельности обучающихся.

1. Беседа

- Что было задано на дом? (придумать и записать рассказ о том, чтобы произошло, если бы ты, на время, стал великаном)

(выступает 3-4 человека с рассказами, остальные сдают на проверку)

- Оцениваться будет оригинальность суждений, логическая последовательность рассказа.

Проверяет усвоения изученного материала, оценивает работу обучающихся.

Рассказывают выразительно (стихотворение наизусть, пересказывают рассказ)

#1040;ктуализация опорных знаний учащихся

Цель: актуализирует знания учащихся, выявляет опорные знания, способы действий

Беседа о произведениях и их авторах.

-Вам нужно будет угадать название и автора.

1. Музыка, потом слайд

Из какого произведения прозвучала музыка? (Бр.Гримм «Бременские музыканты»)

2. Главная героиня следующего произведения почувствовала этот предмет через 20 тюфяков и 20 перин из гагачьего пуха. (Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»)

3. Иллюстрация к какой сказке перед вами? (Андерсен, «Гадкий утенок»)

4. «Братья могут честно заработать себе на хлеб, - говорил младший. –А что станется со мной после того, как я съем своего кота и сделаю из его шкурки муфту?» (Ш.Перро «Кот в сапогах»)

5. Сходи-ка ты к бабушке, снеси ей этот пирожок и горшочек масла, да узнай, здорова ли она? (Ш.Перро «Красная шапочка»)

6. Узнайте сказку по предметам :

Вечером, окончив работу она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой (Ш.Перро «Золушка»)

#1055;ип! Пип! – пропищал птенец и вывалился из скорлупы.

«Ужасный урод! – сказала утка. –И совсем не похож на других! Уж не индюк ли это в самом деле?» (Андерсен «Гадкий утенок»)

Актуализирует знания учащихся, ранее изученного материала, необходимого при изучении нового материала.

Выполняют учебную задачу ()

V. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Введение в тему урока

-К какому жанру можно отнести все эти произведения? (СКАЗКА)

-Подумайте, что объединяет все названные сказки?

-Обратите внимание на фамилии авторов – сказочников (зарубежные писатели)

-Совершенно верно, все эти сказки принадлежат перу зарубежных писателей, а раздел, который мы начинаем изучать, называется «Зарубежная литература».

-Как вы понимаете слово «ЗАРУБЕЖНАЯ» (иностранная, писатели из других стран)

-Перед вами выставка книг зарубежных писателей. Многие из них вам уже знакомы, с другими тоже непременно познакомитесь.

В ходе решение проблемной ситуации подводит учащихся к формулированию темы и задач урока.

Решают проблемную ситуацию (отгадывание загадок, разгадывают кроссворд)

Определение темы и задач урока

-Назовите тему урока.

-Открывает раздел отрывок из произведения английского писателя Д.Свифта «Приключения Гулливера».

-Какие цели поставите перед собой?

(Познакомиться с биографией автора, произведением зарубежной литературы, развивать творческие способности, продолжать учиться работать в группах)

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач.

VI. Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Подготовка к первичному восприятию

-Джонатан Свифт – величайший английский сатирик (Человек, резко и язвительно осмеивающий кого-либо, что-либо), родился в Дублине 30 ноября 1667 года в семье англичан. Свифт получил лучшее из доступных в Ирландии образование. Он обучался в колледже Святой Троицы в Дублине.

-Затем Свифт стал секретарем сэра Вильяма Тепля. Находясь у него на службе, Свифт написал свои первые сатирические произведения – «Битву книг» и «Сказку бочки», которые были опубликованы в 1704 году. Когда в 1699 году Темпль умер, Свифт стал священником в Ирландии. Он часто ездил в Англию, где занимался политикой и литературой.

-В 1713 году Свифт стал деканом собора Святого Патрика.

-Роман «Путешествие Гулливера» вышел в свет в 1726 году. Автор создавал его десять лет. В этом произведении сатирический талант Свифта раскрылся более полно. Его увлечение политикой нашло отражение на интриги в английском правительстве.

-В последние годы своей жизни Свифт страдал от прогрессирующего психического расстройства. Джонатан Свифт умер 19 октября 1745 года в Дублине.

-Что вы запомнили из биографии?

Осуществляет подготовку к восприятию произведения, знакомит с автором на основе презентации

Слушают рассказ об авторе, отвечают на вопросы учителя.

Первичное восприятие текста

(читает учитель, комбинированное чтение (учитель читает вместе с хорошо читающими детьми) , учитель читает главные основные моменты),аудиозапись)

-Ребята, сейчас вы прослушайте аудиозапись произведения Д.Свифта «Приключения Гулливера». После прослушивания я задам вам вопросы (дети внимательно слушают произведение)

(Чтение текста на с. 124-128 учебника.)

Осуществляет первичное восприятие произведения, выразительно читает рассказ, осуществляет комбинированное чтение, организует слушание аудиозаписи.

Воспринимают на слух художественное произведение, слушают аудиозапись.

Проверка первичного восприятия

  • -Как зовут главного героя?
  • -В какую страну попал Гулливер?
  • -Была ли ему знакома эта страна?
  • -Почему вы так думаете?
  • -Как бы вы назвали маленьких человечков?
  • -А вы знаете, кто придумал им такое название?
  • Лилипут – человек очень маленького роста. Это слово вошло в наш язык именно благодаря Дж.Свифту.
  • -Как автору удается показать, что в стране лилипутов Гулливер был великаном? (Слова из текста размер, еда.)

Проводит эмоционально- оценочную беседу, выявляющую отношение к прочитанному.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают отношение к прочитанному.

Словарная работа

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Сл.

Колышки - заостренные палочки.

Колчан - футляр для стрел.

Заметались – беспокойно задвигались из стороны в сторону.

Врассыпную – разбежались в разные стороны.

Копье – старинное оружие колющее.

Помост – возвышение, площадка из досок.

Прилаживали – приделывали.

Свиток – свернутая трубочкой рукопись на полосе бумаги.

Мальчик-паж – молодой человек из дворян, состоящий при знатной особе.

Лилипут - человек очень маленького роста.

Учитель уточняет значение трудных, сложных для восприятия учащихся слов.

Под руководством учителя определяют значение трудных, сложных для восприятия слов.

Повторное чтение и анализ произведения

(под рук.учителя)

- Теперь я проверю, как внимательно вы читали сказку

В какой стране очутился Гулливер после кораблекрушения?

Что он почувствовал, когда проснулся?

Как вы думаете, какие чувства он испытал в этот момент?

Как его встретили лилипуты?

Как вы думаете, почему они с ним так поступили?

Чем закончилась попытка Гулливера освободить руки?

Как вы считаете, причиняли ли ему боль стрелы лилипутов?

Почему он решил дождаться ночи?

Какая тайная мысль была у Гулливера?

Заслужил ли он доверие маленьких человечков? Чем?

Что тогда предприняли человечки?

Понимал ли Гулливер, что читал ему посол?

Как он вёл себя при этом?

Что в первую очередь решил попросить Гулливер у лилипутов?

Как он это сделал?

Поняли его лилипуты?

Чем они кормили великана?

Как Гулливер отблагодарил их за гостеприимство?

Что особенно поразило Гулливера в лилипутах? (необыкновенная храбрость)

-Почему Гулливеру после вина сразу захотелось спать?

-Как вы относитесь к Гулливеру, лилипутам? Почему?

Учитель формулирует вопросы, осуществляет повторное чтение с целевой установкой, проводит беседу по содержанию произведения, организует работу по содержанию выборочного чтения, подводит учащихся к основной мысли.

Отвечают на вопросы учителя по содержанию произведения, подтверждают ответы на вопросы словами из текста, делают выводы под руководством учителя.

Первичные выводы об идейно-тематическом своеобразии произведения

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

- Кто изображён на этом рисунке?

- Какой эпизод изобразил художник, прочитайте.

-Как вы думаете, какие чувства он испытал в этот момент?

-Как это изобразил художник?

-Какие чувства испытывают лилипуты?

-Как это изобразил художник? Почему?

- Найдите в тексте и прочитайте:

-Как выглядел Гулливер утром?

-Встреча Гулливера с послом.

-Чем кормили лилипуты своего гостя?

-Как Гулливер ел?

-Какие чувства испытывал великан по отношению к лилипутам?

-Прочитайте 3 абзац. На какую деталь обращает внимание автор, повторяя несколько раз один и те же слова? (Веревочки, все тело опутано веревочками, он привязан).

-Зачем он это делает? (Чтобы показать что он огромен, но привязан крепко, т.к. они опасались его).

-Какие еще детали позволяют судить о том, что лилипуты опасались Гулливера?

-Были у них причины опасаться или они были трусами?

-Как герой относился к лилипутам? Какие его поступки об этом свидетельствуют?

-К какому экрану можно отнести это литературное произведение? (Сказка)

Учитель подводит к выводам об основной мысли, обобщает.

Под руководством учителя делают выводы об идейно-тематическом содержании произведения, определяют основную мысль произведения.

Составление характеристики на главного героя произведения.

- Кто герои произведения? (Гулливер и лилипуты)

- Сегодня мы дадим характеристику героев произведения.

- Поработайте с другом. Обсудите в паре и запишите в рабочие тетради, какими были лилипуты. (избирательными, смелыми, ловкими, подвижными, красивыми)

- Дайте характеристику Гулливера. Каким он был?

- Обсудите в группе и запишите характеристику главного героя. В этом вам поможет план.

План:

1. Имя героя, его место жительства

2. Действия и поступки, совершаемые героем

3. Внешность и характер героя

4. Отношение автора к герою

5. Ваше отношение к герою.

(Гулливер с детства любит читать книги и карты, путешественник, корабельный врач, смелый, добрый, скромный, не боится трудностей, любит родину)

Контролирует работу над составлением характеристики на главного героя произведения.

Составляют устное описание и характеристику главного героя.

ФИЗМИНУТКА

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимаем и на бочок.

Левую вверх!

Правую вверх!

В стороны, накрест,

В стороны, вниз.

Тук-тук, тук-тук-тук! (стучим кулаком об кулак)

Сделаем большой круг. ("нарисовали" руками круг)

Учитель осуществляет профилактику переутомления учащихся, предотвращает рассеянность, невнимательность, снимает утомляемость детей на уроке.

Повторяют движения за учителем для профилактики переутомления.

VII. Закрепление изученного материала.

Цель: систематизировать знания учащимися произведения, закрепить изученный материал.

Самостоятельная работа.

Сл.

- Проверьте себя, хорошо ли вы знаете текст. Выполните тестовые задания. У вас на партах лежат карточки с заданиями.

1. Когда Гулливер проснулся, было уже совсем ...

а) темно

б) светло

в) холодно

2. Гулливер был похож на …

А) щуку

Б)акулу

В)рыбу

#1050;рошечный человечек был ростом …

А)в три пальца

Б) в два пальца

В) в четыре пальца

4. Самый смелый подкрался к лиц Гулливера и потрогал его копьем …

А)нос

Б)брови

В)подбородок

5. Человечки подкатили к руке Гулливера бочки с вином, их было:

А)две

Б)три

В) пять

6. Сонный Гулливер не сбросил с себя маленьких прыгунов потому что…

А)они ему не мешали

Б) он не мог

В)он пожалел их.

- Время вышло, сдайте тестовые работы на первую парту.

Обеспечивает закрепление изученных форм и методов познавательной деятельности.

Выполняют задание учителя для качественного закрепления изученного материала.

VIII. Итог урока.

Цель: обеспечить формирование у учащихся обобщенных понятий.

Обобщающая беседа

-Как вы понимаете словосочетание «зарубежная литература»? (Значит, писатель жил в другой стране, не в России).

-А каких еще зарубежных писателей вы знаете?

Как вы думаете, какое слово вошло в русский язык благодаря Джонатану Свифту? Что оно означает?

- Мы с вами закрыли книги. И наше путешествие тоже закончилось.

- А вам хочется продолжить путешествие?

- Мы прочитали произведение Джонатана Свифта в сокращении. Вы можете продолжить путешествие, взяв книгу в библиотеке и прочитать ее до конца.

Обеспечивает закрепление изученных форм и методов познавательной деятельности.

Выполняют задание учителя для качественного закрепления изученного материала.

Рефлексия

- У вас на столах лежат разноцветные кружочки, если у вас всё получалось и вам было интересно на уроке-поднимите зелёный кружочек, а если что-то не получалось и у вас не очень хорошее настроение-поднимите красный кружочек.

Подводит учащихся к выводам и оценке результатов деятельности на уроке учебной, словесно оценивает работу обучающихся.

Осуществляют самоконтроль своей деятельности на уроке.

Домашнее задание

(дифференцированное)

- Откройте дневники, запишите домашнее задание: старница 124-129 выразительно читать, отвечать на вопросы.

- Сегодня на уроке оценку получают…

Организует запись домашнего задания, проводит инструктаж по его выполнению.

Слушают учителя, фиксируют домашнее задание в дневниках.

Учитель: __________________ (Шамрай Е.Н.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе Джонатан Свифт "Путешествия Гулливера

Урок литературного чтения по известному произведению Джонатана Свифта построен с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо. На уроке использована презентация, которая...

Д. Свифт "Путешествие Гулливера" Конспект урока по литературному чтению 4 класс

Конспект урока по литературному чтению . Знакомство с миром зарубежной литературы, творческое задание....

Технологическая карта урока литературного чтения (4 класс). Тема: Д.Свифт «Путешествие Гулливера». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание  условий для знакомства произведениями зарубежных писателей о путешествиях и приключениях.Предметные:знать: произведение Д.Свифта «Путешествие Гулли...

Конспект урока литературного чтения. Тема"Знакомство с разделом «Зарубежная литература». Дж.Свифт «Путешествие Гулливера" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: «Знакомство с разделом «Зарубежная литература». Дж.Свифт «Путешествие Гулливера» Цели деятельности учителя: знакомство с...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему «Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе» (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование навыков выразительного чтения, формирование представлений о биографии Джонатана Свифта и его произведении «Приключение Гулливера».Планируемые ...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Знакомство с зарубежной литературой. Дж. Свифт «Путешествия Гулливера». Герои приключенческой литературы" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции: знакомство обучающихся с произведением зарубежной литературы: Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить...