Урок литературного чтения в 4 классе Джонатан Свифт "Путешествия Гулливера
презентация к уроку по чтению на тему

Урок литературного чтения по известному произведению Джонатана Свифта построен с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо. На уроке использована презентация, которая прилагается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon dzhonatan_svift_puteshestvie_gullivera.zip1.63 МБ

Предварительный просмотр:

1. Ф.И.О. учителя: Бочкарникова Наталья Викторовна  

2. Класс: 4

3. Дата: 18 апреля

4. Предмет: литературное чтение

5.№ урока по расписанию: 3

  Место в системе уроков: 

   Первый урок  по разделу: «Зарубежная литература», по теме: Джонатан Свифт « Приключения Гулливера»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо,  технология групповой работы

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательная:

- введение  в круг чтения произведения о путешествиях        

- формирование умения определять  основную мысль произведения

- формирование навыков беглого, осознанного чтения

- формирование  умение  давать характеристику героям приключенческой литературы( описание внешнего вида, поступков)

Развивающая:

-совершенствование  мыслительных операций: анализа, сопоставления;

- развитие умения аргументировать своё мнение,

-развитие  познавательной активности,  наблюдательности, внимания, памяти;

-развитие умения давать самооценку своей деятельности;

Воспитательная:

-воспитание  способность к  сопереживанию

-развитие коммуникативных навыков( готовность слушать собеседника и вести диалог)

-создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка.

   Оборудование: персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор, карточки с заданиями, лист для проведения рефлексии

 

                                               

                                               Ход урока:

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята, гости .

Я предлагаю вам встать, взяться за руки. Давайте почувствуем тепло наших рук, улыбнемся друг другу и пожелаем успеха,  хорошего настроения.

  1. Речевая разминка

 Настроение у нас хорошее, а теперь мы с вами подготовимся к чтению

Слайд  №2

  1. Мотивирование к учебной деятельности

А начнем мы наш урок со стихотворения

Чудо не испаряется, чудо не растворяется

Рассказанное в сказке, мелькнувшее во сне

В страну чудес волшебную оно переселяется

Его,  конечно встретим  в этой сказочной стране

В ней нет границ- не нужно плыть ,бежать или лететь

Попасть туда не сложно, никому не запрещается

В ней можно оказаться- стоит только захотеть

    - Как вы,  думаете, о чем стихотворение? ( О чудесах)

  - А вы хотите оказаться в такой стране? Что нам нужно для этого сделать?

Хотите, я открою вам секрет? Нам нужно просто открыть книгу и мы окажемся там. А девизом нашего путешествия я предлагаю взять следующее высказывание:

  1. Книги- это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой груз от поколения к поколению
  2. Слайд №3

 Все готовы совершить такое путешествие?

Итак, открываем книгу.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

-  Прочитайте название раздела ( Зарубежные писатели)

Я вам обещала чудеса, приключения, а в названии раздела об этом ни слова, может быть я что- то перепутала? ( Зарубежные писатели тоже пишут фантастические, приключенческие произведения)

Что такое фантазия мы с вами уже знаем. А что такое приключения? Я предлагаю вам подумать и заполнить нашу корзину идей и тогда мы выясним это.

Самостоятельная работа детей, заполнение корзины. Каждый по очереди читает и прикрепляет  свою карточку на корзину.

А теперь мы обобщим наши высказывания.

Слайд из презентации №4

Приключение – это захватывающее происшествие, цепь нечаянных событий и непредвиденных случаев, интересное испытание.

- А нужны ли нам приключения, зачем они нам ?

Слайд из презентации №5

       неожиданность

  Высокая значимость происходящих событий для героя

  вызов

Концентрация всех необходимых знаний

      Получение нового опыта

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие в  страну лилипутов .

Слайд №6

 А как нам это сделать? ( прочитать отрывок из произведения Джонатана Свифта « Путешествие Гулливера»)

Но сначала я хочу вас немного познакомить с автором этого произведения.

Слайды из презентации  № 7, 8,9

    6.Реализация построенного проекта

Все приготовились к чтению.  Как настоящие путешественники мы будем делать остановки по пути. Значит, читать будем с  комментарием и беседой.  Итак, мы отправляемся в захватывающее путешествие, в неизвестную страну и нам с вами встретятся слова, значение которых необходимо объяснить.

Слайд №  10

1 часть

Почему пробуждение Гулливера было непривычным?

Что необычного произошло дальше?

Кого увидел Гулливер

Что сделал Гулливер и что предприняли лилипуты в ответ?

2 часть

Что построили лилипуты и зачем?

Как вы думаете, о чем читал маленький человек? Как повел себя путешественник. Покажите, как он это сделал

Существует язык жестов. Этот язык помогает людям понять друг друга , даже тогда когда они не могут понять друг друга с помощью слов Существуют  такие жесты , которые понятны в любой стране. И Гулливер как опытный путешественник согласился с намерениями маленьких хозяев, кивнув головой, и заверил их в доброжелательном отношении, приложив руку к сердцу.

Физминутка

Чтобы гостя приветствовать

Нужно всем встать

Дорогому гостю уваженье

Поклон низкий в знак сближенья

Знак согласия очень простой-

Это легкий кивок головой

Не согласны- тоже покажем

Головой сердито помашем

Еще пальчиком мы погрозим

На лице недовольство изобразим

Если сильно рассердились-

Ножкой громко топнем

Обрадовались ,развеселились-

Улыбнемся и в ладоши хлопнем.

3 часть

Чем потчевали лилипуты своего гостя?

Почему они принесли ему так много еды?

Ребята, а как вы думаете, можно ли выбить дно  у бочки и осушить ее за несколько глотков?

Давайте посчитаем, какова была высота лилипутской бочки, если она была меньше привычной  человеческой бочки в 12 раз. Высота средней человеческой бочки равняется96 см

Сразу сможем ответить на вопрос задачи? 96:12=8 см

Слайд из презентации №11

4 часть.

Что произошло с Гулливером после еды?

Почему корабельный врач не отреагировал на человечков, мешающих ему спать? Как вы думаете , зачем они усыпили Гулливера?

7 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 Но наши с вами приключения не закончились. Я предлагаю вам составить характеристику нашего героя « Солнышко героя»

        

По одному лучику читаем и не повторяем то, что уже  назвал ваш товарищ. Для этого надо внимательно слушать собеседника.

8.Включение в систему  знаний и повторение

Ребята, а какова основная мысль прочитанного произведения?

Слайд № 13

А теперь нас ждет еще одно небольшое интересное  испытание. Я предлагаю вам смоделировать обложку книги, с отрывком из которой мы познакомились.

Работа в творческой группе.

Представление обложки.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Мы с вами закрыли книги. И наше путешествие тоже закончилось. А как его можно продолжить?

- взять книгу в библиотеке и прочитать

- придумать самому продолжение

-доделать нашу обложку и составить план.

А вам хочется его продолжать? Какое у вас сейчас настроение? Какие трудности возникли на уроке. Заполните, пожалуйста, карточки и оцените свою работу на уроке

Слайд №14

У меня для вас есть домашнее задание, но оно будет в необычной форме.

Слайд из презентации № 15

У каждого свое -на конфете.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения 4 кл Дж.Свифт "Приключения Гулливера"

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по теме : Дж.Свифт "Приключения Гулливера" составлена в соответствии с требованиями к современному уроку. Состоит из 21 слайда....

Конспект урока по литературному чтению по теме «Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»». (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя: знакомство с зарубежными писателями и зарубежной литературой, с произведением Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера».Планируемые результаты:Предметные:знать би...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»»", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с биографией автора и отрывком из произведения зарубежной литературы «Путешествие Гулливера», развитие творческих способностей.Планируемые результаты:...

Технологическая карта урока "Литературное чтение" на тему "Дж. Свифт "Путешествие Гулливера. " (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство с биографией автора и отрывком из произведения зарубежной литературы «Путешествие Гулливера», развитие творческих спо...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Дж. Свифт Путешествие Гулливера", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства с биографией Дж. Свифта и отрывком из произведения зарубежной литературы «Путешествие Гулливера»....

Конструкт урока по литературному чтению на тему Д. Свифт "Путешествие Гулливера"

Конструкт урока по литературному чтению на тему Д. Свифт "Путешествие Гулливера" с использованием приемов смыслового чтения....