Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке (3 класс)
рабочая программа по чтению (3 класс)
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 3 класса разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 и приказ № 1241 от 26.11.2010 г.);
- Примерной программы по учебным предметам. Литературное чтение 1-4 класс, М: Просвещение, 2015 г.;
- Авторской программы по литературному чтению для 1-4 классов под редакцией Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной;
- основной образовательной программы НОО МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1»;
- учебного плана МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1» на 2020-2021 уч.г.;
- годового учебного календарного графика на 2020-2021 уч.г.
Программа ориентирована на использование УМК «Школа России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_na_rodnom_yazyke.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ |
к Основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1» |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1»
УТВЕРЖДАЮ |
Директор МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1» |
___________ О.С.Вельдяева |
Приказ №__________________ |
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке
3 «г» класс
(базовый уровень)
Учитель: Кузнецова Юлия Александровна,
стаж работы – 6 лет,
первая квалификационная категория
Срок освоения программы, учебный год: 1 год, 2020-2021уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 3 класса разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 и приказ № 1241 от 26.11.2010 г.);
- Примерной программы по учебным предметам. Литературное чтение 1-4 класс, М: Просвещение, 2015 г.;
- Авторской программы по литературному чтению для 1-4 классов под редакцией Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной;
- основной образовательной программы НОО МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1»;
- учебного плана МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1» на 2020-2021 уч.г.;
- годового учебного календарного графика на 2020-2021 уч.г.
Программа ориентирована на использование УМК «Школа России».
Цели изучения курса:
- помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной детской литературы, обогатить читательский опыт;
- развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение);
- воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачами курса являются:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
На изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в 3 классе отводится 0,5 часа в неделю.
По годовому календарному учебному графику школы реализация программы рассчитана на I полугодие – 16 недель (всего 16 часов).
В течение года возможны изменения объема количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроками проведения каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1. Ценить и | 1. Самостоятельно | 1. Ориентироваться в | 1. Участвовать в |
принимать | организовывать свое | учебнике: определять | диалоге; слушать и |
следующие базовые | рабочее место в | умения, которые | понимать других, |
ценности: | соответствии с целью | будут сформированы | высказывать свою |
добро»,терпение», | выполнения заданий. | на основе изучения | точку зрения на |
«родина», «природа», | 2. Самостоятельно | данного раздела; | события, поступки. |
«семья», «мир», | определять важность | определять круг | 2.Оформлять свои |
«настоящий друг», | или необходимость | своего незнания; | мысли в устной и |
«справедливость», | выполнения | планировать свою | письменной речи с |
«желание понимать | различных задания в | работу по изучению | учетом своих учебных |
друг друга», | учебном процессе и | незнакомого | и жизненных речевых |
«понимать позицию | жизненных | материала. | ситуаций. |
другого». | ситуациях. | 2. Самостоятельно | 3.Читать вслух и про |
2. Уважение к своему | 3. Определять цель | предполагать, какая | себя тексты |
народу, к другим | учебной деятельности | дополнительная | учебников, других |
народам, терпимость | с помощью | информация буде | художественных и |
кобычаями | самостоятельно. | нужна для изучения | научно-популярных |
традициям других | 4. Определять план | незнакомого | книг, понимать |
народов. | выполнения заданий | материала; | прочитанное. |
3. Освоение | на уроках, внеурочной | отбирать | 4. Выполняя |
личностного смысла | деятельности, | необходимые | различные роли в |
учения; желания | жизненных ситуациях | источники | группе, сотрудничать |
продолжать свою | под руководством | информации среди | в совместном |
учебу. | учителя. | предложенных | решении проблемы |
4. Оценка жизненных | 5. Определять | учителем словарей, | (задачи). |
ситуаций и поступков | правильность | энциклопедий, | 5. Отстаивать свою |
героев | выполненного задания | справочников. | точку зрения, |
художественных | на основе сравнения с | 3. Извлекать | соблюдая правила |
текстов с точки | предыдущими | информацию, | речевого этикета. |
зрения | заданиями, или на | представленную в | 6. Критично |
общечеловеческих | основе различных | разных формах (текст, | относиться к своему |
норм, нравственных и | образцов. | таблица, схема, | мнению |
этических ценностей. | 6. Корректировать | экспонат, модель, а, | 7. Понимать точку |
выполнение задания в | иллюстрация и др.) | зрения другого | |
соответствии с | 4. Представлять | 8. Участвовать в | |
планом, условиями | информацию в виде | работе группы, | |
выполнения, | текста, таблицы, | распределять роли, | |
результатом действий | схемы, в том числе с | договариваться друг с | |
на определенном | помощью ИКТ. | другом. | |
этапе. | 5. Анализировать, | ||
7. Использовать в | сравнивать, | ||
работе литературу, | группировать | ||
инструменты, | различные объекты, | ||
приборы. | явления, факты. | ||
8. Оценка своего | |||
задания по | |||
параметрам, заранее представленным. |
Предметные результаты
Выпускник научится:
- ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно- популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы.
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
- высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
- составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
- воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях.
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текст.
Содержание программы учебного предмета
«Литературное чтение на родном (русском) языке»
Круг детского чтения Знакомство с культурно-историческим наследием России. Произведения устного народного творчества (малые фольклорные жанры, русские народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки) Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор русского народа, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения. Литературоведческая пропедевтика Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Развитие устной и письменной речи. (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование. знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно- следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Самое великое чудо на свете.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. Первопечатник Иван Фёдоров. Фотографии, рисунки, текст — объекты для получения необходимой информации. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. Оценка достижений
Устное народное творчество.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.
Песни народов Сибири. Особенности песен народов Сибири. Выразительное чтение. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.
Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». «Иван-Царевич и Серый Волк». «Сивка-Бурка». Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного и живописного текстов. Проект: «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений.
Сказки народов Сибири. «Шёлковая косточка» ( Алтайская сказка), «Отчего заяц без хвоста» (Якутская сказка»), «Шесть имён медведя» ( Тофаларская сказка).
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
Самое великое чудо на свете. | 4 | |
Устное народное творчество. | 12 | |
ИТОГО | 16 |
Календарно-тематическое планирование предмета
«Литературное чтение на родном (русском) языке»
3 класс (16 часов, 0,5 часа в неделю)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
Самое великое чудо на свете (4 часа) | |||
Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. Вводный урок. | |||
Рукописные книги Древней Руси. | |||
Первопечатник Иван Фёдоров. | |||
Фотографии, рисунки, текст — объекты для получения необходимой информации. | |||
Устное народное творчество (12 часов) | |||
Русские народные песни. Обращение к силам природы. | |||
Лирические народные песни. Шуточные народные песни. | |||
Песни народов Сибири. Особенности песен народов Сибири. Выразительное чтение. | |||
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | |||
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | |||
Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». | |||
Русская народная сказка «Сивка-Бурка». | |||
Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного и живописного текстов. | |||
Викторина по русским народным сказкам. | |||
Сказки народов Сибири. «Шёлковая косточка» ( Алтайская сказка). | |||
Сказки народов Сибири. «Отчего заяц без хвоста» (Якутская сказка»). | |||
Сказки народов Сибири. «Шесть имён медведя» ( Тофаларская сказка). |
Лист корректировки программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО |
на заседании ШМО учителей начальных классов | Заместитель директора по УМР |
Протокол №1 | ___________И.Н. Зиновьева |
от « ___» _______ | «___» ____________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению на родном русскому языку 2 класс
Программа рассчитана на 1 час в неделю...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке на 2 полугодие 1 класса...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 4 класс
Учебно – методический комплекс:Литературное чтение. 4 класс: учебная хрестоматия в 2частях/ Л.А. Ефросинина.- М.: «Вентана – Граф», 2016г....
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке для 1-4 по УМК "Перспектива"...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 4 класс
Рабочая программа для 4 класса рассчитана на 0,5 часа в неделю. Основана на произведениях для детей Донских писателей....