Рабочая программа по литературному чтению на родном русскому языку 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Покровская средняя школа
муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области
Принято на педагогическом совете Протокол № 1 от 28 августа 2020 года | «Утверждаю» Директор МОУ Покровской СШ МО «Цильнинский район» Ульяновской области _______________ Приказ № 144 от 31 августа 2020года |
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Литературное чтение на родном (русском) языке
Класс: 3
Уровень образования: начальное общее
Учитель: ________________________________________
Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего – 34 часа в год, 1 час в неделю
Планирование составлено на основе: Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образованияи науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
Рабочую программу составила учитель: _______________
Согласовано: заместитель директора МОУ Покровской СШ ___________
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №1 от 27 августа 2020 года Руководитель ШМО _______ |
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
- мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературы как источнику получения информации;
- первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову), отраженных в литературных произведениях;
- умение отвечать на вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести, жить с чистой совестью?»;
- умение самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
- способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- стремление понимать красоту поэтического слова (вдумчивое чтение) и употреблять в собственной речи простейшие образные слова и выражения словесном рисовании картин природы из 3 - 5 предложений.
- проявление эмоций в процессе чтения произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний.
- простейшие морально-нравственные понятия и нормы поведения;
- этические суждения из 3-4 предложений о поступке того или иного героя произведения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- самостоятельно формулировать систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
- составлять план решения вопросов совместно с учителем;
- работать в соответствии с заявленным планом;
- корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания;
Обучающиеся получат возможность научиться:
– осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей;
– корректировать свои действия с учетом поставленных задач;
– работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;
– проявлять инициативу при ответе на вопросы и при выполнении заданий;
– адекватно оценивать действия окружающих и свои действия;
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
- устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать; создавать собственное высказывание по аналогии;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
- самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана рассказывать о героях, событии;
Обучающиеся получат возможность научиться:
– пересказывать небольшие по объему и разные по жанру тексты, формулировать выводы;
– участвовать в обсуждении содержания и основной мысли текста;
– ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;
– проявлять инициативу в поиске дополнительной информации;
– создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме;
– понимать структуру построения рассуждения;
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
- составлять высказывания под руководством учителя в устной и письменной форме;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- строить понятные для партнера (собеседника) высказывания;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Обучающиеся получат возможность научиться:
– выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях;
– уважать мнение собеседников;
– принимать участие в подготовке и проведении спектаклей;
– проявлять инициативу и самостоятельность в построении коммуникации;
– контролировать свои действия в коллективной работе;
– оценивать групповую работу и результаты коллективной деятельности;
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
- понимание родной литературы как одной из основных национально - культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
– прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного произведения;
– различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
– использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное, ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
– использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
– для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
– для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
– использовать различные формы интерпретации содержания текстов: для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
– для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
– различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно - популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
– участвовать в обсуждении прослушанного прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Творческая деятельность: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Обучающиеся научатся:
- понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
- читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям и по цепочке;
- рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженными в тексте.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осваивать на практике малые фольклорные жанры (загадку, закличку, считалку, колыбельную) и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация);
- находить иллюстрации, подходящие к конкретным текстам, сравнивать тексты и иллюстрации.
Литературоведческая пропедевтика: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
Обучающиеся научатся
- отличать прозаическое произведение от стихотворного;
- различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку;
- находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки, рифмы);
Обучающиеся получат возможность научиться:
- различать сюжетно-композиционные особенности сказок;
- обнаруживать подвижность границ между жанрами фольклора и литературы (прибаутка может включать в себя и дразнилку; колыбельная песенка — закличку; рассказ — сказку и т. д.)
Содержание учебного предмета, курса
34 ч.
Русское народное творчество(8 ч.)
Пословицы, поговорки, считалки, скороговорки, небылицы. Русские народные сказки:
- Крошечка- Хаврошечка», «Смоляной бочок», «Никита Кожемяка». Былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей».
Фольклор. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки, считалки, загадки, частушки, колыбельные. Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества. Слово как средство создания образа. Считалки и небылицы – малые жанры устного народного творчества. Ритм – основа считалки. Загадки – малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам. Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики». «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». « Гуси лебеди». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказок на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев.
Поэтическая тетрадь. (8 ч.)
Произведения М.Лермонтова «Осень», «Туча». С.Маршак «Ландыш», А.Толстой «Курган», Э.Машковская «Смотрите», Э.Успенский «Все в порядке», В.В.Маяковский для детей.
Произведения выдающихся представителей русской литературы, классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной литературы. Декламация стихотворных произведений наизусть: умение заучивать с помощью иллюстрации и опорных слов. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.
Детство (8 ч.)
К.Паустовский «Вода из реки Лимпопо», Ю.Нагибин «Зимний дуб», ВДрагунский «Агличанин Павля», Э.Успенский «Любимая девочка дяди Фѐдора».
Произведения о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально – нравственных переживаний. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
Мир природы (10 ч.)
В.Алфѐров «На исходе лета», И.Тургенев «Бежин луг», Г.Скребицкий «Маленький лесовод», М.Пришвин «Лягушонок», Д.Мамин-Сибиряк «Медведко», Ю.Дмитриев «Сказки про Мушонка и его друзей».
Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Выборочный пересказ. Оценка планируемых достижений. Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод).
Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Русское народное творчество (8 ч.) | ||||
1 | Пословицы и поговорки, считалки , скороговорки. | 1 | 03.09 | |
2 | Небылицы | 1 | 10.09 | |
3 | Русские народные сказки «Крошечка –Хаврошечка» | 1 | 17.09 | |
4 | Русские народные сказки «Смоляной бячок» | 1 | 24.09 | |
5 | Русские народные сказки «Никита Кожемяка» | 1 | 01.10 | |
6 | Русские народные сказки «Никита Кожемяка». | 1 | 08.10 | |
7 | Былины о русских богатырях. «Добрыня Никитич». | 1 | 15.10 | |
8 | Былины о русских богатырях. «Добрыня и змей». | 1 | 22.10 | |
Поэтическая тетрадь. (8 ч.) | ||||
9 | М. Лермонтов «Осень», «Тучи» | 1 | 05.11 | |
10 | Апполон Майков «Осень» | 1 | 12.11 | |
11 | С. Маршак «Ландыш» | 1 | 19.11 | |
12 | А. Толстой «Курган» | 1 | 26.11 | |
13 | Эмма Мошковская «Смотрите» | 1 | 03.12 | |
14 | Эдуард Успенский «Всё в порядке» | 1 | 10.12 | |
15 | Борис Заходер «Очень вежливый индюк» | 1 | 17.12 | |
16 | Стихи В.В.Маяковского для детей. | 1 | 24.12 | |
Детство (8 ч.) | ||||
17 | К. Паустовский «Вода из реки Лимпопо» | 1 | 14.01 | |
18 | Юрий Нагибин «Зимний дуб» | 1 | 21.01 | |
19 | Юрий Нагибин «Зимний дуб». | 1 | 28.01 | |
20 | В.Драгунский «Англичанин Павля» | 1 | 04.02 | |
21 | В.Драгунский «Англичанин Павля». | 1 | 11.02 | |
22 | Э. Успенский «Любимая девочка дяди Фёдора» | 1 | 18.02 | |
23 | Э. Успенский «Любимая девочка дяди Фёдора». | 1 | 25.02 | |
24 | Э. Успенский «Любимая девочка дяди Фёдора»- | 1 | 04.03 | |
Мир природы (10 ч.) | ||||
25 | Василий Алфёров «На исходе лета» | 1 | 11.03 | |
26 | Василий Алфёров «На исходе лета». | 1 | 18.03 | |
27 | И. Тургенев «Бежин луг» | 1 | 01.04 | |
28 | Г.Скребицкий « Маленький лесовод» | 1 | 08.04 | |
29 | М. Пришвин «Лягушонок» | 1 | 15.04 | |
30 | Д. Мамин – Сибиряк «Медведко» | 1 | 22.04 | |
31 | Юрий Дмитриев «Сказки про Мушонка и его друзей» | 1 | 29.04 | |
32 | Юрий Дмитриев «Сказки про Мушонка и его друзей». | 1 | 06.05 | |
33 | Юрий Дмитриев «Сказки про Мушонка и его друзей»- | 1 | 13.05 | |
34 | Повторение | 1 | 20.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 3 класса
рабочая программа...
Рабочая программа по литературному чтению на родном русскому языку 2 класс
Программа рассчитана на 1 час в неделю...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке на 2 полугодие 1 класса...
Рабочая программа предмета Литературное чтение на родном русском языке, 1-4 классы
В рабочей программе представлены планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке (3 класс)
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 3 класса разработана на основе:Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. ...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 1-4 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 1-4 класс...